аухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).

Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат
Скачать статью в ворд формате: Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат

Скачать статью в пдф формате:Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат

 

Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).

 

БисмиЛляхи Рахмааани Рахиим.

 

Вера в имена и качества Аллаха оказывает большое влияние на душу мусульманина и его поклонение Господу. Одним из результатов этого воздействия является тот смысл, который раб находит в поклонении Аллаху сердцем. Он начинает уповать на Всевышнего Аллаха, полагается на Него и оберегает свое тело, душу и даже мысли, чтобы размышлять только о том, что угодно Аллаху Всевышнему. Он начинает любить ради Аллаха, слушает ради Него и смотрит ради Него. А вместе с тем, он возлагает на своего Господа большие надежды и думает о Нем только хорошее.

Эти и другие истины, связанные с верой в значения имен и качеств Аллаха, плодотворно влияют на поклонении человека телом и душой и позволяют одному человеку превзойти в этом другого. Это и есть милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает.

Прекрасное имя «Всепрощающий» (аль-Гаффар) оказывает большое влияние на любовь раба к Аллаху и помогает ему не отчаиваться в Его милости. Имя «Суровый в наказании» (Шадид аль-Икаб) заставляет человека бояться Аллаха и не преступать Его запреты. Каждое из остальных имен и качеств Аллаха, в зависимости от его значения, также оказывает большое влияние на душу мусульманина и его верность закону Аллаха. Более того, они помогают рабу всей душой возлюбить Господа, и эта любовь является основой счастья мусульманина в этом мире и в Последней жизни, ключом к его благополучию и вдохновляет его поклоняться Господу самым совершенным образом. И можно сказать, что деяния, совершаемые телом, оказываются легкими или тяжелыми для души в зависимости от того, насколько сильно человек возлюбил Всевышнего Аллаха в сердце.

Совершение деяний в той совершенной форме, которая угодна Аллаху, зависит от любви к Аллаху в сердце, а любовь эта зависит от познания Аллаха посредством Его имен и качеств. И поэтому лучше всех поклонялись Аллаху Его посланники, которые отличались самой сильной любовью к Аллаху и лучше всех знали Его.

 

Тема I. Единобожие в обладании божественными именами и качествами

и доказательства этого

 

  1. Определение.

Единобожие в обладании божественными именами и качествами – это вера в те имена и качества, которыми Аллах охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, , и отрицание всех имен и качеств, которые Аллах отверг от Себя и которые от Него отверг Его посланник, , а также признание их истинного значения и смысла и выявление их следов и последствий среди творений.

 

  1. Правильный подход к этому вопросу.

Правильный подход к именам и качествам Аллаха строится на твердой вере и полной убежденности во всем, чем Аллах охарактеризовал Себя и чем Его охарактеризовал Его посланник, , без искажения (тахриф) или отрицания (татил) этих имен и качеств, без их описания (такйиф) и без уподобления их качествам творений (тамсил).

Под искажением подразумевается изменение истинной сути имен и качеств Аллаха. Искажение бывает двух видов:

  1. Искажение названия путем прибавления к слову лишних букв, или уменьшения этого слова на одну или несколько букв, или изменения в нем огласовок. Так поступили еретики со словом «истава» в высказывании Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)»(Та ха, 5). Это слово означает «вознесся», «поднялся», «возвысился», «утвердился», однако еретики истолковали его как «иставла», что означает «овладел». В касыде «ан-Нунийя» говорится:

«Нун» иудеев [Иудеям было велено попросить прощение у Господа, однако они решили поглумиться над велением Аллаха. Они добавили к откровению от Аллаха букву «нун» и заменили слово «хитта» словом «хинта», которое означает «пшеница». В Коране по этому поводу говорится: «Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, пок¬лонившись, и скажите: “Прости!” Мы простим ваши прегре¬шения и приумножим награду творящим добро».  Беззаконники заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников наказание с неба за то, что они поступали нечестиво» (аль-Бакара, 58-59). – Прим. пер.]  и «лям» джахмитов[Джахмизм – это одно из направлений калама, основателем которого был аль-Джахм бин Сафван. Одним из самых опасных воззрений джахмитов является полное отрицание качеств Аллаха. Они считают, что человек не обладает волей и свободой выбора. Они полагают, что вера – это знание об Аллахе, а неверие – это незнание о нем, и если человек познал Аллаха, а затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Они считают, что вера у всех одинаковая – от пророков до рядовых мусульман, отрицают возможность лицезреть Аллаха в День воскресения, отрицают наказание в могиле и проповедуют взгляды о том, что Рай и Ад исчезнут. Они отрицают Речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Они не признают вознесение Аллаха на Трон и Его высокое местонахождение и считают, что Аллах находится среди творений Своей божественной сущностью. – Прим. пер.] –

Две лишние буквы в откровении Господа Трона.

  1. Искажение значения путем толкования слова вопреки тому смыслу, который вложили в него Аллах и Его посланник. Примером этого является толкование слова «йад» в выражении «Рука Аллаха» как «мощь» или «милость». Такое толкование является неправильным и не подтверждается ни священными текстами, ни канонами арабского языка.

Под отрицанием подразумевается полное непризнание качеств Аллаха. Так поступают те, которые считают, что у Всевышнего Аллаха вообще нет качеств.

Разница между искажением и отрицанием заключается в том, что под искажением подразумевается отрицание истинного смысла имен и качеств Аллаха, подтверждаемого священными текстами, и замена его другим неверным смыслом. А под отрицанием подразумевается отрицание их истинного смысла без замены его другим смыслом.

Под описанием понимается описание характеристик или образа божественных качеств. Так поступают некоторые еретики, искажающие значения качеств Аллаха, которые придают им определенную форму и описывают, например, какой является Его Рука или каким образом Он вознесся на Трон. Такие описания являются лживыми, потому что об этом не известно никому, кроме Аллаха. Творения не ведают этого и не способны постичь это.

Под уподоблением подразумевается уподобление качеств Аллаха качествам творений. Такой человек, например, говорит: «Аллах обладает слухом, таким же, как наш слух» или «У Аллаха есть Лик, такой же, как наши лица». Аллах превыше всего этого!

Правильный подход к именам и качествам Аллаха строится на трех принципах, и всякий, кто усвоит их, никогда не впадет в заблуждение в этом вопросе. Вот эти принципы:

  1. Ни одно из качеств Великого и Возвышенного Аллаха не похоже на качества Его творений.
  2. Имена и качества, которыми Аллах нарек и охарактеризовал Себя и которыми Его охарактеризовал Его посланник, подобают Его величию.
  3. Нельзя пытаться постичь сущность качеств Всевышнего Аллаха, потому что творения не способны на это.

Если человек придерживается этих трех принципов, то он уверовал в божественные имена и качества надлежащим образом, в соответствии с тем, чему учили мусульманские исследователи в этой области.

 

  1. Доказательства в пользу такого подхода.

Справедливость такого подхода подтверждается доказательствами из писания Всевышнего Аллаха.

Одним из доказательств в пользу первого принципа о необходимости избегать уподобления Великого и Могучего Господа творениям является высказывание Аллаха: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11). Смысл этого аята в отсутствии какого-либо сходства между Творцом и творениями и утверждении того, что Он обладает слухом и зрением, которые не похожи на эти качества творений, несмотря на то, что эти два качества присущи очень многим из созданий Аллаха. То же самое мы можем сказать и об остальных божественных качествах. Прочтите высказывание Всевышнего: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах – Слышащий, Видящий» (аль-Муджадила, 1).

Ибн Касир в толковании этого аята передал хадис, переданный аль-Бухари в разделе о единобожии (13/372) и имамом Ахмадом в «аль-Муснаде» (6/46), в котором сообщается, что Аиша сказала: «Хвала Аллаху, Который объял Своим слухом голоса! Когда та препирающаяся женщина пришла к Пророку , саля Ллаху алейхи ва салам, и беседовала с ним, я находилась в углу комнаты, но не слышала их. Великий и Могучий Аллах же ниспослал слова: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа…».[«Тафсир Ибн Касир» (8/60).]

Еще одним доводом в пользу этого являются слова Всевышнего: «Никого не сравнивайте с Аллахом» (ан-Нахль, 74). Ат-Табари в толковании этого аята писал: «Не проводите сравнения с Аллахом и никого не уподобляйте Ему, потому что нет никого подобного Ему или похожего на Него».[ «Тафсир ат-Табари» (7/621).]

Всевышний сказал: «Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям, 65). Комментируя этот аят, Ибн ‘Аббас сказал: «Знаешь ли ты кого-либо, кто был бы подобен Господу или похож на Него?»

Еще одним доказательством в пользу этого принципа является высказывание Всевышнего и Всеблагого Аллаха: «…нет никого равного Ему» (аль-Ихлас, 4).

Ат-Табари сказал: «Нет никого равного или подобного Ему».

К доказательствам в пользу второго принципа, согласно которому необходимо верить во все имена и качества, упомянутые в Коране и Сунне, относится высказывания Великого и Могучего Аллаха: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий» (аль-Бакъара, 255);

«Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи» (аль-Хадид, 3);

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный.  Он – Аллах, и нет божест­ва, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи.  Он – Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него – самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый»

(аль-Хашр, 22-24).

К доказательствам из Сунны относится хадис Абу Хурейры, переданный Муслимом в «ас-Сахихе»: «Посланник Аллаха , саля Ллаху алейхи ва салам, велел нам после того, как мы ляжем в постель, говорить: «О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого Трона, Господь наш и Господь всего сущего, Расщепляющий зерна и ядра, Ниспославший Таурат, Инджил и Фуркан, прибегаю к Тебе от зла всякой твари, которая подвластна Тебе! О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, и Ты – Ближайший, и нет ничего ближе Тебя, расплатись за нас с долгами нашими и избавь нас от бедности». Текстов на эту тему так много, что всех их невозможно пересчитать.

Что же касается третьего принципа о том, что сущность качеств Всевышнего и Всеблагого Аллаха невозможно постичь, то он подтверждается следующим высказыванием Всевышнего: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Та ха, 110).

Один из богословов по поводу смысла этого аята сказал: «Человеческое знание не способно объять Господа небес и земли, и объять сущность Его никак невозможно».

Еще одним свидетельством в пользу этого принципа является высказывание Всевышнего Аллаха: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный (или Добрый), Сведущий» (аль-Ан’ам, 103). Говоря об этом аяте, один из ученых сказал: «Это указывает на совершенство Его величия и на то, что Он больше и величавее всего сущего. Его величие настолько совершенно, что Его невозможно постичь. Постижение – это объятие чего-либо в том или ином смысле. Постичь взором означает нечто большее, чем просто увидеть, и поэтому Господа можно будет увидеть в Последней жизни, но Его нельзя постичь, и о Нем можно узнать, хотя Его нельзя объять знаниями».

Разумный человек должен знать, что его разум имеет предел, за который он не может перейти, подобно тому, как его слух и зрение тоже не являются бесконечными. А кто пытается постичь разумом то, что невозможно постичь, и вдается, например, в размышления о сущности качеств Аллаха, тот словно пытается увидеть то, что находится за стеной, или надеется услышать звук, который раздается очень далеко от него.

 

Тема II. Практические примеры того, как следует принимать имена и качества Аллаха

в свете Корана и Сунны

 

Коран и Сунна содержат много текстов, которые с разных сторон и в разных контекстах свидетельствуют о том, что Великий и Могучий Господь обладает именами и качествами.

В Коране и Сунне упоминается очень много божественных имен и качеств, о которых написано много книг и сочинений. Богословы называли многие из этих имен и качеств. Мы же перечислим лишь некоторые из них в качестве примера, даже не пытаясь охватить их целиком.

 

Некоторые из имен Всевышнего Аллаха:

 

Живой (Аль-Хайй), Вседержитель (Аль-Каййум)

Эти два имени подтверждаются и Кораном, и Сунной. Доказательством из Корана являются слова Всевышнего: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» (Аль Имран, 2). Доказательством из Сунны является хадис Анаса бин Малика: «Мы сидели в кругу вместе с Пророком , саля Ллаху алейхи ва салам, и один из людей совершал намаз. После совершения поясного и земного поклонов он прочел ташаххуд и начал молиться: «О Аллах, я прошу Тебя, ведь хвала надлежит Тебе одному, и нет божества, кроме Тебя. О Первосоздатель небес и земли! О Обладатель величия и великодушия! О Живой, Вседержитель!». После этого Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Он помолился величайшим из имен Аллаха, и Аллах отвечает на мольбу, если к Нему обращаются с этим именем, и одаряет, если Его просят этим именем».[Этот хадис передал аль-Хаким (1856). Он сказал, что он является достоверным согласно требованиям Муслима, и с этим согласился аз-Захаби.]

Достохвальный (Аль-Хамид)

Это имя упоминается в словах Великого и Могучего Аллаха: «И знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный» (аль-Бакъара, 267). В Сунне же оно встречается в хадисе Кааба бин Уджры о том, что Пророк, , обучил их говорить во время ташаххуда: «О Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима, ведь Ты – Достохвальный, Славный…».[«Сахих аль-Бухари» (3370), «Сахих Муслим» (406).]

Милостивый (Ар-Рахман), Милосердный (Ар-Рахим)

Эти имена упоминаются в словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров,  Милостивому, Милосердному» (аль-Фатиха, 2-3). В Сунне же сообщается, что Пророк Мухаммад, , при заключении Худейбийского мира между ним и язычниками велел своему писарю написать: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!».[ «Сахих аль-Бухари» (2731).]

Выдержанный (Аль-Халим)

В Коране это имя встречается в словах Всевышнего: «Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (Фатыр, 41). В Сунне же оно встречается в хадисе Ибн ‘Аббаса о том, что посланник Аллаха, , когда его охватывала печаль, говорил: «Нет божества, кроме Аллаха, Великого, Выдержанного…».[«Сахих аль-Бухари» (6345), «Сахих Муслим» (2730).]

 

Некоторые из качеств Аллаха:

 

Мощь

Это качество, присущее божественной сущности Аллаха, упоминается как в Коране, так и в Сунне. Оно называется присущим божественной сущности (сифат затийя), потому что Пречистый Аллах никогда не лишается его. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (аль-Бакъара, 20). Из Сунны же нам известен хадис Усмана бин Абу аль-Аса о том, что однажды он пожаловался Пророку , саля Ллаху алейхи ва салам, на то, что после обращения в ислам он стал чувствовать боль в теле. Тогда посланник Аллаха , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал ему: «Положи руку на то место, которое болит, и трижды скажи: «Во имя Аллаха». Затем семь раз скажи: «Прибегаю к могуществу и мощи Аллаха от зла, которое я чувствую и которого опасаюсь».[ «Сахих Муслим» (2202).]

Жизнь

Это – еще одно качество, связанное с божественной сущностью Аллаха. Оно является производным от прекрасного имени Живой, доказательства в пользу которого мы уже рассмотрели.

Знание

Это качество также связано с божественной сущностью и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» (аль-Бакъара, 255). А доказательством из Сунны является хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, учил их, испрашивая благословение, говорить: «О Аллах, посредством Твоего знания я прошу Тебя помочь мне в принятии решения и посредством Твоей мощи прошу Тебя придать мне силы…».[«Сахих аль-Бухари» (6382).]

Желание

Это качество связано с божественными деяниями и тоже подтверждается Кораном и Сунной. Качества, связанные с божественными деяниями (сифат фиълийя), определяются волей и мощью Аллаха. Если Ему угодно, Он совершает эти деяния, а если нет, то Он не совершает их. Всевышний сказал: «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжи­мает грудь, словно тот забирается на небо» (аль-Ан’ам, 125). Из Сунны же мы знаем хадис Абдуллаха бин Умара, который слышал, как посланник Аллаха , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Если Аллах желает подвергнуть народ мучениям, то они постигают всех, кто есть среди них, а затем они будут воскрешены на основании своих деяний».[ «Сахих Муслим» (9287).

Высокое положение

Это качество связано с божественной сущностью и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (аль-А’ля, 1). Он также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними» (ан-Нахль, 50). Доказательством из Сунны является хадис Абу Хурейры, который мы уже упоминали при обсуждении первой темы. В нем сообщается, что в молитве перед сном говорится: «… О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, и Ты – Ближайший, и нет ничего ближе Тебя…».[«Сахих Муслим» (2713).]

Вознесение

Это качество связано с божественными деяниями и подтверждается как Кораном, так и Сунной. Всевышний сказал: «Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)» (Та ха, 5).

Передают, что Катада бин ан-Нуман рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, то вознесся на Трон».[ Аз-Захаби передал этот хадис в книге «аль-Улувв» (119), назвав его рассказчиков заслуживающими доверия, а аль-Халлал передал его в книге «Китаб ас-Сунна».] В арабском языке слово «истива» означает «вознесение», «возвышение», «утверждение», «подъем». Что же касается вознесения Аллаха на Трон, то оно соответствовало Его величию.

Речь

Это качество по сути своей связано с божественной сущностью, но в каждом конкретном случае оно относится к божественным деяниям. Пречистый Аллах говорит, когда пожелает и как пожелает, и Его речь можно услышать. Это качество подтверждается доводами как из Корана, так и из Сунны. Всевышний сказал: «Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)» (ан-Ниса, 164);

«Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя» (аль-А’раф, 143).

К доводам из Сунны относится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, , сказал: «Адам и Муса поспорили. Муса сказал ему: «О Адам, ты – наш прародитель, и ты разочаровал нас и вывел из Рая». Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что говорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…».

Лик

Это качество, связанное с божественной сущностью, упоминается как в Коране, так и в Сунне. Всевышний сказал: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха» (аль-Бакъара, 272);

«Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (ар-Рахман, 27).

Из Сунны же нам известен следующий хадис Джабира бин Абдуллаха: «Когда был ниспослан аят: «Скажи: «Он властен наслать на вас мучения сверху…», Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». Затем было ниспослано: «…или из-под ваших ног…», и он снова сказал: «Прибегаю к защите Твоего Лика!». И было ниспослано: «…или привести вас в замешательство, разделив на группировки…» (аль-Ан’ам, 65). Тогда он сказал: «Это уже легче!».[ «Сахих аль-Бухари» (7406).]

Две Руки

Это качество, связанное с божественной сущностью, тоже упоминается как в Коране, так и в Сунне. Всевышний сказал: «Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (аль-Маида, 64);

«Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (Сад, 75).

Свидетельством из Сунны может служить хадис Абу Мусы аль-Ашари о том, что Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, Аллах простирает Свою Руку ночью, чтобы принять покаяния тех, кто совершил злодеяния днем, и простирает Свою Руку днем, чтобы простить тех, кто совершил злодеяния ночью, пока солнце не взойдет на западе».[ «Сахих Муслим» (2759).]

Два Глаза

Это – еще одно качество, связанное с божественной сущностью, упомянутое в Коране и Сунне. К свидетельствам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «…и тебя взрастили у Меня на Глазах» (Та ха, 39); «Воздвигни ковчег у Нас на Глазах» (Худ, 37).

Свидетельство из Сунны – хадис Абдуллаха бин Умара о том, что Пророк , саля Ллаху алейхи ва салам, сказал: «Воистину, вам известно об Аллахе, и Его Глаза не уродливы, – тут он указал на свои два глаза. – У Лжемессии же правый глаз похож на выпирающую виноградину».[ «Сахих аль-Бухари» (7404), «Сахих Муслим» (2933).]

Стопа

Это качество, связанное с божественной сущностью, упоминается в достоверных хадисах. Одним из них является хадис Абу Хурейры о препирательстве Рая и Ада. В нем, в частности, говорится: «Ад же наполнится только тогда, когда Всевышний и Всеблагой Аллах положит на него Свою Ногу, и он скажет: «Хватит, хватит, хватит!». Вот тогда он наполнится и сожмется…».[«Сахих аль-Бухари» (4850), «Сахих Муслим» (2846).] В некоторых версиях, находящихся в двух «ас-Сахихах», говорится: «Тогда Он положит на него Свою Стопу…».[«Сахих аль-Бухари» (4848, 4849), «Сахих Муслим» (2848).]

В Коране и Сунне упомянуто много имен и качеств Аллаха, сосчитать которые полностью невозможно. Мы привели лишь несколько примеров, но каждый мусульманин обязан признавать все божественные имена и качества так, как это подобает величию и совершенству Аллаха. Он должен признавать все то, как Аллах охарактеризовал Себя в Своем писании, ведь Ему известно о Себе лучше, чем Его творениям, и должен признавать то, чем Аллаха описал в Сунне Его посланник, ведь он был осведомлен о Господе лучше, чем все остальные люди, был самым искренним, самым красноречивым, самым благочестивым и самым богобоязненным среди них. А наряду с этим, он не должен отрицать качества Аллаха или уподоблять их качествам творений, потому что «нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11).

 

Тема III. Правила, относящиеся к именам и качествам Аллаха

 

Правило первое: сказанное о сущности Аллаха можно отнести к Его качествам.

Это означает, что божественная сущность, качества и деяния Всевышнего Аллаха не похожи ни на что другое. И если между мусульманами нет разногласий по поводу того, что у Аллаха действительно есть сущность, непохожая на творения, то и божественные качества, упомянутые в Коране и Сунне, должны быть подлинными, непохожими на качества творений. Следовательно, то, что мы говорим о сущности Аллаха, может быть сказано и о Его качествах.

Это важное правило используется в диспутах с теми, кто отрицает качества Аллаха, признавая Его божественную сущность, тем более, что все мусульмане единодушно верят в божественную сущность Великого и Могучего Господа.

Если же кто-либо скажет, что он не признает божественные качества, потому что такой поступок является уподоблением Аллаха творениям, то ему следует возразить: «Ты веришь в то, что у Аллаха действительно есть божественная сущность, и признаешь, что творения тоже обладают сущностью. Разве на твой взгляд это не является уподоблением?». Он скажет: «Я верю в то, что сущность Аллаха не похожа на сущности творений», – и это все, что он может сказать в ответ. Тогда ему следует сказать: «Таким же образом ты должен относиться к качествам Аллаха. Божественная сущность действительно не похожа на сущности творений, и это значит, что присущие ей качества тоже не похожи на качества творений». И если он скажет: «Как я могу поверить в качества, если я не знаю, какие они на самом деле?» – то ему следует ответить: «Так же, как ты веришь в божественную сущность, не зная, какая она на самом деле».

 

Правило второе: сказанное об одних качествах Аллаха можно отнести к другим Его качествам.

Это значит, что если мы признаем или отрицаем одни божественные качества, опираясь на некоторые доводы, то эти же самые доводы можно отнести ко всем остальным качествам Аллаха. Это правило используется в беседах с теми, кто верит в одни божественные качества, отрицая при этом другие. Если человек верит в такие качества Аллаха, как жизнь, знание, мощь, слух или зрение, и признает их истинными, но вместе с тем препирается относительно таких качеств, как любовь, удовлетворение, гнев, принимая их в переносном смысле, то ему следует сказать: «Между тем, что ты признаешь, и тем, что ты отрицаешь, фактически нет никакой разницы. Сказанное об одних из этих качеств в полной мере можно отнести ко всем остальным. Если ты признаешь, что Аллах живет и обладает знанием, мощью, слухом и зрением, и если это не считается уподоблением Аллаха творениям, которые обладают такими же качествами, то ты должен признать, что Аллах любит, остается довольным и гневается, как Он сообщил нам об этом, и что в этом нет уподобления Его творениям. В противном же случае ты будешь противоречить сам себе».

 

Правило третье: имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению.

Имена и качества Аллаха не подлежат обсуждению, и человеческий разум не в состоянии определить их. Поэтому мы обязаны довольствоваться тем, что сообщается по этому поводу в Коране и Сунне, ничего не прибавляя к этому и ничего не убавляя от этого. Разум не способен постичь, какие имена и качества соответствуют величию Аллаху, и поэтому мы должны ограничиваться священными текстами. Всевышний сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (аль-Исра, 36). Этого принципа придерживались выдающиеся мусульманские богословы. Имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Характеризовать Аллаха можно только качествами, которыми Аллах описал Себя и которыми Его описал посланник Аллаха. Нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». Ученые люди отмечали, что узнать какую-либо вещь настолько хорошо, чтобы можно было ее описать, можно тремя путями. Для этого необходимо либо увидеть ее, либо увидеть нечто подобное ей, либо услышать описание того, кто знает о ней. Наше знание о Господе, Его именах и качествах ограничивается этим третьим путем, и поэтому мы можем узнать о Его качествах только от тех, кому они известны. Но никто не может знать об Аллахе лучше, чем Сам Аллах и Его посланники, которым Он внушал откровение и которых Он обучал. Следовательно, при изучении имен и качеств Аллаха обязательно строго придерживаться откровения. Мы не видели нашего Господа при жизни в этом мире, чтобы описать Его самостоятельно, и нет Ему подобных среди творений Его, чтобы мы могли описать Его их качествами. Пречист наш Господь, и превыше Он всего этого!

 

Четвертое правило: все имена Аллаха прекрасны.

Все имена Аллаха прекрасны, то есть совершенны по своей красоте. Всевышний сказал: «У Аллаха – самые прек­расные имена» (аль-А’раф, 180). Объясняется же это тем, что они указывают на самое прекрасное и самое славное из существ – Великого и Могучего Аллаха, а также тем, что они включают в себя совершенные качества, недостатки в которых нельзя ни предположить, ни допустить.

Приведем пример. Живой (Аль-Хейй) – это одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее самую совершенную форму жизни, которой не предшествовало небытие и за которой не последует исчезновение. Жизнь в свою очередь требует наличия других качеств совершенства, таких как знание, мощь, слух, зрение и т.п.

Вот еще один пример. Знающий (Аль-Алим) – тоже одно из имен Всевышнего Аллаха, подразумевающее совершенное знание, которому не предшествовало невежество и которое не сменится забывчивостью. Всевышний сказал: «Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не предает забвению» (Та ха, 52). Это – безграничное всеобъемлющее знание обо всякой вещи в общем и в частности, включающее знание о Его божественных деяниях и деяниях Его творений. Всевышний по этому поводу сказал: «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» (Гафир, 19).

Красота и совершенство имен Всевышнего Аллаха выражаются в каждом из них в отдельности, а также при сочетании этих имен. Таким образом, благодаря сочетанию двух божественных имен возникает еще более прекрасное совершенство.

В качестве примера можно привести имя Могущественный, Мудрый (Аль-Азиз аль-Хаким). Всевышний Аллах часто сочетает эти два имени в Коране. Каждое из них указывает на одно конкретное проявление совершенства: могущество Могущественного и мудрость Мудрого. Сочетание же этих имен указывает на другую форму совершенства, которая выражается в том, что могущество Всевышнего Аллаха сопряжено с мудростью. Его могущество не приводит к деспотизму и несправедливости, как это часто бывает у некоторых могущественных творений. Известно ведь, что могущество иногда подталкивает к греху, побуждает поступать несправедливо, деспотично. С другой стороны, власть и мудрость Всевышнего сопряжены с совершенным могуществом, в отличие от власти и мудрости творений, которые могут быть поражены унижением.  А лучше всего об этом известно Аллаху!

Завершая эту главу, мы укажем на ту пользу, которую мусульмане извлекают из этой важной основы, из веры в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей ни в господстве, ни в поклонении, ни в обладании божественными именами и качествами. Вот некоторые из плодов этой веры:

  1. Благодаря ей раб обретает счастье как в этом мире, так и в Последней жизни. Более того, счастье в обоих мирах целиком и полностью зависит от веры в Аллаха, и тем счастливее человек, чем сильнее его вера в Господа, Его имена и качества, Его божественность.
  2. Вера в Господа с Его именами и качествами – это величайший из факторов, заставляющих бояться Аллаха, опасаться Его и повиноваться Ему, и чем лучше раб знает своего Господа, тем ближе он оказывается к Нему, тем больше он боится Его, тем усерднее он поклоняется Ему, тем дальше он держится от ослушания и неповиновения Ему.
  3. Благодаря этому раб достигает душевного спокойствия и умиротворения, чувствует себя в безопасности и следует прямым путем как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?»(ар-Ра’д, 28).
  4. От веры в Аллаха и ее правильности зависит награда в Последней жизни. Если раб верил в Аллаха и выполнял требования этой веры, то он зарабатывает награду в Последней жизни и попадает в Рай, ширина которого равна небу и земле, в котором есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Наряду с этим он спасается от Ада и ужасных мучений в нем. Но самое главное, он заслуживает довольство Пречистого Господа, Который уже никогда не разгневается на него, и в День воскресения он сможет наслаждаться взором на Его прекрасный Лик, не опасаясь несчастья, которое может навредить, или искушения, которое может ввести в заблуждение.
  5. Вера в Аллаха является тем фактором, который определяет правильность деяний и способствует тому, что Аллах принимает их. Если она отсутствует, то деяния не принимаются и возвращаются человеку, какими бы многочисленными и всевозможными они ни были. Всевышний сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон»(аль-Маида, 5).

Он также сказал: «А если кто возлюбит Пос­леднюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (аль-Исра, 19).

  1. Правильная вера в Аллаха побуждает человека узнавать и выполнять свои обязанности и приводит его в состояние полной готовности к принятию полезных наставлений и действенных назиданий.

Она обеспечивает непорочность подсознания и чистоту намерений, заставляет не медлить с добрыми делами и сторониться запретных и предосудительных поступков, обязывает проявлять добронравие и благородство, соблюдать правила приличия.

  1. Вера в Аллаха является убежищем для верующих, когда их постигают радость и печаль, когда они находятся в безопасности или испытывают страх, когда они соблюдают покорность или впадают в грех, а также во всех других случаях, которые выпадают на долю каждого человека. Когда случаются желанные и радостные события, они прибегают к вере в Аллаха, восхваляют и прославляют Его и используют Его милости так, как Ему угодно. Когда случаются неприятные и печальные события, они снова прибегают к вере в Аллаха, утешают себя ею и той наградой, которая обещана за это. Когда же происходит нечто страшное и скорбное, они опять прибегают к вере в Аллаха, и их сердца обретают покой, их вера увеличивается, а их уверенность в своем Господе приумножается. А еще они прибегают к вере в Аллаха, когда совершают богоугодные дела и праведные поступки; они признают милость Аллаха по отношению к ним, стремятся довести ее до совершенства и просят Аллаха укрепить их на этом пути и принять их деяния. Они также прибегают к вере в Аллаха, когда совершают какой-либо грех; они торопятся покаяться в нем и избавиться от его зла и дурных последствий. Одним словом, верующие во всех своих делах ищут спасения только в вере в Единого Аллаха.
  2. Познание Аллаха посредством Его имен и качеств прививает сердцам любовь к Аллаху, поскольку божественные имена и качества совершенны во всех отношениях, и души творений по природе своей склонны любить все совершенное и достойное. И если любовь к Аллаху укореняется в сердце раба, то его тело покоряется Его воле, и он поклоняется Аллаху, выполняя миссию, ради которой он был сотворен.
  3. Знание божественных имен и качеств порождает твердую убежденность в том, что только Всевышний Аллах управляет делами творений, и никто не принимает в этом соучастие. Эта убежденность позволяет искренне уповать на Аллаха и надеяться на обретение благ в делах религии и мирской жизни. Это является залогом успеха и благополучия раба, ибо тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства.
  4. Знание и перечисление прекрасных имен Аллаха является основой любого знания, которое только можно приобрести, потому что знания обо всем, кроме Аллаха, можно разделить на знания о Его творениях и знания о Его повелениях. Все творения и повеления исходят из Его прекрасных имен, и между ними существует причинно-следственная связь. Поэтому тот, кто сумеет исчислить имена Аллаха так, как это надлежит делать творению, сумеет исчислить все знания.

 

\\\\\\\\\\\\\\\

О этом виде Таухида с другой книги:

 

Единственность Имён и Атрибутов Аллаха (таухид аль-асма’ ва ас-сыфат)

Это твёрдая убеждённость в том, что Аллаху присущи совершенные
качества, и Он свободен от любых пороков или недостатков, и в
этом Он не похож на Свои творения. Убеждённость эта должна
проявляться следующим образом: человек верит, что у Аллаха есть
Имена и Атрибуты (Качества), о чём сообщил нам Сам Аллах или Его
Посланник . То есть мусульманин верит в те Имена и Атрибуты
Всевышнего, которые упоминаются в Коране и Сунне, не искажая
их и заключённый в них смысл, не отрицая их полностью или
частично, не пытаясь проникнуть в их истинную сущность и не
уподобляя их одноимённым качествам творений. Из этого
определения следует, что таухид Имён и Атрибутов основывается
на трёх положениях, и кто отходит от них, тот не является
приверженцем Единобожия. (Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 16. С. 8.):

Аль-Васиты сказал: «Нет сущности, подобной Его Сущности, и
нет имени, подобного Его Имени, и нет действия, подобного Его
Действию, и нет качества, подобного Его Качеству. Может
совпадать лишь название. Сущность Того, Кто существовал всегда,
превыше того, чтобы иметь качества, которыми обладает нечто
сотворённое. И точно так же невозможно, чтобы нечто сотворённое
обладало качествами, которые присущи Тому, Кто существовал
всегда. Это — убеждения приверженцев Истины, Сунны и
общины» Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 16. С. 9.

Человек инстинктивно, благодаря своей изначальной естественной
природе, верит в эту элементарную истину. Творения, конечно же,
не могут быть такими же, как Тот, Кто сотворил их
В это положение входит вера в то, что Аллаху не присущи
качества, противоречащие тем описаниям, которые Он дал Себе
Сам, или тем, которые дал Ему Его Посланник . Таухид Имён и
Атрибутов Аллаха обязывает мусульманина верить в то, что у
Аллаха нет и не может быть супруги, сотоварища, равного,
помощника и того, кто заступается перед Ним, защищает или покровительствует без Его разрешения. Мусульманин также обязан
верить в то, что Аллах не спит, не устаёт, не умирает, от Его знания
ничто не может ускользнуть, Он не притесняет никого, не
поступает ни с кем несправедливо, ничто не ускользает от Его
внимания, Он ничего не забывает, Им не овладевает дремота, Он
беспристрастен. Иными словами, Он свободен от любых
недостатков.
Что же касается второго положения, то оно обязывает нас
ограничиваться признанием лишь тех Имён и Атрибутов, которые
упомянуты в Коране или достоверной Сунне. Имена и Атрибуты
Аллаха мы узнаём только из этих надёжных источников, и здесь нет
места для мнений и самостоятельных суждений. Мы обязаны
описывать Аллаха только так, как Он Сам описал Себя, или так, как
описал Его Посланник , и называть Его только теми Именами,
которыми Он Сам назвал Себя, или которыми назвал Его
Посланник . Это потому, что Всевышний Аллах лучше знает о
Себе, Своих Именах и Атрибутах, чем кто-либо другой.
Всевышний сказал:
«Скажи: «Вы лучше знаете или же Аллах?»»
(2:140).
Он знает о Себе больше, чем кто бы то ни было, а Его посланники
приходят к людям только с Истиной и говорят лишь то, что внушает
им Всевышний в Откровении. Поэтому мы должны признавать или
отрицать Имена и Атрибуты Аллаха, руководствуясь только тем,
что сообщил нам об этом Всевышний или Его Посланник . Имам
Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аллаха можно описывать лишь
посредством характеристик, которые дал Себе Он Сам или дал Ему
Его Посланник , и мы не должны выходить за пределы
сказанного в Коране и хадисах» Ар-равдат ан-надийя. С. 22; Шарх аль-‘акыдат аль-васатыйя. С. 21.э

Ну’айм ибн Хаммад, шейх аль-Бухари, сказал: «Кто уподобляет
Аллаха Его творениям, тот неверующий, и кто отказывается верить
в те описания, которые дал Себе Аллах или которые дал Ему
Посланник , тот неверующий. В том, что касается описаний,
данных Всевышним Самому Себе, или же тех, которые дал Ему Его
Посланник , недопустимо уподобление»  Итхаф аль-каинат. С. 6; Мулла ‘Али аль-Кари. Шарх. С. 15.

Это положение обязывает каждого совершеннолетнего и
разумного мусульманина верить в Имена и Атрибуты Всевышнего,
которые упомянуты в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника .
Причём понимать их он должен в соответствии с их значением в
арабском языке, то есть в прямом, очевидном смысле.
Мусульманин не имеет права отрицать их полностью или частично
или искажать их истинный, очевидный смысл посредством раз-
личных толкований.
Что же касается третьего положения, то оно обязывает каждого
совершеннолетнего и разумного раба Всевышнего верить в Имена
и Атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, не спрашивая
при этом об их истинной сущности, не пытаясь докопаться до их
истинного смысла. Это потому, что знание истинной сути
определённого качества возможно лишь в том случае, если мы
знаем в точности, что представляет собой сущность, которой это
качество присуще. Ведь качество не всегда одинаково — даже при
одинаковом названии оно может иметь различную природу и
выражение в зависимости от объекта, которому оно присуще. А
когда речь идёт о Сущности Аллаха, мы не спрашиваем: «каким
образом?», ибо она для нас — тайна, и нам не дано знать, что она
представляет собой на самом деле. Точно так же и Атрибуты Аллаха
— мы не задаём вопрос: «каким образом?» и не пытаемся постичь
или представить себе это (Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты. Манхадж ва дирасат ли-аят аль- асма’ ва ас-сыфат. С. 25; Ар-равдат ан-надийя. С. 23, 28.). От многих из наших праведных пред-
шественников передаётся, что они, отвечая на вопрос о том, как
именно возвысился Всевышний Аллах над Троном, говорили:
«Возвышение известно, каким образом — неизвестно, вера в него
обязательна, а вопрос о нём — нововведение» Ар-равдат ан-надийя. С. 29 . То есть наши
праведные предшественники были согласны в том, что мы не
можем постичь истинный смысл этого, а вопрос об этом —
нововведение.
И если кто-то спросит нас: «Как нисходит наш Господь к
нижнему небу?» — мы скажем в ответ: «А каков Он Сам?» Этот
человек скажет: «Я не знаю Его истинной сущности». Тогда мы
скажем ему: «Точно так же мы не знаем того, как именно нисходит
Он к нижнему небу». И это вполне естественно, ведь, чтобы понять
и постичь определённое качество, необходимо понять и постичь
сущность объекта, которому данное качество присуще, ибо
качество следует за сущностью и зависит от неё. Так как же ты
спрашиваешь нас о том, каким образом Всевышний Аллах слышит,
видит и говорит, а также о Его возвышении над Троном и
нисхождении к нижнему небу, если ты не можешь постичь Его Сущность, и она для тебя — тайна? Если ты признаёшь, что Аллах
— реальность, и что Он обладает совершенными Качествами, и Он
не подобен никому и ничему, то ведь Его Слух, Зрение и Речь, а
также Его Нисхождение и Возвышение — это тоже реальность, и
они — совершенны, а значит, не подобны слуху, зрению, словам,
нисхождению и возвышению творений. Ар-равдат ан-надийя. С. 34.
Поэтому мусульманин должен избегать следующих действий,
которые нарушают таухид Божественности: уподобления
(ташбих), искажения (тахриф), отрицания (та’тылъ) и
определения (такйиф).
1. Ташбих — уподобление качества Творца одноимённым
качествам творений. Например, христиане уподобляют
Всевышнему Аллаху ‘Ису (Иисуса) , иудеи — ‘Узейра (Ездру), а
язычники — своих идолов. Сюда же относится уподобление
некоторыми группами людей Лика Аллаха ликам творений, Его
слуха — слуху творений, и так далее. Абду-ль-Азиз Мухаммад ас-Сальман. Аль-ас’иля ва аль-аджвиба. С. 31; Ар-равдат ан-надийя. С. 35.
2. Тахриф — подмена и искажение Имени или Атрибута
Аллаха, при котором добавляется или отнимается буква либо
изменяется порядок букв, составляющих данное слово, изменяется
огласовка в арабском слове или же искажается его смысл
(некоторые приверженцы нововведений назвали это «та’виль» —
интерпретация). «Та’виль» — это искажение подлинного (языкового)
значения слова или фразы. Например, некоторые исказили смысл
Слов Всевышнего: «А Аллах говорил с Мусой разговором»,
превратив их путём изменения огласовки в такую фразу: «А Муса
говорил с Аллахом разговором». Они сделали это из желания
доказать, что среди качеств Аллаха нет способности говорить: то
есть Муса говорил с Аллахом, а не Аллах говорил с Мусой.
3. Та’тыль — отрицание Божественных Атрибутов и
неверие в то, что Аллаху изначально присущи эти качества. Так,
например, отрицанием Его Имён и Атрибутов отвергается
Совершенство Аллаха, а отказом от поклонения Ему отрицается
зависимость от Него (то есть то, что Он — Господь. — Ред.). Ещё
один пример — когда о Его творениях говорят, что они не были
сотворены Им, а существуют изначально, то есть отрицается то, что
Аллах — Создатель.
4. Такйиф — определение истинной сущности Имён и
Атрибутов Всевышнего и рассуждение о том, как именно
происходит нечто, связанное с Аллахом, или что именно
представляют собой Его Имена и Атрибуты.__

Такой подход к Именам и Атрибутам Аллаха — то есть вера в те
Имена и Атрибуты, которые упомянуты в Коране и Сунне, без
уподобления, искажения и попыток проникнуть в их истинную
сущность — это подход наших праведных предшественников из
числа сподвижников, заставшего их поколения и их пос-
ледователей. Аш-Шаукани сказал: «Мазхаб наших праведных
предшественников из числа сподвижников (да будет доволен ими
Аллах), поколения, заставшего их, и последующих поколений — это
принятие Атрибутов Всевышнего без искажения, необоснованных,
произвольных толкований, уподобления и отрицания, к которым в
большинстве случаев приводят эти бездоказательные толкования.
Когда кто-нибудь спрашивал их об Атрибутах и Именах
Всевышнего, они лишь приводили ему доказательство наличия у
Всевышнего данного Атрибута или Имени и воздерживались от
дальнейших рассуждений на эту тему, говоря: «Аллах сказал так, а
остальное нам неизвестно, и мы не строим предположений и не
говорим о том, о чём у нас нет знания, и Аллах не разрешил нам
выходить за пределы этого». А если задавший вопрос настаивал на
том, чтобы они сказали ему больше, они предостерегали его от
занятия тем, что его не касается. Они старались удержать лю-
бопытного от попыток узнать то, что узнать невозможно, и что в то
же время может привести к нововведениям, противоречащим
тому, чего придерживались они, и что они запомнили от
Посланника Аллаха , и что сподвижники передали заставшему
их поколению, а те, в свою очередь, передали это знание дальше. В
эти благословенные века между мусульманами не существовало
разногласий в том, что касается Имён и Атрибутов Всевышнего.
Все они шли одним путём и были заняты исполнением велений
Всевышнего и обязанностей, которые Он возложил на них: они
верили в Аллаха, совершали молитву, выплачивали закят,
постились, совершали хадж, сражались на пути Аллаха,
расходовали своё имущество на разные благие дела и занимались
поиском полезных знаний. Они побуждали людей к совершению
благих дел, старались уберечься от Огня и оказаться в числе
спасённых, то есть обитателей Рая. Они побуждали людей к
одобряемому исламом и удерживали их от всего порицаемого. Они
пресекали любую несправедливость и притеснение по мере своих
возможностей и сил и не занимались тем, чем Аллах не обязал их
заниматься, и не старались узнать то, что Аллах не обязал их знать.
Тогда религия была чистой, не загрязнённой никакими
нововведениями» Аш-Шаукани. Ат-тухаф фи мазахиб ас-саляф. С. 7.

Виды Атрибутов Всевышнего Аллаха.

Атрибуты (ИЛИ Качества) Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране
и Сунне, можно разделить на два вида (Аль-ас’иля ва аль-аджвиба. С. 48; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 15.): относящиеся к Сущности Аллаха (сыфат затийя) и представляющие собой действия (сыфат фи’лийя).
Первый вид — это неотъемлемые свойства Аллаха, неотделимые
от Него. Например, Собственная личность (нафс), Знание, Жизнь,
Могущество, Слух, Зрение, Лик, Слова (способность говорить),
Изначальность, Владычество, Величие, Гордость, Возвышенность,
Самодостаточность и Милосердие. К этому виду относятся все Ка-
чества, которые неотъемлемы, неотделимы от Сущности
Всевышнего Аллаха.
Что же касается второго вида — действий — то они связаны с
Волей Аллаха и Его Могуществом. Это, например, возвышение
Аллаха над Троном, Его нисхождение к нижнему небу, Его
пришествие в Судный день, Смех, Довольство, Любовь, Ненависть,
Гнев, Радость, Хитрость и так далее.
Мы обязаны верить во все Атрибуты (Качества) Аллаха, к
какому бы виду они ни относились, причём принимать их такими,
какие они есть, и помнить о совершенстве Всевышнего. То есть мы
должны понимать их в прямом, очевидном смысле, без
уподобления, отрицания, искажения и попыток постичь их истин-
ную сущность. И нам следует говорить то, что говорил имам
аш-Шафи’и: «Я уверовал в Аллаха и в то, что пришло от Аллаха, в
соответствии с тем, что желал сказать этим Сам Аллах, и я уверовал
в Посланника Аллаx a то, что пришло от Посланника , в
соответствии с тем, что имел в виду он сам» Аль-ас’иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 50.

Имена Всевышнего Аллаха
Всевышний Аллах сообщил нам в Своей Книге о Своих Именах. Мы
также знаем их из Сунны Посланника . Каждое Имя Аллаха
указывает на определённое Качество Аллаха, и каждое из этих
Имён является производным от соответствующего отглагольного
существительного. Например, Знающий, Могущественный,
Слышащий, Видящий, и так далее. Имя «Знающий» — производное
от слова «знание», оно указывает на наличие у Аллаха такого
Атрибута (или Качества), как Знание. Точно так же можно
охарактеризовать и все остальные Имена.

А Имя, вместившее в себя значения всех Имён и все Качества
Всевышнего — это «Аллах». Относительно его происхождения
между учёными существуют разногласия. Одни говорят, что оно
является производным от слова «аль-илях» («божество»): «и» (то есть
арабская «хамза») ушла, а две «л» слились. Это мнение Ибн
аль-Каййима, Сибавейхи и ат-Табари. Другие учёные сказали, что
это Имя не является производным от какого-либо слова. Фатх Аль-Маджид. С. 11. Ат-Табари сказал о значении слова «Аллах»: «Аллах — Обладатель Божественности и
Господства над всеми Своими творениями». Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 1. С. 123.
Имена Аллаха являются именами и в то же время описаниями
Аллаха, выражением Его Качеств. Например, «Ар-Рахман»
(«Милостивый») — это Имя и в то же время описание Всевышнего
Аллаха. Каждое Имя Аллаха несёт определённое значение, и все они
описывают Аллаха, восхваляя Его и указывая на Его
Совершенство. Фатх Аль-Маджид. С. 14; Аль-ас’иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Эти Имена названы «Прекрасными» именно потому, что они
указывают на всё самое лучшее, на Самого Совершенного.
Единобожие Имён и Атрибутов предполагает веру во все Имена,
которыми назвал Себя Сам Всевышний вместе с теми значениями,
на которые эти Имена указывают и вместе с тем что они
предполагают. Например, в Коране упоминается Имя Всевышнего
«Ар-Рахим» («Милосердный»). Мы верим в то, что это — Имя Аллаха.
Кроме того, мы верим, что это Имя указывает на то, что Аллах
милосерден. Мы также верим, что Аллах милует, кого пожелает. Так
же характеризуются все остальные Имена, упомянутые в Книге
Аллаха и Сунне Его Посланника. Аль-ас’иля ва аль-аджвиба аль-усулийя. С. 44.
Что же касается числа Имён Всевышнего Аллаха, то в хадисе
говорится о том, что их девяносто девять.
Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«Поистине, у Аллаха девяносто девять Имён, сотня без одного.
Кто сочтёт их, войдёт в Рай. Поистине, Он — Один и любит
нечётное» Фатх Аль-Бари. Т. 5. С. 372; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.
Однако учёные согласны в том, что слова Посланника Аллаха
«девяносто девять Имён» не означают, что их всего девяносто
девять. Это всего лишь указание на то, что у Аллаха есть эти Имена,
и кто сочтёт их, войдёт в Рай, однако это вовсе не предполагает, что у Него нет других Имён. Цель данного хадиса — сообщить
верующим о том, что того, кто сочтёт эти Имена, ждёт Рай, а не о
том, что у Аллаха всего девяносто девять Имён. Аль-Байхакы. Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 6; аль-Муртада аль-Ямани. Исар Аль-Хакк ‘аля аль-хальк. С. 169; Фатх Аль-Бари. Т. 11. С. 183; аль-Касими. Ат-тафсир. Т. 7. С. 2911; Шарх аль-‘акыдат ат-тахавийя. С. 110; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5.

Вот хадис, указывающий на то, что у Аллаха есть и другие
Имена, о которых Он не сообщил нам, и которые относятся к
области сокрытого от нас.
Посланник Аллаха сказал:
«Если мусульманином овладеет беспокойство и грусть, и он
скажет: «О Аллах, поистине, я — раб Твой, и сын раба Твоего, и сын
рабы Твоей! Я подвластен Тебе, то, что случилось со мной, —
решено Тобой, а то, что Ты предопределил для меня, —
справедливо. Молю Тебя каждым из Имён Твоих, которым Ты Сам
назвал Себя или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его
кому-то из Своих творений, или оставил его сокрытым от всех,
кроме Себя Самого, — сделай Коран весной моего сердца, светом
моей груди, развей им печаль мою и успокой им меня!» — Аллах
непременно устранит его грусть и беспокойство и заменит их
ему радостью». Люди сказали: «О Посланник Аллаха! Стоит ли нам
заучить эти слова наизусть?» Он сказал: «Конечно. Тому, кто
слышал их, следует заучить их наизусть» Исар Аль-Хакк. С. 170; Аль-асма’ва ас-сыфат. С. 6-7; Шарх аль-‘акы- дат ат-тахавийя. С. 110.
Что же касается слова «сочтёт» в предыдущем хадисе, то оно
означает «узнает» заучит, поймёт эти Имена, а также уверует в них.
Кроме того, человек должен делать то, к чему побуждают или
обязывают эти Имена, и не выходить за установленные ими
границы в своём взаимодействии с Всевышним Аллахом. Мусульманин должен упоминать их при обращении к Аллаху с
мольбой. Иными словами, смысл этого хадиса таков: кто запомнит
эти Имена, размышляя над тем, на что они указывают, извлекая для себя урок из заключённого в них смысла, поступая согласно
тому, что они предполагают, и признавая при этом абсолютное
совершенство Того, Кто обладает этими Именами, — тот войдёт в
Рай. Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 6; Аль-ас’иля ва аль-аджвиба. С. 45; Фатх Аль-Бари. Т. 13. С. 322; ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 17. С. 5-6.

Доказательства единственности Имён и Атрибутов
Таких доказательств множество в Благородном Коране и
достоверной Сунне. Более того, нет такой суры в Коране, в которой
не было бы этих доказательств. Они есть на каждой странице
Корана. В нём постоянно упоминаются Имена и Атрибуты
Всевышнего, причём в самых разных темах — там, где говорится о
Единобожии, поклонении, нормах Шариата, там, где содержатся
повеления и запреты Всевышнего, Его благие обещания и угрозы, а
также разные поучительные истории, притчи и примеры. В связи с
этим приведём здесь суру, которая считается самой объемлющей в
теме Имён и Атрибутов Всевышнего, а также величайший аят в
Коране.
Что касается суры, то это сура «Аль-Ихляс», которая равняется
трети Корана, как сказал избранный Пророк Всевышнего. Аль-Бухари передает в своём «Сахихе» от Абу Са’ида аль-Худри, что один человек услышал, как другой читает суру:
«Скажи: Он — Аллах Единственный…», повторяя её. Утром он пришёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом, причём было видно, что он посчитал это чтение слишком малым и незначительным, и Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, эта сура соответствует трети Корана». Абу Са’ид также передаёт, что Пророк сказал своим сподвижникам: «Может ли кто-нибудь из вас прочитывать каждую ночь треть Корана?» Им показалось, что
это очень трудно, и они сказали: «Кто же способен на это, о Посланник Аллаха?» Тогда он сказал: «Сура: «…Он — Аллах Единственный, Аллах Самодостаточный…» соответствует трети Корана». Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 49. Хадисов о достоинствах этой суры очень много. Зад аль-ма’ад. Т. 1. С. 82.

Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: «Он — Аллах Единственный,
Аллах Самодостаточный.
Он не родил и не был рождён,
и нет никого, равного Ему»» (112:1-4).
Эта великая сура содержит утверждение о том, что совершенен
только Аллах, что Он лишён каких-либо недостатков. Всевышний
Аллах сообщил нам в этой суре о том, что Он — Аллах
Единственный, Самодостаточный, и о том, что Он не рождал и не
был рождён, и нет никого равного и подобного Ему.

«Единственный» означает, что нет никого равного или подобного
Ему. Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 21; Шарх аль-фикх аль-акбар. С. 14.
Это Имя Всевышнего указывает на то, что нет никого, кто,
подобно Аллаху, обладал бы такими же совершенными Качествами
или Атрибутами. А «Самодостаточный» означает ‘Господин, к
которому обращаются во всех делах, Тот, к Кому прибегают в беде
и к Кому обращаются в нужде. Фатх Аль-Бари. Т. 8. С. 601; Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 58; Шарх аль- фикх аль-акбар. С. 14.
Это Имя указывает на то, что Один лишь Аллах достоин того,
чтобы обращаться к Нему в нужде и просить Его о чём-то. И оттого,
что некоторые люди впадают в заблуждение и вводят в него
других, обращаясь к творениям вместо Творца, ничего не
меняется. Поскольку Аллах — Творец всего, и Он управляет и
распоряжается всем сотворённым, и кроме Него нет ни творца, ни
распорядителя, то обращаться к кому-то или чему-то помимо Него
— откровенная глупость и невежество, потому что всё в Его
Руках. Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 58. И если Имя «Единственный» («Аль-Ахад») указывает на
отсутствие у Него каких-либо недостатков, то Имя
«Самодостаточный» («Ас-Самад») указывает на то, что Аллах
обладает всеми качествами, указывающими на совершенство и
величие. Фатх Аль-Бари. Т. 9. С. 50.

Узнав всё это, мы понимаем, почему Посланник Аллаха
сказал об этой суре, что она равняется трети Корана. Она включает
в себя всю ‘акыду (основополагающие убеждения) ислама, основу
которой составляет утверждение о наличии у Аллаха совершенных
качеств и отсутствии у Него каких-либо недостатков, а также о
том, что Один лишь Аллах заслуживает поклонения и обращения к
Нему с мольбой. Весь Коран представляет собой:
1)’акыду, разъясняющую верующим всё то, что им необходимо
знать об Аллахе, Его Именах и Атрибутах;
2) Шариат, разъясняющий верующим их права и обязанности и
то, как им следует строить взаимоотношения во всех сферах
жизни;
3) истории и притчи, разъясняющие верующим установления
Аллаха в отношении Его рабов и подробно рассказывающие им о
награде и наказании Всевышнего, Его благих обещаниях и угрозах.
Вот что говорит Ибн аль-Каййим об этой суре: «Сура «Аль-ихляс»
включает в себя таухид, то есть утверждение о Единственности
Аллаха (полностью исключающей наличие у Него каких-либо
сотоварищей), а также Самодостаточности, отсутствии у Него
детей и родителей — что является непременным следствием этой Самодостаточности — а также утверждение об отсутствии равного
или подобного Ему. Эта сура также содержит утверждение о том,
что совершенство целиком принадлежит Аллаху, то есть
свойственно только Ему, и о том, что Он лишён каких-либо
недостатков. А это и есть основы таухида в знании и убеждении,
посредством которых человек отличается от всех заблуждающихся
и многобожников» Зад аль-ма’ад фи худахайр аль-‘ибад. Т. 1. С. 81-82.
Что же касается аята, то это аят «Аль-Курси», о котором
Посланник Аллаха М сказал, что это величайший аят в Коране. В
этом аяте Всевышний Аллах говорит:
«Аллах — нет божества, кроме Него,
Живого, Вседержителя. Им не овладевает ни дремота, ни сон. Ему
принадлежит то, что на небесах, и то,
что на земле. Кто станет заступаться
перед Ним без Его дозволения? Он знает
их будущее и прошлое, а они постигают
из Его знания только то, что Он
пожелает. Его Престол объемлет небеса
и землю, и не тяготит Его оберегание их.
Он — Возвышенный, Великий» (2:255).
Этот великий аят включает в себя все три вида таухида. При этом
он содержит Атрибуты и Имена, каждое из которых представляет
собой один из принципов исламского вероучения:
Всевышний Аллах сказал:
«Аллах — нет божества, кроме Него».
Это указание на Божественность Аллаха — основу Единобожия, на
которой зиждется вся жизненная программа ислама. Эта основа предполагает, что все виды поклонения посвящаются Одному лишь Аллаху — так, чтобы человек был рабом только Всевышнего Аллаха, поклонялся и подчинялся только Ему, все решения в жизни принимал только в соответствии с установлениями Аллаха, и все нормы, ценности, нравственные принципы, которыми он
руководствуется в жизни, были только от Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
«Живого, Вседержителя…»
Таким образом Аллах сообщает нам о наличии у Него двух великих
Имён. «Живой» — Тот, Кто живёт вечно, Кто был всегда и будет
всегда, Чьё существование изначально и бесконечно. Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 388; Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 20.  И Жизнь эта не зависит от каких-либо внешних факторов и существует сама по себе, в отличие от приобретённой жизни творений, которую дарует им Создатель. Жизнь Аллаха — вечная, у неё нет ни начала, ни
конца.
«Вседержитель» — то есть Тот, Кто поддерживает жизнь Своих
творений, поддерживает порядок, равновесие и гармонию во
Вселенной и регулирует все происходящие в ней процессы. Он
оберегает и поддерживает всё сущее, дарует удел Своим
творениям, заботится о них, создаёт им подходящие для их
существования условия, управляет и распоряжается ими, как
пожелает. Аль-асма’ ва ас-сыфат. С. 48; Шарх аль-‘акыдат ат-тахавийя. С. 124; ат- Табари. Ат-Тафсир. Т. 5. С. 388; Ар-равдат ан-надийя. С. 61.
Эти два Имени относятся к величайшим из Прекрасных Имён
Аллаха, поскольку они являются своеобразной осью, вокруг
которой вращаются все остальные Имена, и значения всех Имён
возвращаются к этим двум. Атрибут «Жизнь» предполагает наличие
всех совершенных качеств. Поскольку Жизнь Аллаха совершенна,
то всё совершенство принадлежит Ему, и Он — абсолютно совершенен. Такое Качество, как «Вседержитель», включает в Себя
абсолютную самодостаточность и совершенство могущества
Всевышнего Аллаха. Он существует Сам по Себе, независимо ни от
чего, и Он не нуждается ни в ком и ни в чём, и в то же время Он
поддерживает жизнь других и создаёт необходимые условия для
существования Своих творений. Всё существует лишь потому, что
Аллах сотворил его, и всё в нашем мире полностью зависит от
управления и распоряжения Всевышнего. Шарх аль-‘акыдат ат- тахавийя. С. 124-125.

Эти два Имени очень сильно влияют на жизнь мусульманина,
который вериг в них и понимает заключённый в них смысл. Его
сердце постоянно связано с Аллахом, он любит Его, поклоняется и
подчиняется Ему, потому что он знает, что именно Его Господь
мудро распоряжается его судьбой и судьбой всего окружающего,
поддерживая во всём порядок и гармонию. И верующий старается
жить согласно программе, установленной Всевышним, которая
зиждется на мудрости, в которой всё продумано и просчитано, всё
на своих местах. Из этой программы верующий черпает
жизненные ценности, принципы и стандарты, он старается
действовать в соответствии с ней в каждую минуту своей жизни,
какими бы ни были обстоятельства49. Всевышний сказал:
«Им не овладевает ни дремота, ни сон».
Это подтверждает то, что Аллах следит за всем сотворённым,
заботится о творениях и поддерживает в них жизнь, и что всё
сотворённое существует лишь благодаря этому. Дремота и сон
являются признаками неполноценности, несовершенства жизни.
Тот, кто спит или дремлет, не может постоянно следить за
положением дел в огромной Вселенной и не может быть
совершенным. Всевышний Аллах сказал:
«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле».
Это подтверждение того, что Аллаху принадлежит всё, и Его
владычество безусловно и абсолютно: Он один владеет всем и ни с
кем не делит принадлежащее Ему. Когда это убеждение
укореняется в сознании и сердцах людей, оно глубоко воздействует
на всю их жизнь.

Всевышний сказал:
«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»
Эти Слова Всевышнего помогают нам понять, что такое
Божественность и что означает тот факт, что все мы — рабы
Всевышнего Аллаха. Любое творение является рабом Аллаха, и оно
не может выйти за пределы этого положения, и не может подняться
выше и стать чем-то большим, и оно не может заступаться перед
Ним иначе, как с Его позволения. Это убеждение разграничивает
два понятия: «раб» и «Господь». Между ними нет ничего общего,
никакого сходства, и у них нет похожих качеств или свойств.
Всевышний Аллах сказал:
«Он знает их будущее и прошлое, а они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».

Эти Слова Всевышнего указывают на то, что Его Знание объемлет
всякую вещь. Оно объемлет время, пространство и творения.
Кроме того, они указывают на то, что знание творений
несовершенно и неполно, и создания знают лишь то, о чём
пожелает сообщить им Всевышний Аллах (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 396-397; Ар-равдат ан-надийя. С. 64.). Вера мусульманина в
это Качество Аллаха заставляет его не только постоянно помнить о
том, что Всевышний видит его, наблюдает за ним и знает о нём
абсолютно всё, но и, как следствие, не нарушать установленные Им
границы и быстро раскаиваться в содеянном после совершения
какого-либо греха. Осознание того, что именно Всевышний,
оказывая великую милость, дарует ему знание, наполняет сердце
мусульманина благодарностью и изгоняет из него высокомерие,
бахвальство и кичливость.

Всевышний сказал:
«Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их».
Эти Слова Всевышнего указывают на совершенство и
абсолютность Его могущества.
Всевышний Аллах завершает этот великий аят упоминанием
двух Своих Прекрасных Имён:
«Он — Возвышенный, Великий».
«Возвышенный» — Он возвышается над Своими творениями (Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 5. С. 405.), и кто бы ни пытался подняться до Его уровня, Он непременно ставит
его на место, принижая его в этом мире, а в мире вечном такого
человека ждёт наказание, унижение и позор.
«Великий» — Обладатель такого Величия, что все творения ниже
Его и не могут сравниться с ним в величии. Нет ничего и никого
более великого, чем Он. Когда человек осознаёт Возвышенность и
Величие Аллаха, он понимает, кто он по сравнению с Господом.
Тогда он занимает отведённое ему в этой жизни место раба
Всевышнего и не проявляет высокомерия и горделивости. Он
боится Аллаха, его сердце наполняет благоговейный страх, и он становится скромным, смиренным и благонравным по отношению
к Аллаху и к Его творениям.
Это некоторые проявления величия аята «Аль-Курси», и
каждому мусульманину следует запомнить их, размышлять над
заключённым в них смыслом, помнить о них и соблюдать их.
О достоинствах этого аята говорится в нескольких достоверных
хадисах. Вот один из таких хадисов.
Абу Хурейра в длинном хадисе передаёт, что Посланник Аллаха
сказал:
«Когда уляжешься на свою постель, читай аят «Аль-Курси»: «Аллах
— нет божества кроме Него, Живого, Вседержителя…», и
тогда тебя будет оберегать хранитель от Аллаха, и к тебе не
приблизится шайтан до самого утра» [Аль-Бухари].
А Убайй ибн Ка’б передаёт, что Посланник Аллаха сказал:
«О Абу алъ-Мунзир, известно ли тебе, какой аят из Книги Аллаха
является величайшим?» Он сказал: «Аллаху и Его Посланнику
известно об этом лучше». Тогда Посланник Аллаха снова
спросил: «О Абу алъ-Мунзир, знаешь ли ты, какой аят из Книги
Аллаха является величайшим?» Он ответил: «Аллах — нет
божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» После этого
Пророк хлопнул его рукой по груди и сказал: «Да будешь ты
счастлив в знании, о Абу аль-Мунзир!»  [Муслим].

 

 


Книги и аудио уроки по которым подробно изучают раздел Акыды:

Таухид Аль-Асма уа Ас-Сыфат (Единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами).

 

1 Коранический метод познания атрибутов Аллаха.    

Автор: Шейх Мухаммад аль-Амин Аш-Шанкыти (да помилует его Аллах)

 

Скачать в док формате:

http://vk.com/doc195761095_349448286

 

Скачать в пдф формате:

http://vk.com/doc195761095_349448396

 

 

_____________________________

2 «Достаточность в убеждениях» «аль-иктисаду филь-и’тикад»

Автор:Абу Мухаммад ‘Абдульгани аль-Макдиси.

Уроки провел Руслан Абу Ибрахим, по урокам сделана книга.

Слушать уроки:

http://vk.com/audios-55012331?album_id=51497794

 

Скачать в док формате:

http://vk.com/doc195761095_349444865

Скачать в пдф формате:

http://vk.com/doc195761095_349444849

 

По этой книге создана группа:

http://vk.com/iktisadufilitikad

 

 

_____________________________

3 Лум‘атуль-И‘тикáд аль-Хáди илá сабили-р-Рашáд.

(«Вероубеждение, достаточное для следования по правильному пути»)

Автор ибн Кудама Аль Макдиси

Комментарий сделал:

Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-‘Усеймúн ат-Тамúми.

Уроки провел и перевел книгу Руслан Абу Ибрахим.

Слушать уроки:

http://vk.com/audios-69954869?album_id=50893547

 

Скачать книгу которая сделана по урокам:

 

В док формате:

http://vk.com/doc195761095_349441436

 

Скачать в пдф формате:

http://vk.com/doc195761095_349444463

 

По этой книге создана группа:

http://vk.com/lum.atulitikad

 

 

_____________________________

4 Идеальные правила относящиеся к прекрасным Именам и Атрибутам (Качествам) Аллаха. Автор шейхи Мухаммад ибн Солих Аль-Усеймин

Уроки провел Руслан абу Ибрахим.

Слушать уроки:

http://vk.com/audios-50265624?album_id=35705976

 

 

Книга также переведена.

 

Скачать в док формате:

http://vk.com/doc195761095_349442017

 

Скачать в пдф формате:

http://vk.com/doc195761095_349442242

 

По этой книге создана группа:

http://vk.com/club60748486

 

 

_____________________________

5 Аль-‘Акыдат уль-Уасытыя.

автор книги: Шейх уль-ислам Ибн Теймия

Автор шарха: Шейх Мухаммад ибн Халиль Харрас.

Автор серии лекций: Руслан Абу Ибрахим Татарстани.

Слушать эти уроки:

http://vk.com/audios-50265624?album_id=36168700

 

Также переведен комментарий к книге Акыда Аль Уасытыя шейха Фаузана.

 

Скачать в док формате:

http://vk.com/doc195761095_349443761

 

По этой книге создана группа:

http://vk.com/akidaysitia

 

 

_____________________________

6 Толкование имен Аллаха в свете Корана и сунны. аль-Кахтани.

Скачать в пдф формате:

http://vk.com/doc195761095_349442445

 

Слушать аудио формат этой книги:

http://vk.com/audios-50265624?album_id=45405068

 

 ___________________________________________

7 Акыда Тахафия шарх Али ибн Аби А-ль`Иза аль- Ханафи.

http://vk.com/doc181861343_344538988

 

Облегчённый комментарий к «Акиде» Ат-Тахави.Доктор Мухаммад бин Абд ар-Рахман аль-Хамис

https://vk.com/doc181861343_247998521?hash=65f32241a2e1a88669&dl=c1a279b2e1773d68f1

 

По этой книге создана группа:

https://vk.com/sharxakidataxavia

 

 

 

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Таухид (Единобожие).. Добавьте в закладки постоянную ссылку.