ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ АДА.

 3. ОПИСАНИЕ АДА.

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437254136

docx: https://vk.com/doc181861343_437254135    

txt: https://vk.com/doc181861343_437254137

 

Содержание:

  • 1 Местонахождение ада.
  • 2 Величина и глубина ада.
  • 3 Ступени ада.
  • 4 Врата ада.
  • 5 Растопка ада.
  • 6 Адский жар, дым и искры
  • 7 Ад разговаривает и видит.
  • 8 Ибн ‘Умар видит ад во сне.
  • 9 Можно ли увидеть ад наяву до дня воскресения?
  • 10 Влияние ада на земной мир и на его обитателей.

 

 

 

1 Местонахождение ада.

Богословы разошлись во мнениях относительно того, где ад находится сейчас. Одни считали, что он на нижайшей земле. Другие полагали, что он находится на небесах. Третьи воздерживались от конкретного суждения, и это мнение — правильное, так как по этому поводу нет ни одного ясного достоверного текста. Одним из тех, кто воздерживался от суждений по данному вопросу, был хафиз ас-Суйути: «Следует воздерживаться от высказывания суждений относительно местонахождения ада, потому что этого не знает никто, кроме Аллаха, и на эту тему нет ни одного хадиса, которому я бы доверял».

Шейх Валиаллах ад-Дихлави в своём трактате, посвящённом вероучению, пишет: «Нет ни одного ясного текста, конкретизирующего местонахождение рая и ада. Они находятся там, где угодно Всевышнему Аллаху. Мы же не способны объять своим знанием творение Аллаха и Его миры». Комментируя эти слова, Сиддик Хасан-хан сказал: «Это самое предпочтительное и надёжное мнение по данному вопросу, если так угодно Всевышнему Аллаху».

Сказал Аллах Всевышний: كَلا إِنَّ كِتَابَ الفُجَّارِ لَفِي سِجِّينٍ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا سِجِّينٌ * كِتَابٌ مَّرْقُومٌ «Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин? Это – книга начертанная». Сура 83 — «Обвешивающие», аяты 7-9.

Смысл: их пристанище и их путь — в Сиджжине. Сиджжин – прилагательное по типу фи´иль (употребляется для придания слову смысла чрезмерности, крайности), значение которого происходит от слова ас-Сиджн, что означает – «трудное положение, нужда, теснота». В речи используют подобные по типу (т.е. фи´иль) прилагательные, например – разорванный (фиттикъ), много пьющий (ширриб), пьяница (химмир), постоянно выпивающий (сиккир) и тому подобное. Поэтому это (т.е. тип его словосложения) придает важность данному слову. И сказал Всевышний: وَمَا أَدْرَاكَ مَا سِجِّينٌ «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?» — то есть Сиджжин имеет большую важность, и он является действующей тюрьмой и в нём – мучительное страдание.

Аль-Имамы аль-Багъауи, Ибн Касир и Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует их Аллах, привели доказательства, подтверждающие и упоминающие, что Сиджжин находится под седьмой землей (т.е. под семью землями), тогда как Рай расположен над седьмым небом. См.: Тафсир аль-Багъауи 4/458–459, тафсир Ибн Касира 4/485–486, «ат-Тахуиф минан-нар» (Устрашение адским огнём) Ибн Раджаба с.62-63.

Сказал Ибн Касир: «Верной точкой зрения является то, что Сиджжин происходит от (слова) «ас-сиджн», а это — «нужда, трудное положение, теснота», ведь создания (Аллаха) — чем они ниже располагаются, тем меньше их размер, а чем они выше, тем больше их размер. Так и семь небес: каждое из них обширнее и выше чем то, что ниже её. Также и с землями, каждая из них обширнее, чем та, которая была до неё, пока в самом низу не будет достигнута абсолютная глубина с самым узким местом в центре седьмой земли». Тафсир Ибн Касира 4/446.

Затем он (т.е. Ибн Касир), упомянул, да смилуется над ним Аллах Всевышний: «Участь нечестивых грешников – находиться в Аду, а он самое нижайшее место из низких. Как сказал Всевышний:

ثُمَّ رَدَدْنَاهُ أَسْفَلَ سَافِلِينَ * إِلا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِـحَاتِ فَلَهُمْ أَجْرٌ غَيْرُ مَمْنُونٍ «…Потом Мы низвергнем его в нижайшее из низких мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали праведные деяния. Им уготована награда неиссякаемая». Сура 95 — «Смоковница», аяты 5-6.

И также сказал: كَلا إِنَّ كِتَابَ الفُجَّارِ لَفِي سِجِّينٍ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا سِجِّينٌ «Но нет! Книга грешников окажется в Сиджжине. Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?». В нём сочетаются узость (теснота) и глубина. Как сказал Аллах Всевышний: وَإِذَا أُلْقُوا مِنْهَا مَكَانًا ضَيِّقًا مُقَرَّنِينَ دَعَوْا هُنَالِكَ ثُبُورًا «Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель». Сура 25 — «Различение», аят 13.

 

А слова Всевышнего: كِتَابٌ مَّرْقُومٌ «Это книга начертанная», не являются толкованием Его слова:

وَمَا أَدْرَاكَ مَا سِجِّينٌ «Откуда ты мог знать, что такое Сиджжин?», а, поистине, являются они толкованием того, что предписанное им местопребывание – Сиджжин. Это предначертано, предписано. Это то, что написано совершенным письмом, нельзя к нему ничего добавить и нельзя из него ничего изъять». Тафсир Ибн Касира 4/486.

Сказал Ибн Раджаб, да смилуется Аллах над ним: «Некоторые сделали доказательством этого (то есть того, что адский огонь находится из семи земель в самой глубокой — нижайшей седьмой) то, что Аллах Всевышний известил о том, что неверные будут вводиться в Огонь по утрам и вечерам (т.е. в период аль-барзах – жизнь после смерти в могиле до судного дня). Он известил также, что для неверных не откроются врата Небес, указав, что огонь Ада находится на земле.…Также (сообщается) в хадисе Аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет доволен ими обоими Аллах, который передаёт слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, описывающие отнятие Аллахом души (т.е. смерти) и где он сказал по поводу души неверного: «…будут подниматься с ней, (т.е. с душой) до нижнего неба и будет испрошено открыть для неё (дверь), но не откроется для неё». Затем прочитал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

لاَ تُفَتَّحُ لَـهُمْ أَبْوَابُ السَّمَاءِ وَلاَ يَدْخُلُونَ الْـجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْـجَمَلُ فِي سَمِّ الْـخِيَاطِ «Воистину, не откроются для них врата небесные (для тех, кто считал ложью знамения Аллаха и превозносился над ними). Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко». Сура 7 — «Преграды», аят 40.

Тогда Великий и Могучий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сиджжин, что находится в земле низшей». Затем он сказал: «и швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело…». «Ат-Тахуиф минан-нар уат-Та’риф би-хали даруль-бауар» с.63.

Хадис привели Абу Давуд №4753, ан-Насаи 4/101, 2059, ибну Маджаh 4269, Ахмад в «аль-Муснад» 4/287, 295, 296, аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 1/37-38 и др. Собрал пути, объединил и удостоверил (хадис) ученый Аль-Альбани в книге «Ахкамуль-джанаиз» с.158.

 

2 Величина и глубина ада.

Размеры и глубина ада велики, а расстояние от одного его края до другого огромно. Об этом можно судить по нескольким признакам.

  1. В ад попадёт бесчисленное множество грешников, и, несмотря на это, среди них будут такие, чьи размеры будут огромными. Так, коренные зубы обитателей ада будут величиной с гору Ухуд, а расстояние от одного их плеча до другого будет равно трём дням пути. Несмотря на такие крупные размеры мучеников, ад вместит в себя огромное количество неверующих грешников, которые жили на протяжении всей земной истории. Более того, в нём останется свободное место и для других, о чём сообщается в Коране:«В тот день Мы скажем геенне: “Заполнилась ли ты?” Она скажет: “Нет ли добавки?”»(сура 50 «Каф», аят 30).

 

Поистине, ад подобен мельнице, в которую попадают тысячи тонн зерна, а она перемалывает их, не зная усталости. Наконец, зерно заканчивается, а мельница продолжает крутиться в ожидании добавки. В хадисе о пререкании рая и ада сообщается, что Аллах сказал аду:

«Поистине, ты — Моё наказание, которому Я подвергаю, кого пожелаю». Далее в нём сказано: «Каждый из них двоих заполнится, но огонь не будет заполнен, пока Всеблагой и Всевышний Аллах не наступит на него Своей ногой, и он скажет: “Довольно, довольно!” Лишь тогда он заполнится, а его части войдут одна в другую, и ни с кем из творений Аллах не поступит несправедливо». Его передали ал-Бухари и Муслим со слов Абу Хурайры.

Передают со слов Анаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Грешников будут бросать в геенну, а она будет говорить: “Нет ли добавки?”, пока Господь миров не наступит на неё Своей стопой так, что её части войдут одна в другую. Тогда она скажет: “Довольно, довольно, клянусь Твоим могуществом и великодушием!”» Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

  1. О большой глубине ада свидетельствует то, что камень, брошенный с его верхней части, достигает дна лишь спустя много лет. В «Сахихе» Муслима (2844) приводится хадис Абу Хурайры: «Как-то мы сидели около посланника, мир ему и благословение Аллаха, и услышали грохот падающего камня. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Знаете ли вы, что это?” Мы ответили: “Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше”. Он сказал: “Это камень, брошенный в огонь семьдесят лет назад. Он падал там до сих пор, пока не достиг дна ада”».

Ал-Хаким со слов Абу Хурайры и ат-Табарани со слов Му‘аза и Абу Умамы сообщили, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если камень величиной с семь беременных верблюдиц сбросить с края геенны, то он будет падать семьдесят лет, но так и не достигнет её дна». Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

  1. Большое количество ангелов, которые приведут ад в день воскресения. Аллах сказал:«В тот день приведут геенну»(сура 89 «Заря», аят 23).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал то, как это произойдёт в день воскресения: «В тот день приведут геенну, у которой семьдесят тысяч поводьев. За каждый повод его будут волочить семьдесят тысяч ангелов». Хадис передал Муслим (2842) со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. Нам же остаётся только поражаться размерам этого страшного творения, сдержать которое по силам лишь стольким могучим, сильным ангелам, о чьей силе доподлинно известно одному Аллаху.

  1. На крупные размеры ада также указывает то, что в нём будут свёрнуты такие огромные творения, как Солнце и Луна. Имам ат-Тахави в сборнике «Мушкил ал-асар» передал со слов Саламы ибн ‘Абд ар-Рахмана, что Абу Хурайра рассказывал со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «В день воскресения Солнце и Луна будут скручены в огне». Это же передали ал-Байхаки в книге «ал-Ба‘с ва-н-нушур», а также ал-Баззар, ал-Исма‘или и ал-Хаттаби с иснадом, достоверным согласно требованиям ал-Бухари. Сам ал-Бухари привёл его в своём «Сахихе» в сокращённой форме: «Солнце и Луна будут скручены в огне». [Это не означает, что Солнце и Луна будут страдать в аду, ибо наказания будут удостоены только те творения, которые ослушались Всевышнего Аллаха. – К.Э.]
3 Ступени ада.

Огненный жар в аду распределён неравномерно, и муки его обитателей будут различаться по степени тяжести. Иными словами, наказание в аду не является одинаковым для всех. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры окажутся на нижайшей ступени огня» (сура 4 «Женщины», аят 145).

Слово дарк используется арабами для обозначения ступеней, спускающихся вниз, а дарадж — ступеней, ведущих вверх. Поэтому эпитет дараджат обычно употребляется в отношении ступеней рая, а даракат — в отношении ступеней ада. Чем глубже расположена ступень в аду, тем жарче там пламя. Лицемеры заслуживают самого мучительного наказания, и поэтому они попадут на самую низкую ступень в аду.

Иногда слово дараджат употребляется и в отношении ступеней ада. Так, в суре «Скот», после описания обитателей рая и ада, говорится: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (сура 6 «Скот», аят 132);

«Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто привёл в ярость Аллаха и чьим пристанищем будет геенна?! Как же скверно это место прибытия! Они займут разные ступени перед Аллахом»(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 162-163).

‘Абд ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: «Ступени рая поднимаются вверх, а в аду они спускаются вниз» (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 50). Сообщается со слов некоторых праведных предков, что грешники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, окажутся среди тех, кто попадёт на верхнюю ступень ада. На второй ступени будут иудеи, на третьей — христиане, на четвёртой — сабии, на пятой — огнепоклонники, на шестой — арабы-язычники, а на седьмой — лицемеры. В некоторых трактатах встречаются названия ступеней ада: первая — джаханнам (геенна); вторая — лаза (адское пламя); третья — хутама (огонь сокрушающий); четвёртая — са‘ир (пламя); пятая — сакар (преисподняя); шестая — джахим (ад); седьмая — хавийа (пропасть).

Однако ни подобное распределение грешников по ступеням, ни перечисленные названия каждой из ступеней не являются правдивыми. Достоверно известно, что все эти эпитеты (ад, адское пламя, огонь и др.) являются названиями ада целиком, а не какой-либо его части. Также известно, что люди будут наказаны в зависимости от степени своего неверия и совершённых ими грехов.

4 Врата ада.

Аллах сообщил о том, что у ада семь врат: «Поистине, геенна — это место, обещанное всем им. У неё семь врат, и для каждых врат предназначена определённая их часть» (сура 15 «Хиджр», аяты 43-44).

Комментируя этот аят, Ибн Касир пишет: «Это значит, что в каждую из этих дверей непременно войдёт предписанное число последователей Иблиса, и они не смогут избежать этого — упаси нас Аллах! Каждый войдёт в ту дверь, которая соответствует его поступкам, и будет пребывать на соответствующей ступени. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб во время проповеди сказал: «Врата геенны расположены так». По словам Абу Харуна, он показал, что они находятся одно над другим. Передают с его же слов: «У геенны семь врат, расположенных одно над другим. Вначале заполнятся первые врата, потом — вторые, потом — третьи, пока не заполнится каждое из них». (Ибн Касир. Тафсир. Т. 4. С. 162).

Врата ада раскроются, когда неверующих приведут к нему, и потом они войдут туда, чтобы остаться там навечно: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в геенну. Когда они подойдут к ней, её врата будут распахнуты, и её стражи скажут им: “Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днём вашим?” Они скажут: “Конечно!” Но сбылось относительно неверующих слово о мучениях» (сура 39 «Толпы», аят 71). После этого признания им скажут: «Войдите во врата геенны и пребудьте там вечно! Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура 39 «Толпы», аят 72). Эти врата навсегда закроются для грешников, и они потеряют надежду на избавление. Всевышний сказал: «Те же, которые не уверовали в Наши знамения, являются людьми левой стороны, над которыми сомкнётся огонь». (сура 90 «Город», аяты 19-20). По словам Ибн ‘Аббаса, «сомкнётся» означает, что его врата будут заперты. Муджахид сообщил, что выражение на диалекте курайшитов означает «закрывать дверь» (Ибн Касир. Тафсир. Т. 7. С. 298).

В другой суре сказано: «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и пересчитывает его, думая, что богатство увековечит его. Но нет! Его непременно ввергнут в огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое огонь сокрушающий? Это — разожжённый огонь Аллаха, который вздымается над сердцами. Поистине, он сомкнётся над ними высокими столбами. (т. е. мученики будут прикованы к этим столбам или врата ада будут заперты и закреплены этими столбами)». (сура 104 «Хулитель», аяты 1-9).

Следовательно, врата ада будут заперты над грешниками. Ибн ‘Аббас сказал, что высокими названы сами врата. Катада передал чтение Ибн Мас‘уда: «Поистине, он сомкнётся над ними посредством высоких столбов» (Ибн Касир. Тафсир. Т. 7. С. 368). ‘Атиййа сказал: «Это будут железные столбы». Мукатил сказал: «Врата будут сомкнуты над их головами и подпёрты железными столбами, чтобы адский жар возвращался к грешникам». Согласно такому толкованию, высокими названы столбы, т. е. брусья, которыми подпирают врата ада, длинные, потому что длинные подпорки надёжнее и крепче коротких.

До дня воскресения врата ада периодически открываются и закрываются. В частности, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что в рамадане врата ада заперты. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает рамадан, распахиваются врата рая, запираются врата огня, а шайтанов заключают в оковы». (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 66).

Ат-Тирмизи передал со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает первая ночь рамадана, шайтанов и мятежных джиннов заключают в оковы, и запирают врата огня так, что ни одно из них не открывается, и распахивают врата рая так, что ни одно из них не запирается».

5 Растопка ада.

Растопкой ада будут каменья, грешники и неверующие, как об этом сказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни» (сура 66 «Запрещение», аят 6);

«Побойтесь огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован для неверующих» (сура 2 «Корова», аят 24).

Под людьми, которые будут растопкой для ада, подразумеваются неверующие многобожники. Что же касается камней, которые имеются в виду в данном аяте, то о них лучше известно Аллаху. Некоторые из ранних мусульман считали, что это — сера. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Это камни из серы, которые Аллах сотворил на первом небе в день сотворения небес и земли, приготовив их для неверующих». Об этом сообщили Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим и ал-Хаким в «Мустадраке». Это же мнения высказывали Ибн ‘Аббас, Муджахид и Ибн Джурайдж(Ибн Касир. Тафсир. Т. 1. С. 107).

Если данное мнение опирается на слова посланника, мир ему и благословение Аллаха, то мы принимаем его без споров и пререканий. Если же оно опирается на самостоятельное суждение, основанное на познании природы и особенностей камней, то оно не приемлемо, так как среди камней есть такие, которые воспламеняются и горят лучше, чем сера. Первые поколения мусульман считали, что сера обладает особенностями, которых нет у других веществ, и решили, что именно серные камни будут растопкой для ада. Ибн Раджаб сказал: «Большинство комментаторов считало, что под камнями, которые будут растопкой для ада, подразумеваются серные камни. Существует мнение, что они обладают пятью особенностями, необходимыми для причинения мук, которых нет у других веществ: они быстро возгораются, выделяют отвратительный запах и много дыма, прочно прилипают к телу и нагреваются до высоких температур».

Но Аллах может сотворить камни, которые превзойдут серу по этим характеристикам, и мы считаем, что камни в последней жизни будут отличаться от тех, что существуют в этом мире.

Растопкой в аду также будут идолы, которым люди поклонялись вместо Аллаха:«Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для геенны, в которую вы войдёте. Если бы они были богами, то не вошли бы туда. Но все они останутся там навечно» (сура 21 «Пророки», аяты 98-99).

Ал-Джаухари сказал: «Растопкой ада является всё, посредством чего он будет разожжён». Абу ‘Убайда сказал: «Всё, что будет брошено в ад, считается его растопкой» (Сиддик Хасан-хан. Йакза. С. 61).

6 Адский жар, дым и искры.

Всевышний Аллах сказал: «И будут те, кто по левую сторону. Кто же будет по левую сторону? [Они окажутся] под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра» (сура 56 «Событие», аяты 41-44).

В данном аяте упоминаются три источника прохлады, которыми пользуются люди в земном мире, чтобы уберечься от зноя: вода, ветер и тень. Как видно из аята, ничто из этого не принесёт облегчения обитателям ада, так как его ветер знойный, и вода там горячая, а тень в нём — клочья адского дыма(Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 85).

В предыдущих аятах Аллах подчеркнул ужасное положение тех, кто окажется на левой стороне, — адских мучеников. В других местах Корана описываются ужасы самого ада: «Для того же, чья [чаша с добрыми деяниями на] весах окажется лёгкой, матерью станет пропасть (т. е. грешники будут искать убежище в аду подобно тому, как ребёнок ищет убежище у своей матери). Откуда ты мог знать, что это такое? Это — жаркий огонь!» (сура 101 «День оглушающий», аяты 8-11).

Тень, упомянутая в аяте: «…в тени чёрного дыма» (сура 56 «Событие», аят 43), представляет собой дым адского пламени. Обычно, когда речь заходит о тени, люди представляют себе влажное, прохладное место, где приятно отдыхать. Но тень в аду лишена прохлады и не имеет приятного вида. Это — тень чёрного дыма.

Коран описал для нас эту тень — дым геенны, возвышающийся над языками пламени: «Ступайте к тени с тремя разветвлениями. Не прохладна она и от пламени не избавляет, а он бросает искры, подобные замку, [который выглядит] словно жёлтые верблюды» (сура 77 «Посылаемые», аяты 30-33). Из данного аята следует, что от адского огня образуется столько дыма, что он делится на три разветвления. Его клочья образуют тень, которая не даёт прохлады и не защищает от полыхающего пламени. От него летят огромные искры, подобные замкам, внешне напоминающие чёрных верблюдов.

Описывая силу адского огня и его воздействие на мучеников, Аллах сказал: «Я брошу его в преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое преисподняя? Она не щадит и не оставляет. Она сжигает кожу» (сура 74 «Завернувшийся», аят 27-29). Этот огонь пожирает и сокрушает всё сущее, не щадя и не оставляя после себя никого и ничего. Он сжигает кожу и добирается до костей, расплавляя внутренности и проникая в сердца.

Передают, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш огонь составляет лишь одну семидесятую часть огня геенны». Ему сказали: «Посланник Аллаха, и нашего огня было бы достаточно». Он сказал: «Он больше него на шестьдесят девять частей, каждая из которых такая же жаркая, как этот огонь». Хадис передали ал-Бухари и Муслим, и его текст приводится согласно версии ал-Бухари. В версии Муслима сказано: «Ваш огонь, разжигаемый сынами Адама…»

Этот огонь не угасает по прошествии времени: «Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений» (сура 78 «Весть», аят 30); «Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночной перенос», аят 97).

Поэтому неверующие не найдут там отдохновения, и их страдания не будут облегчены: «Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь» (сура 2 «Корова», аят 86). Каждый день адское пламя будет раздуваться, как это отмечено в хадисе, переданном Муслимом со слов ‘Амра ибн ‘Абасы. В нём сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Соверши рассветный намаз, а затем не молись, пока солнце не взойдёт и не поднимется, потому что оно восходит между рогами сатаны, и в это время неверующие поклоняются ему. Потом совершай намазы, потому что за ними наблюдают, и на них присутствуют. Когда же тень копья не будет склоняться на восток или на запад, перестань молиться, потому что в это время разводят огонь в геенне. Когда снова появится тень, опять совершай намазы».

В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда сильно припечёт, отложите [полуденный] намаз до тех пор, пока не станет прохладнее, потому что сильная жара — от дыхания геенны».

Когда же наступит день воскресения, и грешников будут ввергать в ад, он будет разожжён с новой силой: «…когда ад будет разожжён [с новой силой], когда рай будет приближён [к праведникам]» (сура 81 «Скручивание», аяты 12-13).

 

 

 

7 Ад разговаривает и видит.

В текстах Корана и сунны ад предстаёт в образе творения, способного видеть, разговаривать, жаловаться. Как подчёркивается в великом писании, ад увидит своих обитателей издали, когда их будут вести к нему. В этот момент он издаст страшные звуки, выражающие его злобу и ненависть к грешникам. Всевышний сказал: «Когда он завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и вздохи» (сура 25 «Различение», аят 12). Ибн Джарир передал со слов Ибн ‘Аббаса: «Поистине, будет человек, которого поволочат в ад, и тот сожмётся так, что одна его часть войдёт в другую. Тогда Милостивый скажет: “Что с тобой?” Ад ответит: “Он ищет защиты от меня”. Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в ад, а он скажет: “Господи, я не думал, что Ты так поступишь со мной”. Аллах спросит: “Что же ты думал?” Он ответит: “Что Твоя милость объемлет меня”. Тогда Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в ад, и тот зарычит на него так, как мулица рычит, увидев ячмень. А потом он вздохнёт так, что всех вокруг охватит страх». Ибн Касир в «Бидайе» (2/21) назвал иснад хадиса достоверным.

Имам Ахмад и ат-Тирмизи передали хадис ал-А‘маша о том, что Абу Салих от имени Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения из огня высунется шея с двумя глазами, способными видеть, и двумя ушами, способными слышать, и языком, способным говорить. Она скажет: “Мне поручёны трое: каждый упорный притеснитель, каждый, кто взывал вместо Аллаха к другим божествам, а также те, кто создавал изображения”». Ат-Тирмизи назвал его достоверным.

8 Ибн ‘Умар видит ад во сне.

В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ Ибн ‘Умара: «Мне приснилось, что ко мне подошли двое ангелов, каждый из которых держал в руке железную палицу. Они сказали: “Тебе не будет страшно. Ты хороший человек. Вот если бы ты ещё совершал больше ночных намазов”. Они повели меня с собой, и мы остановились у края геенны. Она была похожа на обложенный камнями колодец. Её края были подобны краям колодца, и у каждого из них стоял ангел, державший в руках железную палицу. В ней были мужчины, подвешенные на цепях вниз головой. Я узнал среди них некоторых курайшитов, а потом меня увели вправо. Я рассказал об этом Хафсе, и когда она передала это посланнику, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: “Поистине, ‘Абдаллах — праведный человек”». В такой форме хадис передал ал-Бухари. (Ибн ал-Джаузи. Тахвиф. С. 51).

 

9 Можно ли увидеть ад наяву до дня воскресения?

Нам известно, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, видел ад и рай при жизни. В обоих «Сахихах» приводится рассказ ‘АбдаЛлаха ибн ‘Аббаса о том, что во время солнечного затмения посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я увидел рай и протянул руку к кисти винограда, и если бы я взял её, то вы ели бы её, пока существует этот мир. Потом я увидел огонь, и я никогда не видел более страшного зрелища. Я увидел, что большая часть его обитателей — женщины».

В «Сахихе» ал-Бухари упомянут хадис Асмы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Рай был настолько приближён ко мне, что если бы я осмелился, то принёс бы вам оттуда кисть винограда. Огонь тоже был приближён ко мне настолько, что я сказал: “Господи, неужели я окажусь вместе с ними?” Там была женщина, которую царапала кошка. Я спросил: “В чём она виновата?” Мне сказали: “Она заперла её, и та умерла от голода. Она не кормила её и даже не выпускала, чтобы та могла поживиться насекомыми на земле”».

В «Муснаде» Ахмада приводится хадис ал-Мугиры ибн Шу‘бы о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, огонь был приближён ко мне настолько, что я сдувал его жар со своего лица. Я увидел в нём человека с крюком [, который воровал вещи у паломников], того, кто рассёк ухо верблюдице [таким образом язычники помечали священных животных], и женщину из [племени] химйар, женщину с кошкой».

В «Сахихе» Муслима приводится хадис Джабира о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне были показаны рай и огонь. Рай был приближён ко мне настолько, что я потянулся к виноградной кисти в нём, но не достал до неё. Когда же мне был показан огонь, я попятился назад, опасаясь того, что он окутает меня. Я увидел высокую тёмную женщину из [племени] химйар, которая страдала из-за своей кошки. Она привязала её, отказав ей в еде и питье. Она даже не позволяла ей поживиться насекомыми на земле. Я также увидел там Абу Сумаму ‘Амра ибн Малика, который волочил свои кишки в огне».

После того, как человек умирает и попадает в барзах, ему показывают его место в раю (если он был верующим) или в аду (если он был неверующим). Мы разъяснили этот вопрос в комментарии к хадису о барзахе.

В обоих «Сахихах» приводится следующий рассказ Ибн ‘Умара: «Мне приснилось, что ко мне подошли двое ангелов, каждый из которых держал в руке железную палицу. Они сказали: «Тебе не будет страшно. Ты — хороший человек. Вот если бы ты еще совершал больше ночных намазов”. Они повели меня с собой, и мы остановились у края Геенны. Она была похожа на обложенный камнями колодец. Ее края были подобны краям колодца, и у каждого из них стоял ангел, державший в руках железную палицу. В ней были мужчины, подвешенные на цепях вниз головой. Я узнал среди них некоторых курейшитов, а потом меня увели вправо. Я рассказал об этом Хафсе, и когда она передала это Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Поистине, ‘Абдуллах — праведный человек”». В такой форме хадис передал аль-Бухари.

10 Влияние ада на земной мир и на его обитателей.

Ал-Бухари передал в своём «Сахихе» хадис Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Огонь пожаловался своему Господу и сказал: “Господи, я пожираю сам себя!” Тогда ему было позволено делать два выдоха: один — зимой, а другой — летом. Это — самая сильная жара и самые сильные морозы, которые вы ощущаете».

Ал-Бухари также передал со слов Абу Са‘ида, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда сильно припечёт, отложите [полуденный] намаз до тех пор, пока не станет прохладнее, потому что сильная жара — от дыхания геенны».

 

 

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Ад и рай., Без рубрики, Вера в Судный День.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.