Об обтирании на носки.Книга очищения (тахара). Шарх Булуг Аль Марам, шейха Мухамада ибн Хизама.

5 Об обтирании на носки.Книга очищения (тахара).

Список правильных мнений по вопросам,
рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

Автор: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим
форма Об обтирании на носки
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

204. Узаконенность обтирания кожаных носков дома и в пути – узаконено.[ Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы: «Однажды я был вместе с пророком , и когда он взял омовение, я хотел помочь ему снять его кожаные носки, но он сказал: «Оставь их, ведь я надел их на чистые ноги (религиозно чистые – прим. пер.)», а затем протер на них (согласованный). « كنت مع النبي ﷺ فتوضأ فأهويت لأنزع خفيه فقال: دعْهما فإني أدخلتهما طاهرتين فمسح عليهما». Примечание: Некоторые сподвижники считали, что обтирание на носки недозволенно из-за того, что это аннулировано 6-ым аятом из суры аль-Маида (Ибн ‘Аббас, ‘Айша и др.) Затем Ибн ‘Аббас поменял мнение.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=j4A2XD8g3uw

205. Что лучше обтереть кожаные носки или вымыть ноги – если ноги в носках, то лучше не снимать их, а обтереть на носки.[ На это указывает хадис аль-Мугиры (см. сноску 142), ведь пророк   не снял носки для того, чтобы помыть ноги] / Слушать разбор этого вопроса:

206. Условие обтирания, чтобы носки были одеты на религиозно чистые ноги – обязательное условие.[ Довод – хадис в сноске 142. Ведь в нем пришло: «Оставь их, ведь я надел их на омовение», а затем протер их.] / Слушать разбор этого вопроса:

207. Обтирает ли на носки больной недержанием мочи или женщина с болезненными выделениями крови (истихада) – да.[ Потому что в их положении совершенное ими омовение является полноценным очищением.] / Слушать разбор этого вопроса:

208. Если помыл правую ногу и надел правый носок до мытья левой ноги – можно обтирать на носки.[ Ведь если он сделает так, то его правая нога после мытья левой станет религиозно чистой внутри носка. Так же, как если бы он помыл ноги, в то время как они были одеты в носки. Главное, что достигается цель. А мнение большинства (джумхур), что он обязан снять правый носок и заново одеть, то это похоже на игру и забаву, от которой нет пользы.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=haQ9TYE6IXE

209. Можно ли обтирать на носки, если одел их после таяммума (очищение песком) – нет.[ Довод – хадис «Таяммум – очищение мусульманина, но если он найдет воду, то пусть побоится Аллаха, и заденет ею кожу» (хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Земля – очищение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Но если он нашел воду, то пусть побоится Аллаха и заденет ею свою кожу» (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих его цепочек.    «الصعيد وَضوء المسلم و إن لم يجد الماء عشر سنين فإذا وجد الماء فلْيتقِ الله ولْيُمِسَّه بشرتَه».).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=vxmdKKsYEms

210. Если надел носки, затем нарушил омовение, затем одел поверх вторые носки – нельзя обтирать. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=6Z5EFc8ccwI

211. Если надел носки, затем нарушил омовение, затем взял омовение и обтер на носки, затем одел поверх вторые – можно обтирать.[ Вопрос 210 – из-за того, что он одел их не на религиозно чистые ноги. Вопрос 211 – потому что это является полноценным омовением и полноценной религиозной чистотой.] / Слушать разбор этого вопроса:

212. Обтирание на дырявые кожаные носки – узаконено.[ Потому что контексты шариата о кожаных носках пришли без ограничений. Поэтому разграничительная черта в этом вопросе: Если кожаный носок называется носком, то на него можно обтирать, а если его уже нельзя назвать таковым, то нельзя.] / Слушать разбор этого вопроса:

213. Обтирание носков снизу и сверху – не узаконено.[ Довод – хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха  обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=FMUITv3tzZo

214. Какую часть носка протереть достаточно – верхнюю (хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».). / Слушать разбор этого вопроса:

215. Обтирание только задней части стопы (пятки) – не узаконено и недостаточно (хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».). / Слушать разбор этого вопроса:

216. Достаточно ли протереть только верхнюю часть носка или только нижнюю – только верхнюю достаточно, а только нижнюю не узаконено и недостаточно (хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».). / Слушать разбор этого вопроса:

217. Обтирание только той части носка, что выше щиколоток или внутри носка – неузаконено и недостаточно (Довод – хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=6wRqLULzp6w

218. Обтирание носка тряпкой или мытье кожаного носка – обтирание влажной тряпкой достаточно, но противоречит Сунне («…оботрите ваши головы». Приказ обтирания достигается как рукой, так и тряпкой.), а мытье не узаконено и недействительно (хадис ‘Али: «Я считал, что внутренняя сторона носков (низ) более достойна обтирания, нежели их внешняя сторона (верх), пока не увидел, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) обтирает внешнюю сторону носков» (Абу Дауд). Достоверный.  «كنت أرى أن باطن القدمين أحق بالمسح من أعلاهما حتى رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح ظاهرَهما».). / Слушать разбор этого вопроса:

219. От какого религиозного осквернения можно обтирать носки – от малого.[ Довод – хадис Сафуана ибн ‘Ассаля: «Пророк  приказывал нам, если мы выехали в путь, не снимать наши кожаные носки в течение трех дней и трех ночей от большой и малой нужды, и сна, кроме полового осквернения (джанаба)» (ан-Насаи, ат-Тирмизи и др.). Хороший. «كان النبي ﷺ يأمرنا إذا كنا سَفَرا أن لا ننزع خِفافنا ثلاثةَ أيامٍ و لياليهن إلا من جنابة و لكن من غائط و بول و نوم». Примечание: Не только от полового осквернения, но от всего, что нуждается в гусле (менструация, послеродовая кровь и т.д.) ] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=KaPwyYpwPlU

220. Временное ограничение на обтирание носков – находящийся дома обтирает сутки, в пути 3-ое суток.[ Довод – хадис ‘Али: «Пророк  сделал три дня и три ночи для путника, и день и ночь для находящегося дома» (Муслим). «جعل النبي ﷺ ثلاثةَ أيامٍ و لياليهن للمسافر و يوما و ليلة للمقيم». А также хадис Сафуана (хадис Сафуана ибн ‘Ассаля: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приказывал нам, если мы выехали в путь, не снимать наши кожаные носки в течение трех дней и трех ночей от большой и малой нужды, и сна, кроме полового осквернения (джанаба)» (ан-Насаи, ат-Тирмизи и др.). Хороший. «كان النبي ﷺ يأمرنا إذا كنا سَفَرا أن لا ننزع خِفافنا ثلاثةَ أيامٍ و لياليهن إلا من جنابة و لكن من غائط و بول و نوم». Примечание: Не только от полового осквернения, но от всего, что нуждается в гусле (менструация, послеродовая кровь и т.д.)   ).] / Слушать разбор этого вопроса:

221. Когда начинается отсчет времени обтирания носков – с первого обтирания.[ Потому что доводы об обтирании на носки связанны с протиранием, а не с одеванием. К примеру, хадис Абу Бакры, что пророк  разрешил для путника обтирать на кожаные носки три дня и три ночи, а для находящегося дома день и ночь, если взял омовение, а затем надел их (ад-Даракутни, аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек.
«أن النبي ﷺ رخص للمسافر ثلاثة أيام و ليالِيَهن و للمقيم يوما و ليلة إذا تطهر فلبس خفيه أن يمسح عليهما». Примечание: В хадисах не пришло указания на то, как надо обтирать их (сначала правый, затем левый или оба сразу и т.д.), поэтому главное протереть оба носка.] / Слушать разбор этого вопроса:

222. Если истекло время обтирания или снял носки до выхода времени, то портится ли омовение – нет. [ Довод – отсутствие довода на аннулирование омовения.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=We_xIKnxB5o

223. Если человек отправился  в грешный путь, то можно ли ему обтирать на носки – да.[ Потому что хадисы об обтирании на носки обобщенные. Но за такой путь он берет грех.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=geWZzsxbM6s

224. Надел носки, затем испортил омовение, находясь дома, затем не обтирал и поехал в путь – обтирает трое суток (Потому что доводы об обтирании на носки связанны с протиранием, а не с одеванием. К примеру, хадис Абу Бакры, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) разрешил для путника обтирать на кожаные носки три дня и три ночи, а для находящегося дома день и ночь, если взял омовение, а затем надел их (ад-Даракутни, аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек.«أن النبي ﷺ رخص للمسافر ثلاثة أيام و ليالِيَهن و للمقيم يوما و ليلة إذا تطهر فلبس خفيه أن يمسح عليهما». Примечание: В хадисах не пришло указания на то, как надо обтирать их (сначала правый, затем левый или оба сразу и т.д.), поэтому главное протереть оба носка.). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=p6dq9S3N9Ck

225. Надел носки, начал обтирать дома, потом поехал в путь до истечения суток с первого обтирания – может обтирать столько, сколько осталось ему с домашних суток, а затем моет ноги (Потому что доводы об обтирании на носки связанны с протиранием, а не с одеванием. К примеру, хадис Абу Бакры, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) разрешил для путника обтирать на кожаные носки три дня и три ночи, а для находящегося дома день и ночь, если взял омовение, а затем надел их (ад-Даракутни, аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек.«أن النبي ﷺ رخص للمسافر ثلاثة أيام و ليالِيَهن و للمقيم يوما و ليلة إذا تطهر فلبس خفيه أن يمسح عليهما». Примечание: В хадисах не пришло указания на то, как надо обтирать их (сначала правый, затем левый или оба сразу и т.д.), поэтому главное протереть оба носка.). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=lGfPRxEx-Wo

226. Если путник начал обтирать в пути, а затем приехал домой – если в пути обтирал менее суток, то приехав домой может обтирать столько, сколько осталось с этих суток. А если обтирал в пути сутки или более, то по приезду домой должен мыть ноги (Потому что доводы об обтирании на носки связанны с протиранием, а не с одеванием. К примеру, хадис Абу Бакры, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) разрешил для путника обтирать на кожаные носки три дня и три ночи, а для находящегося дома день и ночь, если взял омовение, а затем надел их (ад-Даракутни, аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек.«أن النبي ﷺ رخص للمسافر ثلاثة أيام و ليالِيَهن و للمقيم يوما و ليلة إذا تطهر فلبس خفيه أن يمسح عليهما». Примечание: В хадисах не пришло указания на то, как надо обтирать их (сначала правый, затем левый или оба сразу и т.д.), поэтому главное протереть оба носка.). / Слушать разбор этого вопроса:

227. Обтирание на обычные, а не кожаные носки – узаконено.[Довод – хадис Саубана: «Однажды посланник Аллаха  послал в поход группу людей, и приказал им обтирать на их чалмы и на то, что согревает их ноги» (Ахмад, Абу Дауд и др.). Достоверный. «بعث رسول الله ﷺ سَرِيَّةً فأمرهم أن يمسحوا على العصائب و التساخين». Поэтому если носки согревают ноги, то они входят в этот хадис. Примечание: 1) Это – фетвы некоторых сподвижников – ‘Али, Анаса, Абу Мас’уда аль-Ансари, аль-Бара ибн ‘Азиба и других.          2) Постановления относительно кожаных носков, которые были приведены в этой главе выше, касаются и обычных носков.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=0pnr3UppB-g

228. Обтирание на тонкие носки – узаконено до тех пор, пока эти носки годны для обогревания ног. Если же они слишком тонкие так, что не обогревают, то обтирать на них не узаконено (хадис Саубана: «Однажды посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) послал в поход группу людей, и приказал им обтирать на их чалмы и на то, что согревает их ноги» (Ахмад, Абу Дауд и др.). Достоверный. «بعث رسول الله ﷺ سَرِيَّةً فأمرهم أن يمسحوا على العصائب و التساخين». Поэтому если носки согревают ноги, то они входят в этот хадис. Примечание: 1) Это – фетвы некоторых сподвижников – ‘Али, Анаса, Абу Мас’уда аль-Ансари, аль-Бара ибн ‘Азиба и других. 2) Постановления относительно кожаных носков, которые были приведены в этой главе выше, касаются и обычных носков.). / Слушать разбор этого вопроса:

229. Обтирание на перчатки и никаб – не узаконено. Довод — отсутствие довода на это. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=eyrx1fH67G4

230. Обтирание на портянки – узаконено. Потому что они согревают ноги (хадис Саубана: «Однажды посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) послал в поход группу людей, и приказал им обтирать на их чалмы и на то, что согревает их ноги» (Ахмад, Абу Дауд и др.). Достоверный.«بعث رسول الله ﷺ سَرِيَّةً فأمرهم أن يمسحوا على العصائب و التساخين». Поэтому если носки согревают ноги, то они входят в этот хадис. Примечание: 1) Это – фетвы некоторых сподвижников – ‘Али, Анаса, Абу Мас’уда аль-Ансари, аль-Бара ибн ‘Азиба и других.          2) Постановления относительно кожаных носков, которые были приведены в этой главе выше, касаются и обычных носков.). А также из-за аналогии «В первую очередь» (кияс аль-Ауля), ведь портянки тяжелее снимать, нежели носки. / Слушать разбор этого вопроса:

231. Обтирание на обувь, не закрывающую щиколотки – не узаконено.[Мнения обоих сторон сильные. Те, кто разрешают обтирание на такую обувь приводят хадис с хорошим от ‘Али и с внешне достоверным иснадом от Ибн ‘Умара (но хадис гариб, т.е. редкий) о том, что так делал пророк . Мнение тех, кто не дозволяет это основывается на то, что нет ясного, явного довода на дозволенность, который нельзя понять никак по – другому (основа в поклонении — запрет). К тому же, сандалии и т.п. не покрывают щиколотки, а они входят в границы омовения. А у хадиса ‘Али пришли другие риуаяты, что он взял воду и побрызгал на стопу ноги внутри сандалий и помыл ее в этом состоянии (ан-Насаи). А что касается хадиса Ибн ‘Умара, то имам аль-Бухари указал на то, что этот хадис больной (му‘аль), и привел хадис от Ибн ‘Умара: «Я видел, как посланник Аллаха одевал  сандалии, на которых нет шерсти, а затем брал в них омовение. И я люблю одевать их». «رأيت رسول الله ﷺ يلبس النعال التي ليس فيها شعر و يتوضأ فيها فأنا أحب أن ألبسها».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=248SfXHK9cE

Запись опубликована в рубрике Масх - обтирание носков и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.