Непогрешимость пророков.

Глава 6. Непогрешимость пророков.

 

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

1 Посланники защищены от ошибок и упущений при передаче Послания Всевышнего людям.

2 Некоторые явления, не противоречащие непогрешимости.

3 Адам (мир ему).

4 Пророк, который сжёг муравейник.

5 Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), забывшись, совершил во время полуденной молитвы только два рак’ата.

6 Пророки могут ошибаться при вынесении судебных решений.

7 Непогрешимость пророков и отвратительные деяния, которые иудеи приписывают посланникам и пророкам.

8 Христиане приписывают пророкам отвратительные деяния.

9 Позиция мусульманской общины в вопросе о непогрешимости пророков.

10 Защищены ли пророки и посланники от малых грехов?

11 Те, кто утверждает, что пророки не совершают и малых грехов тоже.

12 Два несостоятельных утверждения.

13 Совершение грехов — ещё одно доказательство того, что пророки были людьми.

14 Уважение к пророкам и почтение к ним.

15 Непогрешимость других людей.

16 Непогрешимость аль-Му’изза аль-Фатыми.

17 Непогрешимость имамов.

18 Секрет непогрешимости.

 

 

Посланники защищены от грехов и ослушания Аллаха. Однако являются ли они абсолютно непогрешимыми? В этой главе мы попытаемся дать ответ на этот вопрос.

 

 

Скачать статью: https://vk.com/doc181861343_428388774

 

 

1 Посланники защищены от ошибок и упущений при передаче Послания Всевышнего людям.

 

Существует согласное мнение мусульманской общины относительно того, что посланники не могут допускать ошибок или делать какие-либо упущения при донесении Послания Всевышнего до людей. *[О согласном мнении по этому вопросу упоминают несколько учёных, см.: Маджму’ аль-фатава, т. 10, с. 291; Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа, т. 2, с. 304].

Они не забывают ничего из того, что ниспослано им из Откровения, если только Сам Всевышний не пожелает, чтобы они забыли что-то из этого: «Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах». Сура 87 «Всевышний», аяты 6-7.

 

Всевышний гарантировал Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует), что соберёт и сохранит Коран в его груди: «Не шевели своим языком, повторяя его [Коран], чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтём его, то читай его следом». Сура 75 «Воскресение», аяты 16-18.

 

Они защищены от ошибок при передаче Послания. Посланники не скрывают ничего из того, что открыл и ниспослал им Всевышний, потому что подобное сокрытие было бы вероломством, а посланники не могут быть вероломными людьми и предателями.

 

Всевышний сказал: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его Послания». Сура 5 «Трапеза», аят 67.

 

Если бы кто-то из них скрыл что-то или внёс изменения в ниспосланное ему Откровение, кара Всевышнего тут же обрушилась бы на него: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку*, а потом перерезали бы ему аорту». Сура 69 «Неминуемое», аяты 44-46.

 

*[Или схватили бы его крепко].

 

А поскольку посланники не забывают ничего из ниспосланного им Откровения, то ничего из него не утрачивается и не теряется.

 

Об этом Всевышний сказал: «Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего». Сура 87 «Всевышний», аят 6.

 

А на то, что посланники защищены от ошибок при передаче Послания Всевышнего людям, указывают Его слова: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь Откровение, которое внушается». Сура 53 «Звезда», аяты 3-4.

 

 

 

2 Некоторые явления, не противоречащие непогрешимости.

 

Это всё неизбежные следствия наличия у человека некоторых врождённых качеств, являющихся неотъемлемой частью человеческой натуры. Например, Ибрахим (мир ему) заподозрил неладное и встревожился, увидев, что руки его гостей не протягиваются к угощению, которое он подал им, — он не знал, что это были ангелы, явившиеся к нему в образе людей: «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся! Поистине, мы посланы к народу Люта»». Сура 11 «Худ», аят 70.

 

А Муса (мир ему) обещал аль-Хидру, что он будет терпеливым, сопровождая его, и не будет спрашивать его ни о чём из того, что будет делать этот праведный раб Аллаха на его глазах, до тех пор пока тот сам не объяснит ему своих действий. Однако он не сумел сдержаться, и каждый раз, когда видел странные поступки аль-Хидра,

спрашивал его о них, или возражал, или говорил, что, по его мнению, лучше было бы поступить не так, а иначе. *[Первый раз Муса сделал это, забывшись, а второй и третий — намеренно].

И каждый раз аль-Хидр напоминал ему о данном обещании, говоря: «Разве я не говорил тебе, что ты не сможешь сохранить терпение рядом со мной?» Сура 18 «Пещера», аят 75.

А потом он объяснил ему всё, чего Муса (мир ему) не понимал в его действиях, а затем сказал: «Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (сура 18 «Пещера», аят 82).

И когда Муса (мир ему) вернулся к Своему народу после того, как истёк срок, установленный Всевышним, и увидел, что народ поклоняется тельцу, он разгневался так, что схватил своего брата за голову, потянул его к себе и бросил скрижали, на которых был начертан прямой путь: «Когда Муса вернулся к своему народу, он разгневался и опечалился. Он сказал: «Скверно то, что вы совершили в моё отсутствие! Неужели вы хотели опередить повеление вашего Господа?» Он бросил скрижали, схватил своего брата за голову и потянул его к себе. Тот сказал: «О сын матери моей! Поистине, люди сочли меня слабым и готовы были убить меня. Не давай врагам повода злорадствовать и не причисляй меня к несправедливым людям»». Сура 7 «Ограды», аят 150.

 

А в хадисе сказано: «Услышать о чём-то — не то же самое, что увидеть это воочию. Всевышний Аллах сообщил Мусе о том, что

его народ начал поклоняться тельцу, и при этом тот не бросил скрижали. Когда же он увидел своими глазами то, что они сделали, он бросил скрижали, и они разбились» [Ахмад; Табарани. Аль-Аусат; Сахих аль-джами’ ас-сагир].

 

 

 

3 Адам (мир ему).

 

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах сотворил Адама, Он провёл по его спине, и вышли из неё все его потомки, которым суждено появиться на сеет до Судного дня. Между глаз каждого из них Аллах сделал отметину из света, а потом показал их Адаму. Он спросил: «Господи, кто это?» Аллах сказал: «Это твои потомки», Тогда он увидел среди них человека, чья отметина привлекла его внимание и понравилась ему, и он спросил: «А это кто?» Аллах ответил: «Это человек по имени Давуд из одной из последних общин из твоего потомства». Адам спросил: «Господи, а сколько лет ему суждено прожить?» Аллах сказал: «Шестьдесят лет» Адам сказал: «Господи, добавь ему из моего жизненного срока сорок лет!» А когда жизнь Адама подошла к концу, к нему пришёл Ангел смерти, но Адам сказал ему: «Разве у меня не осталось ещё сорок лет жизни?» Он спросил в ответ: «Разве ты не отдал эти годы твоему потомку Давуду?» Однако Адам отказался признать это и отверг сказанное им раньше, и после него отрицало потомство его… Забыл Адам, и забывало после него потомство его… И ошибся Адам, и ошибалось после него потомство его» [Тирмизи: хадис хасан-сахих. Аль-Хаким: достоверный хадис, отвечает условиям Муслима. Ибн Касир. Бидайа].

 

 

 

 

4 Пророк, который сжёг муравейник.

 

А вот ещё один пример: одного пророка укусил муравей, и он, разгневавшись, велел сжечь муравейник, и Аллах упрекнул его за это. Абу Хурайра передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один из пророков отдыхал в тени дерева, и его укусил муравей. Тогда он встал, вышел из-под дерева и велел вынести свои вещи, а потом велел сжечь весь муравейник, и его веление было исполнено. Тогда Аллах ниспослал ему Откровение: «Почему не убил ты только одного муравья?!»» [Бухари; Абу Давуд; Насаи; Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 5, с. 28].

 

 

 

 

 

5 Наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), забывшись, совершил во время полуденной молитвы только два рак’ата.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) тоже иногда забывал что-то — конечно же, не из того, что касалось донесения Послания Всевышнего до людей и норм Шариата. Ибн Сирин передаёт от Абу Хурайры: «Однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) совершил с нами одну из двух молитв, совершаемых после полудня (полуденную или послеполуденную). Совершив с нами два рак’ата, он произнёс слова таслима, подошёл к куску дерева, лежавшему поперёк мечети, облокотился на него, и нам показалось, будто он гневается. Затем он положил свою правую руку на левую, переплёл между собой пальцы рук и опёрся правой щекой на внешнюю сторону левой кисти. Между тем торопившиеся уже покидали мечеть, выходя через её ворота и говоря: «Молитва стала короче». Среди молившихся были Абу Бакр и ‘Умар, которые не решались заговорить с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), поскольку относились к нему с огромным почтением. Среди них был также один человек с длинными руками по прозвищу «Двурукий», который спросил: «О Посланник Аллаха, ты забыл что-нибудь или теперь молитва стала короче?» Он ответил: «Я ничего не забыл, и молитва не стала короче», после чего спросил людей: «Всё так, как говорит Двурукий?» Они ответили: «Да», и тогда он вышел вперёд, совершил пропущенные рак’аты, произнёс слова таслима и сказал: «Аллах велик». После этого он совершил обычный по продолжительности или чуть более долгий земной поклон, а потом поднял голову и сказал: «Аллах велик». Затем он повторил эти слова и снова совершил обычный по продолжительности или чуть более долгий земной поклон, затем поднял голову и сказал: «Аллах велик», а затем произнёс слова таслима» [Бухари; Муслим]. В версии Муслима не упоминается о том, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) клал руку на руку и переплетал пальцы.

А в другой версии хадиса Абу Хурайра говорит: «Когда я совершал вместе с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) полуденную молитву, он произнёс слова таслима после двух рак’атов. Тогда поднялся один человек из бану Суляйм и сказал: «О Посланник Аллаха! Молитва стала короче или ты забыл?»…» [Муслим; Ахмад].

Это указывает на то, что Абу Хурайра был свидетелем упомянутого случая и это произошло уже после того, как он принял ислам.

А в версии, передаваемой аль-Бухари и Муслимом, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не забыл, и молитва не стала короче», Двурукий возразил: «Нет, ты забыл». Двурукий сказал это после того, как по ответу Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) понял, что установленное количество рак’атов не было отменено, то есть молитва не стала короче (и отсюда он сделал вывод о том, что Посланник просто ошибся).

А в хадисе, передаваемом Ибн Мас’удом, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) прямо сказал о том, что он тоже забывает что-то, как забывают остальные люди: «Однако я человек, и я забываю, как забываете вы, и если я забуду, напомните мне». Эти слова он сказал после того, как по забывчивости совершил в одной из молитв неправильное число рак’атов.

Что же касается хадиса, передающего слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) «Поистине, я не забываю, но Аллах заставляет меня забыть что-то, чтобы посредством этого я создал новую сунну», то его нельзя противопоставлять предыдущему хадису, поскольку хадис этот, как говорит Ибн Хаджар, не имеет никаких оснований. Он передаётся Маликом, и после тщательного исследования выяснилось, что это не хадис со связным иснадом.

 

 

 

 

6 Пророки могут ошибаться при вынесении судебных решений.

 

Когда пророкам или посланникам описывают какое-то происшествие или сложившуюся ситуацию, они выносят решение, которое им представляется правильным в данной ситуации. Однако они не знают сокровенного и могут допускать ошибки и выносить неправильные решения. В качестве примера можно привести ошибку пророка Аллаха Давуда (мир ему) при вынесении судебного решения, своевременно подмеченную и исправленную его сыном Сулейманом (мир ему).

Абу Хурайра передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Были две женщины, с каждой из которых находился её сын. Вдруг прибежал волк, который унёс сына одной из них, и тогда её подруга сказала: «Он унёс твоего сына!» А другая сказала: «Это твоего сына он унёс!» И они обратились на суд к Давуду, который решил, что ребёнка следует отдать старшей. После этого они пошли к Сулейману, сыну Давуда, рассказали ему обо всём, и он сказал: «Принесите мне нож, и я разделю его между ними!» Услышав его слова, младшая воскликнула: «Не делай этого, да помилует тебя Аллах, это её сын!» И он постановил отдать ребёнка младшей» [Бухари].

 

В другом хадисе Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил это более подробно. Умм Саляма, жена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует),передаёт, что однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) услышал шум спора у дверей своего жилища, вышел к спорившим и сказал: «Поистине, я — только человек, а люди приходят ко мне со своими спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я по ошибке решу отдать ему то, что по праву принадлежит другому мусульманину, это будет не чем иным, как частью пламени Ада, так пусть он возьмёт это или откажется от этого» [Бухари].

Те же, кто отрицает, что подобное случается с посланниками и пророками, противоречат Корану и Сунне. Так, шииты-имамиты считают, что непогрешимость предполагает полное отсутствие ошибок, оплошностей и забывчивости, а также страха и других проявлений человеческой натуры. Мы уже привели тексты из Корана и Сунны, указывающие на обратное, причём этим текстам невозможно дать какое-либо толкование, которое изменило бы их очевидный смысл. Так что нам следует придерживаться Корана и Сунны, ибо в них — верное руководство и прямой путь.

 

 

 

 

7 Непогрешимость пророков и отвратительные деяния, которые иудеи приписывают посланникам и пророкам*.

 

*[По:Мухаммад набийй аль-ислям, с. 145].

Иудеи приписывают пророкам и посланникам отвратительные деяния. Вот некоторые примеры этого.

  1. Они утверждают, что пророк Аллаха Харун (Аарон) сделал тельца и поклонялся ему вместе с сынами Израилевыми (Исх. 32:1-5). Всевышний Аллах разъяснил в Коране, что они заблуждаются и что тельца, издававшего звук, похожий на мычание, сделал некий самаритянин, а не Харун (мир ему). Харун же возражал сынам Израилевым, упрекал их и порицал за их поклонение тельцу.
  2. Ибрахим (Авраам) (мир ему) предложил свою жену Сару фараону, чтобы снискать благо посредством неё (Быт. 12:11-16).

Так они оклеветали Ибрахима (мир ему), халиля Милостивого. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует), разъяснил нам, как всё произошло на самом деле: Ибрахим вошёл в Египет, а правитель Египта был тираном и убивал мужа каждой красивой женщины, чтобы заполучить её. Когда Ибрахима спросили о Саре, он сказал, что она — его сестра, имея при этом в виду, что она — его сестра по вере. И Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что, когда Сара пришла к тирану, Аллах уберёг её от него, и он не смог причинить ей никакого вреда*.

*[В хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «А когда Ибрахим вместе с Сарой переселялся, он пришёл в какое-то селение, где находился один из тиранов, и этому тирану сказали: «Здесь находится какой-то человек с одной из прекраснейших женщин». Тогда он послал к Ибрахиму человека, который спросил его: «Кто эта женщина?» Он ответил: «Это моя сестра [по вере]», а потом пришёл к Саре и сказал: «О Сара, нет на земле ни одного верующего, кроме меня и тебя; что же касается этого царя, то он спрашивал меня о тебе, и я сказал ему, что ты — моя сестра, не опровергай же сказанного мною!» — а затем царь послал за ней людей. Когда она пришла к этому царю, он подошёл к ней, желая прикоснуться к ней, но неожиданно захрипел, и ноги его стали дёргаться. Тогда он взмолился: «Обратись с мольбой к Аллаху, и я не сделаю тебе ничего дурного!» — после чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Потом он снова попытался дотронуться до неё, но с ним случился такой же или даже более сильный припадок, и он снова взмолился: «Обратись с мольбой к Аллаху, и я не сделаю тебе ничего дурного!» — после чего она воззвала к Аллаху, и его отпустило. Тогда он позвал нескольких своих привратников и сказал: «Поистине, не человека вы ко мне привели, а шайтана!» — а затем подарил Саре в услужение Хаджар и отпустил, и она вернулась к Ибрахиму, который е это время молился. Он сделал ей знак рукой, желая спросить: «Какие новости?» — а она сказала: «Аллах обратил козни неверующего [или: нечестивца] против него же и даровал нам Хаджар!»»].

 

  1. Лют (Лот) напился допьяна, а потом совершил прелюбодеяние со своими двумя дочерьми (Быт. 19:30-38). Конечно же, на самом деле Лют не совершал подобной мерзости. Более того, сам он призывал к добродетели всю свою жизнь и боролся с пороком. Однако ненависть иудеев простирается даже на самых совершенных людей… Да пребудет проклятие Аллаха над несправедливыми!

 

  1. Я’куб (Иаков) сбежал от своего тестя вместе со своей семьёй, обманув его и не поставив его в известность о своём уходе (Быт. 31:17-28).

 

  1. Рубин (Рувим) совершил прелюбодеяние с наложницей своего отца Я’куба (Быт. 35:22), а Я’куб не наказал его и лишь перед смертью упрекнул его за это деяние (Быт. 49:3-4).

 

  1. Давуд (Давид) совершил прелюбодеяние с женой одного из командующих своих войск, а потом спровоцировал его убийство, после чего взял его жену и присоединил её к своим жёнам, и она родила ему Сулеймана (Соломона) (2-я Цар. 11:2-27,12:24).

 

  1. Сулейман в конце своей жизни отрёкся от своей религии, стал поклоняться идолам и даже построил святилище для них (3-я Цар. 11:3-10).

Это лишь некоторые из тех мерзких и отвратительных деяний, которые приписывают эти люди, на которых разгневан Всевышний, Его пречистым пророкам, которые, конечно же, не имеют никакого отношения к тому, что им приписывают. Те, в чьих сердцах болезнь, приписывают лучшим творениям Аллаха отвратительные поступки, чтобы легче было оправдать собственные дурные деяния и грехи, когда кто-то упрекнёт их и станет возражать им и осуждать их.

 

 

 

8 Христиане приписывают пророкам отвратительные деяния.

 

Христиане в этом отношении оказались ненамного лучше иудеев. Они также приписали пророкам разные мерзкие деяния. Во-первых, они верят в то, что написано в искажённой Торе, которая существует сегодня и примеры из которой мы приводили выше. А во-вторых, они добавили к этому то, что написано в искажённом Евангелии.

 

  1. В Евангелии от Матфея говорится, что ‘Иса (Иисус) — потомок Сулеймана (Соломона), сына Давуда (Давида), и что их предок Фарес был сыном Иуды, сына Я’куба (Иакова), от прелюбодеяния (Матф. 1:1-16).

 

  1. А в Евангелии от Иоанна упоминается о том, что Иисус непочтительно разговаривал с матерью при всех (Иоан. 2:4). Как же далеко это от описания, которое дал Всевышний ‘Исе в Коране: «Он сделал меня почтительным к моей матери» (сура 19 «Марьям», аят 32).
  2. В том же Евангелии говорится, будто Иисус засвидетельствовал, что все пророки сынов Израилевых были ворами и разбойниками (Иоан. 10:8).

Это лишь немногое из того, что приписывается в этих искажённых Евангелиях пророкам и посланникам. Все они, конечно же, не имеют никакого отношения к этим мерзким деяниям [Мухаммад набийй аль-ислям, с. 146]. Поистине, пророки и посланники — самые лучшие, самые чистые и далёкие от порока люди. А те, кто приписывает им подобное недостойное поведение, впали в явное заблуждение…

 

 

 

9 Позиция мусульманской общины в вопросе о непогрешимости пророков.

 

Члены мусульманской общины согласны относительно того, что ни один пророк или посланник не может совершать грехи вроде тех, которые приписывают им иудеи и христиане: прелюбодеяние, воровство, обман, создание идолов и поклонение им и так далее. От подобных грехов все они защищены.

 

 

 

10 Защищены ли пророки и посланники от малых грехов?

 

Большинство мусульманских учёных считают, что пророки не защищены от малых грехов: «Мнение, суть которого в том, что пророки защищены от совершения великих грехов, но не защищены от совершения малых грехов, — это мнение большинства учёных ислама и всех групп и это — мнение большинства догматиков. Абу аль-Хасан аль-Амади утверждает, что таково мнение большинства аш’аритов. Кроме того, это — мнение большинства комментаторов Корана, учёных-хадисоведов и факихов. Более того, от наших праведных предков, имамов, сподвижников и заставшего их поколения, а также их последователей не передаётся ничего такого, что шло бы вразрез с этим мнением…» [Маджму’аль-фатава].

 

Вот доказательства приверженцев этого мнения.

 

  1. Адам ослушался Всевышнего Аллаха, вкусив запретный плод. «Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис отказался. Мы сказали: «О Адам! Это — враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из Рая, а не то ты станешь несчастным. В нём ты не будешь голодным и нагим. В нём ты не будешь страдать от жажды и зноя». Но шайтан стал нашёптывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?» Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». Сура 20 «Та, ха», аяты 116-121.

 

 

В этом аяте ясно говорится о том, что Адам (мир ему) ослушался своего Господа.

 

  1. Нух (мир ему) обратился к Господу с мольбой за своего неверующего сына. «Нух воззвал к своему Господу: «Господи! Ведь сын мой — частица моей семьи. Твоё обещание правдиво, и Ты — Наимудрейший из судей»». Сура 11 «Худ», аят 45.

 

И Господь упрекнул его за эти слова и разъяснил ему, что сын его на самом деле — не из его семьи и что это нехорошее деяние: «Он сказал: «О Нух! Он — не частица твоей семьи, и такой поступок не является праведным. Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд»». Сура 11 «Худ», аят 46.

 

Тогда Нух (мир ему) попросил у Господа прощения за грех свой и раскаялся в своём поступке: «Он сказал: «Господи! Я прибегаю к Тебе от того, чтобы просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток»». Сура 11 «Худ», аят 47.

 

В этом аяте ясно сказано, что имело место совершение греха, который нуждается в прощении: «И если Ты не простишь меня и не помилуешь…».

 

  1. Муса (мир ему), желая помочь своему соплеменнику, ударил его противника-египтянина и убил его. «Он сказал: «Это — одно из деяний шайтана. Воистину, он — явный враг, вводящий в заблуждение». Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Он простил его, ибо Он — Прощающий, Милосердный». Сура 28 «Рассказ», аяты 15-16.

 

Муса (мир ему) признал, что поступил несправедливо по отношению к самому себе, и попросил у Аллаха прощения за содеянное, и Аллах сообщил ему о том, что Он простил его.

 

  1. Давуд (мир ему) поторопился с вынесением решения, не выслушав второго истца, после чего поспешил с покаянием, и Аллах простил ему его грех: «Давуд… попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся. Мы простили ему это» (сура 38 «Сад», аяты 24-25).

 

  1. И даже нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний Аллах упрекал за некоторые поступки: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милосердный». Сура 66 «Запрещение», аят 1.

 

Этот аят был ниспослан, когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сделал запретным для себя мёд или, по другой версии, Марию- коптку.

 

Кроме того, Аллах упрекнул его за то, что он нахмурился и отвернулся, когда к нему пришёл слепой Ибн Умм Мактум, и занялся предводителями неверных, призывая их к исламу, хотя он как Посланник должен был вместо этого обратить внимание на слепого, который стремился к тому, что у Аллаха: «Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошёл слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу». Сура 80 «Нахмурился», аяты 1-4.

 

И Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) принял выкуп от взятых в плен в битве при Бадре, и Аллах ниспослал: «Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то за то, что вы взяли, вас постигли бы великие мучения». Сура 8 «Трофеи», аят 68.

 

Это лишь несколько примеров. Кроме них, в Коране есть и другие: так, рассказывается о том, как Юнус (мир ему) и его народ разгневались друг на друга и как он покинул свой народ без позволения своего Господа, а также о том, что сделали с Юсуфом (мир ему) его братья, которые бросили его в колодец, а потом Аллах ниспослал им Откровение и сделал их пророками…

 

 

 

 

 

11 Те, кто утверждает, что пророки не совершают и малых грехов тоже.

 

Некоторые исследователи отказываются признавать то, что пророки действительно совершали малые грехи*, о которых упоминается в Коране и Сунне. Им это представляется чем-то слишком серьёзным и ужасным, и они всё преувеличивают.

 

*[Шииты-имамиты согласны в том, что пророки и имамы не могут совершать малые грехи [Мухаммад Рида. ‘Акаид аль-имамиййа, с. 80, 95; Ибрахим аль-Мусави аз-Зинджани. ‘Акаид аль-имамиййа аль-иснай ‘ашриййа, с. 157].

 

При этом они доходят до искажения смысла аятов, как говорит Ибн Таймийя [Маджму’ аль-фатава].

Вместо того чтобы делать это, им следовало бы понять эти тексты в их прямом и очевидном смысле, с должным уважением и почтением отнестись к текстам Корана и Сунны и черпать убеждения, как в этой, так и во всех остальных областях, из Корана и хадисов Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует). Именно таким способом мы должны анализировать любой вопрос — смотреть на него сквозь призму Корана и Сунны. Именно так нам велено поступать. Что же касается необоснованных толкований и искажений Корана, к которому прибегают эти люди, то это — не что иное, как следование своим страстям и прихотям, и да убережёт нас Аллах от подобного.

Среди современных писателей и публицистов подобные толкования весьма популярны, однако на самом деле они — ложные и несостоятельные, из разряда толкований батынитов и джахмитов, как говорит Ибн Таймийя [Маджму’ аль-фатава].

 

 

 

 

12 Два несостоятельных утверждения*.

 

*[Шейх Ибн Таймийя дал исчерпывающий ответ на эти два утверждения в Маджму’ аль-фатава, т. 10, с. 293-313].

 

Те, кто отрицает возможность совершения пророком или посланником малых грехов, приводят два следующих довода, или возражения.

 

  1. Аллах велел нам следовать за посланниками и брать с них пример: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас». Сура 33 «Союзники», аят 21.

 

Это же относится и ко всем остальным посланникам: людям было велено следовать за ними и брать с них пример. А это предполагает, что все их убеждения, действия и слова обязательно должны быть проявлением покорности Всевышнему, потому что если бы пророк мог ослушиваться Всевышнего Аллаха, получилось бы противоречие: имеет место это ослушание Аллаха, и тут же — веление следовать за пророком и брать с него пример, предполагающее повторение за пророком этого действия! Но, с другой стороны, повторение этого действия запрещено, поскольку оно представляет собой ослушание Аллаха, а ослушиваться Аллаха запрещено… А это — явное противоречие, ибо Аллах не может приказывать Своему рабу совершать нечто и одновременно запрещать это.

Их рассуждения были бы правильными и логичными, если бы ослушание пророка оставалось сокрытым — так, что нам трудно было бы отделить дела пророка, которые являются ослушанием Аллаха, от тех, которые представляют собой проявление покорности Ему. Однако Всевышний обращал внимание Своих пророков и посланников на ошибки и проступки, совершённые ими, и предоставлял им возможность раскаяться после их совершения, что они и делали незамедлительно. Так что доводы тех, кто выдвигает это возражение, несостоятельны. Ведь брать с пророков пример в данном случае означает спешить с покаянием в случае совершения греха и ослушания Аллаха, поскольку именно так поступали пророки и посланники.

  1. Грехи не согласуются с совершенством: это недостаток, даже если совершивший грех раскаялся после его совершения. Это утверждение неверно, потому что раскаяние стирает ошибку и не мешает человеку быть совершенным, и его не стоит упрекать за это, потому что после того, как человек раскается в содеянном, он чаще всего становится лучше, чем до совершения греха. Ведь в сердце его появляется сожаление, смирение и страх перед Всевышним Аллахом, и он со всей искренностью просит у Аллаха прощения, обращаясь к Нему с горячей мольбой. Кроме того, потом он старается совершить как можно больше добрых дел, надеясь, что они помогут ему загладить его вину и стереть его ошибку. Один из наших праведных предков сказал: «Давуд (мир ему) после того, как раскаялся, стал лучше, чем был до совершения греха». А другой сказал: «Если бы покаяние не было самой любимой вещью для Него, Он не испытал бы совершением грехов самых почтённых из Своих рабов».

 

А в достоверном хадисе упоминается о том, что Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем человек, у которого убежала верблюдица, унеся с собой его еду и воду, и он остался один в пустыне, а потом уснул, а проснувшись, увидел, что его верблюдица стоит рядом с ним, и воскликнул: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Господь Твой!» — допустив ошибку из-за того, что он был вне себя от радости.

А в Благородном Коране говорится: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2 «Корова», аят 222).

Всевышний также сказал, разъясняя, какой будет награда кающихся: «Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их дурные деяния Аллах заменит добрыми» (сура 25 «Различение», аят 70).

А в Судный день Аллах набросит на Своего раба завесу и начнёт перечислять ему все его малые грехи, вынуждая его признаться в том, что он их совершил, а когда он решит уже, что погиб, Аллах скажет ему: «Поистине, все эти грехи Я заменил тебе благими делами». А потом Он потребует от Своего раба, чтобы тот посмотрел на тяжкие грехи, относительно которых он так боялся, что они откроются. Вполне очевидно, что это положение выше и величественнее, чем если бы он не совершал грехов и они не были бы заменены для него благими делами.

Кроме того, известно, что любой пророк, совершив грех, тут же раскаивался и просил у Всевышнего прощения. На это указывает то, что в Коране грехи пророков упоминаются только в сочетании с упоминанием об их раскаянии и просьбах о прощении. Например, Адам и его жена ослушались Аллаха и тут же раскаялись и сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон». Сура 7 «Ограды», аят 23.

 

Так же и Муса (мир ему): убив египтянина, он тут же попросил у Аллаха прощения и милости, сказав: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» (сура 28 «Рассказ», аят 16).

 

А Давуд (мир ему), совершив грех, тут же пал ниц и попросил у Аллаха прощения: «…попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (сура 38 «Сад», аят 24).

Всевышний Аллах не оставляет грехи, совершённые пророками, без внимания, и они не откладывают покаяние — Аллах уберёг их от этого. И после раскаяния они становятся ещё совершеннее, чем до него.

Итак, мы видим, что эти возражения несостоятельны, не выдерживают критики и легко разбиваются при обсуждении. Достаточно нам приведённых доказательств, указывающих на истину.

 

 

 

 

 

13 Совершение грехов — ещё одно доказательство того, что пророки были людьми.

 

Посланники и пророки — такие же люди, как и мы. Бесспорно то, что Аллах защитил их от ошибок и упущений в том, что касается донесения Послания Всевышнего до людей: они ничего не забывают и ничего не упускают, и поэтому Откровение, ниспослание Всевышним, доходит до людей в неизменном и полном виде, как того и желает Всевышний Аллах. Однако это вовсе не означает, что Аллах уберёг пророков от совершения ошибок в какой-то иной области, кроме донесения Послания. Они тоже ошибаются, ведь они — люди. Однако милость Аллаха неотлучно сопровождает их, и Аллах сразу же обращает их внимание на совершённый ими проступок или порицаемое действие, и даёт им возможность раскаяться и вернуться к правильному.

Шейх Мустафа аль-Мараги, преподаватель Университета «Аль-Азхар», говорит: «Поистине, Откровение не является неотъемлемой частью каждого дела или слова пророка, и он может допустить ошибку. Однако они отличаются от остальных людей тем, что Аллах ни в коем случае не оставляет их ошибку без внимания и порой упрекает их».

 

 

 

 

 

14 Уважение к пророкам и почтение к ним.

 

Малые грехи, совершаемые иногда пророками, вовсе не дают нам права очернять их, злословить о них или насмехаться над ними. Ведь все их проступки немногочисленны и незначительны, и Аллах простил им их и очистил их от них, и для мусульманина это должно быть назиданием. Если Аллах упрекал и порицал благородных посланников, которых Он Сам избрал, за подобные незначительные и несущественные проступки, то мы должны всеми силами избегать совершения любых грехов. Кроме того, мы должны следовать примеру посланников и пророков, которые всегда спешили с покаянием и часто обращались к Нему с мольбами и просили у Него прощения.

 

 

 

15 Непогрешимость других людей.

 

Приверженцы Сунны не приписывают непогрешимости никому, кроме пророков и посланников, даже лучшим членам мусульманской общины после Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) — сподвижникам, даже праведным халифам Абу Бакру и ‘Умару. Первый праведный халиф Абу Бакр ас-Сыддик сказал в своём первом обращении к людям после того, как стал халифом: «О люди! Мне поручено править вами, и при этом я — не лучший из вас… Если я буду поступать хорошо, то помогайте мне, а если совершу ошибку, поправьте меня». А когда одна женщина возразила ‘Умару ибн аль-Хаттабу и привела доказательство своей правоты, он сказал: «Права женщина, и ошибся ‘Умар».

 

 

 

16 Непогрешимость аль-Му’изза аль-Фатыми.

 

Последователи аль-Му’изза Ма’да ибн Тамима (или аль-Му’изза ли-дини-Лляхи аль-Фатыми) считают его и его потомков непогрешимыми.

Это утверждение, конечно же, ложное. Оно призвано ввести людей в заблуждение и заставить их поверить в то, что он — пророк, а его слова — религия, которую они обязаны исповедовать. На самом деле этот аль-Му’изз и те, кто называл себя Фатымидами, вовсе не являются потомками Фатымы. Они — потомки ‘Убайдаллаха аль-Каддаха. Они приписывали подобную непогрешимость и своим имамам, и некоторым другим людям. Абу Хамид аль-Газали сказал о них в книге, которую он написал специально для того, чтобы опровергнуть их убеждения и доказать ложность и несостоятельность их мазхаба: «Внешне их мазхаб — рафидизм, а суть его — чистейшей воды неверие (куфр)». [Маджму’ аль-фатава, т. 4, с. 320].

 

 

 

17 Непогрешимость имамов.

 

Шииты считают, что их двенадцать имамов непогрешимы подобно пророкам. Вот как разъясняет догмат о непогрешимости имамов один современный высокопоставленный шиит: «Имамы не могут допустить оплошность или сделать что-то не так по забывчивости или рассеянности. Мы убеждены также, что они знают всё о том, в чём польза и благо для мусульман» [Хомейни. Аль-Хукумат аль-ислямиййа, с. 91].

А Ибрахим аль-Мусави аз-Зинджани приводит слова ас-Садука: «Наше убеждение в отношении пророков, посланников, имамов и ангелов — что они непогрешимы и очищены от всякой скверны и что они не совершают ни великих, ни малых грехов. Они не ослушиваются Аллаха в том, что Он велит им, и делают всё, что им велено». [‘Акаид аль-имамиййа аль-иснай ‘ашриййа]. При этом он называет неверующими тех, кто не верит в непогрешимость имамов. Следом за сказанным выше он говорит: «Кто отрицает их непогрешимость в каких-то делах, тот обвиняет их в невежестве, а кто обвиняет их в невежестве, тот неверующий». Далее он говорит: «Мы убеждены в том, что они непогрешимы и совершенны и им даровано знание обо всём, у них нет пороков и недостатков, и они никогда и ни в чём не ослушиваются Аллаха».

А аль-Маджлиси говорит: «Шииты-имамиты согласны в том, что пророки и имамы непогрешимы и не совершают ни тяжких, ни малых грехов, ни намеренно, ни случайно или по ошибке, ни по забывчивости, до пророчества и имамства и после него, с момента рождения и до встречи с Всевышним Аллахом. Иного мнения придерживался только ас-Садук Мухаммад ибн Бабавейхи [аль-Кумми] и его шейх Ибн аль-Валид. Они допускают, что имам может совершить нечто неподобающее по оплошности или забывчивости, однако это — от Всевышнего Аллаха, а не от шайтана, и лишь в том, что не касается донесения Послания Аллаха до людей и разъяснения Его постановлений». [Маджлиси. Бихар аль-анвар, т. 25, с. 350-351]. Непогрешимость имамов у них — один из основных постулатов веры, поэтому тех, кто не признаёт её, они автоматически причисляют к неверующим. На непогрешимости имамов у шиитов основано много других положений. Например, слова имамов у них — это доказательство, не уступающее доказательству из Корана и Сунны. Шариат для них не завершился с кончиной Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), а продолжал развиваться и дополняться вплоть до исчезновения (гайба) их двенадцатого имама. Более того, шииты убеждены, что они могут получать письма от отсутствующего двенадцатого имама через его «заместителей ».

Они также считают, что имамы имеют больше прав быть халифами, чем кто-либо другой, в том числе Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и остальные сподвижники.

 

 

 

 

 

 

 

18 Секрет непогрешимости*.

 

*[По:’Али Ахмад Салюс, с. 20; Аль-Имамат ‘инда аль-джумхур ва аль-фирак аль-мухталифа, с. 20].

Пророки и посланники непогрешимы, поскольку их направляет Откровение Всевышнего: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь Откровение, которое внушается». Сура 53 «Звезда», аяты 3-4.

 

В чём же секрет непогрешимости имамов? Учёные шиитов-имамитов говорят, что Аллах поместил в тела имамов дух, посредством которого Он направляет их на истинный путь. Аль-Кулайни выделил в своей книге «Усуль аль-кафи» главы под названием «Упоминание о духах, которые в имамах» и «Дух, посредством которого Аллах направляет имамов». В последней главе приводится шесть сообщений. В одном из них имам Абу ‘Абдаллах говорит о духе, упоминаемом в аяте «Таким же образом Мы внушили тебе дух от Нашего повеления» (сура 42 «Совет», аят 52): «Это одно из творений Аллаха, больше и величественнее Джибриля и Микаиля. Он был с Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), сообщая ему Откровение и направляя его, а также с имамами после него».

А в предыдущей главе приводятся слова имама ас-Садика о том, что Святой дух постоянно сопровождает пророков, и как только умер Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), этот дух перешёл к имаму. Святой дух не спит, не проявляет невнимательности и беспечности, не отвлекается, и имам видит посредством этого духа. [‘Акаид аль-имамиййа аль-исней ‘ашриййа, с. 161]. А в комментариях объясняется, что посредством этого духа имам видит сокрытые от его взора просторы земли, а также всё, что в небесах, то есть всё, что под Троном, и даже всё, что под землёй.

 

А в книге аль-Маджлиси «Бихар аль-анвар» в главе «Духи, которые в имамах» говорится, что Аллах поддерживает их посредством Святого духа. А вот что говорит Ибн Бабавейхи аль-Кумми в «Рисалят ли-с-Садук фи аль-и’тикад»: «Мы убеждены, что достоверные сообщения, передаваемые от имамов, согласуются с Книгой Аллаха по своему смыслу, поскольку они получены от Всевышнего Аллаха через Откровение». А аль-Кумми, автор книги «Ман ля йахдуруху аль-факих», одного из четырёх главных сборников хадисов джа’фаритов, говорит: «Шиитские учёные считают, что если пророк не оставил завещания [относительно своего преемника], то его пророчество и посланничество неполноценно, ведь он бросил свою общину на произвол судьбы». [‘Акаид аль-имамиййа аль-исней ‘ашриййа, с. 171].

Ложность их утверждения в отношении имамов подтверждается тем, что за непогрешимым обязательно следовать без всяких доказательств, а тому, кто непогрешимым не является, можно противоречить и возражать. Более того, это противоречие становится обязательным, если этот человек противоречит или поступает наперекор тексту Корана и Сунны. Аллах велел нам подчиняться Ему и Его Посланнику, а всем остальным Он велел нам подчиняться лишь в том случае, если человек этот велит нам подчиняться Его Посланнику, и если у нас возникают разногласия относительно чего-то, мы должны обратиться к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по конечному результату!» Сура 4 «Женщины», аят 59.

 

Если бы имамы были непогрешимыми, мы обязаны были бы обращаться со своими разногласиями к Аллаху, Посланнику и имамам. А поскольку нам не вменено в обязанность это, то это означает, что имамы не являются непогрешимыми.

‘Али, его сыновья и все остальные отличались друг от друга своими знаниями и выносили разные фетвы — точь-в-точь, как это происходит с современными учёными. А если бы имамы были

непогрешимыми, противоречие одного из них другому было бы невозможным. Например, аль-Хасан (Да будет доволен им Аллах) придерживался иного мнения относительно сражения, чем его отец, и ему было не по душе многое из того, что делал его отец, и бывало, что ‘Али (Да будет доволен им Аллах) потом изменял свои взгляды и соглашался с мнением аль-Хасана, и понимал, что было бы правильнее поступить по-другому, а не так, как он поступил… И у него были фетвы, которые он позже пересматривал и от которых отказывался, давая вместо них другие. А непогрешимый человек не может высказывать два противоположных мнения, если только одно не отменяет собой второе (насх). Например, аль-Хасан (Да будет доволен им Аллах) завещал своему брату аль-Хусейну (Да будет доволен им Аллах), чтобы тот не подчинялся жителям Ирака, и если бы аль-Хасан был непогрешимым, аль-Хусейн не имел бы права его ослушиваться [Маджму’ аль-фатава].

 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.