О шахидах, кто они такие и т.д.

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Шахиды бывают разного рода:
Ан Навави (рахимахуллАх) сказал:
«Необходимо отметить что Шахиды бывают трех видов:
1 – Те, кто убиты на войне против куффаров, любым средством сражения. Они становятся шахидами, которые награждаются в Следующем мире и становятся шахидами в этом мире, т.е. их не следует мыть и не следует выполнять погребальную молитву.
2 – Те, кому дается награда шахида, но к нему не применяются правила шахида в этом мире. Это относится к тем, кто умер от болезни желудка, от чумы, от падения на него стены, к тем кто защищал свое имущество и ко всем о ком сообщается в достоверных хадисах, которые описаны как Шахиды. Такого человека следует омыть и совершить погребальную молитву, а в Следующем мире он получит награду шахида, но необязательно, чтобы эта награда была такой же как и награда людей из первой категории.
3 – Те, кто крадет из военных трофеев и т.д.и они не считаются шахидами если будут убиты в войне против куффаров. Такие люди попадают под определение шахидов в этом мире, поэтому их не следует мыть и совершать погребальную молитву, но он не получит полную награду в следующем мире»
Sharh al-Nawawi ‘ala Muslim (2/164).

Степени шахидов:
Статус шахидов воистину высок, он идет после статуса Пророков и Сиддигов (правдивых)

Шейх уль Ислам ибн Теймия (рахимахуллАх) сказал:
«Аллах сказал (перевод смысла):
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагоде¬тельствовал Аллах. Как же прек¬расны эти спутники!» (4:69)
Это четыре степени рабов Аллаха: лучшие из них Пророки, затем правдивые, затем мученики (Шахиды) и затем праведники»
Majmoo’ al-Fataawa (2/223).
Аллах создал в Раю разные уровни и степени, и моджахеды (те кто участвовал в джихаде) получать сотню степеней, как передано в Сахихе от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поэтому Шахиды не всех на одном и том же положении, у каждого из них отличный статус от других.
Ибн Хаджар (рахимахуллАх) сказал, после перечисления шахидов, которые погибли не на поле боя:
«Мы собрали из превосходных источников более 20 видов.
Ибн аль Тин сказал: «Все это смерть с болью. Аллах оказал милость умме Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сделав это средством для очищения от грехов, увеличения награды и приближая их к статусу шахидов.»
Я (ибн Хаджар) говорю: «Те кто был упомянут, не на одном и том же положении. На это указывает сообщение переданное Ахмадом и ибн Хиббаном в его Сахихе от Джабира, и Дарими, Ахмадом и Тахави от Абдуллах ибн Хабши, и ибн Маджа от Амра ибн Анбасаха, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошел: «Какой из видов джихада наилучший?» Он ответил: «Когда лошадь убита и кровь пролита» Fath al-Baari (6/43, 44).
В сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) существуют сообщения, которые указывают на различие статуса шахидов.

Например:

(a)
Передано от Nu’aym ibn Hammaar, что человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какой из шахидов лучший?» Он ответил: «Те кто заняв места в рядах, не повернули свои лица, когда были убиты. Они будут в домах высоко в Раю и их Господь улыбается им и когда твой Господь улыбается рабу в этом мире, то с него не будет взят расчет» Передан Ahmad (21970); оценен как сахих шейхом Албани в al-Silsilah al-Saheehah (2558).

(б)
Передано, что Утба ибн Абдин аль Салами сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Убитые бывают трех видов: (первый) верующий, который сражался своей жизнью и имуществом ради Аллаха, и когда он встретил врага он сражался с ним пока не был убит. Это великолепный шахид, которые пребывает палатке Аллаха под Его Троном; Пророки не лучше него, кроме их преимущества в том, что они Пророки. (второй вид) это верующий который совершал некоторые грехи, но сражался своей жизнью и имуществом ради Аллаха и когда он встретил врага он сражался с ним, пока не был убит. Его грехи прощаются, потому что меч уничтожает грехи и он войдет в Рай через любые врата, которые он пожелает, ведь (в Раю) восемь врат, а у Ада семь врат, и некоторые лучше других. (Третий вид) это лицемер, который сражался жизнью и имуществом и когда он встретил врага он сражался ради Аллаха и был убит. Он будет в Аду, ведь меч не уничтожает лицемерия»
Передан Ахмадом (17204). Иснад оценен как jayyid шейхом Мунзири в al-Targheeb wa’l-Tarheeb (2/208), и как Хасан шехом Албани в Saheeh al-Targheeb (1370).

(в)
Передано от Абдуллах ибн Хубши аль Кахтами, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен: «Какой джихад лучше?» Он ответил: «Тот кто сражается против мушриков имуществом и жизнью» «А какая смерть самая святая?» Он ответил: «Когда кровь пролита и лошадь убита» Передано Абу Даудом (1449) и Насаи (2526), оценен как сахих шейхом Албани в Saheeh al-Targheeb (1318).

(г)
Передано от Джабира (радиа ллаху анху) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лидер шахидов Хамза ибн Абдуль Муттлиб и человек, который встал перед тираном и приказал (ему) благое и запретил порицаемое, и он убил его». Передано Хакимом и оценен как сахих шейхом Албани в al-Silsilah al-Saheehah (374).

Относительно жизни шахидов у своего Господа, то это жизнь в Барзахе, где их Господь оказывает им почет наслаждениями Рая, где их статус различается в зависимости от их деяний и намерений в этом мире.
Аллах сказал (перевод смысла):
«Никоим образом не счи¬тай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены. Они радуются милости Ал¬лаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих» (3:169-171)
«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого.» (2:154)
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Имеется ввиду, что они живу у своего Господа, как сказано в аяте Аль Имран, но это жизнь в барзахе и мы не знаем о том какая она. Они не нуждаются в еде, питье и воздухе, так Аллах сказал: «но вы не ощущаете этого» т.е. вы не ощущаете того, что они живы, потому что их жизнь в барзахе невидима. Если Аллах не сказал нам об этом, то нам не следует знать об этом.
Также мы узнаем, что Шахиды живы, но живут в барзахе, жизнью отличной от жизни в этом мире, напротив она лучше и величественнее, но мы не знаем об этом.»
Tafseer Soorat al-Baqarah (2/176, 177).
Ибн Раджаб аль Ханбали (рахимахуллАх) сказал, в главе: «Глава о нахождении душ в барзахе»:
«Что же касается шахидов, то большинство ученых считают, что они в Раю. На эту тему имеется много хадисов.
Передано в Сахих Муслим (1887), что Масруг сказал: «Мы спросили Абдуллах ибн Масуда об этих аятах: «Никоим образом не счи¬тай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)
Он сказал: «Мы также спросили об этом у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и он ответил: «Их души в зобах зеленых птиц, у которые есть лампы подвешанные на Троне и они свободно летают там где пожелают в Раю, затем они возвращаются в эти лампы…»
Имам Ахмад, Абу Дауд и аль Хаким передали, и это сообщение оценено как Хасан шейхом Албани в Saheeh al-Targheeb (1379), от Саид ибн Джубайра, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ваши собратья были убиты на Ухуде, ваш Господь поместил их души в зобы птиц, которые летают над реками в Раю и кушают фрукты; затем они возвращаются к лампами из золота, которые висят в тени Трона. Когда они находят еду и питье и жилище, то они говорят: «Кто сообщит нашим собратьям, что мы живы в Раю и получаем удел, что бы они не оставляли сражения на пути Аллаха?» Аллах ответил: «Я сообщу им о вас. Затем Аллах ниспослал аяты: ««Никоим образом не счи¬тай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа» (3:169)
Тирмизи и Хаким передал в сообщении, которое оценено как сахих шейхом Албани в Saheeh al-Targheeb (13762) от ибн Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я видел Джафара ибн Абу Талиба, который парил как ангел с двумя крыльями вместе с ангелами в Раю»
Ahwaal al-Quboor (p. 92-104).

____________________

«Шахид когда погибает, чувствует то же самое, что вы чувствуете при щипке». Ахмад (№, 7911), ат-Тирмизий (№ 1669) и ан-Нисаий (№ 3163).
Достоверность этого хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, хафиз аль-Мунзири, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Албани, Ибн Баз, шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.

Слова «масс аль-къарса» упомянутые в хадисе означают: «ущипнуть пальцами» или «укус блохи», как это говорится в «Тухфатуль-ахуази».

От Джабира ибн ‘Атика сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помимо убитых в сражении на пути Аллаха, мученичество (бывает) семи (видов): заболевший (и умерший) от чумы — шахид; утонувший – шахид; заболевший (и умерший) от плеврита – шахид; (умерший из-за болезни) живота – шахид; погибший в огне – шахид; и тот, который умер под обломками – шахид; и женщина, умершая по причине беременности – шахид».

Этот хадис передали Малик 554, Ахмад 5/446, Абу Дауд 3111, Ибн Маджах 2803, Ибн Хиббан 3189. Ибн Хазм, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, ас-Суюты и шейх аль-Альбани, подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Мухалля» 11/108, «аль-Истизкар» 2/591, «ат-Тамхид» 19/202, «Базль аль-ма’ун» 104, «аль-Ахкам ас-сугъра» 481, «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2/291, «Джами’ ас-сагъир» 4952, «Ахкамуль-джанаиз» 54. ИСТОЧНИК (с комментариями шейха Ибн База (рахимаху-Ллах)

Передается в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который рассказал аль-Микъдам бин Ма’ди Карб:
— Шахид у Аллаха имеет семь особенностей: прощаются его грехи с первой пролившейся кровью, ему будет показано его место в Раю, он будет избавлен от испытаний могилы, он будет в безопасности в День Великого Страха (Судный день), на его голову наденут корону, один рубин которого лучше, чем этот мир и все, что находится в нем, он будет женат на семидесяти двух гуриях, и будет ходатойствовать (шафа’а) за семьдесять своих родственников.

В другой версии хадиса говорится, что шахид у Аллаха имеет шесть особенностей. Так же передается о девяти и десяти особенностях.

Этот хадис передал ат-Тирмизи, который сказал что этот хадис хасан (хороший). Так же хадис передали Ибн Маджа в «Сунан», Абд ар-Разакъ в «аль-Мусаннаф», ат-Табарани в «аль-Кабир» и Саид бин Мансур в в «Сунан».

В хадисе сказано об этом: «зат аль-джанб». Имамы говорили, что эта болезнь связана с накоплением гноя в легких, так, что они набухают и давят на ребра. Из ее признаков — это сильная боль под ребрами и трудность дыхания, а также она сопровождается иногда жаром и кашлем. Это слова Ибн Хаджара, Ибн аль-Асира, Али аль-Къари и др.
Это описание подходит к той болезни, что в наше время именуют, как «плеврит», как это говорят современники. Кстати очень подходит: «Плеврит – воспаление плевры (наружной мембраны, покрывающей легкие). Среди его причин – инфекции, травмы грудной клетки, опухоли».
Также она сравнивается некоторыми с фурункулом.

Когда у шейха Абдуль-Мухсина аль-Аббада спросили о том, является ли умерший от болезни рака шахидом, умершим от болезни живота? Он ответил: «Нет, потому что рак бывает как в животе, так и нет».
А когда у ученых Постоянного комитета спросили о том, является ли шахидом тот, кто умер в автокатастрофе? Они ответили: «Надеемся, что такой будет шахидом, подобно тому мусульманину, который умер под обломками, потому что достоверно от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что такой человек шахид». См. «Фатауа аль-Ляджна» 8/375.

«женщина, умершая по причине беременности – шахид».
Сюда имеет отношение как умершая с ребенком во чреве или же при родах. Также есть хадис, что и умершая после рождения во время послеродового кровотечения тоже шахид:
Со слов Рашида ибн Хубайша сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Смерть на пути Аллаха – это причина шахады; чума – шахада; утонуть – шахада; смерть от живота – шахада; сгореть – шахада; а также смерть во время послеродового кровотечения, ее ребенок введет ее за пуповину в Рай». Ахмад 3/489. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 4439.

Есть еще другие хадисы, в которых сообщается о причинах смерти шахидов, например очень редкий хадис:
Со слов Раби’а аль-Ансари сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Быть заколотым насмерть, умереть от чумы, под обломками, быть съеденным дикими животными, утонуть, сгореть, умереть от болезни живота и плеврита – все это шахада!» Ибн Къани’ в «аль-Му’джам». Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Мунауи и шейх аль-Альбани. См. «Файдуль-Къадир» 5339, «Сахих аль-джами’» 3953.

Со слов Са’ида ибн Зайда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто погибнет, защищая свое имущество, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою религию, станет шахидом. И тот, кто погибнет, защищая свою семью, станет шахидом». Абу Дауд 4772, ат-Тирмизи 1421. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6445.

Однако нет сомнения в том, что самая высшая степень шахады — это смерть на поле боя! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Наилучший шахид — это тот, чья кровь была пролита и чей конь был убит!» ат-Табарни. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1108.

Со слов Сууайда ибн Мукъаррина сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто был убит по несправедливости, тот шахид». ан-Насаи 4096. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6447.

Кстати, из авторов шести сборников он приводится только у имама ан-Насаи.

Со слов ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чахотка (туберкулез) – это шахада». Абу аш-Шейх, ад-Дайлями. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3691.

Следует знать, что любая болезнь, тяжелая смерть и т.п. является искупление грехов для мусульман, даже если он не достигнет именной той причины смерти, за которою в хадисах сказано, что это причина шахады!
От Абу Са’ида и Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».аль-Бухари 5641, 5642, Муслим 2573.
От Ибн Мас’уд сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев». аль-Бухари 5648, Муслим 2571.

Хафиз Ибн Хаджар говорил “До нас дошли хорошими путями более, чем двадцать причин (шахады), среди которых: ужаленный; кого загрызли звери; умерший от падения с животного; тот, кого стошнило на море; упавший с вершины горы. Сказал ан-Науауи: «Поистине, эти виды смерти по Своей милости Аллах Всевышний сделал причиной шахады, поскольку эти виды смерти тяжелые, сопровождающиеся сильными болями»”. См. “Фатхуль-Бари” 6/184.
_________________________

Сообщается, что Нимран ибн ‘Утба сказал:
— Однажды мы, будучи маленькими сиротами, зашли к Умм ад-Дарде (жене Абу ад-Дарды), которая погладила нас по головам и сказала:

— Радуйтесь о дети, ибо, поистине, я надеюсь, что вы будете под заступничеством своего отца, так как слышала, как Абу ад-Дардаъ говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: “Шахид будет заступаться за семьдесят человек из числа членов своего семейства”». Этот хадис передали Абу Дауд 2522, Ибн Хиббан 4660, Ибн ‘Асакир в «ат-Тарих» 17/321/2 и аль-Байхакъи 9/164.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3747, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1369.

_________________________

Сообщается, что Анас бин Малик сказал: — (В своё время) Умм ар-Рубаййи’ бинт аль-Бара которая была матерью Харисы бин Сураки пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха, не расскажешь ли ты мне о Харисе?”, — а он был убит в день (битвы при) Бадре — “Если он находится в раю, то я буду (проявлять) терпение, а если нет, то я буду непрестанно оплакивать его!” (В ответ ей пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “О Умм Хариса, поистине, в раю есть (множество) садов и, поистине, твоему сыну досталась (высшая часть) аль-Фирдауса!”[Иначе говоря, лучшее место в раю.] аль-Бухари 2809.

Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах сказал: — Когда (тело) моего убитого и изуродованного (неверными) отца[Отец Джабира, да будет доволен Аллах ими обоими, был убит в битве при Ухуде в 625 г.н.э.] принесли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и положили перед ним, я подошёл, чтобы поднять одежду с его лица. Мои соплеменники пытались помешать мне[Лицо покойного было обезображено: мекканцы отрезали ему уши и нос.], а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Ангелы всё ещё осеняют его своими крыльями.” аль-Бухари 1244, 2816, Муслим 2471.
Передается от Сахля бин Хунайфа что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Того, кто искренне просил Аллаха Всевышнего (позволить ему) погибнуть за веру, Аллах приведёт к положению шахидов,[Иначе говоря, в награду за искренность намерений Аллах введёт такого человека в рай, как и всех остальных павших за веру] даже если он умрёт на своей постели. Муслим 1909.

Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Тому, кто искренне просил (дать ему) погибнуть за веру, будет дарована (такая же награда, как и шахидам), даже если он и не (умер как шахид) Муслим 1908.

Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — (Что касается) страданий (в момент) гибели, то шахид ощутит лишь то, что ощущает любой из вас от укуса.[Имеется в виду лёгкое пощипывание наподобие того, что человек ощущает от укуса муравья.] (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 5813.

_________________________

Из книги сады праведных:
ГЛАВА 235 О (ТЕХ ЛЮДЯХ, КОТОРЫМ) В МИРЕ ВЕЧНОМ (УГОТОВАНА ТАКАЯ ЖЕ) НАГРАДА, КАК И ШАХИДАМ, ОДНАКО В ОТЛИЧИЕ ОТ ПАВШИХ НА ВОЙНЕ С НЕВЕРНЫМИ ИХ ОБМЫВАЮТ И СОВЕРШАЮТ НАД НИМИ ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ.

1353 — Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Пятеро являются шахидами: умерший от чумы, умерший от болезни живота, утонувший, погибший под обломками (здания) и павший на пути Аллаха. аль-Бухари 653, 2829, Муслим 1914.

1354 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал: — (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (своих сподвижников): “Кого из вас вы считаете шахидами?” Они сказали: “О посланник Аллаха, кого убили на пути Аллаха, тот и является шахидом.” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “В таком случае мало будет шахидов в моей общине!” Они спросили: “Кто же они тогда, о посланник Аллаха?”, — (на что) он ответил: “Убитый на пути Аллаха является шахидом, и умерший на пути Аллаха[Имеются в виду, такой человек, который нашёл свою смерть, например, упав с лошади.] является шахидом, и умерший от чумы является шахидом, и умерший от болезни живота является шахидом и утонувший является шахидом.” Муслим 1915.

1355 — Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Любой погибший при защите своего имущества становится шахидом. аль-Бухари 2480, Муслим 141.

1356 — Сообщается, что Абу-ль-А’вар Са’ид бин Зайд бин ‘Амр бин Нуфайль один из десяти услышавших от пророка (мир ему и благословение Аллаха) радостную весть о рае, сказал: — Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тот, кто погибнет, защищая своё имущество станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою религию, станет шахидом, и тот, кто погибнет, защищая свою семью, станет шахидом.” (Абу Дауд, ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 6445, сахих Абу Дауд 3993, сахих ат-Тирмизи 1148.

1357 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал: — Один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, скажи(что я должен делать), если (ко мне) явится человек, желающий отобрать моё имущество?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Не отдавай ему своего имущества.” (Человек) спросил: “А если он нападёт на меня?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Сражайся с ним.” (Человек) спросил: “Скажи, а если он убьёт меня?” Он сказал: “Тогда ты (станешь) шахидом.” (Человек) спросил: “А если я убью его?” Он сказал: “Тогда он попадёт в ад.” Муслим 140.

_________________________

Сказал Посланник Аллаха: «Кто искренне просил у Аллаха шахаду, доведет его Аллах до степени шахидов, даже если он умрет на своей постели» Муслим, 3532, Ан-Насаи, 4371, Хаким, 2412, Абу Дауд, 1299, Тирмизи, 1577, Ибн Хиббан, 3192.

Сказал Аль-Манави в шархе: «Кто просил у Аллаха шахаду..» — то есть, смерть шахида. «..искренне..» — обусловлено искренностью, поскольку это мерило деяний, и ключ к их баракяту «..доведет его Аллах до степени шахида» — награждая его за искренность его просьбы. «..даже если он умрет на своей постели» — поскольку оба из них намеревались на благое, и делали то, что в их силах, и поэтому они сравнялись в основе награды» см. «Ат-тайсир», 2-815

Сказал Ан-Навави, перечислив два варианта этого хадиса: «Смысл этих двух передач в том, что если кто-то просил шахаду искренне, то будет дано ему из награды шахидов, даже если он умрет на своей постели. И в этом хадисе: желательность просьбы (к Аллаху) о шахаде, и желательность намерения на благое» см. «Шарх Сахих Муслим», 6-389

Сказал Аль-Куртуби: «Этот хадис указывает на достоверность того, что мы обосновали в разделе, который до этого, а это то, что воистину, кто имел намерение на какое либо из благих деяний, однако не получилось у него сделать в соответствии с этим намерением по причине оправдания, будет в статусе того, кто приступил к этому делу, и совершил его» см. «Аль-Муфхим», 12-56

И передается испрашивание шахады от сподвижников Пророка. Сказал Умар Ибн Аль Хаттаб: «О Аллах, воистину я прошу у тебя шахады на Твоем пути, и смерти в городе Твоего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует» Абдур-Раззак, 9550, Малик, 1680, Бухари, 1879, иснад достоверен.

_________________________
Вопрос:

Какова достоверность хадиса: «Чернила ученого священнее крови мученика»?
Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Хадисы, которые указывают на превосходство ученых над мучениками, или на превосходство чернил ученого над кровью павшего за веру, переданы группой сподвижников. Однако пути передачи этих хадисов или сильно слабы, или выдуманы. Упомянем их вкратце.

1. Хадис от Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, который передал Ибн ‘Абдульбарр в «Джами‘ байан аль-‘ильм» (Т. 1. С. 150). В цепочке передатчиков присутствует Исма‘иль ибн Аби Зийад. Ибн Хиббан сказал о нем, что тот был обманщиком. Поэтому аль-‘Ираки в «Тахридж аль-ихъя» (С. 5) сказал, что хадис слаб.

2. Хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который передал Абу На‘им в «Ахбар Асбахан» (№ 1718), ад-Дейлями в «Муснад аль-фирдаус». В цепочке передатчиков этого хадиса присутствует вышеупомянутый Исма‘иль ибн Аби Зийад.
Ибн аль-Джаузи в «Аль-‘иляль аль-мутанахийа» (Т. 1. С. 81) передал этот хадис по другому пути передатчиков и сказал: «Эта цепочка передатчиков не верна. Ахмад ибн Ханбал сказал, что Мухаммад ибн Йазид аль-Уасыты не передавал никаких преданий от ‘Абдуррахмана ибн Зийада. Ибн Хиббан сказал, что он передаёт вымышленные хадисы от доверенных передатчиков».

3. Хадис от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, который передал ад-Дейлями в «Муснад аль-фирдаус». В цепочке передатчиков присутствует Исхак ибн аль-Касим и его отец, о которых ничего не известно. Также этот хадис передал аль-Хатыб в «Тарих Багдад» (Т. 2. С. 193), и с такой же цепочкой передал Ибн аль-Джаузи в «Аль-‘иляль аль-мутанахийа» (Т. 1. С. 80) и сказал: «Слова о том, что хадис относится к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не верны». Аль-Хатыб сказал, что все передатчики этого хадиса доверенные люди, кроме Мухаммада ибн аль-Хасана, и что этот хадис – творение его рук».

4. Хадис от Ну‘мана ибн Башира, да будет доволен Аллах им и его отцом, который передал ас-Сахми в «Тарих Джурджан» (С. 91, 222) и Ибн аль-Джаузи в «Аль-‘иляль аль-мутанахийа» (Т. 1. С. 81). Ибн аль-Джаузи сказал: «Этот хадис недостоверен. Что касается Харуна ибн ‘Антара, то Ибн Хиббан сказал о нем: „Хадисы от него не берутся в качестве доказательства. Он передает слабые хадисы, которые уже сердцем можно понять, что они выдуманы“. А что касается Йа‘куба аль-Кумми, то он являлся слабым передатчиком».

5. Хадис от ‘Укбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, который передает ар-Рафи‘и в «Тарих Казъуин» (Т. 3. С. 481). В цепочке передатчиков присутствует ‘Абдульмалик ибн Маслама, который передавал слабые хадисы, а также в цепочке передатчиков ‘Абдуллах ибн Ляхи‘а.

6. Хадис от ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен им Аллах, который привел аль-Мархаби в главе «Достоинство знания», как сказал об этом ас-Суюты в «Ад-дурр аль-мансур» (Т. 3. С. 423). А также этот хадис есть в «Джуз» из книги Ибн ‘Амшалика (С. 44). В цепочке передатчиков присутствует Ахмад ибн Мухаммад ибн аль-Касим, муаззин из Тарсуса, биографию которого не известна.

7. Хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал Ибн ан-Наджар, как об этом сказал ас-Суюты. Также он упомянут в «Лисан аль-михзан» (Т. 5. С. 225) от Джураба аль-Кяззаба (лжеца).

8. Хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который приводится в «Джуз» Ибн ‘Амшалика (С. 45) от аль-Кяльби, от Абу Салиха, от Ибн ‘Аббаса. Такая цепочка передатчиков совершенно слаба.

9. Хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передает ас-Сам‘ани в «Адаб аль-имляъ уа-ль-истимляъ» (С. 181). В цепочке передатчиков присутствует аль-Музаффар ибн аль-Хусайн, учитель ас-Сам‘ани, биография которого не известна.

Одним словом, хадис достоверным не является.

Аль-Хатыб аль-Багдади сказал, что это вымышленный хадис. Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: «Слова хадиса вымышлены» (Мизан аль-и‘тидаль. Т. 3. С. 517). Аш-Шаукани упомянул хадис в «Аль-фауаид аль-маджму‘а» (С. 17), аль-‘Амири в «Аль-джед аль-хасис фи байан ма ляйса би-хадис» (С. 203). Аль-Албани сказал: «Это то мнение, к которому склоняется сердце (то есть, что хадис недостоверен – прим. пер.)» (Ас-сильсиля ад-да‘ифа № 4832). Такого же мнения придерживался шейх Мухаммад Рашид Рида в «Маджалля аль-манар» (Т. 3. С. 698).

Во-вторых.

Существуют хадисы, которые указывают на значимость, достоинство крови мученика и павшего за веру, сами по себе, без сравнения, тогда как хадисов, которые бы гласили о значимости чернил ученого сами по себе, нет. И даже более этого, мы не знаем ни одного достоверного хадиса, который бы указывал на достоинство чернил ученого сам по себе. О достоинстве чернил ученого упоминается лишь в хадисах, которые сравнивают чернила ученого с кровью мученика за веру.

Что же касается крови, который проливает мученик, то достоверные хадисы гласят, что в День Суда кровь павшего за веру будет цвета крови, но благоухать она будет мускусом, и что мученику простятся грехи с первой упавшей каплей крови и пр. Однако, это – одно, а превосходство мученика над ученым – другое.

Аль-Манауи, да помилует его Аллах, сказал:
«Справедливо будет отметить, что нет хадисов о достоинстве ученого только за его знания, тогда как хадисы об особенностях мученика (о том, что ему будут прощены прегрешения, и что от него будет отдалено наказание) имеются. Поэтому никто не может однозначно заявлять о положении ученого. Оно может быть выше, а может занимать более низкую ступень (по сравнению с мучеником).

Необходимо принимать во внимание положение самого ученого и плоды его знаний, а также положение самого павшего за веру и плоды его действий. Превосходство обнаруживается при знакомстве с их деяниями и пользой, которую принесли эти деяния. Сколько павших за веру и ученых содействовали облегчению страха и устранению бед! Поэтому, можно сказать, что один мученик лучше группы ученых, а один ученый лучше многих мучеников, и всё это в соответствии с положением и с тем, к чему привели знания и деяния отдельного человека (ученого или павшего за веру)» (Файд аль-Кадир. Т. 6. С. 603).

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«В отношении этого вопроса – превосходства чернил ученого над кровью мученика, или наоборот – существует много разногласий. Каждая группа привела свои доказательства и возвысила одного из них.
Однако чтобы разрешить спор и вернуть вопрос к позиции единогласного мнения (иджма‘) в этом вопросе нужно:

— говорить о том, что существуют степени совершенства;

— упомянуть лучшую из них;

— рассмотреть: что из них (мученичество или знание) ближе к этой степени совершенства.

Эти три основы помогут выявить верное мнение и окончательное решение.
Что касается степеней совершенства, то их четыре: пророчество, праведность (или правдивость высшей степени), мученичество за веру и угодничество. Всевышний Аллах упомянул их в Своих словах:

ومن يطع الله والرسول فأولئك مع الذين أنعم الله عليهم من النبيين والصديقين والشهداء والصالحين وحسن أولئك رفيقا . ذلك الفضل من الله وكفى بالله عليما

„Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и благочестивыми мужами, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники. Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает о всякой вещи“ (сура „ан-Ниса“, аяты 69-70).

Наивысшая степень — это пророчество, за ней следует – праведность (или наивысшая правдивость). Правдивые мужи – предводители последователей посланников, поэтому их положение наивысшее после пророчества.

Если перо ученого будет писать наивысшей правдивостью, и чернила будут расходоваться на этом поприще, то его чернила станут ценнее крови павшего мученика, который не достиг степени высшей правдивости.

Если же мученик прольёт кровь за наивысшую правдивость, то его кровь станет лучше чернил ученого, который пренебрег ею. Более достойным из них будет тот, кто будет более придерживаться наивысшей правдивости (сыддикыйа).

Если же они равны в наивысшей правдивости, то они равны и по положению. А Аллаху ведомо лучше.

Наивысшая правдивость – это полная вера во всё, с чем пришел посланник, а также знание, подтверждение и исполнение этого. И она зависит от самого знания: насколько ученый более знающ о том, с чем пришел посланник Аллаха,да блаословит его Аллах и приветствует, насколько полнее подтверждает это, настолько же будет полнее его наивысшая правдивость. Наивысшая правдивость – это дерево, корни которого – знание, ветви – подтверждение, а плоды – деяния.
Таковы вкратце слова о том, кто лучше: ученый или павший за веру (мученик)» (Мифтах дар ас-са‘ада. Т. 1. С. 297-299).

Такой подробный разбор, как нам кажется, предпочтительнее и ближе к истине, чем безапелляционный выбор, который делают многие ученые между знанием и мученичеством, как деяний самих по себе.

А Аллах знает лучше.

________________________________________________
Спросили шейха аль-Альбани:
«Некоторые говорят, что тела шахидов не гниют так же, как и тела пророков, так ли это?»

Он ответил:
В шариате нет ни одного доказательства, которое бы нам указывало на то, что тела шахидов не гниют, в отличие от пророков! У нас есть хадис, в котором сказано: «Поистине, Аллах Всевышний запретил земле пожирать тела пророков».

Что же касается шахидов, то относительно них такого текста не пришло. Однако в первые годы Ислама среди шахидов были такие, тела которых не гнили, что было исключением.

Но мы не делаем из этого правило, что тела всех шахидов не гниют. Среди людей могут быть и такие праведники, кто не является шахидом, но Аллах может сделать чудом то, что его тело не будет гнить.

Однако мы должны говорить, что не гниют только тела пророков, а что касается кого бы то ни было помимо пророков, то у нас нет доказательства на то, что их тела не гниют!”.
Сл. «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 317.

_________________________
Является ли улыбка на лице при смерти признаком правильности пути?

Сказал шейх Солих Ибн Мухаммад аль-Люхайдан, когда был спрошен о тех, кто аргументирует улыбками на лице убитых членов отклонившихся групп на то, что они на истине:
«Если достоверно, что они умирают улыбаясь, то это не является далилем ни на что. Человек может быть убит по причине своего зиндычества, и он будет представать человеком, которого не заботит то, что его убьют, и быть убежденным, что у религии нет никакой значимости, и что религиозные люди — обольщённые невежды, улыбаться над их «невежством». Лишь то, что человек улыбается при смерти — если это достоверно, не является далилем».
Источник: «Мухадара фи джамиати ар роджихи аниль гулюв фи ат такфир», сторона б, 32-ая минута
_________________________
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) во время одной из своих пятничных проповедей сказал: “Вы говорите во время своих военных походов: “Такой-то умер шахидом, такой-то стал шахидом”. А ведь может быть и так, что тот, о ком вы это говорите, всего лишь утруждал своим весом верховое животное! Но нет, не говорите так, а говорите то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто умер или был убит на пути Аллаха, тот шахид»”. Ахмад 1/48, Ибн Хиббан 10/480, Са’ид ибн Мансур 6/88. Имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.

_________________________

Свидетельство раем или адом за конкретную личность. Также говорить такой то шахид… Также о так называемых признаках шахидов.

Альбом с фото текстом:
http://vk.com/album181861343_209110970

Скачать статью в док формате:
http://vk.com/doc181861343_355199408

Читать: http://vk.com/biblioteka.islama?w=wall-42391762_9534

Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.