Дружба и вражда: смысл и условия. Из книги: «Основы веры в свете Корана и сунны».

Дружба и вражда: смысл и условия.

 

Что такое дружба и вражда?

Арабское слово «уаля» является производным от глагола «уалийа», означающего «быть близким, любимым», «находиться рядом». Здесь это слово использовано в значении дружба, любовь и близость с мусульманами, оказание им помощи, поддержка их в борьбе с врагами, проживание рядом с ними.

Слово «бара» происходит от глагола «бара», означающего «разрывать», «резать». Арабы используют его в выражении «резать карандаш». Здесь же оно означает разрыв отношений с неверующими, в результате которого верующий перестает любить их, не поддерживает их и проживает рядом с ними только в случае крайней необходимости.

Дружба и вражда – это требования единобожия.

Мусульмане обязаны дружить и враждовать, любить и ненавидеть только ради Аллаха. Они должны любить мусульман и оказывать им помощь, враждовать с неверующими, питать к ним ненависть, не иметь с ними ничего общего. Всевышний приказал любить верующих и дружить с ними: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.  Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (аль-Маида, 55-56);

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (аль-Маида, 51);

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (аль-Муджадила, 22).

Из этих прекрасных аятов становится ясно, что любить верующих и дружить с ними обязательно, и что это приносит всем им огромную пользу. В то же время с неверующими необходимо враждовать, и аяты предостерегают мусульман от близости с ними и от скверных последствий этого.

 

Место дружбы и вражды в религии.

Дружба с верующими, а также ненависть к неверующим и враждебность к ним занимают важное место в исламе. Это – самая надежная из уз веры. Такое отношение к окружающим укрепляет узы любви и дружбы между мусульманами и отделяет их от врагов ислама. Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самая надежная из уз веры – это дружба ради Аллаха и вражда ради Аллаха, любовь ради Него и ненависть ради Него». [Ат-Табарани, «аль-Муджам аль-Кабир» (11/215), аль-Багави «Шарх ас-Сунна» (3/429), цепочка рассказчиков хадиса хорошая]

 

Разница между потворством и учтивым обхождением и их влияние на отношения с верующими и неверующими.

Потворство – это прекращение призыва к одобряемому и удержания от порицаемого, лестная похвала неверующих и ослушников ради приобретения мирской выгоды, нежелание ревностно защищать религию тогда, когда мусульманин обязан поступать так. Примерами этого является общение с грешниками и неверующими; сопровождение их тогда, когда они ослушаются Аллаха и увязают в неверии; отказ от порицания их даже тогда, когда человек способен на это. Всевышний Аллах сказал: «Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Дауда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного Они не удерживали друг друга от предосудительных пос­тупков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!  Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими» (аль-Маида, 78-80).

Учтивое обхождение – это предотвращение зла и вреда посредством мягкого слова, отказа от грубости и удаления от того, кто способен причинить зло, если человек опасается его, или если это может подтолкнуть его к совершению еще большего зла, чем то, которое он уже совершает. Сюда относятся воздержание от грубости и доброе отношение к невежде во время обучения или к нечестивцу во время назидания, порицание его мягким словом или поступком, в особенности, если есть необходимость в склонении его на сторону ислама. В хадисе Аиши сообщается, что однажды некий мужчина попросил разрешение войти к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Увидев его, он сказал: «Это – дурной брат и дурной сын своего рода». Когда же он присел, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оживился и выказал ему свою радость. Затем он ушел, и Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Когда ты увидел этого человека, то сказал так-то, а затем ты оживился и выказал ему свою радость». Пророк жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «О Аиша, когда ты видела, чтобы я вел себя грубо и непристойно? Воистину, самое худшее место перед Аллахом в День воскресения займет тот, кого люди избегают, опасаясь его зла». [«Сахих аль-Бухари» (6032)] Итак, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) учтиво обошелся с вошедшим к нему мужчиной, несмотря на то, что тот был скверным человеком. Он поступил так в интересах религии, и это значит, что учтивое обхождение не противоречит дружбе исключительно с правоверными, если в этом есть польза, например, предотвращение вреда, склонение к исламу, уменьшение или ослабление вреда. Все это – один из методов призыва на путь Всевышнего Аллаха. Еще одним примером этого является учтивое обхождение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с лицемерами в Медине. Он поступал так, потому что опасался их зла и пытался склонить на сторону ислама их самих и остальных людей.

Такое отношение отличается от потворства, которое запрещается, потому что в его основе лежит лживая лесть в адрес скверных людей не во благо религии, а ради мирской выгоды.

Примеры дружбы и вражды.

Рассказывая историю пророка Ибрахима, Всевышний сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха…» (аль-Мумтахана, 4). Говоря же о том, как ансары возлюбили своих братьев из числа мухаджиров, Всевышний сказал: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (аль-Хашр, 9).

Суждение относительно дружбы с ослушниками и еретиками.

Если в одном человеке есть как хорошие, так и дурные качества, если он иногда повинуется Аллаху, а иногда ослушается Его, если он в чем-то придерживается Сунны, а в чем-то предается ереси, то он заслуживает как дружбы с ним, так и враждебного отношения, как вознаграждения, так и наказания, в зависимости от того, сколько он совершает добра и сколько грешит. Возможно, что один и тот же человек обладает качествами, за которые он заслуживает как уважения, так и презрения, и тогда к нему нужно относиться таким же образом. Например, если бедный человек совершил кражу, то ему отрезают руку за воровство, но вместе с тем ему продолжают подавать милостыню и оказывать материальную помощь из казны в таком количестве, которого достаточно для удовлетворения его потребностей. По поводу этого принципа между приверженцами Сунны и единой общины нет никаких разногласий.

Считается ли дружбой связь с неверующими в мирских делах?

Достоверные тексты указывают на то, что мусульманам разрешается иметь отношения с неверующими в мирских делах, например, вести с ними торговлю, сдавать что-либо в аренду им, арендовать что-либо у них, нанимать их на работу и даже просить их о помощи при необходимости, если это носит ограниченный характер и не может навредить исламу и мусульманам. Известно, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) нанял Абдуллаха бин Урейкита как опытного проводника». [«Сахих аль-Бухари» (2263)]

Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заложил у иудея свою кольчугу за один саа [Мера сыпучих тел. – Прим. пер] ячменя, а Али бин Абу Талиб нанялся на работу к иудейке и вычерпал для нее шестнадцать ведер воды из колодца, получив за каждое ведро по одному высушенному финику. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибегал к помощи иудеев, которые жили в Медине, во время сражений с язычниками и пользовался помощью хузаитов в войне с неверующими курейшитами. Подобные действия не влияют на дружбу и вражду ради Аллаха.

_____________________

Источник книга: «Основы веры в свете Корана и сунны».
Авторы: Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр.
Редакционный совет: Али Насир Факихи, Ахмад аль-Гамиди.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Дружба и непричастность в Исламе., Основы веры в свете Корана и сунны. Добавьте в закладки постоянную ссылку.