ГЛАВА 1. ПОПАДАНИЕ В РАЙ.

1 ПОПАДАНИЕ В РАЙ

 

Содержание:

  • 1 Заступничество при вхождении в рай.
  • 2 Очищение верующих перед вступлением в рай.
  • 3 О тех, кто войдёт в рай первым.
  • 4 О тех, кто войдёт в рай без отчёта.
  • 5 Бедняки войдут в рай раньше богачей.
  • 6 Первые трое, которые войдут в рай.
  • 7 Попадание в рай верующих ослушников.
  • 8 Отношение религиозных течений к заступничеству.
  • 9 Последний, кто войдёт в рай.
  • 10 О тех, кто попадает в рай до дня воскресения.

 

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437251992

docx: https://vk.com/doc181861343_437251991

txt: https://vk.com/doc181861343_437251993

 

 

Несомненно, никакое состояние не сравнится со счастьем, которое испытают верующие, когда их толпами поведут в сады блаженства, оказывая им всяческие почести. Они подойдут к раю, и тогда его врата распахнутся, и благородные ангелы поздравят их с благополучным прибытием и избавлением от горестей и ужасов: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”» (сура 39 «Толпы», аят 73), т. е. ваши деяния, речи и убеждения были прекрасны, благодаря чему ваши души и сердца были чисты, в результате чего вы и заслужили рай.

 

1 Заступничество при вхождении в рай.

Из достоверных хадисов известно, что в день воздаяния верующие будут долго стоять перед вратами рая, после чего они попросят пророков помолиться о том, чтобы его врата раскрылись перед ними. Все пророки будут отказываться, говоря: «Я не гожусь для этого». Наконец, очередь дойдёт до нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и тогда он заступится за верующих, и его заступничество будет принято. В «Сахихе» Муслима (195) приводится хадис Хузайфы ибн ал-Йамана и Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всеблагой и Всевышний Аллах соберёт людей, и верующие будут стоять, пока рай не приблизится к ним. Тогда они придут к Адаму и скажут: “Отец наш, помолись, чтобы рай открылся для нас”. Он скажет: “Разве не мой грех вывел вас из рая? Я не гожусь для этого”». В нём упоминается и о том, как другие пророки откажутся от этой миссии, и том, что их желание будет удовлетворено, когда они дойдут до Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

2 Очищение верующих перед вступлением в рай.

После того как верующие минуют мост Сират, их остановят между раем и адом, у того конца моста, который будет ближе к раю. Там они будут избавлены от недостатков и очищены, т. е. получат воздаяние за несправедливости, совершённые в отношении других мусульман в земной жизни. Поэтому они войдут в райские сады чистыми и очищенными. Между ними не останется обид, и никто из них не станет требовать от других верующих то, что ему причитается.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующие спасутся от огня и будут задержаны на конце Моста между раем и адом, и они получат воздаяние за несправедливости, совершённые в отношении друг друга в земной жизни. Когда же они будут избавлены от недостатков и очищены, им будет позволено войти в рай. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас будет знать дорогу к своему дому в раю лучше, чем он знает дорогу к своему дому в этом мире!»

Как уже было упомянуто в книге о воскрешении, в хадисах о заступничестве сообщается, что праотец всего человечества Адам и стойкие духом посланники откажутся просить Аллаха о том, чтобы врата рая открылись для верующих, и наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, будет первым, кто попросит об этом.

3 О тех, кто войдёт в рай первым.

Самым первым человеком, который вступит в рай, будет наш посланник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, а его последователи будут первой общиной, которая войдёт туда. Первым же из этой общины в рай вступит Абу Бакр ас-Сиддик.

Ибн Касир в «Бидайе» (2/213) собрал много хадисов на эту тему. Так, в «Сахихе» Муслима передан хадис Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я буду первым, кто постучит во врата рая». Он же передал другой рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения я приду к вратам рая и попрошу открыть их. Страж спросит: “Кто ты?” Я отвечу: “Мухаммад”. Он скажет: “Мне приказано не открывать никому до тебя”».

В обоих «Сахихах» и «Сунане» ан-Насаи передан хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мы — последние, но будем первыми в день воскресения. Мы будем первыми людьми, которые войдут в рай».

В «Сунане» Абу Давуда приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибрил пришёл ко мне и взял меня за руку, а потом показал мне врата рая, через которые войдут мои последователи». Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха, как бы я хотел быть рядом с тобой, чтобы посмотреть на них». Он сказал: «Поистине, ты, Абу Бакр, будешь первым из моих последователей, кто войдёт в рай».

4 О тех, кто войдёт в рай без отчёта.

В первую группу верующих из этой общины, которые вступят в рай, войдут великие мусульмане, отличившиеся верой и богобоязненностью, праведными поступками и приверженностью истинной религии. Они войдут в рай одной шеренгой, и никто из них не опередит остальных, а их лица будут подобны луне в ночь полнолуния.

В «Сахихе» ал-Бухари передан рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться. Их сосуды будут из золота, расчёски — из золота и серебра, кадила — из ладана, а вместо пота у них [будет выделяться] мускус. У каждого из них будут две жены, настолько прекрасные, что через их тела можно увидеть костный мозг их голеней. Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером».

Ал-Бухари передал со слов Сахла ибн Са‘да, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Семьдесят или семьсот тысяч моих последователей войдут в рай вместе, и ни один из них не войдёт раньше другого, а их лица будут подобны луне в ночь полнолуния».

Также достоверно, что за каждую тысячу этих верующих Аллах дарует посланнику, мир ему и благословение Аллаха, ещё семьдесят тысяч. Ахмад передал в «Муснаде» через достоверный иснад хадис Абу Бакра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были даны семьдесят тысяч моих последователей, которые войдут в рай без отчёта. Их лица будут подобны луне в ночь полнолуния, а сердца их будут одинаковы. Я попросил добавки у моего Могучего и Великого Господа, и с каждой из них Он дал мне ещё по семьдесят тысяч».

В «Муснаде» Ахмада, «Сунане» ат-Тирмизи и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Умамы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мой Господь обещал мне ввести в рай семьдесят тысяч моих последователей без отчёта и мучений, а с каждой тысячью — ещё семьдесят тысяч и три пригоршни моего Господа». Иснад хадиса достоверен. Таким образом, в этой версии упомянуты ещё и три пригоршни.

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал те первые семьдесят тысяч, разъяснив признаки, по которым их можно узнать. В «Сахихе» ал-Бухари приведён рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны общины. Среди них был пророк, за которым шло [много] последователей, и пророк, за которым шла группа людей. И был пророк, за которым шёл десяток человек, и пророк, за которым шли пять человек. Был и такой пророк, который шёл в одиночестве. И тут я увидел множество людей, и я сказал: “Джибрил, это — мои последователи?” Он сказал: “Нет, но посмотри на горизонт”. Я взглянул и увидел множество людей. Он сказал: “Это и есть твоя община. Семьдесят тысяч из них, идущих впереди, не будут призваны к отчёту и не познают мучений”. Я спросил: “А почему?” Он сказал: “Они не делали прижиганий, не просили, чтобы им прочли заклинания, не были суеверны и уповали только на своего Господа”». Тогда поднялся ‘Уккаша ибн Михсан и сказал: «Попроси Аллаха сделать меня одним из них». Он сказал: «О Аллах, сделай его одним из них». После этого поднялся другой мужчина и сказал: «Попроси Аллаха сделать меня одним из них». Тогда он сказал: «В этом ‘Уккаша опередил тебя».

Очевидно, это — те, кого Аллах назвал приближёнными: «И будут опередившие [их всех в добре], которые опередят [их и в раю]. Это — приближённые. [Они пребудут] в садах блаженства» (сура 56 «Событие», аяты 10-12). Многие из них будут из первых поколений мусульман, и лишь немногие — из последних поколений: «Многие из них — из первых[поколений], и лишь немногие — из последних» (сура 56 «Событие», аяты 13-14).

 

 

5 Бедняки войдут в рай раньше богачей.

Муслим в своём «Сахихе» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в день воскресения бедные мухаджиры войдут в рай на сорок лет раньше богатых».

Ат-Тирмизи передал со слов Абу Са‘ида, а также Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Хиббан — со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бедные мухаджиры войдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые среди них».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что они вели борьбу на пути Аллаха и обладали множеством достоинств, но у них не было имущества, за которое придётся нести ответ. Ал-Хаким в своём «Мустадраке» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаешь ли ты, кто попадёт в первую группу моих последователей, которая войдёт в рай?» Он сказал: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Он сказал: «Бедные мухаджиры. В день воскресения они придут к вратам рая и попросят открыть их. Стражи скажут им: “Вы уже держали ответ?” Они ответят: “За что нам держать ответ? Мы несли свои мечи на плечах на пути Аллаха, пока не умерли на этом пути”. [Врата] раскроются перед ними, и они будут отдыхать там сорок лет до того, как туда войдут остальные люди». По словам ал-Албани, этот хадис передал ал-Хаким, назвав его достоверным согласно требованиям ал-Бухари и Муслима, и аз-Захаби согласился с ним. Шейх ал-Албани же назвал его достоверным согласно требованиям одного Муслима.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Усамы ибн Зайда о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я остановился у врат рая, и большинство вошедших в него составили бедняки. Богатые же были задержаны, когда обитателей огня уже было приказано [ввергнуть] туда». Здесь речь идёт о богатых мусульманах.

В одном из приведённых выше хадисов говорится, что бедняки опередят богачей на сорок лет, а в другом — на пятьсот лет. Совместить эти сообщения легко, если принять во внимание, что состояние богатых и бедных людей сильно различается. На это указывал имам ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 470). Различия между бедными людьми, как, впрочем, и между богатыми, выражаются в силе их веры и положении. Поэтому, если сравнивать первых бедняков и последних богачей, которые войдут в рай, то одни из них опередят других на пятьсот лет. Если же говорить о последних бедняках и первых богачах, то их будут отделять всего сорок лет. А лучше всего об этом известно Аллаху.

6 Первые трое, которые войдут в рай.

Ат-Тирмизи передал через хороший иснад со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны первые трое тех, кто попадёт рай: павший мученик, целомудренный и воздерживающийся [от всего запретного], а также раб, который исправно поклонялся Аллаху и искренне служил своему хозяину».

7 Попадание в рай верующих ослушников.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Те, кто попал в огонь и стал его обитателем, не умрут там и не будут жить. Но будут люди, которые попадут в огонь из-за грехов. Они будут умерщвлены, а когда они превратятся в уголь, будет позволено заступиться за них. Их принесут кучами и рассыплют по рекам в раю, а потом будет сказано: “Обитатели рая, полейте их”. После этого они вырастут, как семена трав прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

Муслим передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, люди, которые выйдут из огня, сгорят в нём целиком, за исключением окружности их лиц, а потом они войдут в рай».

Того, кто попадёт в ад, а потом выйдет оттуда, обитатели рая будут называть джаханнами, т. е. человеком из геенны. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ‘Имрана ибн Хусайна о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будут люди, которые выйдут из огня благодаря заступничеству Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а потом войдут в рай. Их будут звать людьми из геенны».

В «Сахихе» ал-Бухари встречается хадис Джабира о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будут люди, которые выйдут из огня благодаря заступничеству, и они будут выглядеть как мелкие огурчики». Он спросил: «Что значит мелкие огурчики?» Он ответил: «Дугбус». Я говорю: это растение размером с пядь, толщиной с палец, не имеющее листьев и имеющее кисловатый вкус.

Ал-Бухари же передал со слов Анаса ибн Малика, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Некоторые люди выйдут из огня после того, как их кожа потемнеет. Они войдут в рай, и его обитатели будут звать их людьми из геенны».

В «Сахихе» Муслима приводится длинный рассказ Абу Хурайры, в котором описывается последняя жизнь: «Когда же Аллах завершит суд над рабами и захочет по милости Своей вывести из огня тех, кого пожелает, Он велит ангелам вывести оттуда тех, кто не приобщал сотоварищей к Нему. Это те, кого Аллах решит помиловать, кто говорил, что нет божества, кроме Него. Их узнают в аду по следам от земных поклонов, потому что огонь будет пожирать все тела сынов Адама, кроме следов от земных поклонов. Аллах запретил огню пожирать следы от земных поклонов. Они выйдут из огня обгоревшими, и на них прольют живую воду, после чего они вырастут так, как семена прорастают в грязи, которую принёс селевой поток».

В некоторых хадисах сообщается о том, что Аллах спасёт из ада каждого, в чьём сердце есть вера весом в один динар или полдинара, и каждого, в чьём сердце есть хотя бы крупица веры. В хадисе Абу Са‘ида ал-Худри говорится, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах введёт в рай его обитателей — введёт по милости Своей тех, кого пожелает. Он также введёт в огонь его обитателей, а потом скажет: “Посмотрите, и если найдёте тех, в чьих сердцах есть вера хотя бы весом в горчичное зёрнышко, то выведите их оттуда”».

В хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, как грешники попадут в ад, сказано: «Потом будет позволено заступаться, и благодаря заступничеству из огня выйдут те, кто говорил, что нет божества, кроме Аллаха, и в чьих сердцах есть добро хотя бы весом в ячменное зёрнышко. Их поместят на открытом месте в раю, и его обитатели станут обрызгивать их водой, и они вырастут так, как прорастают растения в грязи, которую приносит селевой поток. Следы огня исчезнут, а потом они станут просить, пока не получат весь земной мир и в десять раз больше в придачу» (Муслим).

В хадисе Анаса ибн Малика сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выйдет из огня тот, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха”, — и в чьём сердце есть добро весом хотя бы в ячменное зёрнышко. Потом выйдет из огня тот, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха”, — и в чьём сердце есть добро весом хотя бы в пшеничное зёрнышко. Потом выйдет из огня тот, кто говорил: “Нет божества, кроме Аллаха”, — и в чьём сердце есть добро хотя бы весом в пылинку» (Муслим). Хадисов на эту тему очень много.

8 Отношение религиозных течений к заступничеству.

Хариджиты и мутазилиты не признают того, что заступникам будет позволено ходатайствовать за тех, кто совершал тяжкие грехи. По их мнению, вошедшие в ад уже не выйдут оттуда. Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 249) пишет: «Еретики — хариджиты и мутазилиты — отвергают заступничество, опираясь на свои ошибочные принципы. Руководствуясь логическими суждениями, они признают одни положения правильными, а другие — ошибочными».

Эта идея, противоречащая многочисленным достоверным преданиям, возникла ещё при жизни сподвижников. Муслим передал со слов Йазида ал-Факира: «Я был страстно увлечён воззрениями хариджитов. Однажды в составе многочисленной группы паломников я отправился в хадж. Мы решили объявить войну людям. Проходя через Медину, мы встретили Джабира ибн ‘Абдаллаха, который, сидя у столба, рассказывал людям о посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он упомянул о людях, которые выйдут из геенны, я спросил его: “Сподвижник посланника Аллаха, о чём вы говорите? Ведь Аллах же сказал: «Ты опозоришь того, кого ввергнешь в огонь» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 192);

«Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда» (сура 32 «Земной поклон», аят 20). О чём же вы говорите?” Он спросил: “Ты читаешь Коран?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “Ты слышал о месте Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха?” Он имел в виду место, куда Аллах возведёт его. Я ответил: “Да”. Он сказал: “Это достославное место Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, через которого Аллах выведет оттуда тех, кого пожелает”. Потом он описал, как будет установлен мост и как люди пройдут по нему. Описывая один из эпизодов, он сказал: “Боюсь, я уже не помню этого”. Он сообщил, что будут люди, которые попадут в ад, а потом покинут его. Они выйдут оттуда как стебли кунжута, а потом войдут в одну из райских рек. Искупавшись в ней, они выйдут из неё точно листы. Мы одумались и сказали: “Горе вам! Неужели вы думаете, что этот пожилой человек наговаривал на посланника, мир ему и благословение Аллаха?” Клянусь Аллахом, все мы отказались от прежних идей, за исключением одного человека».

Хариджиты и мутазилиты заняли крайнюю позицию в данном вопросе, полагая, что люди, совершавшие тяжкие грехи, не выйдут из ада и что заступничество не принесёт им пользы. Противоположную крайнюю позицию в этом вопросе заняли мурджииты, полагавшие, что тяжкие грехи не приведут людей в ад. По их мнению, все, кто совершал тяжкие грехи, попадут в рай без всякого наказания. Обе перечисленные крайности противоречат как сунне, дошедшей до нас от посланника, мир ему и благословение Аллаха, через многочисленных передатчиков, так и единому мнению ранних мусульман и великих учёных. По воле Аллаха приверженцы сунны и единой общины придерживаются правильной позиции в данном вопросе, веря в то, что судьба тех, кто совершал тяжкие грехи, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, Он окажет им милость и простит их. Если нет, то Он накажет их за грехи, но потом смилостивится над ними и введёт их в рай: «Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». (сура 4 «Женщины», аят 48);

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”». (сура 39 «Толпы», аят 53).

Аллах не простит тех, кто приобщал сотоварищей к Нему, но простит все остальные грехи, кому пожелает. Если же человек покаялся в совершённых делах, то он словно никогда не совершал их. Отрицая заступничество, хариджиты ссылаются на аяты, в которых содержится отрицание заступничества, в которое верят те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Они считают, что заступничество перед Ним подобно ходатайству в этом мире, где можно заступиться перед кем-либо без позволения того, к кому обращаются с такой просьбой, даже если он не доволен тем, за кого ходатайствуют. Всего этого не будет перед Всеблагим и Всевышним Аллахом, и в текстах опровергается подобное заступничество: «Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесёт пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться». (сура 2 «Корова», аят 48);

 

«Заступничество ходатаев не поможет им» (сура 74 «Завернувшийся», аят 48);

 

«Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются». (сура 40 «Прощающий», аят 18).

 

В священных текстах разъясняется, что заступаться перед Аллахом будут только с Его позволения: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?». (сура 2 «Корова», аят 255);

 

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (сура 21 «Пророки», аят 28);

 

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесёт никакой пользы, пока Аллах не позволит [заступиться] за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (сура 53 «Звезда», аят 26);

 

«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (сура 21 «Пророки», аят 28);

«Ничьё заступничество перед Ним не принесёт пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (сура 34 «Саба», аят 23).

 

Эти тексты опровергают заступничество ангелов, пророков и праведников, которое признают те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Вместе с тем они подтверждают истинность заступничества тех, кем Аллах доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. Аллах никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других. Что же касается тех, кто грешил, но не приобщал сотоварищей к Нему, то за них будут заступаться, но не за тех, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.

Ал-Бухари передал в «Сахихе», что Абу Хурайра спросил: «Посланник Аллаха, кто те счастливейшие из людей, которые будут удостоены твоего заступничества в день воскресения?» Он сказал: «Абу Хурайра, видя твоё рвение к изучению хадисов, я предполагал, что именно ты первым спросишь меня об этом. Счастливейшие из людей, которые будут удостоены моего заступничества в день воскресения, — это те, кто искренне, от всей души, говорил, что нет божества, кроме Аллаха».

9 Последний, кто войдёт в рай.

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал нам историю о последнем человеке, который покинет ад и войдёт в рай, и сообщил, о чём он будет говорить со своим Господом. Он поведал о той великой награде, которой почтит его Аллах и которая превзойдёт все его ожидания. Ибн ал-Асир собрал разные версии этого хадиса в сборнике «Джами‘ ал-усул» (10/553), и мы процитируем хадисы оттуда.

  1. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мне известен тот, кто последним выйдет из огня и последним попадёт в рай. Он выйдет из ада ползком, и Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай”. Когда он подойдёт к нему, ему покажется, что рай полон. Он вернётся и скажет: “Господи, оказалось, что он уже полон”. Могучий и Великий Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай, и ты получишь всё, что вмещал земной мир, и в десять раз больше в придачу (или: в десять раз больше, чем земной мир)”. Он скажет: “Ты насмехаешься (или: смеёшься) надо мной? Ведь Ты же — Царь!”» ‘Абдаллах сказал: «Я видел, как в тот момент посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что были видны его задние зубы. Считалось, что этот человек займёт самое низкое место в раю». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

В версии Муслима сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я знаю того из обитателей ада, который последним выйдет оттуда. Этот мужчина выберется оттуда ползком, и ему будет сказано: “Ступай и войди в рай”. Он пойдёт и, войдя в рай, обнаружит, что люди уже заняли там свои места. Ему будет сказано: “Помнишь ли ты своё прошлое?” Он ответит: “Да”. Ему скажут: “Желай!” Он перечислит свои желания, а потом ему скажут: “Ты получишь всё, что пожелал, и в десять раз больше, чем земной мир, в придачу”. Он скажет: “Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же — Царь!”» ‘Абдаллах сказал: «Я видел, как в тот момент посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассмеялся так, что были видны его задние зубы». Версия ат-Тирмизи идентична с версией Муслима.

  1. Сообщают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Последним, кто войдёт в рай, станет мужчина, который будет идти, спотыкаясь, и огонь время от времени будет обжигать его. Миновав ад, он повернётся к нему и скажет: “Благословен Тот, Кто спас меня от тебя! Истинно, Аллах одарил меня тем, чем не одарил никого из первых и последних [людей]”. Тут он увидит дерево и скажет: “Господи, приблизь меня к тому дереву, чтобы я укрылся в его тени и напился оттуда воды”. Могучий и Великий Аллах скажет: “О сын Адама, очевидно, если Я позволю тебе это, ты попросишь меня о большем?” Он ответит: “Нет, Господи”. Он пообещает не просить Его ни о чём больше, но Могучий и Великий Господь простит его, ведь он увидит то, перед чем не сможет устоять. Аллах приблизит его к дереву, и он укроется в его тени и напьётся оттуда воды, а потом увидит дерево, которое лучше первого. Он скажет: “Господи, приблизь меня к тому дереву, чтобы я напился оттуда и укрылся в его тени, и я больше ни о чём не попрошу Тебя”. Он скажет: “О сын Адама, разве ты не обещал, что больше ни о чём не попросишь Меня? Очевидно, если Я позволю тебе это, ты попросишь меня о большем?” Он пообещает не просить Его ни о чём больше, но Всевышний Господь простит его, ведь он увидит то, перед чем не сможет устоять. Аллах приблизит его к дереву, и он укроется в его тени и напьётся оттуда воды, а потом увидит дерево, находящееся вблизи от врат рая. Оно будет прекраснее, чем два предыдущих. Он скажет: “Господи, приблизь меня к тому дереву, чтобы я укрылся в его тени и напился оттуда, и я больше ни о чём Тебя не попрошу”. Он скажет: “О сын Адама, разве ты не обещал, что больше ни о чём не попросишь Меня?” Он скажет: “Обещал, Господи, но теперь еже больше ни о чём не попрошу!” Могучий и Великий Господь снова простит его, потому что он увидит то, перед чем не сможет устоять. Он приблизит его к дереву, и оттуда он услышит голоса обитателей рая. Он скажет: “Господи, позволь мне войти туда!” Аллах скажет: “О сын Адама, что заставит тебя остановиться? Ты будешь доволен, если Я дам тебе всё, что вмещал земной мир, и ещё столько же?” Он скажет: “Господи, неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же Господь миров”».

Тут Ибн Мас‘уд засмеялся, а потом спросил: «Вы не спросите, зачем я засмеялся?» Люди спросили его об этом, и он сказал, что так же засмеялся посланник, мир ему и благословение Аллаха, и люди спросили: «Почему ты смеёшься, посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что Господь миров засмеётся, когда тот человек спросит его: “Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же Господь миров”. Он скажет: “Я не насмехаюсь над тобой, но Я способен на всё, что пожелаю!”» Хадис передал Муслим (187).

В такой форме хадис был передан ал-Хумайди и вошёл в сборник Муслима, а предыдущее сообщение было передано имамами ал-Бухари и Муслимом. Мы же упомянули его, потому что в нём есть добавки, которых нет в предыдущем хадисе.

  1. В хадисе Абу Са‘ида ал-Худри сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самое низкое место в раю займёт тот, кого Аллах отвратит от ада и повернёт лицом к раю. Перед ним возникнет тенистое дерево, и он скажет: “Господи, приблизь меня к тому дереву, чтобы я укрылся в его тени”». Далее в нём говорится то же, что и в хадисе Ибн Мас‘уда, за исключением концовки, начиная со слов «Аллах скажет: “О сын Адама, что заставит тебя остановиться?”» Вместо них в нём говорится: «Аллах будет напоминать ему: “Попроси то-то и то-то”. Когда же его желания закончатся, Аллах скажет: “Ты получишь это и в десять раз больше в придачу”. Потом он вступит в свой дом, и к нему войдут две жены — черноокие гурии. Они скажут: “Хвала Аллаху, Который воскресил тебя для нас и нас для тебя”. А он скажет: “Никто не получил то, что получил я”». Муслим (188) привёл это сообщение после хадиса Ибн Мас‘уда.
10 О тех, кто попадает в рай до дня воскресения.

Первым человеком, который побывал в раю, был праотец рода человеческого — Адам: «Мы сказали: “О Адам! Поселись в раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете”» (сура 2 «Корова», аят 35);

 

«О Адам! Поселись в раю вместе со своей супругой. Ешьте, где (или когда) пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь несправедливыми» (сура 7 «Ограды», аят 19).

 

Адам ослушался своего Господа и вкусил запретный плод с того дерева, и Аллах низвёл его из рая в обитель тягот: «Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он забыл, и Мы не нашли у него твёрдой воли. Вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только Иблис отказался. Мы сказали: “О Адам! Это — враг тебе и твоей жене. Пусть же он не выведет вас из рая, а не то ты станешь несчастным. Там ты не будешь голодным и нагим. Там ты не будешь страдать от жажды и зноя”. Но шайтан стал нашёптывать ему и сказал: “О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?” Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь. Он сказал: “Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других”» (сура 20 «Та ха», аяты 115-123).

 

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, тоже видел рай. В «Сахихе» ал-Бухари сообщается со слов ‘Имрана ибн Хусайна, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я заглянул в рай и увидел, что большинство его обитателей — бедняки. Когда же я заглянул в огонь, то увидел, что большинство его обитателей — женщины».

Одними из тех, кто попадает в рай до дня воскресения, являются павшие мученики.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Масрука о том, что они спросили ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда об аяте: «Никоим образом не считай мёртвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 169).

 

Он сказал: «Мы спросили об этом пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: “Их души внутри зелёных птиц, у которых есть фонари, прикреплённые к Трону. Они питаются в раю, где пожелают, а потом возвращаются к этим фонарям. Господь взглянул на них и спросил: ‘Желаете ли вы чего-нибудь?’ Они ответили: ‘Что ещё мы можем желать, ведь мы питаемся в раю, где пожелаем?’ Он задал им вопрос трижды, и когда они поняли, что им непременно придётся попросить о чём-либо, они сказали: ‘Господи, мы хотим, чтобы Ты вернул наши души в тела, чтобы мы ещё раз были убиты на Твоём пути’. Увидев, что они не испытывают никакой нужды, Аллах оставил их”».

Ушедшему из этой жизни человеку показывают его место в раю или аду каждое утро и каждый вечер. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда один из вас умирает, ему показывают его место по утрам и вечерам. Если он является одним из обитателей рая, то видит своё место в раю, если же он из числа обитателей огня, то видит своё место в огне. Ему говорят: “Вот место, которое ты займёшь, когда Аллах воздвигнет тебя в день воскресения”».

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.