О нисхождении Аллаха на ближнее небо.

о снисхождении всевышнего Аллаха на ближнее небо

 

 

О нисхождении Аллаха на ближнее небо.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Скачать статью в ворд формате:  http://vk.com/doc181861343_373836533

Скачать статью в пдф формате:  http://vk.com/doc181861343_373836596

 

 

Вопрос: «,.. Когда наступает последняя треть ночи, Аллах спускается на нижнее небо и говорит: «Ни кто не спрашивает о Моих рабах больше, чем это делаю я. Кто просит меня, чтобы Я дал? Кто взывает ко мне, чтобы я ответил? Кто ищет прощения, чтобы я простил?» Насколько достоверен этот хадис? И каково значение этого хадиса?

 

Ответ шейха Усеймина:

Вся хвала Аллаху.

Ваш вопрос затрагивает две проблемы:

 

  1. На сколько достоверен этот хадис.

Это сахих хадис, который подтвержден двумя наиболее достоверными книгами, после Корана. Он передан у Бухари в Сахих (1145) и у Муслима (1261) от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Господь спускается каждую ночь на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил»

Этот хадис передан от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) примерно 28 сахабами, и Ахли сунна единогласна относительно него и принимает его.

 

Что имеется ввиду под спусканием на нижнее небо:

Необходимо отметить, что спуск Господа на нижнее небо – это одно из действий которое приписывается Ему и соответствует Его желанию и мудрости. Его спуск реален, так как подобает Его Величию и Мощи. Аллах спускается на нижнее небо как Он пожелает, когда Он пожелает. Преславен Он, нет ничего подобного Ему, и Он Всеслышащий, Всевидящий. Не возможно изменить смысл этого хадиса, сказав, что имеется ввиду Его приказ или Его милость, или что Его ангелы спускаются. Это является ложью по следующим причинам:

 

а. Это объяснение идет в разрез с внешним смыслом хадиса. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приписал нисхождение или спуск Аллаху, и основным принципом является то, что действие приписывается тому, кто его делает. И если оно приписывается другому, то это идет в разрез со здравым разумом. Мы знаем, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) самый знающий из людей об Аллахе, и что он наиболее красноречивый из людей и наиболее правдивый в том, что он говорит. В его речи нет лжи и не возможно, чтобы он приписал Аллаху то, что к Нему не относится из Имен, Атрибутов или действий. Аллах сказал (перевод смысла):  «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту» (39:44-47)

 

Более того, единственным желанием Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было наставление человечества, поэтому если он сказал: «Наш Господь спускается» и кто-то скажет, что противоречит внешнему смыслу этих слов, например, что это Его приказ спускается, то мы скажем: «Вы знаете об Аллахе больше, чем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наш Господь спускается», а вы говорите, что Его приказ спускается. Или вы более искренне к умме чем он, так как вы говорите, что он должен был сказать им одно, а сказал другое. Вне всяких сомнений, человек который говорит людям одно, а имеет ввиду другое, не является искренним по отношению к ним.

 

Или вы думаете, что вы красноречивее чем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует)?! Эта трактовка похожа на обвинение Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в недостатках, что ни один мусульманин не может принять.

 

Б. Снисхождение Его приказа и милости не ограничено этой частью ночи, напротив Его приказ и милость снисходят всегда, все время. Если сказать, что имеется ввиду определенный приказ или определенная милость, которая не бывает в другое время, то ответом будет: если предположить, что эта трактовка верна, то хадис указывает на то, что этот спуск останавливается на нижнем небе, и какая нам польза от этого, если милость осталась на нижнем небе не достигнув нас? Почему Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда об этом не говорил?

 

В. Хадис указывает, что Тот Кто нисходит говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил Ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил?» А этого не может сказать никто кроме Аллаха, Субханаху ва Тааля.

См. Маджму Фатава ва Расаиль аль Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин., 1:203-210

 

____________________

Сказал великий имам хафиз ас-Сиджзи (ум. 444 г.х.) про «ан-нузуль»:

وعند أهل الحق الذات بلا كيفية

«Люди истины убеждены, что нисхождение – Нисхождение Сущностью, без вопроса «Как?»

Источник: «Рисаля иля ахли Забид», 191

 

____________________

Мазхаб имама ахли-Сунна, Яхьи Ибн Маина, касательно Нисхождения Аллаха на ближнее небо в последнюю треть ночи.

وقال يحيى بن معين: إذا قال لك الجهمي: كيف ينزل؟ فقل: كيف صعد.

«Если тебе скажет джахмит – как Аллах нисходит?

То скажи ему: «Также, как и поднимается (возвысился)».

Источник: «Аль-Арбаин фи сыфати роббиль аль-амин», 1/71

 

 

____________________

Мазхаб имама религии, Исхака Ибн Рахавейхи, касательно Нисхождения Аллаха на ближнее небо.

Сказал имам Захаби:

وقال إسحاق بن راهويه: جمعني وهذا المبتدع إبراهيم بن أبي صالح مجلس الأمير عبد الله بن طاهر، فسألني الأمير عن أخبار النزول فسردتها.

فقال ابن أبي صالح: كفرت برب ينزل من سماء إلى سماء.

فقلت: آمنت برب يفعل ما يشاء.

رواها الحاكم بإسناد صحيح عنه

«Сказал Исхак Ибн Рахавейхи: «Я оказался в одном маджлисе с этим нововведенцем Ибрахимом Ибн Аби Солихом, в присутствии Амира Абдуллаха Ибн Тохира. И спросил меня амир о сообщениях которые передаются касательно Нисхождения Господа на ближнее небо, и я зачитал их.

И сказал Ибн Аби Солих: «Я не верую в Господа, который спускается с одних небес на других»

А я ответил ему: «А я верую в Господа, который делает всё, что пожелает»

Передал это от него аль-Хаким, с достоверным иснадом»

Конец слов аз Захаби, источник: «Аль-Арбаин», 1/71

 

____________________

Передал имам Абдуллах Ибн Ахмад, также Абдур-Раззак, от большого табиина Убейда Ибн Умейра:

يَنْزِلُ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ شَطْرَ اللَّيْلِ إِلَى السَّمَاءِ فَيَقُولُ: مَنْ يَسْأَلُنِي فَأُعْطِيَهُ؟ مَنْ يَسْتَغْفِرُنِي فَأَغْفِرَ لَهُ؟ حَتَّى إِذَا كَانَ الْفَجْرُ صَعِدَ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ

«Спускается Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, в конце ночи на небеса [этого мира], и говорит: «Кто попросит меня, чтобы я даровал ему? Кто попросит у меня прощения, чтобы я простил его?». Когда же наступает фаджр, восходит вверх Господь, Свят Он и Велик».

Источник: «Иджтима аль-джуюш аль-Исламия», 2/269

 

В данном сообщении этот великий имам утверждает перемещение Всевышнего Аллаха, и что Он, Свят Он и Велик, спускается и восходит.

 

Кратко  о том, кто такой Убейд Ибн Умейр. Он — великий табиин, имам. Сын сподвижника Умейра Ибн Катады. Родился еще при жизни Пророка, но был совсем маленьким когда Пророк умер, но рос среди сподвижников и умер даже раньше некоторых сахабов.

 

Его учителя:

— Его отец, Умейр

— Умар Ибн аль-Хаттаб

— Али Ибн Аби Толиб

— Аиша

— Умм Саляма

— Абу Муса аль-Ашари

— Абу Саид аль-Худри

— Абу Хурейра

— Абдуллах Ибн Аббас

— Абдуллах Ибн аль-Амр Ибн аль-Ас

— Абдуллах Ибн Умар

— Абу Зарр аль-Гифари

Умер в 68 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

 

____________________

Сказал имам ад-Дарими:

“Заявил противоречащий  также о том, что слово Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует –

“Поистине Всевышний Аллах спускается к нижнему небу после прошествии  трети ночи и говорит:

“Есть ли  кающийся? Если ли просящий прощения? Есть ли обращащийся с мольбой?”

Передал мне аль-Каъанаби … (упомянул иснад) … от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – который сказал:

“Сказал Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует:

Спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, когда остается последняя треть ночи и говорит: “Кто призовет Меня, и Я отвечу, ему? Кто попросит меня и Я дам ему? Кто попросит  меня прощения, и Я прощу ему?”

Передалмне Абу Уъмар аль-Хаудию (упомянул иснад ) … от Рифаъта аль-Джухни то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал :

“Когда проходит треть ночи, спускается наш Господин каждую ночь к нижнему небу, и говорит: “Никто не спрашивает о моих Рабах кроме Меня! Кто попросит у меня прощения, и Я прощу ему? Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”

И так до рассвета!”

 

И заявил противоречащий о  том то, что Всевышний Аллах не спускается. Сам, однако спускается Его повеление, и Его  милость, в то время как Он на троне, в каждом месте, без того чтобы покинуть его. Потому что Он – Живой, аль- Кайюм , а аль- Кайюм по его заявлению – тот , кто не двигается со своего места.

 

И будет сказано этому противоречащему:

 

Это также из аргументов женщин и детей, и того кто не обладает малейшей способностью разъяснения, а нет для его мазхаба никакого доказательства.

 

Так как веление Всевышнего и Его милость спускается в  каждое время (постоянно), почему же Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – конкретизирует для  его нисхождения ночь помимо дня?

 

Почему  определяет время в ночи, последнюю ее часть?

Разве Всевышний  Своим  повелением и Его милостью призывает рабов к прошению прощения?

Может ли Его повеление и Его милость говорить помимо Всевышнего: “Кто призовет Меня, и Я отвечу ему? Кто попросит  у меня прощения, и Я прощу ему? Кто попросит меня и Я дам ему?”

 

Если ты, таким образом, твердил твой мазхаб, то это обязывает тебя заявить,  то, что  милость и повеление  призывают к прошению и ответу своей речью помимо Всевышнего Аллаха!

И это невозможно у слабоумных не говоря уже об ученых!

 

Почему  Его повеление и Его  милость спускаются от Всевышнего в последней трети ночи, затем не остаются кроме как до рассвета, затем подымаются? Так как Рифаъта аль-Джухни передает в его хадисе – “…И так до рассвета.”

И вы теперь  узнали, ин ша Аллах, то, что этот таъуль (понимание, тафсир текста, а  в данном случае – искажение) – самый ложный, который не примет кроме как каждый джахиль.”

См.  Ан-Накду аъля ль-Мариси 69\70

________________________

 

Опровержение уподобленцам в вопросе снисхождения Аллаха на ближнее небо. Шейх ар Роджихи

http://www.youtube.com/watch?v=vfkWFECTzew

 

Вопрос: Нисхождение Аллаха на небеса этой дунья  — утверждено, однако если в одной стране ночь, а в другой в это время день, то как Аллах нисходит в последнюю треть ночи? Как нам ответить на это, просьба разъяснить это.

 

Ответ Шейха Роджихи: Эта проблема лишь в твоем мышлении, поскольку ты уподобил Снисхождение Творца, снисхождению творения. Однако убери уподобление, и разъяснится твоя проблема. Для разъяснения скажем: Всевышний Аллах снисходит так, как это уместно для Его Величия, в любом месте этого мира, когда приходит время последней трети ночи. Поскольку это время Снисхождения Аллаха. И мы не лезем в «кейфия» (то, как происходит нисхождение). И проблема, упомянутая в вопросе, появилась от того, что спрашивающий уподобил снисхождения Творца, снисхождению творения. Поэтому убери это уподобление и исчезнет проблема. И скажи: Истинно, Всевышний Аллах снисходит, как поделает, в любом месте мира, когда приходит последняя треть ночи, таким Снисхождением, какое уместно для Его Величия. Да.

____________________

Качество «Ан-Нузуль» (Снисхождение Аллаха на ближнее небо) — далиль на Возвышенное Место Аллаха.

 

  1. Сказал имам Ибн Аби Асым (ум. 287 г.х.)

وَأَخْبَارُ النُّزُولِ دَالَّةٌ عَلَى أَنَّهُ فِي السَّمَاءِ دُونَ الْأَرْضِ

«И хадисы о нисхождении доказывают, что Аллах лишь над небесами, а не на земле»

Источник: «Ас-Сунна», Ибн Аби Асым, 504

 

  1. Сказал имам ад-Дарими, обращаясь к джахмитам:

وَلَوْ قَدْ آمَنْتُمْ بِاسْتِوَاءِ الرَّبِّ عَلَى عَرْشِهِ، وَارْتِفَاعِهِ فَوْقَ السَّمَاءِ السَّابِعَةِ بَدْءًا إِذْ خَلَقَهَا، كَإِيمَانِ الْمُصَلِّينَ بِهِ، لَقُلْنَا لَكُمْ: لَيْسَ نُزُولُهُ مِنْ سَمَاءٍ إِلَى سَمَاءٍ بِأَشَدَّ عَلَيْهِ، وَلَا بِأَعْجَبَ مِنَ اسْتِوَائِهِ عَلَيْهَا إِذْ خَلَقَهَا بَدْءًا، فَكَمَا قَدَرَ عَلَى الْأُولَى مِنْهُمَا كَيْفَ يَشَاءُ، فَكَذَلِكَ يَقْدِرُ عَلَى الْأُخْرَى كَيْفَ يَشَاءُ

«Если бы вы уверовали в Возвышение Господа над Троном, и его Вознесение над семью небесами начиная с того момента, как Он создал их — как веруют в это молящиеся мусульмане, то мы сказали бы вам: «Его нисхождение с одних небес на другие ничуть не труднее этого, и ничуть не удивительнее чем его Вознесение над семью небесами в тот момент когда он их создал. И как Всевышний был способен на первое — так, как пожелает, точно также способен и на второе — так, как пожелает»

Источник: «Ар-Родд аля аль Джахмия», 92

 

  1. Сказал имам Ибн Хузейма, приведя сообщения о Нисхождении:

وَفِي هَذِهِ الْأَخْبَارِ مَا بَانَ وَثَبَتَ وَصَحَّ: أَنَّ اللَّهَ جَلَّ وَعَلَا فَوْقَ سَمَاءِ الدُّنْيَا، الَّذِي أَخْبَرَنَا نَبِيُّنَا صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ يَنْزِلُ إِلَيْهِ، إِذْ مُحَالٌ فِي لُغَةِ الْعَرَبِ أَنْ يَقُولَ: نَزَلَ مِنْ أَسْفَلَ إِلَى أَعْلَى، وَمَفْهُومٌ فِي الْخِطَابِ أَنَّ النُّزُولَ مِنْ أَعْلَى إِلَى أَسْفَلَ

«В этих сообщениях — то, далиль на то что является ясным, утвержденным и достоверным — на то, что Аллах находится выше небес этого мира, о которых нам сказал Пророк, что Он нисходит к ним, ведь невозможно в языке арабов говорить: «Снизошёл снизу вверх», ведь понимается в арабской речи, что нисхождение — сверху вниз». Источник: «Ат-Таухид», 1/290

 

  1. Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр приведя хадис о Нисхождении:

وَفِيهِ دَلِيلٌ عَلَى أَنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي السَّمَاءِ عَلَى الْعَرْشِ مِنْ فوق سبع سموات كَمَا قَالَتِ الْجَمَاعَةُ وَهُوَ مِنْ حُجَّتِهِمْ عَلَى الْمُعْتَزِلَةِ وَالْجَهْمِيَّةِ فِي قَوْلِهِمْ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ فِي كُلِّ مَكَانٍ وَلَيْسَ عَلَى الْعَرْشِ

«В этом хадисе далиль на то, что Аллах над небесами на Троне, над семью небесами — как об этом говорят ахлю-Сунна уаль джамаа. И этот хадис относится к тем, чем они аргументируют против джахмитов и му’тазилитов против их слов что Аллах везде, и что Он не над Троном». Источник: «Ат-Тамхид», 7/138

  1. Также сказал и имам Ибн аль-Каййим в «Мухтасар ас-Сауаик аль-Мурсаля», 1/494

Хвала Аллаху, Господу Миров.

 

Из книги Аль иктисаду филь и’тикад автор Абдуль Гъани аль Макдиси перевод Руслана абу Ибрахима:

http://www.youtube.com/watch?v=DEN61fjZl8A

 

صفة النزول

 

Следующая глава более обширная «Сыфату нНузууль» — Атрибут того, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо.

Отметим один момент, прежде чем приступать к чтению того, что написал имам – Атрибуты Всевышнего Аллаха уже по другому аспекту также делятся на два вида. Ранее мы сказали, что Атрибуты Аллаха делятс на «Отрицающие» и «Утверджающие». Сейчас же мы выделим другие два вида:  первый из этих видов называется «Сыфат аз-Заатия» — Атрибуты, приписываемые Сущности Всевышнего Аллаха; и второй вид «Сыфат Фиълия» — Действие Всевышнего Аллаха.

«аз-Заатия» (Атрибуты Сущности) — это такие Атрибуты, которые не отделяются от Того, Кому они приписаны никоим образом. Например, такой Атрибут, как Лик. Лик Всевышнего Аллаха ты не можешь отделить от Сущности Всевышнего Аллаха. Лик Всевышнего Аллаха приписан Его сущности и не отделяется от Него никоим образом.

Говорит: «Не переставал Всевышний Аллах быть описанным ими (Всевышний Аллах всегда был описан этими Атрибутами)». «аз-Заатия» — это такие сыфаты, которые не отделяются от того, кто ими описан никоим образом и Всевышний Аллах не переставал быть описанным этими Атрибутами. Имеется в виду то, что Всевышний Аллах всегда ими описывается, и они всегда Ему приписаны: как, например, Его Лик, две Его Руки, Стопы и т.д. Мы не говорим, что Всевышний Аллах иногда ими описывается, а иногда не описывается. Все это неотделимо от Сущности Всевышнего Аллаха. Атрибутами, которые принадлежат или приписанны Сущности Всевышнего Аллаха, Он описывался всегда, и нет у Его описания этими Атрибутами начала (вечно был описан этими Атрибутами и описывается ими в любое время). Не говорим «сегодня описан», а «завтра не описан». Он всегда описан ими.

Теперь касательно «Фиълия». Иногда еще они называются «Ихтиария» от слова «Ихтиар» — выбор. Всевышний Аллах делает их по своему выбору: хочет делает, хочет не делает. Некоторые Атрибуты, которыми Всевышний Аллах описан, бывают «Фиълия» (действенные), по-другому называется еще «Ихтиария»,  а иногда так и говорят «Фиълия, Ихтиария» — действенные, которые Он делает по Своему выбору. Здесь можно отметить, что «Это такие Атрибуты, которыми описывается Всевышний Аллах в одно время, но не описывается в другое время». Говорим «В это время описывается, а в другое время не описывается». «Эти  Атрибуты связаны с Его желанием, с желанием Всевышнего Аллаха». Он делает их, когда захочет и не делает их, когда не захочет. Примеры на Атрибуты «Фиълия»: например, спускание Всевышнего Аллаха на ближнее небо, разговор Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах, когда хочет, говорит,  когда не хочет, не говорит. Истауа – то, что Всевышний вознесся над Троном, но этот пример мы ограничиваем тем, что Всевышний Аллах один раз вознесся и все. Мы не говорим, что Он возносится над Троном сегодня или завтра или послезавтра. Всевышний Аллах уже вознесся над Тоном, и теперь Он находится над Троном. Не описывается как «сыфат фиълия», подобно разговору, например, или подобно спусканию на ближнее небо.

Говорит имам абдуль Гани аль Макдиси, говорит:

و تواترت الأخبار

 «И пришли к нам от Посланника Аллаха (салаЛлаху адейхи уа ссалям) в огромном многочисленном количестве известия от него»,

و صحت الآثار

«И пришли достоверные асары (опять-таки известия) о том»,

بأن الله ينزل كل ليلة إلى سماء الدنيا

«Что Всевышний Аллах каждую ночь спускается на ближнее небо». سماء الدنياнебо которое у нас над нами, самое нижнее ближнее небо.

فيجب الإيمان به

«Раз пришли к нам эти известия то, непременно, необходимо в них верить».

Обязательным ли было бы верить в эти известия, если бы они не были столь многочисленными и огромными, а только если бы одно известие пришло бы от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), но с достоверным иснадом и только от одного сподвижника? Конечно, было бы обязательным! То, что здесь имам абдуль Гани аль-Макдиси говорит, что эти известия пришли к нам в огромном количестве в форме «мутаваттир», не означает, что если они придут в меньшем количестве, то в них не обязательно верить. Верить в них обязательно и в том и в другом случае.

«И необходимо смириться с этим». И не следует говорить «Ну, как Всевышний Аллах спускается?», «Как такое возможно, Он же Господь миров?». Это является признаком слабости и так далее. Мы всего этого не говорим, так как Сам Всевышний Аллах сказал, что Он спускается. Его Посланник (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал, что Он спускается, и мы тоже это говорим.

و ترك الاعتراض

«Мы не должны противиться этому». Не должны выдумывать различные оговорки.

و إمراره من غير تكييف

«Мы должны читать эти аяты без того, чтобы придавать этому какой-то образ».

 Теперь вопрос «Есть ли образ у того, как Всевышний Аллах?» Образ есть, определенным образом спускается, но мы не знаем как. Поэтому мы не говорим, что он спускается так-то или по-другому. Мы говорим, что Всевышний Аллах спускается так, как надлежит Его величию. Его спускание на ближнее небо не похоже и не схоже со спусканием творений.

و لا تمثيل

 «И мы не сравниваем и не приравниваем» этот Атрибут к атрибутам творений. Мы не говорим, что Всевышний спускается так же, как, например, самолет во время посадки. Такое приравнивание Всевышнего Аллаха является неверием и не является разрешенным.

و لا تأويل

«И мы не разъясняем» это каким-то другим образом. Говорим «Имеется в виду не Сам Всевышний спускается, а имеется в виду, Его приказ спускается, Его Милость спускается, ангелы вместо Него спускаются и т.д. Мы не делаем «таъуиль». Мы не делаем неправильный тафсир этому.

و لا تنزيه ينفي حقيقة النزول.

Чтобы был понятен смысл слова تنزيه «танзих» приведем пример. Если человек, который берет Атрибут Всевышнего Аллаха, говорит: «На самом деле это не так…», «Имеется в виду то-то и то-то…», «На  самом деле не имеется в виду то, что Аллах Сам спускается, а имеется в виду то, что Его приказ спускается…» Этим он хочет сделать «танзихуЛлах» — хочет этим возвеличить Всевышнего Аллаха. Говорит: «Когда я так говорю, я очищаю Всевышнего Аллаха от всяких недостатков и возвеличиваю Его». Мы говорим: «Нет, это не возвеличивание, потому что это неверие в то, что сказал Аллах и Его Посланник, и нет возвеличивания Всевышнего в том, что ты проявляешь неверие в Его контексты». Поэтому говорит имам абдуль Гани аль-Макдиси: «И мы не возвеличиваем и не очищаем Всевышнего Аллаха от недостатков так, что начинаем отрицать действительную сущность того, как Всевышний спускается».

Наше возвеличивание и наше очищение Всевышнего Аллаха от недостатков не делается таким образом, что для этого мы отрицаем Его Атрибуты,  и говорим: «Нет, это не Руки, если у Него будут Руки, значит, Он похож на творение. Значит это недостаток. Значит… значит…». Этого всего мы не говорим, не смотря на то, что мы говорим и заявляем о том, что Всевышний Аллах свободен от всяких недостатков, и все Его Атрибуты не имеют границ в совершенстве. По-другому уляма это предложение говорят так: «Мы должны подтверждать качества Всевышнего Аллаха не уподобляя Его качества творениям, и должны прославлять и возвеличивать, очищать Его от недостатков, не аннулируя Его Атрибуты». Твое прославление Всевышнего Аллаха не должно быть таким, что тебе нужно для прославления отменить Его Атрибуты. Также можно заметить: «Каждый, кто отрицает или аннулирует Атрибуты Всевышнего Аллаха, является тем, кто уподобляет Атрибуты Всевышнего атрибутам творений». Зачем человек аннулирует Атрибуты Всевышнего Аллаха и говорит: «Нет, Он не описан тем, что спускается», почему он так делает? Потому что он уподобляет, говорит: «Если бы так было, значит Он подобен творениям». Поэтому мы говорим: «Любой, кто аннулирует кроме как из-за того, что уподобляет, любой «муакыль» — «мумассиль», также наоборот любой «мумасиль» — «муакыль». Каждый, кто уподобляет Атрибуты Всевышнего Атрибутам творений – «муакыль» (аннулирует их). В каком смысле аннулирует? Он не аннулирует в данном случае, когда говорит: «Аллах Всевышний спускается, я это подтверждаю, но Он спускается так, как спускаются творения». Говорящий уподобил. А мы говорим: «Любой  уподобляющий – аннулирующий».  А как понять «аннулирующий»? Здесь ведь он не аннулирует, выходит, раз он говорит «спускается». Он аннулирует совершенство того, как Всевышний спускается, потому что приравнивает Его спускание к спусканию творений. Тем самым он, если даже не аннулирует Атрибут полностью, то аннулирует совершенство этого Атрибута Всевышнего Аллаха.

فروى أبو هريرة

«Передается хадит от Абу Хурейры о том»,

أن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

«Что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:

«ينزل ربنا كل ليلة إلى سماء الدنيا

«Спускается наш Господь каждую ночь на ближнее небо» (или на ближние небеса),

حين يبقى ثلث الليل الآخر يقول:

Когда последняя треть ночи и говорит:

: من يدعوني فأستجيب له

 «Кто зовет Меня, кто взывает ко Мне или молит Меня, Я отвечу»;

من يسألني فأعطيه

«Кто просит у Меня чего-либо, Я ему дам»,

من يستغفرني فأغفر له

«Кто просит у Меня прощения, чтобы Я мог простить его, чтобы Я простил его»

حتى يطلع الفجر».

 «И так происходит, пока не наступит рассвет».

Этот хадис приходит у имама Бухари и Муслима, хадис «муттафакун алейхи» — согласован. Отметим, что вот этот риваят, самый достоверный риваят этого хадиса. У него очень много риваятов, и приходят разногласия в некоторых словах. Кто-то говорит «когда остается последняя треть ночи»; кто-то говорит «когда остается половина ночи»; кто-то говорит «когда пройдет от ночи первая ее треть, Всевышний спускается». Вот этот вот риваят о том, что Всевышний Аллах спускается, когда от ночи остается последняя ее треть, самый достоверный. Ночь наступает, начиная с магриба, когда азан дают на магриб. Допустим, в 6 вечера дали азан на магриб. В 6 утра дали азан на фаджр. Промежуток от магриба до фаджра считается ночь, у нас получилось в данном случае 12 часов, делим на 3, по 4 часа. В приведенном случае Всевышний Аллах будет спускаться в 2 часа ночи, так как в 2 часа ночи заходит последняя треть ночи, и в это время желательно читать ночной намаз, имеется в виду дополнительный ночной намаз, а не обязательный. А в одном из риваятов пришло: «Спускается Аллах на ближнее небо, когда остается последняя треть ночи», в первом риваяте пришло: «Спускается наш Господь». Между словами «Господь» и «Аллах» есть разница.

«И неправильно говорить , что не Аллах Сам спускается, а спускается Его мощь в это время». Джахмиты вообще отвергли это. Муатазилиты, ашариты и т.п. начали делать тафсир этому и говорить: «Не имеется в виду то, что Сам Аллах спускается, а имеется в виду, что спускается Его мощь».

و لا الرحمة

Другие сказали: «Нет, спускается Его милость» и говорит: «Кто взывает ко Мне? Я отвечу» и т.д.».

و لا نزول الملَك.

Некоторые сказали: «Спускается ангел, которого посылает Аллах» и т.д.

Почему все эти тафсиры неправильные? Во-первых, спускание Мощи Аллаха, или Его Милости, или ангелов не конкретизируется концом ночи. Мы не говорим, что Мощь Аллаха спускается только в последнюю треть ночи. Мощь Аллаха всегда присутствует. Или же Милость Аллаха. Мы же не говорим, что Милость Аллаха спускается только в последнюю  треть ночи или ангелы, к примеру. Какой смысл конкретизировать это, если не имеется в виду Сам Аллах, а имеется в виду Его мощь или Милость?! Во-вторых, спускание Мощи или Милости, или ангелов не конкретизируется ближними небесами. Мощь Аллаха не задерживается на ближних небесах. Она распространяется повсюду так же, как Его Милость. В-третьих, кто может сказать то, что ангел говорит: «Кто взывает ко мне? Я отвечу. Кто просит у меня, я ему дам. Кто просит у меня прощения, я его прощу». Разве ангел говорит такие слова? Он не может говорить подобные слова. Не может он кого-то прощать или не прощать. Прощает только Всевышний Аллах, и если бы это был ангел, он бы сказал: «Кто просит прощения у Аллаха, Аллах простит его», а не  сказал бы «Кто просит прощения у меня, я его прощу». То же самое и относительно Мощи или Милости. Мощь Аллаха не говорит: «Кто просит у меня, я ему дам. Кто просит у меня прощения, я его прощу» и т.д. Любой, кто идет вразрез истине и пытается исковеркать ее, попадает в противоречие самому себе. Он пытается хитрить,  попадает в противоречие самому себе там, откуда он даже не ижидает.

Теперь возникает вопрос. Допустим, кто-то говорит: «Всевышний Аллах не возвысился над Троном, и Здесь не «Истауа» приходит, а «Истауля» — «победил» например». Его спрашивают: «Почему ты сделал такой тафсир?» Он говорит: «Потому что, если мы скажем, что Он возвысился, то Он станет подобным творениям». Хорошо. А если же ты скажешь, что Он победил, Он не станет подобен творениям? Это ведь то же самое. Если ты скажешь, что Всевышний победил или завладел Троном, то люди так же возвышаются  и завладевают какими-то предметами. Здесь он может сказать: «Он завладел так, как надлежит Его Величию». Ответим: «Тогда зачем эти лишние накладки, так и скажи «Он Возвысился над Троном так, как надлежит Его Величию», чем придумывать — здесь не возвысился, а завладел так, как надлежит Его Величию. Зачем этот лишний шаг делать. Контексты говорят об одном, ты же пытаешься их изменить, чтобы попасть в то же, в чем пытаешься обвинить нас».

Говорит: «И неправильно сказать, что под словом «Господь наш спускается на нижние небеса» имеется в виду, что спускается Его Мощь или Милость или ангел.

لما روى مسلم بإسناده

Потому что имам Муслим передает в иснаде

عن سهيل بن أبي صالح عن أبيه عن أبي هريرة عن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

От Сухейль ибн аби Салих от его отца от абу Хурейры, от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) то, что он сказал:

«ينزل الله 

 «Спускается Аллах».

Разве Всевышний Аллах или Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссалям) скажет про Мощь, про Милость или про ангела «Спускается Аллах»? Нет! Из этого аята четко и ясно понятно, что спускается Сам Всевышний Аллах к ближним небесам.

إلى السماء الدنيا حين يمضي ثلث الليل

 «когда пройдет первая треть ночи». Как упоминалось выше, есть разногласия в этих словах. Самым достоверным является то, что Всевышний спускается в последнюю треть ночи.

فيقول: أنا الملِك أنا الملِك

«И говорит Всевышний Аллах: «Я Властитель, Я Властитель». Здесь муатазилиты, ашариты говорят, что здесь не слово «Малик», а «маляк» — ангел. Они говорят, что спускается ангел. В начале хадиса говорится, что спускается Аллах, а потом тот, кто спустился, говорит «Я ангел. Я ангел»? Зачем все это? Зачем коверкать контексты?

 

من ذا الذي يدعوني فأستجيب له

«Кто тот, который взывает ко мне? Я отвечу ему».

له من ذا الذي يستغفرني فأغفر له

 «Кто тот, который просит прощения у Меня? Я прощу ему».

له حتى يضيء الفجر».

«Пока не наступит рассвет».

Этот хадис пришел у имама Муслима с достоверным иснадом. Имам Абдуль Гани аль Макдиси привел этот хадис, чтобы показать, что вот эти тафсиры неправильные. Потому что в хадисе у Муслима пришло, что спускается Аллах, а не просто наш Господь, потому что слово Господь в арабском языке употребляется не только к Аллаху, а также и к другим, а здесь конкретно пришло, что спускается Аллах.

و روى رفاعة بن عرابة الجهني أن رسول الله (صلى الله عليه السلام) قال:

«Передается со слов Рифаа ибн Гъураба аль Джаухани о том, что Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал:

«إذا مضى نصف الليل أو ثلث الليل

«Когда пройдет первая половина ночи», или первая треть ночи,

الليل ينزل الله إلى السماء الدنيا فيقول

«спускается Всевышний Аллах к ближним небесам и говорит:

: لا أسأل عن عبادي أحدا غيري

«Сейчас Я не буду спрашивать о Своих рабах никого кроме Себя». Никого не буду спрашивать кроме Себя, Сам их спрошу.

من ذا الذي يستغفرني أغفر له

«Кто просит у Меня прощения, Я ему прощу».

من ذا الذي يدعوني أستجيب له

 «Кто тот, который взывает ко Мне? Я отвечу ему».

من ذا الذي يسألني أعطيه حتى ينفجر الصبح».

«Кто тот, который просит у Меня? Я дам ему, пока не наступит утро».

رواه الإمام أحمد.

«Этот хадис передает имам Ахмад». И иснад его достоверный.

Оба риваята этого хадиса, один у Муслима, другой у имама Ахмада, у Муслима со слов Абу Хурейры, а у имама Ахмада со слов Рифая ибн Гъураба аль Джухани,  достоверны. Оба говорят о том, что спускается Всевышний Аллах, и неправильно говорить, что спускается что-либо иное.

و هذان الحديثان يقطعان

«И вот эти два последних хадиса полностью отрубают на корню»

تأويل كل متأول

 «Все эти различные ложные тафсиры», которые пытаются сделать эти нововведенцы,

و يدحضان حجة كل مبطل.

«И отвергают доводы каждого, кто идет за ложью».

و روى حديث النزول

И передают хадисы о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо:

علي بن أبي طالب

 «Али ибн Аби-Талиб» с хорошим иснадом, Мухаммад ибн Исхак. Мы говорили, что Мухамад ибн Исхак «мудаллис», но если он явно заявляет, что слышал этот хадис, то его хадисы уровня хорошего.

و عبد الله بن مسعود

«И АбдуЛлах ибн Мас`уд»,

Хадисы АбдуЛлаха ибн Мас`уда достовеные. Кстати, у Али ибн Абу-Талиба и у АбдуЛлы ибн Масуда приходит не слово «нузуль» — спускается, а слово «хубут» — спускается быстро. Поэтому мы говорим, что Всевышний Аллах описывается качествами «нузуль», а также качеством «хубут».

و جبير بن مطعم

Такой же хадис передает «Джубейр ибн Мут`им», С достоверным иснадом;

و جابر بن عبد الله

«Джабир ибн АбдиЛлях», Что касается Джабира  ибн АбдиЛлях, то его иснад не достоверный. В его иснаде хадисы, которые не годятся даже в поддерживающих цепочках.

و أبو سعيد الخدري

 «И Абу Са`ид аль Худри», С достоверным иснадом.

و عمرو بن عبسة

«И Амр  ибн Аббас», С достоверным иснадом.

و أبو الدرداء

«И Абу Ддарда», С недостоверным иснадом. Этот хадис вообще «мункар».

و عثمان بن أبي العاص

«И Усман ибн  аби льГъас», Тоже с недостоверным иснадом. В нем слабый передатчик Али ибн Зейд ибну Джудан.

و معاذ بن جبل

«И Муаз ибну Джабаль» С недостоверным иснадом.

جبل و أم سلمة زوج رسول الله (صلى الله عليه السلام)

«Также от Умм Ссалямы, жены Пророка (салаЛлаху алейхи уа саляма)», иснад хороший от нее, а не со слов Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаляма). Если она передает со слов Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссаяма), то этот иснад слабый.

و خلق سواهم

«А также многие другие, кроме этих сподвижников».

Исходя из перечисленных сподвижников, хадис является достоверным от: Али ибн Аби- Талиба, АбдуЛлаха ибн Масуда, Дубейр ибн Мут`има, Абу Саид Аль Худри, Умм Ссаляма  и от других сподвижников.

Ибн уль-Кайим в своей книге «Мухтасар ассава`ик аль мурсаля» передает от 29 сподвижников хадис о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо. У ад-Даракъутни есть книга называется «Китабун Нузуль», и у шейх уль исляма ибну Теймийи есть книга, которая называется «Шарх уль-хадис ан-Нузуль» — «Разъяснение хадисов о том, что Всевышний спускается на ближнее небо».

 

Из 3 урока по книге «Аль-иктисаду филь-и’тикад» Абу Мухаммада ‘Абдульгани аль-Макдиси. Перевел Руслан Абу Ибрахим. Слушать с 35,53 мин. до конца урока.

 

4 урок.

 

Говорит имам Абдульгани аль-Макдиси аль хафиз:

و نحن مؤمنون بذلك

«И мы верим в это». В то, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо в последнюю часть ночи.

مصدقون من غير أن نصف له كيفية

«Мы подтверждаем это, не описывая это каким-либо образом» У этого образ есть, но мы его не знаем. Чтобы узнать образ должно выполниться одно из четырех условий: либо ты это видел, либо ты видел что-то подобное, либо видел что-то из его рода, либо кто-то тебе описали эту вещь. Допустим тебе называют какое-то животное которое ты не знаешь, и тебе говорят «Ну, похоже, например, что уши у него как у слона, а хвост как у льва». Тебе описывают и ты можешь все равно какое-то представление в голове получить. Про Всевышнего Аллаха как можем узнать, как Всевышний Аллах спускается, если мы никогда этого не видели, не видели ничего подобного, ничего из этого рода и никто этого не описывал?!

أو نشبهه بنزول المخلوقين.

«И также мы верим в это, не сравнивая Его спускание на ближнее небо со  спусканием творений». Творения тоже спускаются сверху вниз, но Всевышний Аллах спускается не так, как спускаются творения.

Вот теперь приступаем к словам обладающих знанием. После того, как автор перечислил доводы из Корана и сунны, теперь приводит слова обладателей знания.

و قد قال بعض العلماء:

«И вот сказали некоторые из обладателей знания:»

سئل أبو حنيفة عنه يعني عن النزول

«Спросили Абу Ханифу о том, как Всевышний спускается»,

فقال: ينزل بلا كيف.

«И он сказал: Спускается без того, чтобы мы знали образ этого». Неправильно переводить «без того, что у него есть образ». Нет, образ у этого есть, но мы не знаем его. Это достоверно установлено от Абу Ханифы.

و قال محمد بن الحسن الشيباني صاحبه — :

И сказал ученик  Абу Ханифы ибну Хасан аш-Шайбани:

: الأحاديث التي جاءت أن الله يهبط إلى سماء الدنيا

«Те хадисы, которые пришли к нам о том, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо»,

و نحو هذا من الأحاديث قد روتها الثقات

«и тому подобные хадисы, передают крепкие передатчики»,

فنحن نرويها

«поэтому  мы передаем эти хадисы»

و نؤمن بها و لا نفسرها.

«и верим в них, и не коверкаем их». Не делаем им тафсир так, как не подлежит делать относительно этих Атрибутов. Не говорим, что имеется в виду не спускается Сам Аллах, а спускается Его Мощь, Милость или ангел. Что касается слов Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани, то это не достоверно от него, нет достоверного иснада к ученику Абу Ханифы Мухамаду ибн Хасану аш-Шайбани, чтобы он такое сказал.

و روِّنا عن عبدالله بن أحمد بن حنبل قال:

«И также пришло к нам от сына имама Ахмада ибн Ханбаля, АбдуЛлаха, что он сказал:

كنت أنا و أبي عابرين في المسجد

«Однажды я  и мой отец» проходили мимо мечети». Проходили внутри мечети, с одного выхода к другому.

فسمع قاصّا يقص بحديث النزول

«И тут мой отец  имам Ахмад услышал, как один из рассказчиков рассказывает хадис о том, что Всевышний спускается на ближнее небо»,

فقال: إذا كان ليلة النصف من شعبان

«Этот рассказчик сказал: «Когда наступает средняя ночь месяца Шаабан». Средняя ночь месяца Шабан, то есть 14, 15, 16.

ينزل الله إلى سماء الدنيا

«Всевышний Аллах спускается к ближним небесам»

بلا زوال

 «без всякого исчезновения»,

و لا انتقال

«без всякого перехода  сверху вниз»,

و لا تغير حال.

«и без всякого изменения Его положения или состояния». Так сказал рассказчик. В чем его ошибки? Во-первых, ошибка в том, что он сказал, что это происходит только в среднюю ночь месяца Шаабан. Хадис об этом недостоверный, что огранивается это только этой ночью и месяцем Шаабан. Во-вторых, он начал делать тафсир этому, чтобы  люди не подумали, чтобы они не испугались, он начал говорить: «Он спускается без того, чтобы исчезнуть, он спускается, но Он никуда не переходит, ни сверху  вниз, ни снизу вверх, и положение Всевышнего Аллаха при этом не изменяется.

فارتعد أبي

«Говорит сын имама Ахмада: «И тогда вздрогнул мой отец»,

و اصفر لونه

«и пожелтело его лицо»,

و لزم يدي

«и он крепко схватил мою руку»,

و أمسكته حتى سكن

«и тогда я сжал его руку и держал ее, пока он не успокоится»,

ثم قال: : قف بنا على المتخوض

«Потом сказал: Пойдем со мной, сходим к этому мутахауиду». «Мутахауид» — это тот, кто лезет в те вопросы, в которые никто его не просит лезть и говорит о вещах, о которых не говорили те, кто были до него.

فلما حاذاه قال يا هذا

Когда он уровнялся с ним сказал этому рассказчику:  Имам Ахмад сказал.

رسول الله أغير على ربه منك

«Поистине Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) более ревнивый по отношению к своему Господу, чем ты». Посланник Аллаха сказал «Спускается на ближнее небо», и не начал разъяснять, а этот рассказчик начал разъяснять и углубляться в то, во что никто не углублялся. Поэтому имам Ахмад сказал ему: «О такой-то, Посланник Аллах (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) по отношению к своему Господу более ревнив, чем ты».

قل كما قال رسول الله (صلى الله عليه السلام) و انصرف.

«Ты говори так, как рассказывал Посланник Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма), а потом уходи».

قال حنبل

После этого Один из обладателей знания с Ханбалитского мазхаба сказал:

قلت لأبي عبدالله يعني احمد بن حنبل

«Я сказал Абу АбдиЛлах, то есть имаму Ахмаду»,

ينزل الله إلى سماء الدنيا.

«Мы знаем, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо».

قلت: : نزوله بعلمه أو بماذا؟

«И потом я его спросил». Ханбалит спросил у имама Ахмада. «Что значит спускается, имеется в виду Его знание спускается или как?» Ханбалит подумал, что спускается не Сам Всевышний Аллах, а спускается Его знание.

فقال لي: اسكت عن هذا مالك و لهذا

«И тогда сказал имам Ахмад: Молчи об этом, зачем ты лезешь, во что тебя не просят».

أمض الحديث على ما روي بلا كيف

«Читай хадис, который пришел относительно этого, не придавая образа этому». Сказал тебе Всевышний Аллах, что спускается Сам Аллах. Не сказал, спускается Его Знание или что-то подобное, а сказал Сам Аллах спускается. Ты тоже говори, что спускается Сам Аллах не говоря, «наверное имеется в виду не Сам Аллах, а Его Знание, Мощь или Милость и т.д.»

و لا حد

«Ничем не ограничивая Его спускание».

على ما جاءت به الآثار

«Говори то, что пришло у нас в асарах» — сообщения от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссалям) и от сподвижников.

و بما جاء به الكتاب.

«Ограничивайся тем, что пришло у нас в Коране» – в книге Всевышнего Аллаха.

У этой истории об имаме Ахмаде и об этом рассказчике нет иснада. Она приведена у имама аль-Лялякаи в шархе «Усуль Гъитикат ахлю сунна уаль джамаа» без иснада под номером 777. Поэтому мы не можем вынести постановление относительно этой истории ни о том, что она достоверна, ни о том, что она не достоверна.

و قال الإمام إسحاق بن راهويه:

«Также сказал имам ибн Исхак ибн Ибрахим ибн Рахауей:

قال لي الأمير عبدالله بن طاهر

«Однажды сказал мне правитель, которого звали АбдуЛлах ибну Тахир:

يا أبا يعقوب هذا الحديث الذي ترويه عن رسول الله (صلى الله عليه السلام):

«О Абу Якуб, этот хадис, который ты предаешь от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма)»

«ينزل ربنا كل ليلة على سماء الدنيا»

«Спускается наш Господь каждую ночь на ближнее небо»,

كيف ينزل؟

 «Как Он спускается?»

قال: قلت: أعز الله الأمير

Тогда сказал Исхак Ибн Рахауей: «Да возвеличит Всевышний Аллах правителя нашего». Сделал за него дуа.

لا يقال لأمر الرب كيف؟

«Неправильно говорить относительно Господа «Как?» Как Он спускается. И неправильно разузнавать об этом.

إنما ينزل بلا كيف.

«Но Он спускается без того, чтобы мы знали, как он это делает». Эта история достоверна, пришла от Исхака ибн Ибрахима. Иснад достоверный.

 

Дальше говорит имам аль хафиз Абдульгани аль-Макдиси:

و من قال يخلو العرش عند النزول أو لا يخلو

«Если кто-то скажет: «Как понять то, что Всевышний Аллах спускается на ближайшее небо. Если Он спускается, то Его трон пустой остается что ли?» Аллах (субхана уа Тааля) спустился, и на Троне Его уже нет? Или наоборот, мы говорим, что Всевышний по-прежнему остается на троне, хоть Он и спускается на ближнее небо.

فقد أتى بقول مبتدع

Как бы ты не сказал:  остается ли  Трон свободный, или Всевышний по-прежнему остается на своем Троне, даже если Он спускается на ближнее небо, оба этих слова являются قول مبتدع  «словом нововведенческим» (нельзя такое говорить). Неправильно говорить, что Всевышний Аллах остается на Троне, как неправильно было бы сказать и то, что Трон остается пустой, когда Всевышний спускается. Об этих вещах не нужно спрашивать и не нужно думать. Всевышний спускается так, как Он спускается, и мы знаем, что Он  нам сообщил. Всевышний не сообщил нам о том,  остается ли Трон пустой или Он Сам остается на этом Троне,  не смотря на то, что Он спускается. Мы не задаемся такими вопросами. А тот, кто спрашивает о подобном, тот задает вопросы, которые не задавались первые три поколения.

و رأي مخترع.

«И если он задаст этот вопрос или ответит на этот вопрос одним из двух ответов, то он пришел с выдуманным мнением»  مخترع  — мнение, на которое нет довода ни из Корана, ни из сунны. Ты не можешь привести довод ни из Корана, ни из Сунны о том, что Трон остается пустой. Также не можешь привести довод о том, что Всевышний Аллах продолжает оставаться на Троне. Так же и те, которые говорят: «Как это Всевышний Аллах спускается на ближнее небо в последнюю треть ночи». Он говорит: «На земле в любом случае всегда присутствует последняя треть ночи. Если у нас сейчас день, то где-то сейчас последняя треть ночи. Если она у них заканчивается, потом переходит на другую территорию, потом переходит на другую — постоянно на земле присутствует последняя треть ночи. Это означает, что Всевышний Аллах все время, что ли на ближнем небе? Как это понять? Или все время Он спускается или как?» Все эти вопросы мы не задаем. Мы говорим, что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо в последнюю треть ночи, а как Он это делает нам неизвестно. И Всевышний «ас-Самад» — ни в ком не нуждается, и все нуждаются в Нем. Всевышний Аллах не зависит от временных рамок, которые у нас здесь установлены для житья людей. Всевышний установил для нас временные рамки и тому подобное, допустим, сила притяжения и другие законы физики. Они установлены для нас и не влияют на Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах не зависим от них, поэтому  мы не говорим ни так, ни так, а  умалчиваем об этих вещах, и не задаем таких вопросов, и не отвечаем на такие вопросы.

 

 

 

 

Но значит ли, то что Аллах нисходит на нижнее небо, что Он покидает Трон или нет?

 

Шейх ибн Усеймин сказал в отношении подобного вопроса: «Мы говорим, что подобный вопрос относится к излишним и не имеющим необходимости вопросам, и тот кто спрашивает об этом, не достоин благодарности за вопрос. Мы спрашиваем: Вы более проницательны чем сахабы в понимании Атрибутов Аллаха? Если ответом будет: «Да», тогда мы скажем, что он лжец, а если он скажет: «Нет», то мы скажем: «Довольствуйся же тем, чем довольны они». Они не спрашивали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда Он снисходит, оставляет ли Он свой Трон?» Почему вы спрашиваете об этом? Просто скажите: «Нисходит». Оставил Он свой Трон или нет, это не ваше дело. Вам приказано верить в сообщения, особенно в отношении сущности Аллаха и Его Атрибутов, потому что это вопросы, которые выше рационального мышления». См. Маджму Фатауа Шейх Мухаммад аль-Усеймин, 1/204-205.

 

Из 4 урока по книге «Аль-иктисаду филь-и’тикад» Абу Мухаммада ‘Абдульгани аль-Макдиси. Перевел Руслан Абу Ибрахим. Слушать  с 1 мин.  по 16,25 мин.

_____________________________________

 

Сказал Имам, Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.), да смилуется над ним Аллах:

قال ابن رجب رحمه الله: (وقد اعترض بعض من كان يعرف هذا على حديث النزول ثلث الليل الآخر، وقال: ثلث الليل يختلف باختلاف البلدان ،فلا يمكن أن يكون النزول في وقت معين. ومعلوم بالضرورة من دين الإسلام قبح هذا الاعتراض، وأن الرسول صلى الله عليه وسلم أو خلفاءه الراشدين لو سمعوا من يعترض به لما ناظروه بل بادروا إلى عقوبته وإلحاقه بزمرة المخالفين المنافقين المكذبين.) فضل علم السلف على علم الخلف ص48

«…Некоторые из познавших это /явление/, стали возражать хадису о Снисхождении /Аллаха/ в третью часть ночи, сказав: «/Период/ третьей части ночи, отличается от различия местности /на земле/. Поэтому невозможно чтоб «снисхождение» происходило в определенное время. Как обязательно всем должно быть известно из религии Ислам, подобные возражения являются отвратительны /и абсолютно не приемлемы/! Если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его праведные халифы, услышали бы подобные возражения, то они даже не стали бы вступать в дискуссию с возразившим, а посчитали бы необходимым наказать его и причисли бы его к числу противников и лицемеров, объявивших Истину ложью». (См. книгу «Фадль ильм ас-Салаф аля ильм аль-Халаф», стр. 48)

 

 

 

Из книги Люм’ат уль-и’тикад (Блеск убеждений), автор ибн Кудама Аль-Макдиси, шарх сделал шейх Усаймин. Перевод Руслана абу Ибрахима:

Нисходит Наш Господь, Благословен Он и Велик, каждую ночь на ближнее небо.

http://www.youtube.com/watch?v=lmuujM2D6aA

 

Говорит имам Ибну Кудама аль-Макдиси: «А что касается сунны, то это слова Пророка саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма где он сказал: «Нисходит Наш Господь, Благословен Он и Велик, каждую ночь на ближнее небо». (Согласованный хадис, Аль-Бухари (1145), Муслим (758).).Этот хадис достоверный, передается от 29 сподвижников.

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин: «Этот хадис мутауатир». То есть невозможно его отвергнуть, ни в том смысле что если хадис мутауатир, его возможно отвергнуть, имеется ввиду даже нововведенцы не способны его отвергать своим призывам, что принимается только мутауатир и не принимается ахад, так вот эти хадисы мутауатир они их тоже должны принять.

Говорит: «Девятый Атрибут, который устанавливается это «ан-Нузуль», это снисхождение или Нисхождение Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля, Нисхождение Всевышнего Аллаха на ближнее небо, который установлен относительно Всевышнего Аллаха сунной и единогласным мнением саляфов». Почему не сказал Кораном, потому что в Коране нет довода на то, что Всевышний Нисходит на ближнее небо. Так  вот, что касается иджма саляф, то аль-Аш’ари, тот за кем следуют аш’ариты, но затем он отошел от этой идеологии перешел на идеологию ахлю сунна уаль джама’а.  Аль-Аш’ари в своем послании «Рисаля иля ахли Сагъар» передал единогласное мнение праведных предков о том, что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо. Поэтому шейх ‘Усаймин говорит, что этот Атрибут установлен сунной, а также единогласным мнение саляфов. «Рисаля иля ахли Сагъар», Сагъар – это местность такая, то есть послание жителям Сагъара, в нем он передал единогласное мнение от праведных предков.

Говорит шейх ‘Усаймин: «Сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма: «Наш Господь Нисходит на ближнее небо когда остается от ночи последняя ее треть и говорит: « кто взывает ко Мне – Я отвечу ему, кто просит у Меня прощения – Я прощу ему…» (Согласованный хадис, Аль-Бухари (1145), Муслим (758)).  Праведные предки сошлись на мнении, что Нисхождение Всевышнего Аллаха на ближнее небо является установленным Ему Атрибутом, и также мы обязаны его утвердить без искажения, без аннулирования, без задавания вопроса «как», без уподобления этого творениям, и это Нисхождение настоящее истинное, существующее, а не просто воображаемое так, как оно надлежит Величию Всевышнего Аллаха Субхана уа Та’аля. Что касается людей нововведения, то есть аннулирующих в данном вопросе, то они сказали что под Нисхождением имеется ввиду «нисхождение приказа Всевышнего Аллаха или нисхождение Его Милости или ангела из Его анелов». И как мы отвечали на эти шубухаты, когда проходили «Иктисад филь и’ктикад» (слушать что там говорилось здесь: http://www.youtube.com/watch?v=DEN61fjZl8A ) говорили «нисхождение Милости или ангела или приказа Всевышнего Аллаха не ограничивается последней третью ночи», приказ Всевышнего Аллаха ниспосылается день и ночь, в каждый момент существования этого бытия, также не ограничивается ближним небом, нельзя сказать что Приказ Всевышнего Аллаха нисходит до ближнего неба и на этом останавливается, третье говорили что ангелы или Милость или Приказ не говорят: «кто будет просить у Меня прощения – Я его прощу», то есть ангел, который ниспосылается Всевышним Аллахом не будет говорит: «Я прощу его», будет что говорить: «Кто просит у Всевышнего прощения – Всевышний Простит его»,  то есть ели бы имелось ввиду что просто ниспосылается ангел, который сообщает о том, что Всевышний готов простить, то было бы так, не приходили бы слова: «кто просит у Меня прощения – Я его прощу, кто ко мне взывает – Я ему отвечу».

И говорит шейх ибн ‘Усаймин: «И мы ответим им на этот их ложный тафсир тем, что мы изучили в четвертом правиле, это противоречие внешнему смыслу хадиса, это противоречие единогласному мнению саляфов и на это нет у них довода, а также четвертым ответом, то что приказ Всевышнего Аллаха и тому подобное (то есть Милость Всевышнего И Его ангел) не способны они сказать: «Кто взывает ко Мне – Я отвечу ему». То есть сейчас все эти Атрибуты зачитываем быстро, особо не останавливаясь на них, потому что все они были уже изучены в «Иктисад филь и’тикад».

[Шейх Салих ибн Абдуль-‘Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе: После того, как ибн Къудама поставил тебе общую основу мазхаба ахли Сунна уаль Джама’а, которая нам рассказывает о том, что Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха саляфы оставляли в таком виде, как они приходили, т.е., верили в слова, верили в смысл и верили в то, на что указывает этот смысл, и не переходили границы Корана и Сунны, он начал говорить подробно о некоторых Атрибутах. Он привёл некоторые доказательства из Корана на некоторые Атрибуты, как мы об этом говорили выше. Потом он привёл хадисы, говорящие об Атрибутах Всевышнего Аллаха. И привел этот хадис, в котором говорится о снисхождении Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Аль-Бухари (1145), Муслим (758).
Это снисхождение, такое, как подобает Всевышнему Аллаху и Его Величию. И оно не подобно снисхождению созданий. Однако, это такое снисхождение, как оно подобает только Всевышнему Аллаху, как и все другие Атрибуты. Мы подтверждаем смысл и отказываемся от знания образа. Потому что Всевышнего Аллаха не могут представить разумы и не могут представить Его сердца, не могут предать Ему форму, потому что:
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ
Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий. (Сура аш-Шура, аят 11)
Мы подтверждаем то, что Аллах снисходит каждую третью часть ночи, в соответствии с акъидой ахли Сунна уаль Джама’а. Что касается бида’атчиков из куллябитов, аш’аритов, матуридитов и тех, кто был до них, му’тазилитов и подобных им, они искажают эти хадисы. Они искажают и говорят, что здесь подразумевается, что снисходит Его Милость. Мы ответим им на это искажение следующими ответами:
1 — Это противоречит основе и Всевышний Аллах обязал нас верить во внешний смысл аятов и хадисов.
2 — Милость Всевышнего Аллаха постоянно нисходит на Его рабов, и поэтому, если кто-то говорит, что здесь подразумевается то, что каждую третью часть ночи спускается Милость Аллаха, нет в этом никакого смысла. Это бессмысленно, так как Милость Всевышнего Аллаха снисходит каждое время, и рабы никогда не лишаются Милости Всевышнего Аллаха. Если б они были лишены хоть на момент Милости Аллаха, то испортилась бы их жизнь, и они погибли бы. Поэтому считается ложным искажением, искажение тех, кто искажает атрибут «снисхождение» тем, что здесь подразумевается «милость». Этим Атрибутом Его описал пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто не может описать Всевышнего Аллаха лучше, чем это сделал пророк (мир ему и благословение Аллаха). И никто не очищает Всевышнего Аллаха, и не возвеличивает Всевышнего Аллаха больше, чем Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).  Конец слов шейха о этом атрибуте. ]

 

 

Источник: 9 аудио урок Руслана Абу Ибрахима по книге Люм’ат уль-и’тикад (Блеск убеждений), автор ибн Кудама Аль-Макдиси, шарх сделал шейх Усаймин. Стенограмму сделала Умм АбдуЛлах.

Слушать запись с 10,46 мин. по 15,46.
 

 

22 О самом ненавистном Атрибуте Аллаха для всех групп джахмитов — нисхождение на ближнее небо (ан-нузуль).

http://www.youtube.com/watch?v=-U7d0kiVbtI

 

 

Запись опубликована в рубрике Атрибуты Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.