Сказал имам Тахави: «Мы верим в ангелов, пророков и писания, ниспосланные посланникам, и свидетельствуем о том, что они придерживались очевидной истины».

Сказал имам Тахави: «Мы верим в ангелов, пророков и писания, ниспосланные посланникам, и свидетельствуем о том, что они придерживались очевидной истины».

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

Что же касается веры в пророков и посланников, то мы должны верить в тех посланников, кого Всевышний назвал в своей Книге, как должны верить и в то, что Аллах послал, кроме них, и других пророков и посланников, имена которых и количество не знает никто кроме пославшего их Всевышнего Аллаха.
Об этом Всевышний сказал:
«Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали» (4:164), и
«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть те, о которых Мы рассказали тебе, и те, о которых Мы не рассказывали тебе» (40:78).
Мы также должны верить в то, что они донесли все, с чем были посланы так, как это повелел им Аллах, и что они разъяснили все так, что ни один услышавший его не мог остаться в невежестве, и не имел права противиться услышанному от пророков. Всевышний сказал:
«Разве на посланников было возложено что-либо, кроме ясной передачи откровения?» (16:35),
«Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только ясная передача откровения» (16:82),
«Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем. На посланника возложена только ясная передача откровения» (24:54),
«повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику. Если же вы отвернетесь, то ведь на Нашего посланника возложена только ясная передача откровения» (64:12).
Среди пророков были и твердые духом, о которых было сказано мно¬го, лучшим свидетельством этому является то, то передал аль-Багави и другие со слов Ибн Аббаса и Катады: твердые духом посланники — это Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, да благословит их Аллах и приветствует. Все они упомянуты в следующих словах Всевышнего: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (33:7);
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): “Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее”» (42:13).
Что касается веры в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то это означает его признание и следование тому, с чем он пришел, как в общем, так и в частности.
Относительно же веры в небесные Писания, ниспосланные посланникам, — мы верим в те из них, что Всевышний Аллах назвал в Коране
Тору, Инджил и Забур, и верим в то, что Аллах посылал своим пророкам Писания и помимо них, названий которых и количества не знает никто кроме Него.
Вера в Коран и его признание, а также следование тому, что в нем, то это является дополнением к вере в Писания, мы должны верить в то, что ниспосланные посланникам книги были даны им от Аллаха, что они — истина, руководство, свет, разъяснение и излечение от болезней. Всевышний сказал:  «Скажите: “Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам их Господом”» (2:136).
Он также сказал: «Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)» (3:1-4),
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа» (2:285), и
«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82).
Эти и многие другие аяты свидетельствуют о том, что Всевышний произнес Коран в виде речи, и что он был ниспослан от Него. В этом содержится подтверждение двух Его атрибутов — речи и возвышенности, Всевышний сказал: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание в истине» (2:213),
«Воистину, это — могущественное Писание. Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (41:41).
Аллах сказал также: «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина» (34:6), «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57), «Скажи: «Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали» (41:44), и «Уверуйте же в Аллаха, Его посланника и свет, который Мы ниспослали» (64:8).

Сказал имам Тахави: «Мы верим во всё это, не делаем различий между кем бы то ни было из посланников, и верим во все, с чем они пришли».

Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

Речь идет о том, что говорилось ранее о смысле слова «иман» и его составляющих, как в общем, так и в подробностях. И выражение «не делаем различий между кем бы то ни было из посланников, и мы ве¬рим во все, с чем они пришли» означает, что мы не делаем различий между ними, веря в одних и отвергая других — нет, мы верим во всех и признаем их истинность. Те же, кто верует в одних посланников, и не верует в других, тот является неверным, как сказал Всевышний Аллах:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его послан¬ников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими» (4:150-151).

Это объясняется тем, что все то, ради чего они поверили одним посланникам, есть и у тех пророков, в которых они не уверовали, и тот посланник, в которого они уверовали, пришел с подтверждением истинности остальных посланников. Таким образом, если человек не верует в некоторых посланников, то он является истинным неверным, даже если и считает себя верующим. Его деяния окажутся тщетными, и он будет из тех, чьи усилия в этой мирской жизни оказались тщетными, хотя такие и считают себя творящими благодеяния.

Источник: Перевод книги: «Комментарии к вероучению имама ат-тахави (упорядоченное изложение)» Али бин Али бин Мухаммад бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи, (731-792 г.х.)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Вера в Ангелов., Вера в Книги ниспосланные Аллахом., Вера в Посланников Аллаха.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.