Колдовство, колдуны, прорицатели, приметы, сглаз…

Колдовство, колдуны, прорицатели, приметы, сглаз…

 

Рассматриваемые вопросы:

  • Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
  • Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?
  • Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шариатом и запретные заговоры (рука)?
  • Вопрос 167. Каковы установления шариата относительно всевозможных подвешиваемых в различных местах вещей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?
  • Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?
  • Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?
  • Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?
  • Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?
  • Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзнаменования и том, что её удаляет?
  • Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?

 

Вопрос 164. Каковы установления шариата относитель­но колдовства и колдунов?

Ответ: Колдовство действительно существует, что же каса­ется его воздействия, то это — не более чем совпадение с предопре­делённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал: «И (люди) учились у них* тому, как разлучать мужа с его же­ной, однако с помощью этого они могли повредить кому-ни­будь только с позволения Аллаха». Корова, 102. *[Здесь речь идёт об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне, предупреждая их об этом].

О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах. [Колдовство действительно может оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующих или неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, (саля Ллаху алейхи ва салам) , ведь даже он, лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовства одного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А’сам, что продолжалось в течение шести месяцев. В «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар приводит слова аль-Мазири, который сказал: «Некоторые из приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая, что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомне­ние в нём. Они говорили: «Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл «, — и утверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые они установит, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можно допустить и то, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам) , видел Джибрила там, где на самом деле его не было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения, тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось». Аль-Мазири также сказал: «Все подобные заявления должны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того, что пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, что передавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний. Свидетельством, подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает на противоположное, является несостоятельным. Если же говорить о том, что связано с некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не ради которых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этого как и все прочие люди, что касается, например, болезней. Ввиду этого вполне можно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле, если речь идет о мирских делах, тогда как в делах религиозных ему была обеспечена защита»]. Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорит­ся об этом в вышеупомянутом аяте из суры «Корова», ведь Ал­лах Всевышний сказал: «И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): «Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!» И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире веч­ном не будет доли тому, кто приобрёл это*». Корова, 102. *[То есть: тому, кто научился колдовству вопреки запрету Аллаха].

 

Вопрос 165. Что такое «нушра» и каковы установления шариата относительно этого?

Ответ: Так называется снятие колдовских чар с околдован­ного. Если это осуществляется с помощью такого же колдов­ства, то оно относится к делам шайтана, а если это делается с помощью узаконенных шариатом заговоров*, то в этом нет ничего плохого. *[Имеется в виду чтение Коран или ду`а которые пришли в Сунне. Например, чтение сур «Рассвет» и «Люди» (му’аввазатани)].

 

Вопрос 166. Что представляют собой узаконенные шари­атом и запретные заговоры (рука)?

Ответ: Узаконенными заговорами являются взятые только из Корана или из сунны и произносимые по-арабски слова, если и заговаривающий и заговариваемый считают, что слова эти могут оказать воздействие только с дозволения Аллаха Всемогущего и Великого. Так, например пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), заговаривал Джибрил, мир ему, а сам он заговаривал многих своих сподвижников* и не только допускал подобное для них, но и повелевал им занимать­ся заговорами такого рода, разрешая им брать за это плату, о чём сообщается в хадисах, приводимых в обоих «Сахихах», и многих других источниках. *[Сообщается, что среди тех, кого заговаривал посланник Аллаха, (саля Ллаху алейхи ва салам), были аль-Хасан и аль-Хусайн. При этом он говорил: «Поистине, отец ваш с помощью этого обрашался к Аллаху с мольбами о зашите Исмаила и Исхака», — имея в виду Ибрахима, мир ему, и произнося такие слова: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза. /А ,узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин кулли шайтанин, ва хамматин, ва мин кулли ‘айнин лямматин!/ Аль-Бухари]. Запретным является всё то, что не имеет отношения к Корану и сунне и произносится не по-арабски. Подобное относится к делам шайтана, к его использованию и приближению к нему с помощью того, что он любит, чем и заняты многочисленные об­манщики, шарлатаны и выжившие из ума люди, а также многие из тех, кто читает книги, где речь идёт о всевозможных симво­лах и талисманах, якобы способных защищать людей, которые были составлены врагами ислама и не имеют никакого отноше­ния к истинному исламу.

 

Вопрос 167. Каковы установления шариата относитель­но всевозможных подвешиваемых в различных местах ве­щей наподобие амулетов, сухожилий, колец, нитей, раковин и тому подобных предметов?*

*[К этому же имеет отношение подвешивание на шеи детей голубых бус теми, кто утверждает, что они защищают их от дурного глаза. Иногда они кладут внутрь изображение руки с рисунком глаза, утверждая, что это защищает от зависти, иные же прибивают к дверям дома или в саду подкову с теми же целями. Всё это относится к проявлениям многобожия, поскольку те люди, которые занимаются подобными вещами, считают, что это может отвратить предопределённое Аллахом].

Ответ: Сообщается, что во время некоторых своих поездок посланник Аллаха, (Да благословит его Аллах и приветствует), посылал вперёд посланца предупреж­дать людей, чтобы они не оставляли на шеях верблюдов ожере­лий из сухожилий или любых иных подобных вещей, но обяза­тельно срезали их.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Поистине, заговоры (рука)*, амулеты (тама’им)** и колдовство (тиваля)*** есть (не что иное как) многобожие». Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад.

*[Здесь речь идёт о запретных заговорах, подразумевающих обращения за помощью к джиннам или содержащих в себе нечто непонятное].

**[Речь идёт о бусах, которые арабы подвешивали на шеи своих детей, считая, что это могло защищать их от дурного глаза. Шариат объявляет подобные вещи недействительными, но сколь много в наши дни людей, которые идут наперекор шариату!

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Амулет (тамима) есть то, что вешается (на шею) до того, как случается беда, чтобы с помощью этого отвратить предопределённое Аллахом»].

***[Здесь речь идёт о тех видах колдовства, цель которых состоит в том, чтобы внушить мужу любовь к своей жене].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Впал в многобожие тот, кто повесил амулет». Ахмад

Сообщается, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), увидел в руке ка­кого-то человека медное кольцо и спросил его: «Что это?» Тот сказал: «Это — от слабости», — и тогда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), велел: «Поистине, оно только добавит тебе слабости, выбрось же его, ибо если ты умрёшь, так и не сняв его, то никогда не преуспеешь». Аль-Хаким, Ахмад

Сообщается, что однажды Хузайфа, да будет доволен им Аллах, перерезал нить, которую намотал на руку один человек, а потом прочитал следующий аят: «И в большинстве своём не веруют они в Аллаха без того, чтобы не поклоняться наряду с Ним и другим». Йусуф, 106

 

 

Вопрос 168. Что можно сказать о прорицателях (куххан)?

Ответ: Прорицатели относятся к числу тагутов* и являются друзьями шайтанов, которые внушают им что-либо, как сказал об этом Аллах Всевышний: «И, поистине, шайтаны внушают своим друзьям…». Скот 121. *[Тагут — обозначение всего того, что приводит людей к многобожию].

Шайтаны спускаются к ним, передавая слова, подслушанные ими из разговоров ангелов, прорицатели же к одному слову исти­ны добавляют сто слов лжи, о чём Аллах Всевышний сказал так: «Поведать ли вам о том, к кому нисходят шайтаны? Нисхо­дят они к каждому многогрешному лжецу, они* прислушива­ются, а в большинстве своём они [Здесь речь идет о шайтанах] — лжецы». Поэты, 221-223. *[Имеется в виду, что шайтаны стараются подслушать речи ангелов].

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то в хадисе об откровениях сообщается, что он сказал: «И слушают их подслушивающие*, располагающиеся один над другим. И каждый из них слышит что-то и передаёт (подслушан­ные слова) тому, кто ниже его, который передаёт другому, рас­полагающемуся ещё ниже, (и так продолжается) до тех пор, пока (один из них) не передаст их колдуну иди прорицателю. И иног­да падающая звезда поражает (шайтана) до того, как он успева­ет передать эти слова, иногда же он передаёт их до того, как она поразит его, и вместе с (одним словом истины) он передаёт сто (слов) лжи». Аль-Бухари, Ибн Маджа (часть длинного хадис.).

*[Здесь речь идёт о шайтанах, подслушивающих слова ангелов, в небесах, которые говорят об откровениях Аллаха и том, что Он может открыть, кому пожелает].

То же самое относится и к таким вещам как гадания на песке, гадания с помощью камешков и т.д.

 

Вопрос 169. Какое суждение следует вынести о том, кто верит прорицателю?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает сокрытое»» . Mypaвьи, 65.

«И у него ключи к сокрытому! Знает о них только Он». Скот, 59.

«Или есть у них (знание о) сокрытом и (могут) они записать (его)?». Калям, 47.

«Разве есть у него знание о сокрытом, чтобы он мог видеть?». Звезда, 35.

Аллах Всевышний также сказал: «…Аллах знает (об этом), а вы не знаете». Корова, 216.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Приходящий к гадателю или прорицателю и верящий тому, что он говорит, не верует в то, что Аллах ниспослал Мухаммаду, (Да благословит его Аллах и приветствует)». Абу Дауд, Ахмад, аль-Хаким.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «У того, кто придёт к гадателю и спросит его о чём-нибудь, молитва не будет приниматься в течение сорока дней». Муслим, Ахмад.

 

Вопрос 170. Какое суждение следует вынести о гадании по звёздам?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И Он — Тот, который создал для вас звёзды, чтобы вы нахо­дили по ним путь во мраке на суше и на море…». Скот, 97.

«И Мы украсили нижнее небо светильниками и сделали их средством для пора­жения шайтанов…». Власть, 5.

Аллах Всевышний также сказал: «… и звёзды подчинены велениям Его…». Пчёлы, 12.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Занимающийся любым видом гадания по звёздам занимает­ся одним из видов колдовства, и чем больше (видов такого гада­ния он узнает), тем больше (погрязнет в колдовстве)». Абу Дауд, Ахмад. Ибн Маджа.

Сообщается, что о людях, которые писали «аба джад»* и смотрели на звёзды Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обо­ими, сказал: «Не думаю, что поступающий так будет иметь у дел у Аллаха».

*[Речь идёт об имеющих определённое цифровое значение буквах арабского алфавита, которые писались внутри квадратов. Астрологи утверждают, что с помощью этого можно узнавать скрытые от людей предопределённые события и что звёзды оказывают влияние на земные дела. То же самое имеет отношение и к хиромантии, гаданиям на песке и прочим вещам. Всё это — обман и шарлатанство, к которому прибегают шайтаны из числа джиннов и людей в отношениях друг с другом, а мы молим Аллаха об избавлении мусульман от этого опасного бедствия].

Передают, что Катада, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Аллах создал эти звёзды (, преследуя) три цели: для укра­шения небес, для метания их в шайтанов и для того, чтобы они служили вехами, с помощью которых можно было бы находить путь. Если же кто-нибудь усматривает в них ещё что-нибудь, то он делает это на своё несчастье, и губит свой собственный удел и берётся за то, о чём не обладает знанием» [Аль-Бухари приводит эти слова как комментарий к «Книге начала творения». Что же касается Ибн Хаджара, то в «Фатх аль-Бари» он цитирует слова Абда бин Хумайда, который сказал: «Люди, не ведающие о велении Аллаха, обращались с вопросами о звёздах к прорицателям, которые говорили: «Если кто-нибудь станет сажать деревья под такой звездой, будет то-то, если кто-нибудь отправится в путь под такой звездой, будет то-то, и, клянусь жизнью своей, нет такой звезды, под которой не рождалось бы длинное и короткое, красное и белое, прекрасное и уродливое «, — но на самом деле ни звёзды, ни птицы, ни животные не имеют никакого отношения к сокрытому (гайб)»].

 

Вопрос 171. Что можно сказать об испрашивании дождя у небесных светил?

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «И (благодарностью за даруемый) вам удал делаете вы то, что объявляете ложью (благодеяния Аллаха)». Воскресение, 82.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «От четырёх вещей, имеющих отношение к джахилиййи*, (всё ещё) не (в силах) отказаться члены моей общины: or (привычки) гордиться своей знатностью, порочить (других) из-за их проис­хождения, обращаться с мольбами о дожде к небесным светилам** и громко причитать по покойным». Муслим, ат-Тирмизи. *[То есть: к доисламским временам; к эпохе невежества и многобожия]. **[Здесь имеется в виду вера людей в то, что различные события на земле зависят от изменения положения небесных светил].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они сказали: «Аллах, (Да благословит его Аллах и приветствует), посланник знают (об этом) лучше». Тогда пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал, что Аллах Всевышний сказал: «Этим утром* (некоторые) из рабов Моих остались верующими в Меня, а (некоторые) ста­ли неверными. Что касается сказавшего: «Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его», — то он верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», — то он не верует в Меня и верит в планеты». Аль-Бухари, Муслим.

*[В этих словах Всевышнего есть указание на определённый период времени, но относятся они и ко всем прочим случаям].

 

Вопрос 172. Что можно сказать о вере в дурные предзна­менования* и том, что её удаляет?

*[«Тыра». Это слово образовано от слова «тайр» — птицы, что связано с обычаем арабов в прежние времена гадать по полёту птиц, усматривая доброе или дурное предзнаменование в том, направо или налево они летели, что могло заставить их отказаться от своих намерений. Пророк, (саля Ллаху алейхи ва салам), указал на несостоятельность представлений о том, что вещи такого рода способны оказывать хоть какое-нибудь полезное или вредное воздействие. В наше время примером этого могут служить попытки простых людей определять хорошие и дурные предзнаменования по карканию ворон и тому подобным вещам. В том случае, когда в сердце человека возникает желание или, наоборот, нежелание сделать что-то, это не будет иметь отношения к вере в пред­знаменования, если он станет продолжать делать то, что ему нужно, уповая на своего Господа, в связи с чем Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если продолжишь, значит, ты уповаешь, а если отступишься, значит, ты веришь в предзнаменования»].

Ответ: Аллах Всевышний сказал: «Поистине, злосчастие их — (во власти) Аллаха, но в большинстве своём они не знают». Преграды, 131.

Что же касается пророка, (Да благословит его Аллах и приветствует), то сообщается, что он сказал: «Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (яв­ляется дурным предзнаменованием) ли (полёт) птиц, ни сова, и не (сулит ничего дурного месяц) сафар*…». Аль-Бухари, Муслим.

*[Смысл этих слов в том, что сама по себе ни одна из вышеупомянутых вещей никакого воздействия не оказывает, а всё хорошее и дурное зависит только от воли Аллаха. Так, например, заболеть заразной болезнью можно только по воле Аллаха. Что же касается упомянутых пророком, (саля Ллаху алейхи ва салам), совы (хама) и месяца сафар, то упоминание о них связано с тем, что арабы считали, что если сова сядет на дом какого-нибудь человека, то это станет указанием на его близкую кончину, и связывали месяц сафар с определёнными дурными предзнаменованиями].

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Вера в дурные предзнаменования есть многобожие, вера в дурные предзнаменования есть многобожие!». Ахмад, аль-Хаким, ат-Тирмизи.

Что же касается Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, то сообщается, что он сказал: «Нет среди нас такого (, кому подобное не было бы присуще хоть в какой-то мере), однако Аллах удаляет это посредством упования».

Передают со слов Абдуллаха Ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Человек, которого дурное предзнаменование удержало от (совершения) того, что ему необходимо, впал в многобожие». Люди спросили: «Что же может послужить искуплением это­го?» Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Искупление состоит в том, чтобы произнести слова: «О Ал­лах, нет блага, кроме Твоего блага, нет птиц, кроме Твоих птиц [Здесь речь идёт о предопределении], и нет бога, кроме Тебя!» /Аллахумма, ля хайра илля хайру-кя, ва ля тайра илля тайру-кя ва ля иляха гайру-кя!». Ахмад.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Лучше всего хорошее предзнаменование, а (дурное) пусть не оста­навливает мусульманина. Если же кто-нибудь из вас увидит что-ни­будь такое, что ему не понравится, пусть скажет. «О Аллах, никто не дарует благого, кроме Тебя, и никто не отвращает дурного, кроме Тебя, и никто не даёт мощи и силы, кроме Тебя». /Аллахумма, ля йa ,mu би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа ‘у-с-са ,ийати илля Анта ва ля хауля ва ля куввата илля бu-кя/. Абу Дауд. (Хадис привел абу Давуд 3919 и щайх аль-Альбани назвал его слабым. См: Да’ифуль джами’ 199, Ас-Сильсилятуд-Да’ифа 1619, Да’иф Абу Дауд 843).

 

Вопрос 173. Что можно сказать о дурном глазе?

Ответ: Сообщается, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Дурной глаз — это истина*». Аль-Бухари, Муслим. *[Имеется в виду, что дурной глаз действительно оказывает отрицательное влияние].

Сообщается также, что однажды, увидев на лице одной ра­быни тёмное пятно, пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Заговаривайте её, ибо, поистине, её сглазили». Аль-Бухари, Муслим.

Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), велел мне (или: … велел) заговаривать от дурного глаза». Аль-Бухари, Муслим.

Сообщается также, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не следует заговаривать ни от чего, кроме дурного глаза и яда*». Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад. *[Подобный этому хадису или этот же хадис приводит шейх Тамими в Книге Единобожия: Бурейда ибн аль-Хусайб сказал: «Заклинание можно читать только против сглаза или укуса змеи или скорпиона». Правильный перевод: «Лучшим заклинанием или лечением против сглаза и укуса является рукъя». Предыдущий перевод ошибочный. Довод привел слова Имама Хаттаби, рахимаху-Ллах, который сказал: «Смысл этого хадиса: «Ля рукъята ашфа ва авла мин рукъяти айнин ва альхума»].

Об этом говорится также и во многих других достоверных хадисах, которые не были приведены нами и смысл которых со­стоит в том, что всё это оказывает воздействие только с позволе­ния Аллаха, а многие наши праведные предшественники, да бу­дет доволен ими Аллах, использовали эти хадисы при истолковании слов Всемогущего и Великого Аллаха.

Аллах Всевышний сказал: «А те, кто не уверовал, готовы заставить тебя поскользнуться своими взорами, когда слышат напоминание [То есть: чтение Корана]…». Калям, 51.

 

Источник книга: «200 Вопросов по вероучению Ислама». Автор книги: Шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками.

 

Запись опубликована в рубрике Колдовство сглаз джинны ожержимость. Лечение.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.