Четыре правила. Шарх (Комментарий) шейха АбдуРрахмаан аль-Барак.

ScreenShot_20160102104505

 

Четыре правила.

 

Автор шейх Мухаммад ибн АбдульВаххаб.

Шарх (Комментарий) шейха АбдуРрахмаан аль-Барак.

 

 

 

Скачать статью:

pdf: http://vk.cc/4Bl68i

docx: http://vk.cc/4Bl5ZC

txt: http://vk.cc/4Bl63F

 

Сказал шейх Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб, да помилует его Аллах:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Прошу Аллаха Благородного, Господа трона великого, чтобы Он покровительствовал тебе в мирской жизни и последней. И чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был. И чтобы Он сделал тебя из числа благодарных, когда его одаряют (благами этого мира), проявляющих терпение, когда его испытывают, просящих прощения, когда грешат. Поистине, эти три качества являются признаком счастья.

 

Шарх:

Хвала Аллаху и мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам.

А затем: Начал это послание, шейх (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб) после слов «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного» мольбой за требующего знания, как это стало обычаем в начале его посланий, например : «Знай, да помилует тебя Аллах» , или «Знай, да наставит тебя Аллах».

И сказал шейх: «Прошу Аллаха Благородного, Господа трона великого» обращаясь к Аллаху посредством Его Имен и Атрибутов, и это обращение к Аллаху посредством Его Благородства и Господством над троном, который является величайшим из Его творений. И описал Аллах Всевышний трон величественным, славным, благородным. Сказал Всевышний: «Господь великого трона» (Покаяние 129), и Сказал: «Господь благородного трона» (Верующие 116), и Сказал: «Владыка трона славного» (Башни 15).

 

И сказал шейх: «Чтобы Он покровительствовал тебе в мирской жизни и последней» (то есть, чтобы Он был тебе Покровителем). Тому же, кому будет Аллах Покровителем в мирской жизни и в последней, избавит Он от вреда двух этих обителей. Сказал Всевышний Аллах: «Как прекрасен этот Покровитель! Как прекрасен этот Помощник!» (Добыча 40), и Всевышний «Покровитель верующих» (Семейство Имрана 68). И верующим является тот, кому Аллах является Покровителем. Сказал Юсуф (мир ему):  «Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты – мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Юсуф 101).

 

Улучшатся и облегчатся дела того, кому Покровительствовал Аллах и Избавил его от забот и тревоги. Сказал Всевышний: «Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и последней жизни» (Разъяснены 31) .

 

И сказал шейх: «И чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты не был» (то есть, чтобы Аллах сделал тебе благословение в любом месте, где бы ты не был). И это то, за что восхвалил (возблагодарил) Иса, мир ему, своего Господа, когда сказал: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был» (Марьям 31).

И это содержит в себе все благо. И благочестивый верующий благословенен, где бы он не был. Благословенен для своей семьи, для друзей, никто не услышит от него кроме как правильного слова, и не исходит от него кроме как благое, и не встретишь ты его ругающимся, проклинающим, непристойным, порочным. Напротив, у него благородный нрав, в то время как некоторые люди бывают, прибегаю к Аллаху (от этого), вредом для соседей, для своей семьи своими дурными поступками и мерзкими словами.

 

И сказал шейх: «И чтобы Он сделал тебя из числа благодарных, когда его одаряют (благами этого мира), проявляющих терпение, когда его испытывают, просящих прощения, когда грешат».

 

Так как люди колеблются в этой жизни между этими делами: благополучие, несчастье и проступок (грех).

Благополучие включает в себя подчинение Аллаху. Поистине, милость веры и подчинения Аллаху из величайших мирских благополучий. И мусульманин должен благодарить, когда он в благополучии, проявлять терпение в несчастье и каяться и просить прощение, когда совершает грех. Сказал Всевышний: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (Семейство Имрана 135). И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим).

 

 

Слова шейха: «И чтобы Он сделал тебя из числа благодарных, когда их одаряют (благами этого мира)», то есть когда Аллах одаряет их милостью из своих милостей, благодарят Его, и направляют это в милость в подчинении Аллаху.

«Когда его испытывают» несчастьем — проявляет терпение и сдерживает свой язык и органы от запретных ему действий.

«Просящих прощения, когда грешат» — и все эти дела те, которые приказал Аллах и похвалил тех, кто их совершает.

«Поистине, эти три качества являются признаком счастья» — и кто будет стоять должным образом на этих качествах во всех положениях — будет это признаком счастья его и успеха ему от Аллаха.

И будь, о мусульманин, благодарным, терпеливым, кающимся перед Аллахом. И что же может быть лучше этого хорошего призыва от шейха для требующего знания?!

 

 

 

 

Сказал шейх Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб, да помилует его Аллах:

Знай, да наставит тебя Аллах на путь повиновения Ему, что аль-ханифийа (единобожие) — религия Ибрахима — заключается в том, чтобы ты поклонялся одному Аллаху, очищая перед ним свою религию (от всех примесей многобожия). Подобно тому, как Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Рассеивающие 56).

 

И после того, как ты познал, что Аллах создал тебя для того, чтобы ты поклонялся ему, ты также знай, что поклонение не будет называться поклонением (Аллаху. То есть не будет принято), кроме как с единобожием, подобно тому, как намаз не называется намазом (не принимается), кроме как с ритуальным очищением (омовение).

И точно так же, как осквернение (имеется ввиду действия, нарушающие ритуальное очищение) портят ритуальное очищение, так и поклонение становится недействительным, если в него проникло многобожие.

И после того, как ты познал, что многобожие, смешавшись с поклонением — портит его, разрушает благие деяния и обрекает того, кто сделал это в вечное пребывание в огне, ты должен знать, что наиважнейшее, что лежит на тебе — это познание этого (то, о чем будет идти речь в книге). Быть может Аллах избавит тебя от этой паутины многобожия, о которой сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Женщины 48).

(И для того, чтоб спастись от) Этого (многобожия), ты должен знать 4 правила, которые упомянул Всевышний Аллах в Своей книге.

 

 

 

 

Шарх:

Начал шейх это свое послание с обращения к ищущему знания, как это уже стало его обычаем, и сказал: «Знай» — пробуждая его (пробуждая интерес к поиску знаний), наставляя и просвещая (в том вопросе, о котором пойдет речь).

«Да наставит тебя Аллах» (то есть да наставит тебя Аллах и поможет идти по правильному пути, а это есть ничто иное как знание, приносящее пользу и благие деяния.

«Аль-ханифийа (единобожие) — религия Ибрахима « ( то есть религия «аль-ханифийи» — это и есть религия Ибрахима, мир ему).

 

«Чтобы ты поклонялся одному Аллаху, очищая перед ним свою религию (от всех примисей многобожия)».  Смысл этих слов заключается в том, чтобы, поклоняясь Аллаху, ты не желал этим поклонением ничего и никого помимо Аллаха (помимо награды от него, а не похвалы и тому подобное). И чтобы твое подчинение, принижение и покорность были только Аллаху. «Скажи: Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман» (Толпы 11-12).

 

«Скажи: Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру». (Толпы 14).

Это и есть религия Ибрахима, мир ему, религия аль-Ханифийа, в которой (поклонение) направленно одному Аллаху, и отказ от (поклонения) помимо Него. Это и есть то поклонение, которое вменил в обязанность своим рабам Аллах, и создал их для этого. Как об этом сказал Всевышний: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (Рассеивающие 56). И разъяснил Аллах, Пресвят Он, что поистине Он создал людей и джиннов, чтобы они Ему поклонялись. Это и есть цель и мудрость в создании их. И повелел это (поклоняться Ему) Аллах всем людям, (доведя до них этот приказ посредством) языком (слов) Его посланников, мир им. И все пророки, мир им, говорили своему народу: «Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (Преграды 59).  «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Пчелы 36).

 

Затем шейх обратил внимание на важную вещь сказав: «Знай, что поклонение не будет называться поклонением (Аллаху. То есть не будет принято), кроме как с единобожием». И кто поклонялся помимо Аллаха другим, тот не был поклоняющимся Аллаху (как Он приказал), и не поклонялся он Ему Его поклонением (тем поклонением, которое Он приказал), так как поклонение не будет называться поклонением, кроме как с единобожием.

 

Затем привел пример шейх этому, сказав: «Подобно тому, как намаз не называется намазом (не принимается), кроме как с ритуальным очищением (омовение)». То есть подобном тому, что намаз, совершенный человеком не будучи в ритуальном очищении, будет недействительным.

И если известным является то, что намаз, если проникло в него осквернение (то есть что-либо нарушающее ритуальное омовение), портится, то точно так же и поклонение, если проникло в него многобожие, портится. Это подобно осквернению, которое, когда проникает в ритуальную чистоту, делает ее (чистоту) недействительной.

 

Когда многобожие бывает большим (ширк аль-акбар), оно разрушает все поклонение, как об этом сказал Всевышний: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (Толпы 65).

«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Скот 88).

Когда же оно бывает из вида малого многобожия (ширк аль асгар), оно разрушает то деяние, которое было выставлено на показ, но не разрушает все остальные его деяния, в которых он проявил искренность Аллаху одному.

 

Затем сказал шейх: «И после того как ты познал, что многобожие, смешавшись с поклонением, портит его, разрушает благие деяния и обрекает того, кто сделал это в вечное пребывание в огне, ты должен знать, что наиважнейшее, что лежит на тебе — это познание этого (то, о чем будет идти речь в книге)».  И, если ты узнал, что это опасность (впасть в многобожие), то будет мудрым и разумным познание человеком этих важных вопросов, в которых содержится убыток, чтобы остерегаться их. И когда человек узнал опасность многобожия, остерегается и бережется от него и просит своего Господа, чтобы Он уберег его от этого многобожия. Однако, когда человек не знает опасности многобожия, он не обращает внимания и не боится этого, и быть может так, что он попадет в него сам того не зная.

Слова шейха: «Быть может Аллах избавит тебя от этой паутины». То есть многобожие сравнивается с ловушкой, и тот, кто попадет в нее, погиб, подобно птичке, если она попадет в сеть (погибнет). А затем шейх объяснил, что это за паутина, сказав: «Многобожие, о котором сказал Всевышний Аллах : «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Женщины 48)». Это большое многобожие (ширк аль-акбар).

 

Большое многобожие выделяется тремя особенностями:

Ø Первая: оно не прощается;

Ø Вторая: тот, кто совершил его, будет навечно в аду (если не сделает покаяние);

Ø Третья: оно разрушает все благие деяния (раба).

 

Доказательством этому являются тексты Корана. Сказал, Пресвят Он и Велик: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Женщины 48).

И сказал Всевышний: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай» (Трапеза 72).

И сказал Всевышний: «Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей». (Ясное Знамение 5).

И сказал, Пресвят Он и Велик: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»» (Толпы 65).

И сказал Всевышний: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Скот 88).

 

Просим Аллаха, чтобы он оберег нас от всех видов многобожия, явных и скрытых, больших и маленьких.

Сказал имам (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб), да помилует его Аллах: «(И для того, чтоб спастись) от Этого (многобожия), ты должен знать 4 правила, которые упомянул Всевышний Аллах в Своей книге».

То есть опасность многобожия и обязанность остерегаться его и очищения от него становятся ясными посредством этих 4 правил.

 

 

 

 

 

 

Сказал шейх (да помилует его Аллах):

Правило первое:

Ты должен знать, что неверующие, с которыми сражался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, признавали то, что Всевышний Аллах является Творцом, Управляющим (всеми вещами во вселенной), но вместе с тем, это не ввело их в Ислам. И доказательством этому служат слова Всевышнего: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (Юнус 31).

 

 

Шарх:

«Ты должен знать, что неверные, с которыми сражался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» — то есть неверующие арабы, и также остальные, признавали ,что Аллах является Творцом, Дарующим пропитание, Оживляющим, Умертвляющим, Управляющий небесами и землей, и теми, кто в них, но вместе с тем это не сделало их мусульманами, и не стали они единобожниками из-за этого, напротив, они придавали сотоварищей Аллаху в поклонении, взяв помимо Аллаха других божеств, боятся их, поклоняются им, просят помощь у них.

 

И доказательств того, что многобожники признавали это, много в Коране. Из них то, что упомянул шейх из слов Всевышнего: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах»». (Юнус 31), а также слова Всевышнего: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах»». (Лукман 25). «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах»» (Украшения 87). И также прошлые общины признавали Господство Аллаха, как например народ Нуха, мир ему, когда они сказали:  «Если бы Аллах пожелал, то Он ниспослал бы ангелов. Мы не слышали о подобном среди наших отцов» (Верующие 24). И адиты и самудяне: «Они сказали: «Если бы наш Господь захотел, то ниспослал бы ангелов. Воистину, мы не веруем в то, с чем вы посланы»» (Разъяснены 14).

Из этого становится понятным, что они признавали Единство Аллаха в Господстве, в том, что Он Творец небес, земли и тех, кто в них, и что Он Дарующий пропитание рабам, и Тот, который Управляет делами, но это не ввело их в ислам. Они не признавали, что только Аллах является Божеством, достойным поклонения. Наоборот, когда к ним был послан Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и призвал их, чтобы они сказали: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»,  — они отказались, так как знали, что слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» также обязывают проявлять неверие во все, чему поклоняются помимо Аллаха. И это включает в себя также отрицание их божеств.

 

И не подразумевается под «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» — «нет Творца, кроме Аллаха», но однако свидетельство «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» содержит в себе это значение. И если бы свидетельство означало: «Нет Творца, кроме Аллаха,» — то непременно многобожники ответили бы на этот призыв и сказали: «Мы признаем, что нет Творца помимо Аллаха». Однако они знали что смысл слова «аль-Илях» в их языке это Тот, кому поклоняются, и смыслом свидетельства «ля иляха илля Аллах» будет «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и все те, кому поклоняются помимо Аллаха являются лже божествами. И так как они понимали значение этого слова, они понимали что если они скажут эти слова (шахаду) и признают их, то отвергнут своих божеств, которым поклонялись помимо Аллаха. И поэтому они сказали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (Сад 4).

 

И из этого становится очевидным, что не будет человек единобожником простым признанием того, что нет Творца помимо Аллаха, и не этот смысл несет в себе «Ля иляха илля Аллах», как это понимают многие люди в последнее время, и стали они понимать из «Ля иляха илля Аллах» ничего кроме Единства Аллаха в Господстве, и говорят, что смысл «Ля иляха илля Аллах» — «нет Творца и Управляющего (всеми делами), кроме Аллаха», и что смысл свидетельства признание, что Аллах Всевышний является тем, кто приносит пользу и зло (то есть все, что происходит, происходит только с позволения Аллаха).

 

И они являются незнающими значение «Ля иляха илля Аллах», даже если они произносят это свидетельство.

А первые многобожники знали смысл «Ля иляха илля Аллах» и поэтому отказались от признания этого, и были они неверующими из-за многобожия, противоречащего единобожию, и также по причине того, что считали посланника, да благословит его Аллах и приветствует, — ложью, противореча этим признанию, что он, да благословит его Аллах и приветствует, — посланник Аллаха.

 

 

 

 

 

Сказал шейх, да помилует его Аллах:

Правило второе

Поистине, они (многобожники) говорят: Мы не взываем и не обращаемся к ним (к идолам), кроме как для того, чтобы приблизиться (к Аллаху) и (добиться) заступничества (перед Алахом).

И доказательством (того, что они взывали и поклонялись идолам с целью) приближения являются слова Всевышнего: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует». (Толпы 3).

 

И доказательством (того, что они взывали и поклонялись идолам с целью) заступничества (этих идолов за них перед Аллахом) являются слова Всевышнего: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом»». (Юнус 18).

И заступничество бывает двух видов: отвергаемое заступничество, и заступничество установленное.

Отвергаемое заступничество — это то, что требуют у других помимо Аллаха из того, на что не способен никто, кроме Аллаха. И доказательством являются слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». (Корова 254).

 

Заступничеством же установленным является то, что просят у Аллаха, и заступник облагодетельствован заступничеством, а тот, за которого заступаются является тем, чьими словами и делами доволен Аллах, и только после разрешения Аллаха на это заступничество, как об этом сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Корова 255).

 

 

 

 

Шарх:  

Поистине, эти многобожники не были убеждены (не верили) в том, что то, чему поклоняются, создают что-то, и наделяют уделом, оживляют, умертвляют, напротив, (они убеждены что) эти все деяния принадлежат только Аллаху, и доказательством является слова Аллаха: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (Юнус 31). И слова Всевышнего: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах»». (Украшения 87). И поистине, они поклонялись им предполагая (утверждая), что они (идолы) являются средством приближения их к Аллаху, и говорили: «Поистине, не приблизиться (достичь) к Аллаху Всевышнему, кроме как посредством Его приближенных (авлия) или Его пророков, или Его ангелов, наподобие правителей правителей (королей) людей, и, поистине, им преподносят нужды людей только их особые личности, или их помощники, или их министры (наместники).» Они уподобили Создателя с созданиями, Пречист Аллах и премного выше того, что говорят клеветники.

 

И они утверждают, что поклоняются им только для того, чтобы те приблизили их и заступились за них перед Аллахом, и упомянул шейх доказательством на это слова Всевышнего: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Толпы 3) — это и есть то, что является основой для их поклонения.

 

И также доказательством на то, что они желают от них заступничества являются слова Всевышнего: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом»». (Юнус 18).

В таком случае становится ясным, что они не поклонялись им будучи убежденными, что эти идолы являются сотоварищами Аллаха в Господстве, но, однако, они сделали их сотоварищами Аллаху в поклонении, и поэтому сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Имрану ибн Хусайну: «Скольким объектам поклонения ты поклоняешься в день?». Он ответил: «Семь: шесть на земле, и один на небе». Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «А которому из них ты поклоняешься с желанием и со страхом?». Он ответил: «Тому, который на небе».

Следовательно божеств у них было множество, однако Создатель, Наделяющий уделом, Управляющий делами, Оживляющий — у них Один.

 

И упомянул шейх, что заступничество бывает двух видов:

 

Первый вид: отвергаемое заступничество: это то заступничество, которое требуют у других помимо Аллаха из того, на что не способен никто, кроме Аллаха. И это тот вид, в котором были убеждены многобожники. И поистине, заступничество у них перед Аллахом подобно заступничеству перед созданием. Они убеждены, что приближенные(к Аллаху) и ангелы ходатайствуют перед Аллахом подобно тому, как министр (наместник) ходатайствует перед правителем (королем), и друг (товарищ) ходатайствует перед своим другом, тогда как Аллах отверг (отрицает) это вид заступничества. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками». (Корова 254). И то заступничество, которое полагают многобожники что будет без дозволения Аллаха — не будет в судный день.

Что же касается заступничества перед живым, способным на это, чтоб он сделал дуа — то это дозволено, ведь сподвижники просили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб он сделал дуа за них в том, в чем они нуждаются в дунья и в ахира, подобно тому, как сделать дуа о ниспослании дождя, и подобно тому, чтоб попросить рая для них, и когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул, что семьдесят тысяч из его уммы войдут в рай без отчета и мучений, сказал Укаша ибн Мухсин,да будет доволен им Аллах: «Попроси Аллаха, чтобы Он сделал меня из них». Он сказал: «О Аллах! Сделай его из них». И мусульманин, в то время как делает дуа за своего брата мусульманина, и просит Аллаха блага в его дунья и в его религии — то он является (в это время) заступником за него.

 

Второй вид: установленное заступничество. И это заступничество не бывает кроме как с дозволения Аллаха, Пресвят он (от любых недостатков), и кроме как за того, чьими делами доволен Аллах, и он является из людей таухида (единобожия). И Коран указал на дозволенность этого вида заступничества. Сказал Всевышний : «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен» (Звезда 26). И сказал Всевышний: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (Пророки 28). И сказал Всевышний: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Корова 255). То есть, ни один не будет заступаться перед Аллахом до тех пор, пока Аллах не дозволит ему. И поэтому, когда попросят у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заступничества (в судный день), он не сразу начнет заступаться. И сказал он: «И обращусь я к своему Господу за разрешением, и разрешение (на это) будет дано мне, а затем Он внушит мне слова хвалы, которыми я восхвалю Его и которых не знаю сейчас. И затем я буду Его так восхвалять (как Он внушил мне) и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и затем мне будет сказано: » О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято».

 

И этот хадис указывает на то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, не будет заступаться до тех пор, пока не дозволяет Аллах ему.

И такое заступничество будет дано посланникам, мир им, пророкам, ангелам и верующим.

 

 

 

 

 

 

Сказал шейх, да помилует его Аллах:

Правило третье:

Воистину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, появился среди людей, различных в своем поклонении. Среди них были поклоняющиеся солнцу и луне, среди них были поклоняющиеся ангелам, среди них были поклоняющиеся пророкам и праведникам, и поклоняющиеся камням и деревьям.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними со всеми и не делал между ними различий. На это указывает высказывание Всевышнего: «И сражайтесь с ними, чтобы исчезла смута, и религия была посвящена Аллаху целиком» (Добыча 39).

 

Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся солнцу и луне, являются слова Всевышнего: «Из его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если вы поклоняетесь Ему!» (Разъяснены 37).

Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся ангелам, являются слова Всевышнего: «Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами» (Семейство Имрана 80).

Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся пророкам, являются слова Всевышнего: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное» (Трапеза 116).

 

Доводом на наличие многобожников, которые поклонялись праведникам, является высказывание Всевышнего:  «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» (Перенес Ночью 57).

 

Доводом на наличие многобожников, которые поклонялись деревьям и камням, является высказывание Всевышнего: «Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,и еще третью – Манат?» (Звезда 19-20).

И хадис, переданный от Абу Вакида ал-Лейси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в Хунейн, в то время мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у многобожников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, и подвешивали на нем свое оружие, которое называлось «Зат Анват» (имеющее подвески). И когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Анват» — такой же, как и у них…».

 

 

 

 

Шарх:

Из того, что обязательно знать, это то, что когда был послан пророк, да благослови его Аллах и приветствует, для призыва созданий (людей и джиннов) к поклонению одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, он нашел людей разнообразных в своем поклонении и в придавании Аллаху сотоварищей, и у каждого были свои божества. Сказал Всевышний: «Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Румы 31-32). И из них были те, кто поклонялись солнцу и луне, и из низ те, кто поклонялись ангелам, и из них те, кто поклонялись пророкам и праведникам, а также деревьям и камням, и пророк ,да благословит его Аллах и приветствует, вынес всем им такфир(обвинение в неверии) и сражался со всеми, не делая между ними различий.

 

И не скажем мы: «Это поклонение ангелам, а у ангелов достоинства и превосходство». Нет, напротив, каждый, кто поклоняется помимо Аллаха другим — он многобожник, неверующий, и поклонение — это право исключительно Аллаха, и недопустимо направить его иным, помимо Него, ни приближенным ангелам, ни посланным пророкам. Сказал Аллах: «И сражайтесь с ними, чтобы исчезла смута» (Добыча 39). То есть пока не исчезнет многобожие. И приказал Аллах сражение со всеми неверующими, не делая различий между ними.

Затем упомянул шейх аяты, которые указывают на присутствие поклонения этим перечисленным вещам (многобожие), и сказал: «Довод на наличие многобожников, поклонявшихся солнцу и луне» — то есть довод на то, что некоторые люди поклонялись солнцу и луне слова Всевышнего: «Из его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их» (Разъяснены 37). И запретил Аллах поклоняться солнцу и луне, и приказал поклоняться Аллаху, который создал их. И Он, Всевышний, тот кто заслуживает поклонения, так как он тот, кто создал их (солнце и луну). И сказал удод об особенности Балькис (из истории пророка Сулеймана, мир ему, и удода): «Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха». (Муравьи 24).

 

И доводом на то, что некоторые люди поклоняются ангелам и пророкам являются слова Всевышнего: «Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (Семейство Имрана 80). И это довод на то, что из числа многобожников есть те, кто поклоняется ангелам, и есть те, кто поклоняется пророкам.

 

И довод на то, что из людей есть те, кто поклоняется некоторым пророкам и праведникам, являются слова Всевышнего: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». (Трапеза 116-117), и этом аяте довод на многобожие посредством пророков (то есть придавание пророков в сотоварищи Аллаху), и Иса, мир ему, пророк. И в аяте также доводы на то, что есть многобожие посредством праведников (придавая их в сотоварищи Аллаху) и мать Исы Марьям — из числа праведниц.

 

И доводом на то, что из людей есть те, кто поклоняются праведникам, также являются слова Всевышнего: «Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого. Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу». (Перенес Ночью 56-57), и те, которым поклоняются (праведники в данном случае) и к которым взывают помимо Аллаха — они сами взывают к Господу своему, и сами ищут пути приближения к Нему, надеются на Его милость, и боятся мучений от Него, то как в таком случае можно поклоняться им помимо Аллаха?!

И было сказано что этот аят был ниспослан о людях, которые поклонялись ангелам, Узейру и Исе(мир им), и было сказано (другое мнение) что была группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в Ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом.

И доводом на то, что из людей есть те, кто поклоняются дереву и камню, являются слова Всевышнего: «Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,и еще третью – Манат?» (Звезда 19-20). Аль-Узза : дерево, и также сказано, что это три акации в пальмовой долине.

Манат: идол, который возвеличивали племена аль-Хазрадж и аль-Аус.

 

Аль-Лят: большой, выгравированный белый камень в Таифе, на котором был дом с ограждением, и у которого были служители. И передается, что аль-Лят был мужчиной, который готовил ячменную кашу для паломников, и когда он умер, они начали чрезмерствовать на его могиле.

 

Доводом из сунны на то, что поклоняются камням, является хадис Абу Вакида ал-Лейси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в Хунейн» то есть, когда мы вышли с посланником Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Хунейн для сражения с племенем Хавзан, сказал(Абу Вакида) : «В то время мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия» ( то есть то время, когда они отказались от неверия было совсем близко — они были тогда новообращенными мусульманами, так как они были из тех, кто принял ислам после открытия Мекки). Дальше сказал: «У многобожников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, и подвешивали на нем свое оружие, и которое называлось «Зат Анват» (имеющее подвески). И когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Анват»» (то есть сделай нам дерево, чтобы мы подвешивали на него свое оружие, и чтобы мы получали баракат посредством него). И это было по причине их невежества и по причине того, что прошло мало времени от отказа от неверия, и не избавились они полностью от его основ, и поэтому пророк ответил им, грубо сказав: «Клянусь тем, в чьей руке моя душа! Вы сказали слово подобное слову иудеев, сказанному ими Мусе: «Сделай нам божество, такое же, как у них» (Преграды 138). Несомненно, что вы последуете пути прежних», чтобы предостеречь их от этого, и дать им знать, что это является многобожием.

 

 

 

 

 

Сказал шейх, да помилует его Аллах:

Правило четвертое:

Поистине, многобожие нашего времени более великое, нежели (многобожие) ранних (многобожников), так как ранние многобожники приобщали Аллаху сотоварищей в благополучии, и очищали (свою религию от всяких примесей многобожия, то есть поклонялись только Аллаху) в несчастье. Многобожники же в наше время приобщают Аллаху сотоварищей постоянно, будь то в благополучии или в несчастье.

И доказательством этому являются слова Всевышнего: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей». (Паук 65).

Да благословит Аллах Мухаммада, его семью, и его сподвижников и да приветствует их.

 

 

 

Шарх:

То есть, некоторые виды многобожия являются больше размером, чем другие (хотя и то и то из большого многобожия), и некоторые из них более отвратительны, чем другие (хотя оба в основе отвратительны), и неверие также бывает различным, как, например, противящиеся безбожники — их неверие более великое, чем неверие тех, кто признает Господство (Аллаха), даже если они являются многобожниками (то есть в поклонении придают сотоварищей Аллаху). И например те, кто призывают к неверию, и отворачивают людей от пути Аллаха — их неверие более великое, нежели неверие того, который не призывает ( к этому), и его неверие ограничивается только им самим.

Многобожие нынешних многобожников более великое, нежели (многобожие) ранних многобожников, и это со стороны того, что ранние (многобожники) придавали Аллаху сотоварищей в благополучии, то есть когда они были были в достатке и спокойствии. Однако в несчастье над ними преобладало то, что они очищали свою религию от примесей многобожия. И это то, о чем поведал Аллах о них во многих аятах. Сказал Всевышний: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру». (Паук 65).

«Он – Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!»» (Юнус 22).

«Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен» (Перенос ночью 67).

 

Что же касается многобожникив в наше время, то они придают сотоварищей Аллаху постоянно, прибегаю к Аллаху за защитой (от этого), будь то в благополучии или в несчастье. И даже более того, в несчастье они придают Аллаху сотоварищей больше, нежели в благополучии. И это указывает на то, прибегаю к Аллаху за защитой(от этого), что они сильнее в привязанности , в возвеличивании и в поклонении им (кому они поклоняются помимо Аллаха). И это то, чем известны многобожники, которые причисляются к исламу (то есть которые называют себя мусульманами), подобно рафидитам (шииты). И упоминается от них, что в несчастье они больше взывают о помощи к Али и Хусейну, да будет доволен ими Аллах. И также подобно кубуриййунам (тем, которые поклоняются могилам), подобно тем, кто поклоняется аль Бадави (суфистский шейх, на могилу которого приходят его последователи и взывают к нему, обращаются к нему со своими нуждами, делают обход (таваф) вокруг его могилы) и подобным ему в Египте и в других местах. Когда преобладает над ними тоска (печаль), они взывают к тем, кого обожествили из этих мертвых (своих шейхов).

 

Упомянул шейх (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб), да смилостивится над ним Аллах, в книге «Отведение сомнений» также другую сторону того, что придавание сотоварищей Аллаху у поздних (нынешних) многобожников более велико. Это то, что «ранние многобожники взывали помимо Аллаха к людям, которые являются приближенными к Аллаху: будь то пророки, или приближенные к Аллаху, или ангелы. Или же взывали к деревьям и камням, которые являются покорными Аллаху, и не ослушаются Его.

А современники же, взывают помимо Аллаха к людям, которые являются из числа наиболее нечестивых, и те, кто взывают к ним — они сами рассказывают о их нечестии, будь то из прелюбодеяния, или воровство, или оставления намаза и другие помимо этих нечестий.  Подобные убеждения в отношении праведника либо творений, не совершающих грехов, подобно кускам дерева и камням, менее тяжки, чем убеждения в отношении тех, за кого засвидетельствовали и установили их нечестие и порочность».

 

И даже более того, среди тех, в отношении которых они имеют подобные убеждения (то есть что можно к ним взывать и т.д.) есть неверующие и безбожники, наподобие Ибн Араби ат-Таи — глава единства бытия (один из самых почитаемых людей у нынешних суфистов), и есть те, кто чрезмерствуют в отношении его и обожествляют (обращаются с дуа к нему и тому подобное).

 

Нет сомнений, что тот, кто чрезмерствует в возвеличивании и любви к тем, у которых есть основа в религии, наподобие ангелов, пророков и праведников — их заблуждение и многобожие менее тяжко, нежели тот, который чрезмерствует в отношении некоторых нечестивцев и безбожников. И это указывает на величину, к которой дошло положение этой общины в проникании многобожия.

 

В этом правиле шейх (Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб) говорит о многобожниках, которых причисляют к исламу, наподобие рафидитов, суфистов кубуритов, которые сделали некоторые могилы идолами (поклоняются им помимо Аллаха), совершают к ним паломничество, делают обходы вокруг этих могил (таваф), взывают к их обителям о помощи в несчастьях . Просим у Аллаха благополучия.

 

И хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто искренне последовал за ними до самого судного дня.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Книги по акиде., Труды имамов Наджда.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.