Чудеса аулийа, и кто такие аулийа?

Чудеса аулийа, и кто такие аулийа?

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?
  • Вопрос 200. Кто относится к числу близких (аулийа’) к Аллаху?

 

Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?

Ответ: Такие чудеса действительно могут иметь место. Так называются связанные с ними сверхъестественные вещи, кото­рые, однако, совершаются не ими самими и к которым сами они не стремятся. Всё это через них совершает Аллах, даже если они и не знают об этом. Примером может служить история с юношами из пещеры [Подробнее об этом рассказывается в «Аль-бидайа ва-н-нихайа», стр. 102 — 110. См. также: Коран, «Пещера», 8 — 25] история о людях, которых завалило об­ломком скалы [Об этом сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Мусли­мом, где рассказывается о том, как троих людей завалило обломком скалы в пещере и как они обращались к Аллаху с просьбами о спасении, упоминая о благих делах, совершённых ими прежде]. А также история Джурайджа [Об этом говорится в одном из хадисов, приводимом имамом Ах­мадом, а также в «Аль-бидайа Ва-н-нихайа». Джурайдж был отшельником, которого несправедливо обвинили в прелюбодеянии. Он обратился с просьбой о защитe к Аллаху, который помог ему, сделав так, что свидетельство о его невиновности принёс младенец, лежавший в колыбели]. И все эти чудеса имели отношение к чудесам их пророков. Вот почему наиболь­шее количество величайших чудес было совершено в этой об­щине: объясняется это величием чудес её пророка и тем, в ка­кой степени этот пророк был почтён Аллахом Всемогущим и Великим. Известны сообщения о том, что случилось с Абу Бакром в период вероотступничества (ридда) [Имеется в виду отказ некоторых племён подчиняться власти ха­лифа и выплачивать закят, в связи с чем Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, были предприняты походы против ряда арабских племён. См.: Тарих аль-ислам и Табакат аль-машахир ва-ль-а’лям аз-Захаби /3:20 — 25/]. О том, что Умар, стоявший на минбаре мечети в Медине, обратился к Сарийи, который в это время находился в Шаме, и эти слова были им услышаны, и о том, как он написал письмо Нилу* о том, как во время завоевания Рума аль-‘Аля бин аль-Хадрами направил своего коня в море** и тот пошёл по воде, о том, как Абу Мус­лим аль-Хауляни молился в огне, который разжёг для него аль-Асвад аль-‘Анси***, а также о многих других событиях такого рода, которые имели место с мусульманами как при жизни про­рока, (Да благословит его Аллах и приветствует), так и во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, и которые происходили впоследствии, вплоть до наших дней, и ещё будут происходить до самого Дня воскресения. И всё это по сути своей является не чем иным как чудесами нашего пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), поскольку они получили возможность совершать подобное только благодаря следованию ему.

* [Ан-нуджум аз-захира, 1/35; Тариху-ль-хуляфа, 49. Сообщается, что когда мусульмане овладели Египтом, наместником там стал Амр ибн аль-Асс. А у египтян был языческий обычай, который они практиковали до Ислама, а это то, что они брали каждый год девственницу и бросали ее в Нил, чтобы река разливалась и не высохла. И когда египтяне пришли к правителю и рассказали ему про эту традицию, Амр ответил им: «Этого не будет в Исламе! Затем он написал письмо Умару ибн аль-Хаттабу об этом, на что Умар ему ответил: Когда до тебя дойдет мое письмо, брось его в реку. А в письме этом было: «От раба Аллаха — амира правоверных реке Нил! Если ты течешь сама по себе, то можешь не течь, однако Аллах Всевышний заставляет течь тебя, и мы просим Его заставить тебя течь!» После того, как эту бумажку бросили в Нил, вода разлилась за ночь на шестнадцать локтей. И таким образом Аллах избавил египтян от этого обычая». Эту историю приводят Абу аш-Шейх в «аль-Азама» 4/142, аль-Лялькаи в «Карамат аулия Аллах» 66, Ибн Асакир в «Тарих ад-Димашкъ» 44/336 и др. Я нашел слова одного мисрийского исследователя Али Хашиша, который сказал в «Тахзир ад-да’ия мин кысас аль-уахия», что эта история недостоверна. Причина этого в передатчике по имени Ибн Ляхи’а, в отношении которого имамы джарха и та’диля разногласили много. Кто-то читал его слабым вообще, а кто-то считал надежным, однако делал оговорку и говорил, что после того, как его книги сгорели, он стал передавать отвергаемые хадисы. Однако шейх аль-Альбани говорил, что большинство имамов не принимали хадисы Ибн Ляхи’и ни до того, как сгорели его книги, ни после. А некоторые имамы говорили, что если он передает хадисы от Ибн аль-Мубарака, Ибн Уахба и аль-Мукъри, то его хадисы приемлемые. Но даже если принять во внимание эту оговорку, то данное сообщение он не передает ни от одного из них. Также в этой истории и другой передатчик по имени Хани ибн аль-Мутауакаль, о котором имам Ибн Хиббан в «аль-Маджрухин» сказал: «Нельзя опираться на него ни в каком случае». А хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» сказал о нем: «Хани — слабый передатчик».].

** [Аль-‘Аля бин аль-Хадрами — один из предводителей мухаджиров и правитель Бахрейна, назначенный на эту должность посланником Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам)].

*** [Абу Муслим аль-Хауляни — один из предводителей последо­вателей, который принял ислам ещё при жизни посланника Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам) , приехал в Медину во время правления Абу Бакра ас-Сид-дика, да будет доволен им Аллах. Длинный рассказ об этом чуде приводится в «Тарих» Ибн Асакира (9/10) и «Маджму’ аль-фатава» (11/ 279)].

Если же нечто сверхъестественное совершает человек, не яв­ляющийся последователем этого пророка, то это является не чу­дом, а искушением и обманом, и такой человек относится к чис­лу близких не к Милостивому, а к шайтанам. Да упасёт нас от этого Аллах!

 

Вопрос 200. Кто относится к числу близких (аулийа)* к Аллаху?

*[Единственное число – «вали». Это слово является многозначным. Среди других значений, передаваемых этим арабским корнем: «быть близким», «управлять», «быть дружески расположенным», «оказывать содействие»].

Ответ: К числу близких относится каждый из тех, кто уве­ровал в Аллаха, стал страшиться Его и последовал за Его по­сланником, (Да благословит его Аллах и приветствует). Аллах Всевышний сказал: «Поистине, близким (аулийа) к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться». Йунус 62. А затем Он пояснил, кто относится к их числу, сказав: «Тем, которые уверовали и были богобоязненны…». Йунус 63. «Аллах — Покровитель тех, кто уверовал. Он выводит их из мрака к свету. Что же касается неверных, то покровительству­ют им (те, имя которым -) тагут*. Они выводят их из света к мраку». Корова, 257. *[В данном случае имеются и виду нее те, кто подталкивает их к неверию и идолопоклонству]. Аллах Всевышний также сказал: «Покровителем вашим является только Аллах, и Его послан­ник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны. А кто ищет покровительства Аллаха и Его посланника и те, кто уверовал, они и есть привер­женцы Аллаха (которые) одержат победу». Tpапеза, 55-56. Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Поистине, члены семейства такого-то не являются моими покровителями, покровителями для меня являются только Ал­лах и праведные верующие». Аль-Бухари, Муслим. Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Ал­лах Всевышний, сказал: «Аллах подверг испытанию людей, которые заявляют о своей любви к Аллаху, сказав: «Скажи: «Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас…»» Семейство Имрана, 3. Сообщается, что имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Если увидите человека, который ходит по воде или летает по воздуху, не верьте ему и не обольщай­тесь им, пока не убедитесь в том, что он является последова­телем посланника, (Да благословит его Аллах и приветствует)!».

 

Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи разные по акыде.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.