3. Хадис: Столпы ислама и его великие основы.

3

 

  1. Хадис: Столпы ислама и его великие основы.

http://www.youtube.com/watch?v=PvuiO_5mn-8

http://www.youtube.com/watch?v=37oG9UpN4SM

Скачать пдф и док:

http://vk.com/doc181861343_375054271

http://vk.com/doc181861343_375064992

 

3 ― Сообщается, что Абу ‛Абду-р-Рахман ‛Абдуллах ибн ‛Умар ибн аль-Хаттаб,* да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Ислам строится на пяти (столпах):

— свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха,

— выстаивании молитвы,

— выплате закята,

— совершении хаджа,

— соблюдении поста в месяце Рамадан″» [аль-Бухари, 8, 4514; Муслим, 16].

 

[*‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб аль-‘Адави — один из величайших сподвижников и непревзойдённый знаток и толкователь Корана. Отличался смелостью и решительностью. Родился и вырос в исламе. Участвовал в двух военных походах в Африку. Ослеп в конце жизни. Умер последним из сподвижников, живших в Мекке, в 73 г. х.].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе содержится упоминание пяти великих основ Ислама.

  1. Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха. Эти два свидетельства и есть первый столп.
  2. Выстаивание молитвы.
  3. Выплата закята.
  4. Хадж.
  5. Пост в месяц Рамадан.

Этот хадис, который обычно приводят в качестве довода на то, что столпов Ислама именно пять.

«Ислам строится на пяти…» — эти слова указывают на то, что строение Ислама зиждется на пяти вещах. А все остальные религиозные предписания, помимо этих пяти, являются дополнениями для строения Ислама. Известно, что строение становится пригодным для счастливой жизни только тогда, когда оно полностью завершено. Чем более совершенным будет здание, тем более счастливой будет жизнь его обитателя.

Если раб Аллах соблюдает эти пять основ, то он считается тем, кто соблюдает Ислам в жизни. У такого человека есть договор с Аллахом Всевышним о том, что Аллах введёт его в Рай [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает молитвы и соблюдает пост во время рамадана, имеет право (надеяться на то, что) Аллах введёт его в Рай независимо от того, сражался (такой человек) на пути Аллаха или оставался на той земле, где он родился». Слышавшие его слова спросили: «О посланник Аллаха, не порадовать ли нам людей этой вестью?» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для сражающихся на пути Аллаха, и расстояние от одной ступени до другой подобно расстоянию от неба до земли, и если вы станете просить Аллаха (о чём-либо), то просите Его о Фирдаусе, ибо, поистине, он находится посреди Рая на самой его вершине, а выше него — (только) престол Милостивого, и из него (из Фирдауса) берут начало реки Рая». аль-Бухари, 2790].

«Ислам строится на пяти…» — эта фраза предполагает, что существует Тот, Кто построил Ислам на этих пяти столпах, но в данном хадисе он не упомянут. Аллах Всевышний – Тот, Кто построил Ислам на пяти столпах.

«Ислам строится…» — то есть: религия Ислам строится. Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّهِ الإِسْلاَمُ ﴾

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам» [Сура али ‛Имран, аят 19].

«Ислам строится…» — имеется в виду тот Ислам, с которым был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Под словом «ислам» в Коране и Сунне могут пониматься две вещи:

1 — Предание себя Аллаху (покорность Ему).

Всякое творение покорно Аллаху Всевышнему либо по доброй воле, либо по принуждению.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا ﴾

«Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению» [Сура али ‛Имран, аят 83].

А также: ﴿ وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلاَمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ ﴾ «От того, кто ищет иную религию помимо ислама (то есть: помимо покорности Аллаху), это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» [Сура али ‛Имран, аят 85].

Также Аллах Всевышний сказал об Ибрахиме, мир ему:

﴿ مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلاَ نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ﴾

«Ибрахим (Авраам) не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником, мусульманином (то есть: покорным Аллаху) и не был из числа многобожников» [Сура али ‛Имран, аят 67].

Также Аллах Всевышний сказал: ﴿ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمينَ مِن قَبْلُ ﴾«Он (Аллах) нарек вас мусульманами (то есть: покорными Аллаху) до этого» [Сура аль-Хадж, аят 78].

Поэтому, Адам, мир ему, был мусульманином (то есть: покорным Аллаху). Все пророки и посланники, а также все их последователи придерживались Ислама (то есть: покорности Аллаху).

Ислам – это предание себя Аллаху через единобожие (таухид), покорность Ему через подчинение и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам. Это и есть религия Ибрахима. Это и есть религия всех пророков и посланников, а также всех их последователей.

2 — Конкретная религия под названием «Ислам».

Это – религия Ислам, с которой был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэтому, в хадисе говорится: «Ислам строится на пяти…», — и имеется в виду конкретная религия Ислам, с которой пришел наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Что касается религии остальных пророков и посланников, то она со стороны единобожия и вероубеждения была подобна религии Ислам, с которой был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается религиозных законов, то они отличались. Законы Ислама не подобны законам религии ‛Исы (Иисуса), мир ему, не подобны законам религии Мусы (Моисея), мир ему, и не подобны законам религий других пророков.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пророки — братья от (одного отца): матери (то есть: законы) у них разные, а религия (то есть: вероубеждение) их одна» [аль-Бухари, 3443; Муслим, 2365].

 

1-ый столп Ислама: свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха.

Человек называется свидетельствующим, когда он знает о чем-то в сердце, произносит то, что знает, языком и извещает об этом других. Свидетельство не называется свидетельством до тех пор, пока не соберутся три вещи:

  • Убежденность и знание, содержащееся в сердце;
  • Произнесение этого языком;
  • Оповещение об этом других людей.

Всё это должно присутствовать, если только у человека нет шари‛атского оправдания, когда он действительно не способен сообщить другим о своих убеждениях. Например, он находится под принуждением врагов (и не может заявить о своих убеждениях), и тому подобные ситуации.

«…свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха…» — это три вещи:

  • Знание о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о том, что Мухаммад – посланник Аллаха.
  • Произнесение этого языком.
  • Оповещение об этом других людей.

Каждое свидетельство называется свидетельством только после наличия этих трех составляющих. Например, свидетель в суде называется свидетелем только тогда, когда он знает об определенных фактах, произносит их вслух и сообщает о своём знании судье. Только после этого он называется свидетелем.

«…нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха…» — это слово, содержащее в себе единобожие (таухид).

«…нет божества, достойного поклонения…» — это отрицание.

«…кроме Аллаха…» — это утверждение.

Следовательно, эта фраза содержит в себе утверждение того, что только Аллах Всевышний заслуживает поклонения, и отрицание того, что кто-то, помимо Аллаха, имеет право на поклонение.

Следовательно, слова единобожия (ля иляха илля Ллах) содержат в себе отрицание и утверждение.

Если человек свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, значит он:

Убежден и сообщает о том, что никто не заслуживает ничего из поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей.

«…и (свидетельствует) о том, что Мухаммад – посланник Аллаха…» — иначе говоря, человек убежден в этом всем сердцем и сообщает другим людям о том, что Мухаммад сын ‛Абдуллаха, который был курайшитом и родился в Мекке, истинный посланник от Аллаха. Ему ниспосылались откровения от Аллаха, а он доносил их до людей.

Известно, что посланники из числа людей, в основном, не получали откровение напрямую от Аллаха Всевышнего, не слышали это откровение напрямую от Него [Как известно, обычно откровение от Аллаха доносил ангел Джибриль, мир ему]. Некоторые посланники слышали некоторую часть откровений напрямую от Аллаха, но только тогда, когда Он позволял это.

Свидетельствующий о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, должен быть убеждён в том, что он доносил откровение от Аллаха Всевышнего. Нужно знать, что Аллах не ниспосылал каждое откровение напрямую к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Обычно Аллах Всевышний ниспосылал откровение через Джибриля, мир ему, который передавал его Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Также свидетельствующий о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, должен быть убеждён в том, что Мухаммад – это последний посланник Аллаха.

Данное свидетельство будет действительным, если человек свидетельствует, что:

Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ниспосылались откровения от Аллаха;

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был настоящим посланником Аллаха;

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является последним посланником.

Также у данного свидетельства есть обязательства, которые обязан соблюдать свидетельствующий. Человек, произносящий данное свидетельство, должен:

  • Подчиняться Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что он повелел. [Аллах Всевышний сказал: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху». (Сура ан-Ниса, аят 80). А также: «Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно». (Сура аль-Джинн, аят 23). Относительно этой основы пришло еще много аятов и хадисов].

 

  • Подтверждать правдивость того, о чём он сообщил [Аллах Всевышний сказал: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение, которое внушается». (Сура ан-Наджм, аяты 3-4)].
  • Сторониться того, что он запретил [Аллах Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура аль-Хашр, аят 7). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда я запрещаю вам что-нибудь, то избегайте этого полностью, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого, что сможете». аль-Бухари, 7288; Муслим, 1337].
  • Поклоняться Аллаху только так, как он узаконил [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто». Муслим, 1718. Также похожий хадис есть у имама аль-Бухари, 2697. Также он сказал: «Вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-43].

 

2-ой столп Ислама: выстаивание молитвы.

Аллах Всевышний сказал: ﴿ أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ ﴾ «Выстаивай молитву с полудня до наступления ночного мрака» [Сура аль-Исра, аят 78].

А также: ﴿ وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ ﴾ «Выстаивайте молитву и выплачивайте закят» [Сура аль-Бакара, аят 43].

А также: ﴿ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ ﴾ «…которые выстаивают молитву и выплачивают закят» [Сура аль-Маида, аят 55].

А также: ﴿ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ ﴾ «…и выстаивай молитву, ибо, поистине, молитва оберегает от мерзости и предосудительного» [Сура аль-‛Анкабут, аят 45].

Кто не выстаивает молитву должным образом, того она не будет удерживать от мерзости и предосудительного.

3-ий столп Ислама: выплата закята.

4-ый столп Ислама: совершение хаджа.

5-ый столп Ислама: соблюдение поста в месяц Рамадан.

Этот хадис указывает на то, что столпов Ислама пять, хотя ранее мы уже говорили о том, что именование этих вещей столпами было введено учёными.

Столп (рукн) – это то, на чём зиждется сущность вещи, и невозможно представить, чтобы эта вещь стояла без своих столпов.

Например, столпы торговли – это то, на чём строится сама торговля. Невозможно представить торговлю, если при ней не присутствуют покупатель и продавец, а также товар, который продают и покупают. Также во время торговой сделки необходимо произнести определенные фразы, подтверждающие торговую сделку. Например, продавец говорит: «Я продал», а покупатель говорит: «Я купил».

Следовательно, столпы – это то, на чём зиждется сущность вещи. Например, столпы бракосочетания – это то, на чём строится бракосочетание (никах). В частности, акт бракосочетания (никах) становится возможным только при наличии супруга и супруги.

Таким образом, пять вещей, упомянутых в разбираемом нами хадисе, названы столпами (рукнами) Ислама. Но с другой стороны приверженцы сунны говорят: «Если человек свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершает обязательные молитвы, но оставляют соблюдение остальных столпов Ислама из-за небрежности и лени, то он все равно называется мусульманином. Его не перестают называть мусульманином, если он оставил три столпа Ислама (закят, пост и хадж) из-за небрежности и лени» [Следовательно, возникает вопрос: «Почему закят, пост и хадж названы столпами Ислама, если человек называется мусульманином даже тогда, когда не совершает их?!» Ведь, известно, что вещь не может стоять без своих столпов, на которых она строится].

В данном случае приверженцы сунны, называя эти вещи столпами, не имеют в виду, что при их отсутствии отсутствует и сама основа Ислама. Что же касается столпов торговли и бракосочетания, то без этих столпов невозможна ни торговля, ни бракосочетание. Например, невозможно представить торговлю без продавца, а бракосочетание (никах) без супруга. Что же касается Ислама, то Ислам является действительным, например, тогда, когда человек не совершает хадж. Если человек оставляет совершение хаджа из-за своей небрежности, то он все равно считается мусульманином, если он произнёс два свидетельства и выстаивал молитву. Также если человек оставляет выплату закята из-за небрежности, не отрицая его обязательности, то такого человека называют мусульманином. То же самое касается и поста в месяце Рамадан.

 

Следующий важный момент:

Среди приверженцев сунны существует разногласие относительно оставления молитвы: если человек оставляет её из-за небрежности и лени, продолжает ли он называться мусульманином?! [См. «ат-Тамхид» (4/225) ибн ‛Абд уль-Барра; «Маджму‛ аль-Фатауа» (7/609-611) ибн Теймии; «Джами‛ аль-‛Улюм уа-ль-Хикам», стр. 44; «‛Аун аль-Ма‛буд», 2/115; «Тухфату-ль-Ахуази», 2/370].

Группа учёных заявила, что оставление молитвы из-за небрежности и лени не выводит человека из Ислама, если он свидетельствует, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Оставление молитвы – это тяжкий грех и малое неверие, не выводящее из Ислама. Это мнение принадлежит небольшой группе из ученых, следующих сунне.

Большинство приверженцев сунны говорят, что оставление молитвы из-за небрежности и лени является (большим) неверием (куфром). Они говорят, что оставивший молитву не является мусульманином, даже если выплачивает закят, постится в месяц Рамадан и совершает хадж. Это мнение является правильным, ибо на него указывает Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма‛).

Сподвижники были единогласны в том, что оставление каких-либо деяний, которые велено совершать, не является неверием, кроме оставления молитвы. Сказал ‛Абдуллах ибн Шакык: «Сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не считали оставление какого-либо деяния неверием, кроме оставления молитвы» [ат-Тирмизи, 2622; аль-Хаким, 1/48, и другие].

Оставление молитвы является неверием по единогласному мнению (сподвижников). На правильность этого мнения указывают слова Всевышнего: ﴿ مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ (42) قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ ﴾ «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали молитву»» [Сура аль-Муддассир, аяты 42-43].

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, между человеком и между многобожием и неверием (находится) оставление молитвы» [Муслим, 82].

Также сообщается со слов Бурейды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор (отличительный признак) между нами и между ними (неверующими) – это молитва. Кто оставил её, тот впал в неверие» [ат-Тирмизи, 2621; ан-Насаи в «аль-Кубра», 1/145; ибн Маджах, 1079; Ахмад, 5/346, и другие].

Обрати внимание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

إن بين الرجل وبين الشرك و الكفر ترك الصلاة

«Поистине, между человеком и между многобожием и неверием находится оставление молитвы».

Этот хадис указывает на то, что оставление молитвы является большим неверием, выводящим из Ислама. Ведь, правило гласит, что слово неверие ( الكفر ) приходит в шари‛атских текстах в двух видах:

  • Когда слово «куфр» (неверие) приходит без артикля «аль» ( ال ), то оно указывает на малое неверие, которое не выводит из Ислама.
  • Когда слово «аль-куфр» (неверие) приходит с артиклем «аль» ( ال ), то оно в данном случае может указывать на две вещи:
  • Либо на большое неверие, выводящее из Ислама;
  • Либо охватывает все виды неверия (и малое, и большое).

Например, слово «куфр» пришло без артикля «аль» в следующем хадисе:

اثنتان في الناس هما بهم كفر. الطعن في النسب والنياحة على الميت

«Два дела, совершаемые людьми, указывают на их неверие: обыкновение порочить происхождение других и громкие причитания по покойным» [Муслим, 67].

А также: لا ترجعوا بعدي كفارا يضرب بعضكم رقاب بعض «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!» [аль-Бухари, 121; Муслим, 65].

Если слово «куфр» приходит без артикля «аль» (как в данных хадисах), то в основном под этим имеется в виду малое неверие, не выводящее из Ислама. Это известно из правил основ фикха.

Если же слово «аль-куфр» приходит с артиклем «аль», то имеется в виду большое неверие, которое выводит из Ислама.

Поэтому мы говорим, что правильным мнением является то, что оставление молитвы из-за небрежности и лени является большим неверием, выводящим из Ислама. Но постановление о неверии оставившего молитву выносится только шари‛атским судьей, так как у него могут быть сомнения из-за наличия разногласий в этом вопросе, или из-за неправильного понимания, и тому подобного.

Поэтому не выносится постановление о вероотступничестве того, кто оставил молитву, только из-за оставления им молитвы. Говорится в общем, что человек, оставивший молитву, является неверующим. Что же касается конкретной личности, то постановление о его неверии и последующие постановления относительно него устанавливаются только после решения шари‛атского судьи, который устранит его сомнения и призовёт его к покаянию. Это – правильное мнение у большинства приверженцев сунны.

Что касается остальных столпов Ислама, то большинство приверженцев сунны считают, что оставление закята, поста и хаджа по причине небрежности и лени не выводит человека из Ислама. Нет шари‛атского доказательства, которое указывало бы на его неверие.

Но группа обладателей знания из числа сподвижников и их последователей заявила, что оставивший некоторые из этих трёх столпов является неверующим.

Например, из слов ‛Умара, да будет доволен им Аллах, понимается, что человек, оставивший совершение хаджа, имея материальную и физическую возможность его совершить, является неверующим. Передается, что ‛Умар сказал: «Поистине, я уже было вознамерился послать людей в различные города, чтобы найти каждого имеющего материальную возможность (совершить хадж), (но не делающего это), чтобы наложить на него ″джизью″* Они не являются мусульманами! Они не являются мусульманами!» [См. «ад-Дурр аль-Мансур», 2/275; «Тафсир ибн Касир», 1/387.

А Ибн Аби Шейба в своем «Мусаннафе» (3/306) передает, что ‛Умар сказал: «Кто умер, имея возможность (совершить хадж), но не совершил его, тот пусть умирает на таком положении, на каком пожелает: либо иудеем, либо христианином».

Также подобные сообщения передает аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/334; ибн ‛Асакир в «Тариху Димашкъ», 23/265].

 

[*Джизья — подушная подать, которую выплачивали мусульманам иноверцы, жившие на мусульманских землях].

А, например, ибн Мас‛уд, да будет доволен им Аллах, и некоторые другие, обвинили в неверии того, кто оставил выплату закята из-за небрежности и лени [См. «Мусаннаф» (2/353) ибн Аби Шейбы; «аль-Мугъни», 2/229; «Джами‛ аль-‛Улюм уа-ль-Хикам», стр 30]. Но это противоречит мнению большинства сподвижников и последующих учёных, которые не считают неверующим того, кто не выплачивает закят, не отрицая при этом его обязательности.

В заключении мы говорим: большинство приверженцев сунны считают неверующим того, кто оставил молитву из-за небрежности и лени. Среди приверженцев сунны есть и такие, кто не обвиняет в неверии того, кто оставил молитву из-за небрежности и лени. Что же касается тех, кто оставил выплату закята, соблюдение поста и совершение хаджа, то большинство приверженцев сунны не обвиняют таких людей в неверии, хотя среди приверженцев сунны есть и такие, кто обвиняет.

 

Источник: «Шарх уль-Арба’ина ан-Нававийя» (Толкование сорок хадисов ан-Навави) Автор шарха: Салих ибн АбульАзиз али-Шейх.

 

Запись опубликована в рубрике Сорок Хадисов Навави.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.