Предназначение и задачи посланников.

Глава 3. Предназначение и задачи посланников.

 

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

1 Ясное донесение.

2 Призыв к Аллаху.

3 Сообщение благих вестей и предостережение.

4 Очищение, изменение в лучшую сторону и совершенствование человеческой души.

5 Исправление неправильных убеждений и ложных представлений.

6 Получение довода против людей.

7 Руководство общиной.

 

В Благородном Коране и Пречистой Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) разъясняются предназначение посланников и их задачи. Далее мы поговорим об этом подробнее.

 

 

 

Скачать статью: https://vk.com/doc181861343_428388761

 

 

1 Ясное донесение.

 

Посланники — гонцы Всевышнего, которых Он отправляет к Своим рабам, носители Его Откровения, и их первейшая задача — донести порученное им до рабов Аллаха: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания». Сура 5 «Трапеза», аят 67.

 

А донесение требует смелости — посланники не должны бояться людей, которым они говорят то, что противоречит их убеждениям, которым велят делать то, чего они делать не желают, и которым запрещают делать то, что они привыкли делать и в чём не видят ничего зазорного и предосудительного: «Они передали послания Аллаха, и боялись Его, и не боялись никого, кроме Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 39).

Донесение может осуществляться посредством чтения в присутствии призываемых текста Откровения, ниспосланного Всевышним, без каких-либо добавлений к нему или изъятий из него: «Читай то, что внушено тебе из Писания» (сура 29 «Паук», аят 45).

 

Всевышний также сказал: «Таким же образом Я направил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты» (сура 2 «Корова», аят 151).

Если же внушённое посланнику не является текстом, который можно прочесть людям, тогда донесение осуществляется посредством ознакомления призываемых с велениями и запретами Всевышнего, а также передачи им всего того знания, которое внушил ему Всевышний Аллах, без внесения в него каких-либо изменений.

К донесению, которое возложено на посланника, также относится разъяснение людям Откровения, ниспосланного Всевышним, поскольку посланнику лучше, чем кому бы то ни было, известен смысл ниспосланного, его предназначение и цели и он лучше всех остальных знает, какой именно смысл вложил Всевышний в Своё Откровение, что именно Он хотел сказать. Всевышний Аллах сказал об этом Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) следующее: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». Сура 16 «Пчёлы», аят 44.

 

Разъяснение посланником Божественного Откровения может осуществляться посредством слов. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил очень многое из того, что казалось неясным и непонятным его сподвижникам. Например, он разъяснил им, что подразумевается под словом «несправедливость» в Словах Всевышнего «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём» (сура 6 «Скот», в аят 82), сказав, что имеется в виду придавание Аллаху сотоварищей (ширк), а не притеснение собственной души посредством совершения грехов.

Кроме того, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам аяты, в которых говорится о молитве, закяте, хадже и так далее в общем, без упоминания подробностей, касающихся этих религиозных обязанностей.

Однако разъяснение бывает не только посредством слов, но и посредством действия. Так, действия Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) — его молитва, раздача им милостыни, хадж и так далее — служили своеобразным пояснением к кораническим аятам.

 

Когда люди отворачиваются от посланников и отказываются внимать их призыву, всё, что могут сделать посланники, — это донести до призываемых послание их Господа: «Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача Откровения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 20).

 

 

 

2 Призыв к Аллаху.

 

Миссия посланников не ограничивается одним лишь донесением послания и разъяснением истины. Они также обязаны побуждать людей к тому, чтобы те вняли их призыву, уверовали в то, к чему их призывают, и подтвердили это словами и делами. Все посланники говорили призываемым: вы — рабы Аллаха, и Аллах — ваш Господь и ваш Бог, и Он послал нас к вам, чтобы мы научили вас поклоняться Ему, и, поскольку мы Его посланники, вы обязаны подчиниться нам и последовать за нами: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута*!»» Сура 16 «Пчёлы», аят 36. *[Тагут —всё, чему поклоняются помимо Аллаха].

 

Всевышний также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». Сура 21 «Пророки», аят 25.

 

Каждый посланник говорил своему народу: «Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне».

Сура 26 «Поэты», аяты 108,110,126,131,144,150,163,179.

 

Посланники прикладывали огромные усилия, призывая людей к Аллаху. Чтобы понять это, достаточно прочитать суру «Нух», в которой рассказывается о том, как Нух (мир ему) призывал свой народ в течение девятисот пятидесяти лет. Он призывал их днём и ночью, открыто и втайне, используя при этом все возможные приёмы — от увещеваний до предостережений, от благих обещаний до угроз. Он всеми силами пытался сорвать завесы, окутавшие их разум, и привлечь их внимание к знамениям Всевышнего во Вселенной. Однако они отвергли его призыв: «Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток…»». Сура 71 «Нух», аят 21.

 

Пример, разъясняющий роль посланников

Ангелы привели Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) пример, разъясняющий его роль и его предназначение. В хадисе сказано: «Поистине, я увидел во сне, что Джибриль стоит у моей головы, а Микаиль у моих ног. И один из них сказал другому: «Приведи ему пример». Тогда второй сказал: «Слушай, да услышит ухо твоё, и разумей, да уразумеет сердце твоё! Вот пример для тебя и твоей общины. Вы подобны царю, у которого есть большой дом. В нём он сделал помещение, потом постелил в нём скатерть, а потом отправил гонца, чтобы они пригласили людей пообедать у тебя. Одни люди ответили на призыв посланца, а другие отказались. Царь это Аллах. Большой дом ислам. Помещение Рай, ты, о Мухаммад посланец. Кто внял твоему призыву, принял ислам, а кто принял ислам, тот вошёл в Рай, а кто вошёл в Рай, тот поел из того, что в нём»» [Бухари; Тирмизи].

 

 

 

3 Сообщение благих вестей и предостережение.

 

Призыв посланников к Аллаху всегда сопровождается благим увещеванием и предостережением, потому что призыв неразрывно связан с этими двумя действиями. В некоторых аятах Корана они упоминаются в качестве основной задачи посланников: «Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями». Сура 18 «Пещера», аят 56.

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о себе: «Я и то, с чем направил меня к людям Аллах, подобны человеку, который пришёл к своим соплеменникам и сказал: «Я видел войско своими глазами, и я нагой увещеватель*, спасайтесь же, спасайтесь!» И некоторые из его соплеменников послушались его, потихоньку двинулись в путь ещё затемно и спаслись, другие же посчитали его слова ложью, а наутро к ним явилось это войско, заставшее их врасплох, и уничтожило их. Это притча о тех, кто послушался меня и последовал за тем, с чем я пришёл, и тех, кто ослушался меня и счёл ложью ту истину, которую я принёс» [Бухари; Муслим].

*[Здесь Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сравнивает себя с человеком, который повстречал вражеское войско, был схвачен и раздет, но сумел бежать. После этого он прибежал к своим соплеменникам, чтобы предупредить их, и они поверили ему из-за его вида, так как его нагота послужила доказательством его правдивости. Что же касается Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) то доказательством его правоты служили совершённые им чудеса].

 

Благая весть, которую приносят людям посланники, касается как этого мира, так и мира вечного. В этом мире они несут тем, кто покорен Всевышнему, весть о благой жизни: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью» (сура 16 «Пчёлы», аят 97).

Всевышний также сказал: «Кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (сура 20 «Та, ха», аят 123).

Они обещают таким людям величие, благополучие и безопасность на земле: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и заменит им страх безопасностью. Они поклоняются Мне и не приобщают ко Мне сотоварищей» (сура 24 «Свет», аят 55).

 

А грешников и тех, кто ослушивается Аллаха, они предостерегают от несчастной жизни и бедствий в этом мире: «А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (сура 20 «Та, ха», аят 124).

Кроме того, они предостерегают их от наказания и погибели в мире вечном: «Если же они отвернутся, то скажи: «Я предостерегаю вас от мучений, подобных мучениям ‘адитов и самудян»» (сура 41 «Разъяснены», аят 13).

И они несут тем, кто послушен Всевышнему благую весть об ожидающем их в мире вечном Рае и блаженстве в нём: «Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введёт в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние». Сура 4 «Женщины», аят 13.

 

А грешников и тех, кто преступает границы, установленные Всевышним, они предостерегают от наказания в мире вечном: «А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения».  Сура 4 «Женщины», аят 14.

 

 

Каждый, кто ознакомится с призывом посланников, непременно обнаружит, что их призыв пронизан предостережением и благим увещеванием. Думается, что именно это сочетание представляет собой своеобразный ключ к человеческой душе, ибо человек по природе своей таков, что стремится снискать благо для себя и отвести от себя всякое зло. И когда посланники просвещают человека, указывая ему на великое благо, которое приносит вера и благие дела, человек начинает стремиться обрести это благо. И когда посланники разъясняют ему то, какой огромный вред приносит человеку неверие и заблуждение, человек начинает стремиться к тому, чтобы  избежать этих пагубных явлений. Когда человек слышит о блаженстве и наслаждении, которое ожидает его у Всевышнего в том случае, если он уверует, сердце его начинает желать этого наслаждения и он всем своим существом стремится к этому манящему блаженству. Послушайте же, как описывает Всевышний Аллах наслаждение верующих в Садах наслаждения: «Они будут лежать на расшитых ложах друг против друга, прислонившись. Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком [Райским вином], от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. Их жёнами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. Таково воздаяние за то, что они совершали. Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» А те, которые на правой стороне… Кто же те, которые на правой стороне? Они пребудут среди лотосов, лишённых шипов, под бананами [Или акациями камеденосными] с висящими рядами плодами, в распростертой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны. Они будут лежать на приподнятых матрацах. Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. Это — для тех, кто на правой стороне». Сура 56 «Событие», аяты 15-38.

 

А вот как Он описывает мучения, которым подвергаются неверующие в мире вечном: «А те, которые на левой стороне… Кто же те, которые на левой стороне? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра. Прежде они наслаждались роскошью». Сура 56 «Событие», аяты 41-45.

 

Всевышний также сказал: «Тогда вы, о заблудшие, считающие лжецами посланников, непременно вкусите [плодов] дерева заккум. Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды». Таким для них будет угощение в День воздаяния». Сура 56 «Событие», аяты 51-56.

 

Очень полезно почитать книгу аль-Мунзири «Ат-Таргиб ва am-тархиб = Прельщение и устрашение». Можно зачитывать отрывки из неё людям, которых вы призываете к религии Аллаха. Посмотрите, какое воздействие окажет эта книга на вас самих и на тех, кого вы призываете.

Многие люди, не знающие и не понимающие сути исламского призыва, считают недостатком проповедников ислама то, что они «увлекаются» предостережением и благим увещеванием, вместо того чтобы философствовать на тему того, к чему призывают людей. Они, мол, всего лишь проповедники, и им следует прекратить увещевать и предостерегать. Люди, которые придерживаются подобных взглядов на призыв, должны пересмотреть своё мнение и ещё раз тщательно обдумать и взвесить свои убеждения, взглянув на призыв через призму Корана и хадисов Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), в которых разъясняются пути призыва и задача благородных посланников.

 

 

4 Очищение, изменение в лучшую сторону и совершенствование человеческой души.

 

Всевышний Аллах милосерден к Своим рабам, и одно из проявлений Его милосердия к ним — то, что Он оживляет их души посредством Своего Откровения и озаряет их его светом: «Таким же образом Мы внушили ребе в Откровении Дух [Коран] из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведём прямым путём того из Наших рабов, кого пожелаем». Сура 42 «Совет», аят 52.

 

Посредством этого Божественного Откровения Всевышний Аллах выводит людей из тьмы к свету — из тьмы неверия, ширка и невежества к свету ислама и истины: «Аллах — Покровитель тех, Которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету». Сура 2 «Корова», аят 257.

 

Всевышний направил к людям Своих посланников с верным руководством, чтобы они выводили их из тьмы к свету: «Мы отправили Мусу с Нашими знамениями и повелели: «Выведи свой народ из мрака к свету…»» (сура 14 «Ибрахим», аят 5),

А без этого света слепнут сердца: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, которые в груди» (сура 22 «Паломничество», аят 46).

Их ослепляет их заблуждение и отдаление от истины, а также оставление ими того, в чём польза для них, и совершение того, в чём вред для них: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить им вред» (сура 25 «Различение», аят 55).

А вывести людей из тьмы к свету посланники могут только посредством донесения до них послания и учения Всевышнего и очищения и изменения в лучшую сторону человеческой души путём ознакомления их с их Господом, Его именами и качествами, а также путём ознакомления их с Его ангелами, Его Писаниями и Его посланниками и ознакомления их с тем, в чём польза и в чём вред для них, и посредством указания им того пути, который приведёт их к Его любви, и обучения их поклонению Ему: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении». Сура 62 «Собрание», аят 2.

 

Всевышний также сказал: «Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты» (сура 2 «Корова», аят 129).

 

 

 

 

5 Исправление неправильных убеждений и ложных представлений.

 

В самом начале своего существования человечество имело чистую, неиспорченную изначальную природу, поклонялось одному лишь Аллаху и не придавало Ему сотоварищей. Когда же между людьми появились разногласия и они разошлись во мнениях, Аллах направил к ним посланников, чтобы они вернули людей на истинный путь и вывели их из заблуждения: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями». Сура 2 «Корова», аят 213.

 

Иначе говоря, люди были одной общиной, все члены которой были верующими, придерживались единобожия и поклонялись Аллаху, а потом между ними возникли разногласия, и Аллах послал к ним пророков, которые несли им благую весть и предостерегали.

Каждый посланник призывал свой народ к прямому пути и указывал ему этот путь. Так поступали все без исключения посланники. При этом каждый посланник исправлял те отклонения от пути истины, которые имели место в его эпоху и в его земле. Отклонений же этих было множество, они были весьма разнообразны и имели самые разные проявления, и каждый посланник исправлял отклонения, которые имели место в его эпоху. Например, Нух порицал свой народ за поклонение идолам. То же самое делал и Ибрахим. Худ порицал свой народ за то, что они возвышаются на земле и проявляют высокомерие. Салих упрекал свой народ за то, что они творят нечестие на земле и следуют за нечестивцами. Лют боролся с содомским грехом, который получил широкое распространение среди его народа. Шу’айб боролся с распространённым в его народе обвешиванием и уменьшением меры при отмеривании… Все эти преступления и порицаемые деяния разных народов были отклонениями от прямого пути, а посланники указывали людям на этот путь, призывали их к нему и боролись с любым отходом от него.

 

 

 

6 Получение довода против людей.

 

Нет никого, кто любил бы оправдание так же, как любит его Всевышний Аллах. Он направил к людям Своих посланников и ниспослал Писания для того, чтобы у людей уже не осталось никакого довода и оправдания в Судный день: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (Сура 4 «Женщины», аят 165).

 

Если бы Аллах не направил к людям посланников, в Судный день они стали бы препираться и говорить: как же Ты подвергаешь нас наказанию и вводишь нас в Огонь, когда Ты не посылал к нам никого, кто разъяснил бы нам, чего Ты желаешь от нас? Всевышний сказал: «Если бы Мы погубили их от наказания до этого*, то они сказали бы: «Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как оказались унижены и опозорены?»». Сура 20 «Та, ха», аят 134.

*[Пришествия Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослания Корана].

 

То есть, если бы Он погубил их и обрёк на мучения в мире вечном в качестве воздаяния за их неверие, не направив к ним предварительно посланников, они сказали бы: почему же Ты не направил к нам посланников, чтобы мы знали, чего Ты хочешь от нас, и чтобы мы могли последовать за Твоими знамениями и пойти по тому пути, который Ты избрал для нас?

А в Судный день, когда Аллах соберёт первых и последних, Аллах приведёт всех посланников, которых Он в своё время направлял к разным народам, и эти посланники засвидетельствуют, что они донесли послание своего Господа до тех, к кому они были посланы, и получили довод против них: «Что же произойдёт, когда Мы приведём по свидетелю от каждой общины, а тебя приведём свидетелем против этих? В тот день те, которые не уверовали и ослушались Посланника, пожелают, чтобы их сровняли с землёй. Они не смогут утаить от Аллаха ни одной беседы». Сура 4 «Женщины», аяты 41-42.

 

А в другом аяте Всевышний сказал: «В тот день Мы выставим против каждой общины свидетеля из их числа, а тебя выставим свидетелем против этих». (сура 16 «Пчёлы», аят 89).

Соответственно, тем, кто отказался последовать за посланниками и пойти по их пути, останется только признать, что они сами были несправедливыми, когда на них обрушится кара Всевышнего в этом мире: «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, ‘ где вам было позволено вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, к вам будут обращаться с просьбами! Они говорили: «О горе нам! Воистину, мы были несправедливы!» Они продолжали так взывать, пока Мы не превратили их в затухшее жнивьё». Сура 21 «Пророки», аяты 11-15.

 

А в Судный день, когда их поведут к ужасному месту их вечного пребывания, их спросят об их грехах прежде, чем они будут брошены в Адский огонь, и они признаются во всём: «Она готова разорваться от ярости. Каждый раз, когда туда будут бросать толпу, её стражи

будут спрашивать их: «Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?» Они скажут: «Конечно, предостерегающий увещеватель приходил к нам, но мы сочли его лжецом и сказали: <Аллах ничего не ниспосылал, а вы лишь пребываете в большом заблуждению» Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени». Они признаются в своём грехе. Прочь же, обитатели Пламени!» (сура 67 «Власть», аяты 8-11).

А когда они уже окажутся в пламени Ада и начнут взывать и кричать, корчась в муках, стражи Ада скажут им: «»Разве ваши посланники не приходили к вам с ясными знамениями?» Они ответят: «Конечно» Они скажут: «Тогда молите сами» Но мольбы неверующих безуспешны» (сура 40 «Прощающий», аят 50).

 

 

 

 

 

 

7 Руководство общиной.

 

Из тех, кто внимает призыву посланников, формируется община. И эта община нуждается в наставнике и руководителе, который управлял бы ею. Именно эту задачу и выполняют посланники при жизни: они правят и судят по закону Всевышнего Аллаха: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». Сура 5 «Трапеза», аят 48.

 

Господь обратился к Давуду (мир ему) сказав: «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости». Сура 38 «Сад», аят 26.

 

А пророки сынов Израилевых руководили своим народом в соответствии с установлениями Торы. В хадисе говорится: «Израильтянами руководили пророки: как только покидал этот мир один пророк, на его место тут же приходил другой» [Бухари; Муслим; Абу Давуд; Ибн Маджа; Сахих аль-джами’ ас-сагир].

Аллах сказал о Торе: «Покорившиеся пророки выносили по ней решения для исповедующих иудаизм» (сура 5 «Трапеза», аят 44).

Посланники судили людей и руководили ими во время войны и в мирное время, решали дела общины, заботились об интересах её членов. Делая всё это, они подчинялись Всевышнему Аллаху, и подчинение им в этом есть подчинение Аллаху: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура 4 «Женщины», аят 80).

Человек никогда не сможет снискать довольство своего Господа и Его любовь кроме как посредством этого подчинения и послушания: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас…»». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 31.

 

Именно поэтому девиз мусульманина, который он объявляет постоянно, — послушание и покорность: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!»». Сура 24 «Свет», аят 51.

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.