Обязанности перед мусульманскими правителями и обычными мусульманами и необходимость нахождения среди них. Из книги: «Основы веры в свете Корана и сунны».

Обязанности перед мусульманскими правителями и обычными мусульманами и необходимость нахождения среди них.

Муслим передал со слов Абу Рукийи Тамима ад-Дари, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Религия – это искренность! Религия – это искренность! Религия – это искренность!». Люди спросили: «Перед кем, посланник Аллаха?». Он сказал: «Перед Аллахом, Его посланником, Его писанием, мусульманскими правителями и простыми мусульманами». [«Сахих Муслим» (55)]

Искренностью перед Аллахом является поклонение только Ему одному, почитание Его, страх перед Ним, надежда на Него, любовь к Нему, выполнение Его приказов и сторонение Его запретов.

Искренностью перед посланником АллахаПророк (да благословит его Аллах и приветствует) является признание того, что он сообщил, выполнение того, что он приказал, следование его путем, руководство его наставлениями, любовь к нему и поклонение Аллаху в соответствии с его предписаниями.

Искренность перед мусульманскими правителями проявляется в мольбе за них, любви к ним и покорности им во всем, что не выходит за рамки покорности Всевышнему Аллаху.

Наконец, искренность перед простыми мусульманами – это повеление одобряемого, запрещение предосудительного, пожелание им добра, которое человек желает самому себе, стремление принести им пользу и оказание им посильной помощи.

Обязанности перед правителями.

Коран, Сунна и единое мнение ранних мусульман указывают на то, что повиновение даже несправедливым правителям обязательно, если оно не выходит за рамки покорности Всевышнему Аллаху. Если же правитель приказывает ослушаться Аллаха, то в этом ему нельзя повиноваться, потому что нельзя повиноваться творениям, если ослушаешься Творца. Мусульмане также обязаны совершать намаз за правителем, совершать хадж и сражаться вместе с ним, повиноваться ему в тех вопросах, где позволительно принимать самостоятельное решение (иджтихад). Не правитель должен повиноваться своим подчиненным тогда, когда нужно принять самостоятельное решение, а они обязаны повиноваться ему и должны отказаться от своей точки зрения в пользу его мнения, потому что сохранение единства, согласия и избежание раскола и разногласий важнее, чем частные интересы. Кроме того, мусульмане обязаны давать правителям добрые советы, руководствуясь узаконенными методами и избегая споров и антиправительственных выступлений.

Имам ат-Тахави сказал: «Мы не считаем позволительным выступать против наших правителей и имамов, даже если они поступают несправедливо, и не проклинаем их. Мы не отказываемся от повиновения им, если только они не приказывают совершить грех, и считаем повиновение им проявлением обязательной покорности Великому и Могучему Аллаху. Кроме того, мы молимся за их праведность и благополучие».

Это подтверждается многочисленными доказательствами из Корана и Сунны. В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас (ученым и правителям)» (ан-Ниса, 59).

К доказательствам из Сунны относится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто повинуется мне, тот словно повинуется Аллаху, а кто ослушается меня, тот словно ослушается Аллаха. И кто повинуется правителю, тот словно повинуется мне, а кто ослушается правителя, тот словно ослушается меня». [«Сахих аль-Бухари» (7137)]

Также передают, что Ибн Умар сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин обязан повиноваться во всем, что ему нравится и не нравится, если только ему не приказывают ослушаться Аллаха. И если ему приказывают ослушаться Аллаха, то он не должен слушаться и повиноваться этому». [«Сахих аль-Бухари» (7144)]

Согласно Сунне, давать советы правителю надлежит с глазу на глаз, не поднимая смуты и не прибегая к устрашению. Об этом свидетельствует хадис, переданный Ибн Абу Асимом и другими со слов Ийада бин Ганама, о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто хочет дать совет тому, кто обладает властью, то пусть не делает этого открыто и пусть возьмет его за руку. Если тот послушает его, то хорошо, а если нет, то он уже выполнил свой долг». [Ибн Абу Асим, «ас-Сунна» (2/507). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная].

Эти тексты из Корана и Сунны содержат повеление повиноваться имамам и правителям, если их приказы не являются ослушанием Всевышнего Аллаха. Из всего сказанного мы можем прийти к следующему заключению:

  1. Слушаться правителей и повиноваться им обязательно, если только они не приказывают совершить грех.
  2. Нельзя выступать против правителя, если тот не прислушивается к советам.
  3. Если человек дал совет правителю и указал ему на ошибку так, как это предписано шариатом, то он не несет ответственность за его грехи.
  4. Поднимать смуту или провоцировать ее запрещено.
  5. Нельзя восставать против правителя, пока тот не совершает очевидное неверие, которое нельзя истолковать иначе.
  6. Мусульманин обязан находиться среди мусульман, которые руководствуются Кораном и Сунной на словах, в поступках и в убеждениях. Он должен следовать их путем и стараться, чтобы все они единодушно признавали истину и не разделялись. Всевышний сказал по этому поводу: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»(ан-Ниса, 115).

Посланник Аллаха жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте вместе, потому что Рука Аллаха – с общиной, а кто отклонится, тот попадет в Огонь». [«Сунан ат-Тирмизи» (2167), «Сунна Ибн Абу Асим» (80)] Передают также, что Ибн ‘Аббас сообщил, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо увидит в своем правителе то, что ему не понравится, пусть проявит терпение, ибо тот, кто умрет, отколовшись от общины хотя бы на одну пядь, умрет смертью времен невежества». [«Сахих аль-Бухари» (7143)]

Эти тексты указывают на необходимость держаться всем вместе и не пытаться отнять власть у того, кто ею обладает. Вместе с тем они содержат суровую угрозу в адрес каждого, кто противится этому, потому что единство – это милость, а разобщенность – это мучения.

Запись опубликована в рубрике Братство в Исламе., Основы веры в свете Корана и сунны, Правители мусульман.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.