О менструации (хайд). Шарх Булуг Аль Марам, шейха Мухамада ибн Хизама

10 О менструации (хайд). Книга очищения (тахара).

Список правильных мнений по вопросам,
рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

Автор: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
форма О менструации (хайд)

421. Определение менструации (хайд) — в языке: течение, а в шариате: кровь, выходящая из матки женщины в определенное время. / Слушать разбор этого вопроса:

422. Виды крови, которые выходят из полового органа женщины – менструация (хайд), послеродовые кровотечения (нифас), болезненные кровотечения (истихада). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=wL25wsez0MU

423. Разница между менструацией (хайд) и болезненными кровотечениями (истихада) – 1. цвет (черный или близкий к нему — красный) 2. запах (неприятный и без запаха) 3. густота (густая и жидкая) 4. свертываемость (свертывается медленно – свертывается быстро).[ Шейх ‘Усеймин в «аш-Шарх аль-Мумти’» (1т./423 стр.).] / Слушать разбор этого вопроса:

424. В чем мудрость наличия менструации (хайд) – служит кормлением плода во время беременности и превращается в молоко при кормлении.[Ибн Кудама в «аль-Мугни» (1т./386 стр.).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=M_myR1TCLb8

425. Максимальный возраст, в котором еще может быть менструация – срок не установлен. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Qi0lXEtA8Mw

426. Минимальный возраст, в котором может прийти менструация – срок не установлен. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=H4u_s44zfQc

427. Минимальный и максимальный период менструации, период чистоты между двумя менструациями – ничего из этого не установлено, кроме того, что минимальная менструация – это единичный выход крови.[Довод на 425 — 427 вопросы – отсутствие довода в Коране и Сунне на ограничения периодов и сроков менструации. ] / Слушать разбор этого вопроса:

428. Если цикл женщины изменился (увеличился, уменьшился, приблизился, удалился) – суть в выходе крови по свойствам равной менструальной крови, а изменение цикла не влияет на постановление. / Слушать разбор этого вопроса:

429. Признаки очищения от менструации – 1. выход белой жидкости (аль-касса аль-байда) 2. прекращение выделения крови. / Слушать разбор этого вопроса:

430. Если один день кровь идет, другой не идет, а период менструации еще не завершился – считается что все эти дни идет менструация, пока не выйдет белая жидкость (аль-касса аль-байда). Если же она обычно не выходит, то до тех пор, пока не завершатся дни менструации, количество которых женщине известно по ее циклу.[ Мнение о том, что все эти дни считаются днями менструации называется «ас-сухб» (السحب), а мнение, что в то время, когда бежит кровь, считается менструацией, а когда останавливается, считается очищением называется «ат-тальфик» (التلفيق)] Если же количество дней менструации неизвестно, то если кровь не выходит сутки, тогда менструация закончилась.[ Ученые фикха говорят: в течение 24 часов у женщины должно выходить хоть что-то. Если не выходит ничего, значит, женщина очистилась. Другая ситуация:  цикл женщины 7 дней. Кровь идет 3 дня, затем перестает идти, и не возвращается в течение оставшихся 4-х дней, а на 7-ой день выходит белая жидкость (аль-касса аль-байда), то считаются ли эти 4 дня днями менструации? Ответ: Нет. Потому что у нас нет довода на то, что менструация заканчивается только белой жидкостью. Эта белая жидкость всего лишь признак окончания менструации, на которую указали ученые фикха. Они основывались на асар ‘Айши (асар о том, что женщины посылали к ‘Айше вату, на которой был кусок шерсти с желтыми выделениями. Она говорила: «Не торопитесь, пока не увидите белую жидкость (аль-касса аль-байда)), а также на наблюдение за действительностью. Остановка крови также является признаком. Поэтому если кровь остановилась в течение суток, то женщина действует по данному признаку.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=HXQLSsBRBI8

431. Бывает ли у беременной менструация (хайд) – да, если свойства крови равны свойствам менструальной крови. Но обычно у беременной не бывает менструации. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=eKeOaWaHfSc

432. Если после очищения от менструации снова вернулась кровь – если у нее свойства менструальной крови, то это — менструация. / Слушать разбор этого вопроса:

433. У женщины болезненные кровотечения (истихада), но менструации еще ни разу в жизни не было – 1. если способна отличить менструальную кровь от болезненной крови, то действует по этому 2. если не способна отличить, то не оставляет намаз, пока не убедится, что пришедшая кровь является  менструальной кровью. / Слушать разбор этого вопроса:

434. У женщины и болезненные кровотечения (истихада) и менструация (хайд), и постоянный чёткий цикл – 1. если отличает одну кровь от другой, то действует по этому. 2. если не отличает одну кровь от другой, то действует по циклу.[ Довод на действие по циклу –  хадис ‘Айши марфу’ан Умм Хабибе: «Подожди столько, сколько обычно тебя удерживала менструация…». (Муслим) «امكثي قدرَ ما كانت تحبسكِ حيضتكِ».] / Слушать разбор этого вопроса:

435. Женщина с болезненными кровотечениями (истихада) не помнит цикл и не отличает кровь – не оставляет намаз, пока не убедится, что пришла менструальная кровь.[Довод на вопросы 433 и 435 – хадис ‘Айши (хадис ‘Айши: «Однажды Фатима дочь Абу Хубейши пришла к пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «Посланник Аллаха! Я – женщина, которая болеет постоянными кровяными выделениями и не очищается от этого. Оставлять ли мне намаз?». Сказал пророк(Да благословит его Аллах и приветствует): «Нет. Это всего лишь рана, а не менструация. И если к тебе пришла менструация, то оставь намаз, а если ушла, то помой кровь (возьми гусль – прим. пер.), а затем совершай намаз» (согласованный).
«جاءت فاطمة بنت أبي حبيش إلى النبي ﷺ فقالت: يا رسولَ الله! إني امرأة أُستحاضُ فلا أطهر أفأدع الصلاة؟ قال: لا إنما ذلك عِرق و ليس بحيض فإذا أقبلتْ حيضتكِ فدعي الصلاة و إذا أدبرت فاغسلي عنكِ الدم ثم صلي»  В этом хадисе нет приказа ей брать омовение перед каждым намазом, но есть только приказ брать гусль после менструации. Но брать омовение перед каждым намазом безопаснее для нее, даже если она не портила его другими путями. Примечание: Добавка у имама аль-Бухари: «А затем бери омовение для каждого омовения», то эта добавка – слова ‘Уруы ибн Зубейра (мудрадж ‘Уруы). «ثم توضئي لكل صلاة».), ведь в нем причина постановления связана с появлением менструальной крови. А также действует по правилу фикха – «Убежденность не уходит из-за сомнения». Доводы на это правило (см. уроки по «Правилам фикха»).] / Слушать разбор этого вопроса:

436. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать гусль перед намазами – нет.[ Потому что болезненные кровотечения (истихада) не являются тем, что портит гусль. А кто утверждает обратное, то на нем приведение довода. ] / Слушать разбор этого вопроса:

437. Должна ли женщина с болезненными кровотечениями брать омовение перед намазами – нет, но безопаснее, если возьмет (Довод – хадис ‘Айши: «Однажды Фатима дочь Абу Хубейши пришла к пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «Посланник Аллаха! Я – женщина, которая болеет постоянными кровяными выделениями и не очищается от этого. Оставлять ли мне намаз?». Сказал пророк(Да благословит его Аллах и приветствует): «Нет. Это всего лишь рана, а не менструация. И если к тебе пришла менструация, то оставь намаз, а если ушла, то помой кровь (возьми гусль – прим. пер.), а затем совершай намаз» (согласованный).
«جاءت فاطمة بنت أبي حبيش إلى النبي ﷺ فقالت: يا رسولَ الله! إني امرأة أُستحاضُ فلا أطهر أفأدع الصلاة؟ قال: لا إنما ذلك عِرق و ليس بحيض فإذا أقبلتْ حيضتكِ فدعي الصلاة و إذا أدبرتْ فاغسلي عنكِ الدم ثم صلي»  В этом хадисе нет приказа ей брать омовение перед каждым намазом, но есть только приказ брать гусль после менструации. Но брать омовение перед каждым намазом безопаснее для нее, даже если она не портила его другими путями. Примечание: Добавка у имама аль-Бухари: «А затем бери омовение для каждого омовения», то эта добавка – слова ‘Уруы ибн Зубейра (мудрадж ‘Уруы). «ثم توضئي لكل صلاة».). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=qZ5bAI3AGic

438. Коричневые и желтые выделения – 1. Если пришли до цикла, то не обращается на это внимания. 2. Если пришли в дни цикла: А) если перед ними была кровь, то это – менструация. Б) если перед ними крови не было, то не менструация. 3. Если после цикла: А) если до гусля или сразу после прекращения крови, тогда все еще менструация и дожидается выделения белой жидкости (аль-касса аль-байда) или полного прекращения выделений. Б) если же эти выделения уже после гусля, то не обращается на них внимание.[ Довод на ситуацию 3А и 3Б – хадис Умм ‘Атыи: «Мы не обращали внимания на коричневые и желтые выделения после очищения» (аль-Бухари, Абу Дауд – его слово). Слов: «после очищения» нет у аль-Бухари. «كنا لا نعُدُّ الكدرة و الصفرة بعد الطُّهر شيئا». Еще на 3А – достоверный асар о том, что женщины посылали к ‘Айше вату, на которой был кусок шерсти с желтыми выделениями. Она говорила: «Не торопитесь, пока не увидите белую жидкость (аль-касса аль-байда)». Это в случае если цикл женщины точный. Если же цикл неточный — берет гусль после прекращения крови через сутки, даже если нет белой жидкости«أن النسوة كن يرسلن إلى عائشةَ بالدُّرجة فيها الكُرْسُف فيه الصفرة فتقول: لا تعجلن حتى ترَين القصَّة البيضاء» ([ Ученые фикха говорят: в течение 24 часов у женщины должно выходить хоть что-то. Если не выходит ничего, значит, женщина очистилась. Другая ситуация:  цикл женщины 7 дней. Кровь идет 3 дня, затем перестает идти, и не возвращается в течение оставшихся 4-х дней, а на 7-ой день выходит белая жидкость (аль-касса аль-байда), то считаются ли эти 4 дня днями менструации? Ответ: Нет. Потому что у нас нет довода на то, что менструация заканчивается только белой жидкостью. Эта белая жидкость всего лишь признак окончания менструации, на которую указали ученые фикха. Они основывались на асар ‘Айши (асар о том, что женщины посылали к ‘Айше вату, на которой был кусок шерсти с желтыми выделениями. Она говорила: «Не торопитесь, пока не увидите белую жидкость (аль-касса аль-байда)), а также на наблюдение за действительностью. Остановка крови также является признаком. Поэтому если кровь остановилась в течение суток, то женщина действует по данному признаку.]). Довод на ситуацию 1, 2А и 2Б – шариат связывает причину постановления (‘иллят уль-хукм) с менструальной кровью, а не с этими выделениями, поэтому если менструальной крови нет, то не считается менструацией, даже если есть эти выделения.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=au5evy45QGU

439. Половой акт и ласки во время менструации – 1. Половой акт путем введения полового органа – запрещен единогласно. 2. Ласкать выше пупка и ниже колен — разрешено единогласно 3. Ласкать ниже пупка и выше колен – в основе разрешено, но если человек боится, что совершит половой акт, то нежелательно. Если же уверен, что совершит половой акт, то запрещено.[ Довод – 1) Слова Аллаха (см. сноску 252). 2) Хадис Анаса о том, что иудеи если у их женщины наступала менструация, то не садились кушать вместе с ней. Тогда пророк  сказал: «Делайте все, кроме совокупления» (Муслим). «أن اليهودَ كانت إذا حاضت المرأة لم يؤاكلوها فقال النبي ﷺ: اصنعوا كل شيء إلا النكاح». 3) Хадис ‘Айши: «Когда у меня была менструация, посланник Аллаха  приказывал мне одеть что-либо (на нижнюю часть тела – прим. пер.), а затем совершал совокупление (поверх одежды – прим. пер.)» (согласованный). «كان رسول الله ﷺ يأمرني فأتَّزِرفيباشرني و أنا حائض».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=IztDVrQtop8

440. Когда разрешен половой акт при окончании менструации (до гусля или после) – после.[ Потому что под очищением в Словах Аллаха («وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُواْ النِّسَاء فِي الْمَحِيضِ وَلاَ تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىَ يَطْهُرْنَ». «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (2: 222).) имеется в виду гусль, как это разъяснено в хадисах.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=k2zUfNaPvek

441. Разрешен ли половой акт с женщиной, у которой болезненные кровотечения (истихада) – да.[ Потому что запрет в контекстах шариата пришел только относительно той, у которой менструация и т.п.] / Слушать разбор этого вопроса:

442. Должен ли тот, кто совершил половой акт во время менструации совершить искупительные действия (каффара) – нет, на нем только покаяние.[ Довод – отсутствие довода на искупление. А что касается фетвы Ибн ‘Аббаса: «Должен раздать милостыню с размером в динар или половины динара»  (Пятеро), то это – его личный иджтихад. «يتصدق بدينار أو نصف دينار». Имамы, которые утверждали, что это — слова Ибн ‘Аббаса, а не хадис – Шу’ба, ад-Даракутни, аль-Бейхакы. И склонялся к этому мнению ан-Насаи.] / Слушать разбор этого вопроса:

443. Женщина при менструации оставляет намаз и Оразу, но затем возмещает Оразу – единогласно.[ Довод – хадис Му‘азы аль-‘Адауийи о том, что она спросила ‘Айшу: «Почему женщина, у которой менструация возмещает Пост, и не возмещает намаз?». ‘Айша спросила: «Ты хурурийка? (хариджитка – прим. пер.)». Она ответила: «Я не хурурийка, однако, я просто спрашиваю». ‘Айша сказала: «Это случалось с нами во время посланника Аллаха , и нам было приказано возмещать Пост, и не было приказано возмещать намаз» (согласованный). «أن معاذة العدوية سألت عائشة: ما بال الحائض تقضي الصوم و لا تقضي الصلاة؟ فقالت: أحرورية؟ قالت: لست بحرورية و لكني أسأل فقالت عائشة: قد كان يصيبنا مع رسول الله ﷺ فنؤمر بقضاء الصوم و لا نؤمر بقضاء الصلاة»]/ Слушать разбор этого вопроса:

444. Если менструация началась после захода времени намаза, но до его совершения, то должна ли она возмещать намаз – нет. / Слушать разбор этого вопроса:

445. Если очистилась перед выходом времени намаза, и не успевает взять гусль, то обязателен ли этот намаз для нее – нет.[ 444 – потому что она не обязана совершать намаз именно в начале его времени. 445 – потому что она обязывается намазом только после очищения. А для каждого намаза установлено определенное время, которое уже уходит от нее. Примечание: Почему не скажем, что она обязана взять таяммум, чтобы успеть совершить намаз? (см. вопрос 407: 407. Если боится упустить время намаза и не успевает взять омовение, то можно ли взять таяммум – да.[Довод – Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).Потому что он в положении того, у кого нет воды, ведь он не может воспользоваться ею.]). Ответ: во-первых, у нее есть вода для гусля. Во-вторых, она не была обязана намазом с захода времени и до того момента, когда очистилась, в противоречие ему (вопрос 407), ведь он был обязан намазом с самого начала времени и до этого момента.] / Слушать разбор этого вопроса:

446. Если очистилась перед Магрибом или во время ‘Иша, то надо ли читать Зухр, ‘Аср и Магриб – нет.[ Довод — отсутствие довода на возмещение. Их время уже ушло, и ей было запрещено совершать эти намазы в их время.] / Слушать разбор этого вопроса:

447. Женщина с менструацией в Хадже – совершает все обряды Хаджа, кроме обхода вокруг Каабы (тауаф) и двух рака’атов, которые совершаются после обхода. А также не бегает между Сафой и Маруой, т.к. условием этого бега является его совершение после обхода вокруг Кабы (тауаф).[ Довод – хадис ‘Айши: «Когда мы добрались до Сарифа, у меня началась менструация. Тогда пророк  сказал: «Делай то, что делает паломник, кроме обхода вокруг Дома, пока не очистишься» (согласованный). «لما جئنا سَرِفَ حِضْتُ فقال النبي ﷺ: افعلي ما يفعل الحاجُّ غير أن لا تطوفي بالبيت حتى تطهري».] / Слушать разбор этого вопроса:

448. Наименьшее количество дней послеродовых кровотечений (нифас) – нет границы. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=YZceXaqsqcM

449. Наибольшее количество дней послеродовых кровотечений (нифас) – нет границы.[Довод на 448 и 449 вопросы –  довода на ограничение. Примечание: хадис Умм Салямы: «Во времена пророка  женщины, у которых были послеродовые кровотечения, ждали сорок дней» (Пятеро, кроме ан-Насаи, слово – Абу Дауда) – слабый. В нем: Мусса аль-Аздия – неизвестная (маджхуля). И другие хадисы не годятся ему в поддержку из-за своей сильной слабости. «كانت النفساء تقعد في عهد النبي ﷺ بعد نفاسها أربعين». Распространенная ошибка среди людей: Если послеродовая кровь прекратилась до истечения сорока (40) дней, то они все равно ждут сорок дней. Но ученые, которые дают фетву о сорока днях, связывают этот срок только с продолжающей идти послеродовой кровью. Т.е. если кровь продолжает идти после сорока дней, то они считают, что она должна взять гусль и совершать намаз. Но это мнение основано на слабый хадис Умм Салямы.] / Слушать разбор этого вопроса:

450. Если после очищения от послеродовых кровотечений (нифас) кровь вернулась снова и все это в рамках сорока дней – считается за нифас, если свойства крови имеют свойства менструальной крови. / Слушать разбор этого вопроса:

451. Каждые ли роды или выкидыш несут за собой послеродовые кровотечения (нифас) – нет. 1) Если выкидыш от 1-40 дней (прозрачная жидкость нутфа), то после этого не нифас единогласно. 2) Если выкидыш от 41-80 дней (сгусток крови ‘аляка), то после этого не нифас. 3)Если выкидыш от 81-120 дня (кусок мяса мудга):         А) если кусок в виде человека, то после этого нифас. Б) если нет, то нет.[ В этом вопросе нет явного довода из шариата. Из-за этого разграничительная черта, которую поставили ученые — уверенность человек это или нет. Поэтому в 1, 2 и 3Б ситуации не нифас, ведь нет уверенности, а в 3А – нифас, ведь есть уверенность в том, что это — человек. И это — фетвы шейхов Ибн База и Ибн ‘Усеймина. Примечание: Кто-то может сказать, что в наши дни есть технологии, которые могут с уверенностью указать, человек это или нет, даже в самых ранних сроках. Ответ: постановление шариата общее, подходящее для всех времен и мест. И если мы свяжем постановление шариата с этими технологиями, то к какой разграничительной  черте будет  возвращаться тот, кто живет в какой-нибудь далекой деревне и не пользуется этими технологиями?] Если роды от 121 дня и далее, то после этого нифас единогласно. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=DOOygrvjSko

452. Постановления о послеродовой крови такие же, как о менструации, кроме двух вопросов: вопрос ожидания после развода (‘идда), и то, что нифас не является признаком совершеннолетия.[ Ожидание после развода (‘идда) – ведь этот срок не связан с послеродовой кровью (нифас), но связан с менструацией (3 месяца, т.е. 3 менструации + 10 дней). Совершеннолетие – ведь менструация указывает на достижение совершеннолетия, а послеродовая кровь (нифас) выходит только у тех, которые уже достигли совершеннолетия раньше.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=AEyf2DdrDyk

453. Если женщина родила кесаревым сечением или операцией, то есть ли у нее нифас – если идет кровь по свойствам менструальной крови, тогда это — нифас.[ Эта ситуация похожа на ту, которая была в «Главе о том, что делает омовение недействительным» (см. вопрос 246: 246. Выход мочи и кала не из естественных проходов – портят омовение, если вышедшее действительно моча и кал, а не просто не переваренная до конца пища.).] / Слушать разбор этого вопроса:

454. Является ли нифасом кровь, вышедшая до родов или при начале схваток – в обоих случаях если идет кровь по свойствам менструальной крови – то послеродовая кровь (нифас).[ Потому что в обоих случаях причиной этой крови являются роды, а не просто болезненные выделения.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=NnmM5xaIVLg

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Менструация.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.