Сравнение Писаний.

Глава 10. Сравнение Писаний.

 

 

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

1 Источник и цель их ниспослания.

2 Послание общее и послание к определённой общине.

3 Сохранность Посланий.

4 В чём согласны и в чём расходятся небесные Послания?

5 Как человек становится покорившимся Богу — мусульманином?

6 Суть призыва всех посланников.

7 В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.

8 Вечные принципы (вопросы’акиды).

9 Общие правила.

10 Различие законов.

11 Пророки — братья от разных матерей.

12 Объём Писаний и время их ниспослания.

13 Отношение последнего Послания ко всем предыдущим.

14 Последний Шариат не нуждается в предыдущих.

 

 

Скачать статью: https://vk.com/doc181861343_428388795

 

 

1 Источник и цель их ниспослания.

 

Источник у всех небесных Писаний один: «Алиф. Лям. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие, которые прежде были руко-водством для людей. Он также ниспослал Различение [Коран]». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 1-4.

 

 

И все Писания ниспосланы Всевышним с одной целью — чтобы они служили жизненными программами для людей, живущих на этой земле, и направляли их посредством содержащихся в них указаний, наставлений и руководства. Все эти Писания ниспосланы для того, чтобы быть духом и светом, оживляющим и озаряющим человеческие души, и гнать прочь мрак этих душ и этой жизни.

В одном месте в Коране сообщается о цели ниспослания Торы, Евангелия и Корана — трёх величайших Писаний, ниспосланных Всевышним. Всевышний сказал: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими. Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми. Вслед за ними Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных. Пусть люди Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нём. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чём вы расходились во мнениях. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами. Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» Сура 5 «Трапеза», аяты 44-50.

 

Каждая религия пришла от Аллаха для того, чтобы стать жизненной программой, соответствующей той действительности, в которой живут люди. Религия пришла для того, чтобы управлять человеческой жизнью, упорядочивать её, направлять и оберегать, а не для того, чтобы быть просто убеждениями, укрепившимися в сознании человека, или обрядами, совершаемыми в храмах и местах поклонения. Конечно, и эти убеждения, и эти обряды очень важны в человеческой жизни и необходимы для воспитания человеческой души, однако их недостаточно для того, чтобы руководить жизнью, упорядочивать её, направлять её и оберегать. Необходима созданная на их основе программа, порядок и закон (шариат), который применялся бы на практике в человеческой жизни и который был бы настоящим, действующим законом, за нарушение которого люди подвергались бы наказанию.

Человеческая жизнь может протекать в нормальном русле, только если убеждения (‘акида), обряды и законы (шариат) получены из одного источника, который имеет власть над душой и сознанием, а также над поступками и поведением, и воздаёт людям согласно его законам в этом мире, и воздаёт им согласно его расчёту в мире вечном.

Если же власть распределена между несколькими объектами, и существует несколько источников… И если власть в том, что касается совести людей и обрядов принадлежит Аллаху, а в том, что касается законов и уклада жизни — кому-то другому… И если власть в том, что касается воздаяния в мире вечном, принадлежит Аллаху, а в том, что касается наказания и карательных мер в этой жизни, — кому-то другому… В этом случае душа человека разрывается между этими двумя властями и влияниями, устремляется сразу в две противоположные стороны, колеблется между двумя совершенно разными жизненными программами.

Жизнь человека портится таким образом, как об этом не раз упоминает Всевышний в Своей Книге, говоря: «Если бы на них [на небесах и земле] были иные божества наряду с Аллахом, то они [небеса и земля] разрушились бы» (сура 21 «Пророки», аят 22); «А если бы Истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (сура 23 «Верующие», аят 71); «Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура 45 «Пещера», аят 18).

Именно поэтому каждая религия пришла, чтобы стать жизненной программой для людей. И при этом неважно, пришла ли эта религия к одному селению или одной общине или же к целому человечеству со всеми его поколениями, — она обязательно несла с собой определённые нормы и законы, регулирующие жизнь людей, в дополнение к ‘акиде, формирующей у людей правильное представление о жизни, и к обрядам поклонения, привязывающим сердца людей к Аллаху. Эти три составляющие являются тремя основами религии Аллаха — в любом месте, куда бы ни пришла религия от Аллаха. Ведь человеческая жизнь не может протекать нормально, если её программой не будет религия Аллаха.

В Коране есть несколько подтверждений того, что первые религии, которые, возможно, приходили к одному из селений или одному из племён, также включали в себя эти три составляющие. А здесь показано, как эти три составляющие дополняли друг друга и взаимодействовали в трёх величайших религиях мира — иудаизме, христианстве и исламе.

Всевышний начинает с Торы, о которой мы и будем говорить сейчас: «Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет» (сура 5 «Трапеза», аят 44).

Тора в том виде, в каком ниспослал её Аллах, была книгой Аллаха, которая должна была стать руководством для сынов Израилевых и освещать им их путь к Богу. Она несла им ‘акиду единобожия, разные обряды поклонения и закон (шариат). «Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём» (сура 5 «Трапеза», аят 44).

Аллах ниспослал Тору не только для того, чтобы она была руководством и светом для сознания и сердец в том, что касается убеждений и обрядов поклонения, но и для того, чтобы она была руководством и светом для них посредством заключённых в ней норм и законов (шариат), регулирующих человеческую жизнь в соответствии с программой Всевышнего и удерживающих эту жизнь в рамках этой программы. Пророки, покорившиеся Всевышнему (а души их и так принадлежат одному лишь Всевышнему, и они сами не имеют ни воли, ни власти, ни права заявить о наличии у них каких-нибудь особенностей, свойственных только Аллаху, — это и есть ислам в его исконном значении), выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. То есть это закон, ниспосланный специально для них и исключительно для них, и их судьи и учёные также руководствовались в своей деятельности этими законами. Это потому, что на них была возложена обязанность сохранять и оберегать книгу Аллаха и свидетельствовать о ней, и это свидетельство заключается в том, чтобы они строили свою жизнь в соответствии с её указаниями, а также в том, чтобы применять её законы в своей среде.

А без небесного Писания человечество осталось бы заблудшим, впавшим в разногласия и идущим разными путями: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись во мнениях» (сура 2 «Корова», аят 213).

 

 

 

 

 

2 Послание общее и послание к определённой общине.

 

Каждое из предыдущих небесных посланий предназначалось одному определённому народу, тогда как последнее послание, которое принёс последний пророк и посланник Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), адресовано всему человечеству. А это, в свою очередь, предполагает, что это последнее послание должно отличаться от всех предыдущих и иметь особенности, делающие его пригодным для всех времён и мест. И Всевышний Аллах сделал это послание именно таким. Незадолго до кончины Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) Он ниспослал ему такой аят: «Сегодня довёл Я для вас вашу религию до полного завершения, завершил для вас Мою милость и одобрил для вас ислам как религию». Сура 5 «Трапеза», аят 3.

 

Думая о завершении и усовершенствовании этой религии, верующий представляет себе многовековое шествие веры и сменяющих друг друга посланий и посланников, начиная с первого посланника Всевышнего к людям, Адама (мир ему), и до этого последнего послания, послания неграмотного пророка ко всему человечеству… И что же он видит? Его взору представляется торжественное шествие, длившееся долгие века и не прекращавшееся ни на минуту, шествие верного руководства и света. Дорога длинна, но он видит ясные указатели на всём её протяжении. Однако он видит, что каждый посланник, приходивший к людям до печати пророков, Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), был направлен к определённому народу и что каждое послание, кроме этого последнего послания, было адресовано одной конкретной общине и предназначено только ей, и подходило оно только для одной определённой среды, одной определённой эпохи с определёнными обстоятельствами, и его форма была обусловлена этими обстоятельствами, что позволяло ему приспособиться к ним. Каждое из этих посланий содержало в себе призыв к признанию одного Бога, то есть к единобожию, и к поклонению одному Богу, то есть к исламу. Однако при этом каждое такое послание несло людям законы, регулирующие человеческую жизнь и адаптированные к конкретной среде, эпохе и обстоятельствам.

А когда Аллах пожелал завершить череду Своих посланий, адресованных людям, он послал сразу ко всему человечеству Своего последнего посланника с посланием, адресованным каждому человеку в отдельности, а не ограниченной группе людей, живущей в определённую эпоху в определённых обстоятельствах. Это послание обращено к каждому человеку и при этом не зависит от обстоятельств, среды и эпохи, потому что оно обращено к естественной изначальной природе человека, которая остаётся неизменной на протяжении веков: «Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера» (сура 30 «Римляне», аят 30). В этом послании разъяснён закон, охватывающий все области жизни человека и все виды его деятельности. Закон этот даёт основополагающие принципы и важнейшие правила, регулирующие всё то, что изменяется в человеческой жизни в зависимости от времени и места, и подробно изложенные законы и нормы, регулирующие всё то, что остаётся в ней неизменным… Этот закон с его основополагающими принципами и подробно разъяснёнными нормами содержит в себе всё то, в чём нуждается человек для ведения нормальной жизни с момента появления этого

послания и до конца времён. Это послание включает в себя установления, указания, направления и законы, упорядочивающие эту жизнь, чтобы она продолжалась, изменялась в лучшую сторону, была плодотворной и обновлялась в рамках этого закона и в соответствии с ним.

На завершённость и совершенство этого последнего послания Всевышний указывает в нескольких аятах Своей Книги. Например, Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).

Всевышний также сказал: «Мы ничего не упустили в Писании» (сура 6 «Скот», аят 38).

Последний закон — Шариат — вобрал в себя достоинства предыдущих посланий, однако при этом он превзошёл их своим величием и совершенством. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Всевышний ниспослал сто четыре Писания, и собрал всё знание, заключённое в них, в четырёх Писаниях: Торе, Евангелии, Псалтире и Коране, а потом собрал знание, заключённое в первых трёх, в Коране».

 

 

 

 

3 Сохранность Посланий.

 

Поскольку предыдущие Послания предназначались для определённого времени, они не сохранились и Всевышний не гарантировал их сохранности: Он поручал сохранять их учёным той общины, которой это Писание ниспосылалось. Например, сохранение Торы Всевышний поручил раввинам и первосвященникам: «Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нём» (сура 5 «Трапеза», аят 44).

Однако они не смогли сохранить ниспосланное им, и некоторые из них поступили вероломно, внеся в Тору изменения и исказив её смысл, и сегодня достаточно заглянуть в Тору, чтобы заметить эти изменения и искажения, причём не в каких-то второстепенных вопросах, а в самых основных. Они приписывают Аллаху такие мерзости, от которых мурашки бегут по коже, и приписывают посланникам такие поступки, на совершение которых способен далеко не каждый простой человек.

(Примеры клеветы, возводимой иудеями на Аллаха, приводятся в первой книге этой серии — «Вера в Аллаха». Также мы привели примеры их клеветы на посланников в этой книге — в предыдущем разделе, посвященном посланникам. Здесь же мы приведём один пример искажения иудеями Торы: в результате этого искажения одни части Торы стали противоречить другим. Итак, пример. Подлинный текст в Торе: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь… И там принеси его во всесожжение…». Этим сыном был Исма’иль, однако иудеи не могли допустить, чтобы Исма’илю и его сыновьям, то есть арабам, досталась такая честь, и они добавили в текст слово «Исаак», чтобы эта честь досталась ему, и в сегодняшней, искажённой Торе текст стал выглядеть следующим образом: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака… И там принеси его во всесожжение…» (Быт. 22:2). Однако тот, кто внёс в этот текст изменения, не обратил внимания на возникшее противоречие: в другом месте в Торе говорится, что Исма’иль родился у Ибрахима, когда тому было восемьдесят шесть лет (Быт. 16:16), поэтому единственным сыном мог быть только Исма’иль, поскольку Исхак родился, когда Ибрахиму было уже сто лет (Быт. 21:5). Посмотрите же, как Аллах раскрыл их ложь и искажения, внесённые ими в Тору).

 

Что же касается последнего Послания, то Всевышний гарантировал его сохранность и не поручил сохранение его людям. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». Сура 15 «Хиджр», аят 9.

 

 

Посмотрите, сколько людей во всём мире знают Коран наизусть, — их великое множество.

*(Одна из причин этого состоит в том, что Аллах облегчил для людей чтение и заучивание Корана: «Поистине, Мы облегчили Коран для поминания, так найдётся ли поминающий?» (сура 54 «Луна», аят 22).)

 

Если безбожники, иудеи или новые «крестоносцы» захотят изменить хотя бы одну букву в Книге Аллаха, обязательно найдётся кто-нибудь, пусть даже ребёнок, домохозяйка или какая-нибудь ослепшая старуха, которые сумеют опровергнуть их ложь и сказать, как выглядит этот аят на самом деле, не говоря уже об учёных, которые не просто знают Коран наизусть, но и хорошо понимают его и прекрасно разбираются в науках, так или иначе связанных с ним.

Посмотрите на историю этой Книги: сколько внимания было уделено её собиранию, толкованию, подробному грамматическому разбору каждого аята, а также притчам, историям пророков, сообщениям и нормам Шариата, содержащимся в ней.

Всего этого не было бы, если бы Всевышний Аллах не гарантировал сохранность Своего последнего Писания, и оно будет существовать до того дня, когда весь этот мир разрушится и на смену ему придёт мир вечный.

 

 

 

 

4 В чём согласны и в чём расходятся небесные Послания?

 

Одна религия

Все Послания, принесённые пророками, ниспосланы Аллахом, Знающим, Мудрым, Осведомлённым обо всём. А это означает, что все они представляют собой один и тот же путь, которым следует и первый, и последний. Исследовав содержание призыва посланников, о котором рассказывается в Коране, мы обнаруживаем, что все они призывали к одной религии, и эта религия — ислам: «Воистину, религией у Аллаха является ислам». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 19.

 

Ислам в языке Корана — это название не какой-то конкретной религии одной общины, а название общей религии, к которой призывали и о которой говорили все без исключения пророки. Так, Нух сказал своему народу: «…и мне велено быть одним из мусульман» (сура 10 «Юнус», аят 72). Ислам — это религия, исповедовать которую Всевышний велел отцу пророков Ибрахиму: «Вот сказал Господь Ибрахиму: «Покорись!» Он сказал: «Я покорился Господу миров»». Сура 2 «Корова», аят 131.

 

 

Как Ибрахим, так и Я’куб завещали своим сыновьям исповедовать ислам: «И умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (сура 2 «Корова», аят 132).

 

А вот что ответили сыновья Я’куба своему отцу: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма’иля и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся». Сура 2 «Корова», аят 133.

 

 

А Муса (мир ему) сказал своему народу: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него». Сура 10 «Юнус», аят 84.

 

А апостолы сказали ‘Исе: «Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами!» Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 52.

 

И когда группа людей Писания услышала Коран, они сказали: «Мы уверовали в него! Это — истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами». Сура 28 «Рассказ», аят 53.

 

 

Ислам — покорность Богу, и о нём говорят пророки и их последователи с древнейших времён и до времени пришествия Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

 

 

5 Как человек становится покорившимся Богу — мусульманином?

 

Ислам — это покорность и послушание Всевышнему Аллаху, выражающиеся в исполнении Его велений и соблюдении Его запретов. Ислам во времена Нуха (мир ему) — это следование тому, что принёс Нух. Ислам во времена Мусы — это следование закону (шариату), принесённому Мусой. Ислам во времена ‘Исы (мир ему) — это следование Евангелию, ниспосланному Всевышним (в его первоначальном виде, до искажения). А ислам во времена Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) — это следование тому, что он принёс нам.

 

 

 

 

6 Суть призыва всех посланников.

 

Суть призыва всех посланников и основа всех небесных Посланий — призыв к поклонению одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и отказ от поклонения кому-то или чему-то помимо Него. Всевышний упоминает об этом и подтверждает это во многих аятах Корана. Иногда Он упоминает о призыве посланников. Например, Нух сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 59.

 

А Ибрахим (мир ему) сказал своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его! Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Сура 29 «Паук», аят 16.

 

А Худ сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 65

 

А Салих сказал своему народу: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него». Сура 7 «Ограды», аят 73.

 

А в других аятах Всевышний упоминает о том, что Он направил к людям всех посланников с одной целью: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». Сура 21 «Пророки», аят 25.

 

А иногда Он упоминает о жизни пророков и их последователей, показывая, что все они следовали одним путём и что все они были единой общиной, поклонявшейся одному Богу: «Воистину, эта ваша религия — религия единая. Я же — ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» Сура 21 «Пророки», аят 92.

 

А в других аятах Всевышний Аллах указывает на то, что ответ на призыв Всевышнего и поклонение и покорность Ему одному — это и есть религия, а кто отказывается от этого и отвергает это, тот добровольно входит в число заблудших и неразумных: «Кто же отвернётся от религии Ибрахима, кроме глупца?» (сура 2 «Корова», аят 130).

 

А вот что сказал Ибрахим (мир ему) о своей религии: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» Сура 6 «Скот», аят 79.

 

А в других аятах Всевышний Аллах упоминает о том, что пророки и посланники, когда к ним приходила смерть, завещали исповедовать именно эту религию тем, кто будет жить после их кончины: «Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Я’кубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исма’иля и Исхака, Единственному Богу»» (сура 2 «Корова», аят 133).

А иногда Он упоминает о том, что религия, дарованная Им Его величайшим посланникам, была единой: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в Откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и ‘Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё»» (сура 42 «Совет», аят 13).

 

 

7 В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.

 

Предыдущие послания не ограничились призывом к поклонению одному лишь Аллаху — они ещё и разъяснили, что именно делает этот призыв истиной, которую мы обязаны принять и которой обязаны следовать. В них упоминаются качества, присущие одному только Всевышнему Аллаху и составляющие собой Его Божественность, а также проявления милости Всевышнего к нам и те блага, которые Он даровал нам. Кроме того, они обращают наше внимание и наш взор на царство небес и земли. Так, Нух сказал своему народу: «Почему вы не чтите величия Аллаха? Он ведь создавал вас по этапам. Неужели вы не видели, как Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце сделал светильником? Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда. Аллах сделал для вас землю ковром, чтобы вы ходили по ней широкими дорогами». Сура 71 «Нух», аяты 13-20.

 

Об этом же говорится и в свитках Ибрахима и Мусы. В Коране упоминается о том, что в них говорится следующее: «К твоему Господу предстоит конечный исход. Он заставляет смеяться и плакать. Он умерщвляет и оживляет. Он сотворил пару — мужчину и женщину (Или самца и самку.) — из капли, которая извергается. На Нём лежит сотворение в другой раз. Он избавляет от нужды и наделяет собственностью. Он — Господь Сириуса. Он погубил первых ‘адитов, ничего не оставил от самудян, а ещё раньше погубил народ Нуха. Воистину, они были ещё более несправедливы и непокорны». Сура 53 «Звезда», аяты 42-52.

 

 

 

8 Вечные принципы (вопросыакиды).

 

Призыв к поклонению одному лишь Аллаху — далеко не единственное, что объединяет все Послания Всевышнего. Есть и другие общие принципы и положения. Это касается, прежде всего, убеждений и основ (‘акида), которые у всех посланников и их последователей были одинаковыми. Так, первый из посланников Нух напоминал своему народу о Судном дне и грядущем Воскрешении. Вот что он сказал: «Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда». Сура 71 «Нух», аяты 17-18.

 

 

Кроме того, он рассказал им о существовании ангелов и джиннов, после чего неверующие из его народа сказали: «Он такой же человек, как и вы. Он лишь хочет возвыситься над вами. Если бы Аллах пожелал, то Он ниспослал бы ангелов. Мы не слышали о подобном среди наших отцов. Он — не кто иной как бесноватый, так что обождите с ним до поры до времени» (сура 23 «Верующие», аяты 24-25).

А в призыве Ибрахима (мир ему), обращенном к его народу, мы видим упоминание о Судном дне: «»Господи! Сделай этот город

безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день». Он сказал: «А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!»» (сура 2 «Корова», аят 126).

 

В призыве Мусы это упоминание ещё яснее. Поэтому колдуны сказали фараону после того, как пали ниц: ««Воистину, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Аллах лучше и долговечнее». Тому, кто явится к своему Господу, будучи грешником, уготована Геенна, в которой он не умрёт и не будет жить. А тем, кто придёт к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени – сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился». Сура 20 «Та, ха», аяты 73-76.

 

А в свитках Ибрахима и Мусы говорится: «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и долговечнее». Сура 87 «Всевышний», аяты 16-17.

 

Кроме того, все пророки и посланники предостерегали свои народы от Даджжаля. ‘Абдаллах ибн «Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый пророк, которого Аллах посылал к людям, непременно предостерегал свою общину от Даджжаля. Так поступал Нух и пророки после него». [Сахих аль-джами’ ас-сагир, т. 5, с. 133; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 370].

 

 

 

9 Общие правила.

 

Небесные Писания разъяснили общие правила, которые должны знать люди во все времена, например правило вознаграждения и наказания: Всевышний вознаграждает человека за его дела и наказывает за его грехи, и Он не наказывает его за чужие проступки и не вознаграждает за чужие усилия и добрые дела — играют роль именно его дела и его грехи: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью? Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна». Сура 53 «Звезда», аяты 36-41.

 

И настоящее преуспеяние достигается через очищение души посредством следования программе Всевышнего и поклонения и покорности Ему, а также предпочтения жизни вечной этому бренному миру: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву. Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы». Сура 87 «Всевышний», аяты 14-19.

 

Ещё одно правило: только благочестивые достойны того, чтобы унаследовать землю: Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании [Хранимой Скрижали], что землю унаследуют Мои праведные рабы. Сура 21 «Пророки», аят 105.

 

Однажды Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах) спросил Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) о содержании свитков Ибрахима и Мусы. Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я спросил: «О Посланник Аллаха, что собой представляли свитки Ибрахима?» Он ответил: «Там были только притчи: о могущественный правитель, испытуемый и обольщённый, поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собрал у себя весь мир этот, но послал Я тебя для того, чтобы ты восстанавливал справедливость и делал всё для того, чтобы не было притеснённых, которые обращались бы ко Мне с мольбой, ибо Я не оставляю без ответа мольбу притеснённого и того, с кем поступили несправедливо, даже если это неверующий… Разумный человек, если только ничто не затмит разум его, должен выделять время для следующих дел: время для тайной беседы с Господом своим, время для того, чтобы спрашивать отчёта с души своей, время для того, чтобы размышлять о творениях Всевышнего Аллаха, и время, в которое он ест и пьёт. Разумный должен отправляться

в путь только ради трёх вещей: чтобы запастись для мира вечного, добыть кусок хлеба или ради дозволенного наслаждения. Разумный должен знать и понимать то, что происходит в его время, заниматься своим делом, оберегать язык свой, и говорить так же, как и делает: говорить мало, кроме тех случаев, когда это действительно касается его и заботит…» Я спросил: «О Посланник Аллаха, а что собой представляли свитки Мусы?» Он ответил: «Там были только наставления и назидания: <Я удивляюсь тому, кто точно знает, что смерть придёт, и при этом радуется. И Я удивляюсь тому, кто знает об Огне и при этом улыбается и смеётся. И Я удивляюсь тому, кто знает о Предопределении и при этом утомляется. И Я удивляюсь тому, кто видит, что мир этот делает со своими обитателями и при этом успокоенно доверяется ему. И Я удивляюсь тому, кто знает, что завтра его ожидает расчёт, и при этом ничего не делает>»». [Ибн Хиббан; аль-Хаким].

 

В Коране говорится о том, что все посланники и пророки несли с собой «весы» — критерии справедливости: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости». Сура 57 «Железо», аят 25.

 

И всем им было велено добывать себе пропитание дозволенными способами: «О посланники! Вкушайте благое и поступайте праведно». Сура 23 «Верующие», аят 51.

 

И многие виды поклонения, совершаемые нами сегодня, были известны предыдущим посланникам и их последователям: «Мы внушили им, чтобы они вершили добрые дела, совершали молитву и выплачивали закят». Сура 21 «Пророки», аят 73.

 

Всевышний Аллах также сказал: [Исма’иль] велел своей семье совершать молитву и выплачивать закят. Сура 19 «Марьям», аят 55.

 

Аллах сказал Мусе: Поклоняйся же Мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне. Сура 20 «Та, ха», аят 14.

 

Вспомним также слова ‘Исы (мир ему): «…и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив» (сура 19 «Марьям», аят 31).

 

И тем, кто жил до нас, был предписан пост — так же, как и нам: О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Сура 2 «Корова», аят 183.

 

А хадж вменил в обязанность людям Ибрахим (мир ему): после того как строительство Каабы было завершено, Аллах повелел ему объявить об обязательности хаджа, и Ибрахим сделал это: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком» (сура 22 «Паломничество», аят 27)*

*После этого пророки совершали хадж к Древнему Дому. Муса и Юнус совершали хадж. Ибн Аббас передаёт: «Мы шли с Посланником Аллаха по местности между Меккой и Мединой, и, когда мы проходили по одной долине, он спросил: «Что это за долина?» Люди сказали: «Вади Аль-Азрак». Тогда он сказал: «Я словно смотрю сейчас на Мусу» — и он упомянул о цвете его кожи, о его волосах и так далее, после чего добавил: «Он, вложив пальцы в уши, проходит по этой долине, произнося тальбию и взывая к Аллаху». Затем мы дошли до дороги между двух гор. Он спросил: «Что это за дорога?» Люди сказали: «Харша или Лифт». Тогда он сказал: «Я словно смотрю сейчас на Юнуса, который проезжает по этой долине на красной верблюдице, поводья которой свиты из пальмовых волокон, а сам он одет в шерстяную джуббу и произносит тальбию»» [Муслим; Мишкат аль-масабих].

 

У каждой общины были свои обряды поклонения: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений*, чтобы они поминали Имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (сура 22 «Паломничество», аят 34).

*Или религиозные обряды.

 

Всевышний также сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, которые они отправляют» (сура 22 «Паломничество», аят 67).

Все небесные Послания объединяет ещё одно: они разъяснили, что является мерзким, отвратительным и ложным, и призвали к борьбе со всем этим и устранению его, будь то идолопоклонство, высокомерие и возвышение на земле без права, или извращение, противоречащее естественной природе человека, вроде содомского греха, или проявление враждебности и несправедливость по отношению к людям посредством разбоя, обвешивания.

 

 

10 Различие законов.

 

Если религия, с которой приходили к людям посланники, была единой, и имя ей — ислам, то законы (шариаты) были разными. Например, некоторые нормы шариата ‘Исы отличались от норм шариата Мусы, и некоторые нормы шариата Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) отличаются от норм шариатов Мусы и ‘Исы.

 

Всевышний сказал: Каждому из вас Мы установили закон и путь.

Сура 5 «Трапеза», аят 48.

 

Это, однако, не означает, что все шариаты абсолютно разные и вообще не похожи друг на друга. Если мы рассмотрим их, мы обнаружим, что в основных вопросах и положениях они сходятся. Мы уже приводили аяты, в которых рассказывается об обязанностях, возложенных Всевышним на тех, кто жил до нас: они так же молились, постились и совершали хадж, и им так же, как и нам, было предписано питаться только дозволенным… Отличаются же в шариатах только некоторые подробности.

Например, количество рак’атов в молитве, размер закята и правила совершения хаджа и некоторых других обрядов поклонения отличались от шариата к шариату. И бывало так, что Аллах разрешал нечто в одном шариате по Своей мудрости и запрещал это в другом шариате, поскольку в нём оно уже не могло принести той же пользы.

Приведём три примера.

  1. Пост: согласно прежним шариатам, постящийся совершал разговение после захода солнца, и после этого ему было дозволено есть, пить и вступать в супружескую связь до рассвета, если только он всё это время не спал. Если же он лёг спать до рассвета, то после этого он не имел права ни есть, ни пить, ни вступать в супружескую связь до захода солнца следующего дня. Однако нашей общине Аллах облегчил пост и разрешил нам делать всё это с захода солнца до рассвета, независимо от того, спали мы или нет. Всевышний сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста. Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаёте самих себя*, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи» (сура 2 «Корова», аят 187).

 

*Ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с жёнами по ночам во время поста в рамадане.

 

  1. Сокрытие ‘аурата во время омовения не было обязательным для сынов Израилевых. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором говорится: «Израильтяне совершали омовение нагими, и при этом они смотрели друг на друга, а Муса всегда купался в одиночестве…» [Сахих аль-джами’ ас-сагир].

 

  1. Запреты: «Аллах разрешил Адаму женить его сыновей на его же дочерях, однако позже это было запрещено. А в шариате Ибрахима (мир ему) разрешено было женатому человеку иметь наложницу: сам Ибрахим (мир ему) взял себе Хаджар в качестве наложницы, притом что в это время он был женат на Саре. А в Торе Аллах запретил сынам Израилевым делать подобное. А во времена Я’кубабыло разрешено жениться одновременно на двух родных сестрах, и так поступил сам Я’куб: две его жены были родными сестрами. Затем Аллах запретил это в Торе. И Я’куб сделал запретным для себя употребление в пищу верблюжьего мяса и молока» [Ибн Касир. Тафсир]. А причина этого заключалась в следующем, как разъясняется в хадисе: «Однажды Исраиль [Я’куб] тяжело заболел. Болел он очень долго и в конце концов дал Аллаху обет: если Аллах исцелит его, он откажется от своей самой любимой пищи и самого любимого питья, а самой любимой его пищей было верблюжье мясо, а самым любимым питьем верблюжье молоко» [Ахмад; Ибн Касир. Тафсир]. А то, что сделал запретным для себя Я’куб, Аллах сделал запретным для израильтян, и запрет этот есть в Торе: «Любая пища была дозволена сынам Исраиля, кроме той, которую Исраиль запретил самому себе до ниспослания Торы». (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 93).

 

Всевышний упомянул о том, что ещё запретил Он иудеям, в суре «Аль-Ан’ам = Скот»: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им жир коров и овец, кроме того, что находится на хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы». Сура 6 «Скот», аят 146.

 

 

Аллах запретил им употреблять в пищу мясо всех животных с нераздвоенными копытами, например верблюдов, а также птиц вроде гусей и уток, и запретил им употреблять в пищу жир коров и овец, кроме того, который находится возле их хребтов, а также того, который находится во внутренностях или смешан с костями.

 

Причиной этого запрета было вовсе не то, что запрещённое было отвратительным и мерзким, а то, что их отец Я’куб сделал запретным для себя некоторые вещи, и они стали запретными и для его потомков. А причиной некоторых запретов стало поведение сынов Израилевых и их несправедливость: За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. Сура 4 «Женщины», аят 160/

 

Потом пришёл ‘Иса (мир ему) и сделал дозволенным для сынов Израилевых часть того, что им было запрещено: …и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено. Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 50.

 

А потом пришёл последний закон — Шариат, — чтобы установить правило, согласно которому дозволенным является благое, а запретным — скверное.

 

 

 

 

11 Пророки братья от разных матерей.

 

Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) привёл такой пример, указывающий на то, что у всех посланников была одна религия, но разные шариаты: «Пророки братья, рождённые от разных матерей: матери у них разные, а религия одна». [Бухари; Муслим; Ахмад; Абу Давуд].

 

Ибн Хаджар сказал: «Пророки — братья по отцу, а в версии ‘Абд-ар-Рахмана, приведённой в «Сахихе» аль-Бухари, говорится: «Пророки братья, рождённые от разных матерей», то есть они — братья по отцу, притом что матери у них разные. Смысл хадиса таков: у их религии одна основа — единобожие, хотя шариаты у них разные» [Фатх аль-Бари, т. 6, с. 489].

 

 

 

 

 

12 Объём Писаний и время их ниспослания.

 

Коран — самое объёмное из всех небесных Посланий.

В хадисе сказано: «Вместо Торы мне были дарованы семь длинных сур, вместо Псалтиря суры, содержащие около ста аятов, вместо Евангелия семь повторяемых [аятов]( Имеется в виду «Аль-Фатиха»), и сверх этого мне были дарованы суры-муфассалm*» [Табарани. Аль-Кабир; Сахих аль-джами’ ас-сагир].

*Муфассаль — последние суры Корана, с суры «Каф» и до конца Корана.

 

Все известные нам небесные Писания были ниспосланы в месяц рамадан. В хадисе говорится: «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь рамадана, Тора по прошествии шести ночей с начала рамадана, Евангелие по прошествии тринадцати ночей с начала рамадана, Псалтирь по прошествии восемнадцати ночей с начала рамадана, а Коран по прошествии двадцати четырёх дней с начала рамадана» [Сахих аль-джами’ ас-сагир].

 

 

 

 

13 Отношение последнего Послания ко всем предыдущим.

 

Всевышний Аллах разъяснил это в одном из аятов Своей Книги: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для того, чтобы оно свидетельствовало о них». Сура 5 «Трапеза», аят 48.

 

 

То, что Коран подтверждает прежние Писания, выражается в следующем.

  1. В предыдущих Писаниях содержатся упоминания о Коране и восхваление его, а также сообщение о том, что Аллах ниспошлёт его Своему рабу и Посланнику Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) и его ниспослание именно таким путём, как это предсказывается в этих Писаниях, явилось подтверждением их и заставило тех, кто уверовал в Аллаха, Его посланников и эти Писания и руководствовался ими, лишний раз удостовериться в их истинности.

 

Всевышний сказал: Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками. Они говорят: «Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится».Сура 17 «Ночное путешествие», аяты 107-108/

 

То есть, поистине, то, что обещал нам Аллах в Своих предыдущих Писаниях и через Своих посланников, — ниспослание Корана и пришествие Мухаммада — должно было непременно исполниться, и оно исполнилось [Ибн Касир. Тафсир].

  1. В Коране говорится о части того, что упоминается и в Писаниях, ниспосланных ранее, а это — подтверждение их истинности: «Стражами Огня Мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера верующих» (сура 74 «Завернувшийся», аят 31).

Иначе говоря, они удостоверятся в этом, поскольку им уже известно об этом из их Писаний.

  1. В Коране сообщается о ниспослании этих Писаний и говорится о том, что они — от Аллаха, и вера в них — обязательна. Об этом мы уже говорили.

Слово мухаймин —, которым охарактеризован Коран, упомянутое в первом аяте в этом пункте, означает в арабском языке ‘попечитель, покровитель, стоящий над чем-то’ [Лисан аль-‘араб]. И Аль-Мухаймин —— одно из имён Аллаха. Ведь Аллах заботится о Своих творениях, управляет их делами и распоряжается ими.

А Коран является «попечителем» Писаний, ниспосланных до него. Он велит нам верить в них, разъясняет, что в них — истина, а что подверглось искажению и было изменено. И именно он выносит вердикт в отношении этих Писаний: ведь Коран — последнее Божественное Послание, к которому следует обращаться по всем вопросам, и всё, что в этих Писаниях противоречит ему, либо подверглось искажению, либо было отменено.

Ибн Касир передаёт сказанное нашими праведными предками о значении слова мухаймин, после чего говорит: «Всё сказанное ими имеет примерно одинаковый смысл, и слово мухаймин имеет все эти значения. Коран — наблюдатель, покровитель, свидетель и судья для всех предыдущих Писаний. Аллах сделал это великое Писание, которое Он ниспослал последним и которым он завершил череду Писаний, самым всеобъемлющим великим и совершенным из них. Он собрал в Коране всё самое лучшее из предыдущих Писаний и дал Ему другие достоинства сверх этого — достоинства, которых не было ни у одного Писания, ниспосланного ранее, и именно поэтому Он сделал его свидетелем, покровителем и судьёй для всех этих Писаний» [Ибн Касир. Тафсир]. А это предполагает, что Коран должен был стать первой и последней инстанцией в ознакомлении с религией, которую установил для нас Всевышний, и мы не имеем права оставлять Коран и обращаться за решениями и постановлениями к предыдущим Писаниям, как делают это заблудшие из числа иудеев и христиан: «Воистину, это — величественное Писание. Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достойного хвалы». Сура 41 «Разъяснены», аяты 41-42.

 

 

 

14 Последний Шариат не нуждается в предыдущих.

 

Последний закон Всевышнего не нуждается в законах, установленных Им ранее, как не нуждается он и в законах, которые были бы созданы после него, в отличие от шариата ‘Исы. В большинстве вопросов ‘Иса (мир ему) отсылал своих последователей к шариату Мусы, то есть он просто дополнил шариат Мусы. И поэтому его последователи нуждаются в Писаниях, ниспосланных до пришествия ‘Исы, таких как Тора и Псалтирь. И наши предшественники нуждались в пророках, которые принесли бы им новое Писание и новый закон, тогда как общину Мухаммада Аллах избавил посредством Корана от потребности в новых пророках и Писаниях [Маджму’ аль-фатава].

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Книги ниспосланные Аллахом., Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.