О таяммуме. Шарх Булуг Аль Марам, шейха Мухамада ибн Хизама.

 Книга очищения (тахара).

Список правильных мнений по вопросам,
рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).

Автор: Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

 

  1. Глава о таяммуме.

 

  1. Определение таяммума в языке и шариате –в языке: направление с намерением. В шариате: направление к чистой поверхности земли для обтирания им лица и кистей рук с намерением очиститься для намаза и ему подобного. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=Lsf6xZtC_v4

 

 

  1. Узаконенность таяммума в пути и дома –в пути единогласно, дома по более достоверному мнению.[ Довод– хадис Джабира марфу’ан: «Мне было дано пять вещей, которые не были даны никому до меня: мне было оказана помощь на расстоянии месяца, и земля была сделана для меня местом для намаза и очищающей. И какого бы человека не застиг намаз, то пусть совершает его…» и так до конца хадиса (согласованный)  и др. хадисы.«أُعطيت خمسا لم يعطهنَّ أحد قبلي: نُصرت بالرعب مسيرةَ شهرٍ و جُعلت لي الأرض مسجدا و طَهورا فأيما رجل أدركته الصلاة  فلْيصلِ…».] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=FDurDM49L2A

 

 

  1. Поднимает ли таяммум осквернение или только лишь позволяет совершение намаза –поднимает осквернение.[ Довод– в хадисе Джабира пришло: «и была сделана очищающей». Если бы она не поднимала осквернение, то не была бы названа очищением, но была бы названа – позволяющей, разрешающей и т.п. Но очищение это временное, пока нет воды.  / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=q_OYr8rYydg

 

 

  1. Является ли намерение условием действительности таяммума –да, из-за хадиса ‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются по намерениям» (согласованный). «إنما الأعمال بالنيات».). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=59PGvdYv2hQ

 

 

  1. Условия разрешенности таяммума –отсутствие воды после ее поиска, или невозможность ее использования. [Довод– Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43: О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны[Этот аят был ниспослан ещё до того, как был ниспослан аят о полном запрещении опьяняющих средств.], пока не будете понимать, что вы говорите, и (также) не (приближайтесь к молитве) осквернёнными [будучи в состоянии большого осквернения] – кроме как будучи в пути [не имея воды или просто проходя через мечеть] – пока не омоетесь [пока не совершите обряда большого омовения]. А если вы больны (так, что не можете использовать воду или её использование увеличит болезнь) или (находитесь) в дальней поезке, или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места, или вы прикасались к женщинам [имели с ними близость] и не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землёй [таяммум] и обтирайте (ею) ваши лица и руки. Поистине, Аллах снисходительный (и) прощающий! (конец аята).   Или 5: 6: О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву (и вы не в состоянии омовения), то мойте (водой) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (влажными ладонями) голову и (мойте) ноги до щиколоток. А если вы (оказались) (в состоянии) большого осквернения, то очищайтесь [совершите большое омовение]. А если вы больны (так, что не можете использовать воду или её использование увеличит болезнь) или (находитесь) в дальней поездке, или кто-нибудь из вас пришёл из отхожего места, или вы прикасались к женщинам [имели с ними близость] и не нашли воды, то (вместо омовения водой) совершайте обряд очищения чистой землёй [таяммум] и обтирайте ею [чистой землёй] ваши лица и руки. Не желает Аллах устроить для вас тяготы (в совершении омовения) (поэтому Он разрешил вам таяммум), но Он только желает очистить вас (от скверны и грехов) и завершить Свою милость вам (разрешив очищение чистой землёй), чтобы вы были благодарны (Ему) (за дарованные Им блага) (своим повиновением Ему)!).] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=70erXi-WYkw

 

 

  1. Как нужно искать воду –искать ее необходимо в округе на таком расстоянии, которое не доставляет особого затруднения. А еслиуверен, что в этой местности нет воды, то искать необязательно. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=FnfNLbKXZvY

 

 

  1. Действителен ли таяммум взятый до захода времени намаза –да.[ Довод– отсутствие довода на это условие (заход времени). И слова доводов про таяммум пришли обобщенными. А условие захода времени строится на мнении, что таяммум это не очищение, а всего лишь позволяющий поклонение.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=YQEgqCpeJ5Y

 

 

  1. Если нашел воду для омовения, но за деньги –если кто-то дарит воду, то обязан принять. Если кто-то дарит деньги равные цене воды, то принимать не обязан.[ Чтобы никто не мог попрекать человека. А за воду в обычаях людей никто попрекать не будет.]. Если вода за деньги по нормальной или чуть завышенной цене и покупка ее не вредит, то обязан купить. Если вода по сильно завышенной цене, то если покупка ее никак не вредит имущественному положению – покупка обязательна, если вредит, то необязательна. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=dLT89ncjXLo

 

 

  1. Если дарят орудие, которым можно добыть воду –принимать не обязан, ведь она приравнивается к принятию денег на воду. Но если дают на временное бесплатное пользование –обязан воспользоваться. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=lsY-i3ATjYQ

 

 

  1. Если кто-то готов продать воду для омовения с отсрочкой платежа –если способен отдать долг, и вода не по сильно завышенной цене — обязан купить. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=2Bp0M4EQ4sI

 

 

  1. Кто приравнивается к ненашедшему воду –если есть препятствие между человеком и водой.[Такое же положение того, у кого есть вода, но только для питья ему и его скоту.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=4xh0dogAQRk

 

 

  1. Если есть недостаточное для гусля или омовения количество воды –берет таяммум и не совмещает его с неполноценным омовением или гуслем, ведь эта вода не поднимает от него осквернение. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=imIUpirVnBA

 

 

  1. Если была вода до захода времени намаза, но отнесся к ней пренебрежительно –совершает намаз с таяммумом и не совершает намаз заново после обнаружения воды.[ Потому что он не был обязан намазом в то время. И он совершил намаз при полноценном очищении (таяммум).] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=B_DFfgoLAq0

 

 

  1. Если подарил воду после захода времени намаза –сделка недействительна. Забирает воду обратно и совершает намаз с омовением, но если ее уже использовали, то совершает с таяммумом и берет грех. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=SLpdDLWNZPQ

 

 

  1. Таяммум от малого и большого осквернения –разрешен.[ Довод на малое осквернение – аят о таяммуме (Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).), Сунна и единогласное мнение. На большое осквернение — хадис ‘Аммара ибн Ясира: «Однажды пророк  послал меня по делу, и я попал в состояние полового осквернения. Я не нашел воды, и обвалялся в песке так, как это делает животное. Затем пришел к пророку  и рассказал ему об этом. Тогда он сказал: «Тебе хватает сделать руками всего лишь так», затем ударил двумя руками об землю один раз, затем протер левую руку о правую (т.е. стряхнул пыль – прим. пер.) и обтер внешнюю сторону кистей и лицо» (согласованный). «بعثني النبي  في حاجة فأجنبت فلم أجد الماء فتمرَّغت في الصعيد كما تتمرَّغ الدابة ثم أتيت النبي  فذكرت له ذلك فقال: إنما يكفيك أن تقول بيدَيْك هكذا ثم ضرب بيديه الأرض ضربةً واحدةً ثم مسح الشمال على اليمين و ظاهر كفيه و وجهه»]/ Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=zgm_dVWYZTU

 

 

  1. Чем берется таяммум –чистой поверхностью земли.[ Довод– хадис Джабира (см. сноску 259). А также хадис Хузейфы марфу’ан: «И поверхность земли была сделана для нас очищающей, если не найдем воды» (Муслим). «و جُعلتْ تُربتها لنا طَهورا إذا لم نجد الماء». Некоторые ученые сказали, что можно брать таяммум всем, что на земле (т.е. даже камнями и т.п.). Примечание: Если на стене, в доме на коврах и т.п. или в поезде на верхних полках есть пыль из поверхности земли, то узаконено ударять по ней и брать таяммум, а иначе нет.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=Mtv5HzFjoHs

 

 

  1. Если поверхность земли перемешена с иными чистыми веществами– если поверхность земли преобладает, то таяммум брать узаконено. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=zc2Ve3YVn3k

 

 

  1. Чистота поверхности земли –условие таяммумаединогласно.[ И если земля смешана с нечистотой, то нельзя, ведь я аяте пришло: «то направьтесь к чистой земле» (Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).).] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=eY78ujJ8WGQ

 

 

  1. Нужно ли брать землю с собой в дорогу –нет.[ Довод– отсутствие довода на это. И праведные предшественники (саляфы) не делали этого.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=YJ94b4zfBf8

 

 

  1. Соблюдение порядка между органами тела при таяммуме –необязательно, но лучше обтереть вначале лицо, а затем кисти рук. [Довод– нет довода на обязательность порядка. В хадисах о таяммуме пришли риуаяты – лицо перед кистями, а также наоборот. Пришло с частицей «уау», которая не указывает на порядок. А желательность берется из того, что Аллах в аяте упомянул лицо перед кистями (Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).). Хадис Джабира о Хадже марфу’ан: «Я начинаю с того, с чего начал Аллах» (Муслим). «أبدأُ بما بدأ الله به».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=cOflc61B-DU

 

 

  1. Если нашел только влажную поверхность земли (после дождя)– наносишь ее на тело (на руку и т.п.) в небольшом количестве, чтобы высохла быстрее, дожидаешься, пока она высохнет, затем берешь ею таяммум. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=szK0L0cHhQM

 

 

  1. Если нет ни воды, ни поверхности земли (например, зимой в дороге) –совершаешь намаз без очищения и после обнаружения воды или поверхности земли намаз совершать заново не надо.[ Довод– хадис ‘Айши об истории, когда она потеряла ожерелье, и эта история стала причиной ниспослания аята о таяммуме (согласованный). Сподвижники совершили намаз без омовения, и не пришло, что они затем совершили его заново.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=M1Q24IDq8RA

 

 

  1. Узаконенность сдувать и стряхивать землю с рук –оба деяния узаконены, но сдувание ближе.[ 1) Стряхивание (نفض) – пришло в риуаятах хадиса‘Аммара (см. сноску 266). 2) Сдувание  (نفخ) – там же в других риуаятах. Но пришло достоверно от самого ‘Аммара, что он сдувал (ад-Даракутни 4т./184 стр.). Поэтому это лучше так, как он передатчик хадиса. 3) Не сдувать и не стряхивать – так делал Ибн ‘Умар (‘Абдурраззак – 1т./211 стр.) – противоречие Сунне.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=YjVaHFtg2B4

 

 

  1. Полное обтирание лица и кистей рук при таяммуме –обязательно.[Довод– «Тебе хватает…» (сноска 266) указывает на то, что это описание таяммума – минимум и меньше этого нельзя. ] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=e-TxxHdVzuc

 

 

  1. Протирание между пальцами рук при таяммуме –не узаконено из-за отсутствия довода на это. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=gLKFQ3ToqCg

 

 

 

  1. Сколько раз ударять по земле и докуда обтирать руки при таяммуме –ударять один раз, а обтирать только кисти рук и не выше.[ Довод– хадис ‘Аммара (см. сноску 266) . Примечание: хадис Ибн ‘Умара марфу’ан: «При таяммуме нужно ударять два раза: один раз для лица, другой раз для рук до локтей» (ад-Даракутни) – отвергаемый в поднятом до пророка  виде (марфу’). В нем: ‘Али ибн Дабъян – оставленный передатчик (матрук) и к тому же, он противоречит другим крепким, которые передают его в виде маукуф (до сподвижника). «التيمم ضربتان: ضربة للوجه و ضربة لليدين إلى المرفقين».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=WUcieWO2idQ

 

 

  1. Что портит таяммум, взятый от большого или малого осквернения –1) от большого осквернения – портит все, что портит гусль, а также появление воды, использование которой возможно. 2) от малого осквернения – портит все, что портит омовение, а также появление воды, использование которой возможно.[ Довод– хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Земля – очищение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Но если он нашел воду, то пусть побоится Аллаха и заденет ею свою кожу» (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих его цепочек.    «الصعيد وَضوء المسلم و إن لم يجد الماء عشر سنين فإذا وجد الماء فلْيتقِ الله ولْيُمِسَّه بشرتَه».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=bR7vj8r8eYE

 

 

  1. Нужно ли прекращать намаз, если при его совершении появилась вода –да.[Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Земля – очищение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Но если он нашел воду, то пусть побоится Аллаха и заденет ею свою кожу» (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих его цепочек. «الصعيد وَضوء المسلم و إن لم يجد الماء عشر سنين فإذا وجد الماء فلْيتقِ الله ولْيُمِسَّه بشرتَه». Кроме как если намаз в самом конце времени и если пойдет брать омовение, то уйдет время.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=MULuskCsuc4

 

 

  1. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду после выхода времени намаза –не должен заново совершать намаз. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=JiFRUcYM8fM

 

 

  1. Если совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду до выхода времени намаза –не должен заново совершать намаз.[ Доводна вопрос 392 и 393 — см. сноску 260. Примечание: от Абу Са’ида: «Однажды двое выехали в путь, и их застал намаз в то время, когда у них не было воды. Они взяли таяммум чистой поверхностью земли и совершили намаз. Затем нашли воду до выхода времени намаза. Тогда один из них взял омовение и заново совершил намаз, а второй не стал этого делать. Затем они пришли к пророку  и рассказали об этом. Тогда он сказал тому, кто не совершал заново намаз: «Ты поступил по Сунне и твой намаз действителен» и сказал второму: «Тебе двойная награда» (Абу Дауд, ан-Насаи) – слабый, отосланный (мурсаль) Ата ибн Ясара. «خرج رجلان في سفر فحضرت الصلاة و ليس معهما ماء فتيمما صعيدا طيبا فصليا ثم وجدا الماء في الوقت فأعاد أحدهما الصلاة و الوضوء و لم يُعِد الآخر ثم أتيا النبي  فذكرا ذلك له فقال للذي لم يُعِدْ: أصبت السنة و أجزأتك الصلاتك و قال للآخر: لك الأجر مرتين»]/ Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=dCnYow5HeTQ

 

 

  1. Что лучше — намаз в начале времени с таяммумом или позже с омовением –с таяммумом.[ Потому что так человек стремится быстрее снять с себя обязанность перед Аллахом.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=cLglbeZVYRg

 

 

  1. Если больной или раненый боится за себя использование воды, то узаконен ли ему таяммум –да.[ Довод– аят: «وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ».  «и не сделал для вас никакого затруднения в религии» и др. доводы на правило фикха – «Трудность приносит облегчение». Примечание: пришел достоверный асар от Ибн ‘Аббаса: «Если у человека есть ранения на пути Аллаха или другие раны, и его постигло половое осквернение, то пусть возьмет таяммум, если боится, что умрет, если возьмет гусль» (аль-Хаким, Ибн Хузейма). «إذا كانت بالرجل الجراحة في سبيل الله و القُرُوح فيُجنِب فيخاف أن يموت إن اغتسل: تَيَمَّم».] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=gl3yUe_84KM

 

 

  1. Границы опасности, при которой можно взять таяммум –боязнь усиления болезни, или затягивание ее излечения, или боязнь заболеть, или боязнь непереносимой боли. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=-di0NTLytrs

 

 

  1. Обтирание повязки, наложенной на рану –обтирается влажной рукой при гусле или малом омовении и таяммум брать не нужно.[В этом вопросе нет явного, достоверного довода. Сподвижники часто были ранены, и не пришло от них сообщений о том, что нужно собирать между омовением и таяммумом. Но, наоборот пришло достоверно от Ибн‘Умара о том, что он давал фетву и сам практиковал обтирание на повязку («аль-Аусат» Ибн уль-Мунзира и «аль-Кубра» аль-Бейхакы) и никто из сподвижников не противоречил ему. Также проведение аналогии повязки на кожаные носки. Примечание: 1) Хадис ‘Али о том, что он сломал одну из костей, и ему было приказано обтирать на повязку (Ибн Маджа) – очень слабый. В нем: ‘Амр ибн Халид (лжец). «انكسرت إحدى زندَيَّ فسألت النبي  فأمرني أن أمسح على الجبائر». 2) Хадис Джабира о том человеке, который был ранен, затем взял гусль и умер. Он  сказал: «Ему было достаточно взять таяммум, обвязать голову повязкой, а затем обтереть ее, и помыть все остальное тело» (Абу Дауд) – слабый. В нем: аз-Зубейр ибн Хурейк (слабый) и противоречит аль-Ауза’и (имам) – передал от Ибн ‘Аббаса. «في الرجل الذي شُجَّ فاغتسل فمات فقال: إنما كان يكفيه أن يتيمم و يَعصِب على جُرحه خِرقة ثم يمسح عليها و يغسل سائر جسده».] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=3Sy34SjKP4Q

 

 

  1. Разрешено ли обтирать повязку, наложенную в состоянии осквернения –да (Не пришло в шариате, что это – условие. И аналогия на обтирание носков неправильна, ведь это условие (омовение при обтирании носков) было разъяснено в Сунне в противоречие обтиранию чалмы. И он (Да благословит его Аллах и приветствует) не забыл разъяснить это). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=dBr9aZVklb0

 

 

  1. Нужно ли обтирать повязку полностью –да.[ Потому что она заменяет мытье в постановлении. И так же, как моешь орган полностью, то и обтираешь полностью.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=rLmEfb7J8kY

 

 

  1. Если обтер повязку при омовении, а затем снял ее, то портится ли омовение –нет.[ Как в вопросе с носками (см. вопрос 222). Ведь повязка заменяла орган тела, значит, омовение было полноценным.]  / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=pOVME29_kYI

 

 

 

  1. Что делать при очищении с открытой раной, на которую не наложена повязка –если невозможно ее помыть, то необходимо протереть ее влажной рукой, если и это невозможно, то нужно взять омовение или гусль, помыв все, кроме этой раны, затем взять таяммум за непромытое место раны.[ Довод– Слова Аллаха: «فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ». «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей» (64: 16). А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете» (согласованный). «ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم». Примечание: Эти доводы годятся в той ситуации, если человек способен протереть открытую рану. А если не способен, то есть ли польза от его омовения, ведь все равно нужно брать таяммум после этого? Так же, как если бы он во время искупления (каффара) был способен накормить 9 бедняков, а потом еще должен был держать Оразу за 10-го бедняка. Ведь пользы от кормления  9-ти бедняков нет никакой. И мнение о том, что он должен взять омовение настолько, сколько сможет, а за непромытую рану должен взять таяммум – мнение шейха Мухаммада ибн Хизама (375. Если есть недостаточное для гусля или омовения количество воды – берет таяммум и не совмещает его с неполноценным омовением или гуслем, ведь эта вода не поднимает от него осквернение.).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=1l9mXWY8VqQ

 

 

  1. Начинать с таяммума или гусля в ситуации прошлого вопроса –без разницы.[ Довод– отсутствие довода на порядок.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=ZdROSqoSylA

 

 

  1. Нужно ли помещать таяммум в процесс омовения –нет, это — нововведение.[ Например, поранена рука и не может ее помыть, и совершает таяммум тогда, когда дошел до руки. Нет довода на это. Нововведение из-за хадиса:«Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, оно будет отвергнуто» (хадис со слов ‘Айши: «Кто сделает дело, на которое не было нашего приказа, то оно будет отвергнуто» (Муслим) «من عمِل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد». В Коране пришел приказ обтирать голову. А также в Сунне пришло обтирание.).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=TcUwTIDhFz0

 

 

  1. Если рана на лице или руках и человек не способен на таяммум –спадает обязанность таяммума.[ Довод – Слова Аллаха: «فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ». «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей» (64: 16). А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете» (согласованный). «ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم». Примечание: Эти доводы годятся в той ситуации, если человек способен протереть открытую рану. А если не способен, то есть ли польза от его омовения, ведь все равно нужно брать таяммум после этого? Так же, как если бы он во время искупления (каффара) был способен накормить 9 бедняков, а потом еще должен был держать Оразу за 10-го бедняка. Ведь пользы от кормления 9-ти бедняков нет никакой. И мнение о том, что он должен взять омовение настолько, сколько сможет, а за непромытую рану должен взять таяммум – мнение шейха Мухаммада ибн Хизама. И хадис —«то выполните из этого то, что сможете» не годится в довод на совершение неполноценного таяммума. Так же, как неузаконено накормить пять бедняков, если нет возможности на десятерых.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=AZTSepJeuTc

 

 

  1. Если боится сильного холода воды или погоды, то можно ли брать таяммум –да (Довод – аят: «وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ». «и не сделал для вас никакого затруднения в религии» и др. доводы на правило фикха – «Трудность приносит облегчение». Примечание: пришел достоверный асар от Ибн ‘Аббаса: «Если у человека есть ранения на пути Аллаха или другие раны, и его постигло половое осквернение, то пусть возьмет таяммум, если боится, что умрет, если возьмет гусль» (аль-Хаким, Ибн Хузейма). «إذا كانت بالرجل الجراحة في سبيل الله و القُرُوح فيُجنِب فيخاف أن يموت إن اغتسل: تَيَمَّم». И Слова Аллаха: «فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ». «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей» (64: 16). А также хадис Абу Хурейры марфу’ан: «То, что я запретил вам, то этого сторонитесь, а то, что приказал, то выполните из этого то, что сможете» (согласованный). «ما نهيتكم عنه فاجتنبوه و ما أمرتكم به فأْتوا منه ما استطعتم». Примечание: Эти доводы годятся в той ситуации, если человек способен протереть открытую рану. А если не способен, то есть ли польза от его омовения, ведь все равно нужно брать таяммум после этого? Так же, как если бы он во время искупления (каффара) был способен накормить 9 бедняков, а потом еще должен был держать Оразу за 10-го бедняка. Ведь пользы от кормления 9-ти бедняков нет никакой. И мнение о том, что он должен взять омовение настолько, сколько сможет, а за непромытую рану должен взять таяммум – мнение шейха Мухаммада ибн Хизама). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=KmmzOKlarLM

 

 

  1. Нужно ли брать таяммум для каждого намаза –нет.[ Довод – в хадисе Джабира пришло: «и была сделана очищающей». Если бы она не поднимала осквернение, то не была бы названа очищением, но была бы названа – позволяющей, разрешающей и т.п. Но очищение это временное, пока нет воды. Примечание:хадис Ибн ‘Аббаса: «Из Сунны – совершение с таяммумом одного намаза. Затем ему нужно взять таяммум для другого намаза» (ад-Даракутни) – очень слабый. В нем: аль-Хасан ибн ‘Умаара (матрук). «من السنة أن يصليَ الرجل بالتيمم إلا صلاة واحدة ثم يتيمم للصلاة الأخرى».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=yhJMFXJrUU4

 

 

  1. Если боится упустить время намаза и не успевает взять омовение, то можно ли взять таяммум –да.[Довод – Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).Потому что он в положении того, у кого нет воды, ведь он не может воспользоваться ею.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=rQKuwOKpsDw

 

 

  1. Если проснулся в конце времени намаза, и не успевает взять омовение, то можно ли взять таяммум –нет. Ему нужно спокойно взять омовение и совершить намаз, даже если время его выйдет, так как в данном случае у него есть оправдание. [Довод– хадис Анаса марфу’ан: «Тот, кто проспал намаз или забыл о нем, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем», а в риуаяте: «ведь его время тогда, когда он вспомнит о нем» (согласованный).«من نام عن صلاة أو نسيها فلْيصِلها إذا ذكرها و في رواية: فوقتها أن يصليَها إذا ذكرها».] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=ED8J593NVmI

 

 

  1. Можно ли взять таяммум, если боится упустить намаз джаназа (намаз за покойного) –нет. / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=02wHrIfXLsQ

 

 

  1. Можно ли взять таяммум, если боится упустить праздничный или пятничный намаз –нет.[ Доводна вопрос 409 и 410 – Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).А он может найти воду. И если ушел намаз джаназа, то совершает его с людьми на могиле. Пятничный? Совершает Зухр намаз, ведь его время не ушло. Праздничный? Если не успел с имамом, то может совершить со вторым джама’атом, ведь его время до отхода солнца от зенита. И у него есть оправдание (нет омовения).] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=k0_qqFmT3DI

 

 

  1. Если забыл, что вода есть, и совершил намаз, взяв таяммум, а затем вспомнил –должен совершить намаз заново, взяв омовение.[Забывчивость не является оправданием для действительности намаза без омовения. Это придет в «Книге намаза».] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Dh1wu9yQCnA

 

 

  1. Вода есть, но не смог ее найти и совершил намаз с таяммумом, а затем нашел воду –намаз действителен, и совершать его заново не надо (Довод – Слова Аллаха: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки» (4: 43 или 5: 6).). / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=frwyS-Kjo-E

 

 

  1. Таяммум из одного места несколькими личностями –действительно.[ Довод – отсутствие довода на то, что земля теряет свое свойство очищать (в хадисе Джабира пришло: «и была сделана очищающей». Если бы она не поднимала осквернение, то не была бы названа очищением, но была бы названа – позволяющей, разрешающей и т.п. Но очищение это временное, пока нет воды.).] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=iB8CiNxUvuE

 

 

  1. Если вода есть, но боится умереть от жажды– совершает таяммум (см. вопрос 374 и сноску: 374. Кто приравнивается к ненашедшему воду –если есть препятствие между человеком и водой.[ Такое же положение того, у кого есть вода, но только для питья ему и его скоту.]). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=yslT6VMHwMk

 

 

 

  1. Если вода есть, но кто-то нуждается (при крайней вынужденности), то можно ли отдать ее и взять таяммум –нужно отдать, если это — человек, кровь которого запрещена (все, кроме воюющего неверующего).[ Слова шейх уль-Ислама Ибн Теймии в «аль-Ихтиярат аль-фикхия» на странице 20.] / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=jX67oKtlQ34

 

 

  1. Если человек в половом осквернении, но таяммум взял от малого осквернения –недействительно, и ему нужно взять таяммум заново с намерением от полового осквернения из-за хадиса‘Умара марфу’ан: «Поистине, дела оцениваются по намерениям» (согласованный). «إنما الأعمال بالنيات».). / Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=Ib6SjpnBkDw

 

 

  1. Можно ли брать таяммум вместо желательного гусля при отсутствии воды– нет, т.к. таяммум был узаконен только для поднятия религиозного осквернения (дополнительно Желательный гусль, т.е. — тот, который не установлен для того, чтобы поднимать религиозное осквернение, как пятничный гусль и др. (см. вопросы 358 — 360). Разрешенный, т.е. для телесного очищения, ведь это в основе бытовое явление.). / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=Ldxfh9nzcg0

 

 

  1. Таяммум для удаления нечистоты –совершать егонеузаконено, ведь таяммум узаконен только для поднятия смыслового религиозного осквернения. / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=0gRtgzPOAN0

 

 

  1. «БисмиЛлях» перед таяммумом –желательно.[Довод– аналогия на малое омовение из-за хадиса: «Таяммум – очищение мусульманина…» (хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Земля – очищение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Но если он нашел воду, то пусть побоится Аллаха и заденет ею свою кожу» (аль-Баззар в «Кашф уль-Астар»). Хороший из-за поддерживающих его цепочек.   «الصعيد وَضوء المسلم و إن لم يجد الماء عشر سنين فإذا وجد الماء فلْيتقِ الله ولْيُمِسَّه بشرتَه».)] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=Ghx5T8XB9dU

 

 

  1. Можно ли совершать половой акт, если нет воды, и придется брать таяммум –да.[Довод– аят (смысл): «или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (5: 6). Слово этого аята обобщенное. Хадисы — один недостоверный, в нем: Хаджадж ибн Артат (слабый и мудаллис). Спросили пророка : «Человек хочет совершить половой акт, но у него нет воды. Можно ли ему совершать его?» Ответил: «Да»«سئل عن الرجل يعزِل و لم يجد الماء هل يجامع؟ قال: نعم».  Асары – 1) Дозволено (установлено от Джабира). 2) Нежелательно —  от ‘Али, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, но все они недостоверные.] / Слушать разбор этого вопроса:

http://www.youtube.com/watch?v=fKJG8RsPK1U

Реклама
Запись опубликована в рубрике Таямум - очищение землей.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.