Качества посланников.

Глава 5. Качества посланников.

 

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

1 Посланники — люди.

2 Люди приспособлены к тому, чтобы быть посланниками Всевышнего.

3 Почему Аллах не послал к людям ангелов?

4 Посланники и пророки были людьми… Что из этого следует?

5 Пророков постигают испытания и беды.

6 Пророки занимаются тем же, чем и остальные люди.

7 Посланники не обладали качествами, присущими Аллаху или ангелам.

8 Человеческое совершенство.

9 Совершенство внешнего облика.

10 Различия во внешнем виде.

11 Совершенство нрава.

12 Посланники — люди самого благородного происхождения.

13 Все посланники были свободными.

14 Способности и дарования.

15 Посланники — самые покорные, праведные и богобоязненные рабы Аллаха.

16 Все посланники были мужчинами.

17 Почему все посланники были мужчинами?

18 Женщины и пророчество.

19 Особенности пророков, отличающие их от других людей:

1 Откровение

2 Глаза пророков спят, но не спят сердца их.

3 Земля не пожирает тела пророков.

4 Пророки остаются живыми в своих могилах.

 

 

 

Скачать статью: https://vk.com/doc181861343_428388767

 

 

1 Посланники — люди.

 

Мудрый Господь пожелал, чтобы посланники, которых Он направлял к людям, также были людьми: «Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы»». Сура 18 «Пещера», аят 110

 

 

2 Люди приспособлены к тому, чтобы быть посланниками Всевышнего.

 

Люди, считающие нецелесообразным то, что Аллах сделал посланниками именно людей, просто не оценили способности и возможности человека должным образом. На самом деле человек отлично приспособлен к тому, чтобы исполнять эту великую миссию и нести подобную ответственность — ответственность, которую отказались взять на себя даже небеса, земля и горы: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным». Сура 33 «Союзники», аят 72.

 

Те, кто считал неподходящим избрание человека в качестве посланника Господа, смотрели только на внешний вид человека. Ведь человек представляет собой тело, которое нуждается в пище, питье и сне… У человека много разных потребностей, и он вынужден тратить силы и время на их удовлетворение: «Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам…»» (сура 25 «Различение», аят 7).

При этом они не обратили внимания на сущность человека, на дух, который Всевышний Аллах вдохнул в это тело: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц». Сура 15 «Хиджр», аят 29.

 

Именно этот дух отличает человека от всех остальных, и именно благодаря этому духу человек становится человеком и наместником Всевышнего на земле. Всевышний создал человека таким, чтобы Он мог связываться с ним через этот дух. А значит, нет ничего удивительного и странного в том, что Аллах избрал из числа этих людей, наделённых способностью принимать и усваивать передаваемое им Откровение, посланников для того, чтобы они, получив Откровение, выводили своих братьев и сестёр по человечеству на истинный путь каждый раз, как те свернут с него, и приходили им на помощь всякий раз, когда они нуждаются в помощи: «Посланники говорили им: «Мы — такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей Милостью того из Своих рабов, Кого пожелает». Сура 14 «Ибрахим», аят 11.

 

К тому же Всевышний Аллах подготавливает Своих избранников к пророчеству и посланничеству особым образом: «Я избрал тебя для Себя» (сура 20 «Та, ха», аят 41).

Посмотрите же на нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) — как Всевышний заботился о нём и оберегал его, несмотря на его бедность и то, что он был сиротой: «Разве Он не нашёл тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашёл тебя заблудшим и повёл прямым путём. Он нашёл тебя бедным и обогатил». Сура 93 «Утро», аяты 6-8.

 

Всевышний очистил его, отдалил от него скверну шайтана и извлёк из него долю шайтана, ещё когда он был совсем маленьким. Анас (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Джибриль пришёл к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда он играл с другими мальчиками, взял его, извлёк из его груди сердце, вынул из него сгусток крови и сказал: «Это — доля шайтана в тебе». Затем он обмыл его сердце в золотом тазу водой Замзама, после чего возвратил его на место. Мальчики же в это время бросились к его молочной матери (Ею была Халима ас-Са’дийя) с криком: «Мухаммада убили!» Вернувшись, они увидели, что он очень бледен. Анас сказал: «И я видел шов на его груди» [Муслим].

Похожее происшествие упоминается и при описании прихода Джибриля к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) в ночь Вознесения: он явился к нему для того, чтобы подготовить его к вознесению на небеса. В хадисе о вознесении говорится: «Когда я был в Мекке, крыша моего дома разверзлась, и спустился Джибриль. Он рассёк мне грудь, промыл её водой Замзама, затем принёс таз, наполненный мудростью, и вылил его в мою грудь, после чего вернул ей прежний вид» [Бухари; Муслим].

 

 

 

3 Почему Аллах не послал к людям ангелов?

 

Враги посланников очень часто возражали им, не желая признавать то, что Аллах сделал Своими посланниками людей. Это удержало многих от того, чтобы уверовать: «Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?»

Сура 17 «Ночное путешествие», аят 94.

 

Они не захотели следовать за посланниками и принимать убеждения и законы, принесённые ими, потому что эти посланники были людьми, — они считали, что это для них будет явным убытком: «Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажетесь в убытке». Сура 23 «Верующие», аят 34.

 

«Они сказали: «Неужели мы последуем за одним из нас? В этом случае мы окажемся в заблуждении и пострадаем». Сура 54 «Луна», аят 24.

 

Люди стали говорить, что Аллаху следовало бы послать к ним ангелов, чтобы те передавали Его послание, находясь среди них, или, по меньшей мере, Ему следовало бы сделать так, чтобы каждого посланника из числа людей сопровождал посланник из числа ангелов: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: «Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?»» (сура 25 «Различение», аят 21).

Всевышний также сказал: «Они сказали: «Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему не был ниспослан вместе с ним ангел, который предостерегал бы вместе с ним?»» (сура 25 «Различение», аят 7).

 

Изучив имеющиеся у нас аяты и хадисы, мы можем ответить таким людям следующим образом.

 

  1. Всевышний Аллах избрал в качестве посланников людей, а не ангелов потому, что это делает испытание серьёзнее. В хадисе-кудси сказано: «Поистине, Я послал тебя для того, чтобы испытать тебя и подвергнуть испытанию других посредством тебя» [Муслим].
  2. Избрание Всевышним людей в качестве посланников — почёт и дарование им превосходства: «Это те, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраиля, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали» (сура 19 «Марьям», аят 58).

 

  1. Человек более приспособлен к тому, чтобы направлять и руководить, а также служить примером для других. Поистине, в том, что Всевышний посылал к людям посланников из их числа, заключена великая мудрость: ведь посланник-человек испытывает те же чувства, что и те, кого он призывает, проходит через те же испытания, что и они. Он понимает их боль и их надежды, он знает, чего они хотят, о чём мечтают, к чему стремятся. Он знает, в чём они нуждаются и что тяготит их… И он жалеет их, зная их слабость и несовершенство, и надеется, что они станут сильнее и сумеют победить свои слабости и недостатки. Он ведёт их за собой шаг за шагом. При этом он понимает и оценивает их побуждения, впечатления и то, как они внимают его призыву, потому что он — один из них. Он идёт вместе с ними по пути Аллаха, руководствуясь Его Откровением, а Всевышний помогает и содействует ему, и он идёт дальше, несмотря на всю тяжесть пути.

А люди, со своей стороны, видят, что человек вполне может справиться с возложенным на него, поскольку посланник такой же человек, как и они, и видят, что он возвышается вместе с ними и сам соблюдает все те нравственные нормы, совершает все те действия и исполняет все те обязанности, к исполнению которых призывает их и о которых он говорит им, что Сам Всевышний возложил на них эти обязанности. Он сам — живое воплощение тех убеждений, принять которые он их призывает. Его жизнь и его дела — это страница, открытая перед ними, с которой они могут переписывать строчку за строчкой и претворять в жизнь написанное на ней. И эта страница — посланник — постоянно находится среди них, и они следуют написанному на ней, потому что её воплощением является человек.

  1. Ангелов увидеть сложно. Неверующие, говоря о том, что Аллаху следовало бы послать к людям ангелов, не понимают при этом природы ангелов, их устройства, их истинной сущности и не знают, насколько тяжко будет для них исполнение того, что они предлагают. Вступить в контакт с ангелами и увидеть их не так просто, как представляется некоторым. Даже Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), который был лучшим из людей и при этом обладал огромной физической и духовной силой, когда он увидел Джибриля в его истинном облике, охватил такой ужас, что он вернулся домой, всё ещё дрожа от пережитого потрясения. Сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) находился в состоянии колоссального напряжения во время передачи Откровения. Именно поэтому его ответ неверующим был следующим: «В тот день, когда они увидят ангелов, для грешников не будет никакой благой вести» (сура 25 «Различение», аят 22).

Это потому, что неверующий видит ангелов, только когда находится при смерти или когда его постигает кара Всевышнего Аллаха, и день, в который он увидит ангелов, будет днём его погибели.

Направление к людям посланников из их числа было необходимым, поскольку это позволяло людям общаться с посланником и понимать сказанное им. А если бы посланники были из числа ангелов, у людей не было бы такой возможности.

«Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?» Скажи: «Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела». Сура 17 «Ночное путешествие», аяты 94-95.

 

Если бы на земле жили ангелы, Аллах направил бы к ним посланников из их числа. Но поскольку землю населяют люди, милосердие Всевышнего и Его мудрость предполагает, что посланники, направляемые к людям, должны быть из их числа: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 164).

 

Поскольку для людей это достаточно тяжкое испытание — видеть ангелов, вступать в контакт с ними и воспринимать передаваемое ими, то, если бы Аллах пожелал направить к людям ангела в качестве посланника, Он превратил бы этого ангела в человека: «Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы всё равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чём они сомневаются». Сура 6 «Скот», аят 9.

 

В этом аяте Аллах сообщает нам о том, что если бы Он послал к людям ангела, Он придал бы ему облик человека и наделил бы его всеми необходимыми свойствами для того, чтобы люди могли свободно разговаривать с ним и перенимать от него передаваемое им знание. А в этом случае люди растерялись бы, не понимая, (кто же всё-таки перед ними — ангел или человек) [Ибн Касир. Тафсир].

 

Ведь посланник пришёл в человеческом облике, так каким же способом можно убедиться в том, что на самом деле он ангел? А если всё обстоит таким образом, тогда нет никакого смысла посылать к людям ангела в человеческом облике. К тому же посланием ангела не достигается главная цель направления к людям посланников. Ведь посланник-ангел не может понять всё то, что чувствуют люди, ему это чуждо, поскольку ангельская природа отличается от человеческой, пусть даже ангел и способен принимать облик человека.

 

 

 

4 Посланники и пророки были людьми… Что из этого следует?

 

Из этого следует, что они обладают всеми качествами, которые присущи людям. Например, они, как и все люди, представляют собой тело, которое нуждается в пище и питье, и они, подобно всем остальным людям, справляют нужду — это предполагает приём ими пищи: «Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали Откровение. Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого. Мы не сотворили их [Посланников] телами, которые не потребляют пищу, и они не были бессмертными». Сура 21 «Пророки», аяты 7-8.

 

Кроме того, они появляются на свет точно так же, как и остальные люди. У них есть матери и отцы, тёти и дяди. Они подобно другим людям женятся, и у них есть дети: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (сура 13 «Гром», аят 38).

 

 

Они проходят через всё то, через что проходят и другие люди: они спят и просыпаются, болеют и выздоравливают, и они смертны. Всевышний сказал, передавая слова Ибрахима (мир ему) о нём: «Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит». Сура 26 «Поэты», аяты 79-81.

 

И Аллах сказал Своему Посланнику Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, ты смертен, и они смертны». Сура 39 «Толпы», аят 30.

 

Он также сказал, разъясняя, что таков его обычай в отношении всех посланников: «Мухаммад — всего лишь Посланник. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять?» Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 144.

 

А в одном из хадисов о Посланнике Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказано следующее: «Был он человеком, подобным другим людям: чинил свою одежду, доил овец и прислуживал себе сам» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №671].

Известен также достоверный хадис, в котором Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал Умм Суляйм (Да будет доволен ей Аллах): «О Умм Суляйм! Известно ли тебе, что я обратился к Своему Господу с такими словами: «Поистине, я человек, и нравится мне то, что нравится людям, и вызывает у меня гнев то, что вызывает гнев у людей… И если я обращусь к Тебе с мольбой против кого-то из членов этой общины, тогда как он не заслужил этого, то сделай эту мольбу очищением и приближением, посредством которого он приблизится к Тебе в Судный день»». [Муслим; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 84].

 

 

5 Пророков постигают испытания и беды.

 

Поскольку все посланники были людьми, они подвергались испытаниям и их постигали беды, как и всех остальных людей. Они могут попасть в заточение, как это произошло, например, с Юсуфом: «Он сказал: «Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают…»» (сура 12 «Юсуф», аят 33).

Всевышний упоминает о том, что Юсуф «пробыл в темнице несколько лет» (сура 12 «Юсуф», аят 42). Случается также, что их народы причиняют им вред, иногда даже ранят их до крови, как это было с Посланником (Да благословит его Аллах и приветствует), которого во время битвы при Ухуде ранили и сломали ему зуб. Случается также, что их изгоняют с их родины, как это было, например, с Ибрахимом, который переселился из Ирака в Шам, и с нашим Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), который переселился из Мекки в Медину. Бывает даже, что посланников убивают: «Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» Сура 2 «Корова», аят 87.

 

Они могут заболеть. Например, Всевышний Аллах подверг такому испытанию Своего пророка Айюба, и тот терпеливо перенёс испытание. В достоверном хадисе Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Пророк Аллаха Айюб восемнадцать лет терпел постигшее его, и все и близкие, и чужие отвернулись от него, кроме двух его братьев…». [Абу Я’ля; Абу Ну’айм; Ибн Хиббан; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 17].

 

Он был очень богат, и у него было много детей, и он лишился своего богатства и своего потомства: «Помяни также Айюба, который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты — Милосерднейший из милосердных». Мы ответили на его мольбу, Устранили постигшее его зло и даровали ему его [новую] семью и вдобавок ещё столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется». Сура 21 «Пророки», аяты 83-84.

 

 

Пророки не только подвергаются испытаниям — они подвергаются испытаниям больше, чем все остальные люди. Ас-Са’б ибн Са’д передаёт от своего отца, что он спросил Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Кто подвергается самым тяжёлым испытаниям?» Тот ответил: «Пророки, затем простые люди, от лучших к худшим. Человек подвергается испытаниям в соответствии со своей верой. И если вера его крепка, ему добавляются испытания, а если вера его слаба, ему посылаются испытания в соответствии с его религией. Раб Аллаха подвергается испытаниям до тех пор, пока не станет он ходить по земле без единого греха» [Тирмизи; Ахмад; Ибн Маджа; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 143].

А Абу Са’ид аль-Худри вошёл к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) когда тот болел, и прикоснулся к нему. Почувствовав исходивший от него жар сквозь покрывало, он воскликнул: «О Посланник Аллаха! Что делает с тобой болезнь!» Тот сказал в ответ: «Такова наша доля… Испытания, ниспосылаемые нам, увеличиваются, и награда, даруемая нам, увеличивается». Он спросил: «О Посланник Аллаха, какие люди больше всего подвергаются испытаниям?» Тот ответил: «Пророки, затем праведники. Бывает, что кого-то из них Аллах испытывает бедностью так, что не остаётся у него ничего, кроме одежды, которую он носит, однако при этом некоторые из них радуются испытаниям так же, как вы радуетесь благополучию и благоденствию» [Ибн Маджа; Ибн Са’д; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 144]. *[Если таково положение пророков, то праведным людям следует извлечь из этого урок для себя и не думать об Аллахе дурное, если их постигнет испытание или беда. А тем, кто выдвигает ложные обвинения против праведных людей только потому, что тех постигло испытание, следует задуматься о своём поведении и воздержаться от подобного впредь].

 

 

 

6 Пророки занимаются тем же, чем и остальные люди.

 

Поскольку все посланники были людьми, то и их занятия представляли собой занятия обычных людей. Например, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) до начала своей пророческой миссии занимался торговлей.

Мы знаем также, что посланники пасли овец. Джабир ибн ‘АбдаЛлах (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) собирали спелые плоды арака, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Берите чёрные, они самые лучшие». Люди спросили Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Пас ли ты овец?» В ответ он сказал: «А разве был хоть один пророк, который не пас их?»» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 438].

Среди пророков, о которых в Коране говорится, что они пасли овец, — Муса (мир ему). Он занимался этим несколько лет.

 

Праведный раб Всевышнего сказал ему: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из этих моих дочерей с условием, что ты наймёшься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять лет, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников». Он [Муса] сказал: «Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим». Сура 28 «Рассказ», аяты 27-28.

 

Ибн Хаджар сказал: «Итак, пророки пасли овец… В этом заключён особый смысл. Это занятие побуждало их к тому, чтобы быть скромными. Кроме того, они привыкали к уединению, и их присмотр за овцами становился своеобразной подготовкой к последующему руководству общиной» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 439].

Давуд (мир ему) тоже занимался тем, чем занимались многие люди: он был кузнецом и изготавливал кольчуги. Всевышний сказал: «Мы научили Давуда изготовлять для вас кольчуги, чтобы они предохраняли вас от причиняемого вами вреда. Но разве вы благодарны?» (сура 21 «Пророки», аят 80). То есть он был кузнецом и царём одновременно, и питался от того дохода, который приносила ему его работа кузнеца…

А пророк Аллаха Закария (мир ему) был плотником [Муслим].

 

 

 

 

7 Посланники не обладали качествами, присущими Аллаху или ангелам.

 

Тот факт, что посланники были людьми, предполагает, что они не были божествами и не обладали никакими из свойств Божества. Именно поэтому посланники постоянно говорили о том, что они не обладают силой или могуществом — вся сила и могущество принадлежит Всевышнему Аллаху. Более того, они сами просили защиты и помощи у одного лишь Аллаха и никогда не приписывали себе ничего из свойств Всевышнего. Например, Всевышний разъясняет непричастность ‘Исы ибн Марьям (мир ему) к тому, что ему приписывают: «Вот сказал Аллах: «О ‘Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом>?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того что Ты мне велел: Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу>. Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты — Свидетель всякой вещи». Сура 5 «Трапеза», аяты 116-117.

 

Эти слова ‘Иса (мир ему) скажет в Судный день, и они — истина, разбивающая всё то ложное, что приписали ему, рабу Аллаха и Его посланнику, христиане. Одни из них сказали: Бог — это и есть Иисус, сын Марии, и Он вошёл в утробу Марии: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах — это Мессия, сын Марьям»» (сура 5 «Трапеза», аят 72).

Другая группа сказала: Он — третий из трёх: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице»» (сура 5 «Трапеза», аят 73).

Третья группа заявила, что ‘Иса — сын Аллаха (Пречист Аллах, и превыше Он того, что они говорят о Нём!): «Они говорят: «Милостивый взял Себе сына» Этим вы совершаете ужасное злодеяние» (сура 19 «Марьям», аяты 88-89).

Эти люди зашли слишком далеко в своих утверждениях относительно ‘Исы (мир ему) и отдалились от истины. А ведь их слова — это омерзительное и отвратительное поношение Всевышнего Аллаха. Вот что они говорят: «Господь миров спустился с Трона Своего величия, проник в утробу женщины, пробыл там некоторое время, в окружении её внутренностей и плодных оболочек, а потом вышел оттуда в виде новорождённого, который потом постепенно рос и взрослел. При этом Он плакал, ел, пил, мочился, играл с другими детьми. Затем его отдали учиться в школу вместе с еврейскими детьми, где Он учился всему тому, что должен знать человек. Ему было сделано обрезание… А позже иудеи начали гнать Его отовсюду и в конце концов поймали Его, долго мучили и пытали, затем надели Ему на голову ужасный терновый венец, посадили его на осла, на котором не было ни седла, ни узды, а потом подвели Его к кресту. При этом они били Его и плевали Ему в лицо. Они окружали Его со всех сторон. Потом они заставили Его нести крест, и зрелище это было ужасным… Потом они привязали Его руки и ноги к кресту. А потом

пробили их гвоздями, ломающими кости и разрывающими плоть. А Он в это время звал на помощь и восклицал: «Пощадите меня!» Однако никто из них не пожалел Его, и это Критом, что Он — Властелин, распоряжающийся Высшим и Низшим миром, и к Нему взывают обитатели небес и земли, и каждый день Он занят чем-то важным… Потом Он умер и был похоронен в земле, под огромным камнем. А потом Он вышел из могилы и поднялся к Своему Трону в Своё Царство после всех упомянутых событий» [Хидайат аль-хийара].

Так может ли быть поношение хуже и отвратительнее, чем эта клевета на Всевышнего Творца… И какое заблуждение хуже этого заблуждения…

 

 

 

8 Человеческое совершенство.

 

Люди, конечно же, различаются между собой и внешностью, и характером, и нравом, и способностями. Есть среди них красивые, есть некрасивые, есть средние. Есть слепые, есть кривые на один глаз, есть зрячие. Те, у кого всё в порядке с глазами, тоже не одинаковы: у одних Глаза красивее, чем у других, и одни видят лучше, чем другие. Есть среди людей глухие, есть те, кто слышит хорошо, есть тугоухие. Есть люди подлые, а есть благородные, с высокими целями и стремлениями.

Пророки и посланники, несомненно, наделены человеческим совершенством во всей его полноте. Это потому, что Аллах избрал их для Себя, а Он, конечно же, избирает людей с самыми чистыми сердцами, самым благородным нравом, самых одарённых: «Аллах лучше знает, кому доверить Своё Послание» (сура 6 «Скот», аят 124).

 

 

 

9 Совершенство внешнего облика.

 

Всевышний Аллах предостерёг нас от причинения вреда Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) подобно тому, как сыны Израилевы обижали Мусу (мир ему): «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом».

Сура 33 «Союзники», аят 69

 

 

Наш Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) пояснил, что под обидой, нанесённой израильтянами Мусе, подразумевается то, что они приписывали ему физический недостаток. Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Муса был очень стыдливым человеком, и никто не видел его кожи, поскольку он стыдился обнажаться перед кем-то, и кто-то из израильтян обидел его, сказав о нём: «Поистине, он так закрывается ото всех потому, что страдает кожной болезнью проказой, или же у него грыжа на срамных местах или другой порок!» И Аллах пожелал показать им, что их предположения в отношении Мусы неверны. Как-то раз Муса, оставшись один, положил свою одежду на камень и выкупался. Когда же он закончил купание и подошёл к тому месту, где оставил свою одежду, чтобы взять её, он увидел, что тот камень укатился вместе с его одеждой. Тогда Муса, нагой а Аллах наделил его прекрасным сложением взял палку, а люди увидели его и поняли, что ошибались, думая о нём дурное. Затем он подошёл к камню, взял свою одежду и надел её, а потом несколько раз ударил по камню, так что на камне остались следы три, четыре или пять. Об этом Слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом»» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 437].

Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни сказал, комментируя этот хадис: «Из этого хадиса следует, что пророки были совершенны — как телом, так и нравом, и кто приписывает какому-нибудь пророку недостатки, тот обижает его и может дойти до неверия (куфр)» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 438].

 

 

 

 

10 Различия во внешнем виде.

 

То, что посланники были самыми совершенными из людей, вовсе не означает, что все они были одинаковы внешне и обладали одинаковыми качествами и характерами. Они были совершенными, но при этом очень разными. Таково уникальное и удивительное творение Всевышнего, такова Его совершенная сила и могущество.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам о том, как выглядели некоторые пророки и посланники. Например, он сказал: «В ночь моего вознесения на небеса я увидел Мусу. Он был очень похож на людей из Шануа (область в Йемене.) [Бухари].

А вот как он описал ‘Ису: «Между ним и мною не было пророков, и он спустится с небес, и когда вы увидите его, вы узнаете его: Мужчина среднего роста, румяный и светлокожий, на нём будут две окрашенные шафраном одежды, и с головы его будут сбегать капли, хотя на самом деле она не будет мокрой» [Абу Давуд; Ахмад; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 5, с. 90].

А сподвижники, в свою очередь, описали нам Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует): «Был он лучшим из людей… Среднего роста, но скорее высокий, чем низкий, широкоплечий, с гладкими щеками и иссиня-чёрными волосами, глаза его были словно подведённые сурьмой, с длинными ресницами, и, делая шаг, он опирался на всю ступню, и, когда он снимал свой плащ, то напоминал серебряный слиток» [Байхаки; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 4, с. 199].

 

 

 

11 Совершенство нрава.

 

У пророков был столь благородный нрав, что они заслужили похвалу Господа миров.

 

Аллах похвалил Своего возлюбленного друга Ибрахима (мир ему): «Воистину, Ибрахим был выдержанным, смиренным и кающимся». Сура 11 «Худ», аят 75.

 

А дочь праведного раба Всевышнего сказала, описывая Мусу (мир ему): «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймёшь, будет тот, кто силён и заслуживает доверия». Сура 28 «Рассказ», аят 26.

 

Аллах похвалил Исма’иля (мир ему) за то, что тот выполнял свои обещания: «Помяни в Писании Исма’иля. Воистину, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком». Сура 19 «Марьям», аят 54.

 

Кроме того, Всевышний Аллах похвалил нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) за его прекрасный нрав: «Воистину, ты — великого нрава». Сура 68 «Письменная трость», аят 4.

 

Всевышний не только сообщил нам о том, что нрав Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) был великим, — Он ещё и использовал при этом усилительные частицы, которые употребляются для того, чтобы подтвердить и подчеркнуть сказанное. Среди присущих ему качеств, которыми наделил его Всевышний, — милосердие и сострадание: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим». Сура 9 «Покаяние», аят 128.

Его нрав сыграл немалую роль в выведении им людей на прямой путь и их воспитании. Сафван ибн Умайя говорит: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) дал мне то, что дал, и в то время он был для меня самым ненавистным из людей. И он не переставал наделять меня до тех пор, пока не стал для меня самым любимым из людей» [Муслим].

Однажды один человек попросил Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) дать ему что-нибудь, и тот дал ему стадо овец, занимавшее пространство между двумя горами, и этот человек пришёл к своему народу и сказал: «Примите ислам, ибо, поистине, Мухаммад даёт как человек, который не опасается бедности!» [Муслим].

Если бы посланники не были наделены этим совершенством, люди не подчинились бы им, потому что люди не подчиняются добровольно и по собственному желанию тем, у кого много недостатков и мало достоинств.

 

 

 

12 Посланники — люди самого благородного происхождения.

 

Посланники — люди благородного происхождения. Все посланники после Нуха (мир ему) — потомки Нуха, а все посланники после Ибрахима (мир ему) — потомки Ибрахима.

 

Всевышний сказал: «Мы уже отправили Нуха и Ибрахима и установили пророчество и Писание в их потомстве». Сура 57 «Железо», аят 26.

 

Всевышний Аллах избирал в качестве посланников людей самого благородного происхождения из тех народов, к которым Он направлял этих посланников. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я был направлен в качестве посланника в лучший из всех следовавших друг за другом веков, когда только жили люди, и появился в тот век, в котором живу» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 566].

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Я Мухаммад ибн ‘Абд-аль-Мутталиб. Поистине, Всевышний Аллах сотворил Свои творения и причислил меня к лучшим из них. Потом Он разделил их на две группы и сделал так, чтобы я оказался в лучшей из них. Потом Он разделил их на племена и сделал так, чтобы я оказался в лучшем племени. Затем разделил Он их на семейства, и сделал так, чтобы я оказался в лучшем семействе. И я лучше вас семейством, и лучше вас душою своей» [Ахмад; Тирмизи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 2, с. 22].

А в другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах избрал Кинану из детей Исма’иля, и избрал Курайша из [потомков] Кинаны, и избрал бану Хашим из [потомков] Курайша» [Муслим; Насаи].

 

 

 

13 Все посланники были свободными.

 

К признакам совершенства посланников относится и то, что среди них не было рабов. Ас-Сафарини говорит: «Рабство — недостаток, который не приличествует иметь пророку. Ведь пророк день и ночь призывает людей к религии Всевышнего, а у невольника нет такой возможности. Кроме того, люди считают рабство изъяном и обычно не желают следовать за рабом и внимать его призыву и не признают его в качестве предводителя и примера для себя. Оно — последствие неверия и не приличествует пророкам» [Ливами’ аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 265]*

*[Некоторые могут возразить, сказав, что посланника Аллаха Юсуфа люди, вытащившие его из колодца, продали в рабство. На это возражение можно ответить так: это рабство было испытанием, однако на самом деле он был свободным человеком, с которым поступили несправедливо. К тому же это рабство не продлилось долго: вскоре после этого Аллах возвысил его и сделал правителем].

 

 

 

14 Способности и дарования.

 

Всевышний наделил пророков блестящим умом, проницательностью, красноречием, сообразительностью и так далее. Иначе говоря, Он даровал им все способности и качества, необходимые для того, чтобы они могли стать носителями Послания, а потом донести его до людей и направлять и воспитывать тех, кто последует за ними, и руководить ими.

Например, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) хранил в своей памяти всё ниспосланное ему Откровение, не забыв ни слова из него: «Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего». Сура 87 «Всевышний», аят 6.

 

Они разъясняли религию тем, кто отказывался принимать её, вступали в дискуссии с такими людьми, приводили различные доводы и доказательства. Например, Ибрахим (мир ему) привёл такие доводы, что заставил своего оппонента замолчать: «И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (сура 2 «Корова», аят 258).

А Всевышний Аллах сказал, комментируя дискуссию Ибрахима (мир ему) с его народом: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем» (сура 6 «Скот», аят 83).

 

А Муса (мир ему) так отвечал фараону, что в итоге тот, не зная, что возразить ему, был вынужден перейти к угрозам: «Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убеждённостью». [Фараон] сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?» [Муса] сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов». [Фараон] сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник — одержимый». [Муса] сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете». [Фараон] сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключёнными». Сура 26 «Поэты», аяты 23-29.

 

 

 

15 Посланники — самые покорные, праведные и богобоязненные рабы Аллаха.

 

Итак, мы уже рассказали о проявлениях совершенства в облике и нраве посланников и упомянули о дарованных им Аллахом способностях и качествах, которые также являются признаками их совершенства. Однако есть и другой вид совершенства, который Всевышний даровал Своим пророкам и посланникам: они — истинные рабы Всевышнего. А чем более покорным и богобоязненным рабом Аллаха является человек, тем выше его ступень на лестнице человеческого совершенства, а чем дальше он от поклонения и покорности Всевышнему, тем ниже его положение на этой лестнице. Посланники же превосходят в этой области всех остальных людей. Вся их жизнь — это жизнь истинных рабов Всевышнего, покорных Ему и богобоязненных.

Всевышний Аллах похвалил последнего из пророков и Господина посланников, назвав его Своим рабом и при этом упомянув о ниспосылаемом ему Откровении: «Он внушил Своему рабу Откровение». Сура 53 «Звезда», аят 10.

 

А в другом аяте он также называет его Своим рабом и тут же упоминает о ниспослании Корана: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение [Коран], чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». Сура 25 «Различение», аят 1.

 

А в другом аяте Он упоминает о том, что он — Его раб, и связывает это упоминание с упоминанием мольбы: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему». Сура 72 «Джинны», аят 19.

 

А в этом аяте Он называет его Своим рабом и тут же упоминает о вознесении его на небеса: «Преславен Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 1.

 

И именно тем, что он был истинным рабом Всевышнего, Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) заслужил положение во главе всех людей и впереди них в этом мире и в мире вечном. Поэтому ‘Иса (мир ему) скажет в Судный день, когда люди обратятся к нему с просьбой заступиться за них: «Идите к Мухаммаду рабу, которому простил Аллах его прошлые и будущие грехи» [Бухари; Муслим; Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа, с. 157].

Вот одно из подтверждений того, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) был истинным рабом Всевышнего. Мать верующих ‘Аиша (Да будет доволен ей Аллах) передаёт: «Я сказала Посланнику Аллаха: «Да сделает меня Аллах выкупом за тебя, ешь, опираясь на что-то, ибо так тебе будет легче». Он же склонил голову так низко, что лоб его едва не касался земли, и сказал: «Нет… Я ем, как ест раб, и сижу, как сидит раб»» [Ибн Са’д; Ахмад; Сахих аль-джами’ ас-сагир].

 

 

 

16 Все посланники были мужчинами.

 

Ещё одно проявление совершенства посланников: все они были мужчинами. Всевышний Аллах никогда не отправлял к людям женщину в качестве посланника. Это видно из аята: «Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали Откровение». Сура 21 «Пророки», аят 7.

 

 

 

17 Почему все посланники были мужчинами?

 

Для этого было несколько причин.

 

  1. Послание предполагает открытый призыв к религии Аллаха, обращение к мужчинам и женщинам, открытые и тайные встречи и общение с людьми, передвижение по земле, противостояние тем, кто считает посланников лжецами и отказывается уверовать, вступление с ними в споры и дискуссии, приведение доводов и доказательств, снаряжение и подготовку войск, командование ими и участие в сражениях. А для всего этого подходят мужчины, но не женщины.

 

  1. Послание предполагает своего рода превосходство посланника над его последователями. Ведь для них он — руководитель и предводитель, которому они подчиняются, и он для них — правитель и судья. А если бы на его месте была женщина, это невозможно было бы осуществить в полной мере: люди не пожелали бы беспрекословно подчиняться женщине и следовать за ней.

 

  1. Мужчина совершеннее женщины, как мы уже сказали, — недаром мужчина был сделан покровителем женщины: «Мужчины являются попечителями женщин». Сура 4 «Женщины», аят 34.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что женщины неполноценны в том, что касается разума и религии.

*[Как поясняется в хадисе, речь идёт вовсе не о том, что женщинам присуща умственная неполноценность, а о различии эмоционально-психического склада мужчин и женщин. Свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины; причина этого состоит в том, что женщина по природе своей более эмоциональна, впечатлительна, чем мужчина, быстрее впадает в панику, и разного рода потрясения оказывают на неё более сильное воздействие, чем на мужчину. Учитывая эти особенности, женщине труднее запомнить, детально описать и правильно оценить события или факты, с которыми связано свидетельство. Всевышний Аллах сказал: «…и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибётся, то другая напомнит ей» (2:282). Что же касается несовершенства исповедания религии, то имеется в виду менструация или послеродовое кровотечение. Женщина не может исполнять все религиозные обязанности в точности так же, как мужчина, однако это не её вина, ибо она так устроена и ничего не может с собой поделать. Что же касается утверждений о неполноценности женщины в том, что касается её разума и её религии, то всё это исходит из неправильного понимания хадиса, приводимого у Муслима. ‘Абдаллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Пророка  : «… а из тех, кому недостаёт ума и кто не может в полной мере выполнять свои религиозные обязанности, не видел я никого, кто в большей мере был бы способен заставить благоразумного утратить разум, чем вы». Одна женщина спросила: «Что же указывает на недостаток ума и несовершенство исповедания женщинами религии?» Он сказал: «То, что свидетельство двух женщин приравнивается к свидетельству одного мужчины — это недостаток ума, и то, что женщина не молится по нескольку дней и оставляет [в эти дни] пост в рамадан — это несовершенство исповедания религии»].

 

  1. С женщиной случается то, что отвлекает её и мешает ей выполнять многие обязанности должным образом: менструация, беременность, роды, послеродовое кровотечение и так далее. Все эти явления, как правило, сопровождаются душевными потрясениями, эмоциональным напряжением, моральной усталостью, физическим утомлением, болью, страданием. Не говоря уже о том, что новорождённый требует заботы и внимания… Всё это мешает женщине выполнять функции посланника.

 

 

 

18 Женщины и пророчество.

 

По мнению некоторых учёных*, были женщины-пророки. Среди этих учёных — Абу аль-Хасан аль-Аш’ари и Ибн Хазм [Фатх аль-Бари, Т. 6, с. 447-448,473; Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 266].

*[Иудеи считают, что Марьям, сестра Харуна и Мусы, была пророчицей  Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 266].

Те, кто утверждает, что среди женщин тоже были пророки, согласны относительно того, что Марьям была пророчицей. Некоторые из них считают пророчицами ещё нескольких женщин. Это Хавва’, Сара, мать Мусы, Хаджар и Асия.

Когда приверженцам этого мнения указывают на аят, в котором говорится о том, что посланниками были только мужчины, они говорят: «Мы не спорим с этим. Все посланники действительно были мужчинами, однако с пророчеством ситуация иная. В Коране не сказано, что все пророки тоже были мужчинами. К тому же к женщинам-пророчицам неприменимы все те запреты и возражения, которые вы приводите, говоря, что посланники были только мужчинами, ведь пророк может быть пророком, но при этом Аллах не возлагает на него обязанности доносить послание до других людей».

 

 

Вот их доказательства.

 

Во-первых, в Коране сообщается о том, что Аллах делал внушение некоторым женщинам, например, матери Мусы: «Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернём его тебе и сделаем одним и посланников». Сура 28 «Рассказ», аят 7.

 

Кроме того, Аллах послал Джибриля к Марьям, и он говорил с ней: «Мы же послали к ней Нашего Духа [Джибриля], и он предстал перед ней в облике прекрасно сложённого человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»». Сура 19 «Марьям», аяты 17-19.

 

К ней также обращались ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 42-43

 

Абу аль-Хасан аль-Аш’ари считал, что каждый, к кому приходил ангел с велением, запрещением или известием о чём-либо, является пророком [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 447]. А мать Мусы и Марьям как раз подходят под это описание — так же, как и Хавва’, Сара, Хаджар и Асия.

 

Ещё одно их доказательство состоит в следующем. Всевышний сказал, что он избрал Марьям и возвысил её над мирами: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров». К тому же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Многие из мужчин были совершенными, а из женщин совершенства достигли только Асия, жена Фир’ауна, и Марьям, дочь ‘Имрана» [Бухари; Муслим]. А совершенными были только пророки.

Ответ им таков: всего упомянутого недостаточно для того, чтобы доказать существование женщин-пророчиц, ибо приведённые доказательства достаточно слабые.

  1. Мы не согласны с утверждением относительно того, что пророк не обязан доносить послание Всевышнего до людей, направлять их и находиться среди них. Мы придерживаемся мнения, что в этом между пророками и посланниками не существует никакой разницы. Пророк отличается от посланника тем, что посланник приходит к людям с новым шариатом, тогда как пророк приходит для подтверждения шариата посланника, приходившего к людям до него.

А если это так, то все препятствия, мешающие женщине быть посланником, можно упоминать и в вопросе о пророчестве женщин. А этих препятствий достаточно много для того, чтобы помешать женщине исполнять функции пророка.

  1. Вполне возможно, что внушение матери Мусы, Асии и остальным упомянутым женщинам имело место во сне. Нам известно, что внушение (или откровение) может иметь место и во сне, и это случается не только с пророками.
  2. Мы также не согласны с утверждением о том, что каждый, к кому обращался ангел, является пророком. Например, в одном из хадисов упоминается о том, что Всевышний Аллах послал ангела встретить человека, который направлялся в другое поселение для того, чтобы навестить своего брата по вере. Ангел спросил его о том, зачем он хочет навестить его, и человек сказал, что он полюбил этого своего брата ради Аллаха. Тогда ангел сообщил этому человеку о том, что Всевышний послал его к нему для того, чтобы сообщить ему о том, что Он полюбил его. Есть ещё известная история о лысом, прокажённом и слепом. Кроме того, Джибриль (мир ему) приходил и обучал сподвижников религии, задавая Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) вопросы, и при этом сподвижники видели его и слышали, что он говорит.
  3. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) не знал точно, был ли Зу-ль-Карнайн пророком, хотя Всевышний Аллах сообщил в Коране о том, что к нему приходило внушение от Всевышнего: Мы сказали: «О Зу-ль-Карнайн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро». Сура 18 «Пещера», аят 86

 

  1. То, что Аллах избрал Марьям, вовсе не доказывает, что она была пророчицей, поскольку Всевышний сообщал нам о том, что Он избрал каких-то людей, и они при этом не были пророками: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха». Сура 35 «Творец», аят 32.

 

Например, Всевышний Аллах избрал семейство Ибрахима и семейство ‘Имрана. При этом совершенно очевидно, что далеко не все члены этих двух семейств были пророками: «Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха, род Ибрахима и род ‘Имрана». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 33.

 

  1. Совершенство, упомянутое в хадисе, вовсе не указывает на то, что обладатель этого совершенства является пророком. Совершенство — это всего лишь полноценность и указание на то, что данная вещь или человек — лучшие в своём роде. Совершенство женщин, упоминаемое в приведённом хадисе, означает, что эти женщины обладали всеми качествами, которые в женщинах считаются достоинством, и это совершенство отличается от совершенства пророков.
  2. В некоторых хадисах говорится о том, что Хадиджа принадлежала к числу совершенных женщин [Ибн Касир. Бидайа], а она, как известно, пророчицей не была.
  3. В некоторых хадисах упоминается о том, что Фатыма будет госпожой женщин обитателей Рая, однако с учётом положения Марьям, дочери ‘Имрана [Ахмад; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 477]. А это уже опровергает утверждение о том, что мать Мусы, Асия и другие, кроме Марьям, были пророчицами, потому что Фатыма точно не была пророчицей, и при этом о ней сказано, что она лучше остальных, а если бы упомянутые женщины были пророчицами, они были бы лучше Фатымы.
  4. О Марьям сказано, что она была правдивой и искренне верующей женщиной. Всевышний сказал: «Мессия, сын Марьям, был Всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивой и искренне верующей женщиной. Оба они принимали пищу». Сура 5 «Трапеза», аят 75.

 

А если бы её положение было выше описанного, Всевышний упомянул бы об этом, однако Он сказал о ней лишь то, что сказал… К тому же ни в одном аяте или достоверном хадисе не упоминается о существовании женщин-пророчиц.

Кади ‘Ияд передаёт от абсолютного большинства факихов утверждение о том, что Марьям не была пророчицей. А ан-Навави в «Аль-Азкар = Слова поминания» передаёт от имама аль-Джувайни, что существует согласное мнение учёных мусульманской общины относительно того, что Марьям не была пророчицей. [Согласное мнение недействительно при наличии несогласных с ним из числа учёных, если только оно не имело место раньше, до того как возникли разногласия].

А в «Шарх аль-мухаззаб» он приписывает такое мнение группе учёных. А аль-Хасан аль-Басри сказал: «Не было пророков ни из числа женщин, ни из числа джиннов» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 471-473].

 

 

 

19 Особенности пророков, отличающие их от других людей.

 

1 Откровение.

 

Всевышний Аллах ниспосылал Откровение только Своим пророкам и никому более. Всевышний сказал:  «Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено Откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный»». Сура 18 «Пещера», аят 110.

 

Это, в свою очередь, предполагает наличие у них особенностей, отличающих их от остальных людей. Так, с некоторыми из них говорил Всевышний, другие вступали в контакт с ангелами. Кроме того, Аллах поведал им о некоторых прошлых и грядущих событиях, относящихся к области сокровенного, и о других вещах, также относящихся к области сокровенного.

Сюда относится ночное путешествие Посланника  в Иерусалим и его вознесение на небеса, а также то, что он видел ангелов и пророков, Рай и Ад. Кроме того, он видел и слышал умерших, которые подвергались мучениям в своих могилах. В одном из хадисов сказано: «Если бы не боязнь того, что вы вообще перестанете хоронить умерших, я бы обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он дал вам возможность услышать, как умершие подвергаются мучениям в своих могилах» [Ахмад; Муслим; Абу Давуд; Насаи; Сахих джами’ ас-сагир].

 

 

 

 

2 Глаза пророков спят, но не спят сердца их.

 

Всевышний Аллах сделал так, что глаза пророков спят, но не спят сердца их. Анас передаёт в хадисе о вознесении Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) на небеса: «Глаза Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спали, но не спало сердце его, и так все пророки: спали глаза их, но не спали сердца их» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 579]. Хотя это слова Анаса, он, конечно же, не мог сказать подобное от себя, не мог придумать это, как говорит Ибн Хаджар. К тому же нечто подобное сказал и сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует). Так, в достоверном хадисе сказано: «Таковы мы, пророки: глаза наши спят, но не спят сердца наши». И Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о себе: «Поистине, глаза мои спят, но не спит сердце моё» [Ибн Са’д; Ибн Хиббан; Сахих джами’ ас-сагир].

 

Когда к пророку приходит смерть, ему предоставляется выбор

Ещё одна особенность пророков: им предоставляется выбор между жизнью и смертью, между миром этим и миром вечным. ‘Аиша передаёт, что она слышала слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Когда любой пророк заболевал, ему непременно предоставлялся выбор между этим миром и миром вечным» [Бухари; Муслим].

‘Аиша также передаёт: «Во время болезни, от которой он умер, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), которому стало совсем тяжко, сказал; «…с теми, кого Аллах облагодетельствовал из числа пророков, правдивых, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!» — и я подумала, что ему был предоставлен выбор» [Фатх аль-Бари, т. 8, с. 255].

В книге об ангелах из этой серии мы уже приводили хадис о том, как Ангел смерти предоставил выбор Мусе, и о том, как Муса (мир ему) выбил глаз Ангелу смерти.

 

Все пророки похоронены там же, где они умерли

В этом и следующих за ним пунктах упомянуты некоторые особенности пророков, связанные с тем, что происходит с ними после их смерти.

Все пророки похоронены там же, где они умерли. В хадисе говорится: «Каждого пророка хоронили в том месте, где он умер» [Ахмад; Сахих аль-джами’ ас-сагир]. Поэтому сподвижники похоронили Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) в доме ‘Аиши, где он и скончался.

 

 

 

3 Земля не пожирает тела пророков.

 

Всевышний почтил Своих посланников и пророков ещё и тем, что земля не пожирает их тела. Сколько бы времени ни прошло с момента их смерти, их тела остаются нетронутыми, в целости и сохранности. В хадисе сказано: «Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков» [Абу Давуд; ан-Насаи; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 488].

Историки упоминают об одном удивительном случае. Ибн Касир передаёт в книге «Аль-Бидайа ва ан-нихайа = Начало и конец» от Юнуса ибн Букайра его слова: «Когда мы покорили Тустар, среди богатств Хурмузана мы обнаружили ложе, на котором покоилось тело умершего человека. У головы его лежал свиток. Мы взяли свиток и отнесли его к ‘Умару. Он позвал Ка’ба, и тот перевёл написанное на арабский язык. И я был первым из арабов, кто прочёл его. Я прочёл его так, как читаю вот этот Коран». Передатчик этой истории сказал: «Я спросил Абу аль-Алию: «И что было в нём?» Он сказал: «Ваши жизненные пути, ваши дела и суть слов ваших и то, что грядёт». Я спросил: «И что вы сделали с телом этого человека?» Он ответил: «Днём мы вырыли тринадцать могил в разных местах, а ночью похоронили его и сровняли с землёй все могилы, чтобы скрыть его от людей и чтобы они не выкопали его снова». *[Этот поступок указывает на понимание и благоразумие мусульман в те времена: уважение к умершему — погребение его, независимо от того, пророк это или обычный человек. А столько могил они вырыли для того, чтобы люди не знали, где именно он погребён, и не выкопали его тело снова, ибо это проявление неуважения к этому благородному пророку. К тому же люди могли начать собираться на его могиле или даже построить там мечеть, обращаться к этому умершему пророку с мольбами и испрашивать благословения на его могиле, как это делают сегодня многие впавшие в заблуждение во многих мусульманских странах].

Я спросил: «А что они хотели от него?» Он ответил «Когда дождь долго не выпадал, они выносили ложе с ним, и тут же проливался дождь» Я спросил: «И кто это, по-вашему?» Он сказал: «Один человек по имени Даниил» Я спросил: «А давно ли он умер?» Он ответил: «Он умер триста лет назад» Я спросил: «И его тело совсем не изменилось?» Он ответил: «Нет, если не считать волос на его затылке. Поистине, тела пророков не разлагаются в земле, и их не пожирают дикие звери»». Ибн Касир сказал: «Иснад этого сообщения безупречен до Абу аль-‘Алии».

Скорее всего, это был один из пророков сынов Израилевых. Сподвижники решили, что это Даниил, потому что его взял в плен царь персов, и он находился у него в заточении. Однако вероятнее всего, что их предположение было неверным, потому что Даниил жил за восемьсот лет до ислама. Если же их предположение верно, тогда он не мог быть пророком, потому что между ‘Исой (мир ему) и Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует) не было пророков. То есть в этом случае он мог быть только праведным рабом Всевышнего, но не пророком. Хотя представляется наиболее вероятным, что он всё же был пророком, поскольку нетленными остаются именно тела пророков, а не других людей. Кроме того, эту версию подтверждает и найденный возле его головы свиток. Свиток этот, несомненно, был Писанием пророка, ибо многое из написанного в нём относилось к области сокровенного, а это означает, что оно могло быть только Откровением от Всевышнего. А на то, что это был один из пророков израильтян, указывает следующее.

  1. Сподвижники решили, что это — Даниил, а значит, было там нечто указывающее на это, иначе на чём основано их предположение?
  2. Свиток, который они нашли у его головы, был, судя по всему, написан на древнееврейском языке, потому что перевести написанное позвали Убайя ибн Ка’ба, а он до принятия ислама был иудеем.

 

 

 

4 Пророки остаются живыми в своих могилах.

 

В достоверном хадисе, передаваемом со слов Анаса (Да будет доволен им Аллах), Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пророки в своих могилах живые, и они совершают там молитву» [Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 2, с. 414]. Передают также, что Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь моего вознесения на небо я видел Мусу у красного холма. Он стоял в своей могиле, совершая молитву» [Муслим, № 1641].

А Абу Хурайра (Да будет доволен им Аллах) передаёт в хадисе о ночном путешествии Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Я оказался среди пророков, и увидел Мусу, который стоял, совершая молитву… И я увидел ‘Ису ибн Марьям, который стоял, совершая молитву, и я увидел Ибрахима, который стоял, совершая молитву» [Муслим].

 

Непогрешимость

Об этом мы поговорим в отдельной главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.