Попадут ли в Рай все дети, умершие не достигнув совершеннолетия, или ими окажутся лишь дети мусульман?

 
Ответ:

Хвала Аллаху!

ИншаАллах мы можем разделить этот вопрос на 2 части:

Во-первых: Участь детей мусульман;

Во-вторых: Участь детей неверующих.

Что касается первого вопроса, то Ибн Касир (да смилуется над ним Аллаха) писал: «Что касается детей верующих, то не существует разногласия среди ученых по этому вопросу. Аль-Kади Абу Йа’ла ибн аль-Фарра аль-Ханбали сообщает от Имама Ахмада о том, что «не существует разногласия в том, что они (дети мусульман) будут среди обитателей Рая. Это хорошо известно всем (т.е. ученым) и в этом мы определенно уверены, ИншаАллах (Преславлен Он и Велик)» («Тафсир аль-Kур’ан аль-Азым», 3/33)»

Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Кто же сомневается в том, что дети мусульман попадут в Рай?». Он также говорил: «Поистине, нет разногласий в этом». («Хашийа Ибн аль-Kаййим аля Сунан Абу Дауд», 7/83)

Ан-Навави писал: «Заслуживающие доверия мусульманские ученые единогласны в том, что ребенок мусульман окажется среди обитателей Рая, ибо он не несет какой-либо ответственности (т.е. не достиг того возраста, когда на него возлагались бы определенные обязательства)». («Шарх аль-Муслими», 16/207)

Куртуби сообщал: «Мнение о том, что они будут в Раю, является точкой зрения большинства». Он также сказал: «Некоторые ученные отрицают любые противоречия по этому поводу». («Аль-Тазкира», 2/328).

Что же касается второго вопроса, т.е. участи детей неверующих, то мнение ученых разделились. Существует несколько точек зрения относительно этого вопроса:

1. Эти дети попадут в Рай. Однако некоторые ученые считали, что они будут находиться в аль-Арафе (место между Раем и Адом). Причиной же высказывания о том, что они попадут в Рай и является то, что это и есть окончательное пристанище обитателей А’рафа. Это мнение большинства ученых, как об этом сообщал Абд аль-Барр в «Аль-Тамхиде» (18/96). Доказательствами же, приводимыми ими служат:

А) Хадис Самурах (да будет доволен им Аллах) о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел детей мусульман и мушриков рядом с Ибрахимом (мир ему). Хадис привел Аль-Бухари (6640).

Б) Хасна бинт Муавийа рассказывала со слов Бани Сурайм, как та говорила: «Мой дядя (по отцу) рассказывал мне, что: «(Однажды) я сказал: «О, Посланник Аллаха, кто будет в Раю?» Он ответил: «В Раю будут пророки, в Раю будут шахиды, в Раю будут младенцы и девочки, похороненные заживо»»». Хадис привел Имам Ахмад (409/5). Аль-Албани охарактеризовал его «слабым» в «Даиф аль-Джами» (5997).
2. Они будут в Аду вместе со своими родителями. Аль-Kади Абу Йа’ля приписывает данное высказывание Ахмаду. Однако Шейхуль-Ислам (Ибн Теймиййа) отмечает, что подобное утверждение является серьезной ошибкой. См. «Хашийат Ибн аль-Kаййим Аля Сунан Абу Дауд» (7/87).
Доказательством этой группы ученых является следующий хадис:
А) Салама ибн Kайс аль-Ашджаи рассказывал, что: «(Однажды) я и мой брат пришли к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали ему: «Наша мать умерла во времена джахилиййи. Она оказывала почести гостям и поддерживала родственные отношения. Однако, она заживо похоронила нашу сестру, не достигшую совершеннолетия». (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) ответил: «Хоронившая своих детей заживо и похороненная заживо, обе, в Огне, за исключением той из похоронивших, кого достиг Ислам и которая стала мусульманкой»». Аль-Хафиз ибн Кассир в «Тафсире» (3/33) классифицировал хадис, как «хороший», а до него ещё Ибн Абд аль-Барр в «Тамхиде» (18/20) сказал то же самое.

Б) Существуют и другие хадисы, являющиеся, однако, слабыми.
Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, ибн аль-Мубарак и Исхаk ибн Рахавейх не высказывали какого-либо мнения по этому вопросу. Причиной тому является следующее:
а) Согласно Ибн Аббасу: «Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был задан вопрос о детях мушриков, на что он ответил: «Аллах лучше знает, что они совершили»». (Аль-Бухари, 1383; Муслим, 2660) б) Имеется подобный хадис от Абу Хурейры (Аль-Бухари, 1384; Муслим, 2659).
3. Среди ученых есть и такие, которые говорили, что дети мушриков будут слугами обитателей Рая. Шейх уль-Ислам Ибн Теймиййа (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Нет основания для этого высказывания». («Маджму аль-Фатава», 4/279). Я же говорю: «Относительно этого имеется хадис, приведенный Табарани и ал-Баззаром. Однако, он классифицирован имамами, в том числе и ал-Хафизом ибн Хаджаром в его «Фатхе» (3/246) как «слабый»».
4. Они будут подвергнуты испытанию на Том свете, и кто покорится Аллаху, тот войдет в Рай, а кто нет — тот войдет в Огонь. Это высказывание большинства приверженцев Сунны и мусульманской общины, как об этом сообщил Абдуль Хасан аль-Аш’ари. Также, оно является мнением аль-Бейхаkи и ряда других исследователей. К этому мнению склоняется и Шейх уль-Ислам ибн Теймиййа. Он упоминает, что в этом и заключается смысл текстов Имама Ахмада и что оно является мнением, рассматриваемым аль-Хафизом ибн Кассиром как наиболее правильное. Он пишет: «На этом мнение сходятся все предания, и об этом ясно говорится в приведенных выше хадисах, которые подкрепляют друг друга». (« Аль-Тафсир», 3/31).

Аргументами являются следующие хадисы:

а) Передают со слов Анаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскресения будут приведены четверо: младенец, душевно больной, и человек, умерший в период Фатрах (отрезок времени между двумя пророками) и дряхлый старик. Каждый из них будет говорить в своё оправдание. И Господь (Преславен Он и Велик) скажет группе людей, войдущих в Ад: «Подойдите поближе!» И скажет Он им: «Я посылал к рабам своим пророков из их среды. Теперь Я сам Посланник к вам. Входите туда (т.е в Огонь)». И скажут обреченные на мучения: «О, Господь, как же мы войдем туда, когда мы стремились избежать этого?» Те же, кому было предначертано оказаться среди преуспевших, поспешат устремиться в него. И скажет Аллах (Велик Он) (первой группе людей): «Вы были бы ещё более непослушны по отношению к Посланникам Моим. И войдут те — в Рай, а эти — в Огонь»». Хадис приведен Абу Йа’лой (4224). Имеется множество сведений, подкрепляющих данный хадис, о которых в своем «Тафсире» (3/29-31) упоминает Аль-Хафиз ибн Касир. Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Это — наиболее разумное из высказываний, согласовывающее всё сообщения и на котором сходятся хадисы данной главы. Согласно сказанному некоторые из этих людей попадут в Рай, как об этом говорится в хадисе от Самуры, некоторые же попадут Ад, как на это указывает хадис от Аишы. Ответ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) свидетельствует об этом. Он говорил: «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили, ибо Он — их Создатель»».

Известно, что Аллах не наказывает никого на основании того, что ему ведомо, пока не свершится то, о чем Он знает. И Он подвергает мучению тех, кто заслуживает наказания, на основании того, что Ему известно. Эта осведомленность Его опирается на прежнее знание, а не на новейшие. И эта осведомленность Его проявится в Загробной жизни.

Выражение «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили» указывает на то, что Аллах (Преславен Он) знает, что бы они натворили, если бы прожили. И тот, кто подчиняется Ему во время испытания, является из числа тех, кто повиновался бы Ему в этой жизни, если бы прожил. А кто ослушается Его, тот и является из числа тех, кто ослушался бы Его в этом мире, если бы прожил. Это служит доказательством того, что Ему ведомо то, чего не произошло, а если и случилось бы, то как бы это произошло. Аллаху ведомо лучше».
(«Хашиййа Ибн аль-Kаййим аля Сунан Абу Дауд», 7/87). И то, что следует из некоторых вышеприведенных хадисов, мы считаем наиболее правильным. Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) писал: «Хадисы о подвержении испытанию являются специфическими».

Душу того, кого Аллах знает, что подчинится Ему, Он отправит в аль-Барзах вместе с Ибрахимом и другими детьми мусульман ,умершими в состоянии Фитрах. Дело же того, кого Аллах знает, что он не подчинится Ему, будет в руках Аллаха Всевышнего. И в День Воскресения он будет в Огне, как на это указывают хадисы об испытании, и как об этом поведал аль-Аш’ари от приверженцев Сунны» («Аль-Тафсир», 3/33). Слово же «Аллаху ведомо лучше, что они совершили» не означают, что ученые не давали объяснения по этому поводу.

Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Доказательство, приводимое данной группой, требует дальнейшего изучения. Ответ пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не означает, что он не хотел давать каких-либо разъяснений. Более того, он приписывает Аллаху знание того, что бы они сделали, если бы прожили. Это и есть ответ на их вопрос о том, как они могут быть со своими родителями, без совершения каких-либо дел. Это — одна часть хадиса. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относит Аллаху знание того, что бы они совершили. Он не говорил, что Аллах лучше знает, где они будут и где поселятся. Это доказательство противоречит мнению данной группы».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.