Грехи, искупление, покаяние.

Грехи, искупление, покаяние.

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма’аси)?
  • Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са’ийат)?
  • Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?
  • Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?
  • Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (ат-таубату-н-насух)?
  • Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каждого отдельного человека?
  • Вопрос 180. Когда покаяние перестанет приниматься в земной жизни?
  • Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрет, не прекратив совершать тяжкие грехи?
  • Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных Кораном за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?
  • Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе слова пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) который сказал: «… то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», — и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говорилось ранее?

 

Вопрос 174. Сколько существует видов прегрешений (ма-‘аси)?

Ответ: Прегрешения подразделяются на мелкие (сага’ир), которые называются также дурными делами (са’ийат), и тяж­кие (кяба’ир), которые называются также смертными грехами (мубикат).

 

Вопрос 175. Чем искупаются дурные дела (са’ийат)?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Если вы будете избегать тяжких грехов, которые вам запре­щены, то Мы простим ваши мелкие прегрешения и введём вас через (врата) благословенные». Женщины, 31.

Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, добрые дела устраняют дела дурные». Худ, 114.

Таким образом, Аллах Всевышний поведал нам, что дурные дела искупаются благодаря тому, что человек сторонится совер­шения тяжких прегрешений и совершает добрые дела. Та же мысль выражена и в том хадисе, где сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «…совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-ни­будь доброе, что сотрёт собой это…»*. Ахмад, ат-Тирмизи.

*[В полном тексте этого хадиса сообщается, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, совершив нечто дурное, сделай вслед за этим и что-то доброе, что сотрёт собой это, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» Этот хадис передаётся со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах. В «Джами’ аль-‘улюм ва-ль-хикам» Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: «По сообщениям разных источников, пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), дал это наставление My’азу и Абу Зарру, и это — великое наставление, объединяющее в себе то, что имеет отношение как к правам Аллаха, так и к правам Его рабов»].

Кроме того, в других достоверных хадисах сообщается, что искуплением всевозможных дурных дел и мелких прегрешений служат такие вещи как совершение омовения должным образом, несмотря на наличие того, что человеку не нравится [Здесь имеются в виду различные неблагоприятные обстоятелства, например, сильный холод и отсутствие тёплой воды], посеще­ние мечети, совершение пяти ежедневных молитв, регулярное участие в пятничных молитвах, соблюдение поста в рамадане, совершение дополнительных молитв во время рамадана, покло­нение Аллаху в ночь предопределения, соблюдение поста в день ашура [Десятый день месяца мухаррам] и выполнение прочих религиозных обязанностей. В боль­шинстве этих хадисов возможность подобного искупления обус­ловлена несовершением тяжких грехов и к этому же побуждают хадисы, в которых не упоминается ни о каких условиях. Таким образом, несовершение тяжких грехов является необходимым условием искупления мелких прегрешений с помощью добрых дел, а также без них.

 

Вопрос 176. Какие грехи относятся к числу тяжких?

Ответ: Критерием определения тяжких грехов служат выс­казывания сподвижников пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), их последователей и некоторых других лиц. Одни говорили, что тяжким грехом является любой такой грех, наказание за который определено в Коране. Другие утверждали, что таковым является каждый грех, ко­торый влечёт за собой проклятие или гнев Аллаха, приводит к аду или иному наказанию.

Третьи считали, что таковым является каждый грех, который свидетельствует о том, что совершающий его не придаёт значе­ния религии, не обращает на неё внимания и не испытывает боль­шого страха перед Аллахом. На этот счёт высказывались и иные мнения, что же касается достоверных хадисов, то в них тяжкими названы многие прегрешения, несмотря на различие их степе­ней.

Среди них можно указать на большое неверие, проявлением чего является многобожие и колдовство. К их числу относятся и прочие великие грехи, являющиеся всё же не столь тяжкими, на­пример, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, отступление во время боя, ростовщичество, присвоение имущества сироты, произнесение лживых слов, а также клевета по адресу не проявляющих должной осторожнос­ти целомудренных верующих женщин, употребление вина, про­явление непокорности и непочтительности по отношению к ро­дителям и целый ряд иных прегрешений, о которых Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Количество их бли­же к семидесяти, чем к семи «.

Занявшийся подсчётом количества грехов, названных тяж­кими, увидит, что на самом деле их больше семидесяти, но что же тогда получится, если кто-нибудь займётся подсчётом всех тех грехов, после упоминания, которых в Коране и сунне сле­дуют страшные угрозы, связанные с проклятиями, проявле­ниями гнева Аллаха, мучениях или прочих вещах? Такой че­ловек, конечно же, обнаружит, что количество таких грехов очень велико.

 

Вопрос 177. Как можно искупить все мелкие и тяжкие грехи?

Ответ: Все они могут быть искуплены путём искреннего покаяния. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Обращайтесь к Аллаху с искренним по­каянием, и тогда Господь ваш простит вам ваши дурные дела и введёт вас в сады, где внизу текут реки». Запрещение, 8. «…кроме тех, кто покается, уверует и станет совершать пра­ведные дела. Таким Аллах заменит их дурные дела на добрые…». Различение, 70. Аллах Всевышний также сказал: «Тем же, кто совершил что-нибудь мерзкое или обидел само­го себя*, а потом вспомнил Аллаха, попросил прошения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не соби­рается возвращаться к тому, что сделал, воздаянием таким послужит прощение от их Господа и райские сады, (по земле) которых протекают реки…». Семейство Имрана, 135-136. *[То есть: совершил такой грех, который нанёс ущерб только ему самому]. Примером могут служить и другие аяты. Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию (Своего) раба больше, чем человек, останавливающийся в каком-нибудь опасном мес­те со своей верблюдицей, на которую погружены его съестные припасы и вода. Этот человек кладёт свою голову на (что-либо) и засыпает на короткое время, а когда просыпается, то видит, что его верблюдица исчезла, а его уже мучит жара, жажда и что ещё угодно Аллаху, и тогда он говорит: «Я вернусь на своё (пре­жнее) место», — и он возвращается (к нему), засыпает на корот­кое время, а когда поднимает голову, оказывается, что его вер­блюдица стоит рядом». Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 178. Что такое искреннее покаяние (aт-тay6aтy-н-насух) ?

Ответ: Имеется в виду чистосердечное покаяние, в котором соединились три вещи: 1 — Отказ от совершения данного греха. 2 — Сожаление о том, что человек совершил этот грех. 3 — Решимость никогда больше не возвращаться к нему. Кроме того, если совершение этого греха сочетается с нанесением ущерба другому мусульманину, то от этого необходи­мо будет по возможности освободиться, поскольку в против­ном случае обиженный потребует возмещения в День воскресе­ния и обязательно добьётся воздаяния равным, ибо это относится к числу таких несправедливостей, которые Аллах не про­щает ни в чём.

Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если есть у человека что-либо несправедливо присвоенное им и принадлежащее его брату, пусть освободится от этого се­годня*, ведь (в мире вечном) уже не будет ни динаров, ни дирхе­мов (, а поэтому необходимо сделать это), прежде чем станут забирать у него его добрые дела (и отдавать их) его брату**, если же не окажется у него добрых дел, то станут брать дурные дела его брата и бросать их на него». Аль-Бухари, Муслим.*[То есть: пусть вернёт или возместит это полностью, попросит прощения у обиженного человека и должным образом покается перед Аллахом]. **[В качестве возмещения за нанесённые в мире этом обиды].

 

Вопрос 179. Когда перестанет приниматься покаяние каж­дого отдельного человека?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведе­нию совершает дурное и вскоре раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах — Знающий, Мудрый!». Женщины, 17.

Все сподвижники посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сходились на том, что любой поступок, являющийся выражением неподчинения Аллаху, совершается по неведению независимо от того, намеренно это делается или нет. И все они считали, что слово «вско­ре» указывает на любой момент времени до того, как к человеку придёт его смертный час.

Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Аллах будет принимать покаяние раба до тех пор, пока не (послышится) его предсмертный хрип». Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, аль-Хаким.

Та же мысль выражена и во многих других хадисах.

Если же человек уже увидит ангела смерти, и станет хрипеть и душа его поднимется к глотке, то после этого покаяние уже не будет принято и не будет тогда избавления, ведь Аллах Всевыш­ний сказал: «Сколь много поколений погубили Мы до них! Взывали они, но было уже поздно спасаться». Сад, 3

И Всемогущий и Великий сказал также и то, что имеет непос­редственное отношение к Его предыдущим словам: «И не (будет) принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: «Поисти­не, теперь я раскаялся!»» Женщины, 18.

 

 

Вопрос 180. Когда покаяние перестанет приниматься в земной жизни?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «В тот День, когда явятся некоторые (из таких) знамений твоего Господа, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не приобрёл блага* в вере своей». Скот. 158. *[То есть, не стал совершать благих дел, веруя в Аллаха].

Что же касается посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Нe настанет Час этот [День воскресения], пока солнце не взойдёт с запада, а когда оно взойдёт (оттуда) и люди увидят его, все они уверу­ют, но произойдёт это в такое время, когда не принесёт че­ловеку пользы его вера», — после чего прочитал вышеупомя­нутый аят.

И известно много других хадисов, передаваемых со слов разных сподвижников пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), и имеющих тот же смысл. Так, например, Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Ал­лах, передал, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах открыл на западе врата покаяния шириной в семьдесят лет пути, и не закроют их до тех пор, пока оттуда не взойдёт солнце». Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад.

 

Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем едино­божие человеке, который умрёт, упорствуя в совершении тяжких грехов?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И установим Мы справедливые Весы для Дня воскресения, так что не будет обижен человек ни в чём, а если (дело, совер­шённое кем-либо,) будет весом с горчичное зерно, Мы прине­сём и его*, и достаточно будет Нас для подсчёта! » Пророки, 47. *[Иначе говоря, какое бы незначительное дело ни совершил человек, в День воскресения он обязательно получит за него справедливое и полное воздаяние].

«И взвешивание в тот День (будет проводится сообразно) истине: те, у кого (чаша) Весов будет тяжела*, преуспеют, а те, у кого Весы окажутся лёгкими, сами себе наносили ущерб, проявляя несправедливость по отношению к Нашим знамениям**». Преграды, 8 — 9.

*[То есть: те, у кого груз благих дел перевесит груз дел дурных].

**[Иначе говоря, не проявляя должного почтения но отношению к этим знамениям Аллаха и объявляя их ложью].

«В тот День, когда каждый человек обнаружит то благое и дурное, что он совершил…». Семейство Имрана, 30.

«В тот День, когда каждый человек явится, защищая самого себя, и каждому сполна воздастся за то, что он делал, и не бу­дут они обижены». Пчёлы, 111.

«И бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху, после чего воздастся каждому сполна, и не будут они обижены». Корова, 281.

Аллах Всевышний также сказал: «В тот День люди выйдут (из своих могил) по-разному*, что­бы показаны были им дела их**, и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылин­ку увидит его». Землетрясение, 6-8.

*[Имеется в виду, что разным будет их положение: одних охватит страх, а другие окажутся в безопасности].

**[То есть: чтобы Аллах показал им дела их; или: чтобы увидели они, какое воздаяние ожидает их за эти дела].

Примером могут служить также и другие аяты. Сообщается, что когда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тот, у кого потребуют полного отчёта [В День воскресения], будет подвергнут наказанию», — Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: «Разве Аллах Всевышний не говорит: «…он непременно будет рассчитан расчётом лёгким…». Раскалывание, 8. Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Это (касается) только представления, однако тот, у кого по­требуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию».* Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.

*[Имеется в виду представление дел людей для отчёта или же взвешивание их на Весах, когда каждому будут только показаны все его дела, чтобы он понял, сколь великую милость оказывает ему Аллах, прощая его прегрешения].

И ранее нами уже приводились аяты Корана и хадисы, в ко­торых говорится о сборе людей в День воскресения, об их поло­жении в период ожидания начала Суда, о Весах, о разворачива­нии свитков с записями их дел, о представлении этих дел на Суд, о расчёте, о Сирате, о видах заступничества и прочих вещах. Благодаря этому станет известно об отличиях в степенях людей и их положении в мире вечном, что будет определяться степе­нью их повиновения или неповиновения их Господу в мире этом, и о том, что есть среди них опережающие, умеренные и обижаю­щие сами себя.

[В 32-м аяте суры «Создатель» сказано: «И есть среди них обижающий сам себя*, и есть среди них умерен­ный** и есть среди них опережающий*** (других) в благих делах с дозволения Аллаха….».

*Имеется в виду либо такой верующий, который совершает тяжкие прегрешения, либо тот, кто совершает больше дурных дел, чем благих

**Имеется в виду либо тот, кто не совершает тяжких грехов, либо такой человек, количество дурных которого равно количеству дел благих.

***Таким людям в первую очередь будет оказана и милость Аллаха в День воскресения. Возможно, что имеются в виду те, кто войдёт в рай без отчета].

Если тебе понятно это, то знай, что исходя из того, о чём го­ворится в аятах Корана и хадисах, составляющих собой сунну пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), и того, чему следовали наши праведные предшественники, коими являются сподвижники, из которых состоя­ло первое поколение ислама, и последовавшие за ними с чисты­ми сердцами, в том числе лучшие толкователи Корана и знатоки

сунны, грешники из числа исповедующих религию единобожия подразделяются на три разряда.

ПЕРВЫЙ: к нему относятся те люди, добрые дела которых перевесят собой дурные: такие войдут в рай, и огонь никогда не коснётся их.

ВТОРОЙ: этот разряд составят собой те люди, добрые дела которых сравнятся по количеству с дурными, в результате чего их дурные дела не позволят им войти в рай, а их добрые дела уберегут их от огня.

Эти люди окажутся на преградах *, и говоря о них, Аллах Все­вышний упомянул, что они будут удерживаться между раем и адом, сколько пожелает Аллах, после чего им будет позволено войти в рай. Аллах Всевышний сказал об этом, после того, как поведал о том, что обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня окажутся в огне, и тогда эти люди станут взывать к тем и другим.

*[«А ‘раф»(единственное число «’арф»). Имеются в виду либо ограды, либо возвышенности между раем и адом. Относительно того, кто именно окажется на этих преградах, разные толкователи высказывали различные мнения, одного из которых придерживается автор. Согласно другим толкованиям, на этих преградах будут находиться ангелы или же те, для кого расчёт завершится успешно, и кто станет наблюдать за ожидающими своей очереди].

Аллах Всевышний сказал: «Между ними* (окажется) завеса, а на преградах (будут нахо­диться) люди, которые распознают всех по их приметам**. Они обратятся к обитателям рая (со словами): «Мир вам!» Сами они (пока) не войдут в рай, но будут жаждать (его)***. А когда взо­ры их будут обращаться к обитателям огня, они станут гово­рить: «Господь наш, не помешай нас с людьми несправедливы­ми!» Оказавшиеся на преградах станут обращаться к тем лю­дям, которых они узнают по их приметам****, говоря: «Не помог­ло вам ваше сборище***** и то, чем вы гордились!» Не тем ли, относительно которых вы клялись, что Аллах не окажет им (Сво­ей) милости (, будет сказано Аллахом Всевышним обитателям преград): «Войдите в рай, нечего вам бояться и не станете вы печалиться!»?» Преграды, 46-49.

*[То есть: между раем и адом].

**[Имеется в виду, что обитателей рая можно будет узнать по белым лицам, тогда как лица обитателей огня почернеют].

***[Имеется в виду, что они не потеряют надежды на рай].

****[Здесь речь идёт о тех, кто окажется в аду].

*****[То есть: те люди, которых вы собрали вокруг себя для того, чтобы отвращать других от пути Аллаха].

ТРЕТИЙ: люди, которые составят собой этот разряд, встре­тят Аллаха, не прекратив совершать тяжкие грехи и предаваясь разврату, но вместе с тем они не перестанут придерживаться ре­лигии единобожия и сохранят веру. Их дурные дела перевесят со­бой дела добрые, и они войдут в огонь сообразно своим грехам: среди них окажутся такие, которым огонь станет доходить до щиколоток, и такие, которых он охватит до середины голеней, и такие, которым он будет доставать до колен, и даже такие, кто окажется охваченным огнём полностью, если не считать следов от земных поклонов, которых Аллах запретит касаться огню.

За тех людей, что будут принадлежать к этому разряду, Аллах Всевышний позволит заступиться нашему пророку Мухаммаду, (Да благословит его Аллах и приветствует), а после него -другим пророкам, праведникам, ангелам и тем, кого Он пожелает почтить, даровав им право заступничества. И Он установит для них определённый предел, и они станут вы­водить их, после чего Он снова установит для них определённый предел, и они снова станут выводить их из огня. Так, сначала выведут они тех, у кого в сердце окажется благо (хайр) [В данном случае имеется в виду искренняя вера] весом с ди­нар, потом — тех, у кого в сердце окажется благо весом с полови­ну динара, потом — тех, у кого в сердце окажется благо весом с пшеничное зерно, и так будет продолжаться до тех пор, пока не выведут они тех, у кого в сердце окажется благо весом хотя бы с пылинку и даже менее того, после чего эти заступники скажут: «Господь наш, не оставили мы там никакого блага!», — и не оста­нется в огне навеки никто из тех, кто умер, исповедуя религию единобожия, независимо от того, какими были его дела.

Чем больше будет вера таких людей и чем легче будут их пре­грешения, тем более лёгким мукам в пламени ада они подвергнут­ся, тем меньше будут там оставаться и тем скорее покинут его.

И наоборот, чем более тяжкими окажутся их грехи и чем сла­бее будет их вера, тем более тяжкие и долгие муки они испыта­ют. Об этом говорится в великом множестве хадисов и на это указал пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Тому, кто скажет: «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха», — (эти слова) принесут пользу в один из дней, даже если (это и случится) пос­ле того, как его постигнет наказание*». Аль-Хайсами. *[Имеется в виду наказание в День воскресения].

В целом же это является трудным для понимания и опасным местом, относительно которого высказывались разные мнения, а Аллах Всевышний сказал: «И (тогда) Аллах с соизволения Своего направил тех, кто уверовал к истине, относительно которой они* разошлись, ведь Аллах направляет к прямому пути, кого пожелает». Корова, 213. *[Имеются в виду представители прежних религиозных общин].

 

Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, пре­дусмотренных шариатом за различные прегрешения, искуп­лением этих прегрешений?

Ответ: Сообщается, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), находившийся в окружении своих сподвижников, сказал: «Поклянитесь мне в том, что ничему не станете поклоняться наряду с Аллахом и не будете ни воровать, ни прелюбодейство­вать, ни убивать своих детей, ни распространять ложь, измыш­ляемую вашими сердцами, ни поступать вопреки одобряемому (шариатом). Того из вас, кто будет верен (этой клятве), награ­дит Аллах, а тому, кто нарушит её в чём-либо и будет наказан уже в мире этом, это послужит искуплением его (греха). Если же кто-нибудь нарушит её в чём-либо, а Аллах покроет его, то Ал­лах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его**, а если пожелает, то накажет». ‘Убада** сказал: «И мы поклялись ему в этом».Аль-Бухари, Муслим.

*[Имеется в виду, что Аллах может простить всё, кроме многобожия].

**[‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, — сподвижник, со слов которого был передан этот хадис].

 

Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитиро­ванные в вышеупомянутом хадисе слова пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «…То Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то нака­жет», — и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говори­лось ранее?

Ответ: Между одним и другим нет никаких противоречий, так как если Аллах пожелает простить такого человека, то Он не станет требовать с него подробного отчёта, толкование чему дал пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказавший, что подобное может иметь место во время представления дел на Суд. И об этом он, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал также: «Каждый из вас приблизится к Господу своему настолько, что покроет Он его и скажет Он: «Совершал ли ты то-то и то-то?», -и он скажет: «Да». И Он скажет: «Совершал ли ты то-то и то-то?», — и он скажет: «Да», — подтверждая это, а потом Он скажет: «Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни, а сегодня Я прошу Тебя!»». Аль-Бухари. Что же касается тех, кто войдёт в огонь за свои грехи, то ими станут люди, которые будут подвергнуты серьёзному расчёту и о которых пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «А те, с кого потребуют подробного отчёта, будут подвергнуты и мучениям». Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад

 

 

 

Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Грехи.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.