Об этикете справления естественной нужды. Шарх Булуг Аль Марам, шейха Мухамада ибн Хизама.

7 Об этикете справления естественной нужды.

Книга очищения (тахара).

Список правильных мнений по вопросам,
рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

Автор: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим
форма Об этикете справления естественной нужд
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

275. Внесение того, в чем есть поминание Аллаха в туалет – нежелательно. Но нежелательность спадает при необходимости.[ Довод – Слова Аллаха: «وَمَن يُعَظِّمْ شَعَائِرَ اللَّهِ فَإِنَّهَا مِن تَقْوَى الْقُلُوبِ». «И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22: 32). Примечание: хадис Анаса: «Когда посланник Аллаха  заходил в туалет, то снимал свой перстень» (Четверо) — отвергаемый (мункар). Иснад хадиса ошибочный (выпал Зияд ибн Са’д от аз — Зухри). А также матн (противоречит тому матну, который передали хафизы). «إذا دخل الخلاء وضع خاتمه». Сохраненная версия: «Пророк  взял себе перстень из серебра, но затем выбросил его». «اتخذ خاتما من وَرِق ثم ألقاه».] / Слушать разбор этого вопроса:

276. Что говорить перед входом в туалет – «Аллахумма инни а’уузу бика миналь хубуси уаль хабаис»[ Т.е. от джиннов обоих полов. Некоторые говорили с сукуном, т.е. «хубси уаль хабаис» — от всякого плохого. Довод – хадис Анаса марфу’ан: «Когда пророк   хотел зайти туалет, то говорил: «О Аллах! Я прибегаю к Тебе от джиннов мужского и женского пола» (Семеро). «إذا دخل الخلاء قال: اللّهم إني أعوذ بك من الخُبُث و الخبائث». Примечание: нет достоверных хадисов о том, что нужно заходить в туалет левой ногой, а выходить правой.] / Слушать разбор этого вопроса:

277. Можно ли поминать Аллаха, находясь в туалете – можно.[ Довод – хадис ‘Айши о том, что пророк  клал свою голову ей на бедро и читал Коран, в то время как у нее была менструация (согласованный). «أن النبي ﷺ كان يَتَّكِؤُ على حِجْرِها و يقرأُ القرآن و هي حائض». Он  читал Коран в непосредственной близи от нечистоты (наджасы), то есть менструальной крови. Поэтому даже если человек сел на унитаз, но не начал справлять нужду, то можно поминать Аллаха. Это нежелательно только во время справления нужды (хадис ‘Айши: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поминал Аллаха во всех состояниях» (Муслим). А имам аль-Бухари привел его в подвешенном состоянии (му’алляк). «كان رسول الله ﷺ يذكر الله على كل أحيانه».).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=FX4AkyKYz_k

278. Узаконено ли подмывание водой – да.[ Довод – хадис Анаса: «Пророк  заходил в место справления нужды, а я и один мальчик несли сосуд с водой и копье, и он  подмывался водой» (согласованный). «كان يدخل الخلاء فأحمل أنا و غلام نحوي إداوة من ماء و عَنَزَةً فيستنجي  بالماء». А также хадис Абу Хурейры о том, что Аллах похвалил людей мечети Куба из-за того, что они использовали воду (хадис Абу Хурейры о том, что Аллах похвалил людей мечети Куба из-за того, что они использовали воду (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек. Достоверным его назвал шейх аль-Альбани. Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям мечети Куба: «Поистине, Аллах похвалил вас». Тогда они сказали: «Мы используем воду после камней» (аль-Баззар) – очень слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Шабиб (очень слабый — уахи), а также Мухаммад ибн ‘Абдуль’азиз аз-Зухри – слабый. Поэтому использование воды и камней вместе не является узаконенным. «سأل أهل قُباءَ فقال: إن الله يثني عليكم قالوا: إنا نُتبِع الحجارة الماء».  Спросили шейха Мукбиля на одном из уроков: «Доходит ли использование сразу и камней и воды до степени нововведения?». Он ответил: «Нет, не доходит, но лучший путь – путь…».).]/ Слушать разбор этого вопроса:

279. Удаление от людей при справлении малой и большой нужды – при большой нужде желательно. А при малой можно не удаляться.[ Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы: «Однажды пророк  сказал мне: «Возьми сосуд», затем удалился так, что скрылся от меня и справил свою нужду» (согласованный).  «قال لي النبي ﷺ: خذِ الإداوة فانطلق حتى توارى عني فقضى حاجته». Также от него: «Если пророк  уходил, то уходил далеко» (Абу Дауд – «ас-Сахих аль-Муснад») и др. хадисы. «إذا ذهب المذهب أبعد».           А что касается справления малой нужды, то довод – хадис Хузейфы о том, что пророк  справил малую нужду  стоя, а он стоял сзади него (согласованный). «أن النبي ﷺ بال قائما و حذيفة قائم عند عَقِبِه». ] / Слушать разбор этого вопроса:

280. Некоторые места, в которых запрещено справление нужды – там, где люди могут собираться или проходить или отдыхать.[Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Бойтесь двух вещей, которые находятся под проклятием: тот, который справляет нужду на дороге людей или в их тени» (Муслим). «اتقوا اللعّانَيْن: الذي يتخلَّى في طريق الناس أو في ظلهم».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=yn61u3XOTLk

281. Разговаривать при справлении нужды – лучше так не делать, но не доходит до степени нежелательности.[Довод — отсутствие довода на нежелательность. Но лучше так не делать, ведь саляфы не делали так, кроме как по нужде — отвечать кому-то, позвать кого-то при сильной нужде, попросить воду и т.п. А что касается хадиса Джабира марфу’ан: «Если двое справляют нужду, то пусть каждый отвернется от своего товарища и не разговаривают, ведь Аллах гневается на это», то он – слабый. И упоминание Джабира – ошибка, но правильно, что он со слов Абу Са’ида (Абу Дауд, Ибн Маджа).          В нем: ‘Ияд ибн Хиляль – неизвестный (маджхуль), а также передача ‘Икримы ибн ‘Аммара от Яхьи ибн Аби Касира – запутанная (мудтариба).  «إذا تغوَّط الرجلان فلْيتواترْ كل واحد منهما عن صاحبه و لا يتحدثا فإن الله يمقُت على ذلك».] / Слушать разбор этого вопроса:

282. Поминание Аллаха во время справления нужды – нежелательно (собирание между хадисом ‘Айши («Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) поминал Аллаха во всех состояниях» (Муслим). А имам аль-Бухари привел его в подвешенном состоянии (му’алляк). «كان رسول الله ﷺ يذكر الله على كل أحيانه».) и хадисами, где пришло о том, что пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) давали салям в то время, когда он справлял малую нужду, и он (Да благословит его Аллах и приветствует) не отвечал на него. Примечание: Тот, кто будет поминать Аллаха в подобных случаях, не получает награду, но получает награду тот, кто оставляет это из-за возвеличивания Аллаха). / Слушать разбор этого вопроса:

283. Дотрагиваться до полового органа правой рукой – при справлении малой нужды запрещено.[ Довод – хадис Абу Катады марфу’ан: «Пусть никто из вас не трогает свой половой орган правой рукой во время справления малой нужды, и пусть никто не вытирается правой рукой после справления нужды, и пусть никто не дышит в посуду» (согласованный).  «لا يمسِكَنَّ أحدكم ذكره بيمينه و هو يبول و لا يتمسحُ من الخلاء بيمينه و لا يتنفسُ في الإناء».] / Слушать разбор этого вопроса:

284  Дотрагиваться до полового органа правой рукой не во время справления нужды – можно. [ Довод – отсутствие довода на запрет. А в хадисе Абу Катады пришел запрет связанный с справлением нужды.] / Слушать разбор этого вопроса:

285. Подмывание правой рукой – запрещено (Довод – хадис Абу Катады марфу’ан: «Пусть никто из вас не трогает свой половой орган правой рукой во время справления малой нужды, и пусть никто не вытирается правой рукой после справления нужды, и пусть никто не дышит в посуду» (согласованный).  «لا يمسِكَنَّ أحدكم ذكره بيمينه و هو يبول و لا يتمسحُ من الخلاء بيمينه و لا يتنفسُ في الإناء».).
/ Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=9aYoUbSDspU

286. Если подмылся правой рукой и очистился, то действительно ли его подмывание – да, но с грехом.[ [Причина постановления очищаться после справления нужды – очищение, а не «только из-за поклонения» (та’аббудия).] / Слушать разбор этого вопроса:

287. Поворачиваться в сторону Каабы передом или задом во время справления нужды – нежелательно.[Довод – собирание между хадисами. Запрет – 1) Хадис Сальмана: «Посланник Аллаха  запретил нам во время справления нужды поворачиваться к Кибле передом или задом, а также подмываться правой рукой, а также подтираться меньше, чем тремя камнями, а также подтираться навозом и костями» (Муслим).«نهانا أن نستقبل القبلة بغائط أو بول أو أن نستنجيَ باليمين أو أن نستنجيَ برجيع أو عظم». 2) Хадис Абу Айюба аль-Ансари марфу’ан: «И не поворачивайтесь во время справления большой и малой нужды в сторону Киблы, но поворачивайтесь в сторону востока и запада» (Семеро). «و لا تستقبلوا القبلة بغائط أو بول و لكنْ شرِّقوا أو غرِّبوا». Дозволено – 1) Хадис Ибн ‘Умара: «Однажды я поднялся на крышу дома Хафсы и увидел, как пророк  справляет свою нужду, повернувшись передом к Шаму и задом к Каабе» (согласованный). «ارتقيت يوما على ظهر بيت حفصةَ فرأيت النبيَ ﷺ يقضي حاجته مستقبلَ الشام مستدبرَ الكعبة». 2) Хадис Джабира: «Пророк  запретил нам поворачиваться передом в сторону Киблы во время справления малой нужды, но я видел за год до его смерти, как он поворачивается передом к ней» (Ахмад – «ас-Сахих аль-Муснад»). «نهانا أن نستقبلَ القبلة ببول فرأيته قبل أن يُقبَض بعام يستقبلها».] / Слушать разбор этого вопроса:

288. Поворачиваться в сторону Иерусалима передом или задом во время справления нужды – разрешено. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=3WbV3-TxCIw

289. Поворачиваться в сторону солнца и луны передом или задом во время справления нужды – разрешено.[Довод на вопросы 288 и 289 – отсутствие довода на запрет или нежелательность.] / Слушать разбор этого вопроса:

290. Подтирание менее чем три раза – не узаконено.[Довод – хадис Сальмана (Довод – собирание между хадисами. Запрет – 1) Хадис Сальмана: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам во время справления нужды поворачиваться к Кибле передом или задом, а также подмываться правой рукой, а также подтираться меньше, чем тремя камнями, а также подтираться навозом и костями» (Муслим). «نهانا أن نستقبل القبلة بغائط أو بول أو أن نستنجيَ باليمين أو أن نستنجيَ برجيع أو عظم». 2) Хадис Абу Айюба аль-Ансари марфу’ан: «И не поворачивайтесь во время справления большой и малой нужды в сторону Киблы, но поворачивайтесь в сторону востока и запада» (Семеро). «و لا تستقبلوا القبلة بغائط أو بول و لكنْ شرِّقوا أو غرِّبوا». Дозволено – 1) Хадис Ибн ‘Умара: «Однажды я поднялся на крышу дома Хафсы и увидел, как пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) справляет свою нужду, повернувшись передом к Шаму и задом к Каабе» (согласованный). «ارتقيت يوما على ظهر بيت حفصةَ فرأيت النبيَ ﷺ يقضي حاجته مستقبلَ الشام مستدبرَ الكعبة». 2) Хадис Джабира: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам поворачиваться передом в сторону Киблы во время справления малой нужды, но я видел за год до его смерти, как он поворачивается передом к ней» (Ахмад – «ас-Сахих аль-Муснад»). «نهانا أن نستقبلَ القبلة ببول فرأيته قبل أن يُقبَض بعام يستقبلها».).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=n9nPSAGDKiY

291. Является ли достаточным подтирание одним камнем или бумагой три раза – да.[Потому что происходит три подтирания и достигается очищение. Сказал шейх Мухаммад ибн Хизам на уроке: «Но лучше подтереться тремя камнями, основываясь на хадис Сальмана, а также, чтобы выйти из разногласия».]  ».).] / Слушать разбор этого вопроса:

292. Если подтирается более чем три раза, то обязательно ли соблюдать нечетность – да.[ Довод – хадис Джабира: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз» (Муслим).
«من استجمر فلْيوتر». Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз. И тот, кто сделает так, тот поступил хорошо, а тот, кто не сделает так, ничего страшного» — слабый.  В нем: Два (2) неизвестных передатчика (маджхуля). «من استجمر فلْيوتر من فعل فقد أحسن و من لا فلا حرج».] / Слушать разбор этого вопроса:

293. Можно ли подмываться или подтираться четным количеством раз – нет (Довод – хадис Джабира: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз» (Муслим). «من استجمر فلْيوتر». Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Тот, кто подтирается, пусть подтирается нечетное количество раз. И тот, кто сделает так, тот поступил хорошо, а тот, кто не сделает так, ничего страшного» — слабый.  В нем: Два (2) неизвестных передатчика (маджхуля). «من استجمر فلْيوتر من فعل فقد أحسن و من لا فلا حرج».). / Слушать разбор этого вопроса:

294. Подтирание сухим навозом и костью – запрещено.[Довод – хадис Сальмана (см. сноску 200) и хадис Ибн Мас’уда о том, что он принес 2 камня и сухой навоз, тогда пророк   взял 2 камня и выбросил сухой навоз (аль-Бухари)  и др. хадисы.«أتى النبي ﷺ الغائط فأمرني أن آتيَه بثلاثة أحجار فوجدت حجرين و لم أجد ثالثا فأتيته بروثة فأخذهما و ترك الروثة و قال: هذا رِكس». Примечание: добавка – «принеси мне камень» (Ахмад) – слабая. «ائتني بحجر». В ней: пропуск, ведь Абу Исхак ат-Таби’и ничего не слышал от ‘Алькамы    ибн Кайса.]/    Слушать    разбор    этого    вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=apilsjT3Hvk

295. Можно ли подтираться чем-либо, кроме воды и камня – да, если этот предмет способен очищать, кроме навоза и костей (Довод хадис Ибн Мас’уда о том, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал джиннам, когда они попросили у него пропитания: «Вам дозволена любая кость, которая попала в ваши руки, если над ней произнесено Имя Аллаха, а также любой навоз для вашего скота» (Муслим). «قال للجن حين سألوه الزاد: لكم كل عظم ذُكر اسم الله عليه يقع في أيديكم و كل بَعْرَة علف لدوابكم». Примечание: некоторые ученые посчитали, что в этом хадисе есть болезнь, но его поддерживает хадис Абу Хурейры в аль-Бухари с похожим смыслом и Хадис Сальмана: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил нам во время справления нужды поворачиваться к Кибле передом или задом, а также подмываться правой рукой, а также подтираться меньше, чем тремя камнями, а также подтираться навозом и костями» (Муслим). «نهانا أن نستقبل القبلة بغائط أو بول أو أن نستنجيَ باليمين أو أن نستنجيَ برجيع أو عظم».). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=N1kf9cJEIo0

296. Почему нельзя подтираться сухим навозом и камнем – из-за того, что навоз – это еда животных джиннов, а кости — еда самих джиннов.[Довод – хадис Ибн Мас’уда о том, что пророк  сказал джиннам, когда они попросили у него пропитания: «Вам дозволена любая кость, которая попала в ваши руки, если над ней произнесено Имя Аллаха, а также любой навоз для вашего скота» (Муслим). «قال للجن حين سألوه الزاد: لكم كل عظم ذُكر اسم الله عليه يقع في أيديكم و كل بَعْرَة علف لدوابكم». Примечание: некоторые ученые посчитали, что в этом хадисе есть болезнь, но его поддерживает хадис Абу Хурейры в аль-Бухари с похожим смыслом.]
/ Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=kfl3KNvyMKE

297. Подтирание листочками свитка Корана или поминания Аллаха или религиозных наук –вероотступничество. / Слушать разбор этого вопроса:

297а. Обязательность прикрывания срамных частей тела (‘аура) при справлении нужды –обязательно.[Довод – хадис Му’ауии ибн Хайда марфу’ан: «Береги свои срамные части тела, кроме как от твоей жены, или от той, которой овладели твои десницы» (Абу Дауд). Хороший. «احفظ عورتك إلا من زوجك أو ما ملكت يمينك» Примечание: хадис ‘Айши марфу’ан: «Тот, кто справляет большую нужду, тот пусть скрывается от людей» (Абу Дауд) – слабый. В нем: Два (2) неизвестных передатчика (маджхуля) «من أتى الغائط فلْيستترْ».] / Слушать разбор этого вопроса:

298. Что говорить при выходе из туалета – ничего.[Довод – отсутствие довода на это. Примечание: хадис ‘Айши: «Когда пророк  выходил из туалета, то говорил: «Гуфранак» (Пятеро) – слабый. В нем: Йусуф ибн Аби Бурда – его положение неизвестно (маджхуль аль-халь). От него передали два передатчика, и никто его не похвалил. Слабым этот хадис назвал шейх Мукбиль. «كان إذا خرج من الغائط قال: غُفْرانَك».] / Слушать разбор этого вопроса:

299. Если подтирается нечистотой, то действительно ли подтирание – да, если достиг очищения.[Нечистотами, которые очищают и не загрязняют религиозно, как шкура мертвечины, которую не продубили и т.п. Примечание: Некоторые сказали, что слово «рикс» (رِكْس) в хадисе Ибн Мас’уда (о том, что он принес 2 камня и сухой навоз, тогда пророк    взял 2 камня и выбросил сухой навоз (аль-Бухари)  и др. хадисы. «أتى النبي ﷺ الغائط فأمرني أن آتيَه بثلاثة أحجار فوجدت حجرين و لم أجد ثالثا فأتيته بروثة فأخذهما و ترك الروثة و قال: هذا رِكس». Примечание: добавка – «принеси мне камень» (Ахмад) – слабая. «ائتني بحجر». В ней: пропуск, ведь Абу Исхак ат-Таби’и ничего не слышал от ‘Алькамы ибн Кайса.  ) означает – нечистота. Сказал Ибн аль-Асир в «ан-Нихая»: «Рикс – слово, смысл которого похож на навоз».] / Слушать разбор этого вопроса:

300. Если подтирается сухим навозом или костью, то действительно ли подтирание – да, но с грехом.[ Ведь достигается очищение от нечистоты и причиной запрета не является «только из-за поклонения» (та’аббудия).] / Слушать разбор этого вопроса:

301. Обязательно ли подтирание или подмывание после справления нужды – да.[ Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Большинство наказания в могиле из-за мочи» (аль-Хаким, ад-Даракутни). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек «أكثر عذاب القبر من البول» и др. многочисленные доводы.] / Слушать разбор этого вопроса:

302. Как садиться при справлении нужды – так как легче и удобнее.[ Довод – отсутствие довода на какую-либо форму сидения. А хадис Суракы ибн Малика: «Посланник Аллаха  научил нас, чтобы в туалете мы садились на левую ногу и поднимали правую» (аль-Бейхакы и др.) – очень слабый. В нем: Два (2) неназванных (мубхама), один неизвестный (маджхуль), и один слабый передатчик (Зам’а ибн Салих).«علَّمَنا رسول الله ﷺ في الخلاء أن نقعد على اليسرى و ننصِب اليمنى».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=736sYM2ODHY

303. Встряхивание полового органа после мочеиспускания – нововведение.[Довод – хадис ‘Айши («Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто» (Муслим) «من عمِل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد»..). Люди из-за наущений, таким образом, пытаются избавиться от нечистоты. Стряхивают, выжимают свой половой орган, кашляют, прыгают, подкладывают тряпочку внутрь нижнего белья и т.п. действия, но все это —  нововведение. А хадис, который пришел относительно этого – выдуманный, у которого нет даже иснада.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=jtHTqa3AcAc

304. Подтираться сразу и водой и камнем (бумагой). И что из этого лучше – сразу и бумагой  и водой   не узаконено, но не доходит до степени нововведения. Но если есть в этом нужда (как болезнь или  мороз на улице и т.п.), то допускается. Вода лучше камня и бумаги.[ Довод – хадис Абу Хурейры о том, что Аллах похвалил людей мечети Куба из-за того, что они использовали воду (Абу Дауд, ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек. Достоверным его назвал шейх аль-Альбани. Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк  сказал людям мечети Куба: «Поистине, Аллах похвалил вас». Тогда они сказали: «Мы используем воду после камней» (аль-Баззар) – очень слабый. В нем: ‘Абдуллах ибн Шабиб (очень слабый — уахи), а также Мухаммад ибн ‘Абдуль’азиз аз-Зухри – слабый. Поэтому использование воды и камней вместе не является узаконенным. «سأل أهل قُباءَ فقال: إن الله يثني عليكم قالوا: إنا نُتبِع الحجارة الماء».  Спросили шейха Мукбиля на одном из уроков: «Доходит ли использование сразу и камней и воды до степени нововведения?». Он ответил: «Нет, не доходит, но лучший путь – путь…».]/ Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=JBNeXk1N0lY

305. Мочиться в нору животного – как минимум нежелательно.[Довод – отсутствие довода  на запрет. Пришел хадис со слов ‘Абдуллаха ибн Сарджиса, что пророк  запретил мочиться в нору животного (Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи). «نهى أن يُبالَ  في الجحر». Он по дороге Катыды (мудаллис), который не заявил явно, что слышал от сподвижника. Ахмад отрицал то, что Катада слышал хадисы от этого сподвижника, а Абу Зур’а утверждал. И слово утверждающего ставится перед словом отрицающего. Шейх аль-Альбани сказал, что хадис — слабый. Шейх Мукбиль назвал его достоверным из-за того, что считал Катаду из 2-ой группы мудаллисов (кому прощается тадлис из-за множества хадисов, которые передает). Ученые фикха считают, что запрет тут в смысле нежелательности, а аш-Шаукани сказал, что имеется в виду запрет (тахрим). И основа – запрет, а не нежелательность. Поэтому если хадис достоверный, то запрещено, а если слабый, то нет запрета на это, но все равно лучше сторониться этого по другим причинам.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=iycHu8OWuRQ

306. Мочиться стоя – узаконено, но основа – сидя.[Довод – хадис Хузейфы (см. сноску 194). А основа – сидя из-за хадиса ‘Айши: «Кто скажет вам, что посланник Аллаха  мочился стоя, тот соврал» (согласованный). «من حدَّثكم أن رسول الله ﷺ بال قائماً فقد كذب    ». Примечание: Но нужно сторониться того, чтобы мочиться стоя на твердую поверхность земли или при сильном ветре и т.п.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=m0m38srAgNU

307. Мочиться на рыхлую поверхность – желательно.[ Довод – хадисы об отстранении от мочи. Хадис Абу Хурейры (см. сноску 211), хадис о тех двух, один из которых наказывался в могиле из-за того, что не сторонился мочи и др. доводы. Примечание: хадис Абу Мусы марфу’ан: «Если один из вас хочет помочиться, то пусть приготовит для этого рыхлое место» (Ахмад, Абу Дауд) – слабый. В нем: Неназванный передатчик (мубхам). «إذا بال أحدكم فلْيرتد لبوله».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=rYvmnqwnafc

308. Мочиться в бане – если моча имеет выход и не задерживается в бане, то разрешено, а иначе нет.[Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля марфу’ан: «Пусть никто из вас не мочится в том месте, где он моется, ведь большинство наущений от этого» (Ахмад, Абу Дауд – «ас-Сахих аль-Муснад»). «لا ببولن أحدكم في مُستَحَمِّه فإن عامة الوسواس منه». Примечание: Почему не скажем, что запрещено, ведь в хадисе не пришло разделения? Ответ: в хадисе пришла причина запрета – «ведь большинство наущений от этого».] / Слушать разбор этого вопроса:

Реклама
Запись опубликована в рубрике Справление нужды адабы.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.