Праведный халифат Абу Бакра, Умара, Усмана и Али да довольствуется ими Аллах.

Праведный халифат Абу Бакра, Умара, Усмана и Али да довольствуется ими Аллах.

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат после смерти посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)?
  • Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифами?
  • Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что первые трое из них действительно являлись праведными халифами?
  • Вопрос 193. Какие общие указания существуют на то, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, являлись праведными халифами?
  • Вопрос 194. Что является указанием на то, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, по праву стал первым халифом?
  • Вопрос 195. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра халифом по праву должен был стать Умар?
  • Вопрос 196. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра и Умара халифом по праву должен был стать Усман?
  • Вопрос 197. Какие указания имеются на то, что после них преимущественное право на халифат имел Али?

 

Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат* после смерти посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует)?

*[Имеется в виду халифат, возглавляемый праведными халифами как преемниками пророка, (саля Ллаху алейхи ва салам)].

Ответ: Сообщается, что Сафина, да будет доволен им Ал­лах, сказал: «Посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пророческий халифат (будет существовать) тридцать лет, а потом Аллах вручит власть, кому пожелает». Абу Дауд ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким. И халифат, во время которого правили Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, действительно просу­ществовал именно столько времени, при этом Абу Бакр был ха­лифом два года и три месяца, Умар — десять лет и шесть месяцев, Усман — двенадцать лет, а Али — четыре года и девять месяцев, что с учётом правления аль-Хасана бин Али в течение шести месяцев и составляет ровно тридцать лет. Основателем первой правящей династии стал Му’авийа, да будет доволен им Аллах, который был лучшим и достойнейшим из них и после которого наступил период несправедливого прав­ления, продолжавшийся до тех пор, пока власть не перешла к Умару бин Абд аль-Азизу, да будет доволен им Аллах. Привер­женцы сунны даже считают его пятым праведным халифом, по­скольку он следовал примеру первых четырёх.

 

Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифа­ми?

Ответ: Указаний на это существует великое множество. К числу их относится ограничение срока халифата тридца­тью годами, что соответствовало времени их правления. К числу их относится также предпочтение их остальным, о чём упоминалось ранее, а также превосходство их один над дру­гим, что соответствовало очерёдности их правления. Наиболее же убедительным указанием на это является едино­душное признание их праведными халифами авторитетных лиц, против чего не возражает никто, кроме заблудших и сторонни­ков нововведений.

 

Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что пер­вые трое из них действительно являлись праведными хали­фами?

Ответ: Указаний на это существует множество. К числу их относятся те, которые мы уже приводили, а также хадис, переда­ваемый со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «Кто из вас видел сон?» Один человек сказал: «Я видел, будто с неба были спущены весы, на которых взвесили тебя и Абу Бакра, и ты перевесил Абу Бакра, и взвесили Умара и Абу Бакра, и Абу Бакр перевесил, и взвесили Умара и Усмана, и Умар перевесил, а потом эти весы были подняты». Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким.

 

Вопрос 193. Что в целом можно сказать о том, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, являлись праведными халифами?

Ответ: На это имеется множество указаний. Известен хадис, в котором сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал:«Во сне я увидел себя у колодца, на (краю) которого стояла бадья, и я вычерпал из этого колодца [Вода символизирует собой то, что обеспечивает жизненные интересы мусульман] (столько воды,) сколько пожелал Аллах. Потом эту бадью взял Ибн Абу Кухафа [Кунья Абу Бакра]и вы­черпал оттуда одну или две бадьи, а потом, делая это, он про­явил слабость [Имеется в виду кратковременность правления Абу Бакра], и Аллах простил ему его слабость. Потом эта бадья превратилась в огромную кожаную бадью, и её взял Ибн аль-Хаттаб и я не видел, чтобы какой-нибудь предводитель среди людей черпал бы так, как это делал Умар, и это продолжалось до тех пор, пока люди не отогнали скот на отдых*». Аль-Бухари, Муслим. *[То есть: пока люди не напились сами и не напоили своих верблю­дов, после чего расположились на отдых].

 

Вопрос 194. Что является указанием на то, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, по праву стал первым халифом?

Ответ: Указаний на это имеется великое множество. Часть из них была уже приведена нами. К числу их относится также и тот хадис, в котором сообщается, что однажды раз к пророку, (Да благословит его Аллах и приветствует), пришла какая-то женщина, которой он велел вернуться (ещё) раз. Она спросила: «Скажи, а если я приду, но не найду тебя?», — будто бы имея в виду то, что он может умереть. Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если не найдёшь меня, обратись к Абу Бакру». Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал мне: «Позови ко мне твоего отца* и твоего брата, чтобы я напи­сал (завещание), ибо, поистине, я боюсь, что найдутся желаю­щие и кто-то скажет: «Я более достоин»**, — тогда как Аллах и верующие не хотят никого, кроме Абу Бакра». Муслим.

*[То есть: Абу Бакра, да будет доволен им Аллах].

**[Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , имел в виду, что найдутся желающие стать халифом, которые будут заявлять, что достойны власти больше других].

И то же самое пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил, назначая Абу Бакра имамом на молитве, когда сам он заболел незадолго до смерти. Кроме того, присягу Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, принесли- все сподвижники посланника Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), из числа мухаджиров и ансаров, а также и других людей.

 

Вопрос 195. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра халифом по праву должен был стать Умар?

Ответ: Таких указаний имеется множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится и то, что од­нажды посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, я не знаю, сколько ещё мне осталось находиться среди вас, следуйте же примеру тех, кто будет после меня»,и сказав это, он указал на Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Ат-Тирмизи, Ахмад, апь-Хаким.

И к числу таких указаний откосится содержание того хадиса, где говорится о бедствии [Здесь речь идёт о междоусобицах среди мусульман], которое станет бушевать подобно морю. В этом хадисе сообщается о том, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал Умару: «Поистине, отделяет тебя от этого бедствия запертая дверь «. Умар спросил: «Она будет от­крыта или сломана?» Он ответил: «Только сломана», — после чего Умар сказал: «Тогда она уже не закроется». Этой дверью был сам Умар, а сломать её значило убить Умара. И после него сму­ты в мусульманской общине уже не прекращались. Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса). И все члены мусульманской общины пришли к единодушно­му мнению, что после Абу Бакра халифом должен был стать именно Умар, да будет доволен Аллах ими обоими.

 

Вопрос 196. Какие указания имеются на то, что после Абу Бакра и Умара халифом по праву должен был стать Усман?

Ответ: Указаний на это существует множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится также хадис, передаваемый со слов Ка’ба бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), упомянул о неизбежном грядущем бедствии. В это время мимо проходил какой-то человек с покрытой головой [Имеется в виду, что лица его не было видно] и посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «В то время этот (человек) будет придерживаться правильно­го пути». Тогда я бросился вперёд, схватил Усмана за руки, а по­том повернулся к посланнику Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «Этот?», — и он сказал: «Этот». Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад, аль-Хаким.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), трижды сказал: «О Усман, если Аллах когда-нибудь вручит тебе власть над этим, а лицемеры пожелают, чтобы ты снял с себя ту рубаху, которую наденет на тебя Аллах, то не снимай её!» Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад.

И все члены совета ypa/ сошлись на том, что следует при­сягнуть ему, а потом к ним присоединились и все другие спод­вижники, и первым присягнувшим ему после Абд ар-Рахмана бин Ауфа стал Али, да будет доволен им Аллах, а потом ему присяг­нули и все остальные люди.

 

Вопрос 197. Какие указания имеются на то, что после них преимущественное право на халифат имел Али?

Ответ: Указаний на это существует множество, и часть их уже была приведена нами ранее. К числу их относится и сообще­ние о том, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Горе Аммару, ибо его убьёт группа несправедливых, кото­рых он станет призывать к раю, тогда как они будут призывать его к аду». Аль-Бухари, Ахмад. И действительно, Аммар находился с Али, да будет доволен Аллах ими обоими, когда он был убит жителями Шама [Старое название земель, на которых ныне расположены такие страны как Сирия. Иордания, Ливан и Палестина], кото­рых он призывал к сунне, согласию и повиновению истинному руководителю, то есть Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Во время раскола среди людей отступят (от веры) отступни­ки и убьёт их та из двух групп, что окажется более близкой к истине». Муслим, Ахмад. И действительно, хариджиты* стали отступниками, и Али сразился с ними в битве при Нахраване и он был более близок к истине, по единодушному мнению всех приверженцев сунны, да помилует всех их Аллах Всевышний.

*[«Аль-хаваридж», которых называли также «аль-марика» (отступники). Они выступили против повелителя правоверных Али бин Абу Талиба в то время, когда он боролся за власть с Му’авией, да будет доволен Аллах всеми ими. Наиболее яростным нападкам он подвергался со стороны Абдуллаха бин Вахба ар-Расиби и аль-Аш’аса бин Кайса, в целом же среди хариджитов насчитывалось много групп, которых объединяло между собой непризнание Усмана и Али, да будет доволен Аллах ими обоими, а также то, что они считали неверными мусульман, совершивших тяжкие прегрешения].

 

 

Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Сподвижники. Добавьте в закладки постоянную ссылку.