Ответвления Веры.

Ответвления Веры.

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Вопрос 146. Сколько насчитывается ответвлений Веры?
  • Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?
  • Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечислено ими?

 

 

Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к вос­току и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Пос­ледний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, не­смотря на свою любовь к имуществу, расходовал его на близ­ких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявля­ющие терпение в беде, в нужде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, и это — богобоязненные». Корова, 177.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений…».

В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «…более семидесяти ответвлений, высшим из которых явля­ется произнесение слов «Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха» а низшим — устранение с дороги того, что может повредить (людям), и стыдливость (относится к числу) ответвлений веры». Аль-Бухари, Муслим.

 

Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?

Ответ: Некоторые комментаторы хадисов перечисляли их, посвятив этому целые сочинения, чем принесли людям пользу. Однако знание всех этих ответвлений не является необходи­мым условием веры: достаточно верить в существование всех их в целом, поскольку всё это есть в Коране и сунне. Таким образом, рабу следует выполнять веления Аллаха и Его по­сланника, отказываться от того, от чего они его удерживают, и верить тому, о чём сообщается в Коране и сунне, и благода­ря этому он будет полностью удовлетворять требованиям всех ответвлений веры. Что же касается всего перечислявшегося этими людьми, то это действительно имеет отношение к де­лам веры, но для того, чтобы категорически утверждать, что смысл слов пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), которые заключает в себе выше­упомянутый хадис, состоит именно в этом, необходимы соот­ветствующие указания.

 

Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечисле­но ими?

Ответ: В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар кратко излагает суть сказанного об этом Ибн Хаббаном, говоря: «Поистине, эти от­ветвления берут своё начало от дел сердца, дел языка и дел тела».

ДЕЛА СЕРДЦА: ими являются воззрения и намерения, кото­рым присущи двадцать четыре свойства. Так, например, вера в Аллаха подразумевает собой вера в Его сущность, в Его атрибу­ты и в то, что Он является Единственным Богом, а также в то, что: «Нет ничего, подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». Совет. 11.

И такая вера подразумевает собой убеждённость в сотворённости всего прочего, а также веру в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в предопределённость добра и зла и веру в Последний день.

Составными частями веры в Последний день являются вера в то, что покойным в их могилах будут заданы вопросы, вера в воскресение, расчёт, Весы, Сират, рай, ад, любовь к Аллаху, любовь и ненависть ради Аллаха, любовь к пророку, (Да благословит его Аллах и приветствует), и убеждённость в том, что его следует почитать.

Составными частями такой убеждённости являются обраще­ния к Аллаху с мольбами за пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), следование его сун­не и искренность.

Составными частями искренности являются отказ от лицеме­рия и стремления к совершению благих дел напоказ, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, удовлетво­рённость предопределённым, упование, милосердие и смирение.

И, наконец, составными частями смирения являются прояв­ление уважения к старшим, жалость по отношению к младшим, а также отказ от высокомерия, самолюбования, зависти, нена­висти и гнева.

ДЕЛА ЯЗЫКА: этим делам присущи семь свойств, в том чис­ле: произнесение свидетельства о единобожии, чтение Корана, приобретение знания и передача его другим, обращение к Алла­ху с мольбами (ду’а) и поминание Аллаха, к чему, помимо про­чего, имеют отношение просьбы о прощении (истигфар) и от­каз от пустословия.

ДЕЛА ТЕЛА: этим делам присущи тридцать восемь свойств, в том числе:

— пятнадцать свойств, касающихся самого человека как инди­видуальности, а именно — стремление к поддержанию чистоты, обычай угощать людей, оказание гостеприимства, соблюдение обязательных и добровольных постов, неотлучное пребывание в мечети в течение определённого времени, ожидание ночи мо­гущества, совершение хаджжа, умры и обхода Каабы, а также бегство от искушений со своей религией, что подразумевает со­бой переселение из тех мест, где получило распространение мно­гобожие, верность своим обетам, выполнение клятв и искупле­ние своих прегрешений. Часть из этих свойств имеет отношение к тем, кто находится на попечении человека: стремление к воздержанию от запрет­ного с помощью брака, соблюдение прав детей, проявление почтительности к родителям (последнее подразумевает собой от­каз от их ослушания и воспитание детей); поддержание связей с родственниками.

И среди этих свойств есть такие, которые имеют отношение ко всем людям вообще, а именно: осуществление справедливого руководства, поддержание согласия среди мусульман; примире­ние людей между собой, оказание помощи другим в делах бла­гочестия; и к этому имеет отношение побуждение к одобряемо­му шариатом и удержание от отвергаемого им, и к этому имеет отношение стремление поддерживать связь с единоверцами и воз­вращение доверенного; обязательная уплата долгов, оказание уважения соседу и поддержание хороших взаимоотношений с людьми; и к этому имеет отношение накопление материальных благ дозволенными способами и расходование их должным об­разом; и к этому имеет отношение отказ от расточительства; от­вет на приветствие, благопожелание чихнувшему, прекращение причинения вреда людям , отказ от увеселений и устранение с пути того, что может причинить вред людям.

 

Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Иман (Вера) в понимании салафов.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.