Почему кадариты так называются?

32 Почему кадариты так называются

Почему кадариты так называются?

Мутазилитский ученый ан-Наззам считал, что Аллах не властен над злом и грехами и не способен творить такое. Аль-милаль ва-н-нихаль(1/54)

Это течение наши ученые называют кадаритами. «Они получили такое название, потому что приписывают рабам способность (кудра) творить собственные поступки самостоятельно, независимо от Всевышнего Аллаха, и отрицают то, что все происходит согласно Его решению и предопределению. Несмотря на свое заблуждение, они называют кадаритами своих оппонентов, следующих прямым путем. Они говорят: “Вы сами кадариты, потому что считаете, что все происходит согласно предопределению Аллаха, и вы больше заслуживаете называться так”» Джами‘ аль-усул (10/128).

 

Ан-Навави в комментариях к «Сахиху» имама Муслима писал:

Некоторые кадариты заявили: «Не нас, а вас надо называть кадаритами, потому что вы признаете предопределение». Ибн Кутейба и имам (имеется в виду имам аль-Джувейни — Прим. автора) сказали: «Это обман и бесстыдная ложь, потому что приверженцы истины связывают все происходящее с Пречистым и Всевышним Аллахом, верят в предопределение и считают поступки сотворенными Им, тогда как эти невежды считают, что они сами создают свои поступки. Те, которые приписывают себе какое-либо качество и претендуют на него, больше заслуживают быть названными по его имени, чем те, кто приписывает данное качество другим и не признает его за собой» Шарх Сахих Муслим (1/154)

 

Хорошо известно, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал кадаритов зороастрийцами данной общины. Хадис на эту тему передали Абу Давуд в «Сунане» и аль-Хаким в «Мустадраке», и последний назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима в случае, если Абу Хазим слышал рассказы Ибн ‘Умара. Причина наречения этого течения зороастрийцами нашей общины кроется в «сходстве их учения с зороастризмом, в котором признается два начала: свет и тьма. Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Фактически, они являются дуалистами. Точно так же кадариты приписывают добро Аллаху, а зло — кому-то другому, хотя Пречистый и Всевышний Аллах сотворил и добро, и зло. И то, и другое происходит по Его воле. Он творит и

создает добро и зло, а Его рабы совершают и приобретают это». Эти слова принадлежат аль-Хаттаби. См.: Шарх Сахих Муслим (1/154); Джами‘ аль-усул(10/128).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Предопределение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.