Колдовство, колдуны, прорицатели, приметы, сглаз…
Рассматриваемые вопросы:
- Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
- Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?
- Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
- Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?
- Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?
- Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?
- Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?
- Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?
- Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?
- Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?
Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ: Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это — не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал: «И (люди) учились у них* тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха». Корова, 102. *[Здесь речь идёт об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне, предупреждая их об этом].
О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах. [Колдовство действительно может оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующих или неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, (саля Ллаху алейхи ва салам) , ведь даже он, лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовства одного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А’сам, что продолжалось в течение шести месяцев. В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар приводит слова аль-Мазири, который сказал: «Некоторые из приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая, что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомнение в нём. Они говорили: «Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл «, — и утверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые они установит, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можно допустить и то, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , видел Джибрила там, где на самом деле его не было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения, тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось». Аль-Мазири также сказал: «Все подобные заявления должны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, что передавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний. Свидетельством, подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает на противоположное, является несостоятельным. Если же говорить о том, что связано с некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не ради которых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этого как и все прочие люди, что касается, например, болезней. Ввиду этого вполне можно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле, если речь идет о мирских делах, тогда как в делах религиозных ему была обеспечена защита»]. Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорится об этом в вышеупомянутом аяте из суры «Корова», ведь Аллах Всевышний сказал: «И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): «Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!» И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире вечном не будет доли тому, кто приобрёл это*». Корова, 102. *[То есть: тому, кто научился колдовству вопреки запрету Аллаха].
Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?
Ответ: Так называется снятие колдовских чар с околдованного. Если это осуществляется с помощью такого же колдовства, то оно относится к делам шайтана, а если это делается с помощью узаконенных шариатом заговоров*, то в этом нет ничего плохого. *[Имеется в виду чтение Коран или ду`а которые пришли в Сунне. Например, чтение сур «Рассвет» и «Люди» (му’аввазатани)].
Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
Ответ: Узаконенными заговорами являются взятые только из Корана или из сунны и произносимые по-арабски слова, если и заговаривающий и заговариваемый считают, что слова эти могут оказать воздействие только с дозволения Аллаха Всемогущего и Великого. Так, например пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), заговаривал Джибрил, мир ему, а сам он заговаривал многих своих сподвижников* и не только допускал подобное для них, но и повелевал им заниматься заговорами такого рода, разрешая им брать за это плату, о чём сообщается в хадисах, приводимых в обоих «Сахихах», и многих других источниках. *[Сообщается, что среди тех, кого заговаривал посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), были аль-Хасан и аль-Хусайн. При этом он говорил: «Поистине, отец ваш с помощью этого обрашался к Аллаху с мольбами о зашите Исмаила и Исхака», — имея в виду Ибрахима, мир ему, и произнося такие слова: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза. /А ,узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин, ва хамматин, ва мин кулли ‘айнин лямматин!/ Аль-Бухари]. Запретным является всё то, что не имеет отношения к Корану и сунне и произносится не по-арабски. Подобное относится к делам шайтана, к его использованию и приближению к нему с помощью того, что он любит, чем и заняты многочисленные обманщики, шарлатаны и выжившие из ума люди, а также многие из тех, кто читает книги, где речь идёт о всевозможных символах и талисманах, якобы способных защищать людей, которые были составлены врагами ислама и не имеют никакого отношения к истинному исламу.
Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?*
*[К этому же имеет отношение подвешивание на шеи детей голубых бус теми, кто утверждает, что они защищают их от дурного глаза. Иногда они кладут внутрь изображение руки с рисунком глаза, утверждая, что это защищает от зависти, иные же прибивают к дверям дома или в саду подкову с теми же целями. Всё это относится к проявлениям многобожия, поскольку те люди, которые занимаются подобными вещами, считают, что это может отвратить предопределённое Аллахом].
Ответ: Сообщается, что во время некоторых своих поездок посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), посылал вперёд посланца предупреждать людей, чтобы они не оставляли на шеях верблюдов ожерелий из сухожилий или любых иных подобных вещей, но обязательно срезали их.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, заговоры (рука)*, амулеты (тама’им)** и колдовство (тиваля)*** есть (не что иное как) многобожие». Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад.
*[Здесь речь идёт о запретных заговорах, подразумевающих обращения за помощью к джиннам или содержащих в себе нечто непонятное].
**[Речь идёт о бусах, которые арабы подвешивали на шеи своих детей, считая, что это могло защищать их от дурного глаза. Шариат объявляет подобные вещи недействительными, но сколь много в наши дни людей, которые идут наперекор шариату!
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Амулет (тамима) есть то, что вешается (на шею) до того, как случается беда, чтобы с помощью этого отвратить предопределённое Аллахом»].
***[Здесь речь идёт о тех видах колдовства, цель которых состоит в том, чтобы внушить мужу любовь к своей жене].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Впал в многобожие тот, кто повесил амулет». Ахмад
Сообщается, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), увидел в руке какого-то человека медное кольцо и спросил его: «Что это?» Тот сказал: «Это — от слабости», — и тогда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), велел: «Поистине, оно только добавит тебе слабости, выбрось же его, ибо если ты умрёшь, так и не сняв его, то никогда не преуспеешь». Аль-Хаким, Ахмад
Сообщается, что однажды Хузайфа, да будет доволен им Аллах, перерезал нить, которую намотал на руку один человек, а потом прочитал следующий аят: «И в большинстве своём не веруют они в Аллаха без того, чтобы не поклоняться наряду с Ним и другим». Йусуф, 106
Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?
Ответ: Прорицатели относятся к числу тагутов* и являются друзьями шайтанов, которые внушают им что-либо, как сказал об этом Аллах Всевышний: «И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям…». Скот 121. *[Тагут — обозначение всего того, что приводит людей к многобожию].
Шайтаны спускаются к ним, передавая слова, подслушанные ими из разговоров ангелов, прорицатели же к одному слову истины добавляют сто слов лжи, о чём Аллах Всевышний сказал так: «Поведать ли вам о том, к кому нисходят шайтаны? Нисходят они к каждому многогрешному лжецу, они* прислушиваются, а в большинстве своём они [Здесь речь идет о шайтанах] — лжецы». Поэты, 221-223. *[Имеется в виду, что шайтаны стараются подслушать речи ангелов].
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то в хадисе об откровениях сообщается, что он сказал: «И слушают их подслушивающие*, располагающиеся один над другим. И каждый из них слышит что-то и передаёт (подслушанные слова) тому, кто ниже его, который передаёт другому, располагающемуся ещё ниже, (и так продолжается) до тех пор, пока (один из них) не передаст их колдуну иди прорицателю. И иногда падающая звезда поражает (шайтана) до того, как он успевает передать эти слова, иногда же он передаёт их до того, как она поразит его, и вместе с (одним словом истины) он передаёт сто (слов) лжи». Аль-Бухари, Ибн Маджа (часть длинного хадис.).
*[Здесь речь идёт о шайтанах, подслушивающих слова ангелов, в небесах, которые говорят об откровениях Аллаха и том, что Он может открыть, кому пожелает].
То же самое относится и к таким вещам как гадания на песке, гадания с помощью камешков и т.д.
Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает сокрытое»» . Mypaвьи, 65.
«И у него ключи к сокрытому! Знает о них только Он». Скот, 59.
«Или есть у них (знание о) сокрытом и (могут) они записать (его)?». Калям, 47.
«Разве есть у него знание о сокрытом, чтобы он мог видеть?». Звезда, 35.
Аллах Всевышний также сказал: «…Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Приходящий к гадателю или прорицателю и верящий тому, что он говорит, не верует в то, что Аллах ниспослал Мухаммаду, (Да благословит его Аллах и приветствует)». Абу Дауд, Ахмад, аль-Хаким.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «У того, кто придёт к гадателю и спросит его о чём-нибудь, молитва не будет приниматься в течение сорока дней». Муслим, Ахмад.
Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И Он — Тот, который создал для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке на суше и на море…». Скот, 97.
«И Мы украсили нижнее небо светильниками и сделали их средством для поражения шайтанов…». Власть, 5.
Аллах Всевышний также сказал: «… и звёзды подчинены велениям Его…». Пчёлы, 12.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Занимающийся любым видом гадания по звёздам занимается одним из видов колдовства, и чем больше (видов такого гадания он узнает), тем больше (погрязнет в колдовстве)». Абу Дауд, Ахмад. Ибн Маджа.
Сообщается, что о людях, которые писали «аба джад»* и смотрели на звёзды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Не думаю, что поступающий так будет иметь у дел у Аллаха».
*[Речь идёт об имеющих определённое цифровое значение буквах арабского алфавита, которые писались внутри квадратов. Астрологи утверждают, что с помощью этого можно узнавать скрытые от людей предопределённые события и что звёзды оказывают влияние на земные дела. То же самое имеет отношение и к хиромантии, гаданиям на песке и прочим вещам. Всё это — обман и шарлатанство, к которому прибегают шайтаны из числа джиннов и людей в отношениях друг с другом, а мы молим Аллаха об избавлении мусульман от этого опасного бедствия].
Передают, что Катада, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Аллах создал эти звёзды (, преследуя) три цели: для украшения небес, для метания их в шайтанов и для того, чтобы они служили вехами, с помощью которых можно было бы находить путь. Если же кто-нибудь усматривает в них ещё что-нибудь, то он делает это на своё несчастье, и губит свой собственный удел и берётся за то, о чём не обладает знанием» [Аль-Бухари приводит эти слова как комментарий к «Книге начала творения». Что же касается Ибн Хаджара, то в «Фатх аль-Бари» он цитирует слова Абда бин Хумайда, который сказал: «Люди, не ведающие о велении Аллаха, обращались с вопросами о звёздах к прорицателям, которые говорили: «Если кто-нибудь станет сажать деревья под такой звездой, будет то-то, если кто-нибудь отправится в путь под такой звездой, будет то-то, и, клянусь жизнью своей, нет такой звезды, под которой не рождалось бы длинное и короткое, красное и белое, прекрасное и уродливое «, — но на самом деле ни звёзды, ни птицы, ни животные не имеют никакого отношения к сокрытому (гайб)»].
Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И (благодарностью за даруемый) вам удал делаете вы то, что объявляете ложью (благодеяния Аллаха)». Воскресение, 82.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «От четырёх вещей, имеющих отношение к джахилиййи*, (всё ещё) не (в силах) отказаться члены моей общины: or (привычки) гордиться своей знатностью, порочить (других) из-за их происхождения, обращаться с мольбами о дожде к небесным светилам** и громко причитать по покойным». Муслим, ат-Тирмизи. *[То есть: к доисламским временам; к эпохе невежества и многобожия]. **[Здесь имеется в виду вера людей в то, что различные события на земле зависят от изменения положения небесных светил].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они сказали: «Аллах, (Да благословит его Аллах и приветствует), посланник знают (об этом) лучше». Тогда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал, что Аллах Всевышний сказал: «Этим утром* (некоторые) из рабов Моих остались верующими в Меня, а (некоторые) стали неверными. Что касается сказавшего: «Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его», — то он верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», — то он не верует в Меня и верит в планеты». Аль-Бухари, Муслим.
*[В этих словах Всевышнего есть указание на определённый период времени, но относятся они и ко всем прочим случаям].
Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования* и том, что её удаляет?
*[«Тыра». Это слово образовано от слова «тайр» — птицы, что связано с обычаем арабов в прежние времена гадать по полёту птиц, усматривая доброе или дурное предзнаменование в том, направо или налево они летели, что могло заставить их отказаться от своих намерений. Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), указал на несостоятельность представлений о том, что вещи такого рода способны оказывать хоть какое-нибудь полезное или вредное воздействие. В наше время примером этого могут служить попытки простых людей определять хорошие и дурные предзнаменования по карканию ворон и тому подобным вещам. В том случае, когда в сердце человека возникает желание или, наоборот, нежелание сделать что-то, это не будет иметь отношения к вере в предзнаменования, если он станет продолжать делать то, что ему нужно, уповая на своего Господа, в связи с чем Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если продолжишь, значит, ты уповаешь, а если отступишься, значит, ты веришь в предзнаменования»].
Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Поистине, злосчастие их — (во власти) Аллаха, но в большинстве своём они не знают». Преграды, 131.
Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием) ли (полёт) птиц, ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар*…». Аль-Бухари, Муслим.
*[Смысл этих слов в том, что сама по себе ни одна из вышеупомянутых вещей никакого воздействия не оказывает, а всё хорошее и дурное зависит только от воли Аллаха. Так, например, заболеть заразной болезнью можно только по воле Аллаха. Что же касается упомянутых пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам), совы (хама) и месяца сафар, то упоминание о них связано с тем, что арабы считали, что если сова сядет на дом какого-нибудь человека, то это станет указанием на его близкую кончину, и связывали месяц сафар с определёнными дурными предзнаменованиями].
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Вера в дурные предзнаменования есть многобожие, вера в дурные предзнаменования есть многобожие!». Ахмад, аль-Хаким, ат-Тирмизи.
Что же касается Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал: «Нет среди нас такого (, кому подобное не было бы присуще хоть в какой-то мере), однако Аллах удаляет это посредством упования».
Передают со слов Абдуллаха Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Человек, которого дурное предзнаменование удержало от (совершения) того, что ему необходимо, впал в многобожие». Люди спросили: «Что же может послужить искуплением этого?» Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Искупление состоит в том, чтобы произнести слова: «О Аллах, нет блага, кроме Твоего блага, нет птиц, кроме Твоих птиц [Здесь речь идёт о предопределении], и нет бога, кроме Тебя!» /Аллахумма, ля хайра илля хайру-кя, ва ля тайра илля тайру-кя ва ля иляха гайру-кя!». Ахмад.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Лучше всего хорошее предзнаменование, а (дурное) пусть не останавливает мусульманина. Если же кто-нибудь из вас увидит что-нибудь такое, что ему не понравится, пусть скажет. «О Аллах, никто не дарует благого, кроме Тебя, и никто не отвращает дурного, кроме Тебя, и никто не даёт мощи и силы, кроме Тебя». /Аллахумма, ля йa ,mu би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа ‘у-с-са ,ийати илля Анта ва ля хауля ва ля куввата илля бu-кя/. Абу Дауд. (Хадис привел абу Давуд 3919 и щайх аль-Альбани назвал его слабым. См: Да’ифуль джами’ 199, Ас-Сильсилятуд-Да’ифа 1619, Да’иф Абу Дауд 843).
Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?
Ответ: Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Дурной глаз — это истина*». Аль-Бухари, Муслим. *[Имеется в виду, что дурной глаз действительно оказывает отрицательное влияние].
Сообщается также, что однажды, увидев на лице одной рабыни тёмное пятно, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Заговаривайте её, ибо, поистине, её сглазили». Аль-Бухари, Муслим.
Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), велел мне (или: … велел) заговаривать от дурного глаза». Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не следует заговаривать ни от чего, кроме дурного глаза и яда*». Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад. *[Подобный этому хадису или этот же хадис приводит шейх Тамими в Книге Единобожия: Бурейда ибн аль-Хусайб сказал: «Заклинание можно читать только против сглаза или укуса змеи или скорпиона». Правильный перевод: «Лучшим заклинанием или лечением против сглаза и укуса является рукъя». Предыдущий перевод ошибочный. Довод привел слова Имама Хаттаби, рахимаху-Ллах, который сказал: «Смысл этого хадиса: «Ля рукъята ашфа ва авла мин рукъяти айнин ва альхума»].
Об этом говорится также и во многих других достоверных хадисах, которые не были приведены нами и смысл которых состоит в том, что всё это оказывает воздействие только с позволения Аллаха, а многие наши праведные предшественники, да будет доволен ими Аллах, использовали эти хадисы при истолковании слов Всемогущего и Великого Аллаха.
Аллах Всевышний сказал: «А те, кто не уверовал, готовы заставить тебя поскользнуться своими взорами, когда слышат напоминание [То есть: чтение Корана]…». Калям, 51.
Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.