Предопределение. Из книги: Комментарии шейха Фаузана к «Акыде аль-Васатийе» Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах

10 Предопределение.  Фаузана к Акыде аль-Васатийе

Предопределение. Из книги: Комментарии шейха Фаузана к «Акыде аль-Васатийе» Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах

 

Вера в предопределение и объяснение того, что она включает

И верит спасенная община — приверженцы сунны и согласия — в предопределенность хорошего и плохого. И вера в предопределение делится на две ступени, и каждая ступень включает в себя два раздела.

 

Объяснение:

Предопределение: происходит от выражения: «определил вещь», если охватил ее размер. И здесь имеется в виду связь знанием Аллаха со всем сущим и Его изначальная воля к нему, до того, как Он создал все это. Ничего не происходит без того, чтобы это не было бы определено Аллахом. То есть: чтобы этому не предшествовало бы Его знание, и не было бы это связано с Его волей. И вера в предопределение является одной из шести основ веры. И это есть вера в предопределенность хорошего и плохого.

В словах шейха, да смилуется над ним Аллах: «И верит спасенная община — приверженцы сунны и согласия — в предопределенность хорошего и плохого». Указание на то, что кто не верит в предопределенность хорошего и плохого, тот не из приверженцев сунны и согласия. И это вытекает из источников, как в хадисе Джибриля, где на его вопрос о вере пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть веры состоит в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний день, а так же в том, чтобы ты верил в предопределенность как хорошего, так и плохого». И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил, что вера в предопределение является шестым столпом веры. И кто ее отрицает, тот не может считаться верующим. Так же, как не может быть верующим тот, кто не верит в другие столпы веры.

Его слова: «И вера в предопределение делится на две ступени….» И так далее. Здесь шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что вера в предопределение включает в себя четыре составные части. И в общем, виде они таковы:

Первая: изначальные знания Аллаха о каждой вещи — и из числа этих знаний знания о деяниях рабов до того, как они совершат эти деяния.

Вторая: запись всего этого в Хранимой Скрижали.

Третья: Его все охватывающая воля и совершенная мощь над каждым событием.

Четвертая: сотворение Аллахом всех творений, и что Он является Творцом. А все, что кроме Него лишь созданные творения.

Это лишь короткое описание составных частей веры в предопределение, и далее последует подробное описание всего этого.

Подробности составных частей веры в предопределение

«Первая часть, и что она включает»

И первая часть: Вера, что Всевышний Аллах знает, что будут совершать творения Своим вечным знанием, которым Он описываем изначально и предвечно. Он заранее знал обо всех их поступках, благих делах, прегрешениях, уделе и сроке жизни каждого из них. Затем Аллах записал на Хранимой Скрижали судьбы всего сотворенного. И первое, что сотворил Аллах, было перо. Он сказал ему: «Пиши!» Оно спросило: «А что писать?» Он сказал: «Пиши все, что будет происходить до Судного дня». И произошедшее с человеком, не было по причине его ошибки. А его ошибка не была по причине его                                       действия. Поднялись перья и высохли чернила. Как сказал Всевышний: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании. И поистине, это для Аллаха легко». («Хадж»: 70). И сказал: «Ничто не постигает из событий на земле, или в ваших душах, без того, чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко!» («Железо»: 22). И это предопределение, следующее Его знанию, Слава Ему, проявляется в разных местах в общем, виде, и подробно. Ведь уже записал Аллах в Хранимой Скрижали то, что пожелал. А когда Он творит тела зародышу, до того, как вдохнет в него душу, Он посылает к нему ангела, и приказывает ему записать четыре вещи. И говорит ему: «Запиши его удел, срок его жизни, его дела, счастье и несчастье». И подобные им вещи. И это предопределение отрицали преувеличивающие кадариты в древности. А отрицающих его сегодня осталось мало.

 

Объяснение:

Его слово «Изначально», то есть древнее, не имеющее своего начала. Его слово: «предвечно». То есть: вечно, постоянно в будущем, которое не имеет своего     конца. И «благие дела», то есть подчинение Его приказаниям. А «прегрешения», есть множественное число от слова «грех», и означает противоречие приказаниям. И «удел», это то, что приносит пользу. «Срок жизни», предельный срок пребывания человека на земле, который обрывается его смертью. И «Хранимая Скрижаль», есть мать книг. «Хранимая», от убавления и прибавления в ней. Здесь шейх упоминает о том, что включено в первую ступень из двух ступеней веры в предопределение и что она включает два раздела, то есть уровня.

Первый уровень: вера в знания Аллаха, охватывающие каждую вещь. Эти знания, являются качеством из качеств сущности Всевышнего, которыми Он не перестает, быть описываем изначально и предвечно. И из числа этих знаний знания о деяниях созданий обо всех их благих делах, прегрешениях, уделе и сроке жизни каждого из них. И других вещах.

Второй уровень: уровень записывания. И это то, что Аллах записал на Хранимой Скрижали судьбы всего сотворенного. И ничего не происходит в бытие, кроме, как об этом уже известно, Аллаху, и записано Им до этого события.

Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, приводит доказательства этому из Корана и сунны. И из доказательств из сунны, хадис, смысл которого приводит шейх. Со слов, как он приводит Абу Дауда от Гыбадаты ибн Саммита, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Первое, что сотворил Аллах, было перо. Он сказал ему: «Пиши!» Оно спросило: «А что писать?» Он сказал: «Пиши судьбы всего сотворенного до Судного дня». Этот хадис указывает на уровень записывания, и что судьбы всего сотворенного записаны.

Его слова: «И первое, что сотворил Аллах, было перо. Он сказал ему: «Пиши!» Если слова: (اول) и (لقلم) приводить в винительном падеже с огласовкой фатха, то тогда получится, что это одно предложение: «И первое, что сотворил Аллах, было перо, и Он сказал ему: «Пиши!» Тогда его значением будет: что Он во время Своего первого сотворения пера сказал ему: «Пиши!» Так же приводится, что слова: (اول) и (لقلم) пишутся в именительном падеже с огласовкой дама. Тогда получается, что это уже два предложения: «Первое, что сотворил Аллах, было перо». И «Он сказал ему: «Пиши!» Второе предложение. Тогда значением этих слов будет, что первым созданием этого бытия является перо.

И его слова: «И произошедшее с человеком, не было по причине его ошибки…и т.д.». Это из слов Гыбадаты ибн Саммита, передатчика хадиса. То есть: то, что постигнет человека из его благ, или вреда происходит по его предопределению. Оно должно было случиться с ним. И с ним не должна была случиться противоположность случившемуся. Его слова: «Поднялись перья и высохли чернила». Это намек на предшествование записи всех судеб и освобождения от этого. И это значение того, что говорится в хадисе Ибн Габбаса: «Поднялись перья и высохли чернила». Его приводит Тирмизи.

Затем, шейх упоминает доказательства из Корана, слова Всевышнего: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании. И поистине, это для Аллаха легко». «Разве ты не знаешь». Вопрос для подтверждения: то есть, ты уже знаешь, о Мухаммад, и удостоверился «что Аллаху ведомо то, что на небе и на земле». В этом указание на охватывание Его знания высшего мира и низшего мира и это ступень знания. «Поистине, это», то есть Его знание о небесах и земле. «Есть в Писании». То есть: записано у Него в Хранимой Скрижали. И это ступень записывания. «И поистине, это для Аллаха легко». То есть: охватывание Его знанием всего того, что на небе и на земле и записывание этого является легким делом для Аллаха.

Свидетельством благородного аята является установление знаний обо всем сущим Аллаху и записывание их в Хранимой Скрижали. Все это включено в первую ступень.

Так же в качестве доказательства шейх приводит другие слова Всевышнего: «Ничто не постигает из событий на земле, или в ваших душах, без того, чтобы его не было в Писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это для Аллаха легко!» «Ничто не постигает из событий на земле». Отсутствие дождя, слабость роста посевов, уменьшение плодов. «Или в ваших душах», в виде болей, болезней, трудностей жизни. «Без того, чтобы его не было в Писании». То есть, без того, чтобы это уже не бело бы записано в Хранимой Скрижали. «Раньше, чем Мы создадим это». То есть до сотворения этого и до самого действия. «Поистине, это для Аллаха легко!» То есть установление в Писании, несмотря на множество происходящих событий, является легким для Всевышнего Аллаха делом.

Свидетельством благородного аята является: доказательство записывания всех событий в Хранимую скрижаль до происхождения событий. Это включено в Его знания до записывания. И это является доказательством на две составные части: знания и записывание.

Затем, после этого, шейх, да смилуется над ним Аллах, указал, что предопределение делится на два вида: всеобщее — это то предопределение, о котором предшествовала речь, и приводились доказательства. И оно записано в Хранимой Скрижали. И частное предопределение — это подразделения всеобщего предопределения. И оно делится на три вида: предопределение всей жизни, предопределение на год, предопределение на каждый день. Это значение слов шейха: «И это предопределение, следующее Его знанию, Слава Ему, проявляется в разных местах в общем, виде». То есть: общим предопределением. И оно записано в Хранимой Скрижали и охватывает все создания. «И подробно». То есть: частным предопределением, являющимся подразделением общего. Оно заключено в следующем:

1 — предопределение всей жизни. Как в хадисе Ибн Масгуда по поводу того, что записывается зародышу в утробе его матери из четырех предопределений: его удела, его смерти, его дел, его счастье и его несчастье.

2 — предопределение на год. И это то, что предопределяется в ночь предопределения из событий на целый год. Как в словах Всевышнего: «В течение нее разделяется всякое мудрое повеление». («Дым»: 4).

3 — предопределение на каждый день. И это предопределение событий, которые должны произойти в течение дня. Как, например, жизнь и смерть, возвеличивание и унижение, и другие события. Как в словах Всевышнего: «Каждый день он занят делом». («Милосердный»: 29). И от Ибн Габбаса, да будет доволен ими Аллах: «Поистине, Аллах создал Хранимую Скрижаль из ослепительного жемчуга. Его переплет из красного алмаза. Его перо — свет. И его письмо — свет. Его ширина равна расстоянию равному небесам и земли. Он смотрит на нее триста шестьдесят раз каждый день. Оживляет и умертвляет. Возвеличивает и унижает. И делает, что пожелает. И это соответствует словам Всевышнего: «Каждый день он занят делом». Этот хадис приводят Абдер-Разак, Ибн Мунзир, Ат-Табрани и Хаким.

Его слова: «И это предопределение». То есть, объяснение которого предшествовало в общем, виде и в подробностях. «Отрицали преувеличивающие кадариты в древности». То есть: преувеличивающие в отрицание предопределения. И отрицающие знания Аллаха обо всем сущим до его сотворения. И записывание этого в Хранимой Скрижали, и другие разделы предопределения. Они говорят, что Аллах приказывает и запрещает, и Он не знает, кто подчинится Ему, из тех, кто нарушает Его приказания. Они противоречили исламским ученым, однако, это мнение почти, что исчезло, и поэтому шейх говорит: «А отрицающих его сегодня осталось мало». Остальные группы, которые признают знания Аллаха, однако отрицают вхождение деяний рабов в предопределении. И измышляют, что они самостоятельны в своих делах. Что их дела не сотворил Аллах и не знает о них. Как мы еще будем говорить об этом подробнее.

 

Вторая часть и что она включает

А что касается второй части, то это осуществляемая воля Аллаха и Его все охватывающая мощь. И это есть вера, что то, что пожелает Аллах, будет, а чего Он не пожелает, того не бывает. И что то, что находится в земле из движения и покоя происходит лишь по воле Всевышнего Аллаха. В Его царстве не бывает того, чего Он не пожелает. И что Он, Всевышний над каждой вещью мощен. И нет никаких созданий: ни на земле, ни в небесах, кроме как созданных Всевышним Аллахом. Нет Творца, помимо Него. И нет Господа, кроме Него.

 

Объяснение:

Это объяснение третьей, (по отношению к автору, да смилуется над ним Аллах, «второй», так как он сделал знания и писание первой частью), и четвертой части из частей предопределения. Он указал на третью часть своими словами: «Это осуществляемая воля Аллаха и Его все охватывающая мощь». И осуществляемая означает выполняемая, реализованная, которую никто не в силах отвергнуть. А все охватывающая, значит всеобщая, по отношению ко всему существующему.

Его слова: «И это есть вера». То есть: и значение веры в эту часть, есть убеждение, «что то, что пожелает Аллах, будет», то есть: сбудется, свершится. «А чего Он не пожелает, того не бывает». То есть: этого не будет и это не свершится. «И что то, что находится в земле из движения и покоя происходит лишь по воле Всевышнего Аллаха». То есть: ничего в них не происходит, кроме того, что пожелает Аллах. «В Его царстве не бывает того, чего Он не пожелает», чтобы оно произошло, и не предопределено Им. «И что Он, Всевышний над каждой вещью мощен». Аллах Всевышний во множестве аятов Корана известил нам, что Он над каждой вещью мощен.

Его слова: «И нет никаких созданий: ни на земле, ни в небесах, кроме как созданных Всевышним Аллахом». В этих словах указание на четвертую ступень предопределения, и это есть ступень сотворения. И все, что кроме Аллаха является сотворенным. И каждое деяние: благое и греховное образовано от Его сотворения этого деяния. «Нет Творца, помимо Него. И нет Господа, кроме Него».

И после того, как шейх освободился от упоминания ступеней предопределения, он предупредил о вопросах, которые связаны с этой темой.

Первый вопрос: что нет никакого противоречия между предопределением и шариатом.

Второй вопрос: нет противоречий между предопределением Аллаха в совершение греховного и Его ненависть к греховному.

Третий вопрос: нет противоречий между предопределением Аллаха деяний рабов и то, что рабы осуществляют свои деяния по их выбору.

 

1, 2 нет противоречия между предопределением и шариатом и между Его предопределением в совершение греховного и Его ненависть к греховному

Вместе с тем, Он приказывает рабам подчиняться Ему, и подчиняться Его посланникам, и запрещает Его ослушиваться. И Он, Слава Ему, любит богобоязненных, благодеяющих и справедливых. И доволен теми, которые уверовали и совершали благие деяния, и не любит неверных. И не доволен народами нечестивыми. И не приказывает неприличное. И не довольствуется Своим рабам неверием и не любит испорченность.

 

Объяснение:

После того, как шейх, да смилуется над ним Аллах, признал четыре ступени предопределения: знания, предписания, волю и желания, сотворение. И что каждое происходящее событие происходит лишь по знанию Аллаха, Его предписанию, Его воли и желанию, и, наконец, сотворению. Он объясняет здесь, что нет противоречия между этим и между тем, что Он приказал рабам подчиняться Ему, и запретил им Его ослушиваться. И между Его предопределением в совершении греховного и Его ненависть к греховному. Его слова: «Вместе с тем». То есть: несмотря на то, что Он, Слава Ему, знает все сущее, предопределил его, предписал и желал. «Он приказывает рабам подчиняться Ему, и подчиняться Его посланникам, и запрещает Его ослушиваться». Как указывают на это множество доказательств из Корана и сунны, в которых Он приказывает подчиняться и запрещает ослушание. И нет противоречия в этом между Его шариатом и предопределением, как это думают некоторые заблудшие, которые находят противоречия между шариатом и предопределением.

Шейх, да смилуется над ним Аллах, в своем разрушительном послании на эту тему сказал: «Приверженцы заблуждения разделились на три части: огнепоклоники, многобожники и иблиситы. Огнепоклоники не верили в предопределение Аллаха, даже если они и верят в Его повеления и запреты. Но, большинство из них отрицают знание и предписание. А некоторые из них отрицают всю Его волю, сотворение и мощь. И это есть мугтазилиты и те, кто согласен с ними.

Вторая группа: многобожники, которые признают предопределение, но отрицают приказание и запреты. Всевышний сказал: «Скажут те, которые придают Ему сотоварищей: «Если бы желал Аллах, мы бы не придавали Ему сотоварищей, и не делали бы этого отцы наши, и не запрещали бы ничего». («Скот»: 148). И кто отрицает наличие повелений и запретов, тот один из них.

И третья группа, это иблиситы, которые признают повеления и запреты, однако они говорят, что все это отвергнуто Господом, и они препираются в Его мудрости и справедливости. Как это упоминается об Иблисе, который является их предводителем.

И мы подразумеваем здесь мнения приверженцев заблуждения. А что касается приверженцев наставления и спасения, то они верят в это и в это. И верят, что Аллах является Творцом каждой вещи, ее Господом и Царем. И что Он пожелает, то бывает. А что не пожелает, то не случается, и Он над всякой вещью мощен. И каждую вещь Он охватывает знанием. И каждую вещь Он сосчитал в Книге ясной».

Его слова: «И Он, Слава Ему, любит богобоязненных, благодеяющих и справедливых». То есть любит тех, кто описывается славными описаниями. Как, например, богобоязненность, благодеяние и справедливость. «И доволен теми, которые уверовали и совершали благие деяния». Как Он известил об этом во множестве аятов, когда описывал ими веру и благие деяния. «И не любит неверных. И не доволен народами нечестивыми». То есть: не доволен теми, которые описываемы теми качествами, которые приводят к Его гневу. Как, например, неверие, нечестие и другие порицаемые качества. «И не приказывает неприличное». И это то, что является отвратительным из слов и дел. «И не довольствуется Своим рабам неверием и не любит испорченность», из-за их мерзости и из-за того, какой вред они несут рабам и странам.

Этими словами шейх, да смилуется над ним Аллах, отвергает тех, которые измышляют, что воля и любовь обязаны следовать друг за другом. И если Аллах пожелает чего-нибудь, то значит, Он это любит. Это мнение является ложным. А истиной является то, что нет обязательного следования между волей и любовью. Или же, между желанием и любовью. Из вселенской воли Аллаха заключается, что Аллах желает те вещи, которые Он не любит. А иногда Он любит то, чего не желает, чтобы оно произошло. Пример первой воли: наличие Иблиса и его войска. И вся Его вселенская воля, несмотря на Его ненависть к некоторым вещам и событиям. А пример второй воли: Его любовь к принятию веры неверным, и подчинение неверного. Однако Он не пожелал наличия этого у них. А если бы пожелал, то это обязательно случилось бы.

3 — отсутствие противоречия между установлением предопределения и приобщением истинное выполнение дел к рабам, и что они совершают действия по своему выбору

Рабы по истине являются выполняющими дела свои. А Аллах является Творцом их дел. И под рабом мы подразумеваем верующего и неверного, благочестивого и нечестивого, молящегося и постящегося. У рабов есть мощь для выполнения их дел, и они обладают волей. А Аллах является их Творцом и творцом их воли и желания. Как сказал об этом Всевышний: «Тем из вас, кто желает идти прямым путем. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров». («Скручивание»: 28-29).

И эту степень предопределения считают ложью отрицающие кадариты, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл огнепоклонниками этой общины. И преувеличивают ее люди, являющиеся приверженцами установления, которые отрицают рабу мощь и его выбор. И выносят за рамки деяний Аллаха и Его законоположений мудрость и полезность.

 

Объяснение:

Шейх, да смилуется над ним Аллах, этими своими словами желал объяснить, что нет противоречий между установлением предопределения со всеми его предшествующими степенями, и тем, что рабы совершают деяния по своему выбору и по своей воле. Этим он желал опровергнуть тех, которые измышляли, что из этого установления следует обязательное противоречие. Поэтому некоторые из них преувеличили в установлении предопределения, до такой степени, что отрицали рабу его мощь и выбор. А вторая группа преувеличила установления деяний рабам и их выбор. До такой степени, что они сделали человека творцом своих деяний и считают, что деяния не связаны с волей Аллаха и не входят в Его мощь.

Первая группа называется: джабария. (Обязательная, вынуждаемая). Потому, что они говорят, что раб обязателен и принуждаем к тому действию, которое от него исходит. И у него нет никакого выбора. Вторая группа называется: кадария, отрицающие. Потому, что они отрицают предопределение.

Слова шейха, да смилуется над ним Аллах: «Рабы по истине являются выполняющими дела свои». Отвержение первой группе, то есть: джабаритам. Потому что они говорят, что поистине рабы не совершают свои дела. А дела, приписываемые к ним, носят смысловой характер. И его слова: «А Аллах является Творцом их дел». Отвержение второй группе: отрицающим кадариям. Потому что они говорят, что поистине Аллах не творит деяния рабов. И поистине, они являются самостоятельными творцами своих дел. Без воли Аллаха и Его предопределения этого.

Его слова: «И под рабом мы подразумеваем верующего и неверного, благочестивого и нечестивого, молящегося и постящегося. У рабов есть мощь для выполнения их дел, и они обладают волей». Отвержение джабаритам. То есть: рабы не принуждаемы к выполнению дел. Потому что если это было бы так, то было бы неверным полагать, что то, или иное действие совершил раб. Потому что он был бы принужден к его выполнению. Он не описывался бы как выполнивший действие, и не был бы достоин ни вознаграждения, ни наказания.

Его слова: «А Аллах является их Творцом и творцом их воли и желания». Отвержение кадариям отрицающим, которые измышляли, что рабы являются творцами своих деяний, без воли Аллаха и Его желания, как мы уже говорили о них ранее. Затем шейх в качестве доказательства в отвержение обоим группам, приводит слова Всевышнего: «Тем из вас, кто желает идти прямым путем. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров». И слова Всевышнего: «Тем из вас, кто желает идти прямым путем». Являются отвержением джабаритам. Потому что устанавливают рабам наличие воли. А они говорят, что у рабов нет желания и воли. Его слова: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров». Отвержение кадариям, которые говорят, что воля и желание раба самостоятельны, по мере совершения действия. И нет у них никакой связи вместе с волей Аллаха. Этот является ложным. Потому что Аллах связал волю рабов с Его волей, Слава Ему, и соединил их между собой.

Его слова: «И эту степень предопределения». То есть: все предопределение Аллаха, Его воля и желание для каждой вещи, и каждому созданию. И что рабы совершают по истине свои деяния. А Аллах является их Творцом и творцом их деяний: «считают ложью отрицающие кадариты». Отрицающие, поскольку они измышляют, что рабы сами являются творцами своих действий, без воли и желания Аллаха. «Которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл огнепоклонниками этой общины». Из-за их схожести с огнепоклонниками, которые установили наличие двух творцов: света и тьмы. И говорят, что добро из деяний света, а зло из деяний тьмы. И они стали дуалистами. Так же эти кадарии, которые вместе с Аллахом сделали других творцов. Поскольку измышляют, что рабы сами творят свои действия, без воли Аллаха и Его желания. Однако, они самостоятельные творцы своих деяний. И не установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл их огнепоклонниками этой общины, из-за того, что они распространились позднее от времени пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И самое большее количество нареканий и порицаний они заслуживают из-за их отношения к сподвижникам.

Его слова: «И преувеличивают ее», эту степень предопределения. И преувеличение есть добавление и прибавка чего-нибудь к необходимой мере. «Люди, являющиеся приверженцами установления», имеются в виду джабариты, которые говорят, что раб принуждаем к выполнению действия. «Которые отрицают рабу мощь и его выбор».

Первые преувеличили в установлении деяний рабам и вывели их за рамки воли Аллаха. А другие преувеличили в отрицании деяний рабов и лишили их мощи и выбора. Его слова: «И выносят за рамки деяний Аллаха и Его законоположений мудрость и полезность». Он объединил мудрость и полезность. То есть джабариты в своем убеждении, когда отрицали деяния рабов и лишали их мощи и выбора, лишили мудрость Аллаха в Его повелениях и запретах, вознаграждении и наказании. Они говорят, что Аллах вознаграждает, или наказывает рабов за то, чего они не совершали, и что не является их действиями. Что Он приказывает им то, чего они не в силах выполнить. И этим самым они обвиняют Аллаха в жестокости и попирание прав созданий. Превыше Аллах от того, что они говорят высокой высотою.

Конец главы и комментария о предопределении. Из книги: Комментарии шейха Фаузана к «Акыде аль-Васатийе» Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах

Запись опубликована в рубрике Вера в Предопределение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.