39. Хадис: Устранение затруднений в исламе.

39

  1. Хадис: Устранение затруднений в исламе.

http://www.youtube.com/watch?v=oMdgXgnGXJk

http://www.youtube.com/watch?v=2tDA3HNiAno

 

Скачать пдф и док:

http://vk.com/doc181861343_375052161

http://vk.com/doc181861343_375055102

 

39 ― Сообщается со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простил ради меня моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены» [ибн Маджах, 2045; ат-Табарани в «аль-Кабир», 11274; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 2/216; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 7/356].

______________________________________________________________________________________

 

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

В этом хадисе указание на милость Аллаха к верующим людям.

«Поистине, Аллах простил ради меня…» — из этой фразы понимается, что речь пойдет о том, что было даровано только исламской общине.

У исламской общины есть много особенностей, которые не были дарованы другим общинам. Например, если человек из других общин намеревался совершить что-то благое, но не совершал, ему не записывалось совершение одного благого деяния. Если же он намеревался совершить грех, но затем оставлял его из страха пред Аллахом, ему также не записывалось совершение одного благого деяния. [Что же касается исламской общины, то уже разбирался хадис, в котором сказано: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело”». См. хадис № 37 в данной книге]. Также членам исламской общины было прощено совершенное по ошибке и по забывчивости. Аллах Всевышний смилостивился над этой общиной ради её пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и простил им совершенное по ошибке и по забывчивости.

Когда Аллах Всевышний ниспослал аят, в котором сказано:

﴿ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ فَيَغْفِرُ لِمَن يَشَاء ﴾

«Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает» [Сура аль-Бакара, аят 284].

Это показалось для сподвижников, да будет доволен ими Аллах, очень тяжелым, после чего был ниспослан другой аят, в котором сказано:

﴿ لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا ﴾

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей [Аллах никого не обязывает делать то, что ему не под силу]. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» [Сура аль-Бакара, аят 286].

Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, обращались к Аллаху с такой мольбой, и Аллах сообщил им о том, что уже прости их за совершенное по забывчивости и по ошибке. [Муслим, 125-126].

Разбираемый нами хадис и упомянутый выше аят указывают на то, что человек, совершивший что-то по ошибке или по забывчивости, не получает греха, хотя в определенных случаях несёт ответственность. Если, например, человек убил верующего по ошибке, то он не получает греха, но должен выплатить ″дия″. [Дия — компенсация за убийство или ранение, которую виновный выплачивает родственникам пострадавшего или ему самому]. То же самое касается человека, который, например, по ошибке присвоил себе имущество другого человека. В данном случае он не получает греха, но должен вернуть имущество, принадлежащее другому человеку.

Следовательно, речь идёт только о том, что человек не получает греха за совершенное по ошибке и по забывчивости, потому что Аллах простил мусульманам это.

«…и то, к чему они были принуждены…» — Аллах Всевышний сказал:

﴿ مَن كَفَرَ بِاللّهِ مِن بَعْدِ إيمَانِهِ إِلاَّ مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالإِيمَانِ وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ ﴾

«Кто станет неверующим в Аллаха после своей веры – кроме (лишь) того, кто был принуждён (сказать слова неверия), а (в то время) сердце его (было) спокойным в вере – но, однако тот, кто открыл неверию (свою) грудь, на них [то есть: на сказавших слова неверия без принуждения] – гнев от Аллаха, и им – наказание великое» [Сура ан-Нахль, аят 106].

 

Источник: «Шарх уль-Арба’ина ан-Нававийя» (Толкование сорок хадисов ан-Навави) Автор шарха: Салих ибн АбульАзиз али-Шейх.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Сорок Хадисов Навави.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.