О малом омовении (вуду). Шарх Булуг Аль Марам, шейха Мухамада ибн Хизама.

4 О малом омовении (вуду).

Книга очищения (тахара).

Список правильных мнений по вопросам,
рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

Автор: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим
форма О малом омовении  (вуду).
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
118. Намерение для омовения – условие (шарт) действительности омовения.[Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются по намерениям» (согласованный). «إنما الأعمال بالنيات».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=sQPfyPrQVpA
119. Произнесение намерения вслух – нововведение (бид’а).[ Довод – отсутствие довода на это. И приближение к Аллаху тем, что Он не узаконил – нововведение.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=QUbuW8M7rpA
120. Использование сивака при омовении – желательно (мустахабб).[ Довод – со слов Абу Хурейры марфу’ан: «Если бы я не желал облегчения для моей общины, то повелел бы им использовать сивак перед каждым намазом» (согласованный). Пришел риуаят: «во время каждого омовения» (Ахмад). «لو لا أن أشق على أمتي لأمرتُهم بالسواك عند كل الصلاة» «مع كل وُضوءٍ».] / Слушать разбор этого вопроса:

121. Когда желательно использовать сивак – перед или при малом омовении, перед намазом, перед чтением Корана, перед входом в дом, при изменении запаха изо рта, при просыпании ото сна.[ 1) Вообще сивак – желателен всегда. Довод – со слов ‘Айши марфу’ан: «Сивак – очищение для рта и довольство Аллаха» (Ахмад, ан-Насаи и др.) Достоверный. «السواك مُطَهِّرة للفم مرضاة للرب». 2) Перед омовением или во время омовения. Довод – риуаят у имама Ахмада и других: «во время каждого омовения». 3) Перед намазом. Довод – согласованный хадис Абу Хурейры (см. сноску 77). 4) Во время чтения Корана. Довод – хадис ‘Али: «Поистине, если человек почистит зубы сиваком, затем встанет на намаз, то ангел встает позади него. Он слушает, как тот читает Коран, затем он прикладывает свой рот ко рту человека, и все, что выходит из его рта из чтения Корана, непременно попадает внутрь ангела. Поэтому очищайте свои рты для Корана» Слабый марфу’ан, но достоверен маукуфан. И его постановление — марфу’.
«إن العبدَ إذا تسوك ثم قام يصلي قام الملك خلفه فتسمع لقرآءته فيدنو منه حتى يضع فاه على فيه فما يخرج من فيه شيء من القرآن إلا صار في جوف الملك فطهروا أفواهكم للقرآن». А также можно провести аналогию чтения Корана на намаз, ведь и то и другое – общение с Аллахом. 5) После сна. Довод – хадис Хузейфы: «Когда пророк просыпался ото сна, то чистил свой рот сиваком» (согласованный).«كان النبي ﷺ إذا قام من النوم يشوص فاه بالسواك». 6) Перед входом в дом. Довод – хадис ‘Айши: «Когда пророк заходил домой, то начинал с чистки зубов» (Муслим) «كان النبي ﷺ إذا دخل منزله يبدأ بالسواك».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=iRItURO96M4
122. Чистить зубы пальцем при омовении – не узаконено.[ Все хадисы, которые пришли относительно этого слабые.] / Слушать разбор этого вопроса:

123. Распространяются ли достоинства сивака на зубную щетку – да.[ Довод – аналогия на сивак. Ведь этим очищается рот, значит, Аллах доволен (см. хадис в 1-ом пункте сноски 78).] / / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=kVCL5_SVZHo
124. Какой рукой держать сивак при его использовании – правой.[ Довод – достоверный хадис ‘Айши, что перед смертью пророка она взяла сивак из рук брата ‘Абдуррахмана и дала ему . Он почистил им зубы. И она не упомянула, что он переложил сивак в левую руку, тогда, как известно, что брал правой рукой.«أن النبي ﷺ في مرض موته نظر إلى سواك في يد عبد الرحمن قالت: أعطني هذا السواك فأعطانيه فقمضته ثم مضغته ثم أعطيته النبي ﷺ فاستن به و هو مستند إلى صدري».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=cQSmCrnM0P8
125. Мытье кистей рук до омовения – желательно.[ Довод – хадис об омовении ‘Усмана, в котором пришло, что он помыл руки перед омовением 3 раза. Затем поднял этот хадис до пророка (согласованный). Но то, что это не обязательно, а желательно – единогласно. «أن عثمانَ دعا بوَضوءٍ فغسل كفيه ثلاث مراتٍ…ثم قال: رأيت رسول الله ﷺ توضأ نَحْوَ وُضوئي هذا».] / Слушать разбор этого вопроса:

126. Что такое полоскание рта – набирание воды в рот, и не ставится условием ее поворачивание во рту или выплевывание. / Слушать разбор этого вопроса:

127. Постановление о полоскании рта (мадмада) и набирания воды в нос (истиншак) при омовении – полоскание рта – желательно (мустахабб), а носа – обязательно (уаджиб).[ Довод на обязательность полоскания носа (истиншак) – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас совершает омовение, то пусть наберет воды в нос, а затем высморкается» (согласованный) «إذا توضأ أحدكم فلْيجعلْ في أنفه ماء ثم لِيستنثر». А на полоскание рта (мадмада) не пришло достоверного довода с приказом, но пришел хадис ‘Усмана (см. сноска 82), что он полоскал рот во время рта. Это указывает только на желательность. Примечание: Что касается полоскания рта и носа, то это не обязательно во время гусля, потому что не пришло приказа на них в гусле.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=8927wRAVGpM
128. Постановление о высмаркивании воды из носа при омовении – обязательно.[ Довод – хадис Абу Хурейры-марфу’ан: «Если один из вас совершает омовение, то пусть наберет воды в нос, а затем высморкается» (согласованный) «إذا توضأ أحدكم فلْيجعلْ في أنفه ماء ثم لِيستنثر». А на полоскание рта (мадмада) не пришло достоверного довода с приказом, но пришел хадис ‘Усмана (см. сноска 82), что он полоскал рот во время рта. Это указывает только на желательность. Примечание: Что касается полоскания рта и носа, то это не обязательно во время гусля, потому что не пришло приказа на них в гусле. ) и другие доводы.] / Слушать разбор этого вопроса:

129. Какой рукой высмаркиваться – левой.[ Довод – хадис ‘Али о том, что пророк высмаркивался левой рукой (ан-Насаи и др.). «أن النبي ﷺ استنثر بيده اليسرى».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=X1RkhWyYLOw
130. Мытье лица при омовении – обязательно (уаджиб) и столп (рукн) омовения.[ Довод – Слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=jja4NrvLMJU
131. Границы лица – сверху: начиная с того места, где обычно начинают рост волосы надо лбом и до нижней внешней части подбородка, и сбоку: с границ ушного отверстия до противоположного ушного отверстия. / Слушать разбор этого вопроса:

132. Белизна между ухом и бородой – необходимо мыть.[Потому что она входит в границы лица. Люди видят ее, когда смотрят на человека, если у него нет бороды.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=4ir1EbxR_vQ
133. Нужно ли мыть волосы (бакенбарды, волосы на скулах и на подбородке) на лице – да. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=0lwECWcLlW4
134. Треугольники над краями лба свободные от волос — необходимо мыть. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Rfa7OzH8L9Q
135. Нужно ли мыть виски и волосы между ухом и лбом – нет.[ 133 и 134 – входят в границу лица. А 135 не входит в лицо, а входит в границу головы.] / Слушать разбор этого вопроса:

136. Нужно ли мыть кожу под волосами лица – если волосы густые (не видно кожу), то не надо, если редкие, то надо.[Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк взял горсть воды и прополоскал ею рот и нос, а затем взял другую горсть воды и помыл ею лицо… (аль-Бухари). И известно, что его борода была густая. Поэтому если бы нужно было мыть кожу под волосами, то невозможно было бы достигнуть этого посредством одной горсти воды.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Mix-AqOkJ4M
137. Если человек помыл волосы на лице, а затем удалил их, то сохраняется ли его омовение – да. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=lvPtBbLDy3g
138. Закапывание воды в глаза при омовении – не узаконено.[ Довод на 137 вопрос – отсутствие довода на аннулирование омовения. На 138 вопрос — нет приказа на это в шариате. А также в этом большие затруднения, что противоречит нашему шариату.] / Слушать разбор этого вопроса:

139. Мытье бороды, спускающейся ниже подбородка – необязательно. Потому что она не входит в лицо. / Слушать разбор этого вопроса:

140. Мытье рук до локтей – обязательно и столп омовения.[ Довод – «فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ». «…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей».] / Слушать разбор этого вопроса:

141. Входят ли локти в обязательность омовения – да.[Довод – хадис Абу Хурейры о том, что пророк во время омовения мыл локти рук так, что даже начал заходить в предплечье, а также стопы так, что даже начал заходить в голень (Муслим). Этот хадис разъясняет приказ в Коране (см. сноску 91). «غسل يديه حتى أشرع في العضد ثم غسل رجليه حتى أشرع في الساق».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=8uKV5n-gSJY
142. Нужно ли мыть кисти при омовении рук, если ты помыл их до омовения трижды – да.[ Мытье в первый раз было желательным, а в этот раз — столп омовения. И кисти входят в понятие «руки» («فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ». «…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей».).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Vm2u4rTt-S8
143. Если у человека лишний палец или рука – если они растут в том месте, мыть которое обязательно, то их нужно мыть, а иначе нет. / Слушать разбор этого вопроса:

144. Если у человека отсутствует часть руки – моет ту часть, которая осталась в том месте, мыть которую обязательно. / Слушать разбор этого вопроса:

145. Мытье протеза руки – необязательно.[ Довод – «и ваши руки до локтей». А протез не из рук человека. Но если протез в границах омовения, то см. вопрос 144.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=oSjjL3kQxiA
146. Если у человека грязь под ногтями, мешающая проникновению воды в эти области – надо ее убрать. / Слушать разбор этого вопроса:

147. Обтирание головы – обязательно и столп омовения.[Довод – Слова Аллаха: «وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ». «…оботрите ваши головы».] / Слушать разбор этого вопроса:

148. Какую часть головы достаточно обтереть при омовении – то, что называется обтиранием.[ Довод – слово аята пришло без ограничений. Поэтому это возвращается к обычаю. К тому же, пришли достоверные асары от Ибн ‘Умара и Салямы ибн уль-Акуа’, что они считали ограничение обтирать часть головы достаточным. Примечание: Речь идет лишь о достаточности для омовения, и нет сомнений, что обтирание всей головы лучше.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=tb5yLmpE2EQ
149. Обтирание головы влажной тряпкой (влага попадает на голову) – можно, но противоречит Сунне.[Довод – «…оботрите ваши головы». Приказ обтирания достигается как рукой, так и тряпкой.] / Слушать разбор этого вопроса:

150. Мытье головы вместо обтирания (засунул в воду и высунул без обтирания) – неузаконено.[Довод – хадис со слов ‘Айши: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто» (Муслим) «من عمِل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد». В Коране пришел приказ обтирать голову. А также в Сунне пришло обтирание.] / Слушать разбор этого вопроса:

151. Обтирание шеи при омовении – нововведение (бид’а).[ Довод – вышеупомянутый хадис (см. сноску 98). И поклонение Аллаху тем, что Он не узаконил – нововведение.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=fUHwDDNgRMQ
152. Мытье стоп до щиколоток – обязательно и столп омовения.[ Довод – аят: «وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ». «и умойте ваши ноги до щиколоток». Хадис — «Горе пяткам от Огня». «ويل للأعقاب من النار».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=VCc0rOacxKw
153. Что такое щиколотки – две выделяющиеся кости на верхней части стопы. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=eTvjYqqbqV0
154. Входят ли щиколотки в обязательность омовения – да.[Довод – хадис Абу Хурейры о том, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) во время омовения мыл локти рук так, что даже начал заходить в предплечье, а также стопы так, что даже начал заходить в голень (Муслим). Этот хадис разъясняет приказ в Коране («فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ». «…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей».). «غسل يديه حتى أشرع في العضد ثم غسل رجليه حتى أشرع في الساق».] / / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=C-A7EQs92CQ
155. Мытье одной части тела более трех раз при омовении – запрещено.[ Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра марфу’ан: «Тот, кто добавил больше трех раз, тот поступил плохо, преступил границы и поступил несправедливо» (Ахмад, Абу Дауд). Хороший. «فمن زاد على الثلاث فقد أساء و تعدى و ظلم».] / Слушать разбор этого вопроса:

156. Действительно ли омовение, в котором помыли одну часть тела более трех раз – да, но с грехом.[ Потому что не пришел запрет на саму сущность подобного омовения (см. уроки по «Усуль аль-фикх»).] / Слушать разбор этого вопроса:

157. Если есть сомнение, помыл ли орган омовения два раза или три, то можно ли помыть еще раз – да.[ Правило — «Убежденность не уходит из-за сомнения». Поэтому действуешь по убежденности.] / Слушать разбор этого вопроса:

158. Мытье одной части тела всего один раз при омовении – разрешено ограничиться этим.[Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) взял горсть воды и прополоскал ею рот и нос, а затем взял другую горсть воды и помыл ею лицо… (аль-Бухари). И известно, что его (Да благословит его Аллах и приветствует) борода была густая. Поэтому если бы нужно было мыть кожу под волосами, то невозможно было бы достигнуть этого посредством одной горсти воды.] / Слушать разбор этого вопроса:

159. Мытье некоторых частей тела один раз, а некоторых два или три в одном омовении – узаконено.[ Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда о том, что пророк помыл лицо три раза, затем руки два раза, затем протер голову один раз (согласованный) «توضأ فغسل وجهه ثلاثا و غسل يديه مرتين و مسح برأسه مرة».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=-_RP9WhlBfE
160. Обтирание головы более одного раза – неузаконено.[ Довод – хадис ‘Айши (см. сноску 98). В Сунне пришло, что обтирание головы – один раз. Довод – со слов ‘Али: «И протер голову один раз» (Трое). Достоверный. «قال: ومسح برأسه واحدة». А хадисы про 3 раза – недостоверные.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=C51h1_0h-7M
161. Как обтирать голову при омовении – начиная с передней части головы и до затылка включительно.[ Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда: «Начал с передней части головы и протер до затылка, затем вернулся на то место, с которого начал» (согласованный) «بدأ بمقدمة رأسه حتى ذهب بهما إلى قَفاهُ ثم ردهما إلى المكان الذي بدأ منه».] / Слушать разбор этого вопроса:

162. Являются ли уши частью головы – да, но хадис об этом слабый. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=HoJUjmEfgHo
163. Постановление обтирания ушей – желательно.[ Довод – в контекстах шариата не пришло приказа обтирать уши, но пришло действие пророка . От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что он протер голову, а затем засунул указательные пальцы в уши, а большими пальцами протер внешнюю часть ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Хороший. «ثم مسح برأسه و أدخل إصبعيه السباحتين في أُذُنه ومسح بإبهاميه ظاهرَ أُذُنيه».] / Слушать разбор этого вопроса:

164. Как обтирать уши – внутреннюю раковину и отверстие ушей указательным пальцем, а внешнюю часть ушей большим пальцем (Довод – в контекстах шариата не пришло приказа обтирать уши, но пришло действие пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что он (Да благословит его Аллах и приветствует) протер голову, а затем засунул указательные пальцы в уши, а большими пальцами протер внешнюю часть ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Хороший. «ثم مسح برأسه و أدخل إصبعيه السباحتين في أُذُنه ومسح بإبهاميه ظاهرَ أُذُنيه».). / / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=E52e0I0uqlY
165. Если обтер уши, то можно ли не обтирать голову – нет.[Некоторые ученые передали единогласное мнение. И никто не понимает из выражения «протер голову» — только уши.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=3oavm0Pqhug

166. Высмаркивание после ночного сна – обязательно три раза во время малого омовения.[Довод – один из риуаятов хадиса Абу Хурейры: «Если один из вас проснется от ночного сна и совершит омовение, то пусть высморкается три раза, ведь шайтан ночует внутри его носа» (аль-Бухари).
«إذا استيقظ أحدكم من نومه فتوضأ فلْيستنثر ثلاثا فإن الشيطانَ يبيت على خَيشومه». Примечание: Если во время этого омовения высморкается один раз, а не три, то омовение действительно с грехом, ведь приказ не касается самого омовения (см. уроки по «Усуль аль-Фикх»).] / Слушать разбор этого вопроса:

167. Мытье рук после ночного сна – обязательно три раза перед опусканием рук в сосуд.[ Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас проснулся ото сна, то пусть не опускает свои руки в сосуд, кроме как, помыв их прежде три раза, ведь он не знает, где ночевала его рука» (согласованный).«إذا استيقظ أحدكم من نومه فلا يغْمِسْ يده في الإناء حتى يغسلَها ثلاثا فإنه لا يدري أين باتت يده». ] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=MwqbA0Lq_D0
168. Нужно ли мыть руки после пробуждения от дневного сна – нет.[ В хадисе имеется в виду только ночной сон. Ведь пришло «ночевала его рука» (хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если один из вас проснулся ото сна, то пусть не опускает свои руки в сосуд, кроме как, помыв их прежде три раза, ведь он не знает, где ночевала его рука» (согласованный). «إذا استيقظ أحدكم من نومه فلا يغْمِسْ يده في الإناء حتى يغسلَها ثلاثا فإنه لا يدري أين باتت يده».).] / Слушать разбор этого вопроса:

169. Почему нужно мыть руки после ночного сна – шайтан может что-либо делать с ними.[ Ведь причина в хадисе связана с рукой, поэтому исключается причина «только из-за поклонения» (та’аббудия). А также исключается то, что человек может касаться рукой нечистых мест, ведь тогда бы хадис не распространялся на того, кто ночевал в перчатках, крепко привязав их к рукам. Но хадис общий, поэтому остается только первая причина.] / Слушать разбор этого вопроса:

170. Если опустил руки в сосуд после ночного сна, не помыв их предварительно, то, что с водой – она чистая, не наджас (Ведь причина в хадисе связана с рукой, поэтому исключается причина «только из-за поклонения» (та’аббудия). А также исключается то, что человек может касаться рукой нечистых мест, ведь тогда бы хадис не распространялся на того, кто ночевал в перчатках, крепко привязав их к рукам. Но хадис общий, поэтому остается только первая причина.). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=NXDoeLstCg8
171. Если рука во время сна была одета во что-либо – все равно надо мыть (Ведь причина в хадисе связана с рукой, поэтому исключается причина «только из-за поклонения» (та’аббудия). А также исключается то, что человек может касаться рукой нечистых мест, ведь тогда бы хадис не распространялся на того, кто ночевал в перчатках, крепко привязав их к рукам. Но хадис общий, поэтому остается только первая причина.). / Слушать разбор этого вопроса:

172. Нуждается ли мытье рук после ночного сна в намерении – нет (Ведь причина в хадисе связана с рукой, поэтому исключается причина «только из-за поклонения» (та’аббудия). А также исключается то, что человек может касаться рукой нечистых мест, ведь тогда бы хадис не распространялся на того, кто ночевал в перчатках, крепко привязав их к рукам. Но хадис общий, поэтому остается только первая причина.). / Слушать разбор этого вопроса:

173. Что значит полноценно взять омовение – это выражение имеет два значения: 1. выполнить омовение, совершив все обязательные и желательные его действия 2. чтобы все обязательные органы тела были задеты водой (условие действительности омовения).[ Довод на 1-ый пункт – хадис Усамы ибн Зейда о том, что пророк спустился с ‘Арафата и в одном из ущелий справил малую нужду, а затем взял неполноценное малое омовение (согласованный).«أنه دفع مع النبي ﷺ من عرفة فنزل بالشعب قال: فبال و توضأ و لم يُسبغِ الوُضوء». Довод на 2-ой пункт – хадис Абу Хурейры о том, кто плохо помолился. Там сказано: «Если хочешь встать на намаз, то возьми полноценное омовение, затем направься к Кибле…» (согласованный) «إذا قمت إلى الصلاة فأسبغِ الوُضوء ثم استقبلِ القبلة…».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=whGqh3p7CTI
174. Промывание между пальцами при омовении – желательно, но если вода не проникает между пальцами, кроме как промыванием, тогда обязательно.[ Довод – хадис Лакыты ибн Сабира марфу’ан: «Совершай омовение полноценным образом, и промывай между пальцами, и глубоко набирай воду внутрь при полоскании носа, кроме как если ты постящийся» (Четверо). Достоверный.«أسبغِ الوُضوءَ و خلل بين الأصابع و بالغْ في الاستنشاق إلا أن تكونَ صائما». Цель промывания между пальцами – попадание воды в эти места, и, если она попадает без протирания, то омовение действительно. Это и есть то, что уводит приказ на желательность.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=i9jkSe_-Qi8
175. Является ли узаконенным промывать между пальцами ног мизинцем – нет.[Ученые, которые считают ‘Абдуллаха ибн Ляхи’у слабым в любом случае (как шейх Мукбиль) не считают это за Сунну. А те ученые, которые считают, что передача ‘Абдуллаха ибн Уахба (и вообще ‘Абадиля) от него достоверной, то они считают это за Сунну. ] / Слушать разбор этого вопроса:

176. Глубокое набирание воды в нос при омовении – желательно.[ Довод – если бы это было бы обязательным, то нельзя было бы оставлять даже тому, кто постится (Довод – хадис Лакыты ибн Сабира марфу’ан: «Совершай омовение полноценным образом, и промывай между пальцами, и глубоко набирай воду внутрь при полоскании носа, кроме как если ты постящийся» (Четверо). Достоверный. «أسبغِ الوُضوءَ و خلل بين الأصابع و بالغْ في الاستنشاق إلا أن تكونَ صائما». Цель промывания между пальцами – попадание воды в эти места, и, если она попадает без протирания, то омовение действительно. Это и есть то, что уводит приказ на желательность.).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=XIqMab_9f0w
177. Протирание густой бороды при омовении – желательно.[ Довод – нет приказа на это. Но пришел хадис ‘Усмана о том, что пророк протирал бороду во время омовения (ат-Тирмизи). Достоверный из-за поддерживающих цепочек. «كان يُخَلِّلُ لِحْيَتَهُ في الوُضوء».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=ra4mZ0fHHeY
178. Что значит густая и редкая борода – если при разговоре с человеком видно кожу лица под бородой, то борода редкая, а иначе густая.[ А что касается мнения о том, что это возвращается к обычаю людей, то ведь обычай у людей бывает разный.] / Слушать разбор этого вопроса:

179. Если часть бороды густая, а часть редкая – нужно мыть ту часть кожи лица, которая под редкой бородой, а под густой необязательно (Довод – хадис Ибн ‘Аббаса о том, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) взял горсть воды и прополоскал ею рот и нос, а затем взял другую горсть воды и помыл ею лицо… (аль-Бухари). И известно, что его (Да благословит его Аллах и приветствует) борода была густая. Поэтому если бы нужно было мыть кожу под волосами, то невозможно было бы достигнуть этого посредством одной горсти воды.). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=N—uAl7rG3g
180. Растирание органов тела при омовении – желательно, но если вода не попадает на орган тела, кроме как растиранием, тогда обязательно.[ Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда о том, что пророку принесли 2/3 мудды воды и он стал растирать ею локти (Ахмад и Ибн Хузейма). Достоверный «أن النبيَ ﷺ أُتيَ بثُلُثَي مُدٍّ فجعل يدلك ذِراعيه». Постановление тут, как в вопросе 174.] .). / Слушать разбор этого вопроса:http://www.youtube.com/watch?v=s3iBsZgqe5w
181. Нужно ли брать новую воду для обтирания ушей – нет. [Хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда о том, что пророк взял для ушей новую воду (аль-Бейхакы) — отклоненный (шазз). В нем: 3 противоречат 6-ым. «أن النبيَ ﷺ أخذ لأُذُنيه ماء غير الماءِ الذي أخذه لرأسه». И он противоречит хадису у Муслима (см. сноску 123: Ведь вода до сих пор остается чистой и очищающей (тахур). Но это противоречит хадису ‘Абдуллаха ибн Зейда: «И он протер голову не той водой, которая осталась после мытья рук» (Муслим) «ومسح برأسه بماء غيرِ فضل يديه».).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=t1F5Aqe3w3c
182. Обтирание головы водой, которая осталась после мытья рук – разрешено, но противоречит Сунне.[ Ведь вода до сих пор остается чистой и очищающей (тахур). Но это противоречит хадису ‘Абдуллаха ибн Зейда: «И он протер голову не той водой, которая осталась после мытья рук» (Муслим) «ومسح برأسه بماء غيرِ فضل يديه».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=kFbNKsajxrQ
183. Узаконено ли во время омовения мыть руки и ноги выше локтей и щиколоток – нет. [Добавка в хадисе Абу Хурейры (согласованный): «…и пусть тот, кто может удлинить свои следы на ногах и лбу, тот пусть сделает это» — не слова пророка , а слова Абу Хурейры (мудрадж). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=JBMQhNjZF1Y

184. Начинать справа при мытье органов тела – желательно.[ Довод – 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Когда вы одеваете одежду и берете омовение, то начинайте справа» (Абу Дауд, Ибн Маджа и др.). Достоверный. «إذا لبستم و إذا توضأتم فابدءُوا بميامنكم.» 2) Хадис ‘Айши: «Пророку нравилось начинать справа при одевании обуви, расчесывании волос, при омовении, а также во всех его делах» (согласованный).«كان النبي ﷺ يُعْجِبُه التيمُّن في تَنَعُّله و تَرَجُّله و طَهوره و في شأنه كله». Единогласное мнение на желательность начинать справа при омовении передал Ибн уль-Мунзир. Оно уводит приказ на желательность. А противоречие Ибн Хазма не вредит, ведь Ибн уль-Мунзир жил до него. Примечание: Уши, щеки, кисти (3 раза) не является желательным начинать справа.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=x6_YpXV1EWM

185. Обтирание чалмы – узаконено.[Довод – хадис ‘Амра ибн Умейи: «Я видел, как пророк протер чалму и кожаные носки (хуффы)» (аль-Бухари).«رأيت رسولَ الله ﷺ يمسح على عمامته وخُفَّيه».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=BAoKeY8eJNE
186. Если обтер чуб вместе с обтиранием чалмы – узаконено.[Довод – хадис аль-Мугиры ибн Шу’бы о том, что пророк протер чуб, а затем чалму и кожаные носки. (Муслим). «توضأ فمسح بناصيته و على العمامة و الخُفَّين». Примечание: Шафииты и др. считают, что протирание чалмы узаконено при условии протирания части головы (чуба). Но правильное мнение, что оба варианта протирания чалмы узаконены.] / Слушать разбор этого вопроса:

187. Как обтирать чалму – как голову.[Описание этого не пришло в шариате. Поэтому обтирается так же, как обтирается голова.] / Слушать разбор этого вопроса:

188. Обтирание ушей после обтирания чалмы – желательно.[Не пришло в Сунне, что уши обтираются вместе с чалмой, поэтому уши остаются на желательности (От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра о том, что он (Да благословит его Аллах и приветствует) протер голову, а затем засунул указательные пальцы в уши, а большими пальцами протер внешнюю часть ушей (Абу Дауд, ан-Насаи). Хороший. «ثم مسح برأسه و أدخل إصبعيه السباحتين في أُذُنه ومسح بإبهاميه ظاهرَ أُذُنيه». ).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=nK5-3ewIQGI

189. Должна ли чалма быть одетой на религиозно чистую голову – необязательно.[Не пришло в шариате, что это – условие. И аналогия на обтирание носков неправильна, ведь это условие (омовение при обтирании носков) было разъяснено в Сунне в противоречие обтиранию чалмы. И он не забыл разъяснить это.] / Слушать разбор этого вопроса:

190. Ограничено ли обтирание чалмы временем – нет. / Слушать разбор этого вопроса:

191. Должна ли чалма быть подвязанной (под подбородком)– необязательно. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=aW6nSA7EAII
192. Если обтер на чалму, а затем снял ее, портится ли омовение – нет.[ Довод на 190 — 192 и 194 вопросы – отсутствие довода на другое мнение.] / Слушать разбор этого вопроса:

193. Обтирание мужчины на незавязанный (опущенный) платок – не узаконено.[ Довод – отсутствие довода на обтирание незавязанного платка (химар). А как с хадисом Биляля: «Пророк обтер на носки и на химар» (Муслим)? «مسح على الخفين و الخِمار». Слово «химар» используется в арабском языке и на завязанную чалму. К тому же, пришло у аль-Бейхаки со слов Биляля: «Пророк протер на носки и чалму». Достоверный. И выход хадиса аль-Бейхаки и Муслима один и тот же. Что это значит? (см. уроки по мусталях уль-хадис — «Манзумат уль-Байкуния»)]/ Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=8q64F3gAons
194. Обтирание на тюбетейку – не узаконено (отсутствие довода на другое мнение). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=ut5NJ4N8u4s

195. Обтирание женщины на платок – узаконено при необходимости.[ Довод – аналогия на чалму мужчин из-за их схожести. Необходимость: если снятье и одевание приносят затруднения, или из-за холода, или из-за того, что она находится в общественном месте и т.п. Примечание: если женщина покрыла волосы головы хной, лаком, камедью и т.п. и волосы застыли, то можно протереть поверх этого, как это пришло достоверно от пророка , что его голова была покрыта подобным клейким веществом в Хадже] / Слушать разбор этого вопроса:

196. Обязательно ли соблюдать последовательность при мытье частей тела в омовении – да.[Довод – аят: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ». «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». (5: 6). Ученые сказали, что Аллах поставил протирание головы между двумя органами, которые надо мыть (руки и ноги). Это указывает на то, что порядок мытья неслучаен. Примечание: И тот, кто нарушит его, то его омовение недействительно.] / Слушать разбор этого вопроса:

197. Входят ли полоскание рта и носа в обязательность последовательности – нет.[ Довод – хадис аль-Микдама ибн Ма’дикариба о том, что пророк помыл кисти трижды, затем помыл лицо трижды, затем помыл руки до локтей трижды, затем прополоскал рот и нос (Абу Дауд). Хороший.«أُتي بوَضوء فغسل كفيه ثلاثا ثم غسل وجهه ثلاثا ثم غسل ذِراعيه ثلاثا ثم تمضمض واستنشق». Примечание: 1) шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным, а шейх Ибн Хизам посчитал, что порядок в полоскании рта и носа обязателен. 2) Не нужно переставлять порядок полоскания рта и носа намеренно, но речь в этом вопросе о том, кто поменял порядок нечаянно и т.п.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=qCoI5B8zpY0
198. Произносить «бисмиЛлях» перед омовением – желательно.[ Нет достоверного довода на обязательность. А на желательность указывает то, что пророк начинал все благие деяния с «бисмиЛлях». Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Нет омовения у того, кто не произнес Имя Аллаха перед ним» — слабый. В нем: Два (2) неизвестных передатчика: Я’куб ибн Саляма аль-Ляйси и его отец. «لا وُضوءَ لمن لم يذكرِ اسم الله عليه». Сказал имам Ахмад, как это упомянул Ибн Хаджар: «Нет ничего достоверного в этом вопросе».] / Слушать разбор этого вопроса:

199. Полоскание рта и носа из одной ладони – Сунна.[ Довод – хадис ‘Абдуллаха ибн Зейда: «А затем засунул руку и прополоскал рот и нос из одной ладони, делая так трижды» (согласованный). «ثم أدخل يده فمضمض و استنشق من كَفٍّ واحد يفعل ذلك ثلاثا». Примечание: хадис Тальхи ибн Мусарриха от отца от деда: «Я видел, как пророк разделил полоскание между ртом и носом» (Абу Дауд) – слабый. В нем: Лейс ибн Аби Сулейм, а также отец Тальхи, то есть Мусаррих — неизвестный передатчик (маджхуль). «رأيت النبي ﷺ يفصل بين المضمضة و الاستنشاق».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=KfKZZfINke0
200. Непрерывность при совершении омовения – обязательно.[Доводы относительно этого вопроса — слабые. Нет проблем в мелких перерывах. А большие перерывы делают омовение недействительным, так как это уже не называется омовением, кроме, как в тех случаях, которые связанны непосредственно с омовением (закончилась вода, и, человек сходил за ней, удаление краски для того, чтобы вода попала на кожу и т.п.) ] / Слушать разбор этого вопроса:

201. Какой перерыв во время омовения делает его недействительным – если человек, смотрящий со стороны, скажет, что этот человек не совершает омовение.[ Шариат не ограничил это, поэтому возвращаемся в этом к тому, что принято у людей.] / Слушать разбор этого вопроса:

202. Полноценное обмывание органа тела при омовении – обязательно и столп омовения. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=T65ESEy4uYo
203. Использование малого количества воды при омовении – желательно.[ Довод – хадис Анаса: «Пророк брал омовение одним муддом, а гусль одним са’ и до пяти мудд» (согласованный). «كان يتوضأ بالمُدِّ و يغتسل بالصاع إلى خمسة أمداد». Примечание: Мудд – две соединенные ладони, а са’ – 4 такие мудды.] / Слушать разбор этого вопроса:

203(а). Что говорить после малого омовения – «Ашхаду алля иляха илляЛлах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх»[Довод – хадис ‘Умара марфу’ан: «Если кто-либо из вас совершит омовение полноценным образом, а потом скажет: «Ашхаду алля иляха илляЛлах уахдаху ля шарика лях, уа ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюх», то для него будут открыты ворота Рая» (Муслим).«ما منكم من أحد يتوضأ فيُسبِغُ الوُضوء ثم يقول: أشهد أن لا إله إلا اللهُ وحده لا شريكَ له و أشهد أن محمدا عبده و رسوله إلا فُتحتْ له أبواب الجنة». Примечание: добавка: «О Аллах! Сделай меня из числа кающихся и из числа очищающихся» (ат-Тирмизи) – слабая. Ее иснад запутанный (мудтариб) «اللّهم اجعلْني من التوّابين و اجعلْني مِنَ المتطهرين”.] / Слушать разбор этого вопроса:
http://www.youtube.com/watch?v=-Dt0X19pmB8 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Малое омовение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.