Права сподвижников и наши обязанности перед ними. Из книги: «Основы веры в свете Корана и сунны».

Глава 3. Права сподвижников и наши обязанности перед ними.

Разделы:
Тема 1. Сподвижники и необходимость любви к ним.
Тема 2. Необходимость веры в превосходство и надежность сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов.
Тема 3. Обитатели дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Тема 4. Праведные халифы.
Тема 5. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае.

_________________________________

 

Тема 1. Сподвижники и необходимость любви к ним.

Кто такие сподвижники?

Сподвижником считается тот, кто встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) будучи мусульманином, и умер, не отвратившись от веры.

Необходимость любви к сподвижникам.

Сподвижники были лучшим поколением среди всего человечества. Будучи Божьими избранниками, они были лучшими среди мусульман после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мы обязаны поддерживать и любить их, быть довольными ими и признавать за ними то высокое место, на которое их поместил Аллах. Любить их является обязанностью каждого мусульманина. Любовь к ним – это религия, вера и близость к Милостивому Аллаху, а ненависть к ним – это неверие и беззаконие. Они были носителями этой религии, и поэтому оскорбление их равносильно оскорблению всей религии. Мы обучились религии у них, поскольку они переняли ее в первозданном виде от посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) и передали ее нам, честно выполнив эту миссию. Они распространили ислам во всех уголках света за менее чем четверть века. Аллах покорил им страны, и в результате их проповедей люди толпами обращались в Его религию.

Из Корана и Сунны следует, что поддерживать и любить сподвижников обязательно, и что это свидетельствует об истинности веры. В Коране об этом сказано: «Верующие мужчины и жен­щины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71). И если вера сподвижников не вызывает сомнения, более того, если они являются лучшими верующими, что подтверждается свидетельствами Аллаха и Его посланника, то любовь к ним и поддержка их являются признаком веры того, кто питает к ним такие чувства.

К доказательствам из Сунны относится хадис Анаса бин Малика о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к ансарам – это признак веры, а ненависть к ним – это признак лицемерия». [«Сахих аль-Бухари» (17)]

Текстов на эту тему очень много, и мы не в состоянии перечислить их здесь полностью. Зато здесь уместно отметить то вознаграждение, которое полагается за любовь к сподвижникам в этом мире и в Последней жизни, поскольку это побуждает нас возлюбить их по-настоящему.

Одним из благих плодов любви к ним в этом мире является преуспеяние, успех и победа, поскольку Всевышний сказал: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями»

(аль-Маида, 56).

Ибн Касир писал: «Каждый, кто доволен близостью к Аллаху, Его посланнику и верующим, обретет успех и добьется победы как в этом мире, так и в Последней жизни».

А в будущей жизни тот, кто возлюбил сподвижников, будет собран вместе с ними, что подтверждается словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . В хадисе Абдуллаха бин Мас’уда сообщается, что однажды к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, может ли быть, чтобы человек возлюбил народ, но не смог присоединиться к нему». Он сказал: «Человек будет с теми, кого он возлюбил». [«Сахих Муслим» (6168)]

Поэтому сподвижники посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) пытались приблизиться к Аллаху посредством своей любви к Абу Бакру и Умару. Они считали это одним из самых прекрасных деяний и возлагали на него большие надежды. Имам аль-Бухари передал хадис Анаса бин Малика о том, что некий мужчина спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Когда наступит Судный час?». Он ответил: «А что ты приготовил для него?» Мужчина сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Анас же сказал: «Мы ничему не радовались так, как словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Я люблю Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бакра и Умара, и надеюсь, что благодаря своей любви к ним я буду вместе с ними, хотя я не совершил того, что совершили они». [«Сахих аль-Бухари» (3688)].

 

 

 

Тема 2. Необходимость веры в превосходство и надежность сподвижников и воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий в свете шариатских доводов.

Превосходство сподвижников.

Всевышний Аллах похвалил сподвижников, остался доволен ими и обещал им наилучшее вознаграждение. Господь сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (ат-Тауба, 100); «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии» (аль-Фатх, 18);

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми.  А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности – это преуспевшие.  А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» (аль-Хашр, 8-10).

Эти прекрасные аяты свидетельствуют о превосходстве сподвижников и содержат похвалу в адрес мухаджиров, ансаров, участников битвы при Бадре, участников присяги довольства, состоявшейся под деревом в Худейбии, а также всех тех, кто был удостоен чести быть сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Описывая тех, кто уверовал после них, Аллах подчеркнул, что они просят прощения для своих предшественников, в том числе для сподвижников, и молят Аллаха не помещать в их сердцах ненависти и зависти к тем, которые уверовали.

Эти и многие другие аяты также свидетельствуют о том, что Аллах остался доволен ими и обрадовал их вестью о Рае и великом преуспеянии. Господь почтил их похвалой и перечислил некоторые из их достоинств, такие как щедрость, великодушие, любовь к братьям-мусульманам, предпочтение их самим себе, поддержка религии Аллаха. Он охарактеризовал их и другими славными качествами и сказал о них много заслуженных добрых слов.

Похвала в их адрес содержится и во многих хадисах посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Муслим передал со слов Джабира бин Абдуллаха, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдет в Огонь никто из тех, кто присягнул под деревом». [«Сахих Муслим» (2496)] Одни хадисы повествуют о превосходстве сподвижников в целом, другие подчеркивают превосходство участников битвы при Бадре, третьи упоминают о превосходстве некоторых из них в отдельности.

Мусульмане обязаны руководствоваться этими текстами и любить всех сподвижников без исключения. Они должны быть довольны ими, говорить о них все самое хорошее, брать с них пример и следовать их путем.

 

Необходимость воздержания от обсуждения возникших между ними разногласий и суждение относительно оскорбления их.

Мы уже отметили, что сподвижники посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) были избранными представителями мусульманской общины, лучшими после нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Они опередили всех остальных в обращении в ислам, стали корифеями прямого пути и светочами во мраке ночи. Они достойно сражались на пути Аллаха и не жалели себя, защищая ислам, пока Аллах их усилиями не утвердил эту религию на земле. Умаляют же их достоинство, оскорбляют их и плохо высказываются о них только худшие из творений, потому что подобные поступки являются посягательством на религию в целом. Кто считает, что сподвижники были неверующими или отступили от ислама, тот сам является неверующим и вероотступником. И сколько бы ни усердствовали мусульмане, которые уверовали после них, им никогда не удастся достичь их величия. В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу саида аль-Худри о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». [«Сахих аль-Бухари» (3673), «Сахих Муслим» (2540, 2541)] Из этого хадиса следует, что ругать сподвижников посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) категорически запрещено и что никому не удастся достичь их высокого положения, какие бы усилия он для этого ни прикладывал.

Мусульмане также обязаны верить в то, что все они были заслуживающими доверия людьми. Верующие должны быть довольны ими и должны воздерживаться от обсуждения возникших между ними разногласий, поручая их тайны Всевышнему Аллаху. Умар бин Абд аль-Азиз сказал: «Аллах уберег наши руки от пролития их крови, так убережем же наши языки от покушения на их честь».

Одним словом, приверженцы Сунны любят и поддерживают всех сподвижников и относятся к ним так, как они того заслуживают, по совести и справедливости, а не в угоду собственным желаниям и фанатичным убеждениям. А кто поступает иначе, тот преступает границы дозволенного.

 

 

Тема 3. Обитатели дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Кто такие обитатели дома?

Обитателями дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считаются родственники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) которым запрещается принимать подаяния. К ним относятся семьи Али бин Абу Талиба, Джафара бин Абу Талиба, аль-’Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, сыновья аль-Хариса бин Абд аль-Мутталиба и жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) .

Доказательства превосходства обитателей дома.

Всевышний сказал: «Аллах желает лишь избавить вас от скверны, о обитатели дома, и очистить вас полностью» (аль-Ахзаб, 33).

Посланник Аллаха жеПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А еще – это обитатели моего дома, и посему относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе! Относитесь к ним, помня об Аллахе!». [«Сахих Муслим» (2408)]

Принадлежность жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к обитателям дома.

Всевышний сказал: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом.  Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает лишь избавить вас от скверны, о обитатели дома, и очистить вас полностью.  И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий» (аль-Ахзаб, 32-34).

Имам Ибн Касир сказал: «Каждый, кто размышляет о Коране, не станет сомневаться в том, что слова «Аллах желает лишь избавить вас от скверны, о обитатели дома, и очистить вас полностью» распространяются и на жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Этот отрывок посвящен женам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и поэтому в его заключении говорится: «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости». Это значит: поступайте в соответствии с предписаниями Корана и Сунны, которые Всевышний и Всеблагой Аллах ниспосылает Своему посланнику(да благословит его Аллах и приветствует) в ваших домах. Катада и другие комментаторы сказали, что это означает: «И помните о той милости, которой среди всех женщин были удостоены только вы». [Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым» (6/411)]

Завещание об обитателях дома.

Мы уже упоминали о хадисе: «Относитесь к ним, помня об Аллахе!». Приверженцы Сунны любят и почитают членов семьи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и помнят о его завещании, потому что такое отношение к ним является проявлением любви и уважения к самому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Безусловно, это относится только к тем из потомков Пророка и его родственников, кто следует его путем и является праведным мусульманином. Такими были, в частности, их предки аль-’Аббас, Али бин Абу Талиб и их сыновья. Что же касается тех, кто противится Сунне и не придерживается норм религии, то любить их нельзя, если даже они относятся к потомкам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его родственникам.

Приверженцы Сунны и единой общины относятся к обитателям дома справедливо и беспристрастно. Они любят тех из них, кто набожен и следует прямым путем, и отрекаются от тех, кто противится Сунне и отворачивается от религии, даже если они относятся к обитателям дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Принадлежность к ним и родство с ПосланникомПророк (да благословит его Аллах и приветствует) не принесет человеку никакой пользы, пока он не станет праведным мусульманином. В хадисе Абу Хурейры сообщается, что, когда посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) были ниспосланы слова: «Предостереги своих ближайших родственников!» (аш-Шуара, 214), он сказал: «О курейшиты! Покупайте свои души, потому что я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О сыновья Абд Манафа, я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О Сафийя, тетя посланника Аллаха, я никак не смогу спасти вас от Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада, проси из моего имущества, что пожелаешь, но я никак не смогу спасти вас от Аллаха!». [«Сахих аль-Бухари» (4771), «Сахих Муслим» (204)] В другом хадисе говорится: «Кто отстал из-за своих деяний, тому не наверстать этого за счет своего происхождения». [«Сахих Муслим» (2699)]

Приверженцы Сунны и единой общины не имеют ничего общего с теми, кто чрезмерно возвеличивает обитателей дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и считает их непогрешимыми, а также с теми, кто питает вражду к ним или пытается опорочить их. Приверженцы Сунны и единой общины также не следуют путем еретиков и фальсификаторов, которые просят Аллаха принять их молитвы ради обитателей дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и превращают их в своих господ вместо Аллаха.

Как и во всех остальных вопросах, в отношении к обитателям дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приверженцы Сунны занимают умеренную позицию и следуют прямым путем, не допуская излишества и не делая упущений.

 

 

Тема 4. Праведные халифы.

Кто такие праведные халифы?

Праведными халифами считаются Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик (Правдивейший), Умар бин аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук (Различающий истину от лжи), Усман бин Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн (Обладающий двумя светочами), Али бин Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн (Отец двух колен), да будет доволен ими Аллах.

Их место в религии и необходимость следования их путем.

Праведные халифы – лучшие из сподвижников. Они указывали людям на верный путь, и Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал следовать по их стопам и руководствоваться их наставлениями. В хадисе аль-Арбада бин Сарийи сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я завещаю вам слушаться и повиноваться, и те из вас, кто останется жить после меня, увидят много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и дороги праведных халифов, ведущих верным путем после меня. Держитесь ее, схватитесь за нее задними зубами и остерегайтесь нововведений, потому что всякая ересь – это заблуждение». [«Муснад Ахмад» (4/127-129), «Сунан ат-Тирмизи» (7/438). Цепочка рассказчиков хадиса достоверная]

 

Их превосходство.

Приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что праведные халифы опережают друг друга в превосходстве так же, как и во времени правления. Первым из них является Абу Бакр, за ним следует Умар, за ним – Усман, а за ним – Али. О достоинствах каждого из них говорится во многих хадисах, но мы приведем по одному хадису о каждом из них.

К преданиям о превосходстве Абу Бакра относится хадис, упомянутый в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находясь на минбаре (кафедре), сказал: «Если бы я избрал возлюбленного из числа обитателей Земли, то им был бы Абу Бакр. Посему не оставьте открытым ни один проход в мечеть, кроме прохода Абу Бакра». [«Сахих аль-Бухари» (3654)]

Среди хадисов о превосходстве Умара можно упомянуть другой хадис, приведенный в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В общинах, которые предшествовали вам, были люди озаряемые, и если таковые есть среди моих последователей, то одним из них является Умар бин аль-Хаттаб». [«Сахих аль-Бухари» (3689), «Сахих Муслим» (2398)] Под «озарением» здесь подразумевается «внушение».

К хадисам о достоинствах Усмана относится длинный хадис Аиши, в котором говорится, что однажды к посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) вошли Абу Бакр, затем Умар, а затем Усман. Увидев его, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поправил на себе одежду. Когда же Аиша спросила его об этом, он сказал: «Как мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?». [«Сахих Муслим» (2401)]

К преданиям о превосходстве Али относится хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Сахля бин Саада, в котором сообщается, что вечером перед взятием Хейбара Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завтра я вручу знамя тому, кто любит Аллаха и Его посланника, и кого любят Аллах и Его посланник, и через него Аллах дарует победу». Наутро же он сказал: «Позовите ко мне Али». Он вручил ему знамя, и через него Аллах даровал им победу. [«Сахих аль-Бухари» (3702), «Сахих Муслим» (2405)]

 

 

 

Тема 5. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае.

Из всего сказанного нам стало известно о превосходстве сподвижников и том, что все они были заслуживавшими доверия людьми, хотя одни из них превосходили других. Лучшими среди сподвижников считаются первые мусульмане из числа мухаджиров, затем первые ансары, затем участники битвы при Бадре, затем участники сражения при Ухуде, затем участники битвы у рва, затем участники Присяги Довольства, затем те, которые успели совершить хиджру до победы над Меккой. Те, которые совершили хиджру до покорения Мекки и сражались, стоят выше тех, кто расходовал свое имущество и сражался на пути Аллаха после этого, хотя каждому из них Аллах обещал наилучшее вознаграждение.

Лучшими из сподвижников являются праведные халифы Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик, Умар бин аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук, Усман бин Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн, Али бин Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн. За ними следуют Абд ар-Рахман бин Ауф, аз-Зубейр бин аль-Аввам, названный апостолом посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) Тальха бин Убейдуллах, Саад бин Абу Ваккас, Абу Убейда бин аль-Джаррах, прозванный хранителем этой общины, и Саид бин Зейд бин Нуфейл, да будет доволен всеми ими Аллах.

В некоторых хадисах говорится об их превосходстве в целом, в то время как другие предания подчеркивают превосходство некоторых из них в отдельности. Один из хадисов, которые повествуют об их превосходстве в целом, был передан Ахмадом и авторами «ас-Сунанов». В нем сообщается со слов Абд ар-Рахмана бин аль-Ахнаса, что Саид бин Зейд рассказывал: «Я свидетельствую, что слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Десятеро будут в Раю. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – в Раю, и Абу Бакр – в Раю, и Умар – в Раю, и Усман – в Раю, и Али – в Раю, и Тальха – в Раю, и аз-Зубейр бин аль-Аввам – в Раю, и Саад бин Малик – в Раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф – в Раю». Он сказал: «Если хотите, я назову вам десятого». Люди спросили: «Кто он?». Он промолчал, и они опять спросили: «Кто же он?». Тогда он сказал: «Саид бин Зейд». [«Муснад Ахмад» (1/188) и «ас-Сунаны». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обрадовал вестью о Рае не только этих десятерых сподвижников. К числу тех, кто попадет в Рай, относятся также Абдуллах бин Мас’уд, Билал бин Рабах, Уккаша бин Михсан, Джафар бин Абу Талиб и многие другие. Если чье-либо имя встречается в похожих хадисах, передаваемых со слов непогрешимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) то приверженцы Сунны и единой общины свидетельствуют, что этот человек попадет в Рай. При этом они опираются на свидетельство самого посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Что же касается всех остальных сподвижников, то они желают им добра и надеются на их благополучие, потому что Аллах обещал всех их ввести в Рай. Ведь после упоминания о сподвижниках и разъяснения их превосходства Всевышний сказал: «…но каждому из них Аллах обещал Наилучшее» (ан-Ниса, 95). Наилучшее же – это Рай.

В целом же приверженцы Сунны и единой общины не говорят о том, что какой-то конкретный мусульманин попадет в Рай или в Ад. Они надеются на то, что творящие добро получат вознаграждение, и опасаются того, что грешники будут наказаны. Вместе с тем они твердо убеждены в том, что ни один из тех, кто умер, не приобщая к Аллаху сотоварищей, не останется в Аду навечно, потому что Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (ан-Ниса, 116).

_____________________

Источник книга: «Основы веры в свете Корана и сунны».
Авторы: Салих ас-Сухейми, Абд ар-Раззак аль-Бадр.
Редакционный совет: Али Насир Факихи, Ахмад аль-Гамиди.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Основы веры в свете Корана и сунны, Сподвижники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.