26. Хадис: Примирение людей между собой и проявление справедливости по отношению к ним.

26

  1. Хадис: Примирение людей между собой и проявление справедливости по отношению к ним.

http://www.youtube.com/watch?v=sneLng50Xnk

http://www.youtube.com/watch?v=NDM6tl1TzqQ

 

Скачать пдф и док:

http://vk.com/doc181861343_375052825

http://vk.com/doc181861343_375056952

26 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый день когда восходит солнце, следует давать милостыню столько раз, сколько суставов (или: костей) имеется в телах людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих — это будет милостыней, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу — это будет милостыней, и благое слово — милостыня, и делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) милостыню и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) милостыню» [аль-Бухари, 2989; Муслим, 1009.]

_____________________________________________________________________________________

 

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

Этот хадис также повествует о милостыне, а мы говорили о ней подробно при разборе предыдущего хадиса.

«…сколько суставов (или: костей) имеется в телах людей…» — в хадисе используется слово «суляма» ( السلامى ).

Некоторые обладатели сказали, что «суляма» — это кости, а другие обладатели знания сказали, что «суляма» — это суставы, соединяющие кости. В теле человека много костей. Аллах Всевышний даровал тебе их, сотворив тебя в наилучшем облике. Ты обязан благодарить Аллаха Всевышнего за то, что Он даровал тебе кости, которыми ты пользуешься.

Человек должен давать милостыню за каждую кость, которая имеется в его теле, или же, согласно другому мнению, за каждый сустав, который имеется в его теле. Человек обязан благодарить Аллаха за дарованные Им милости. Человек обязан благодарить Аллаха за то, что Аллах даровал ему тело, кости и суставы.

Человек не должен использовать свои кости и суставы в ослушании Аллаха. Если прошёл день и человек не совершил костьми и суставами ничего запретного, не пропустил никакого обязательного предписания, то он считается благодарящим Аллаха за этот день и считается выполнившим свою обязанность. Если человек совершает все обязательные предписания и не совершает ничего запретного в течение дня, то он считается выполнившим свою обязанность, касающуюся благодарности.

Что же касается желательных видов благодарности (шукра), то они заключаются в том, что человек раздает милостыню словами, делами и имуществом. Следовательно, милостыня бывает двух видов:

  • Обязательная милостыня (заключается в том, что человек использует своё тело в подчинении Аллаху и удаляется от запретных вещей. Если человек делает так, то он считается благодарящим Аллаха).
  • Желательная милостыня.

 

«Каждый день когда восходит солнце…» — имеется в виду: каждые сутки (двадцать четыре часа). Каждые сутки человек обязан благодарить Аллаха за то, что Аллах даровал ему тело, кости и суставы.

«…(если) ты справедливо рассудишь двоих — это будет милостыней…» — то же самое касается и примирения двух людей, если оно будет уместным. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ ﴾

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей» [Сура ан-Ниса, аят 114.]

«…и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу — это будет милостыней…» — помощь тому, кто нуждается в помощи, также является милостыней. Например, если ты поможешь человеку починить автомобиль, или поможешь пожилому человеку в чем-либо, или поможешь нуждающемуся, то всё это будет являться милостыней, посредством которой ты благодаришь Аллаха.

«…и благое слово — милостыня, и делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) милостыню и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) милостыню…» — всё это ясные примеры различных видов милостыни.

А в достоверной версии этого хадиса сказано: «Но всё это заменяет собой добровольная молитва ″ад-духа″ в два рака‘ата*»[Муслим, 720.]

[*В этом хадисе также указание на то, что молитва ″ад-Духа″ является сунной, совершаемой каждый день. Поистине, она является милостыней за все кости и суставы человека. Ученые говорят, что время молитвы ″ад-Духа″ наступает с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, а это примерно через 15-20 минут после восхода солнца. А заканчивается время этой молитвы примерно за десять минут до того, как солнце дойдет до зенита.

В течение всего этого времени человек может совершить эту молитву. Но лучше всего совершать эту молитву в конце ее времени, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Время молитвы кающихся (имеется в виду молитва ад-духа) наступает тогда, когда земля начинает обжигать лапы верблюжат». Муслим, 748. Поэтому ученые говорят: «Лучше откладывать два рака‘ата молитвы ″ад-Духа″ к концу ее времени, чем совершать в начале времени».

См. «Шарх Рияд ас-Салихин» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усеймина, том 2, стр. 156-157.]

 

Если ты использовал свои кости и суставы, совершая два рака‘ата молитвы «духа» ( الضحى ), то ты считаешься совершившим все эти желательные виды благодарности пред Аллахом.

 

Источник: «Шарх уль-Арба’ина ан-Нававийя» (Толкование сорок хадисов ан-Навави) Автор шарха: Салих ибн АбульАзиз али-Шейх.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Добровольная садака (милостыня)., Сорок Хадисов Навави.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.