9. Хадис: Придерживаться лёгкого и не создавать затруднений.

9

  1. Хадис: Придерживаться лёгкого и не создавать затруднений.

http://www.youtube.com/watch?v=lvgV7gfui8o

http://www.youtube.com/watch?v=4-RDj-QbroI

Скачать пдф и док:

http://vk.com/doc181861343_375054195

http://vk.com/doc181861343_375064687

 

9 ― Сообщается со слов Абу Хурейры ‘Абду-р-Рахмана ибн Сахра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило только множество их вопросов и их несогласие с их пророками″»

[аль-Бухари, 7288; Муслим, 1337].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

 

Запрет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может быть двух видов:

  • Запрет, указывающий на строгую запрещенность (тахрим).

Того, что он запретил строгим запретом, обязательно нужно сторониться.

  • Запрет, указывающий на нежелательность.

Желательно сторониться того, на нежелательность чего он указал.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ﴾

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» [Сура аль-Хашр, аят 7].

Нам приказано сторониться того, что запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Если какая-то вещь запрещена строгим запретом, то сторониться её обязательно, а если какая-то вещь нежелательна, то сторониться её желательно.

Аллах Всевышний сделал так, что людские души в течение своей жизни не нуждаются в том, что запрещено Аллахом. Например, человек не нуждается в том мясе, которое было зарезано не ради Аллаха, человек не нуждается в мертвечине. Также человек не нуждается в опьяняющих напитках, не нуждается в запрещенных видах одежды. Поистине, дозволенного Аллахом очень много и человек не нуждается в том, что запрещено.

Запрещенное Аллахом как исключение из огромного количества того, что разрешено. Например, запрещенные напитки – это лишь маленькое исключение из огромного количества тех напитков, которые разрешены. Запрещенные виды еды – это лишь маленькое исключение из огромного количества тех видов еды, которые разрешены. Такова доброта Аллаха Всевышнего к Своим рабам! Поистине, Аллах Всевышний не запретил то, от чего зависела бы жизнь человека.

Всё, что приказано Аллахом, содержит в себе благо. Во всем этом благо для человека и нет разницы, делал он это, желая награды Аллаха, или делал это, желая чего-то другого. Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ ابْتَغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا ﴾

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. А тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» [Сура ан-Ниса, аят 114].

В раздаче милостыни, совершении одобряемого и примирении людей заключено благо, даже если человек совершает эти деяния, не имея праведного намерения. Ведь, если человек совершает эти деяния, то польза, исходящая от них, переходит на других людей [Например, человек раздаёт милостыню, не имея праведного намерения, а желая только показать себя перед людьми. Такому человеку не будет награды, но пользу от милостыни все равно получит тот, кому милостыня была дана]. А если же человек совершает всё это, имея праведное намерение, то помимо блага, исходящего от его деяний, он получит и награду от Аллаха. Если же он совершает эти деяния, не имея праведного намерения, то он не получит награды, но польза, исходящая от его деяний, не исчезнет.

Что же касается запрещенных Аллахом вещей, то в них нет блага. Иногда бывает такое, что какое-либо запретное деяние содержит в себе определенную мирскую пользу, но вред, исходящий от этого деяния, все равно выше. Например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا ﴾

«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» [Сура аль-Бакара, аят 219].

В вине и азартных играх возможна определенная польза, но вред, исходящий от них, гораздо больше [Верующие спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о религиозном положении относительно опьяняющих напитков и азартных игр. И тогда Всевышний Аллах приказал Своему пророку разъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина и азартных игр. Всевышний сообщил, что вред подобных поступков заключается в том, что они лишают человека разума и имущества, мешают ему поминать Аллаха, удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть. Этот вред во много раз превышает пользу, которую человек может получить от торговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения от совершения этих поступков. Подобного разъяснения было достаточно для того, чтобы люди воздержались от употребления вина и азартных игр, ведь благоразумный человек всегда совершает поступки, которые приносят ему больше пользы, и сторонится всего, что причиняет ему больше вреда].

«Избегайте того, что я вам запретил…» ― следовательно, запрещенное может быть двух видов: запрещённое строгим запретом (тахрим) и нежелательное (макрух). Об этом уже говорилось немного выше.

 

Важное правило:

Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил что-то в вопросах поклонения, то основа заключается в том, что этот запрет указывает на строгую запрещенность (тахрим) этого деяния.

Если же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил что-то в вопросах этикета (адаба), то основа заключается в том, что этот запрет указывает на нежелательность (макрух).

Следовательно, основа заключается в следующем: если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал что-то в вопросах нравственности и этикета, то этот приказ указывает на желательность. Если же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил что-то в вопросах нравственности и этикета, то этот запрет указывает на нежелательность.

Целая группа обладателей знания заявила, что запрещение чего-то, касающегося норм поведения и нравственности, указывает на нежелательность (макрух), если только нет каких-либо косвенных указаний на то, что этот запрет указывает на строгую запрещенность (тахрим).

Примеры:

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нам было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей, и нам было велено не засучивать рукава и не собирать волосы перед молитвой» [аль-Бухари, 810; Муслим, 490].

Является ли запрет закатывания рукав и собирания волос запретом определенного вида поклонения или это всего лишь норма этикета, касающаяся одежды в молитве?! Это – норма этикета, касающаяся одежды в молитве. Поэтому подавляющее большинство ученых указали на то, что запрет в данном случае указывает на нежелательность (макрух) [См. «Бидаяту-ль-Муджтахид», 1/101; «Мугъни аль-Мухтадж», 1/201]. Если, например, человек молится с засученными рукавами и собранными в косичку волосами, то его молитва действительна и он не считается совершившим грех. Если бы этот запрет указывал на строгую запрещенность (тахрим), то молитва была бы недействительной.

Также сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О мальчик, скажи (перед началом еды): “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!» [аль-Бухари, 5376; Муслим, 2022].

 

Подавляющее большинство обладателей знания считают, что желательно есть правой рукой, а есть левой рукой – нежелательно (макрух). Но есть и такие ученые, которые сказали о том, что есть левой рукой запрещено (харам)*. В этих вопросах имеются разногласия между обладателями знания.

[*См. «аль-Мугъни», 7/221; «аль-Адаб аш-Шар‘ия» (3/156) ибн Муфлиха; «Фатх уль-Бари», 9/522; «Субулю-с-Салям», 3/159; «‘Аун аль-Ма‘буд», 10/179; «Тухфату-ль-Ахуази», 5/422.

Однако правильное мнение заключается в том, что есть левой рукой – запрещено, хотя многие ученые сказали лишь о нежелательности. На это указывает следующий хадис:

Ияс ибн Саляма ибн аль-Аква’, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что его отец рассказал ему следующее: «Один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пророк велел ему: «Ешь правой рукой!» Тот сказал: «Я не могу», и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему кроме гордости!» — и больше этот человек уже не смог поднести ко рту правую руку». Муслим, 2021.

Если бы это было всего лишь нежелательным, то этот человек, отказавшийся есть правой рукой, не совершил бы греха, и не заслуживал бы такого наказания. А Аллах знает лучше!].

 

«…и бери то, что находится рядом с тобой…» ― основа в том, что этот приказ указывает на желательность, а не на обязательность, так как этот приказ касается не поклонения, а норм поведения.

Следующий важный момент:

Обрати внимание, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал: «Избегайте того, что я вам запретил по мере возможности». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел сторониться запрещенного полностью.

А дело в том, что в оставлении запрещенных вещей нет ничего невозможного для человека. Раб Аллаха не нуждается в запрещенных вещах и его жизнь не зависит от них. Наоборот, его жизнь будет полноценной только в том случае, когда он прекратит совершать запретное. Хотя иногда и разрешается употреблять что-то запрещенное, если возникает крайняя нужда в этом [Например, если человек умирает от жажды, и у него нет возможности что-либо выпить, кроме спиртного, то ему разрешается выпить спиртное, чтобы не умереть от жажды. Аллах Всевышний сказал: «Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура аль-Маида, аят 3)].

 

«…а из того, что я вам повелел, делайте, что можете…» ― ибо религиозных повелений много, в отличие от запретов, которых очень мало. Бывают такие повеления, которые раб Аллаха неспособен выполнить. Поэтому, на основе этого хадиса было выведено правило, гласящее:

لا واجب مع العجز

«(Определенная обязательная вещь) перестает быть обязательной,

если человек неспособен её выполнить».

Иначе говоря, если человек неспособен выполнить какое-либо обязательное предписание, то оно перестаёт быть обязательным для него. Например, сообщается со слов ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молись стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку» [аль-Бухари, 1117]. В данном хадисе повеление совершать молитву связывается с возможностями человека.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ ﴾

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу» [Сура аль-Бакара, аят 286].

А также:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» [Сура ат-Тагъабун, аят 16].

А также:

 

﴿ وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ ﴾

«(Аллах) не сделал для вас никакого затруднения в религии» [Сура аль-Хадж, аят 78].

Есть еще много других шари‘атских текстов, указывающих на то, что обязательные религиозные предписания связаны с возможностями человека.

 

 

 

Следующий важный момент:

 

Ученые разногласили в том, что лучше: оставление запретного или совершение приказанного. В этом вопросе ученые разошлись на два мнения:

Первое мнение: оставление запретного лучше и важнее, чем совершение приказанного. В качестве довода они, например, привели разбираемый нами хадис. Эти ученые сказали, что в данном хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал сторониться запретного полностью без исключений.

Также они сказали, что оставление запретного – это тяжелый труд, ибо запретные вещи привязаны к страстям человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Огонь скрыт за страстями, а Рай — за неприятным» [аль-Бухари, 6487; Муслим, 2823].

Второе мнение: выполнение приказанного лучше и величественнее, чем оставление запретного. Это – мнение целой группы обладателей знания.

В качестве довода они, например, привели историю о том, как Аллах приказал ангелам совершить земной поклон Адаму, после чего они сделали это, а Иблис отказался. Следовательно, Иблис не выполнил приказанное Аллахом, и потерял мирскую жизнь и Последнюю Обитель, а также стал проклинаемым до того дня, когда люди будут воскрешены из могил, после чего он окажется в Аду навеки веков. И это случилось из-за величия приказанного Аллахом.

А Адам, мир ему, вкусил плоды с того дерева, с которого ему было запрещено вкушать плоды, но ему было прощено. Следовательно, Иблису было приказано совершить определенное деяние, а он отказался и потерпел убыток, а Адам, мир ему, совершил нечто запретное, а затем покаялся.

И второе мнение в этом вопросе кажется более правильным. Если человек совершает нечто запретное, то есть надежда на то, что он будет прощён. Что же касается упущений в вопросах повелений Аллаха, в вопросах шари‘атских обязанностей, то это гораздо более страшно, чем совершение запретного. Хотя следует отметить, что и оставление приказанного, и совершение запретного является грехом.

Всё это указывает нам на величие того, что приказано шари‘атом, и на то, что важнее призывать рабов Аллаха к совершению приказанного, чем к оставлению запретного. Многие из проповедников противоречат этому принципу. Ты можешь видеть, как они чаще всего призывают людей оставить нечто запретное, и рассказывают об этом подробно. Что же касается повелений Аллаха, то они не говорят об этом так подробно, и не побуждают к этому людей так сильно. Это не совсем хорошо!

Необходимо в первую очередь приказывать людям совершать то, что приказал им Аллах Всевышний, необходимо побуждать их к этому. Хотя естественно запрещение того, что запретил Аллах Всевышний, также нуждается во внимании.

«…ибо, поистине, живших до вас погубило только множество их вопросов…» ― речь идёт о тех вопросах, которые задаются о разрешенных вещах, после чего они становятся запрещенными, и о тех вопросах, которые задаются из-за чрезмерной щепетильности. Это – запрещено! Необходимо просто выполнять по мере возможности то, что приказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Во времена ниспослания откровений сподвижникам было запрещено спрашивать пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, о чём умолчал шари‘ат. Ведь, возможно такое, что какая-то вещь становилась запрещенной именно по причине их вопроса. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) обязанностей, так не оставляйте же их, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не совершайте же (их), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» [ад-Даракутни в «ас-Сунан», 4/183-184; ат-Табарани в «аль-Кабир», 589; Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 9/17; аль-Хаким в «аль-Мустрадрак», 4/129; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 10/12].

Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тягчайшее преступление против мусульман совершит тот мусульманин, который задаст вопрос о том, что прежде мусульманам не запрещалось, но после этого было запрещено из-за его вопроса» [аль-Бухари, 7289; Муслим, 2358].

Запрещено задавать много вопросов, и поэтому сподвижники, да будет доволен ими Аллах, задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, мало вопросов. Все их вопросы упомянуты в Коране. Их заботой было выполнение приказанного и оставление запретного.

Сподвижники радовались, когда к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходили жители пустыни и задавали вопросы. Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нам было запрещено задавать вопросы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому нас радовал приход разумного жителя пустыни, который задавал вопросы, а мы слушали ответы» [Муслим, 12].

Это – важная норма, которой необходимо придерживаться. Множество вопросов не указывают на то, что человек разбирается в религии, не указывают на его набожность, не указывают на то, что ищет знание. Ищущий истину религиозный человек должен по мере возможности задавать поменьше вопросов.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَاء إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ وَإِن تَسْأَلُواْ عَنْهَا حِينَ يُنَزَّلُ الْقُرْآنُ تُبْدَ لَكُمْ عَفَا اللّهُ عَنْهَا ﴾

«О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известны. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это» [Сура аль-Маида, аят 101].

Последователи Корана и Сунны не спрашивают о тех вещах, которые не упомянуты в ниспослании Аллаха. Они спрашивают только о том, что упомянуто в откровении Аллаха. Если вопрос связан с пониманием Корана и Сунны, то в этом нет никаких проблем. Что же касается вопросов, не несущих пользы, то их следует оставлять и сторониться.

«…и их несогласие с их пророками…» ― те, которые задают много бесполезных вопросов, начинают не соглашаться со своими пророками. Если бы они увеличивали знание о Коране и Сунне, изучали бы религию и совершали бы деяния в соответствии со знанием, то обрели бы великое благо. Что же касается множества ненужных вопросов, то это приводит к множеству разногласий.

Поэтому необходимо молчать о том, о чём умолчал шари‘ат. Нужно говорить только о том, относительно чего пришел шари‘атский контекст, или о том, в чём заключена великая польза для мусульман. Возможно такое, что кто-то поднимет ненужный вопрос, а люди начнут разногласить из-за этого. Возникнет беда, возникнут разногласия и разобщенность. И это много раз случалось в истории, как в старые времена, так и сегодня.

 

Источник: «Шарх уль-Арба’ина ан-Нававийя» (Толкование сорок хадисов ан-Навави) Автор шарха: Салих ибн АбульАзиз али-Шейх.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Сорок Хадисов Навави.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.