40. Хадис: Использование этого мира для завоевания мира вечного.

40

 

  1. Хадис: Использование этого мира для завоевания мира вечного.

http://www.youtube.com/watch?v=4br5dOACI0g

http://www.youtube.com/watch?v=bo4rLuVm_H4

 

Скачать пдф и док:

http://vk.com/doc181861343_375052158

http://vk.com/doc181861343_375055223

 

40 ― Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник, (проходящий мимо)”».

А сам ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти» [аль-Бухари, 6416].

______________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

В этом хадисе содержится завещание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах им и его отцом. После выполнения этого завета оживают людские сердца. Людям не следует обольщаться своей молодостью, своим здоровьем, своим жизненным сроком, и так далее. «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечи…» ― это указывает на заботу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об ибн ‘Умаре, да будет доволен Аллах им и его отцом. В то время ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, был еще молодым юношей, не достигшим возраста двадцати лет. «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник, (проходящий мимо)…» — это одно из величайших завещаний, наиболее соответствующих реальности. О если бы люди поняли это! Поистине, человек [Имеется в виду Адам, мир ему] начал свою жизнь в Раю, а затем был низведен на землю для испытания. Поэтому человек на этой земле подобен чужеземцу или путнику, проходящему мимо. Все люди живут на этой земле подобно чужеземцам. Родина Адама, мир ему, а также тех, кто последовал за ним в вере, богобоязненности, единобожии и искренности пред Аллахом ― это Рай. Адам был выведен из Рая для испытания в качестве воздаяния за ослушание Аллаха. Если покорный раб поразмышляет над этим, то начнёт приучать свою душу к тому, что его настоящее местопребывание – это Рай, а не мир этот. Мир этот является обителью испытаний, а человек здесь подобен чужеземцу или путнику, проходящему мимо.

Как же прекрасны слова ибн уль-Каййима, да помилует его Аллах, когда он упоминал о том, как душа мусульманина тоскует о Рае, как она любит Рай, как она стремится к Раю. Всё это по той причине, что Рай – это первая обитель человека, который сейчас находится в плену у своего врага. Человеку пришлось покинуть свою родину по той причине, что Иблис пленил нашего праотца Адама, мир ему. Вернется ли человек на родину или нет?! Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

فحي على جنات عدن فإنها *** منازلك الأولى وفيها المخيم

ولكننا سبي العدو فهل ترى *** نـعود إلى أوطـاننا ونـــسلم

و قد زعموا أن الغريب إذا نأى *** و شطت به أوطانه فهو مغرم

و أي اغتراب فوق غربتنا التي *** لها اضحت الأعداء فينا تحكم

«Идём в высшие Сады, ибо, поистине они –Твоя первая обитель, а в ней дворцы. Но нынче мы в плену у врага. Как ты считаешь, Вернемся ли мы на родину, спасение обретя?! Некоторые посчитали, что чужеземец, отдалившись. От своей родины, переживает. Какое же проживание вдали от родины хуже нашего, Когда мы живем под властью врагов наших?!» [См. «Хади аль-Аруах», стр. 7; «Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/10; «Тарик аль-Хиджратайн», стр. 92].

И как же прекрасны слова поэта:

نقل فؤادك حيث شئت من الهوى *** ما الحب إلا للحبيب الأول

كم منزل في الأرض يألفه الفتى *** وحنــــينه أبدا لأول منزل

«Перенеси сердце своё туда, куда желают страсти. Но все равно нет любви, кроме любви к Первому Любимому. Сколько бы жилищ на земле не облюбовал юноша. Все равно его тоска всегда по первой родине».

Первый Любимый – это Аллаха Всевышний, а первая родина – это Райские Сады. Таково положение людей, которые постоянно возвращаются к покорности Аллаху, постоянно повинуются Ему. Их сердца связаны с Аллахом, ибо они любят только Его, стремятся только к Нему, трепещут только пред Ним, покоряются только Ему. Их сердца связаны с обителью почёта – Райскими Садами. Они живут так, будто видят Рай воочию. Они живут в мирской жизни подобно чужестранцам или путникам, проходящим мимо. Чужеземцы и путники, проходящие мимо, не привыкают к тому месту, где они остановились на время. Путник, проходящий мимо, старается быстро завершить все свои дела и вернуться домой. Такова сущность мирской жизни. Поистине, Нух, мир ему, прожил тысячу лет, девятьсот пятьдесят из которых жил среди своих соплеменников. Аллах Всевышний сказал: ﴿ فَلَبِثَ فِيهِمْ أَلْفَ سَنَةٍ إِلَّا خَمْسِينَ عَامًا ﴾ «И он (Нух) пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов» [Сура аль-‘Анкабут, аят 14].

Но эти годы всё равно прошли и его жизнь закончилась. Были люди, жившие сотни лет, но и они исчезли. Некоторые живут сто лет, некоторые – восемьдесят, некоторые – пятьдесят, некоторые – сорок. Как бы ни было, все эти люди подобны чужеземцам и путникам, проходящим мимо. Они прошли чрез мир этот и покинули его, а смерть ждёт человека утром и вечером. Человек должен быть внимателен к своей душе. Самое большое несчастье, постигающее человека – это небрежное отношение к истинной сущности мира этого. Если Аллах Всевышний окажет тебе милость, то ты поймешь истинную сущность мира этого, который является чужой землей, предназначенной для испытаний. Мир этот – обитель испытаний и переход в жизнь вечную, а не постоянное местопребывание. Если ты осознаешь это, твоё сердце очнётся, а иначе – твоё сердце будет поражено недугом. Пусть Аллах поможет нам и вам очнуться после забвения! Осознав пророческий завет, ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сам завещал людям: «Если ты дожил до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если ты дожил до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни — то, что пригодится для твоей смерти». Постоянно жди смерти и готовься к ней. Люди говорили о Хаммаде ибн Саляме [Абу Саляма, Хаммад ибн Саляма ибн Динар – имам жителей Басры, приверженец сунны и пути сподвижников. Скончался в 167 г.х. ], да помилует его Аллах: «Если бы ему сказали: ″Ты умрешь завтра″, он бы не сумел добавить к своим делам ничего» [Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 6/250; аль-Миззи в «Тахзиб аль-Камаль», 7/265]. Человек может достигнуть этого только тогда, когда будет постоянно помнить о правах Аллаха Всевышнего. Когда он поклоняется Аллаху, пусть помнит о своих обязанностях пред Аллахом и служит Ему искренне. Человек должен совершать каждое свое дело только на основе знания. Поэтому обладатели знания обрели такое достоинство, что каждый миг они помнят о постановлениях шари‘ата, что бы ни делали и куда бы ни шли. Если они совершат грех, то тут же попросят прощения у Господа, после чего станут жить даже лучше, чем прежде.

Источник: «Шарх уль-Арба’ина ан-Нававийя» (Толкование сорок хадисов ан-Навави) Автор шарха: Салих ибн АбульАзиз али-Шейх.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Сорок Хадисов Навави., Укрепление Веры.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.