ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РАЯ.

 

3. ОПИСАНИЕ РАЯ.

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437251938

docx: https://vk.com/doc181861343_437251937    

txt: https://vk.com/doc181861343_437251939

 

Содержание:

  • 1 Рай бесподобен.
  • 2 Врата рая.
  • 3 Ступени рая.
  • 4 Люди, которые займут самые высокие и самые низкие места в раю.
  • 5 Наивысшее место в раю.
  • 6 О тех, кто займёт высокие ступени.
  • 7 Земля в раю.
  • 8 Реки в раю.
  • 9 Источники в раю.
  • 10 Дворцы и шатры в раю.
  • 11 Свет в раю.
  • 12 Благоухание рая.
  • 13 Райские деревья и плоды многочисленны, разнообразны и вечны.
  • 14 Описание некоторых деревьев в раю.
  • 15 Лучшее из пахучих растений в раю.
  • 16 Стволы райских деревьев из золота.
  • 17 Как верующий может обрести больше деревьев в раю?
  • 18 Звери и птицы в раю.
1 Рай бесподобен.

Райское блаженство неописуемо, и его нельзя даже вообразить. В земном мире нет ничего, что можно было бы сравнить с ним. Каких бы вершин ни достигли люди в этом мире, получаемое ими удовольствие есть лишь ничтожная часть блаженства в раю. В некоторых преданиях сообщается, что рай бесподобен: «Это — сверкающий свет и колеблющиеся травы, возведённые дворцы и бегущие ручьи, спелые фрукты и распрекрасные, красивые жёны, а также многочисленные убранства в вечном месте, в блаженстве и блеске, в высокой, пречистой и блистательной обители» (Ибн Маджа).

Когда сподвижники посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили его о домах в раю, он описал их самым удивительным образом: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит» (Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими). Правдив Аллах, сказавший: «Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть» (сура 76 «Человек», аят 20).

Райские блага, сокрытые от нас Аллахом, есть нечто великое, чего нельзя ни постичь умом, ни вообразить: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура 32 «Земной поклон», аят 17).

В «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах сказал: “Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Если хотите, то прочтите: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)».

Муслим (2824) передал его со слов Абу Хурайры через несколько путей, и в одной из версий сказано: «Аллах сказал: “Я приготовил про запас для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Оставьте же то, что Аллах показал вам (т. е. не сравнивайте райские блага с тем, что Аллах показал вам, ибо то, чего вы не видели, есть нечто более славное)». Потом он прочёл: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них» (сура 32 «Земной поклон», аят 17).

Муслим также передал со слов Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди: «Я присутствовал на собрании, когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал рай. В заключение он сказал: “Там то, чего не видели глаза, не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа”. Потом он прочёл аят: “Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (сура 32 «Земной поклон», аяты 16-17)».

2 Врата рая.

У рая есть врата, через которые туда входят верующие и ангелы: «[Праведникам уготованы] сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними». (сура 38 «Сад», аят 50);

«Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна последняя обитель!». (сура 13 «Гром», аят 23).

Всеблагой и Всевышний Господь сообщил, что эти врата раскроются, когда верующие подойдут к раю, а ангелы будут встречать их приветствиями, поздравляя их с благополучным прибытием: «Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”». (сура 39 «Толпы», аят 73).

Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил нам, что райские врата раскрываются каждый год в месяце рамадан. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, раскрываются врата рая».

Райских врат восемь, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только постящиеся. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Сахла ибн Са‘да ас-Са‘иди о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У рая восемь врат, и одно из них называется Раййан. Через него туда войдут только те, кто постился».

Наряду с этими вратами, уготованными для постящихся, есть врата для тех, кто много молился, и для тех, кто раздавал пожертвования, и для тех, кто сражался на пути Аллаха. В хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто расходовал на пути Аллаха золото и серебро из своего имущества, того позовут через врата рая, а у рая есть врата. Того, кто много совершал намаз, позовут через врата намаза, того, кто много раздавал милостыню, — через врата милостыни. Того, кто участвовал в джихаде, позовут через врата джихада, а того, кто много постился, — через врата Раййан». Тут Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, те, кого позовут через любые из этих врат, ни в чём не будут нуждаться. Но, посланник Аллаха, найдутся ли такие, кого позовут через все эти врата?» Он сказал: «Да, и я надеюсь, что ты — один из них».

Абу Бакр имел в виду людей, которые сумеют вобрать в себя все перечисленные качества, т. е. будут много молиться и много поститься, раздавать милостыню и участвовать в джихаде, совершать прочие благие дела. Таких людей позовут через все врата рая. Из слов посланника, мир ему и благословение Аллаха, также следует, что через все восемь врат будут призваны те, кто расходует золото и серебро на пути Аллаха. Он же сообщил, что если человек исправно совершает омовение, а потом поднимает взор к небу и говорит: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник», — то для него раскроются все восемь врат рая, и он сможет войти через любые из них по собственному усмотрению.

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и четырёх «Сунанах» приводится хадис эмира правоверных ‘Умара ибн ал-Хаттаба о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник”, — то перед ним раскроются восемь райских врат и он сможет войти через любые из них».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, также сообщил, что мусульмане, которым не будет представлен счёт, войдут в рай через особые врата, приготовленные для них — самые правые врата рая, а остальные мусульмане войдут через остальные врата вместе с последователями других общин. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры хадис о заступничестве, в котором сообщается, что Аллах скажет: «О Мухаммад, введи тех из твоих последователей, которым не будет представлен счёт, через правые врата, а через другие врата они войдут вместе с остальными людьми». В этом же хадисе описывается ширина райских врат: расстояние между двумя краями ворот равно расстоянию от Мекки до Хаджара или от Мекки до Бусры. В нём говорится: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, расстояние между створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром или между Меккой и Бусрой».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что в рамадане врата рая раскрываются. В обоих «Сахихах» и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает месяц рамадан, раскрываются врата на небе». В одной из версий сказано: ﷦«…раскрываются врата рая, и запираются врата огня».

В некоторых хадисах говорится, что расстояние между створками райских врат равно сорока годам пути. Ахмад в «Муснаде» и Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передали со слов Хакима ибн Му‘авийи, что его отец рассказывал со слов посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено». Иснад хадиса достоверен.

Муслим и Ахмад передали со слов ‘Утбы ибн Газвана: «Нам было сказано, что расстояние между двумя створками ворот в раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено толпами».

Ат-Табарани в своде «ал-Му‘джам ал-кабир» передал слова ‘Абдаллаха ибн Салама: «Поистине, расстояние между двумя створками в раю равно сорока годам пути, но толпиться в них будут так, как толпятся у водопоя верблюды, страдающие от жажды».

3 Ступени рая.

Рай состоит из ступеней, расположенных одна над другой, и обитатели его будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. Всевышний Аллах сказал: «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени» (сура 20 «Та ха», аят 75).

Разъясняя данный вопрос, шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Рай состоит из ступеней, между которыми есть большие различия. Приближённые к Аллаху богобоязненные верующие займут эти ступени в зависимости от их веры и богобоязненности. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещёнными. Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу»(сура 17 «Ночной перенос», аяты 18-21).

Пречистый Аллах разъяснил, что Он щедро вознаграждает и тех, кто желает ближнюю жизнь, и тех, кто жаждет последней жизни. Дары Аллаха не запрещены ни благочестивым людям, ни грешникам.

Всевышний сказал: «Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу» (сура 17 «Ночной перенос», аят 21). Он разъяснил, что различия между людьми в последней жизни будут больше, чем различия между ними в этом мире, и ступени в последней жизни выше, чем ступени в мире земном.

Между пророками тоже будут различия, как и между остальными верующими рабами: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с кем говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали ‘Исе, сыну Марйам, ясные знамения и поддержали его Святым духом (т. е. Джибрилом)» (сура 2 «Корова», аят 253);

«Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду Мы даровали Псалтырь» (сура 17 «Ночной перенос», аят 55).

В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сильный верующий лучше и больше любим Аллахом, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. Скажи лишь: “Так предопределил Аллах, и Он поступил так, как пожелал”, поскольку “если бы” предоставляет возможность козням шайтана».

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры и ‘Амра ибн ал-‘Аса о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если судья принял решение на основании собственного суждения, и оно оказалось правильным, то он получит двойное вознаграждение. Если же он принял решение на основании собственного суждения и ошибся, то получит простое вознаграждение».

Всевышний Аллах сказал: «Не сравнятся [люди] с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы [над Меккой]. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому [из них]Аллах обещал наилучшее» (сура 57 «Железо», аят 10);

«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее (т. е. рай). Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде — ступеням от Него, прощению и милости. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 4 «Женщины», аяты 95-96);

«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к [деяниям] тех, кто уверовал в Аллаха и в последний день и сражался на Его пути? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, занимают более великую ступень перед Аллахом. Они и есть преуспевшие. Господь обрадует их вестью о Своей милости, своём довольстве и райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство. Они пребудут в них вечно. Поистине, Аллах вознаграждает великой наградой». (сура 9 «Покаяние», аяты 19-22);

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась последней жизни и надеясь на милость своего Господа, [равен неверующему]? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, поминают назидание только обладающие разумом». (сура 39 «Толпы», аят 9);

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура 58 «Препирающаяся», аят 11)» (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 11. С. 188).

 

Ал-Бухари передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает намаз и постится в рамадане, Аллах обязался ввести в рай независимо от того, боролся он на пути Аллаха или же отсиживался на той земле, где он родился». Его спросили: «Посланник Аллаха, не обрадовать ли нам людей?» Он сказал: «Поистине, в раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха, и расстояние между каждыми двумя из них равно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить у Аллаха что-либо, то просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди рая на самой его вершине, и выше него — трон Милостивого (передатчик не был уверен в последней фразе), и оттуда берут начало райские реки».

В «Сахихе» приводится и хадис Анаса о том, что Умм Хариса, мать юноши, погибшего в сражении при Бадре от шальной стрелы, пришла к посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Посланник Аллаха, ты знаешь, какое место занимал Хариса в моей душе. Если он попал в райский сад, то я не стану плакать, но если это не так, то ты увидишь, что я сделаю». Он сказал: «Разве там один сад? Поистине, там много садов, и он пребывает в наивысшем Фирдаусе».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что обитатели рая будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, жители рая увидят обитателей горниц над ними такими же далёкими, как вы видите яркую восходящую или закатывающуюся звезду на востоке или западе небосклона — из-за превосходства одних из них над другими». Люди сказали: «Посланник Аллаха, очевидно, это — жилища пророков, которых не достичь никому другому?» Он сказал: «Отнюдь, клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, это люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам».

В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, обитатели высоких степеней видятся тем, кто находится ниже них, как вам видится звезда, восходящая на горизонте. Среди них будут Абу Бакр и ‘Умар, и они будут блаженствовать».

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 464) пишет: «Следует знать, что высокое положение и вид этих горниц различаются так же, как различаются деяния людей, которые поселятся в них. Одни из них будут находиться над другими и будут выше них. <…> В словах «люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам» не говорится ни про дела, ни про что-либо другое, кроме веры и признания правдивости посланников. Это значит, что здесь речь идёт о совершенной вере и признании правдивости посланников без колебания и требования знамений. Разве можно достичь горниц только благодаря вере и признанию, которые есть у большинства людей? Если бы такое было возможно, то все признающие единобожие попали бы в самые высокие горницы, взойдя на высочайшие ступени. Но такое невозможно, ведь Всевышний Аллах сказал: «Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы» (сура 25 «Различение», аят 75). Терпение — это усердие и стойкость, покорное смирение перед Ним в душе. Это — качество приближённых рабов. В другом аяте сказано: «Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37). Здесь подчёркивается, что попасть в горницы нельзя благодаря богатству или детям, но только благодаря вере и праведным деяниям. Награда таких людей будет приумножена, и их поселят в горницах. Тебя обучают тому, что вера — это умиротворение, которого жаждет душа. Она приносит покой, какое бы несчастье ни постигло человека, — как и её веления и законы. Но праведные поступки не должны быть смешаны с дурными, так как они портят их. Поступки бывают праведными и не имеют примеси дурных дел только тогда, когда вера совершенна, а человек убеждён в Том, в Кого он уверовал, и во всех Его велениях и законах. Вера и деяния того, кто чередует праведные поступки с грехами, не бывают такими, и поэтому его положение будет ниже».

Люди, которые попадут на высокие ступени, ощутят большее наслаждение, чем остальные обитатели рая. Аллах сообщил, что для тех, кто боится Его, уготованы два сада: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 46). Описав их, Он сказал: «А перед теми двумя есть ещё два сада» (сура 55 «Милостивый», аят 62). Эти два сада расположены ниже, чем два предыдущих. Если поразмыслить над описанием двух последних садов, то станет ясно, что они уступают двум предыдущим. Поэтому первые два сада приготовлены для приближённых рабов, а два последующих — для людей правой стороны. Об этом говорили Ибн ‘Аббас и Абу Муса ал-Аш‘ари.

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 440) пишет: «Описывая сады, Аллах указал на различия между ними. О первых двух садах сказано: «В них обоих текут два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 50), а о вторых двух сказано: «В них обоих бурлят два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 66). Но ведь бурлящие источники — не бегущие ручьи, они уступают им.

О первых двух садах сказано: «В них обоих есть от всех фруктов по паре»(сура 55 «Милостивый», аят 52), т. е. известные и неизвестные, свежие и сухие. Аллах упомянул о них в целом, без конкретики. О двух последних садах сказано:«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68), и здесь не говорится о том, что всех фруктов будет по паре.

В описании первых двух садов говорится: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (сура 55 «Милостивый», аят 54), а про два последних сказано: «Они будут лежать, прислонившись, на зелёных подушках и расшитых коврах» (сура 55 «Милостивый», аят 76). Слово ‘абкари указывает на наличие узоров, и, несомненно, подстилки из парчи лучше, чем расшитые ковры. Слово рафраф означает «полотнище палатки». Безусловно, подстилки, пригодные для того, чтобы люди облокачивались на них, лучше, чем полотнище.

О гуриях, пребывающих в первых двух садах, сказано: «Они подобны рубинам и кораллам». (сура 55 «Милостивый», аят 58), а о тех, что в двух последних садах: «Там есть девы хорошие, прекрасные». (сура 55 «Милостивый», аят 70). Не всякая красавица подобна рубинам и кораллам.

Наконец, о первых двух садах говорится: «В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аят 48), а о последних двух: «Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аят 64), т. е. в них настолько много зелени, что они кажутся тёмными. В первом случае Аллах описал сады, упомянув изобилие ветвей, а во втором случае лишь назвал их зелёными» (конец цитаты).

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике». В версии ат-Тирмизи сказано: «В раю есть два сада из серебра…»

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что благочестивые рабы будут пить из чаши напиток, смешанный с камфарой: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой». (сура 76 «Человек», аят 5);

«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём». (сура 76 «Человек», аят 17).

Очевидно, — а лучше всего об этом известно Аллаху, — здесь речь идёт о людях правой стороны. В другом аяте сказано: «Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 27-28). Получается, что люди правой стороны будут пить вино, смешанное с таснимом (так же называется источник в раю, откуда черпают этот напиток), а приближённые рабы будут пить тасним в чистом виде.

4 Люди, которые займут самые высокие и самые низкие места в раю.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ал-Мугиры ибн Шу‘бы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Муса спросил своего Господа: «Кто займёт самое низкое место в раю?» Он ответил: «Это будет мужчина, который придёт туда после того, как обитатели рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли в нём свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь его и в десять раз больше в придачу, а также всё, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займёт самое высокое место?» Он сказал: «Это будут те, кому Я соизволю. Их блага Я взрастил Своей рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа». Потом пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это подтверждается в писании Могучего и Великого Аллаха: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)».

5 Наивысшее место в раю.

Наивысшее место в раю называется васила, и займёт его один-единственный человек. Если на то будет воля Аллаха, это будет Божий пророк и избранник Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Касир в книге «ал-Бидайа ва-н-нихайа» пишет: «Наивысшее место в раю — это васила. Это место посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». В подтверждение этого он приводит хадис Джабира ибн ‘Абдаллаха, вошедший в «Сахих» ал-Бухари. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если тот, кто услышит азан, скажет: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этого совершающегося намаза, даруй Мухаммаду наивысшую ступень в раю, превознеси его над остальными творениями и приведи его к тому достохвальному месту, которое Ты обещал ему /Аллахумма рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-каимати ати Мухаммадани-ль-василята ва-ль-фадылята ва-б‘асху макаман махмудани-ль-лязи ва‘адтах”, — то он будет удостоен заступничества в день воскресения».

Потом он привёл хадис ‘Абдаллаха ибн ‘Амра ибн ал-‘Аса, упомянутый в «Сахихе» Муслима (189). В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если услышите голос муэдзина, то повторяйте его слова, а потом помолитесь за моё благословение, ибо того, кто помолился за меня один раз, Аллах благословит за это десять раз. А потом попросите у Аллаха для меня наивысшую ступень. Это место в раю, которое полагается лишь одному из рабов Аллаха, и я надеюсь, что это буду я. Тот же, кто попросит для меня у Аллаха наивысшую ступень, будет удостоен заступничества». Сподвижники спросили пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Что такое васила?» Он сказал: «Это наивысшая ступень в раю, на которую взойдёт лишь один человек, и я надеюсь, что это буду я». Этот хадис передал Ахмад со слов Абу Хурайры. В том же сборнике приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Васила — это наивысшая ступень перед Аллахом. Просите же Аллаха, чтобы Он даровал её мне!»

6 О тех, кто займёт высокие ступени.

Одними из тех, кто займёт высокие ступени в раю, будут павшие мученики. Лучшими из них являются те, которые занимают места в первых боевых рядах и не поворачивают вспять, пока не встречают смерть. В «Муснаде» Ахмада и «Му‘джаме» ат-Табарани приводится рассказ Ну‘айма ибн Хаммара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшие из мучеников — те, которые сражаются в первом ряду и не поворачивают своих лиц, пока не погибают. Они будут валяться в высоких горницах в раю, и твой Господь улыбнётся им. Если же твой Господь улыбнётся рабу где-нибудь, то ему не будет предъявлен счёт». Иснад хадиса достоверен.

Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, займёт одинаковое положение с теми, кто сражался на пути Аллаха. В «Сахихе» Муслима (2982) приводится хадис Абу Хурайры: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Тот, кто заботится о вдовах и бедняках, подобен тому, кто сражается на пути Аллаха”. Кажется, он также сказал: “И тому, кто выстаивает молитвы, не прерываясь, и тому, кто постится, не разговляясь”».

Места вблизи посланника, мир ему и благословение Аллаха, займут те, кто опекал сирот. В «Сахихе» Муслима (2983) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я и тот, кто опекает сироту за свой или чужой счёт, будем в раю как эти два». Рассказывая этот хадис, Малик [ибн Анас] сделал знак указательным и средним пальцами.

Аллах поднимает родителей на высокие ступени благодаря молитвам их детей. В «Муснаде» Ахмада приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах поднимет праведного раба на более высокую ступень в раю, и тот скажет: “Господи, откуда у меня это?” Он ответит ему: “Благодаря тому, что твой сын просил прощения для тебя”». Ибн Касир назвал его иснад достоверным, хотя он не встречается ни в одном из шести авторитетных сборников. Тем не менее, он подтверждается рассказом Абу Хурайры, приведённом в «Сахихе» Муслима. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, его деяния прекращаются, за исключением трёх: доброго поступка, приносящего пользу другим; знаний, которыми пользуются люди; и праведного сына, который молится за него».

7 Земля в раю.

В обоих «Сахихах» приводится хадис Анаса ибн Малика о вознесении на небеса, рассказанный со слов Абу Зарра. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Меня ввели в рай, и в нём были скалы из жемчуга, а земля его была мускусом».

В «Сахихе» Муслима и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что Ибн Саййад спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха, о земле в раю. Он ответил: «Это — белая мука, чистый мускус».

Ахмад в своём «Муснаде» передал со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал об иудеях: «Я спрошу у них о земле в раю. Это — белая мука». Когда он спросил их, они сказали: «Это — хлеб, Абу ал-Касим». Тогда он сказал: «Хлеб из белой муки».

Ахмад, ат-Тирмизи и ад-Дарими передали, что Абу Хурайра спросил: «Посланник Аллаха, из чего созданы творения?» Он ответил: «Из воды». Люди спросили: «А из чего строения в раю?» Он сказал: «Там кирпичи из золота и серебра, раствор — благоухающий мускус, щебень — жемчуг и яхонт, а земля — шафран. Вошедший туда блаженствует и не бедствует, живёт вечно и не умирает, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит».

8 Реки в раю.

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что под райскими садами текут реки:«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки» (сура 2 «Корова», аят 25);

«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки» (сура 18 «Пещера», аят 31).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, ясно и недвусмысленно описал нам райские реки. Во время вознесения на небеса он видел четыре реки, берущие начало у основания лотоса крайнего предела (ас-сидра ал-мунтаха). Две из них явные, а две — скрытые. Он спросил:«Джибрил, что это за реки?» Тот ответил: «Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат» (Муслим).

В «Сахихе» ал-Бухари приводится хадис Анаса ибн Малика о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Меня подняли к лотосу крайнего предела, и там было четыре реки: две явные и две скрытые. Две явные реки — это Нил и Евфрат, а две скрытые — это реки в раю».

В «Сахихе» Муслима передан рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сырдарья и Амударья, Евфрат и Нил — все эти реки из рая».

Ал-Албани в «Силсила ал-ахадис ас-сахиха» (1/18) пишет: «Очевидно, эти реки названы реками из рая, потому что они берут начало оттуда, ведь человек тоже родом из рая. В таком случае этот хадис не противоречит тому, что хорошо известно и легко увидеть, — тому, что у этих рек есть известные истоки на земле. Если смысл хадиса не в этом или не похож на это, то он относится к сокровенному знанию. Мы обязаны верить в него, подчиняясь тому, кто сообщил нам об этом».

Ал-Кари сказал: «Эти четыре реки названы реками из рая, потому что вода в них пресная и способствует пищеварению, а также содержит божественную благодать. Они были почтены тем, что к ним приходили и оттуда пили пророки».

Одна из райских рек называется Каусар. Это та самая река, которую Аллах подарил посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Мы даровали тебе Каусар» (сура 108 «Каусар», аят 1). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел эту реку и рассказал нам о ней. В «Сахихе» ал-Бухари передан хадис Анаса ибн Малика о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я ходил по раю и вдруг оказался возле реки, по обоим берегам которой находились шатры из полых жемчужин. Я спросил: “Что это, Джибрил?” Он сказал: “Это — Каусар, который подарил тебе твой Господь”. Я обнаружил, что его аромат или глина — благоухающий мускус». Сомнение по поводу слов «аромат» и «глина» высказал передатчик по имени Худба (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 11. С. 464).

Ибн ‘Аббас истолковал каусар как великое благо, которым Аллах одарил Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. С его слов это толкование пересказывал Са‘ид ибн Джубайр. Когда Абу Бишр сказал последнему, что некоторые люди думают, что это — река в раю, он сказал: «Река в раю — часть того блага, которым Аллах одарил его» (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 11. С. 463).

Хафиз Ибн Касир собрал хадисы посланника, мир ему и благословение Аллаха, в которых описывается Каусар. Один из них приводится в «Сахихе» Муслима со слов Анаса. В нём сообщается, что после ниспослания аята «Мы даровали тебе Каусар» (сура 108 «Каусар», аят 1), посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, что такое Каусар?» Мы ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Он сказал: «Это река, которую Могучий и Великий Аллах обещал мне, и в ней великое благо».

Ахмад передал в своём «Муснаде» хадис Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне был дарован Каусар. Это река, которая течёт по земле, а по её берегам находятся шатры из жемчуга. Она не покрыта сверху, и я коснулся рукой её земли. Оказалось, что её земля — благоухающий мускус, а её щебень — жемчужины».

В другой версии, переданной Ахмадом со слов Анаса, говорится: «Это река, которую Аллах подарил мне в раю. Её земля — мускус, её вода белее, чем молоко, слаще, чем мёд, и к ней слетаются птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов».

Ибн Касир в «Бидайе» (2/246) привёл много других хадисов на эту тему, и желающие ознакомиться с ними могут обратиться к его труду.

Не во всех райских реках течёт вода. Там есть реки из воды, молока, вина и чистого мёда. Всевышний сказал: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным! В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного мёда». (сура 47 «Мухаммад», аят 15).

Ат-Тирмизи в «Сунане» передал через достоверный иснад рассказ Му‘авийи ибн Хайды (дед Бахза ибн Хакима) о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть море мёда, море вина, море молока и море воды, и оттуда берут начало реки».

Таким образом, райские реки берут начало из морей, о которых сообщил посланник, мир ему и благословение Аллаха. Он же поведал о реке Барик, которая течёт у ворот рая. Возле неё находятся павшие мученики, дожидаясь дня воскресения. В «Муснаде» Ахмада, «Му‘джаме» ат-Табарани и «Мустадраке» ал-Хакима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Павшие мученики находятся на реке Барик, что у ворот рая, в зелёном шатре, а по утрам и вечерам им выносят их удел из рая». Его иснад хороший.

9 Источники в раю.

В раю много источников, и вода в них имеет разный вкус: «Поистине, богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников» (сура 15 «Хиджр», аят 45);

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41). Описывая сады, приготовленные для тех, кто боялся своего Господа, Он сказал: «В них обоих текут два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 50).

В описании садов, расположенных ниже, говорится:

«В них обоих бурлят два источника» (сура 55 «Милостивый», аят 66).

 

Там два источника, напиток из которых в чистом виде будут пить только приближённые рабы, тогда как остальные благочестивые верующие смогут выпить его в разбавленном виде.

Первый из них — источник камфары. Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (сура 76 «Человек», аяты 5-6). Это значит, что благочестивые люди будут пить напиток, смешанный с камфарой, а [самым праведным] рабам Аллаха будет позволено выпить её в чистом виде.

 

Второй — источник таснима. Всевышний сказал: «Поистине, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать [райские блага]. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 22-28).

 

Салсабил — ещё один из райских источников. Всевышний сказал: «Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём из источника, названного Салсабилем» (сура 76 «Человек», аяты 17-18).

 

 

10 Дворцы и шатры в раю.

Аллах построил для обитателей рая прекрасные, великолепные жилища. В Коране сказано: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема» (сура 9 «Покаяние», аят 72).

 

В некоторых местах писания эти жилища названы горницами: «Они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (сура 34 «Саба», аят 37).

 

В описании награды рабов Милостивого говорится: «Они получат наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы, и их встретят там приветствием и миром» (сура 25 «Различение», аят 75).

 

Сами горницы тоже описаны в Коране: «Но для тех, кто боялся своего Господа, уготованы горницы, расположенные одна над другой, под которыми текут реки. Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает обещания!» (сура 39 «Толпы», аят 20).

 

Ибн Касир пишет: «Могучий и Великий Аллах сообщил о том, что в раю Его счастливые рабы получат горницы, т. е. высокие дворцы. Это — высокие, могучие строения, расположенные одно над другим».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал для нас райские дворцы. Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе» передали со слов Абу Малика ал-Аш‘ари, а ат-Тирмизи — со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть горницы, внешний вид которых можно увидеть изнутри, а внутреннее убранство — снаружи. Всевышний Аллах приготовил их для тех, кто говорил мягко, кормил бедняков, продолжительно постился и молился по ночам, когда люди спят».

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что в раю есть шатры: «Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах». (сура 55 «Милостивый», аят 72).

 

Эти шатры, поистине, удивительны. Они из жемчуга — из единой полой жемчужины, которая возвышается в небо на шестьдесят миль. В некоторых версиях сообщается, что её ширина тоже шестьдесят миль. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн Кайса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Шатёр — это полая жемчужина, высота которой равна тридцати милям. В каждом из её углов — жёны верующего, которых не видят остальные». Абу ‘Абд ас-Самад и ал-Харис передали со слов Абу ‘Имрана версию, в которой говорится о шестидесяти милях. (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 318).

В версии Муслима, переданной со слов ‘Абдаллаха ибн Кейса, сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у верующего в раю будет шатёр из одной полой жемчужины, высота которого равна шестидесяти милям. В нём будут жёны верующего, и он будет посещать их одну за другой, но они (т. е. жёны — К. Э.) не будут видеть друг друга».

В одной из версий Муслима (2838) сказано: «В раю будут шатры из полой жемчужины, ширина которой равна шестидесяти милям. В каждом из её углов будут жёны, но они не будут видеть других, и верующий будет посещать их одну за другой».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал для нас дворцы, которые получат некоторые из его жён и сподвижников. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Джибрил пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Посланник Аллаха, пришла Хадиджа с сосудом, в котором еда и приправа. Когда она войдёт к тебе, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её вестью о доме из полой жемчужины в раю, где не будет ни шума, ни усталости».

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Джабира о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Войдя в рай, я встретил там Румайсу, жену Абу Талхи. Я услышал там чьи-то шаги и спросил: “Кто это?” Мне ответили: “Это Билал”. Ещё я увидел дворец, во дворе которого стояла девушка. Я спросил: “Чей это [дворец]?” Мне сказали: “‘Умара ибн ал-Хаттаба”. Я хотел войти, чтобы осмотреть его, но вспомнил, что он ревнив». Тут ‘Умар сказал: «Пусть мой отец и моя мать будут выкупом за тебя, посланник Аллаха. Неужели я стану ревновать к тебе?»

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, как верующий может получить больше особняков в раю. Например, для того, кто построит мечеть, Аллах возведёт дом в раю. В «Муснаде» Ахмада приведён через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах возведёт дом в раю для того, кто построит ради Аллаха мечеть, даже если она будет подобна гнезду, которое свивает куропатка для своих яиц».

В «Муснаде» Ахмада, «Сахихах» ал-Бухари и Муслима, а также «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится хадис ‘Усмана о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто построит мечеть, стремясь к лику Аллаха, тому Аллах построит такой же дом в раю».

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и «Сунанах» Абу Давуда, ан-Насаи и Ибн Маджи приведён рассказ Умм Хабибы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершит двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому Аллах построит дом в раю».

11 Свет в раю.

Ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 504) пишет: «Улемы утверждают, что в раю не будет ни дня, ни ночи. Они (т. е. обитатели рая — К. Э.) будут жить при вечном свете, но будут узнавать о наступлении ночи по опусканию занавесей и закрытию дверей, а о наступлении дня — по поднятию занавесей и раскрытию дверей. Об этом сообщил Абу ал-Фарадж Ибн ал-Джаузи».

Ибн Касир, комментируя слова Всевышнего «Для них там приготовлен их удел утром и после полудня. Таков рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны» (сура 19 «Мария», аяты 62-63), пишет (4/471): «Они будут получать свой удел в часы, соответствующие утренним и предвечерним часам. Это не значит, что там есть день и ночь, но промежутки времени будут сменять друг друга, и они будут узнавать об этом по сиянию и свету».

 

Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/312) пишет: «В раю нет ни солнца, ни луны, ни дня, ни ночи, а о наступлении утренних и предвечерних часов будут узнавать по свету, который исходит от трона».

12 Благоухание рая.

Райские сады наполнены удивительным чистым ароматом, распространяющимся во все стороны, и верующие смогут почувствовать его на большом расстоянии. В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи, «Мустадраке» ал-Хакима переданы через достоверный иснад слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Кто убьёт неверующего, которому гарантирована безопасность, тот даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние семидесяти лет».

В «Сахихе» ал-Бухари, «Муснаде» Ахмада, а также «Сунанах» ан-Насаи и Ибн Маджи приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Амра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего договор с мусульманами, даже не почувствует благоухания рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет».

 

 

Деревья и плоды в раю.
13 Райские деревья и плоды многочисленны, разнообразны и вечны.

В раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы, бананы, акации: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники» (сура 78 «Весть», аяты 31-32);

 

«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68);

 

«И будут те, кто по правую сторону. Кто же будет по правую сторону? [Они пребудут] среди лотосов, лишённых шипов, под свисающими гроздями бананами (или акациями камеденосными), в распростёртой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов» (сура 56 «Событие», аяты 27-32).

 

Лотос (дикая ююба) — это дерево с шипами, но в раю у него нет шипов. Акация камеденосная растёт в Хиджазе, и у неё тоже есть шипы, но в раю её ветви свисают под тяжестью гроздьев плодов, которые можно легко достать.

В Коране перечислены лишь немногие из райских деревьев. Аллах сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (сура 55 «Милостивый», аят 52).

 

Но, несмотря на их многочисленность, обитатели рая смогут попросить любой фрукт, который они пожелают: «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питьё» (сура 38 «Сад», аят 51);

 

«…с фруктами, которые они выбирают» (сура 56 «Событие», аят 20);

 

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают» (сура 77 «Посылаемые», аяты 41-42).

 

Одним словом, в раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

 

По мнению Ибн Касира, упоминание о лотосе и акации — пример указания на нечто большое и многочисленное посредством чего-либо меньшего и малочисленного. В этом он усматривает тонкий намёк на величие райских плодов: «В земном мире дикая ююба плодоносит очень слабо, и у неё много шипов, а акация вообще приносит пользу только как источник тени. И если на таких деревьях в раю вырастает множество прекрасных плодов, каждый из которых имеет семьдесят привкусов и оттенков, напоминающих друг друга, что тогда можно подумать о плодах тех деревьев, которые в этом мире приносят прекрасные плоды: яблонях, финиковых пальмах, виноградниках? Что можно подумать о всевозможных пахучих травах и цветах? Одним словом, там есть то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа, и мы просим Аллаха одарить нас этим по милости Его» (Ибн Касир. Бидайа. Т. 2. С. 262).

Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определённый сезон. Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35);

 

«[Верующие пребудут среди] многочисленных фруктов, которые не кончаются и не запретны» (сура 56 «Событие», аяты 33-34), т. е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям рая насладиться ими.

Прелесть этих плодов в том, что обитатели рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее» (сура 2 «Корова», аят 25).

 

У деревьев в раю множество длинных разросшихся ветвей. В Коране сказано: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аяты 46-48).

Они будут тёмно-зелёного цвета: «А перед теми двумя есть ещё два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аяты 62-64).

 

Райские сады описаны так, потому что листва деревьев там настолько зелёная, что кажется тёмной, и потому что сами деревья переплетаются друг с другом.

Фрукты на райских деревьях опускаются низко, словно они слушаются жителей садов, и те смогут легко и без труда дотянуться до них. Коран гласит: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко» (сура 55 «Милостивый», аят 54);

 

«Плоды будут подчинены им полностью» (сура 76 «Человек», аят 14).

 

Тень деревьев в раю будет такой, какой её описал Всевышний: «Мы введём их в густую тень» (сура 4 «Женщины», аят 57);

 

«…в распростёртой тени» (сура 56 «Событие», аят 30);

 

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41).

14 Описание некоторых деревьев в раю.

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал удивительные истории о некоторых из райских деревьев, об их больших размерах, надолго поражающих воображение тех, кто пытается представить их себе. Здесь мы приведём некоторых из хадисов посланника, мир ему и благословение Аллаха, на эту тему.

 

  1. Дерево, в тени которого всадник скачет сто лет.

 

Это — огромное дерево, вообразить размеры которого может только его Творец. Описывая его, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что всадник, скачущий галопом верхом на рысаке, может проскакать его в тени сто лет. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, которое всаднику, скачущему во весь опор на маститом поджаром жеребце, не удастся миновать даже за сто лет».

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет. Если хотите, прочтите: “…в распростёртой тени” (сура 56 «Событие», аят 30)».

Муслим передал со слов Абу Хурайры и Сахла ибн Са‘да, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет, так и не миновав его».

 

  1. Лотос крайнего предела.

 

Это дерево упоминается в Коране, и возле него наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила в том облике, в котором он был создан Аллахом. Это дерево находится возле сада пристанища, и когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел его, оно было покрыто чем-то, о чём доподлинно известно только Аллаху: «Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища. Лотос был покрыт тем, что покрыло его. Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (сура 53 «Звезда», аяты 13-17).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал нам это дерево: «Потом мне показали лотос крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. [Джибрил] сказал: “Это лотос крайнего предела”. Там были четыре реки: две из них явные, а две — скрытые. Я спросил: “Джибрил, что это за реки?” Он ответил: “Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат”». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

В обоих «Сахихах» также приводится следующий хадис: «Потом меня повели дальше, пока мы не добрались до лотоса крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. Один его лист может накрыть чуть ли не всю эту общину. Он был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».

 

  1. Туба.

 

Это огромное дерево, из которого получают одежды для обитателей рая. В «Муснаде» Ахмада, «Тафсире» Ибн Джарира и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Туба — это дерево в раю, оно простирается на сто лет пути, а из его чашечек выходят одеяния для обитателей рая».

Райские плоды раскрываются, и оттуда выходят одежды обитателей рая. На это указывает хадис, переданный Ахмадом в «Муснаде» со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра. В нём сообщается, что один человек пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Посланник Аллаха, расскажи нам об одежде обитателей рая: она будет сотворена готовой или её будут шить?» Кое-кто из людей засмеялся, но посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над чем вы смеётесь? Над тем, что человек, который не знает, спрашивает того, кто знает?» Потом он опустил голову, а спустя некоторое время сказал: «Где тот, кто задал вопрос?» Мужчина ответил: «Я тут, посланник Аллаха». Он сказал: «Нет, райские плоды будут раскрываться, и она будет выходить оттуда». Он повторил это трижды.

15 Лучшее из пахучих растений в раю.

Аллах поведал о том, что в раю есть пахучие растения: «Если он будет одним из приближённых, то обретёт покой, базилик и сад блаженства» (сура 56 «Событие», аяты 88-89).

Посланник же, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что лучшим из пахучих растений в раю будет хенна. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабире» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее из пахучих растений в раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям ал-Бухари и Муслима.

16 Стволы райских деревьев из золота.

Среди удивительных рассказов посланника, мир ему и благословение Аллаха, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и ал-Байхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стволы всех деревьев в раю из золота».

17 Как верующий может обрести больше деревьев в раю?

Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим, встретив нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в раю. Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”».

18 Звери и птицы в раю.

Зверей и птиц в раю столько, что доподлинно о них известно только Всевышнему Аллаху. В описаниях блаженства обитателей рая подчёркивается, что их будут угощать «мясом птиц, которое они пожелают. [Их жёнами будут] черноокие, большеглазые девы» (сура 56 «Событие», аяты 21-22).

В «Сунане» ат-Тирмизи приведён хадис Анаса: «Посланника, мир ему и благословение Аллаха, спросили о Каусаре, и он сказал: “Это — река, которую подарил мне Аллах. Вода в нём белее, чем молоко, и слаще, чем мёд, и там есть птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов”. ‘Умар сказал: “Как прекрасны эти птицы!” Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Те, которые их едят, ещё прекраснее”».Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и ал-Хаким в «Мустадраке» передали со слов Ибн Мас‘уда: «Один человек привёл верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Посланник Аллаха, я жертвую эту верблюдицу на пути Аллаха”. Он сказал: “Ты получишь за неё семьсот верблюдиц с поводьями в раю”». Ал-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям ал-Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Шейх Насир ад-Дин ал-Албани подтвердил справедливость этой оценки.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Мас‘уда ал-Ансари: «Один человек привёл верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Я жертвую её на пути Аллаха”. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “В день воскресения ты получишь за неё семьсот верблюдиц, и все они будут с поводьями”».

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.