9. Что такое нововведение и в чем заключается его вред?

Глава 9. Что такое нововведение и в чем заключается его вред?

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437154787

docx: https://vk.com/doc181861343_437154785

txt: https://vk.com/doc181861343_437154788

 

 

Нововведение —  это любое убеждение, слово или дело, которым не приближались к Аллаху и не поклонялись Ему во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников.

Нововведением (бид’а), порицание которого пришло в священных контекстах, а также  указание на то, что это заблуждение, является следующее [См. «Ахкам уль-джанаиз» с. 306;  А также «аль-Бида’ уан-Нахьи ‘анха» Ибн Уаддах аль-Куртуби; «Хауадис уаль-Бида’» Тартуши; «аль-И‘тисам» аш-Шатыби]:

  1. Все, что противоречит Сунне из слов, дел и убеждений, даже если они являются следствием иджтихада. (как, например, второй азан на пятничный намаз[Речь о нем еще придет далее по книге]).
  2. Любое дело, которым человек хочет приблизиться к Аллаху и добиться Его довольства, но в шариате имеется конкретный контекст на его запрет. (как, например, собирать людей к столу после смерти родственника на 3-ий, 7-ой, 40-ой, и т.п. день. Или же отправляться в путь для посещения могил праведников и т.д.).
  3. Любое дело, которое не может быть узаконено, кроме как контекстом, но контекста на это деяние нет. Исключением из этого является неоднократное действие сподвижника, если никто из сподвижников не высказал ему своего порицания. (как, например, какой-либо особый вид намаза или мольбы и т.п.).
  4. То, что приписали к узаконенному поклонению, взяв это поклонение от неверующих. (как, например, проведение праздника по случаю рождества пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (маулид), основой которого является праздник рождества Христова у христиан).
  5. То, о желательности чего заявили некоторый ученые, но доказательств в священных контекстах на это не имеется. (как, например, сажать дерево на могилу или на кладбище в общем).
  6. Любое поклонение указание на которое имеется только в слабых или ложных хадисах. (как, например, обращаться к Аллаху посредством права или почета пророка или праведника (неузаконенный тауассуль у суфиев)).
  7. Чрезмерность в каком-либо поклонении (как, например, соблюдать постоянную, непрерывную уразу вне месяца Рамадан).
  8. Любое поклонение, на узаконенность которого указал шариат, но не ограничил его каким-либо днем, местом, образом или количеством (как, например, посещение могил своей местности узаконено в шариате, но утверждать, что их нужно или лучше посещать каждую пятницу или в дни праздников и т.п. является нововведением).

Относительно нововведения пришло множество аятов, хадисов и сообщений от сподвижников. Суть их сводится к тому, что это самое худшее деяние после многобожия.

В чем же заключается его вред?

  1. Нововведенец косвенно заявляет, что Всевышний Аллах поступил несправедливо и не послал людям известие о некоторых путях или способах достижения награды.

Аллах говорит: «Неужели их сердца поражены недугом? Или же они сомневаются? Или же они опасаются того, что Аллах и Его посланник несправедливо осудят их? О нет! Они сами поступают несправедливо!». (24:50).

А также: «Эти ваши предположения, которые вы делали о вашем Господе, погубили вас, и вы оказались одними из потерпевших убыток». (41:23).

  1. Нововведенец косвенно заявляет, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам не знал о благе этого нововведения. Но это противоречит хадису: «Не оставил я ничего, что может приблизить вас к Аллаху, кроме как указал вам на это. И не оставил я ничего, что отдаляет вас от Аллаха и приближает вас к огню, кроме как запретил вам это». (Хадис достоверный; ат-Табарани в «аль-Кабир» № 1647; Ибн Хиббан, 65, со слов Абу Зарра).

Из этого хадиса однозначно понимается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал все пути и способы достижения награды.

  1. Нововведенец косвенно заявляет, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) скрыл от нас часть того, что Аллах велел ему донести до людей.

Это явно противоречит хадису пророка (да благословит его Аллах и приветствует):  «Нет ничего, что Аллах приказал вам, чтобы я не приказал вам это, и нет ничего, что Аллах запретил вам, чтобы я не запретил вам это».

Исходя из этого, любой нововведенец косвенно или открыто порочит пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своим нововведением. Поэтому один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Баркауи (981 г/х) сказал: «Какого бы многобожника ты не встретил, он непременно порочит Всевышнего Аллаха, даже если думает, что возвеличивает его своим многобожием. Точно также, какого бы нововведенца ты не встретил, он непременно порочит посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), даже если думает, что возвеличивает его своим нововведением». [«Зиярат уль-Кубур» с. 34].

  1. Косвенно обвиняет сподвижников в том, что они недостаточно стремились к благу и поклонению и недостаточно любили пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Не ругайте моих сподвижников, ведь, поистине, если любой из вас раздаст на пути Аллаха золото, равное горе Ухуд, то не сможет достичь награды, которую получит любой из сподвижников, если потратит всего лишь горсть золота или половину ее». (Хадис достоверный; Бухари 3673; Муслим 2541).

  1. Нововведенец заявляет, что религия Аллах все-таки неполная и не совсем совершенная, и то, что она нуждается в некоторых дополнениях и исправлениях.

Сказал Аллах: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас Ислам в качестве религии». (5:3).

А также: «Скажи: «Такова религия Аллаха! А чья религия может быть лучше религии Аллаха? Ему одному мы поклоняемся». (2:138).

  1. Любой нововведенец хранит в сердце ненависть к сподвижникам, так как какое-бы нововведение он не совершал, приверженцы Сунны всегда ставят ему в пример сподвижников, которые этого деяния не совершали.

Сказал Аллах про подобных им: «Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди». (3:119).

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (59:10).

  1. Множество нововведений приводит к тому, что люди начинают исповедовать совсем другую религию и на самом деле не приближаются этим к Аллаху и надеются получить от Аллаха то, чего Он им не обещал.

Сказал Аллах: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?». (42:21).

  1. Несмотря на то, что нововведение – это одно из самых худших деяний, практически не приходится надеяться на то, что нововведенец покается от этого дела и оставит его.

Анас ибн Малик рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не дает покаяться нововведенцу». (Хадис достоверный: Абу аш-Шейх в «Тарих Асбахан» с. 259; Табарани в «аль-Аусат» № 4360; аль-Харауи в «Замм уль-Калям» 6/101/1; Бейхаки в «Шу’аб уль-Иман» 2/380/2; см. «ас-Сахиха» 1620).

Поэтому сказал Абу ‘Амр ас-Сибани: «Всевышний Аллах отказался дать возможность нововведенцу раскаиться, и не оставляет нововведенец свою ересь, кроме как переходит к тому, что хуже этого». [«аль-Хауадис» Ибн Уаддах № 152].

В другом же месте он сказал: «Есть небольшая вероятность, что он раскаится, но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Это потому что он держится за свое нововведение, так как считает, что у него есть доводы из контекстов, которые узаконивают его деяние. Но в действительности, эти контексты никоим образом не указывают на узаконенность этого деяния. Он предполагает что то, что он считает правильным, правильным считает и шариат. Так как же он откажется от этого деяния и раскается от него?!»

Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Поэтому имамы этой религии как Суфьян ас-Саури и другие сказали, что нововведение любимее для дьявола, чем грехи. Это потому что от грехов человек раскаивается, но не раскаивается от совершения нововведения. Причина этого в том, что человек начинает исповедовать религию, которую не узаконил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и его дело приукрашается ему и он считает его благом. Как же он покается от того, что считает благом?! Мысль о раскаянии возникает только после понимания того, что совершаемое деяние является дурным». [«Мажму’ аль-Фатауа» 10/9].

  1. Тот, кто совершает нововведение, тот обязательно оставляет равнозначное этому количество Сунны.

Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Ты не найдешь нововведенца, кроме как он непременно оставил в противовес этому что-либо из Сунны. Как это пришло в хадисе: «Какое бы нововведение не придумали, непременно оставят из Сунны столько же». Хадис передает имам Ахмад [4/105]. Сказал Аллах: «Они забыли часть из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Судного Дня». (5:14). [«Мажму’ аль-Фатауа» 7/173].

Оставление чего-либо из Сунны ведет к заблуждению:

Сказал Абу Бакр ас-Сыддык: «Я ни за что не оставлю совершение даже частички того, что совершал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), так как я боюсь, что если оставлю хотя бы что-либо из этого, то заблужусь». (Сообщение достоверное; Бухари 3093; Муслим 1759).

 

  1. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отречется от нововведенцев в Судный День.

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный День ко мне приведут людей, которых я знаю, и которые знают меня, но потом между мной и ними сделают преграду и я скажу: «Они же из моей общины!» и мне будет сказано: «Ты не знаешь, что они ввели после тебя». Тогда я скажу: «Прочь, прочь тому, кто изменил религию после меня». (Хадис достоверный; Бухари 5/2406; Муслим 4/1793).

  1. Нововведенец своим нововведением разрушает единство мусульман, возникают разногласия, вражда и ненависть.

Сказал Аллах: «Они забыли часть из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Судного Дня». (5:14).

А также: «Если они уверуют в то, во что уверовали вы, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной. Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий». (2:137).

  1. Когда нововведенец начинает совершать свое нововведение, он хочет или не хочет начинает призывать к нему людей, либо действием, либо словом. Это потому что природа человека такова, что если он считает что-либо добром, он непременно стремится поделиться этим с окружающими его людьми, особенно с теми, кого он любит и желает им добра. Это приводит к тому, что целая группа мусульман отделяется от единой общины и начинает дружить и враждовать на основе этого нововведения. Тех, кто их поддерживает, они берут в свой круг, а того, кто оспаривает это нововведение, они объявляют врагом.

Сказал Аллах: «Воистину, ваша религия – религия единая, а Я – ваш Господь. Бойтесь же Меня! Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет». (23:52-53).

А также: «Ты (о, пророк) не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали». (6:159).

Источник книга: «Маулид – одно из самых опасных нововведений и почему ханафиты его не проводят». Автор: Руслан Абу Ибрахим Татарстани.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Маулид.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.