Достоинства пророков и их превосходство.

Глава 8. Достоинства пророков и их превосходство.

 

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

1 Превосходство пророков над остальными людьми.

2 Случайности быть не могло.

3 Превознесение имамов над пророками.

4 Печать приближённых Аллаха (вали) и печать пророков Аллаха.

5 Превосходство одних пророков и посланников над другими.

6 Самые терпеливые, богобоязненные и твёрдые духом посланники (улю аль-‘азм) — лучшие из всех посланников.

7 В чём одни пророки и посланники превосходят других?

8 Достоинства последнего из посланников — Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует).

9 Тексты, в которых отрицается превосходство одних пророков над другими.

 

 

Скачать статью: https://vk.com/doc181861343_428388784

 

 

1 Превосходство пророков над остальными людьми.

 

Всевышний Аллах сотворил всё существующее и дал одним творениям превосходство над другими: «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает» (сура 28 «Рассказ», аят 68).

Из всех мест на земле он избрал Мекку и сделал ее местом для Своего Древнего Дома: кто войдёт в него, тот пребудет в безопасности. И Аллах сделал так, что сердца людей склоняются и стремятся к нему и Он возложил на людей обязанность совершать хадж к нему при наличии возможности. Он запретил охотиться там и вырубать деревья и увеличил награду тех, кто совершает благие деяния там, а за стремление совершить несправедливость или притеснить кого-нибудь в этом заповедном месте Всевышний обещал болезненное наказание «…а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (сура 22 «Паломничество», аят 25).

И из всех месяцев Он избрал рамадан, из всех ночей — Ночь предопределения, из всех дней — День ‘Арафа, а из дней недели — пятницу. Всевышний превознёс одних ангелов над другими и избрал из их числа ангелов, которые передают послание Всевышнего Его пророкам и посланникам. А из людей Всевышний избрал пророков, и пророки — лучшие из людей, а посланники — лучшие из пророков: «Аллах избирает из ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий». Сура 22 «Паломничество», аят 75.

 

Мусульмане согласны в том, что пророки лучше всех остальных людей, включая правдивых и искренних, а также мучеников и праведников [Маджму’ аль-фатава, т. 11, с. 321]

 

На их превосходство над другими указывают Слова Всевышнего: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака и Я’куба. Мы повели их обоих прямым путём. Ещё раньше Мы повели прямым путём Нуха, а из его потомства — Давуда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу и Харуна. Так Мы воздаём творящим добро. А также Закарию, Яхью, ‘Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исма’иля, аль-Яса’, Юнуса и Люта. Всех их Мы превознесли над мирами». Сура 6 «Скот», аяты 83-86.

 

А Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что «не всходило и не заходило солнце после посланников при человеке, лучшем, чем Абу Бакр». Из хадиса следует, что пророки и посланники — лучшие из людей, а лучший человек после них — Абу Бакр ас-Сыддик.

Есть ещё один хадис с похожим смыслом: Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал об Абу Бакре и ‘Умаре: «Это два господина зрелых людей Рая из первых и последних, кроме пророков и посланников». А Всевышний Аллах разделил Своих счастливых рабов, которых Он облагодетельствовал, на четыре категории.

 

Всевышний сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, вместе с пророками, правдивыми и искренне верующими мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» Сура 4 «Женщины», аят 69.

 

Лучшая из этих четырёх категорий — пророки. За ними следуют искренние и правдивые, за ними — мученики, а за ними — праведники.

 

 

 

2 Случайности быть не могло.

 

Некоторые считают, что здесь может иметь место случайность: то есть кто-то из пророков может стать таковым совершенно случайно, не будучи достойным этого. Пречист Аллах! Конечно же, это полностью исключено. Ведь Аллах — Знающий, Мудрый, Осведомлённый обо всём, и Он посмотрел на сердца рабов Своих и избрал самых совершенных и самых лучших из них. Истину сказал Всевышний: «Аллах лучше знает, кому доверить Своё Послание» (сура 6 «Скот», аят 124).

Мудрость Всевышнего и его знание предполагают, что посланником или пророком может стать лишь тот, кто подготовлен к этой миссии должным образом и способен быть носителем послания Всевышнего*.

 

 

*[Руководствующиеся Кораном и Сунной убеждены в том, что посланники — лучшие и самые совершенные из людей, — ведь их избрал Знающий, Ведающий для того, чтобы они были Его посланниками к Его творениям. Мы должны отличать достоинства и особенности, которыми их наделил Всевышний, и Откровение, которое было внушено им. То, что было им внушено, они не знали прежде, и их ум и проницательность не имеют к этому никакого отношения. Поэтому Аллах сказал Своему Посланнику. «Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» (сура 42 «Совет», аят 52). Это — ответ тем, кто утверждает, что возвеличивает Посланника   и признаёт его одарённость, а потом списывает абсолютно всё на эту одарённость, даже принесённое им знание. А это — подлый обман, который они используют в качестве повода для того, чтобы не признавать Откровение и отнести это Божественное знание, дарованное Всевышним Мухаммеду  , на счёт одарённости самого Мухаммада  . Отвечая им, мы не отрицаем достоинств Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), — мы лишь опровергаем их ложь и утверждаем истину: Мухаммад не только талантливый и одарённый человек — он ещё и Посланник Господа миров].

 

Если мы посмотрим на то, каким был жизненный путь

пророков Аллаха и Его посланников, мы увидим, что они были самыми благородными и чистосердечными, самыми знающими, умными и проницательными людьми, и в то же время — самыми выносливыми, терпеливыми, кроткими и тонко чувствующими… И нет ничего удивительного в том, что именно их избрал Всевышний для того, чтобы они были Его доверенными и хранителями Его Откровения, и теми, кому поручено возвышать, распространять и укреплять Его религию. Эти люди были неприступными вершинами, до которых никогда не подняться обычным людям.

 

 

 

3 Превознесение имамов над пророками.

 

Однако некоторые группы тех, кто называет себя мусульманами, противоречат согласному мнению мусульман.

Это, например, шииты-имамиты. Вот что говорит об этом один из их известных современных «учёных рафидитов» (Имеется в виду кафир аль-Хомейни, руководитель Иранской революции): «Одно из необходимых требований нашего мазхаба — чтобы никого не превозносили до уровня имамов и никому не приписывали столь же высокий духовный авторитет, каким обладают они, — ни приближённому ангелу, ни посылаемому к людям пророку» [Хомейни. Аль-Хукумат аль-ислямиййа, с. 52].

Он также сказал: «Они сами сказали: «Между нами и Аллахом такая связь и такие дела, о которых не осведомлён ни приближённый ангел, ни посылаемый пророк, и такое же положение занимает Фатыма* аз-Захра»»**[там же].

*Дочь Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

**[Аль-Хомейни чрезмерно превознёс имамов, превратив их из людей в божества. Вот что он говорит в своей книге «Аль-Хукумат аль-ислямиййа» (с. 52): «Имамы занимают высокую ступень и достойное хвалы положение, и они обладают властью над всеми частицами вселенной, и власть эта позволяет им создавать то, что они пожелают». Я лично под этой «властью, позволяющей создавать», понимаю ту власть, о наличии которой у Себя нам сообщил Всевышний: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается» (сура 36 «Йа, син», аят 82). Аль-Хомейни также говорит в своей книге: «Имамы до сотворения этого мира были светом, и Аллах сделал так, что они окружали Его Трон, и Он одарил их таким положением и приблизил их к Себе настолько, что об этом не знает никто, кроме Него». Посмотрите, какое описание он дал им: они существовали ещё до сотворения мира и были светом, окружавшим Трон… Всё это — явное преувеличение, противоречащее Корану и Сунне.

А после того как я завершил написание этой главы, незадолго до сдачи книги в издательство, в новостях и в газетах появились слова аль-Хомейни, не менее важные, чем те, которые мы взяли из его книги. Это была его речь по случаю дня рождения отсутствующего имама аль-Махди, который, согласно убеждениям шиитов, скрылся больше тысячи лет назад, всё еще жив и в конце концов вернётся, чтобы наполнить землю справедливостью после того, как она наполнилась жестокостью и притеснением. В своей речи он утверждает, что все посланники и пророки не смогли добиться успеха в реформировании человечества и установлении справедливости, и что на этом поприще преуспеет имам аль-Махди, и что только он один сможет сделать это. Вот выдержки из его речи, опубликованной в кувейтской газете «Ар-Ра’й аль-‘ам» (30 июня 1980 года): «Все пророки пришли для того, чтобы укрепить опоры справедливости во всём мире, однако они не добились успеха. И даже Пророк Мухаммад  , последний из пророков, который пришёл для реформирования человечества и установления справедливости, не добился успеха в этом в свою эпоху… И человек, который преуспеет в этом, установит справедливость во всём мире и исправит всё, что было искажено, — это ожидаемый имам аль-Махди».

Это, конечно же, неправда, и слова эти очень далеки от истины, ибо никто и никогда не добивался такого успеха в установлении справедливости, как Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), и никогда не будет человека, который сможет сделать то, что сделал Мухаммад. Однако аль-Хомейни упорно стоит на своем: «Ни один человек в мире, кроме аль-Махди, не может установить в мире настоящую справедливость». Он также говорит: «Имам аль-Махди распространит справедливость во всём мире и добьётся успеха в том, в чём не преуспели пророки и праведные люди из-за препятствий, стоявших на их пути…» Исходя из этого, аль-Хомейни считает день рождения имама аль-Махди величайшим праздником мусульман: «Поистине, день рождения аль-Махди — это величайший праздник для всего человечества». Это означает, что праздник этот важнее даже, чем ‘Ид аль-фитр (Праздник разговения) и ‘Ид аль-адха (Праздник жертвоприношения), а также день рождения Пророка Мухаммада   «Этот праздник, который считается у мусульман великим праздником, важнее даже, чем день рождения Пророка  , потому что праздник аль-Махди — это праздник для всего человечества, ведь именно аль-Махди выведет на истинный путь всех людей».

А свою речь аль-Хомейни закончил превознесением аль-Махди над всеми остальными людьми: «Поистине, я не могу назвать его просто лидером и предводителем, ибо на самом деле он нечто большее, он намного выше этого положения. И я не могу назвать его «первым» человеком, ибо для него нет второго, который шёл бы после него. И поэтому я не могу назвать его иначе, как ожидаемый аль-Махди, чье пришествие обещано нам!» Что ж, мы не удивляемся этим словам после всего того, что мы прочли в книге «Аль-Хукумат аль-ислямиййа». Поистине, нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха…].

 

Аль-Алюси говорит в книге «Мухтасар ат-тухфа» (с. 100), разъясняя мнение шиитов в этом вопросе: «Имамиты согласны в том, что имам лучше пророков и посланников, кроме самых терпеливых и богобоязненных из них (улю аль-‘азм), но не лучше последнего из пророков Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Что же касается остальных улю аль-‘азм, то некоторые учёные воздержались от высказывания какого-либо мнения относительно них, как Ибн аль-Мутаххар аль-Хилли и другие. А некоторые считают, что эти посланники и имамы равны по своему положению, а это противоречит тому, что передаётся от имамов. Например, аль-Кулайни передаёт со слов Хишама аль-Ахваля, который слышал от Зайда ибн ‘Али, что пророки лучше имамов и что тот, кто утверждает обратное, пребывает в заблуждении. А Ибн Бабавейхи аль-Кумми передаёт от ас-Садика сообщение, из которого следует, что Аллах любит пророков больше, чем ‘Али».

Аль-Алюси опроверг их утверждения при помощи текстов Корана и Сунны, а также умозрительных доказательств. Кроме того, он доказывает слабость текстов, на которые опираются они, доказывая, что у этих текстов слабые передатчики и что они противоречат другим текстам, имеющимся в книгах самих шиитов. Его ответ им поистине исчерпывающий, и его вполне достаточно для тех, кто желает знать истину и следовать ей, и кто желает, пусть обратится к этому ответу.

Указаний на превосходство имамов в книгах шиитов немало. Например, ‘Али Муса аль-Бахбахани в своей книге «Мисбах аль-хидайат фи исбат аль-виляйа» говорит, что имам выше по своему положению, чем пророк [с. 61-62].

Исходя их этих своих убеждений, они считают неверующим того, кто отрицает имамство их имамов или хотя бы одного из них. Ибн Бабавейхи аль-Кумми (ас-Садук) говорит: «Согласно нашим убеждениям, человек, отрицающий имамство повелителя верующих ‘Али ибн Абу Талиба и последующих имамов, подобен тому, кто отрицает пророчество одного из пророков. А тот, кто признаёт повелителя верующих, однако при этом отвергает одного из последующих имамов, подобен тому, кто признаёт всех пророков и при этом отвергает нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)».

А аль-Муфид говорит: «Шииты-имамиты согласны относительно того, что отрицающий имамство одного из имамов и отвергающий вменённое Всевышним Аллахом в обязанность послушание и покорность, является неверующим, заслуживающим вечного пребывания в Огне». [Маджлиси. Бихар аль-анвар, т. 23, с. 390].

 

Аль-Маджлиси приводит это высказывание аль-Муфида для подтверждения своего мнения.

Некоторые из них считают, что отрицание имамства имама даже хуже, чем отрицание пророчества пророка. Аль-Хилли, прозванный джа’фаритами аль-‘Алляма, говорит: «Имамство — благоволение общее, а пророчество — благоволение частное,

поскольку могут быть такие периоды времени, в которые не будет живого пророка, однако не может быть такого времени, в которое не было бы живого имама. А отрицание общего благоволения хуже, чем отрицание благоволения частного» [Хасан ибн Юсуф аль-Мутаххар аль-Хилли. Китаб аль-алифин фи имамат амир аль-му’минин]. Один из их учёных прокомментировал эти слова так: «Сказанное им замечательно» — и добавил: «На это указал ас-Садук, сказав, что отрицающий имамство — худший из трёх категорий людей. Вот его слова: «Насыбий* хуже иудея». Люди спросили: «Как это, о потомок Посланника Аллаха?» Он ответил: «Иудей отрицает благоволение пророчества, а это благоволение частное, а насыбий отвергает благоволение имамства, которое есть благоволение общее»» [Джамалюддин аль-Микдад ибн ‘Абдаллах ас-Суюри. Ан-Нафи’ йаум аль-хашр, с. 43].

 

*Презрительное название суннитов у шиитов.

 

 

 

4 Печать приближённых Аллаха (вали) и печать пророков Аллаха*.

 

*[По: Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с, 300; Маджму’ аль-фатава, т. 2, с. 222].

 

Некоторые представители суфизма считают, что праведник или приближённый Аллаха (вали) лучше пророка, а печать вали лучше печати пророков. Среди сторонников этого утверждения — аль-Хаким ат-Тирмизи и Ибн ‘Араби, выдвинувший теорию единства бытия (вахдат аль-вуджуд). Это утверждение, конечно же, ложное, и в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) мы не обнаруживаем никаких указаний на существование упомянутого ими «последнего вали» или «печати вали», и тем более там нет никаких указаний на то, что этот «последний вали» в чём-то превосходит остальных вали, не говоря уже о том, что он — лучший из них. И ни один признанный и уважаемый учёный не говорил ничего подобного.

А теперь о том, что подтолкнуло их к подобному ошибочному мнению. Они увидели, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует)последний из посланников и лучший из них, и решили, что он — лучший как раз потому, что он — последний из них, а это утверждение несостоятельно и безосновательно, поскольку превосходство не определяется «порядковым номером». Например, Ибрахим жил раньше Мусы и при этом он лучше Мусы. И тот и другой жили раньше ‘Исы, однако при этом они лучше ‘Исы. К тому же Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что лучшими представителями мусульманской общины были сподвижники, которые жили в одно время с самим Посланником (Да благословит его Аллах и приветствует) и что, если даже мусульманин потратит золото размером с гору Ухуд, он не достигнет того, чего достигли они, и даже половины этого. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшее из поколений — моё поколение, а затем — поколения, которые следуют за ним, а затем — поколения, которые следуют за ними».

И в науках те, кто жил позже, обычно не достигают уровня тех, кто жил до них. В качестве примера можно привести уникальные знания Сибавейхи в области арабской грамматики. Конечно, в области каких-то современных наук этот принцип может быть верным, и каждое следующее поколение знает больше предыдущего, проводя новые исследования и делая новые открытия. Что же касается пророчества и посланничества, то с ними дело обстоит совсем по-другому. Ведь пророчество и знание, которое является его необходимым приложением, — это дар Всевышнего, и они не приобретаются путём приложения определённых усилий или совершения определённых действий…

Это утверждение распахнуло врата зла, и каждый, кто о себе очень хорошего мнения, и каждый, кто желает зла мусульманской общине, стал заявлять о том, что он и есть этот «последний вали» или «печать вали» и что он получает знание прямо от Всевышнего Аллаха без всяких посредников. А это — великое заблуждение, и никто в мусульманской общине не имеет права утверждать, что он лучше любого из пророков, и никто из тех, кто демонстрирует праведность и благочестие, не имеет права поклоняться Аллаху способами, противоречащими тому, как поклонялся Ему Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

 

 

 

5 Превосходство одних пророков и посланников над другими.

 

Всевышний Аллах сообщил нам о том, что Он превознёс одних пророков над другими. Всевышний сказал: «Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду Мы даровали Псалтырь» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 55).

Мусульмане согласны в том, что посланники лучше пророков, и одни посланники лучше других. Всевышний сказал: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них Были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали ‘Исе, сыну Марьям, ясные знамения и поддержали его Святым Духом [Джибрилем]». Сура 2 «Корова», аят 253.

 

 

 

 

6 Самые терпеливые, богобоязненные и твёрдые духом посланники (улю аль-‘азм) — лучшие из всех посланников.

 

Лучшими из посланников и пророков были: Мухаммад, Нух, Ибрахим, Муса и ‘Иса (Да благословит их Аллах и приветствует). Это самые терпеливые и богобоязненные из всех посланников:

«Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники». Сура 46 «Барханы», аят 35.

 

Всевышний Аллах упоминает их в нескольких аятах Своей Книги: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в Откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё»». Сура 42 «Совет», аят 13.

 

Всевышний также сказал: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и ‘Исой, сыном Марьям». Сура 33 «Союзники», аят 7.

 

 

 

7 В чём одни пророки и посланники превосходят других?

 

[Одни пророки и посланники превосходят других, потому что Аллах превознёс одних из них над другими и потому что Он даровал каждому особое благо. Однако некоторые люди приписывают пророкам — утверждая при этом, что возвеличивают их, — такие вещи, что это становится явным отходом от истины и далеко от справедливости.

 

Например, многие мусульмане говорят в своих мольбах: «О первое из творений Аллаха! О свет Трона Аллаха!» — имея в виду Пророка . Их слова соединяют в себе разные виды заблуждения, в том числе обращение к Посланнику с мольбой и обращение к нему, а ведь с мольбой можно обращаться только к Аллаху.

Есть ещё и утверждение о том, что Посланник сотворен из света и что он — первое из творений Аллаха, хотя оно не обосновано ничем, кроме нескольких ложных, недостоверных хадисов. Да и первым творением Аллаха была, как известно, Письменная трость, которая записала судьбы всех творений. И Посланник сотворен из того же, из чего Всевышний сотворил всех людей. Однако всё это ничуть не умаляет его достоинства, поскольку превосходство одних творений над другими заключается не в том, из чего они были сотворены. Бывает так, что от неверующего рождается верующий, а от верующего — неверующий, как это было с сыном Нуха и отцом Ибрахима. А Адам был сотворен из глины, однако, придав ему его окончательный вид и вдохнув в него от Своего Духа, Аллах велел ангелам пасть ниц перед ним и превознёс его над другими, даровав ему преимущества перед ними: во-первых, Он научил его названиям всякой вещи, а во-вторых, Он сотворил его Своей Рукой.]

 

Тот, кто внимательно прочитает эти два аята, в которых говорится о превосходстве одних пророков и посланников над другими, поймёт, что Всевышний предпочёл одних из них другим, даровав одним благо, которое Он не даровал другим, или же возвысив степени одних над степенями других, или же сделав так, что одни пророки и посланники были более усердны в поклонении Ему и призыве к Его религии, а также в выполнении возложенной на них Всевышним миссии.

Например, Давуда Аллах предпочёл другим, даровав ему Псалтирь: «А Давуду Мы даровали Забур [Псалтирь]». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 55.

 

А Мусе Он даровал Тору: «Вот Мы даровали Мусе Писание и различение, — быть может, вы последуете прямым путём». Сура 2 «Корова», аят 53.

 

Под Писанием подразумевается Тора: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет» (сура 5 «Трапеза», аят 44).

 

А ‘Исе Всевышний даровал Евангелие: «Вслед за ними Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет». Сура 5 «Трапеза», аят 46.

 

А превосходство Адама заключается в том, что он — отец человечества, которого Аллах сотворил Своей Рукой, и в которого Он вдохнул от Своего Духа, и пасть ниц перед которым Он повелел ангелам. А превосходство Нуха (мир ему) над остальными посланниками заключалось в том, что он был первым посланником Аллаха к обитателям земли и Аллах назвал его благодарным рабом. А превосходство Ибрахима (мир ему) заключается в том, что он — халиль* Аллаха: «Аллах сделал Ибрахима Своим халилем». Сура 4 «Женщины», аят 125.

*(Это слово иногда переводится как «друг» или «возлюбленный», но в действительности указывает не на обычную любовь и дружбу, а на высочайшую степень духовной близости).

 

Кроме того, Аллах сделал его предводителем для людей: «Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей»». Сура 2 «Корова», аят 124.

 

А превосходство Мусы заключается в том, что Аллах передал ему Своё Послание и Сам говорил с Ним: «Он сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми посредством Моего послания и Моей беседы»». Сура 7 «Ограды», аят 144.

 

И Всевышний избрал его для Себя: «Я избрал тебя для Себя». Сура 20 «Та, ха», аят 41.

 

А ‘Иса (мир ему) превосходил других тем, что он был посланником Аллаха и Словом Его, которое Он внушил Марьям, и Духом от Него и разговаривал с людьми ещё в колыбели: «Мессия ‘Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и Духом от Него». Сура 4 «Женщины», аят 171.

 

 

Пророки могут превосходить друг друга и в другом. Пророк может быть просто пророком, и он может быть пророком-царём, и он может быть посланником-рабом. «Пророк, которого люди сочли лжецом, за которым они не последовали и которому отказались подчиниться, это пророк, но не царь. А пророк, которому поверили люди, за которым они последовали и которому подчинились, если он велит людям только то, что велел ему Аллах, — это пророк-раб, а не царь. Если же он велит людям что-то, чего желает он сам, — естественно, речь идет о дозволенном ему, — то это пророк-царь. Всевышний сказал. Сулейману: «Это — Наш дар. Оказывай милость или удерживай —- расчёта не будет» (сура 38 «Сад», аят 39).

Пророк-царь подобен рабу-посланнику. Так, Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) было сказано: «Выбери: либо раб-посланник, либо царь-пророк». Однако раб-посланник совершеннее, чем царь-пророк. Наш Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) рабом-посланником, за которым люди следовали и которому они подчинялись. И его ожидает такая же награда, как и тех, кто последовал за ним, и люди получат пользу от него, и Аллах помилует их за него, а его — за них. Он не выбрал положение царя, чтобы власть и богатство, которые он получил бы в этом случае, не уменьшили его награду в мире вечном.

Итак, раб-посланник лучше у Аллаха, чем царь-пророк. Именно поэтому Нух, Ибрахим, Муса и ‘Иса ибн Марьям выше по своему положению у Аллаха, чем Давуд, Сулейман и Юсуф» [Маджму’ аль-фатава].

 

 

 

 

8 Достоинства последнего из посланников Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

Когда Аллах воскресит первых и последних в Судный день, наш избранный Посланник Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) будет господином всех детей Адама, и в руке его будет знамя хвалы, и все пророки и посланники в тот День будут под его знаменем. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я буду господином детей Адама в Судный день, и здесь нет гордыни и тщеславия, и в руках моих будет знамя хвалы, и нет в этом гордыни и тщеславия, и все пророки, включая Адама, будут под моим знаменем в этот День. И я буду первым, кто станет

заступаться, и первым, чьё заступничество будет принято, и нет здесь гордыни и тщеславия» [Ахмад; Тирмизи; Ибн Маджа; Сахих аль-джами’ ас-сагир].

А когда страдания людей в этот День станут невыносимыми, они начнут просить великих посланников, чтобы те заступились за них пред Аллахом и походатайствовали о том, чтобы скорее начался Суд над рабами. Однако каждый посланник будет направлять их к другому и говорить: «Идите к другому». И так будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к ‘Исе, который скажет им: «Идите к Мухаммаду — рабу, которому простил Аллах все его прошлые и будущие грехи».

Таким будет положение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в этот великий День. А причина этого — в тех выдающихся качествах, которыми наделил его Аллах, и в его благородном нраве, усилиях, приложенных им на пути Аллаха, и исполнении Его велений. Аллах дал ему самому, его призыву и его общине превосходство над остальными, наделив их особыми достоинствами. Например, Он сделал Мухаммада Своим халилем, как и Ибрахима. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах сделал меня Своим халилем подобно тому, как Он сделал Своим халилем Ибрахима» [Муслим; Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа, с. 175].

Кроме того, ему был дарован Великий Коран, подобного которому не было ни у одного из пророков или посланников: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых и Великий Коран». Сура 15 «Хиджр», аят 87.

 

Кроме того, Всевышний Аллах наделил его шестью особенностями, которые были дарованы только ему. В хадисе сказано: «У меня есть шесть преимуществ перед другими пророками: мне дано было умение заключать много смысла в немногие слова, страх был сделан помощью мне, мне была дозволена военная добыча, вся земля была сделана для меня чистым и подходящим для молитвы местом, я был послан ко всем творениям Аллаха, и мною была запечатана череда пророков» [Муслим; Тирмизи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 2, с. 21].

 

Помощь страхом означает, что его врагам был внушён страх перед ним и его последователями.

Ему было дозволено пользование военной добычей, а прежде, во времена предыдущих посланников, военная добыча собиралась, после чего с небес приходил огонь, который пожирал её.

 

И земля была сделана для него чистым и подходящим для молитвы местом. Имеется в виду, что мусульманин может совершить молитву и в мечети, и в доме, и на открытом месте, предварительно совершив омовение или, при отсутствии возможности, очищение песком, и он не нуждается в каком-то специальном месте для совершения молитвы.

И Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) был послан ко всем людям — арабам и неарабам, белокожим, краснокожим и чернокожим*, к тем, кто жил в его время, и ко всем, кто будет жить вплоть до Судного дня: «Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам»» (сура 7 «Ограды», аят 158).

 

*(Неру в своей книге «Взгляд на мировую историю» утверждает, что Мухаммад был послан исключительно к арабам. Этого же мнения придерживались различные группы христиан в прошлом и сегодня. И Ибн Таймийя написал книгу «Аль-Джаваб ас-сахих — Правильный ответ», целью которой было рассеивание подобных сомнений, высказанных автором-христианином. И среди этих сомнений было утверждение о том, что Мухаммад был послан только к арабам, а не ко всему человечеству, и ответ на это утверждение занял немало места в книге Ибн Таймийи. На самом деле для того, чтобы рассеять эти сомнения, достаточно разъяснить этим людям, что в их словах — явное противоречие. Если они признают, что Мухаммад — пророк Всевышнего, посланный к людям, то они обязаны верить во всё то, что он говорил. А он говорил, что послан ко всем людям. И если они верят в то, что он — посланный к людям пророк, а потом не верят его словам и говорят: «Ты послан к одним только арабам», тогда в их словах — явное противоречие. Вполне очевидно то, что таким способом они просто хотят оправдать своё неверие в него).

 

И он был послан не только к людям, но и к джиннам: джинны, послушав Коран и уверовав в истину, ниспосланную Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует), вернулись к своему народу и обратились к нему с таким увещеванием: «О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасёт вас от мучительных страданий. А тот, кто не ответит пропо-веднику Аллаха, не спасётся на земле, и не будет у него покровителей и помощников вместо Него. Такие находятся в очевидном заблуждении». Сура 46 «Барханы», аяты 31-32.

 

 

А шестое его достоинство заключается в том, что он — печать пророков, и после него уже не придёт к людям ни один пророк: «…а является Посланником Аллаха и печатью пророков»* (сура 33 «Союзники», аят 40). *Или последним из пророков.

 

А если он — печать пророков, значит, он и печать посланников, поскольку каждый посланник является пророком.

А то, что он — печать пророков и посланников, означает, что после него никогда уже не будет направлен к людям посланник, который изменит Шариат нашего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует)* и объявит недействительным что-то из его религии. Что же касается пришествия ‘Исы (мир ему) в конце времён, то это событие — истинно, и оно действительно грядёт, как об этом сообщил Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), однако он спустится с небес не для того, чтобы править и судить согласно Торе и Евангелию, — он будет судить и править согласно Корану, ломать кресты, убивать свиней и произносить азан, призывая людей на молитву.

 

*(После начала пророческой миссии Мухаммада появилось несколько лжепророков — Мусайлима, аль-Асвад аль-‘Анси, Саджах и другие. И время от времени такие лжепророки появлялись позже и появляются до сих пор. Например, в прошлом веке появился ‘Али Мухаммед аш-Ширази (1819 г.р.), прозванный Бабом, последователи которого именуют себя бабидами. Он то заявлял, что он — пророк, то говорил, что он — Бог. По его стопам пошел его ученик, прозванный Бехаулла, последователи которого называются бехаистами. Был еще Мирза Гулям Ахмад аль-Кадиани. Его последователи есть в Индии, Германии, Англии и Америке. Они строят мечети, вводя в заблуждение мусульман, и если раньше они назывались кадианитами, то сейчас они переименовали себя в «ахмадию» — тоже ради того, чтобы вводить в заблуждение рабов Аллаха. Последний из этих лжепророков появился некоторое время назад в Судане. Однако Всевышний Аллах обязательно раскрывает таких людей и показывает ложность их утверждений. «Воистину, те, которые возводят навет на Аллаха, не преуспеют!» (сура 10 «Юнус», аят 69).)

 

 

 

 

 

9 Тексты, в которых отрицается превосходство одних пророков над другими.

 

В нашем распоряжении имеются хадисы, запрещающие мусульманам превозносить одних пророков над другими. Например, Абу Са’ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Не считайте одних пророков лучше других» [Бухари; Муслим].

 

А Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превозносите одних пророков над другими» [Бухари]. То есть мы не должны говорить, что такой-то пророк лучше такого-то.

Однако эти хадисы не противоречат аятам, в которых говорится о том, что Аллах дал одним пророкам и посланникам превосходство над другими. Имеется в виду запрет превозносить одних пророков над другими из фанатизма, а также с целью принижения кого-либо из пророков, или же речь идёт о тех случаях, когда превознесение одних пророков над другими приводит к смуте, расколу и конфликтам [Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа, с. 170]. На это указывает причина появления хадиса. Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Однажды два человека, один из которых был мусульманином, а другой — иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: «Клянусь Тем, кто избрал Мухаммада среди всех обитателей миров!» Что же касается иудея, то он сказал: «Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!» Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему о том, что произошло между ним и мусульманином. Выслушав его, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) послал за мусульманином, стал расспрашивать его о случившемся, и тот обо всём ему рассказал, после чего Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой*, ибо, поистине, [в День Воскрешения] все люди будут поражены, однако я приду в себя первым и увижу Мусу, который будет держаться за край Трона. И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и придёт в себя раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение»» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 441].

*То есть не отдавайте мне предпочтение перед Мусой только для того, чтобы принизить его.

 

Аль-Бухари приводит и такой хадис: «Не превозносите меня над остальными пророками». А в другой версии говорится: «Не считайте одних пророков лучше других».

 

Ибн Хаджар говорит по этому поводу: «Учёные сказали о запрете превозносить одних пророков над другими, что запрещено делать это по своему мнению, без соответствующего обоснования и доказательства, или же ради того, чтобы принизить кого-то из пророков, или же так, что это приводит к конфликтам и смуте, или же имеется в виду запрет на утверждение, что какой-то пророк лучше другого во всём, то есть у того, другого пророка вообще нет никаких достоинств» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 44].

А другой учёный сказал: «Хадисы, запрещающие превознесение одних пророков над другими, относятся к той ситуации, когда имеет место спор или дискуссия с людьми Писания, когда представители каждой из двух религий начинают утверждать, что их пророк лучше. В этом случае дело может дойти до насмешек и издевательств, что станет причиной неверия (куфр). Если же мы говорим о превосходстве одних пророков над другими, имея в виду наличие у первых известных и подтверждённых [Кораном и Сунной] достоинств, то это не входит в данный запрет» [Фатх аль-Бари].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.