ГЛАВА 6. БЛАЖЕНСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ.

6. БЛАЖЕНСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ.

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437251631

docx: https://vk.com/doc181861343_437251630    

txt: https://vk.com/doc181861343_437251632

 

Содержание:

  • 1 Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями.
  • 2 Еда и питьё обитателей рая.
  • 3 Вино в раю.
  • 4 Первое блюдо в раю.
  • 5 Яства и напитки в раю лишены примесей.
  • 6 Почему жители рая будут есть, пить и расчёсывать волосы?
  • 7 Сосуды, из которых будут есть и пить в раю.
  • 8 Одежды, убранства и кадила в раю.
  • 9 Ложа в раю.
  • 10 Слуги в раю.
  • 11 Рынок в раю.
  • 12 Собрания и беседы обитателей рая.
  • 13 Пожелания обитателей рая.
  • ЖЕНЩИНЫ В РАЮ.
  • 14 Верующие супруги останутся супругами в будущей жизни.
  • 15 Женщина останется с последним мужем.
  • 16 Гурии.
  • 17 Мужская сила в раю вырастет в сто раз.
  • 18 Насмешки обитателей рая над мучениками в аду.
  • 19 Прославление и возвеличивание Аллаха в раю.
  • 20 Лучшая награда в раю.
  • 21 Для попадания в рай необязательно отрекаться от земных благ.
  • 22 Последние слова мольбы в раю.
  • 23 Люди на оградах.

 

 

 

ГЛАВА 6. БЛАЖЕНСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ РАЯ.

1 Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями.

Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчёркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство последней жизни. Всё это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в раю.

Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана: «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 198);

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т. е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (сура 20 «Та ха», аят 131);

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 14-15).

Если задуматься над тем, чем же всё-таки блаженство в последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам.

  1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал:«Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”»(сура 4 «Женщины», аят 77).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в последней жизни: «Клянусь Аллахом, в сравнении с последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нём останется?» (Муслим). Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с последней жизнью.

Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдаёт предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами: «О вы, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с последней жизнью ничтожно» (сура 9 «Покаяние», аят 38).

Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого.

  1. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место, которое занимает хлыст в раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

В другом хадисе, переданном ал-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Место величиной с лук кого-либо из вас в раю лучше, чем то, над чем восходит солнце». Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в раю, над тем, что есть на земле, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы женщина, обитающая в раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на её голове лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть».

Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство.

  1. В раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьёт, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьёт его, оно доставляет только удовольствие. Оно«не лишает рассудка и не пьянит»(сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает: «В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (сура 47 «Мухаммад», аят 15).

Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот: «У них там будут очищенные супруги» (сура 2 «Корова», аят 25).

Сердца обитателей рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (сура 52 «Гора», аят 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле: «Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (сура 78 «Весть», аят 35);

«Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром»(сура 19 «Мария», аят 62);

«Они не услышат там словоблудия» (сура 88 «День покрывающий», аят 11).

Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (сура 56 «Событие», аяты 25-26).

Поэтому, когда обитатели рая минуют ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причинённые обиды и очистились. И только после этого они войдут в рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели рая войдут туда. В нём сказано: «Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером». И правдивы слова Аллаха: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47).

Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али ибн Абу Талиба, что при входе в рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего: «Их Господь напоит их чистым напитком» (сура 76 «Человек», аят 21).

 

  1. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в последней жизни бесконечно и никогда не прекратится:«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда»(сура 16 «Пчёлы», аят 96);

«Это — Наш неиссякаемый удел» (сура 38 «Сад», аят 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35).

Аллах привёл притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле:«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах всемогущ. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура 18 «Пещера», аяты 45-46).

В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав её, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Всё это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — всё проходит, и однажды человек расстаётся со своей семьёй и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет своё последнее жилище: «Последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки» (сура 16 «Пчёлы», аяты 30-31).

 

  1. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне:«Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удалён от огня и введён в рай, тот обретёт успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением»(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 185).
2 Еда и питьё обитателей рая.

Мы уже рассмотрели, какими будут деревья и плоды в раю. Их ветви будут наклоняться низко и не доставят никаких трудностей обитателям садов, а те будут вкушать любые фрукты, которые только пожелают. Поистине, там они получат любые яства и напитки — всё, что будет угодно их душе. Их будут угощать «фруктами, которые они выберут, и мясом птиц, которое они пожелают» (сура 56 «Событие», аяты 20-21); «Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

Аллах позволит им наслаждаться всевозможными яствами и напитками: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (сура 69 «Неминуемое», аят 24).

Мы также отметили, что, помимо обычных морей из воды, в раю есть винный, молочные и медовые моря, откуда берут начало райские реки. Там есть много источников, и жители рая будут напиваться из этих морей, рек и ключей.

Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (сура 76 «Человек», аяты 5-6);

«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирём, из источника, названного Салсабилем» (сура 76 «Человек», аяты 17-18);

«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 27-28).

3 Вино в раю.

Одним из напитков, которым Аллах почтит обитателей рая, будет вино. Оно будет избавлено от всех недостатков, присущих винам в этом мире. Эти вина лишают человека рассудка, вызывают мигрень и боли в животе, ослабляют тело и приносят болезни. Упущения могут быть сделаны в процессе их приготовления, и тогда они приобретают неправильный цвет, вкус и т. п. Райское вино лишено всех этих недостатков. Это — чистый и прекрасный напиток: «Их будут обходить с чашей родникового напитка (т. е. вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 45-47). Аллах сообщил, что оно будет приятного белого цвета, и всякий, кто отведает его, получит удовольствие, но не лишится рассудка. Оно дарует «наслаждение пьющим» (сура 47 «Мухаммад», аят 18), и им не надоедает пить его. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (сура 37 «Стоящие в ряд», аят 47). В другом месте говорится:«Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок» (сура 56 «Событие», аяты 17-19).

Комментируя эти аяты, Ибн Касир (6/514) сказал: «Оно не приносит головной боли и не лишает рассудка. Напротив, оно всегда приносит только радость и удовольствие. Ад-Даххак передал слова Ибн ‘Аббаса: “Вину присущи четыре особенности: оно вызывает опьянение, приносит головную боль, вызывает рвоту и побуждает к мочеиспусканию. Аллах упомянул райское вино и отметил, что ничто из этого не характерно для него”».

В другом месте сказано: «Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса)» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 25-26).

Это вино охарактеризовано двумя качествами. Во-первых, оно запечатано. Во-вторых, если они выпьют его, то с последним глотком ощутят привкус мускуса.

4 Первое блюдо в раю.

Первым блюдом, которым Аллах угостит обитателей рая, будет придаток печени кита. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Земля в день воскресения будет сплошным хлебом. Всемогущий переворачивает её Своей рукой, как вы перекладываете тесто в руках во время поездок, чтобы угостить обитателей рая». Тут к нему подошёл один из иудеев и сказал: «Пусть Милостивый благословит тебя, Абу ал-Касим! Рассказать ли тебе об угощении, которое получат обитатели рая в день воскресения?» Он сказал: «Расскажи». Иудей сказал: «Земля будет сплошным хлебом». То же самое нам сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на нас, а потом засмеялся так, что показались его задние зубы. Потом он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рассказать ли вам об их закуске? Это балам и нун». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Бык и кит. Придаток их печени съедят семьдесят тысяч человек».

Комментируя этот хадис, ан-Навави (17/136) сообщил, что слово нузул означает «угощение, подаваемое гостю». Выражение йатакаффауха би-йадих означает «перекладывает тесто из руки в руку, чтобы сделать его цельным и плоским». Смысл хадиса в том, что Всевышний Аллах превратит землю в раю в огромную лепёшку, которая приготовлена для обитателей рая. Слово нун означает «кит», а слово балам на древнееврейском языке означает «бык». Придаток печени кита — это доля печени, отделённая от её большей части. Считается, что это — её самая вкусная часть.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ о том, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, ‘Абдаллах ибн Салам задал ему несколько вопросов. В частности, он спросил его: «Что будет первым, что отведают обитатели рая?» Он ответил: «Придаток печени кита».

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Саубана о том, что один из иудеев спросил посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Чем их угостят, когда они войдут в рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А что они съедят вслед за этим?» Он ответил:«Для них заколют быка, который питается по окраинам рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Салсабил». Тогда иудей сказал: «Ты прав».

5 Яства и напитки в раю лишены примесей.

Можно предположить, что еда и питьё в раю приводят к таким же результатам, как и в этом мире, например, к мочеиспусканию, испражнению, появлению слюны, мокроты и т. п. На самом деле это не так, потому что в раю не будет ничего неприятного. Его жители будут очищены от всего нечистого, что характерно для людей в этом мире. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться».

Всё это не относится исключительно к первой группе тех, кто попадёт в рай. Напротив, эти качества присуще всем его обитателям. В версии Муслима (2834) сказано: «Поистине, первая группа моих последователей, которые войдут в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. Те, которые придут после них, займут разные места. Они не будут ни испражняться, ни мочиться, ни сморкаться, ни плеваться».

Как подчёркивается в хадисе, жители рая будут отличаться друг от друга сиянием, но все они в одинаковой степени будут очищены от всего, что может доставить неудобство или вызвать неприязнь. Они не будут справлять ни большую, ни малую нужду, не будут плеваться и сморкаться.

Тут возникает вопрос: как же будут выделяться остатки еды и питья? Этот вопрос сподвижники задали посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и он разъяснил, что они будут выделяться с потом, который будет благоухать, как мускус. Отчасти они будут выделяться с отрыжкой, которая тоже будет иметь приятный запах. В «Сахихе» Муслима (2835) приводится рассказ Джабира ибн ‘Абдаллаха о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обитатели рая будут там есть и пить, но не будут ни плеваться, ни мочиться, ни испражняться, ни сморкаться». Его спросили: «А что же станет с едой?» Он ответил: «[Она выделится] с отрыжкой и по́том, подобным мускусу».

6 Почему жители рая будут есть, пить и расчёсывать волосы?

Если обитатели рая обретут вечность и не познают ни боли, ни страданий, ни болезней, если там не будет ни голода, ни жажды, ни грязи, ни нечистот, почему они будут кушать и пить, умащаться благовониями и расчёсывать волосы?

Отвечая на этот вопрос, ал-Куртуби в «Тазкире» (С. 475) пишет: «Блага и одежда в раю не предназначены для защиты от боли, и еда там не предназначена для утоления голода, и питьё там не служит для утоления жажды. Умащаться благовониями там будут не для того, чтобы избавиться от дурного запаха. Всё это — непрекращающиеся удовольствия и блага, сменяющие одно другое. Разве ты не видишь, что Всевышний сказал Адаму:«Там ты не будешь голодным и нагим. Там ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура 20 «Та ха», аяты 118-119). Смысл этого в том, что Всевышний Аллах упомянул о некоторых удовольствиях в раю, которые люди могут представить себе по тому, что видят в этом мире. Но наряду с этим для них приготовлено то, о чём не знает никто, кроме Аллаха».

7 Сосуды, из которых будут есть и пить в раю.

Жители рая будут есть и пить из золотых и серебряных сосудов. Всевышний сказал: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами» (сура 43 «Украшения», аят 71), т. е. золотыми чашами. В другом аяте сказано:«Обходить их будут с сосудами из серебра и кубками из хрусталя — хрусталя серебряного, соразмерных размеров» (сура 76 «Человек», аяты 15-16), т. е. они прозрачны, как хрусталь, и блестят, как серебро.

Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Мусы ал-Аш‘ари, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что в раю у верующего будет шатёр из цельной полой жемчужины. Там же говорится: «У него будут два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из серебра, и два сада, в которых сосуды и всё прочее будет из золота».

Среди сосудов в раю будут чаши, кувшины и кубки: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином)» (сура 56 «Событие», аяты 17-18).

Слово куб означает «чаша, не имеющая ни ушек, ни ручек, ни носика». Слово ибрик означает «кувшин, у которого есть ушки или ручки», а слово ка’с — «наполненный кубок».

8 Одежды, убранства и кадила в раю.

Обитатели рая будут носить богатую одежду и украшения из золота, серебра и жемчуга. На них будут надеты убранства из шёлка, золотые и серебряные браслеты, а также жемчуга. Всевышний сказал: «А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им райскими садами и шелками» (сура 76 «Человек», аят 12);

«Там они будут украшены золотыми браслетами и жемчугом, а их одеяния будут из шёлка» (сура 22 «Паломничество», аят 23);

«Они войдут в сады Эдема, где будут украшены браслетами из золота и жемчугом, а их убранство будет из шёлка» (сура 35 «Творец», аят 33);

«Они будут украшены серебряными браслетами, а Господь их напоит их чистым напитком» (сура 76 «Человек», аят 21).

Убранства в раю будут разнообразными, но среди них будут зелёные одеяния из атласа и парчи: «Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зелёные одеяния из атласа и парчи. Там они будут возлежать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!»(сура 18 «Пещера», аят 31);

«На них будут зелёные одеяния из атласа и парчи. Они будут украшены серебряными браслетами» (сура 76 «Человек», аят 21).

Райские одеяния нежнее любой одежды, вышиваемой людьми. В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ ал-Бары ибн ‘Азиба о том, что однажды посланнику, мир ему и благословение Аллаха, принесли шёлковые одежды, и люди стали удивляться их прелестному виду и мягкой ткани. Тогда посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, платок Са‘да ибн Му‘аза в раю лучше этого».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал о том, что у жителей рая будут гребешки из золота и серебра, и они будут курить душистыми веточками, хотя их пречистые тела будут благоухать ароматом мускуса. В «Сахихе» ал-Бухари приведён хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Их сосуды из золота и серебра, и их гребешки из золота. Они будут разводить кадила душистыми веточками, а их пот — это мускус».

Они будут носить короны. В «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи приводится хадис ал-Микдама ибн Ма‘дикариба о четырёх почестях, которых удостаиваются павшие мученики. В нём сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ему на голову надевают корону достоинства, и каждый яхонт в ней лучше, чем этот мир со всем, что есть в нём».

Одежда и убранства обитателей рая не изнашиваются и не стареют. В «Сахихе» Муслима (2836) приведён рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вошедший в рай блаженствует и не бедствует, его одежда не изнашивается, а молодость не проходит».

9 Ложа в раю.

Райские дворцы, а также места отдыха в садах и парках обставлены всевозможными распрекрасными ложами, на которых праведники будут сидеть и на которые они смогут облокачиваться. Этих лож много, и они приподняты над землёй. Их вид настолько богат, что внутренняя часть их подстилок отделана парчой. Что после этого можно думать о её внешней отделке?! Там подушки расставлены так, что их вид вселяет радость, и ковры тоже разостланы самым совершенным образом. Всевышний сказал: «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (сура 88 «День покрывающий», аяты 13-16);

«Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (сура 55 «Милостивый», аят 54);

«Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями» (сура 52 «Гора», аят 20);

«Многие из них — из первых [поколений], и лишь немногие — из последних. [Они будут лежать] на расшитых ложах друг против друга, прислонившись» (сура 56 «Событие», аяты 13-16).

Возможность лежать, облокотившись на подушки, в обществе друг друга тоже является разновидностью райского блаженства. На это указывается в словах Всевышнего: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (сура 15 «Хиджр», аят 47);

«Они будут лежать, прислонившись, на зелёных подушках и расшитых коврах» (сура 55 «Милостивый», аят 76);

«Там они будут возлежать на ложах, прислонившись» (сура 18 «Пещера», аят 31).

10 Слуги в раю.

Обитателям рая будут прислуживать отроки, созданные Аллахом с этой целью. Их внешний вид прекрасен и совершенен. Всевышний сказал: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т. е. вином)» (сура 56 «Событие», аяты 17-18);

«Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг» (сура 76 «Человек», аят 19).

Ибн Касир в своем тафсире (7/184) пишет: «Обитателей рая будут обходить отроки, живущие там. Они вечно юные, т. е. их внешний вид и возраст не меняются. Суждение о том, что они носят серьги на ушах, построено на смысловой интерпретации, поскольку такое поведение присуще отрокам, но не взрослым. Всевышний сказал: «Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг» (сура 76 «Человек», аят 19). Это значит: они расходятся, выполняя повеления своих господ, и если ты взглянешь на них в этот момент, то из-за их многочисленности, сияния их лиц, прекрасного цвета их кожи и изысканности их нарядов и украшений, ты примешь их за рассыпанный жемчуг. Поистине, нет более удивительного сравнения, ибо ничто не выглядит прелестнее жемчуга, рассыпанного в красивом месте».

По мнению некоторых учёных, этими отроками будут дети верующих и многобожников, которые умирают, не достигнув совершеннолетия. Ибн Таймиййа опроверг это мнение и разъяснил, что вечно юные отроки — это существа в раю. Он сказал: «Отроки, которые будут обходить жителей рая, — это одни из созданий в раю. Они не являются детьми, родившимися в этом мире. Дети людей, — если они войдут в рай, — примут совершенный облик, такой же, как у остальных обитателей рая. Они будут выглядеть так, как их прародитель Адам». (Ибн Таймиййа. Маджму‘ ал-фатава. Т. 4. С. 279, 311).

11 Рынок в раю.

Муслим передал со слов Анаса ибн Малика, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть рынок, на который каждую пятницу собираются его обитатели. Когда они приходят туда, на них дует северный ветер. Он поднимает мускус с земли им в лица и одежду, и они становятся ещё лучше и красивее. Когда они возвращаются к своим семьям, те говорят им: «Вы стали лучше и красивее!» А они отвечают: «В наше отсутствие вы тоже стали лучше и красивее!»

Комментируя этот хадис, имам ан-Навави (17/170) пишет: «Под рынком здесь подразумевается место, где будут собираться обитатели рая, подобно тому, как в этом мире люди собираются на рынках и ярмарках. Упоминание о пятнице означает, что они будут собираться раз в неделю. Однако недель, как таковых, там не будет, потому что не будет солнца, ночи и дня. <…> Указание на то, что ветер будет северным, связано с тем, что именно северные ветра приносят арабам дожди. Они дуют со стороны Шама и приносят с собой дождевые облака, и поэтому арабы с нетерпением ждали облаков с севера. В одном из хадисов этот ветер назван «поднимающим пыль», потому что он поднимает с земли мускус и т. п. в лицо жителям рая».

12 Собрания и беседы обитателей рая.

Жители рая будут навещать друг друга, собираться вместе и вести приятные беседы. Они будут вспоминать то, что происходило с ними в этом мире, и милость, которую Аллах оказал им, введя их в райские сады. Описывая их собрания, Всевышний Аллах сказал: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу»(сура 15 «Хиджр», аят 47).

Аллах сообщил о некоторых из бесед, которые будут вестись на таких собраниях: «Они будут расспрашивать друг друга. Они скажут: “Прежде, находясь в кругу своих семей, мы трепетали от страха. Аллах же оказал нам милость и уберёг нас от мучений знойного ветра. Мы взывали к Нему прежде. Поистине, Он — Добродетельный, Милосердный”» (сура 52 «Гора», аяты 25-28).

Помимо того, они будут вспоминать о дурных людях, которые пытались посеять в них сомнения и призывали их к неверию: «Они будут обращаться друг к другу с вопросами. Один из них скажет: “Был у меня товарищ. Он говорил: ‘Неужели ты принадлежишь к числу верующих? Неужели мы получим воздаяние после того, как мы умрём и станем прахом и костями?’” Он скажет: “Не взглянете ли вы?” Он взглянет и увидит его в середине ада. Он скажет: “Клянусь Аллахом! Ты чуть было не погубил меня. Если бы не милость моего Господа, то я оказался бы в числе ввергнутых [в геенну]. Неужели мы никогда не умрём после нашей первой смерти? Неужели мы никогда не будем подвергнуты мучениям?” Это и есть великое преуспеяние! Ради такого пусть трудятся труженики!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 50-61).

13 Пожелания обитателей рая.

Желания некоторых из жителей рая будут исполняться удивительным образом — не так, как это происходит на земле. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал нам о некоторых из таких пожеланий и том, как они сбудутся.

Один из обитателей рая попросит у Господа разрешения посеять зерно, и ему будет позволено сделать это. Как только он посеет зерно, оно пустит корни, а потом из него вырастет росток, который тотчас превратится в созревший колос.

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что однажды, когда возле пророка, мир ему и благословение Аллаха, находился какой-то бедуин, он сказал: «Поистине, один из обитателей рая попросит у своего Господа разрешения посеять зерно, и ему скажут: “Разве ты не получил всё, что пожелал?” Он ответит: “Конечно, получил, но я люблю сеять”. Он посеет зерно, и в мгновение ока оно прорастёт, выпрямится и созреет. Оно будет величиной с горы, а Всевышний Аллах скажет: “Возьми это, сын Адама, и, поистине, ничто не способно насытить тебя”». Бедуин же сказал: «Клянусь Аллахом, это окажется один из курайшитов или ансаров, потому что они занимаются земледелием, а мы — нет», — и пророк, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся.

Другой из праведников возжелает ребёнка, и его желание сбудется в мгновение ока. Беременность и рождение ребёнка продлятся не более одного мига. Ат-Тирмизи в «Сунане», Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе» передали через достоверный иснад рассказ Абу Са‘ида о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если верующий захочет ребёнка в раю, то беременность, рождение и достижение годовалого возраста свершатся, как только он пожелает этого».

ЖЕНЩИНЫ В РАЮ.
14 Верующие супруги останутся супругами в будущей жизни.

Если верующий и его праведная супруга попадут в рай, то они останутся мужем и женой в раю: «Им уготована последняя обитель — сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками» (сура 13 «Гром», аяты 22-23). Жёны будут наслаждаться в раю вместе с их мужьями, лёжа в тени райских деревьев и радуясь милости Аллаха: «Они и их супруги будут лежать в тенях на ложах, прислонившись» (сура 36 «Йа син», аят 56);

«Войдите же в рай радостными вместе со своими жёнами» (сура 43 «Украшения», аят 70).

15 Женщина останется с последним мужем.

Абу ‘Али ал-Харрани передал в трактате «Тарих ар-рикка» со слов Маймуна ибн Махрана, что Му‘авийа ибн Абу Суфйан посватался к Умм ад-Дарде, и та отказалась выйти за него замуж. Она сказала: «Я слышала, как Абу ад-Дарда рассказывал, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Женщина останется с её последним мужем”». Все передатчики хадиса заслуживают доверия, кроме ал-‘Аббаса ибн Салиха, чья биография неизвестна. Абу аш-Шайх в своём «Тарихе» передал только часть этого хадиса, ограничившись словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его иснад достоверен. Ат-Табарани передал его в «ал-Му‘джам ал-аусат» со слабым иснадом, но в совокупности обе версии хадиса усиливают друг друга, и слова пророка, мир ему и благословение Аллаха, можно считать достоверными. Они подтверждаются ещё двумя сообщениями, прерванными на сподвижниках.

Первое — Ибн ‘Асакир передал со слов ‘Икримы, что Асма бинт Абу Бакр была женой аз-Зубайра ибн ал-‘Аввама. Он был строг с ней, и однажды она пришла к отцу и пожаловалась ему. Он сказал: «Дочь моя, прояви терпение, ибо, поистине, если женщина имеет праведного мужа, а потом теряет его, но не выходит замуж после его смерти, то они снова объединятся в раю». Передатчики хадиса заслуживают доверия, но ‘Икрима не встречался с Абу Бакром, и поэтому в хадисе есть пропущенное звено, если только он не слышал этот рассказ от самой Асмы.

Второе — ал-Байхаки передал в «Сунане», что Хузайфа сказал своей жене: «Если хочешь быть моей женой в раю, то не выходи замуж после меня, потому что женщина останется в раю с её последним мужем в этом мире». Аллах запретил жёнам пророка, мир ему и благословение Аллаха, выходить замуж после его смерти, потому что они будут его жёнами и в последней жизни.

16 Гурии.

Помимо жён, которые были у верующих в земной жизни, Аллах сочетает праведников в раю с другими удивительными женщинами. В Коране сказано: «Вот так! Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами» (сура 44 «Дым», аят 54). Они названы гуриями, потому что у них большие глаза с белоснежными склерами и чёрными зрачками.

В Коране они названы полногрудыми сверстницами: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники, и полногрудые сверстницы» (сура 78 «Весть», аяты 31-33).

Аллах сотворил гурий из рая, придал им совершенный облик и сделал их девственницами, любящими своих мужей и равными им по возрасту: «Мы сотворим их в новом облике (т. е. совершенными) и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту» (сура 56 «Событие», аяты 35-37).

Упоминание о том, что они будут девственницами, означает, что прежде у них никогда не было мужей: «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн» (сура 55 «Милостивый», аят 56).

Это указывает на несправедливость суждений тех, кто считает, что женщины, которых Аллах создаст в раю для верующих мужчин, будут их бывшими жёнами в этом мире, которые обретут вечную молодость после того, как состарились. Безусловно, всё это будет, и Аллах введёт верующих женщин в рай молодыми, но это не гурии, которых Аллах сотворит в совершенном облике.

Описывая красоту женщин в раю, Аллах сказал: «…черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам» (сура 56 «Событие», аяты 22-23). Они сокрыты для того, чтобы чистота их сияния не померкла от света солнца и прикосновений чьих-то рук. В другом месте они сравниваются с рубинами и кораллами: «Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они подобны рубинам и кораллам» (сура 55 «Милостивый», аяты 56-58). Рубины и кораллы — драгоценные камни, имеющие удивительный вид.

Описывая гурий, Аллах поведал о том, что они потупляют взоры, т. е. не смотрят и не желают смотреть ни на кого, кроме их мужей. Они прекрасны, и если Сам Аллах засвидетельствовал их красоту, то это значит, что их красота выше всяких похвал: «Там есть девы хорошие, прекрасные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они — черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах» (сура 55 «Милостивый», аяты 70-72).

Женщины в раю отличаются от женщин в этом мире. Они очищены от месячных и послеродовых кровотечений. Они не плюются и не сморкаются, не справляют большую и малую нужду. На это указывается в словах Аллаха: «У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (сура 2 «Корова», аят 25).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал о красоте женщин в раю. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Они не будут плеваться, сморкаться и испражняться. Их сосуды будут из золота, расчёски — из золота и серебра, кадила — из ладана, а вместо пота у них [будет выделяться] мускус. У каждого из них будут две жены, настолько прекрасные, что через их тела можно увидеть костный мозг их голеней».

Задумайся над тем, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, описал эту красоту. Разве среди того, что известно тебе, есть нечто подобное? «Если бы женщина, обитающая в раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы всё пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на её голове лучше, чем этот мир со всем, что в нём есть». (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 15).

Упоминание о двух жёнах для каждого верующего в раю, очевидно, указывает на минимальное число жён. Известно, что у павших мучеников будет по семьдесят две жены. В «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи передан через достоверный иснад рассказ ал-Микдама ибн Ма‘дикариба о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах отмечает павшего мученика шестью почестями: с первым толчком крови ему будут прощены грехи, и он увидит своё место в раю. Он будет защищён от наказания в могиле и избавлен от величайшего ужаса. Ему на голову надевают корону достоинства, и каждый яхонт в ней лучше, чем этот мир со всем, что есть в нём. А ещё он женится на семидесяти двух гуриях, и ему будет позволено заступиться за семьдесят родственников».

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что черноокие гурии в райских садах будут распевать песни прекрасным и привлекательным голосом. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-аусат» передал через достоверный иснад хадис Ибн ‘Умара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, жёны обитателей рая будут петь для своих мужей, и более прекрасных голосов не слышал никто и никогда. В их песнях будут слова: “Мы — распрекрасные красавицы, жёны людей благородных, глядящие восхищённым взглядом”. А ещё в их песнях будут слова: “Мы будем жить вечно и не умрём, мы чувствуем себя в безопасности и не знаем страха, мы останемся здесь навсегда и никуда не уйдём”».

Самавайх в «Фаваиде» передал рассказ Анаса о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, гурии поют в раю и говорят: “Мы — распрекрасные гурии, и мы припрятаны для благородных мужей”».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сообщил, что гурии ревнуют своих мужей к их жёнам в этом мире, если те причиняют им страдания и беспокойство. Ахмад в «Муснаде» и ат-Тирмизи в «Сунане» передали через достоверный иснад хадис Му‘аза о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда женщина обижает своего мужа в этом мире, его жена-гурия обязательно говорит: “Не обижай его, да погубит тебя Аллах, ибо, поистине, он всего лишь гостит у тебя и скоро явится к нам, расставшись с тобой”».

17 Мужская сила в раю вырастет в сто раз.

Ат-Тирмизи передал со слов Анаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующего в раю наделят такой силой, что он сможет вступать в близость столько-то раз». Его спросили: «Посланник Аллаха, неужели он выдержит это?» Он ответил: «Ему будет дарована сила ста [мужчин]». Ат-Тирмизи назвал его достоверным, но малоизвестным. Ал-Албани же назвал иснад хадиса хорошим и даже достоверным, потому что он усиливается хадисом Зайда ибн Аркама, переданным ад-Дарими через достоверный иснад.

 

 

18 Насмешки обитателей рая над мучениками в аду.

После того как обитатели рая войдут туда, они станут упрекать и укорять неверующих, которые окажутся в адском пламени: «Обитатели рая воззовут к обитателям огня: “Мы уже убедились в том, что обещанное нам нашим Господом — истина. Убедились ли вы в том, что обещанное вашим Господом — истина?” Они скажут: “Да”. Тогда глашатай возвестит среди них: “Да пребудет проклятие Аллаха над несправедливыми”» (сура 7 «Ограды», аят 44).

В этом мире неверующие враждуют с правоверными, насмехаются и глумятся над ними, но в последней жизни верующие одержат верх. Наслаждаясь вечным блаженством, они будут смотреть на грешников и насмехаться над ними:«Поистине, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать [райские блага]. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т. е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближённые. Грешники смеялись над теми, которые уверовали. Проходя мимо них, они подмигивали друг другу, возвращаясь к своим семьям, они возвращались радостными, а при виде их они говорили: «Поистине, эти впали в заблуждение». А ведь они не были посланы к ним хранителями. В тот день верующие будут смеяться над неверующими и на ложах созерцать [райские блага и то ужасное положение, в котором окажутся грешники]. Разве неверующие не получат воздаяние за то, что они совершали?» (сура 83 «Обвешивающие», аяты 22-36).

Да, клянусь Аллахом, неверующие получат только за то, что они совершили, и воздаяние будет вполне соответствовать роду их преступлений. Там, в райских садах, верующий будет вспоминать о своих приятелях, которые в этом мире расхваливали неверие, о том, как они предлагали ему принять их порочные принципы, после чего он оказался бы в одном ряду с остальными врагами Аллаха. Рассказывая об этом своим братьям, он предложит им взглянуть на тех грешников и то место, где они отбывают наказание. Увидев их страдания, он ещё раз поймёт, какую великую милость оказал ему Аллах и как Он спас его от ада. Потом он примется укорять их в совершённых злодеяниях.

В Коране по этому поводу говорится: «Они будут обращаться друг к другу с вопросами. Один из них скажет: “Был у меня товарищ. Он говорил: ‘Неужели ты принадлежишь к числу верующих? Неужели мы получим воздаяние после того, как мы умрём и станем прахом и костями?’” Он скажет: “Не взглянете ли вы?” Он взглянет и увидит его в середине ада. Он скажет: “Клянусь Аллахом! Ты чуть было не погубил меня. Если бы не милость моего Господа, то я оказался бы в числе ввергнутых [в геенну]. Неужели мы никогда не умрём после нашей первой смерти? Неужели мы никогда не будем подвергнуты мучениям?” Это и есть великое преуспеяние!» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 50-60).

 

 

19 Прославление и возвеличивание Аллаха в раю.

Рай — обитель награды и милости, и там не будет ни повинностей, ни испытания. В этом свете представляется сложным понимание хадиса, переданного ал-Бухари со слов Абу Хурайры, в котором описывается первая группа тех, кто попадёт в рай. В его концовке сказано: «Они будут славить Аллаха утром и вечером» (Ибн Хаджар. Фатх. Т. 6. С. 318). Но в действительности здесь нет ничего непонятного, так как восхваление Аллаха не будет обязанностью обитателей рая. Комментируя это предание, Ибн Хаджар пишет: «Ал-Куртуби сказал: «Это прославление не является повинностью и обязанностью». Джабир разъяснил его смысл в версии, переданной Муслимом: «Они будут прославлять и возвеличивать Аллаха, как вы вдыхаете воздух». Сходство здесь в том, что вдыхание воздуха нисколько не обременяет человека; напротив, оно необходимо ему. В раю вдохи станут прославлением, так как их сердца будут озарены познанием Господа, наполнены любовью к Нему, а тот, кто влюблён, часто вспоминает своего возлюбленного».

Ибн Таймиййа в собрании фетв (4/330) пришёл к заключению, что прославления и возвеличивания — разновидность удовольствий, которые получат обитатели рая. Он сказал: «Это — не повинность, за которую они получат отдельное вознаграждение. Напротив, это — удовольствие, которое будет доставлять наслаждение их сердцам».

 

20 Лучшая награда в раю.

Ал-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах скажет обитателям рая: “О обитатели рая!” Они ответят: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и всё благо — в Твоих руках”. Он спросит: “Вы довольны?” Они ответят: “Отчего нам не быть довольными, Господи, ведь Ты одарил нас тем, чего не дал никому из Твоих творений?!” Он скажет: “Не одарить ли вас тем, что лучше этого?” Они спросят: “Господи, что может быть лучше этого?” Он скажет: “Отныне Я доволен вами, и никогда не разгневаюсь на вас”».

Величайшим удовольствием в раю будет наслаждение от взора на прекрасный лик Аллаха. Ибн ал-Асир в «Джами‘ ал-усул» (10/557) пишет: «Лицезрение Аллаха — наивысшее из удовольствий в последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаха, и пусть Аллах позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».

Всеблагой и Всевышний Аллах ясно сообщил, что рабы смогут увидеть Господа в садах блаженства: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23). Неверующие и многобожники будут лишены этого великого блага и славной почести: «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 15).

Муслим в «Сахихе» и ат-Тирмизи в «Сунане» передали со слов Сухайба ар-Руми, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда обитатели рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Не хотите ли вы добавки?” Они скажут: “Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Иона», аят 26).

В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится рассказ Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, у верующего в раю будет шатёр из одной полой жемчужины, ширина (в одной из версий сказано: «высота») которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов — жёны, но они не видят друг друга, и он будет посещать их одну за другой. У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике».

Возможность взглянуть на лик Всевышнего Аллаха — та самая добавка, которая обещана тем, кто творит добро: «Там для них уготовано всё, что пожелают, а у Нас — добавка» (сура 50 «Каф», аят 35);

«Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка»(сура 10 «Иона», аят 26). Комментаторы отмечали, что наилучшая награда — это рай, а добавка — это возможность взглянуть на лик Всевышнего Аллаха. На это указывает хадис, переданный Муслимом, который мы упомянули в начале данной главы.

Верующие смогут увидеть Аллаха реально, а не так, как об этом говорят сторонники некоторых течений, отрицающие лицезрение Аллаха. Они опираются на ошибочные логические критерии и грубо искажают смысл текстов. Однажды Малика ибн Анаса, имама города хиджры — Медины, спросили о словах Всевышнего «…взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аят 23). Ему сказали: «Некоторые люди говорят, что взирать будут на Его награду». Малик сказал: «Они лгут. Что же они скажут о словах Всевышнего: “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)?» Потом он сказал: «В день воскресения люди смогут увидеть Аллаха воочию. Если бы верующие не увидели их Господа в день воскресения, то Аллах не сказал бы о неверующих, что они будут отделены от Него: “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15)». Об этом сообщается в книге «Шарх ас-сунна».

Одним из тех, кто недвусмысленно говорил о лицезрении Аллаха в райских садах, был имам ат-Тахави. В своём знаменитом трактате, посвящённом вероучению, он писал: «Обитатели рая получат право увидеть Аллаха, но они не смогут объять его взором, и мы не говорим о том, как это произойдёт. Об этом сообщается в писании нашего Господа: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23). Толковать эти слова следует так, как того пожелал Всевышний Аллах, и так, как Он научил. Все достоверные хадисы, дошедшие до нас по этому поводу, следует понимать, как есть. Они имеют именно тот смысл, который в них вложен, и мы не искажаем его, руководствуясь собственными воззрениями, и не строим предположений в угоду нашим желаниям. Поистине, только тот убережёт свою религию, кто предастся Аллаху и Его поланнику, мир ему и благословение Аллаха, и предоставит толкование сомнительных знаний тому, кто разбирается в этом». (Ибн Абу ал-‘Изз. Шарх ал-‘акида. С. 203).

 

В комментарии к этому трактату разъясняются взгляды течений, которые уклонились от истины в данном вопросе, а также правильное суждение по этому поводу: «Иной точки зрения по вопросу лицезрения Аллаха придерживаются джахмиты и мутазилиты, а также их последователи — хариджиты и имамиты. Их взгляды неверны, они опровергаются Кораном и сунной. Об истинности лицезрения Аллаха говорили сподвижники и их последователи, признанные мусульманские имамы и сторонники хадисов, а также все остальные последователи калама, причисляющие себя к сунне и единой общине. <…> Это один из самых славных вопросов мусульманского вероучения. Это цель, ради которой засучивают рукава труженики и состязаются состязающиеся. Её не достичь тем, кто будет отделён от Господа и кому будет отказано в просьбе».

Шейх разъяснил, что слова Всевышнего «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23) относятся к ярчайшим доказательствам истинности лицезрения. Если же кто-либо непременно хочет исказить смысл этого аята, называя это толкованием, то пусть знает, что истолковать в таком духе тексты, касающиеся воскрешения, рая, ада и отчёта, ещё проще. И если какой-либо лжец попытается истолковать эти тексты, исказив их смысл, то он без труда воспользуется методами, которые используют эти интерпретаторы для истолкования данного аята. Разъясняя опасность подобных рационалистических интерпретаций, он сказал: «Это вредит как мирской жизни, так и религии. Так же поступили иудеи и христиане с текстами Торы и Евангелия. Аллах предостерёг нас от подобных поступков, но сторонники лжи желают непременно пойти по их стопам. Сколько же вреда нанесли ошибочные интерпретации религии и верующим? Разве не они послужили поводом для убийства ‘Усмана? Для всего, что произошло в Верблюжьей битве и сражении при Сиффине, для убийства ал-Хусайна и сражения при Харре? Разве не ошибочные интерпретации привели к появлению хариджитов и отколу мутазилитов, уклонению рафидитов и разделению общины на семьдесят три течения?!»

Потом шейх разъяснил, что вышеназванный аят двояко указывает на истинность лицезрения Аллаха. Во-первых, на это указывает смысл самого текста, а во-вторых — понимание ранними богословами этого смысла. Касательно первого аспекта он сказал: «В данном аяте упоминание о том, что взирать будут лица, где, собственно, и находятся глаза, и использование предлога ила ясно указывают на лицезрение воочию. Отсутствие каких-либо намёков на то, что аят несёт в себе иной смысл, недвусмысленно указывает на то, что Аллах имел в виду именно взгляд на Его лик — да славится Его величие!

Слово назар употребляется в разных значениях — в зависимости от предлогов и переходности глагола. Если глагол назара является переходным, то он означает «выжидать», «ожидать»: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света» (сура 57 «Железо», аят 13). Если после него используется предлог фи, то он означает «размышлять», «извлекать урок»: «Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли?» (сура 7 «Ограды», аят 185). Если после него используется предлог ила, то он означает «видеть глазами»: «Взгляните на их плоды, когда они появляются» (сура 6 «Скот», аят 99). Что же говорить, если этот глагол связан со словом ваджх «лицо», ведь на нём, собственно говоря, и расположены глаза?»

Комментируя второй аспект, шейх привёл ряд высказываний ранних мусульман о том, как они понимали данный аят. Так, ал-Хасан ал-Басри сказал: «Они взглянут на своего Господа и осветятся благодаря Его свету». Абу Салих передал комментарий Ибн ‘Аббаса к аяту «…взирать на своего Господа»(сура 75 «Воскресение», аят 23): «Они будут взирать на лик Могучего и Великого Господа».

‘Икрима сказал: «Одни лица в тот день будут сиять» от удовольствия и«взирать на своего Господа», т. е. смотреть на Него. Похожее толкование передано со слов Ибн ‘Аббаса, и его придерживаются комментаторы-приверженцы сунны и единой общины. Имам ат-Табари, комментируя аят «Там для них уготовано всё, что пожелают, а у Нас — добавка» (сура 50 «Каф», аят 35), передал слова ‘Али ибн Абу Талиба и Анаса ибн Малика: «Это лицезрение Могучего и Великого Аллаха».

Потом шейх разъяснил смысл добавки, упомянутой в аяте: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Иона», аят 26). Здесь тоже речь идёт о возможности взглянуть на прекрасный лик Аллаха. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Сухайба ар-Руми о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочёл аят: «Тем, которые творили добро, уготовано наилучшее (т. е. рай) и добавка» (сура 10 «Иона», аят 26), а потом сказал: «Когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня — в огонь, раздастся голос глашатая: “Обитатели рая, поистине, Аллах дал вам слово и хочет исполнить его!” Они спросят: “Что же это? Разве Он не сделал наши весы тяжёлыми, не обелил наши лица, не ввёл нас в рай и не защитил нас от огня?” Тогда Он приподнимет покрывало, и они посмотрят на Него, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа. Это и есть добавка». В других сборниках этот хадис передан через другие иснады и с небольшими изменениями в тексте, но все его версии сходятся на том, что добавка — это возможность взглянуть на лик Аллаха. Именно так истолковали его сподвижники. Ибн Джарир передал такое толкование от имени целого ряда сподвижников, в том числе — Абу Бакра ас-Сиддика, Хузайфы ибн ал-Йамана, Абу Мусы ал-Аш‘ари и Ибн ‘Аббаса.

Одно из доказательств по данному вопросу — слова Всевышнего «Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (сура 83 «Обвешивающие», аят 15). Аш-Шафи‘и и другие имамы говорили о лицезрении Аллаха в раю, ссылаясь на данный аят. Ат-Табари и другие передали это через ал-Музани со слов аш-Шафи‘и.

Ал-Хаким рассказывал, что ал-Асамм рассказал со слов ар-Раби‘ ибн Сулаймана: «Я находился возле Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и, когда к нему поступила записка из Саида [область на юге Египта]. В ней спрашивалось его мнение относительно слов Великого и Могучего Аллаха “Но нет! В тот день они будут отделены от своего Господа завесой” (сура 83 «Обвешивающие», аят 15). Аш-Шафи‘и сказал: “Они отделены от Него, потому что Он разгневался на них. Следовательно, Его любимцы смогут увидеть Его, ведь Он доволен ими”».

Потом шейх прокомментировал аргументацию мутазилитов, опирающихся на слова Всевышнего «Ты не увидишь Меня» (сура 7 «Ограды», аят 143);

«Взоры не могут постичь Его» (сура 6 «Скот», аят 103).

 

Он подчеркнул, что эти аяты в действительности свидетельствуют против них самих.

Первый аят содержит несколько указаний на истинность лицезрения Аллаха.

  1. Нельзя думать, что благородный посланник, говоривший с Аллахом, знавший об Аллахе больше, чем любой другой из его современников, попросил у Него то, что невозможно в отношении Аллаха. Напротив, они сами признают, что такое невозможно.
  2. Аллах не упрекнул Мусу за такую просьбу. Когда же пророк Нух попросил Господа спасти его сына, Аллах упрекнул его и сказал:«Поистине, Я призываю тебя не быть одним из невежд»(сура 11 «Худ», аят 46).
  3. Всевышний сказал:«Ты не увидишь Меня»(сура 7 «Ограды», аят 143). Он не сказал, что Его нельзя увидеть или что такое невозможно. Разница между этими ответами очевидна. К примеру, если собеседник примет камень, который ты спрятал в рукаве за кусок хлеба, разве ты не можешь сказать ему: «Ты не съешь его»? Всё это означает, что Аллаха можно увидеть, но Муса не смог бы вынести этого в этом мире, потому что человек в земном обличии не способен увидеть Аллаха.
  4. Третий пункт проясняется в свете слов Всевышнего:«Но взгляни на гору. Если она удержится на своём месте, то ты увидишь Меня»(сура 7 «Ограды», аят 143). Аллах пояснил, что даже гора не способна устоять перед лицезрением Его, несмотря на свою мощь и твёрдость. Что же тогда говорить о человеке, который появляется на свет слабым?
  5. Пречистый Аллах способен удержать гору от разрушения. Это относится к разряду возможных явлений, и с этим была связана возможность лицезрения Аллаха. Если бы это было невозможно, то эти слова были бы равноценны выражению: «Если она удержится на своём месте, то Я поем, напьюсь или посплю». С их точки зрения, между всем этим нет разницы.
  6. Всевышний сказал:«Когда же Господь его показался горе, то разбил её и превратил в песок»(сура 7 «Ограды», аят 143). Если Аллах мог явить Себя горе, безжизненному творению, которое не получит ни награды, ни наказания, к чему отрицать то, что Он покажет Себя посланнику и Своим приближённым рабам в обители милости? Аллах лишь дал понять Мусе, что если гора не выдержала лицезрения Его в этом мире, то человеку такое тем более не под силу.
  7. Аллах говорил с Мусой и громко, и тихо, и если с Ним можно поговорить, а Его речь можно услышать без всяких посредников, то Его тем более можно увидеть. Поэтому нельзя отрицать возможность лицезрения Аллаха, если признаёшь Его речь, и наши оппоненты отрицают и то, и другое.

Потом шейх опроверг их суждения о том, что частица лан указывает на невозможность увидеть Аллаха никогда, даже в последней жизни. Он доказал, что даже полное отрицание какого-либо явления, усиливаемое наречием «никогда», не означает отрицание его в будущей жизни. Что же тогда говорить о тех случаях, когда отрицание не усиливается этим наречием? Подтверждения этому есть в Коране. Так, в одном месте сказано: «Однако они никогда не пожелают себе этого (т. е. смерти)» (сура 2 «Корова», аят 95), а в другом:«Они воззовут: “О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами”» (сура 43 «Украшения», аят 77).

С другой стороны, если бы употребление частицы «лян» указывало на полное отрицание какого-либо явления, то было бы неправильно связывать с ним какой-то поступок. Однако в Коране подобное имеет место: «Я ни за что не покину этой страны, пока отец не разрешит мне» (сура 12 «Иосиф», аят 80). Таким образом, эта частица не подразумевает полное отрицание.

Шейх Джамал ад-Дин ибн Малик сказал: «Если кто-то скажет, что лян — окончательное отрицание, отвергни его мнение и держись иной точки зрения».

Второй аят содержит очень тонкое указание на лицезрение Аллаха: из его контекста следует, что Всевышний Аллах подчеркнул одно из Своих достоинств. Хорошо известно, что достоинства выражают только утверждающие атрибуты (сифат субутиййа), ибо одно только отрицание недостатка не является совершенством и не заслуживает похвалы. Всевышний Господь заслуживает похвалы за атрибуты, которые отрицают наличие у Него каких-либо недостатков и указывают на обладание Им каким-либо качеством. Например, отрицание того, что Аллах дремлет или спит, указывает на совершенство Его власти, а отрицание смерти — на совершенство Его жизни. Отрицание усталости подчёркивает совершенство Его могущества, а отрицание сотоварищей, жены, сына и помощника — совершенство Его самодостаточности и богатства. Отрицание несправедливости указывает на совершенство Его справедливости, знания и богатства, отрицание забывчивости и незнания — на совершенство Его знания и всеведения, а отрицание подобных Ему — на совершенство Его сущности и качеств. Восхваление Аллаха не может указывать только на отсутствие какого-либо качества, не подразумевая обладание Им каким-либо атрибутом, потому что недостаток может отсутствовать и у того, кто не обладает противоположным качеством совершенства. Тот, кто обладает совершенством, не описывается посредством атрибута, который одинаково присущ ему и тому, кто не обладает этим качеством совершенства. Смысл этого аята: Аллаха можно увидеть, но нельзя постичь или объять взором. Слова «взоры не могут постичь Его» (сура 6 «Скот», аят 103) указывают на совершенство Его величия. Он больше всего сущего и настолько велик, что никто не способен объять Его взором. Слово идрак означает «постижение, объятие чего-либо». Это нечто большее, чем лицезрение, как сказал об этом Всевышний: «Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы сказали: “Нас непременно настигнут”. Он сказал: “О нет!”» (сура 26 «Поэты», аяты 61-62). Муса не отрицал того, что преследователи увидят их, но сказал, что они не настигнут (идрак) их. Лицезрение и постижение могут иметь место вместе и по отдельности. Всевышнего Господа можно увидеть, но нельзя постичь. О Нём можно узнать, но Его нельзя объять знанием. Именно так поняли данный аят сподвижники и учёные, и их высказывания приводятся в комментариях к нему. Более того, Солнце — всего лишь одно из творений, но даже его люди не способны объять взором.

Потом шейх процитировал многочисленные хадисы пророка, мир ему и благословение Аллаха, и высказывания его сподвижников, не позволяющие усомниться в их достоверности. Все они вошли в различные своды — «Сахихи», «Муснады» и «Сунаны».

Передают со слов Абу Хурайры, что однажды люди спросили: «Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, посланник Аллаха!» Он сказал: «Поистине, Его вы увидите так же». Полная версия этого хадиса приводится в обоих «Сахихах». В них же встречается похожий хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида ал-Худри. Там же приводится хадис Джарира ибн ‘Абдаллаха ал-Баджали: «Мы сидели возле пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он взглянул на четырнадцатидневную луну, а потом сказал: “Поистине, вы увидите вашего Господа воочию, как видите её, и ничто не помешает вам увидеть Его”». Муслим и др. передали хадис Сухайба, который мы процитировали выше.

Ал-Бухари и Муслим привели рассказ Абу Мусы о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У него будет два сада, в которых сосуды и всё остальное будет из серебра, а в двух других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его лике».

В «Сахихе» ал-Бухари также встречается хадис ‘Ади ибн Хатима, в котором говорится: «Потом каждый из вас предстанет перед Аллахом, и не будет между ними ни преграды, ни переводчика, который станет говорить за него. Аллах спросит: “Разве Я не даровал тебе богатство и не оказал тебе милость?” Тот ответит: “Да, конечно”. Он спросит: “Разве Я не отправил к тебе посланника?” Тот ответит: “Да, конечно”».

21 Для попадания в рай необязательно отрекаться от земных благ.

Монахи и многие из мусульман, любящих поклоняться, полагают, что обрести блаженство в раю может только тот, кто отвергает земные блага и удовольствия. Одни из них причиняют себе телесные страдания, обременяя себя беспрерывными молитвами и постом. Другие запрещают себе вкусные яства, приятные напитки и красивую одежду. Подобные ошибочные взгляды побуждают их отказываться от многих добрых дел и женитьбы.

А ведь Аллах сотворил земные блага не ради кого-нибудь, а ради верующих, и поэтому Он укорил тех, кто запрещает украшения, которые Аллах сделал дозволенными для рабов: «Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?” Скажи: “В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в день воскресения они будут предназначены исключительно для них”» (сура 7 «Ограды», аят 32).

 

Пользование земными благами заслуживает порицания, если они отвлекают человека от последней жизни, но если он пользуется этим миром как коридором, ведущим в последнюю обитель, то в этом нет ничего плохого.

22 Последние слова мольбы в раю.

На месте великого сбора верующие станут свидетелями ужасных событий. Проходя по мосту, они испытают ужас и страх, но потом их избавят от всех печалей, и они войдут в сады блаженства. Увидев там великие блага, приготовленные для них Аллахом, они станут славить Господа за то, что Он избавил их от скорби, сдержал обещание и дал им в наследство рай: «Они скажут: “Хвала Аллаху, Который избавил нас от печали! Поистине, наш Господь — Прощающий, Благодарный. Он поселил нас по Своей милости в вечной обители, где нас не коснутся ни усталость, ни изнеможение”»(сура 35 «Творец», аяты 34-35);

 

«Они скажут: “Хвала Аллаху, Который дал нам правдивое обещание и позволил нам унаследовать [райскую] землю. Мы можем поселиться в раю, где пожелаем. Как же прекрасна награда тружеников!”» (сура 39 «Толпы», аят 74).

 

В садах блаженства их молитвы будут заканчиваться восхвалением Аллаха, Господа миров: «Там они будут взывать: “Пречист Ты, Аллах!” Там их приветствием будет [слово]: “Мир!” А их молитвы завершатся [словами]: “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (сура 10 «Иона», аят 10).

 

 

 

 

 

23 Люди на оградах.

Всеблагой и Всевышний Господь сообщил о людях, которые в день воскресения попадут на ограды, разделяющие рай и ад. На этой стене они будут задержаны, и с неё они смогут увидеть и обитателей рая, и мучеников в аду.

По мнению Ибн Касира, на ограды попадут люди, чьи праведные дела будут равны их дурным поступкам, так как в Коране сказано, что те, чьи праведные дела перевесят их злодеяния, будут счастливы и попадут в рай, а те, чьи праведные дела окажутся легче их дурных поступков, понесут урон и попадут в ад: «Те, чья [чаша с добрыми деяниями на] весах окажется тяжёлой, обретут успех. А те, чья [чаша с добрыми деяниями на] весах окажется лёгкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в геенне» (сура 23 «Верующие», аяты 102-103).

 

В аяте ничего не сказано о тех, чьи праведные дела и дурные поступки окажутся равны.

 

Относительно людей на оградах Господь величия сказал: «Между ними будет изгородь, а на оградах будут люди, которые распознают каждого из них по их признакам. Они воззовут к обитателям рая: “Мир вам!” Они пока не войдут в рай, хотя будут желать [этого]. Когда же их взоры обратятся к обитателям огня, они скажут: “Господь наш! Не помещай нас с людьми несправедливыми!” Люди на оградах обратятся к мужчинам, которых они узнают по их признакам, и скажут: “Не помогло вам то, что вы собирали, и ваше высокомерие. Разве это не те, о которых вы клялись, что Аллах никогда не проявит к ним милости?” [Им будет сказано]:  “Войдите в рай! Вы не познаете страха и не будете опечалены”» (сура 7 «Ограды», аяты 46-49).

 

Внимательное изучение этого аята наводит на следующие выводы:

  1. Люди на оградах не неверующие, поскольку неверующие, вне всякого сомнения, попадут в ад. Таков исход тех, кто отвернулся от веры.
  2. Они захотят попасть в рай и станут взывать к Господу, чтобы Он не поместил их к несправедливым людям.
  3. Они станут приветствовать обитателей рая миром, желая оказаться рядом с ними, и обратятся к мученикам в аду со словами порицания и упрёка.
  4. Они попадут на высокое место, откуда можно увидеть и обитателей рая, и тех, кто попал в ад. Именно поэтому это место названо «ограды». Арабы называют так любую возвышенность. Гребень петуха тоже получил название из-за того, что он приподнят.
  5. Положение людей на оградах будет лучше, чем положение некоторых из верующих, чьи дурные поступки перевесят их благодеяния на весах. Из-за своих грехов они вначале попадут в ад, а уже потом Аллах выведет их оттуда ради их веры и приверженности единобожию. Люди на оградах не попадут в ад, несмотря на то, что их попадание в рай будет отсрочено на некоторое время.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.