Слова Единобожия (ля иляха илля Ллах). Их достоинства, смысл, условия и то, что их аннулирует. Автор: ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр.

 

 

Слова Единобожия (ля иляха илля Ллах)

‫لا إله إلا الله‎

Их достоинства, смысл, условия и то, что их аннулирует.

 

 

عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر

Автор: ‘Абдур-Раззакъ ибн ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр.

 

Первое издание

2016 г.

 

 

Скачать статью:

pdf: http://vk.cc/4GJL9E

docx: http://vk.cc/4GJLkG  

txt: http://vk.cc/4GJL0X

 

 

 

       Содержание:

  • Вступление. Стр.: 2.
  • Часть 1. Достоинства слов Единобожия “ля иляhа илля-Ллаh”. Стр.: 2.
  • Часть 2. Другие достоинства этих слов из Сунны. Стр.: 6.
  • Часть 3. Семь условий слов Единобожия. Стр.: 9.
  • Часть 4. Значение и смысл слов Единобожия. Стр.: 13.
  • Часть 5. Пункты, нарушающие слова свидетельства «Ля иляhа илляЛлаh». Стр.: 17.
  • Часть 6. Разъяснение недействительности зикра (поминания) словами “Аллах” и “Он” (Аллах). Стр.: 20.

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Хвала Аллаху, Господу миров. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах и да приветствует.

А затем:

Это послание содержит в себе полезные выводы из лучших, величайших и самых почетных слов – слов Единобожия (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), их достоинства, смысл, условия и то, что нарушает данное свидетельство. Данное послание в своей основе извлечено из моей книги «Фикх ад-ду’а уаль-азкар». И пожелали некоторые достойнейшие люди, чтобы данное послание было выделено в отдельный труд, ожидая от этого общую пользу и облегчение ее смысла. Я прошу Аллаха увеличить баракат в этом послании, и сделать ее дверью для прямого руководства для тех, кто пожелает из Его рабов, и повести всех нас по Его прямому пути, пути тех, которых он облагодетельствовал, а также путем посланников, правдивейших, мучеников и праведных, и как же прекрасны эти спутники! И достаточно нам Аллаха, и Он прекрасный покровитель, и да благословит Аллах нашего посланника Мухаммада, его семью и сподвижников.

Написал: Абдур-Раззакъ ибн Абдуль-Мухсин аль-Бадр.

 

 

 

Часть 1. Достоинства слов Единобожия “ля иляhа илля-Ллаh”.

 

Поистине, этим славным словам принадлежат великие достоинства, и многочисленные преимущества, которые никто не сможет исследовать, и это наилучшие, почетнейшие и величайшие слова. Из-за них было создано все живое, и посланы посланники, и ниспосланы Писания, и посредством них разделились люди на верующих и неверующих, на счастливых обитателей Рая и несчастных обитателей Огня. И эти слова – крепчайшая связь, и они – слова богобоязненности, и они являются величайшей основой религии и важнейшим ответвлением имана (веры), и они – путь к успеху посредством попадания в Рай и к спасению от Огня. И это — слова свидетельства, ключи от обители счастья, основа веры и ее фундамент, и достоинства этих слов и их положение в религии выше, чем описывают и понимают люди.

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества (достойного поклонения), кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». (Али Имран: 18).

И из числа тех достоинств этих слов, которые упомянуты в Благородном Коране – то, что Аллах установил их сутью призыва пророков, и содержанием их посланий. Сказал Всевышний Аллах: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». (Пророки: 25).

Также сказал Всевышний Аллах: “Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым было справедливо предначертано заблуждение. Ступайте же по земле и посмотрите, каким был конец неверующих”. (Пчелы, 36).

И сказал Всевышний Аллах в начале суры «Пчелы»: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня». (Пчелы, 2).

И данный аят – первый, который Аллах перечислил для своих рабов из милостей в данной суре, и это указывает на то, что содействие в этом – величайшая милость от Всевышнего Аллаха, которую Он щедро даровал Своим рабам. И сказал Пречистый Аллах: “… и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами?”. (Лукман, 20).

Сказал Муджахид: “т.е. “Ля иляhа илляЛлаh”. Передал ибн Джарир в своем тафсире, 78/11.

Сказал Суфьян ибн ‘Унейна: “Не даровал Аллах большую милость кому-либо из числа Его рабов, чем объяснил ему (слова Единобожия) “ля иляhа илляЛлаh”. Упомянул ибн Раджаб в «Калимат аль-Ихляс», 53 с.

Также, из числа достоинств этих слов:

То, что Аллах описал их в Коране тем, что это благие слова.

Сказал Всевышний Аллах: «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они помянут назидание». (Ибрахим: 24-25).

И эти слова — твердые: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение — Аллах вершит то, что пожелает». (Ибрахим: 27).

И эти слова – договор: «Никто не обретет права заступничества, кроме тех, у кого был завет с Аллахом». (Марьям: 87).

Передается от ибн Аббаса что он сказал: «Завет – это свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и приписывание Аллаху силы и способности изменить положение, и это вершина богобоязненности». Передал ат-Табари в “ад-Дуа”, 1533/3.

И из числа достоинств этих слов: то, что они – самая надежная рукоять, и кто придерживается ее – спасется, а кто не придерживается ее – тот погибнет. Сказал Всевышний Аллах: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах — Слышащий, Знающий». (Аль-Бакара, 256 аят).

Также сказал Всевышний Аллах: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел — за Аллахом». (Лукман: 22).

Также, из числа достоинств – то, что эти слова, которые Ибрахим, мир ему, сделал пребывающими в его потомстве, чтобы они смогли вернуться на прямой путь.

Сказал Всевышний Аллах: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (Украшения: 26-28).

И это – слова богобоязненности, возложенные Аллахом на сподвижников Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и они были достойны их и заслуживали их.

Сказал Всевышний Аллах: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость — заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха). Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах знает обо всякой вещи». (Победа: 26)

Передает Абу Исхак ас-Саби’и от Амра ибн Маймуна, что тот сказал: «Не говорят люди о чем-либо лучшем, чем о словах свидетельства». Сказал Са’д ибн ‘Ияд: «Знаешь ли ты о них, о Абу АбдуЛлах? Эти слова, клянусь Аллахом — слова богобоязненности, возложенные Аллахом на сподвижников Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и они были достойны их и заслуживали их». Передал ат-Табари в “ад-Дуа”, 1533/3 .

Также, из числа достоинств данных слов – то, что они являются пределом правильности. Сказал Всевышний Аллах: «В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду». (ан-Наба: 38).

Передает Али ибн Абу Тальха от ибн Аббаса касательно слов Всевышнего Аллаха: «кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду», что он сказал: «кроме тех, кому позволит Господь посредством свидетельства, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и это предел правильности». Передал ат-Табари в “ад-Дуа”, 1520/3.

И сказал ‘Икрима: «Правда – это слова свидетельства». Передал ат-Табари в “ад-Дуа”, 1520/3.

 

Из числа их достоинств – то, что они являются призывом истины в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: “К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих является всего лишь заблуждением”. (ар-Ра’д: 14).

Из числа их достоинств- то, что они являются истинной связью, на которой объединились приверженцы исламской религии, и по причине этих слов они любят и ненавидят, и по их причине стало исламское общество подобно единому телу и прочному строению, одна часть которого укрепляет другую.

Сказал шейх Мухаммад Амин аш-Шанкиты в своей книге “Адвау аль-баян”: “И результат – то, что истинная связь, которая объединяет разделившихся и примиряет расходящихся — это связь слов свидетельства. Неужели вы не знаете, что эта связь, которая объединила все исламские общества подобно единому телу, и сделала их подобно зданию, одна часть которого укрепляет другую? И по причине этой связи склонились сердца тех, кто носит Трон и тех, кто вокруг него из числа ангелов, к сынам Адама, несмотря на имеющиеся между ними разногласия!

Сказал Всевышний Аллах: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду.  Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый. 
Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние»». (Прощающий:7-9).

И указал Всевышний Аллах на то, что это связь между теми, кто несет Трон и теми, кто вокруг него и между сыновьями Адама на земле вплоть до того, что они воззвали за них этой праведной и великой мольбой к Аллаху, и это является проявлением веры в Величественного Аллаха.

Также сказал шейх: “Нет разногласий между мусульманами, что связь, которая соединяет каждого обитателя земли с другими, и соединяет между обителями земли и небес, это связь слов Единобожия”. “Адва аль-Баян”, 447-448/3.

Из числа достоинств слов Единобожия – то, что они – лучшее из добрых дел. Сказал Всевышний Аллах: «Те, которые предстанут с добрым деянием, получат нечто лучшее». (ан-Намль: 89).

 

Передается от ибн Мас’уда, от ибн Аббаса и от Абу Хурейры и других, что под добрым деянием подразумеваются слова Единобожия. См. “Ад-Дуа” имама ат-Табари, 1497-1498/3.

Также, передается от Икримы касательно слов Аллаха: «Те, которые предстанут с добрым деянием, получат нечто лучшее». (ан-Намль:89), что он сказал: «Это – слова Единобожия. И в них есть добро, так как нет ничего лучше слов Единобожия». Привел ибн аль-Бина в книге “Фадль ат-тахлиль ва савабуху аль-джазиль”, 74 с.

 

Приводится в сборнике «аль-Муснад» имама Ахмада и в других книгах от Абу Зарра (Радъия Аллаху ‘анху), что он сказал: “Я сказал: О посланник Аллаха! Научи меня такому делу, которое приблизит меня к Раю и отдалит меня от Огня! И он сказал: Если ты совершишь плохой поступок, то соверши хорошее дело, так как за каждое хорошее дело воздается десятикратно. И я сказал: «О посланник Аллаха! Являются ли слова Единобожия хорошим делом?» Он сказал: «Да, и это лучшее из благих дел”. “Аль-Муснад” 169/5 и “ад-Дуа” имама ат-Табари 1498.

 

 

Часть 2. Другие достоинства этих слов из Сунны.
Мы рассказали в предыдущей главе о достоинствах слов Единобожия через то, что пришло об этом в Благородном Коране. Это — великие слова, по причине которых установлены Земля и Небеса, сотворены все творения, и по причине которых отправлены Посланники, ниспосланы Книги, установлен Шариат. По причине этих слов установлены Весы, положены книги с записями, установлено введение в Рай и Ад, разделились люди на верующих и неверующих, на благочестивых и грешников. Эти слова — причина творения и повеления, награждения и наказания. И эти слова — истина, на которой основана религия, установлена Кибла. И об этих словах будут спрошены первые и последние поколения в День Воскрешения. И не сдвинутся с места стопы раба перед Аллахом, пока он не будет спрошен о двух вещах: “Чему вы поклонялись? Что вы ответили Посланникам?”
Первый ответ: осуществление слов Единобожия «Ля иляhа илля-Ллаh» со знанием, подтверждением и действиями.
Второй ответ: подтверждение того, что Мухаммад (саля Ллаху `алейхи ва салам) — Посланник Аллаха со знанием, согласием, подчинением и покорностью. «Зад уль-Ма’ад» ибн аль-Каййима, 1/34.
Поистине, не сможет человек сосчитать достоинства этих слов, так как их результатом являются вознаграждения, награды и многочисленные пользы в этом мире и в Последней жизни, которые не приходят на ум и не поддаются воображению. И, быть может, я представлю некоторые из достоинств, которые пришли в хадисах Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам).
И из достоинств слов Единобожия — то, что они — наилучшие из деяний; они делают справедливым освобождение рабов, и будет для сказавшего их защита от шайтана.
Приводится в двух сборниках «Сахих » со слов Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) , что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: “Нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он способен на всякую вещь» — запишется такая же награда, какая полагается за освобождение десяти рабов, и запишется ему совершение ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме такого человека, который сделает ещё больше «. «Сахих» Бухари (6403), «Сахих» Муслима (2691).
Также в них приходит от Абу Аййуба аль Ансари (Радъия Аллаху ‘анху) от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам), что он сказал: «Повторивший (эти слова) десять раз подобен тому, кто освободил десять рабов из числа потомков Исма‘ила». «Сахих» Бухари (6404), «Сахих» Муслима (2693).
Из их достоинств: то, что они — лучшее, что сказал Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) как пришло в хадисе от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) что он сказал: «Лучшее что сказал я и пророки в день ‘Арафа: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и хвала Ему. И Он способен на всякую вещь». Приводит Табарани в «Дуа» (874) из хадиса ‘Али.

В другом риваяте: «Лучшая мольба — мольба (с которой обращаются к Аллаху) в день ‘Арафа, а лучшее, что произносил я и пророки, которые были до меня: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и хвала Ему. И Он способен на всякую вещь». Приводит Тирмизи в «Джами’ » (3585) из хадиса Абдуллаха ибн ‘Амра. Посчитал его хорошим Албани в «Силсиля Сахиха» (4/7,8) и сказал: «Хадис утвержден с его подкрепляющими передачами».
И из достоинств слов Единобожия: то, что они перевешивают свитки с грехами, как приходит в хадисе Абдуллаха ибн Амра ибн аль ‘Аса (Радъия Аллаху ‘анху)который приводится в «Муснаде», «Джами’ Тирмизи» и в других сборниках, с хорошей цепочкой от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) что он сказал: «В Судный день из моей общины выведут человека перед всеми творениями и предъявят ему девяносто девять книг с записями, на каждую из книг которых простирается взор. Затем скажет Аллах ему: «Отрицаешь ли ты что-либо из этого?». Он скажет: «Нет, о Господь мой». Затем скажет Аллах: «Есть ли у тебя оправдание или хорошее деяние?». Испытывая страх, он скажет: «Нет, о Господь мой». И Он скажет: «Конечно, есть у тебя хорошее деяние у Нас и не поступят с тобой несправедливо «. Выведут для него листок, на котором будет: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и то, что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха» и он скажет: «О Господь мой, что это листок по сравнению с этими книгами записей?» Скажет Аллах: «Поистине, с тобой не поступят несправедливо». Положат книги с записями в одну чашу и листок в другую чашу. Станут легкими книги и станет тяжелым листок «. «Муснад» (2/213), «Джами’ Тирмизи» (2639), «Сунан ибн Маджа» (4300) и считал этот хадис достоверным Албани в «Сахих Джами» (8095).
Нет сомнения в том, что эти слова исходили из сердца по причине его веры и то, что это сделало его листок, в котором записано «Ля иляhа илля-Ллаh« тяжелым, а книги с записями — легкими. И люди превосходят друг друга в делах в соответствии с той верой, которая установилась в их сердцах. А иначе, сколько тех, кто говорят «Ля иляhа илля-Ллаh« , но не достигают подобного из-за слабости веры в своих сердцах. Пришло в двух сборниках «Сахих» из хадиса Анаса ибн Малика (Радъия Аллаху ‘анху) от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) что он сказал: «Выйдет из Огня тот, кто скажет «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха «, храня в сердце своем добро весом хотя бы с ячменное зерно. И выйдет из Огня тот, кто скажет «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха «, храня в сердце своем добро весом хотя бы с пшеничное зерно. И выйдет из Огня тот, кто скажет «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», храня в своем сердце добро весом хотя бы с пылинку». «Сахих» Бухари (44), «Сахих» Муслима (193, 325).

Это указывает на то, что люди «Ля иляhа илляЛлаh« отличаются соответственно той вере, которая находится внутри их сердец.

Из достоинств этих слов: то, что если их взвесить с небесами и землей, то они (эти слова) перевесят их, как приходит в «Муснаде» от Абдуллаха ибн Амра (Радъия Аллаху ‘анху) от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) то, «что Нух сказал своему сыну, находясь при смерти: «Я повелеваю тебе (помнить то, что) «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Поистине, если бы семь небес и земель положили бы на одну чашу весов, а слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» в другую чашу, то эти слова перевесили бы их. Если бы семь небес были бы замкнутым кольцом, то эти слова разорвали бы его «. «Муснад» (2/170) и считал этот хадис достоверным Албани в «Силсиля сахиха» (134).
Из их достоинств: то, что нет для них занавеса, помимо Аллаха. Наоборот, они проходят через занавес, пока не достигают Аллаха. И у имама ат-Тирмизи приходит с хорошей цепочкой от Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) что он сказал: «Не скажет раб что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха искренне, кроме как ему откроются врата небес, до того, как они (эти слова) приведут его к Трону, пока он сторонится больших грехов». «Джами Тирмизи» (3590) и посчитал его хорошим Албани в «Сахих Джами» (5648).
И из их достоинств: То что они — спасение от Огня для того, кто сказал их. И в сборнике «Сахих» имама Муслима приходит, что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) слышал как муаззин (призывающий на молитву) говорит: «Я свидетельствую что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и он сказал: «Вышел из Огня». «Сахих» Муслима (382).
В двух «Сахихах» приходит, из хадиса ‘Итбана (Радъия Аллаху ‘анху) от Пророка, (саля Ллаху `алейхи ва салам) что он сказал: «Поистине, Аллах запретил Огню того, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, желая этим Лика Аллаха «. «Сахих» Бухари (6938), «Сахих» Муслима (33,263).
Из достоинств этих слов: то, что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сделал их наивысшим ответвлением имана, как приходит в двух сборниках «Сахих», из хадиса от Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Иман состоит из семидесяти с лишним ветвей. Самая высшая ветвь — слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». И самая низшая ветвь — удаление препятствий с дороги». «Сахих» Бухари (9), «Сахих» Муслима (35).
Из их достоинств: то, что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сообщил, что эти слова — лучшее поминание, как приходит у имама ат-Тирмизи и у других, из хадиса Джабира ибн Абдуллаха (Радъия Аллаху ‘анху) , что он сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Наилучшее поминание – слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», а лучшая мольба — «хвала Аллаху». «Джами Тирмизи» (3383), «Сунан» ибн Маджа (3800) и посчитал этот хадис хорошим Албани в «Джами Сахих» (1104).
И из их достоинств: тот, кто их сказал, будучи искренним в своем сердце, будет самым счастливым среди людей благодаря заступничеству Благородного Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) в Судный День. Как приходит в сборнике «Сахих», из хадиса Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху), что он сказал: «(Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День воскресения?» (В ответ) посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал (мне): «О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём (или: в душе своей) «. «Сахих» Бухари (99).

В словах Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) в хадисе «кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» будучи искренним в своем сердце» — указание на то, что эти слова не принимаются от того, кто ограничился только произнесением на языке. Необходимо выполнить условия, которые пришли в Коране и Сунне, так как слова Единобожия не будут приняты без них.

 

 

 

 

Часть 3. Семь условий слов Единобожия.

 

Ранее были упомянуты достоинства слов Единобожия, которые являются самыми лучшими словами, самыми достойными и почетными, и то, что они влекут за собой из щедрых вознаграждений, достойных качеств и полезных плодов, как в мирской жизни, так и в последней. Однако мусульманин должен знать, что слова Единобожия «Ля иляhа илля-Ллаh« не принимаются от того, кто ограничивается только простым их произнесением, необходимо отдавать им должное, выполнять их требования и условия, приведенные в Коране и Сунне. И каждый мусульманин знает, что всякое повиновение, с которым он приближается к Аллаху, не принимается у него кроме как с выполнением конкретных условий. Молитва не принимается кроме как с ее известными условиями, и паломничество не принимается без его условий, и также все виды поклонения не принимаются без их определенных условий из Корана и Сунны. Так же и со словами «Ля иляhа илля-Ллаh«, они не принимаются, если раб Аллаха не выполняет их известные условия из Корана и Сунны.
Наши праведные предшественники указали на важность уделения внимания условиям «Ля иляhа илля-Ллаh», и на обязательность их соблюдения, и что они не принимаются кроме как с этими условиями. Передается от аль-Хасана аль-Басрий, что однажды ему сказали: «Люди говорят, что сказавший, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и отдавал этим словам должное, и выполнял их требования — тот попадет в Рай».


Аль-Хасан аль-Басрий спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у этих слов есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».

Вахб бин Мунаббиха сказал тому, кто спросил его: «Разве слова, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха — не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, однако, нет ключа без зубчиков, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то дверь откроется, если же нет, то не откроется». Зубчиками он имел и ввиду слова Единобожия.
Затем по исследованиям ученых контекстов Корана и Сунны он разъяснил, что слова Единобожия «Ля иляhа илля-Ллаh» не принимаются кроме как с семи условиями:

Первое: Знание, исключающее незнание;
Второе: Убежденность, исключающая сомнение;
Третье: Искренность, исключающая многобожие;
Четвертое: Правдивость, исключающая лицемерие;

Пятое: Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью);
Шестое: Повиновение, исключающее непокорность;
Седьмое: Принятие, несовместимое с отвержением.

Некоторые из ученых собрали эти семь условий в одном стихотворном куплете:

عِلْمٌ يَقِينٌ وَإِخْلَاصُ وَصِدْقُكَ مَعَ

مَحَبَّةٍ وَانقِيَادٍ وَالقَبولُ لَهَا

«Знание, убежденность, искренность, правдивость твоя вместе с любовью, подчинением и принятием их».
Остановимся на этих условиях, чтоб разъяснить смысл каждого из них с упоминанием некоторых доводов из Корана и Сунны.
Условие первое: это знание смысла «ля иляhа илля-Ллаh», подразумевающее отрицание, и утверждение, исключающее незнание. А это посредством того, что тот, кто произносит слова свидетельства, знает, что они отрицают все виды поклонения кому-либо, кроме Аллаха и утверждает это Одному Аллаху, как говорит Аллах: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (аль-Фатиха: 4).

Т.е. мы поклоняемся Тебе и никому кроме Тебя, и мы просим помощи у Тебя и не просим ни у кого кроме Тебя.
Аллах Всевышний говорит: «Знай, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха». (Мухаммад: 19).

Всевышний Аллах сказал: «Только те, которые осознанно засвидетельствовали истину». (Аз-Зухруф:86).

Сказали толкователи Корана, что в аяте подразумеваются только те, кто засвидетельствовали, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха осознанно, т.е. зная смысл того, о чем они свидетельствуют в своих сердцах и на языках.

Приводится в сборнике «Сахих» имама Муслима от Усмана ибн ‘Аффана (Радъия Аллаху ‘анху) что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Тот, кто умер, зная ,что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха — войдет в Рай». Он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сделал знание одним из условий.

 

Условие второе: Что касается второго условия, то это убежденность, исключающая сомнение, т.е. тот кто произносит слова свидетельства должен быть твердо убежден в их истинности, не имея никаких сомнений. А убеждение — это совершенство и полнота знания. Аллах Всевышний сказал, описывая верующих: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми». (Аль-Худжурат, 15).

Смысл слов: «а потом не испытывали сомнений« — т.е. были убежденными и не сомневались. Пришло в сборнике «Сахих» имама Муслима от Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) что он сказал: “Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха. Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!»

Также Абу Хурайра (Радъия Аллаху ‘анху) рассказывал, что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем! ». (Муслим 31), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сделал убеждение условием свидетельства.

 

Условие третье: искренность, исключающая многобожие и совершение дел напоказ, а это достигается только посредством очищения добрых дел от любых явных и скрытных примесей многобожия посредством искреннего намерения в поклонении одному Аллаху.

Всевышний сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!». (аз-Зумар:2).

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы». (Сура аль-Баййина, аят 5).

От Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) передается, что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «…счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: „Ля иляха илля Ллах“, будучи искренним в сердце своем!». (сахих аль-Бухари 99), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) ставил искренность условием шахады.

 

Четвертое условие: правдивость, исключающая лицемерие, т.е. раб Аллаха должен произносить это свидетельство, будучи правдивым в сердце. А правдивость — это соответствие того, что в душе с тем, что на языке. Всевышний Аллах сказал, порицая лицемеров: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами». (Аль-Мунафикун, аят 1).

Всевышний Аллах назвал их лжецами, потому что они говорили своими устами то, чего не было в их сердцах.

Аллах Всевышний сказал: «Алиф. Лам. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов». (аль-Анкабут: 1-3).

 

Передается Му‘аза ибн Джабаля (Радъия Аллаху ‘анху) , что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!» (аль-Бухари 128, Муслим 32), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) правдивость сделал условием слов свидетельства.

 

 

Пятое условие: Любовь, исключающая ненависть и неприязнь, т.е. тот, кто произносит эти слова, должен любить Аллаха, Его посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) религию Ислам и мусульман, выполняющих приказы Аллаха, которые не переступают Его границ, и должен ненавидеть того, кто противоречит «Ля иляhа илля-Ллаh» и совершает то, что аннулирует это свидетельство из многобожия и неверия. На то, что любовь является условием веры, указывают слова Всевышнего Аллаха: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…». (аль-Бакара: 165).

В хадисе сказано: «Самая надежная вервь имана (веры) это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». (Ахьмад 286/4. Альбани назвал хадис хорошим).

 

 

Шестое условие: принятие, несовместимое с отвержением. Необходимо должным образом принять эти слова языком и сердцем. Аллах приводит нам в священном Коране рассказы о предыдущих поколениях, которые преуспели по причине принятия слов «ля иляhа илля-Ллаh», о своей мести и погибели тем, кто отверг и не принял эти слова… Аллах Всевышний сказал: «Потом Мы спасем Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих». (Юнус:103).

Аллах сказал относительно лицемеров: «Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», — они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?». (ас-Соффат: 35-36).

 

Седьмое условие: Повиновение, исключающее непокорность, т.е. произносящему «ля иляhа илля-Ллаh » необходимо повиноваться закону Аллаха, подчиниться Его решению и обратить свой лик Аллаху, т.е. ухватиться за «ля иляhа илля-Ллаh«. Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять». (Лукман:22), то есть ухватился за «ля иляhа илля-Ллаh». Аллах сделал условием повиновение Его закону, с покорностью и устремлением к Его Лику.

Выше приведены условия «ля иляhа илля-Ллаh«, и не является целью простое их заучивание с повторением. Сколько же простых людей, которые выполняют эти условия, и если ему скажут: «перечисли их», то они не смогут этого сделать! И сколько же людей, которые выучили условия свидетельства, так, что они вылетают из их уст подобно стрелам, но в тоже время ты видишь, как многие впадают в то, что нарушает данные условия. В таком случае необходимо, чтобы действия шли совместно со знанием, и чтобы посредством этого человек стал из числа правдивых приверженцев «ля иляhа илля-Ллаh«,из числа истинных приверженцев слов Единобожия. А дарующий успех и помогающий в этом — Один Аллах. И мы просим Его, Пречист Он, даровать нам удачу для осуществления вышеупомянутых условий, и хвала Одному Аллаху!

 

 

 

 

Часть 4. Значение и смысл слов Единобожия.

 

Поистине, слова Единобожия, которые являются наилучшим и наиполнейшим поминанием, не будут приняты Аллахом только посредством простого произношения языком, без установления рабом того, на что в действительности указывают эти слова, в соответствии с их основной целью — отрицанием ширка (многобожия) и утверждением единственности Аллаха вместе с твердой убежденностью в то, что они содержат в себе и определенные действия. И посредством этого человек станет истинным мусульманином, и посредством этого станет он из числа приверженцев «ля иляhа илляЛлаh».

И включает в себя это великое слово то, что все, помимо Аллаха, не является божеством, и что божественность кого-либо, помимо Него – самая несостоятельная ложь, а утверждение обратного является самой большой несправедливостью и глубоким заблуждением.

Сказал Всевышний Аллах: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение». (Аль-Ахкаф: 5-6).

И также сказал Всевышний: «Это — потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах — Возвышенный, Большой». (Ал-Хаджж: 62).

И сказал Всевышний: «Поистине многобожие — это великая несправедливость». (Лукман:13).

Также Всевышний Аллах сказал: «…а неверующие являются беззаконниками». (Аль-Бакара: 254).

И несправедливость — это ставить вещи не на свое место, и нет сомнения, что направить поклонение кому-то помимо Аллаха является несправедливостью, потому что оно направлено не в свое место. Более того, эта несправедливость – самая великая и серьезная.

Поистине, у этих великих слов Единобожия есть значение и смысл, в которых необходимы понимание и точность. И нет пользы по единогласному мнению обладателей знания в произнесении этих слов без понимания смысла и без дел, требуемых от них.

Сказал Всевышний Аллах: «Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину». (Аз-зухруф: 86).

И смысл этого аята, как сказали толкователи Корана: «кроме того кто засвидетельствовал что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и они знали в своем сердце смысл того, что они произносят языком, так как свидетельство требует наличие знания о нем.»

Если бы оно было без знания, то это не было бы свидетельством. Ведь свидетельство требует правдивости и деяний в соответствии с ним. Из этого становится ясным, что необходимо знание об этих словах наряду с деяниями в соответствии с ними и правдивостью. Со знанием раб спасается от пути христиан, которые совершают дела без знания. С делами раб спасается от пути иудеев, которые знают, но не совершают дела в соответствии со знаниями. С правдивостью спасается он от пути лицемеров, которые выявляют то, чего нет внутри. И будет он с этим из числа идущих по прямому пути Аллаха, из тех, кого облагодетельствовал Аллах; не тех, на ком гнев Аллаха, и не заблудших.

И из этого вытекает, что слова «ля иляhа илляЛлаh» принесут пользу лишь тому, кто познал их значение с отрицанием и утверждением, был убежден в этом и совершал дела в соответствии с ними.

Что касается того, кто сказал эти слова и явно совершал дела в соответствии с ними без убежденности, то он является лицемером, а тот, кто сказал их и совершал дела в противоположность им и противореча им с многобожием, тот является неверующим.

Также тот, кто сказал их и отошел от Ислама с непризнанием каких-либо из их необходимых и обязательных условий, то поистине они (слова Единобожия) не принесут ему пользы, даже если он сказал их тысячу раз. И так же с тем, кто произнес эти слова, а затем направил какой — либо вид поклонения кому-либо кроме Аллаха, как дуа (мольба), жертвоприношение, обет, просьба о помощи, упование, обращение, надежда, страх, любовь и т.д. А тот же, кто посвятил кому-либо кроме Аллаха что-либо из поклонения, которое нужно посвящать только лишь Аллаху, то такой человек является приобщающим сотоварища Великому Аллаху, даже если он сказал «ля иляhа илляЛлаh«, потому что он не совершал дела в соответствии с единобожием и искренностью, что является смыслом и значением этого великого слова.

И поистине, смысл слов Единобожия — нет того, которому поклоняются по праву, кроме одного Аллаха, и Он – Единственный, у которого нет сотоварища. Слово «иляh (божество)» в языковом значении — это тот, кому поклоняются. И свидетельство «ля иляhа илляЛлаh» — т.е. нет того, которому поклоняются по праву, кроме Аллаха, как сказал Всевышний: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!». (Аль-анбия: 25 аят).

А также Его слова: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (Ан-Нахль: 36 аят).

И с этим Он разъяснил, что смысл слова «иляh» — это «ма’буд» т.е. тот, кому поклоняются. И смысл «ля иляhа илляЛлаh»- искреннее поклонение одному Аллаху и отдаление от таг’ута (всего, чему поклоняются помимо Аллаха).

И поэтому, когда пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал неверующим курайшитам: “Скажите: “ля иляhа илляЛлаh”, они ответили: «Неужели он обратил богов в Единственного бога? Воистину, это — нечто удивительное!». (Сод: 5).

И когда сказал пророк Худ своему народу: “Скажите «ля иляhа илляЛлаh», они ответили: «Неужели ты пришел к нам, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?». (Аль-А’раф: 70).

Они сказали это в то время, как он призывал их лишь к тому, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, потому что они понимали, что под этим подразумевается отрицание божественности кого-либо, кроме Аллаха, и утверждение божественности только для Аллаха как единственного, кто достоин поклонения, у которого нет сотоварища. И слова Единобожия — «Ля иляhа илляЛлаh» содержат в себе отрицание и утверждение: отрицание божественности кого-либо, кроме Аллаха Всевышнего; ведь все, чему поклоняются помимо Аллаха, будь то ангелы или праведники, не говоря уже о тех, кто помимо них — не являются истинными божествами, и нет для них места в поклонении. Также и утверждение божественности одного Аллаха со смыслом, что раб не обожествляет кого-либо, кроме Него, а это означает связывание сердца, которое влечет за собой устремление какого-либо из видов поклонения, как мольба, жертвоприношение, обет и т.д.

В Благородном Коране пришло много текстов, которые разъясняют смысл слов Единобожия и объясняют то, что под ними подразумевается.

Из их числа слова Всевышнего Аллаха: «Ваш Бог- Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого Милосердного». (Аль-Бакара:163).

И слова Всевышнего: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники». (Аль-Баййина: 5).

И слова Всевышнего: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: «Воистину и не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь кроме того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он (Ибрахим) сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (Аз-Зухруф: 26-28).

И сказал Всевышний в рассказе о верующем в суре Йасин: «И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество мне ничем не поможет, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении». (Йасин: 22-24).

И сказал Всевышний: «Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман». Скажи: «Я боюсь, что если я ослушаюсь своего Господа, то меня постигнут мучения в Великий день». Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед ним веру». (Аз-Зумар: 11-14).

И сказал Всевышний, поведав рассказ о верующем из рода Фараона: «О мой народ, почему я зову вас к спасению, а вы зовете меня в огонь? Вы призываете меня не веровать в Аллаха и приобщать к Нему в сотоварищи то, о чем у меня нет знаний. Я же призываю Вас к Могущественному, Всепрощающему. Нет сомнения в том, что то, к чему вы меня призываете не заслуживает молитв ни в этом мире, ни в Последней жизни и что нам предстоит вернуться к Аллаху, и что преступающие границы дозволенного окажутся обитателями Огня». (Гафир: 41-43).

И подобных аятов очень много, и они разъясняют, что смысл слов Единобожия — это непричастность к поклонению кому-либо помимо Аллаха из заступников и тех, кого ставят равным с Ним, и уединение одного Аллаха в поклонении. Это и есть прямой путь и истинная религия, с которой Аллах отправил посланника, и ниспослал свои книги. А что касается слов людей: “ля иляhа илляЛлаh” без понимания смысла и без деяний в соответствии с ним, то наоборот; может быть, он уделяет долю и часть поклонения кому-либо помимо Аллаха из таких видов, как: мольба, страх, жертвоприношение, обет и т.д., и, поистине, этого не достаточно для раба, чтобы он был из людей “ля иляhа илляЛлаh”, и не спасет его в Судный День от наказания Аллаха. И не являются слова Единобожия простым выражением, у которого нет смысла, или словом, у которого нет сущности, или произношением, у которого нет содержания, подобно тому, как полагают некоторые люди, которые убеждены, что вся суть воплощения этих слов — простое произнесение их без убеждения в сердце с чем-то из смыслов, или произнесение их без выполнения чего-либо из основ. И это, безусловно, не имеет отношения к этим великим словам. Наоборот, это слова, у которых есть великий и наипочетнейший из всех смыслов. И следствием этих слов, как предшествовало ранее, является отречение от поклонения кому-либо, помимо Аллаха и устремление лишь к одному Аллаху, с покорностью и унижением, сильным желанием, возвращением к нему, с упованием на него, взывая к Нему. Приверженец “ля иляhа илляЛлаh” не просит никого, кроме Аллаха, не взывает о помощи ни к кому, кроме Аллаха, не уповает ни на кого, кроме Аллаха, не надеется ни на кого, кроме Аллаха, не приносит жертвоприношение ни к кому, кроме Аллаха, не направляет что-либо из поклонения кому-либо, кроме Аллаха и проявляет неверие во все, чему поклоняются, помимо Аллаха и проявляет непричастность ко всему этому по отношению к Аллаху. И как же почетна эта тема! И насколько она явная и понятная! Однако, помощь в Руках Одного Аллаха и Он — Один, у Которого просят о помощи.

 

 

 

 

Часть 5. Пункты, нарушающие слова свидетельства «Ля иляhа илляЛлаh».

Мы прошли условия слов Единобожия «ля иляhа илляЛлаh«, наличие которых должно быть у каждого раба Аллаха, чтобы это свидетельство было принято Аллахом. Эти условия великого дела, почтенного по степени. И каждый мусульманин обязан проявить им большое внимание. Из того, на что следует обратить внимание мусульманину в этой главе — познание того, что нарушает слова свидетельства, для предостережения от этого. Всевышний Аллах подробно разъяснил в Своей Книге путь верующих, осуществляющих эти слова и подробно разъяснил путь грешников, противоречащих этим словам. И разъяснил Он конец и деяния обеих групп. Разъяснил Он причины, по которым оказал поддержку одним, и причины, по которым оставил без помощи других. Он выявил эти два обстоятельства, раскрыл и подробно разъяснил их, как Он сказал: «Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников». (аль-Анам: 55).

Также Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!». (ан-Ниса: 115).

Тот, кто не познал путь грешников и не разъяснилась ему их дорога, близок к тому, чтобы попасть в то, на чем находятся они. Поэтому сказал Умар ибн Хаттаб (Радъия Аллаху ‘анху): «Устои Ислама будут рушиться один за другим, если в Исламе вырастут люди, которые не знают о джахилии». См. «Фаваид» ибн Каййима (стр. 201 и далее).
И поэтому пришло большое количество текстов в Коране и Сунне, которые предостерегают от причин, приводящих к вероотступничеству и остальным видам многобожия и неверия, и аннулирующих слова единобожия «ля иляhа илляЛлаh». Ученые упомянули в книгах по фикху в разделе о постановлении относительно вероотступника, что если мусульманин попадает в определенные пункты, аннулирующие религию, то тем самым он выходит из Ислама. Он становится вероотступником, и не принесет ему пользы простое произношение «ля иляhа илляЛлаh». Таким образом, эти великие слова, которые являются лучшим поминанием, не принесут пользы тому, кто сказал их, если он не выполнит все их условия и не будет сторониться вещей, которые их нарушают. И нет сомнений в том, что в познании мусульманином того, что нарушает слова Единобожия, есть великая польза в религии. Если он познает то, что нарушает эти слова, то за этим следует безопасность от этого зла и от этих бедствий. И поэтому, тот, кто познал многобожие, неверие, ложь и их пути, проявил ненависть к этому, и предостерег от этого себя и других, оттолкнул это от себя и не призвал к тому, что уменьшает его веру, то его вера усилилась, утверждаясь в истине и в любви к ней. В его неприязни к этим вещам и в бегстве от них есть польза для него самого, о которой знает лишь Аллах. Всевышний Аллах любит, чтобы путь истины был познан, чтобы его любили и шли по нему. И Он любит, чтобы путь лжи был познан, для того, чтобы его сторонились. Поэтому, от мусульманина требуется познать путь блага, чтобы идти по нему, а также с него требуется познать путь зла, чтобы предостерегаться от него. Поэтому, передается в двух сборниках «Сахих» от Хузайфы ибн Ямана (Радъия Аллаху ‘анху) что он сказал: “Сподвижники Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) спрашивали его о благе. А я спрашивал его о зле, боясь того, что оно постигнет меня”. «Сахих» Бухари (3606), «Сахих» Муслима (1847).
Поэтому также было сказано:  «Познал я зло не ради зла, однако, для защиты от него. Тот, кто не познал зло  из людей, тот попадет в него».
Учитывая важность данной темы, то является обязательным для каждого мусульманина, чтобы он познал и предостерегался от того, что нарушает слова единобожия «ля иляhа илляЛлаh«. И эти слова, как было упомянуто, нарушаются многими путями. Самые опасные и часто встречающиеся из них — десять вещей, которые упомянули многие ученые. См. «Дурару ссаниййа фи ль аджвибати надждиййа» (2/232 и далее).

Далее, упомянем вкратце о том, что нарушает слова Единобожия, чтобы мусульманин предостерегал от них себя и других, желая этим безопасности и благополучия.

Что касается первого пункта, то это придание сотоварища в поклонении Аллаху. Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (ан-Ниса:116).

Также сказал Аллах: “Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников”. (аль-Маида:72).

И из видов многобожия — взывание мертвым и просьба у них о помощи в тяжелой ситуации, обет и жертвоприношение им и т.д.

Второй пункт: кто сделал посредника между собой и Аллахом, обращается к ним с мольбами, просит у них заступничества и уповает на них — тот стал неверующим по единогласному мнению ученых.

Сказал Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи». (Йунус:18).

Третий пункт: тот, кто не считает многобожников неверующими или сомневается в их неверии, или посчитал их вероубеждение правильным — стал неверующим.

Четвертый пункт: тот, кто убежден, что руководство кого — то лучше, чем руководство пророка, , или решение кого — то другого, лучше чем его решение — стал неверующим, подобно тому, кто считает решение тагута лучше решения Аллаха.

Пятый пункт: тот, кто проявил ненависть к чему — либо из того, с чем пришел Посланник (саля Ллаху `алейхи ва салам) даже если совершает это — стал неверующим по причине Его слов: «Это — потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!». (Мухаммад: 9).

Шестой пункт: тот, кто издевается над чем — либо из религии Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) или над вознаграждением и наказанием Аллаха — стал неверующим. Довод – Его слова: «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (Ат-Тауба: 65-66).

Седьмой пункт: колдовство. Приворот также входит в него. И тот, кто совершил это или доволен этим — стал неверующим. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха: «Но они никого не обучали (колдовству), не сказав: «Воистину, мы являемся искушением, так не становитесь же неверующими». (Аль-Бакъара: 102).

Восьмой пункт: поддержка многобожников и помощь им против мусульман. Довод тому являются слова Всевышнего Аллаха: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Аль-Маида: 51).

Девятый пункт: тот, кто считает, что кому-либо дозволено выходить за рамки шариата Мухаммада (саля Ллаху `алейхи ва салам) то он — неверующий по причине слов Всевышнего Аллаха: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (Али Имран: 85).

Десятый пункт: отказ от религии Всевышнего Аллаха, не изучая ее и не практикуя. Доводом тому являются слова Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам». (Ас-Саджда: 22).

Это — десять вещей, нарушающие слова Единобожия «ля иляhа илляЛлаh». Кто впал в какое-либо из этих вещей — прибегаем от этого к Аллаху – то нарушилось его единобожие и разрушилась его вера, и не извлечет он пользы из слов «ля иляhа илляЛлаh».

Приводят ученые, что в этих вещах нет разницы между тем, кто шутит или серьезен, или боящимся, кроме того, кто был принужден. Все эти вещи очень опасны и в них очень часто попадают. Поэтому мусульманин должен остерегаться этого и бояться за себя. Да обережет нас Аллах от того, что приводит к Его гневу и мучительному наказанию. И просим Его, чтобы Он помог нам в том, в чем Он доволен, и чтобы Он вел всех мусульман по Его прямому пути, поистине, Он — Слышащий, Отвечающий, Близкий.

 

 

 

 

 

 

Часть 6. Разъяснение недействительности зикра (поминания) словами “Аллах” и “Он” (Аллах).

 

В предыдущих главах были разъяснены достоинства слов Единобожия “Ля иляhа илля-Ллаh”, и эти слова – лучшее, чем люди могут поминать своего Господа, и самое достойное, что произносят их языки. Эти слова имеют легкое произношение и великий смысл, и потребность рабов в них является самой большой, и необходимость в них является самой великой. Более того, потребность и необходимость в данных словах больше, чем потребность и необходимость в еде, питье, одежде и других делах. И когда у людей, более того – у всего мира – появилась необходимость в “ля иляhа илля-Ллаh”, у которой нет ни конца, ни границ, то эти слова — легкие по произношению, великие по смыслу и имеющие самое почетное место – стали самым распространенным зикром (поминанием). Но несмотря на все это, некоторые простолюдины и невежды отходят от этих слов и предаются нововведенческим призывам и придуманным азкарам (поминаниям), которых нет ни в Коране, ни в Сунне, и которые не передаются ни от одного от праведных предшественников.

Из числа этого: то, что делают некоторые последователи суфизма в своих азкарах, когда они поминают, ограничиваясь только одним именем, говоря “Аллах, Аллах”, и многократно повторяют его. И, быть может, некоторые из них заменяют имя Аллаха на многократное повторение местоимения “Он”. Некоторые из них проявляют в этом чрезмерность и вводят поминание слов “ля иляhа илля-Ллаh” для основной массы людей, и повторение только одного имени (т.е. “Аллах”) для некоторых групп людей, и повторение местоимения “Он” для еще меньшей группы людей. Быть может, что некоторые из них говорят: “Слова “Ля иляhа илля-Ллаh” – для верующих, “Аллах” – для знающих, а “Он” – для тех, в ком воплотились все условия”. Таким образом, они превозносят поминание только одного имени и поминание местоимения над словами Единобожия, которые посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) описал, как наилучшее поминание, и то, что эти слова – лучшее, что говорил он (саля Ллаху `алейхи ва салам) и посланники до него, и ранее уже приводились значения некоторых хадисов, указывающих на это. И все это вместе с тем, что поминание, произнося только “Аллах” или “Он” не узаконено в Коране или в Сунне и не передается от кого-либо из праведных предшественников. Люди произносят такие зикры лишь из-за заблуждения поздних поколений, без всякого довода и доказательства.

Шейх аль-Ислям ибн Теймия опроверг утверждения этих людей в защиту данного придуманного зикра и разъяснил недействительность того, что люди цепляются за данные утверждения с целью подкрепить свою точку зрения, сказав: “Может быть так, что некоторые из авторов упомянули это с целью возвеличивания и иногда использовали в качестве довода свои страсти, иногда свое мнение, а иногда ложное сообщение, как, например, передают некоторые, что пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) обучил Али ибн Абу Талиба говорить “Аллах, Аллах, Аллах”, и сказал это трижды, а затем приказал это Али, и он сказал это трижды”. И этот хадис мавдуъ (ложный, сочиненный) по единогласному мнению знатоков хадисов, и пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) обучал только тем зикрам, которые передаются от него, и самым главным зикром являются слова “ля иляhа илля-Ллаh”. Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) предложил произнести их своему дяде Абу Талибу, который находился при смерти, сказав: “О дядя, скажи “«Ля иляhа илля-Ллаh»” – слова, посредством которых я буду заступаться за тебя перед Аллахом”, и сказал: “Поистине, я действительно знаю такие слова, что если раб произнесет из перед своей смертью, то найдет его душа в них покой”, и также сказал: “Тот, чьи последние слова были “Ля иляhа илля-Ллаh”, войдет в Рай”. Также он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: “Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и станут совершать намаз и выплачивать закят. Если же они станут делать это, то защитят от меня их жизнь и имущество, если только Ислам не предоставит мне право на них, а счет им будет предъявлен Аллахом”, и подобных хадисов большое количество.

Затем сказал: “А что касается зикра одним именем (Аллах), то это не установлено, и нет шариатских доводов, указывающих на желательность этого. А что касается слов Аллаха: «Скажи: «Аллах», затем оставь их». (Ан’ам:91), то некоторые ошибившиеся из числа поклоняющихся считают, что здесь подразумевается это имя (т.е. что здесь довод на разрешение зикра словом “Аллах”). Это — явная ошибка. Если бы они поразмыслили над теми аятами, которые пришли перед этим, то стал бы ясным для них смысл.

Сказал Аллах: «Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку». Скажи: «Кто же ниспослал в качестве света и верного руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей), и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучили тому, чего не знали ни вы, ни ваши отцы». Скажи: «Аллах». Затем оставь их забавляться собственным празднословием». (Ан’ам: 91).

Иными словами, скажи: “Аллах ниспослал Книгу, с которой пришел Муса”. И это полная речь, это именное предложение, состоящее из мубтады (подлежащего) и хабара (сказуемого). Здесь хабар (сказуемое) удален для вопроса на ответ, и это общее правило, принятое в арабской речи.
Далее шейх упомянул примеры этого, сказав: «И стало ясным посредством шариатских доводов, что это не является желательным — т.е. зикр (поминание) одним именем без полной речи. И также, посредством логических доводов становится ясно, что поминание одним именем (Аллах) не придает веры или неверия, правильного руководства или заблуждения, знания или невежества».
Он также сказал, что ученые арабского и остальных языков единогласны, что не является правильным ограничиваться только на одном имени. Это не будет ни полным предложением, ни полезной речью.

И если человек повторит имя Аллаха хоть тысячу раз, то он не станет верующим, и не заслужит ни вознаграждения от Аллаха, ни Его Рая. Поистине, неверующие из всех религий поминают имя Аллаха (т.е. ограничиваясь поминанием только имени), и нет разницы, заявляют ли они о Его Единственности или нет, до такой степени, что если им будет велено помянуть Его, как в словах Аллаха: “А то, что они поймали для вас, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”. (Аль-Маида: 4).

“Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…”. (Аль-Ан’ам: 121).

“Славь имя Господа твоего Всевышнего”. (Аль-А’ля: 1).

“Прославляй же имя Великого Господа твоего!”. (Аль-Ваки’а: 74).

В вышеприведенных аятах имя Аллаха упоминается в полной речи, подобно тому, как сказать “С именем Аллаха” или “Пречист мой Возвышенный Господь, пречист мой Великий Господь”. Никогда не было узаконенным поминать только одно имя Аллаха, и не достигается этим ни подчинение Его повелениям, ни дозволенность того, что было убито на охоте, ни заколотое мясо и так далее”.

Также он сказал: “Таким образом мы доказали, что упоминание только одного имени Аллаха не является желательным, не говоря уже о том, чтобы это было поминанием отдельной группы людей, и еще дальше от этого упоминание имени Аллаха в третьем лице (“хува” – Он). Поистине, по своему смыслу это поминание не указывает конкретно на кого-либо, оно лишь соответствует тому, как его толкует поминающий человек. Таким образом, смысл такого поминания соответствует намерению и цели того, кто его произносит”

Также он сказал в другом месте: “Поминание имени Аллаха в форме третьего лица еще дальше от Сунны, входит в число нововведений и является обманом шайтана…”.

Также он сказал: “Здесь подразумевается то, что узаконено поминать имя Аллаха только в полном по смыслу предложении, и это то, что называется речью (Речь в арабском языке – то, что произносится языком, состоит более, чем из двух слов, имеет смысл и соответствует тому, что принято у арабов) и это то, что приносит пользу для сердец, и достигается посредством этого награда от Аллаха, а также близость к Нему, Его познание, любовь к Нему, страх и подобно этому из числа возвышенных целей и высоких стремлений. Что касается ограничения на одном лишь имени Аллаха, будь это явно или скрыто (т.е. в третьем лице), то этому нет основы, не говоря уже о том, чтобы это было поминанием для знающих людей и других групп. Наоборот, это средство, ведущее к нововведениям и заблуждениям и предлог для нечестивых представлений/воображений приверженцев ереси и пантеизма. В религии основы: мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и мы поклоняемся ему только так, как Он предписал, и мы не поклоняемся посредством нововведений”.

На этом закончились слова шейха, и в них содержатся установления и разъяснения, которые не могут быть подвергнуты малейшему сомнению, и стала истина ясной.

Поистине, стремление этих людей по отношению к данным выдуманным азкарам, которым нет основы в религии Аллаха, и нет основы в Его шариате, привело к тому, что они оставили достоверную Сунну. И непременно возникнут у мусульманина многочисленные вопросы: что побудило этих людей оставить путь Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) и питать отвращение к его Сунне, и выбрать то, насчет чего Аллах не ниспослал какого-либо довода, а также выбрать азкары, на которые в шариате не пришло какого-либо указания или доказательства? Затем они чрезвычайно сильно возвеличивают данные азкары, и придают им большое значения, и умаляют значение пророческих мольб и шариатских азкаров, которые произносил господин всех созданий, и лучший из всех посланных пророков, имам и пример для покорных людей? Да благословит Аллах и да приветствует его, его семейство и всех его сподвижников.

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Шахада (свидетельство Ислама)., Шейх Абдуль Мухсин аль Абад и его сын. Добавьте в закладки постоянную ссылку.