Глава 14. Обитатели Рая отправляются на вечное пребывание в Рай, а обитатели Огня — в Огонь.

14. Обитатели Рая отправляются на вечное пребывание в Рай, а обитатели Огня — в Огонь

 

 

Рассматриваемые вопросы:

1 Каждой общине будет велено последовать за тем, чему или кому они поклонялись.

2 Сбор неверующих для отправления в Ад.

3 Прохождение верующих по Сырату и отделение от них лицемеров.

4 По Сырату пройдут только верующие, в отличие от тех, кто при давал Аллаху сотоварищей.

5 Что означает приход к Огню?

6 Что такое Сырат? Убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата.

7 Переход по Сырату — назидание.

 

__________________________________

 

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437256470

docx: https://vk.com/doc181861343_437256469    

txt: https://vk.com/doc181861343_437256472

 

 

 

1 Каждой общине будет велено последовать за тем, чему или кому они поклонялись.

 

В конце этого Дня рабы Всевышнего отправятся либо в Рай, либо в Ад, которые станут для них вечной обителью. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) поведал нам о том, что в конце Судного дня каждой общине будет велено последовать за божеством, которому она поклонялась. Те, кто поклонялся солнцу, последуют за солнцем, те, кто поклонялся луне, — за луной. Идолопоклонникам представятся их божества, которые пойдут впереди них, и они последуют за ними. А потом все эти лжебоги и кумиры упадут в Огонь, а те, кто им поклонялся, последуют за ними. Всевышний сказал о фараоне: «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь. Отвратительно то место, куда они пойдут!» (сура 11 «Худ», аят 98).

После этого останутся только верующие и немногие из людей Писания. При этом среди верующих будут и лицемеры, которые были с ними в этом мире. К ним придёт их Господь и спросит: «Чего вы ждёте?» Они ответят: «Мы ждём нашего Господа», и они узнают его по Голени, когда Он обнажит её, и тогда все они падут ниц, кроме лицемеров, — те не смогут сделать это: «В тот день, когда обнажится Голень, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» (сура 68 «Письменная трость», аят 42).

После этого верующие последуют за своим Господом, и будет протянут Сырат. Верующим будет дарован их свет, и они пройдут по Сырату, а свет лицемеров будет погашен, и им будет сказано: «Возвратитесь назад и ищите свет!» После этого будет возведён забор с вратами, с одной стороны которого — милосердие, а с другой стороны — наказание и мучения. Верующие пройдут по Сырату с различной быстротой — в зависимости от своей веры и благих дел.

 

Абу Са’ид аль-Худри (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день глашатай провозгласит: «Пусть каждая община последует за тем, чему она поклонялась!» После этого все, кто поклонялся кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, например, идолам и истуканам, упадут в Огонь. Тогда останутся лишь те, кто поклонялся одному лишь Аллаху, — среди них будут и праведники, и грешники, а также немногие оставшиеся люди Писания. После этого призовут иудеев и спросят: «Чему вы поклонялись?» Они ответят: «Мы поклонялись ‘Узайру, сыну Аллаха». Тогда им будет сказано: «Вы солгали! Не брал себе Всевышний ни супруги, ни детей!.. Чего же вы желаете?» Они скажут: «Нас мучает жажда, о Господь наш. Напои же нас!» Тогда им будет указано на Ад и сказано: «Не войдёте ли?!» И их погонят к Огню, который будет подобен миражу, и части которого будут сокрушать друг друга, и они упадут в Ад. После этого призовут христиан и спросят их: «Чему вы поклонялись?» Они ответят: «Мы поклонялись Мессии, сыну Аллаха». Им будет сказано: «Вы солгали! Не брал Всевышний себе ни супруги, ни детей!.. Чего же вы желаете?» Они скажут: «Нас мучает жажда, о Господь наш. Напои же нас!» Тогда им будет указано на Ад и будет сказано: «Не войдёте ли?!» И их погонят к Огню, который будет подобен миражу, и части которого будут сокрушать друг друга, и они упадут в Ад. И вот, когда не останется никого, кроме поклонявшихся только Аллаху праведников и грешников, придёт к ним Господь в таком виде, что они не узнают его, и скажет: «Чего вы ждёте? Ведь каждой общине велено следовать за тем, чему она поклонялась». Они скажут в ответ: «О Господь наш! Мы расстались в жизни ближней с людьми, в которых мы очень нуждались, и мы не сопровождали их». Тогда Он скажет: «Я ваш Господь!» Они воскликнут: «Просим у Аллаха защиты от тебя! Поистине, мы никого не приобщаем к Аллаху!» Они повторят это дважды или трижды так, что некоторые из них едва не опрокинутся. Тогда Он спросит: «А есть ли у Него какая-нибудь известная вам примета, по которой вы узнаете Его?» Они ответят: «Да». Тогда Он обнажит Голень, и всем, кто в этом мире совершал земной поклон Всевышнему с чистым намерением, Он позволит пасть ниц. А спины тех, кто в этом мире совершал земной поклон Всевышнему лишь для того, чтобы избежать неприятностей, а также напоказ людям, Он сделает неподвижными, и каждый раз, когда они захотят совершить земной поклон, они будут падать на затылки свои. Потом они поднимут голову, и Он предстанет перед ними уже в ином обличье и скажет: «Я ваш Господь!» Тогда они скажут: «Ты наш Господь!» После этого над Адом будет переброшен мост и будет разрешено заступничество, и они скажут: «О Аллах! Спаси, спаси!»» Люди сказали: «О Посланник Аллаха! А что такое этот мост?» Он ответил: «Он скользок, и на нём есть крючья и колючки, какие бывают в Неджде и называются са’дан (Колючее сладковатое на вкус растение, используемое в качестве корма для скота). Верующие преодолеют его в мгновение ока, а также подобно молнии, ветру, птицам, резвым скакунам и верблюдам. Некоторые преодолеют его благополучно, некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторых столкнут в Ад». [Муслим, № 183].

 

Абу Хурайра передаёт такой хадис с описанием Сырата: «И будут посланы надёжность [амана] и родственные связи, которые встанут по обеим сторонам Сырата, справа и слева, а потом первый из вас пройдёт по нему подобно молнии». Абу Хурайра спросил: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит «подобно молнии»?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока? Следующие пронесутся подобно ветру, следующие — подобно птицам, а следующие — как бегут [сильные] мужчины. Скорость прохождения по Сырату будет зависеть от дел [каждого из них]. Что же касается вашего Пророка, то он будет стоять на Сырате, повторяя слова: «Господи, спаси, спаси!» Это будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех рабов Аллаха, у которых мало было благих дел. Тогда придёт человек, который сможет передвигаться по Сырату только ползком. А по обеим сторонам Сырата будут крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и некоторые будут оцарапаны, но всё же спасутся, а некоторые свалятся в Ад!» [Муслим, № 195].

 

Абу аз-Зубайр передаёт, что он слышал, как Джабир ибн ‘АбдаЛлах спрашивал о том, как людей поведут в Огонь. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день мы придём на возвышенность над людьми, и тех, кто поклонялся, и тех, кому поклонялись, призовут. После этого к нам придёт наш Господь и скажет: «Кого вы ждёте?» Они ответят: «Мы ждём нашего Господа». Тогда Он скажет; «Я ваш Господь». Они скажут: «Сначала мы должны посмотреть на Тебя!» Тогда Он явится им, улыбаясь. Потом они последуют за Ним, и каждому из них, будь то искренне верующий или лицемер, Он дарует свет. Потом они последуют за Ним. На мосту над Адом будут крючья и шипы, которые будут хватать тех, кого пожелает Аллах, после чего свет лицемеров будет погашен. Потом верующие спасутся. Лица первой группы будут подобны луне в ночь полнолуния. Их будет семьдесят тысяч, которых не подвергнут расчёту, а следующие за ними будут подобно свету звёзд на небе…» [Муслим, № 191].

 

Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, отвечая на вопрос одного из сподвижников о видении Аллаха: «Разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Разве сомневаетесь вы, что сможете увидеть солнце, когда оно не будет скрыто облаками?» Они сказали: «Нет». Тогда он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День Воскрешения люди будут собраны, и Он скажет: «Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!» И некоторые из них последуют за солнцем, некоторые — за луной, некоторые — за теми, кого они считали богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется. И явится им Аллах так, что они не поймут, что это Он, и скажет: «Я — Господь ваш!» Они же станут говорить: «Просим у Аллаха защиты от тебя! Не сойдём мы с этого места, пока не придёт к нам Господь наш, а когда Он придёт, мы узнаем Его!» Потом Аллах снова явится к ним так, что они поймут, что это Он, и скажет: «Я — Господь ваш!» И тогда они скажут: «Ты — Господь наш!» И Он призовёт их, и будет воздвигнут над Адом Сырат, и стану я первым из посланников, кто пройдёт по нему с общиной своей, и в тот День посланники станут говорить: «О Аллах, спаси, спаси!» И будут там крючья, подобные колючкам са’дан. Видели ли вы колючки са’дан?» Люди сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Так вот, они будут подобны колючкам са’дан, однако никто, кроме Аллаха, не знает, сколь они велики. Они станут хватать людей сообразно делам их, и некоторые из них будут погублены за свои дела, а у других будут вырваны куски плоти, но потом они спасутся» [Бухари, № 806; Муслим, № 182].

Из этих ясных и достоверных хадисов можно сделать несколько важных выводов. В них упоминается о том, что неверующих поведут в Ад, и о том, как верующие отправятся в Рай, преодолев Сырат, и о том, как лицемеров отделят от верующих. Все они в общем указывают на то, что людей поведут к Огню, как сказал Всевышний: «Каждый из вас придёт туда» (сура 19 «Марьям», аят 71).

 

Передается от Салмана аль-Фариси, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный День будут установлены Весы настолько огромные, что они могли бы взвесить небеса и землю. Тогда ангелы спросят: «О, Господь! Для кого они будут взвешивать?» Он скажет: «Для тех, кого Я захотел из моих творений». Тогда ангелы скажут: «Свят Ты, о наш Господь! Мы не поклонялись тебе должным образом!». И будет воздвигнут Сират, который будет острым, как бритва, и ангелы скажут: «Кого Ты проведешь через него?» Аллах скажет: «Тех, кого Я захотел из Моих творений». Тогда ангелы скажут: «Свят Ты, о наш Господь! Мы не поклонялись тебе должным образом!».

Хадис передал аль-Хаким (4/586), аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-Таргиб ват-Тархиб» (3626).

 

Передается, что Анас бин Малик сказал: «Я спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): Заступишься ли ты за меня в Судный День, о посланник Аллаха?», и он ответил: «Непременно». Я спросил: «О, посланник Аллаха, где мне искать тебя?» Он ответил: «Ищи меня в первую очередь на Сират». Я сказал: «А если я не встречу тебя на Сирате?». Он ответил: «Тогда ищи меня возле Весов». Я сказал: «А если я не найду тебя и возле Весов?» Он сказал: «Тогда ищи меня возле Водоема (аль-Хьавд). Я непременно буду в трех этих местах».

Хадис передал Имама Ахмад — Фатх аль-Бари — (24/132), ат-Тирмизи (2433) и аль-Байхакъи, аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-Таргиб ват-Тархиб» (3625).

 

Передал Ибн Масуд, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Последним, кто войдет в Рай будет мужчина, который будет идти по мосту, а иногда ползти, и один раз он будет обожжен огнем. А когда он пройдет его, он повернется к нему и скажет: “Благословен Тот, Кто спас меня от тебя. Поистине, Аллах дал мне то, что не дал ни первому, ни последнему…”». Хадис передали аль-Бухари (6571), Муслим (187).

 

Передается от Хузейфы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…По сторонам Сирата будут развешаны крюки, которым будет велено хватать определенных людей, и некоторые пройдут его израненными, а некоторые будут низвергнуты в Огонь». Хадис передали Муслим (195), аль-Хаким (4/631).

 

Некоторые будут остановлены на Сирате и страдать от адского жара, и будут пребывать в неописуемом ужасе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…Тот, кто скажет мусульманину что-либо, пытаясь унизить его, будет задержан Аллахом на Мосту, пока не очистится от сказанного». Хадис передал Абу Дауд (4883), аль-Албани назвал его хорошим в «Сахих Аби Дауд» (4086).

 

Абу Бакрата передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный День людей приведут к Мосту, края которого будут кидать их в Огонь, и они будут падать туда, словно мотыльки. И Аллах, благословен Он и высок, спасет по своей милости, кого пожелает». Передал Ахмад — Фатх аль-Бари (24/156) и другие, аль-Албани назвал хадис хорошим в «Зиляль аль-Джанна» (837).

 

 

Мы разберём эту тему подробнее в следующих пунктах.

 

 

 

 

 

 

 

2 Сбор неверующих для отправления в Ад.

 

Мы знаем немало аятов и хадисов, в которых описывается то, как неверующих поведут в Огонь вместе с их божествами, которым они поклонялись.

 

  1. Они будут собраны в большие группы, подобно стадам скота, и при этом на них будут грубо прикрикивать, как прикрикивает пастух на коров или овец: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну» (сура 39 «Толпы», аят 71).

 

  1. Всевышний Аллах сказал: «В тот день они будут безжалостно ввергнуты в огонь Геенны» (сура 52 «Гора», аят 13). Всевышний также сказал: «В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнём, их задержат» (сура 41 «Разъяснены», аят 19). То есть ангелы соберут их всех до одного, как это делают со скотом.

 

  1. Из некоторых аятов и хадисов следует, что, когда неверующие будут собраны для отправления в Огонь, они будут ползти на своих лицах, а не идти так, как они ходили в этом мире, то есть ногами. Всевышний сказал: «Тем, которые будут собраны в Геенну лицами вниз, уготовано наихудшее место, и они более других сбились с пути». (сура 25 «Различение», аят 34).

 

Анас ибн Малик (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что один человек сказал: «Как приползёт неверующий в Судный день на лице своём?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал в ответ: «Разве Тот, Кто заставил его ходить на двух ногах в этом мире, не способен заставить его ползать на лице?» Катада сказал: «Конечно, способен, клянусь величием Господа нашего!». [Бухари; Муслим, № 2806].

При том что они во время сбора будут передвигаться таким внушающим отвращение способом, они ещё и будут сделаны слепыми, немыми и глухими: «В День Воскрешения Мы соберём их на их лицах, слепыми, немыми, глухими. Их пристанищем будет Геенна. Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 97).

 

  1. Им станет ещё тяжелее от того, что вместе с ними будут собраны их лжебожества, а также их помощники и последователи: «Соберите несправедливых и им подобных и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и укажите им путь в Ад» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 22-23).

 

  1. При этом они будут унижены, опозорены и совершенно бессильны: «Скажи тем, которые не уверовали: «Вы будете побеждены и собраны в Геенне. Как же скверно это ложе!»» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 12).

 

  1. Ещё до того, как они дойдут до Ада, до их слуха донесётся звук, исходящий из него, и звук этот наполнит их сердца ужасом: «Когда [Огонь] завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рёв» (сура 25 «Различение», аят 12).

 

  1. Когда они подойдут к Огню вплотную, осознают, что их ожидает, и поймут, насколько он ужасен, они начнут скорбеть и раскаиваться и пожелают вернуться в этот мир для того, чтобы уверовать: «И если бы ты (о, Посланник) видел, как они [эти многобожники] будут поставлены [задержаны] перед Огнём [Адом] и скажут: «О если бы Мы были возвращены (в земную жизнь), то мы не считали бы ложью знамения нашего Господа и были бы из (числа) верующих!». Сура 6 «Скот», аят 27.

Но не будет им спасения от Огня: «Грешники увидят Огонь, и им станет ясно, что они будут брошены в него. Они не найдут от него спасения!» (сура 18 «Пещера», аят 53).

 

  1. После этого им прикажут войти в Огонь, и обрушится на них гнев Могущественного, и будут они опозорены и унижены и окажутся потерпевшими ущерб: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура 16 «Пчёлы», аят 29). И никто из джиннов и людей не спасётся от Огня, кроме богобоязненных, которые уверовали в Аллаха и в то, с чем пришли посланники, и последовали за тем, что было ниспослано им от их Господа: «И (Я, Аллах) клянусь же Господом твоим (о, Пророк) [Самим Собой], (что) (в День Суда) Мы непременно соберём их [тех, кто не верит в воскрешение] и шайтанов, потом Мы приведём их (и поставим) вокруг Геенны [Ада] на коленях. (И Я [Аллах] клянусь, что) потом Мы извлечём из каждой партии такого, кто из них был сильнейшим ослушником против Милостивого [больше всех ослушался Его]. Потом – ведь Мы лучше знаем про тех, кто больше заслуживает того, чтобы там [в Аду] гореть. И нет среди вас (о, люди) того, кто бы в неё [в Геенну] не вошёл [каждый будет проходить по мосту, который проложен над Адом; но неверующие сразу провалятся в Ад, а верующие будут проходить этот мост с такой быстротой, которая соответствует их благим делам]. (И это) – для твоего Господа уже решённое постановление. Потом Мы спасем тех, которые (в земной жизни) остерегались (наказания Аллаха) (исполняя то, что Он повелел и избегая того, что Он запретил), и оставим беззаконников [неверующих] там [в Аду] (стоять) на коленях». Сура 19 «Марьям», аяты 68-72.

 

В одном из тафсиров эти аяты прокомментированы следующим образом: «Аллах клянётся Собой — а это самая великая из клятв, — что они непременно будут собраны после смерти, и это неотвратимо: «Клянусь твоим Господом, Мы непременно соберём их». При этом они не будут одни: «Мы непременно соберём их и шайтанов». То есть они и эти шайтаны окажутся в равном положении. Шайтаны — это те, кто постоянно побуждал их к неверию и отрицанию, и между ними существовала связь «последователи — те, за кем следуют» и «руководимый — руководитель». Это описание создаёт живую картину: они стоят на коленях вокруг Ада, униженные и опозоренные: «…а затем поставим их вокруг Геенны на колени». Это ужасное зрелище: бесчисленное множество людей, собранных для отправления в Огонь и стоящих на коленях вокруг него. Они видят это страшное пламя, их обжигает его жар. Оно каждое мгновение ожидает, что вот сейчас их схватят и бросят в него. А они стоят на коленях, униженные, объятые ужасом. Вот так жалко будут выглядеть гордецы и высокомерные, кичливые люди. Затем будут выведены те, кто больше всего ослушивался Всевышнего и проявлял высокомерие: «Потом Мы выведем из каждой общины того, кто больше других ослушался Милостивого». В аяте имеет место удвоение букв, которое призвано самым выразительным способом передать то, как этих людей будут хватать, вытаскивая из окружения соплеменников. После этого их бросят в Огонь — это действие и то, что последует за ним, уже рисует нам воображение. Поистине, Аллах знает, кто более других заслуживает того, чтобы гореть в Аду. Их не будут хватать как попало, выхватывая из этого множества людей первого попавшегося. Поистине, Аллах знает их количество, и Он знает каждого из этих людей: «Нам лучше знать, кто более других заслуживает того, чтобы войти туда». И их выбирают для того, чтобы они стали первыми из тех, кого бросят в Огонь».

Аят «каждый из вас придёт туда» оказал огромное воздействие на благочестивых и праведных людей. Он лишил их сна, помешал им наслаждаться жизнью. Они перестали смеяться, оставили наслаждения и удовольствия… Ибн Касир упоминает о том, что Абу Майсара каждый вечер, ложась в постель, говорил: «Ах, если бы мать моя вообще не родила меня!» — и плакал. Его спросили: «Что заставляет тебя плакать, о Абу Майсара?» Он ответил: «Аллах сообщил нам о том, что мы придём туда, но Он не говорил, что нас выведут оттуда!».

А ‘АбдаЛлах ибн аль-Мубарак передаёт со слов аль-Хасана аль-Басри: «Один человек сказал своему брату: «Знаешь ли ты о том, что ты придёшь к Огню?» Тот ответил: «Да» Он спросил: «А было ли сообщено тебе о том, что ты уйдёшь от него?» Тот ответил: «Нет» Он сказал: «Так чему ты тогда улыбаешься и отчего смеёшься?» После этого он не смеялся до тех самых пор, пока не встретил своего Господа».

Ибн ‘Аббас сказал своему соседу: «И я, и ты, Абу Рашид, — мы непременно войдём туда… А вот выйдем ли?» [Ибн Касир. Тафсир].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Прохождение верующих по Сырату и отделение от них Лицемеров.

 

Когда неверующих и заблудших, придававших Всевышнему сотоварищей, уведут в их в страшную обитель, хуже которой нет пристанища, — в Ад, — на арене событий Судного дня останутся приверженцы единобожия, последователи посланников. Среди них будут грешники и лицемеры. Все они окажутся в темноте перед Мостом. ‘Аиша передаёт: «Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «А где будут люди, когда изменятся земля и небеса?» Он ответил: «Они будут в темноте, перед Мостом»» [Муслим].

 

Комментатор книги «Аль-‘Акида ат-тахавиййа» Абиль Изз Аль Ханафи говорит: В этом месте лицемеры отделятся от верующих и отстанут от них, а верующие пройдут вперед, и тогда лицемеры будут отделены от них стеной». Аль-Байхаки передал со слов Масрука, а тот — от АбдуЛлаха бин Мас`уда, который сказал: «В день воскресения Аллах соберет людей…», и потом продолжил: «и им будет дан их свет в зависимости от степени их деяний. И среди них будут такие, чей свет будет подобен горе перед ним, и будут те, кому будет дан свет еще больший, чем этот. У кого-то его свет будет подобен стоящей справа от него пальме, будут и такие, у кого этот свет справа будет меньше этого, и самый последним будет тот, свет которого будет на большом пальце его ноги. Иногда он будет затухать, и вот, когда он будет светиться, человек будет ставить ногу вперед, а когда затухать — останавливаться, и он и другие так перейдут через Сират, который острее чем меч и нельзя оступаться. Им скажут: «Идитев зависимости от (степени) вашего света», и они станут пересекать его, кто-то пересечет его подобно вспышке звезды, кто-то — пройдет как ветер, кто-то — пройдет за мгновение ока, а кто-то — пересечет его со скоростью лучшего скакуна, будут и такие, кто будет идти быстрым шагом. Каждый будут переходить его в зависимости от своих деяний, и тот, свет которого будет на большом пальце ноги, будет волочить одну руку, потом цепляться другой рукой, будет волочить одну ногу и цепляться другой, и его боков будет достигать огонь. И когда они спасутся, то скажут: «Хвала Аллаху, Который спас нас от тебя после того, как показал нам тебя, и Аллах дал нам то, чего не дал никому»». [Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа].

 

Всевышний Аллах описал нам то, как верующие будут проходить по Сырату: «В тот день [в День Суда], когда ты увидишь, что у верующих мужчин и у верующих женщин (когда они будут переходить через мост ас-Сырат, который является путём в Рай и проложен над Адом) будет идти их свет пред ними (освещая путь, и этот свет будет по степени их деяний в этом мире) и с правой стороны их (будут книги с их деяниями). (И будет сказано им): «Радостная весть вам сегодня! (Вам уготовлены) (будут) Сады (Рая), (где) текут под ними [под высокими дворцами и тенистыми деревьями] реки, где вы будете пребывать вечно. Это [то, что вы обрели] является великим успехом. В тот день [в День Суда], когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали (когда верующие уже будут на ас-Сырате): «Подождите нас [повернитесь к ним лицами], чтобы нам заимствовать вашего света!» Будет (с насмешкой) сказано им [лицемерам] (ангелами): «Вернитесь обратно и ищите света!» И (они возвращаются обратно, но оказывается, что уже ) воздвигнута между ними (высокая) стена, у которой (есть) (одни) ворота: с внутренней стороны [по которой следуют верующие] – милосердие, а с наружной стороны [по которой следуют лицемеры] – наказание. Они [лицемеры] возгласят к ним [к верующим]: «Разве мы (в земной жизни) не были вместе с вами (в делах повиновения Аллаху)?» Скажут те [верующие]: «Да [вы были вместе с нами] (внешне), но вы искушали самих себя [погубили себя своим лицемерием], и ждали (смерти Пророка и перемены успеха верующих), и впали в сомнения (о воскрешениии после смерти), и обольстили [обманули] вас (ложные) мечтания до тех пор, пока не пришло повеление Аллаха [пока вы не умерли], а обольстил [обманул] вас об Аллахе обольститель [сатана]. И сегодня не будет взято выкупа (чтобы обрести спасение от наказания Аллаха) ни с вас (о, лицемеры) и ни с тех, которые стали неверующими. Вашим (конечным) пристанищем (станет) Огонь [Ад]; он [Ад] – ваш властитель. И (как) ужасно это [Ад] (как) место возвращения!»». Сура 57 «Железо», аяты 12-15.

 

Всевышний Аллах говорит, что верующим мужчинам и женщинам, которые в этом мире освещали себе путь светом веры, в Судный день будет дарован свет, который осветит им путь, ведущий в Сады наслаждения, что позволит им не спотыкаться и не поскальзываться на узком и скользком Сырате. И их обрадуют райскими садами. А лицемеры, которые в этом мире утверждали, что они — вместе с верующими и что они тоже верующие, хотя на самом деле это не так и они не шли путём верующих, будут лишены света подобно тому, как в этом мире они сами лишили себя света Великого Корана. Тогда лицемеры начнут просить верующих, чтобы те подождали их и они

смогли воспользоваться светом, который был дарован верующим. Но в этот самый момент они будут обмануты подобно тому, как сами они обманывали верующих в этом мире. Им скажут: «Вернитесь назад и ищите свет!» Тогда лицемеры вернутся назад, и, когда они отделятся от верующих, между ними будет возведён забор с вратами, с одной стороны которого — милосердие, а с другой — наказание. После этого верующие мужчины и женщины отправятся в Рай, а лицемеры и лицемерки — в Ад.

Всевышний Аллах также сообщил нам о том, с какой мольбой будут обращаться к нему верующие, когда свет их потечёт перед ними и справа от них: «…в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь»». (сура 66 «Запрещение», аят 8).

Муджахид, ад-Даххак и аль-Хасан аль-Басри придерживались того мнения, что «верующие скажут это, когда увидят, как в Судный день будет погашен свет лицемеров» [Ибн Касир. Тафсир].

 

 

 

 

 

 

 

4 По Сырату пройдут только верующие, в отличие от тех, кто придавал Аллаху сотоварищей.

 

Приведённые нами хадисы указывают на то, что общины неверующих последуют за тем, чему они поклонялись, и эти ложные божества приведут их в Огонь и сами упадут туда вместе с ними. После этого останутся верующие, среди которых будут лицемеры и грешники. Именно для них и будет протянут Сырат.

При этом я не встречал в книгах учёных указаний на то, что Сырат предназначен только для верующих, а не для неверующих, безбожников и совершавших ширк. Только Ибн Раджаб аль-Ханбали (да помилует его Аллах) пишет в своей книге «Ат-Тахвиф мин ан-нар = Предостережение от Огня»: «Знай, что люди делятся на верующих, которые поклоняются только Аллаху и не придают Ему сотоварищей, и тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей и поклоняется кому-либо или чему-либо наряду с Ним. Что касается придающих Аллаху сотоварищей, то они не будут проходить по Сырату — они упадут в Огонь ещё до того, как будет установлен Сырат» [Ибн Раджаб. Тахвиф]. Он привёл некоторые из приведённых нами хадисов.

 

Среди них — хадис Абу Са’ида аль-Худри, который приводится в обоих «Сахихах». Далее он говорит: «В этом хадисе ясно говорится о том, что все, кто открыто поклонялся кому-либо наряду с Аллахом — Иисусу, ‘Узайру, как это делают люди Писания, — присоединятся к тем, кто придавал Аллаху сотоварищей, и они упадут в Огонь вместе с ними ещё до того, как будет установлен Сырат. С той лишь разницей, что каждая группа из тех, кто поклонялся идолам, солнцу, луне и так далее, последует за тем, чему она поклонялась в этом мире, и упадёт в Ад вместе с объектами своего поклонения. На это указывает Коран. Так, Всевышний сказал о фараоне: «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь. Отвратительно то место, куда они пойдут!» (сура 22 «Худ», аят 98).

Что же касается тех, кто поклонялся ‘Исе и ‘Узайру, то они останутся вместе с представителями религий, связанных с пророками, после чего тоже войдут в Огонь. В другом хадисе говорится, что к тем, кто поклонялся ‘Исе, придёт шайтан в облике ‘Исы, и они последуют за ним. Точно так же поступят с теми, кто поклонялся ‘Узайру. В хадисе о Роге (Этот хадис слабый, о чём уже упоминалось выше) говорится, что к одним ангел придёт в облике ‘Исы, а к другим — в облике ‘Узайра. После этого останутся лишь те, кто открыто поклонялся одному лишь Аллаху — искренне или будучи лицемером исламской и других общин. После этого лицемеров отделят от верующих посредством испытания — земного поклона, который лицемеры не смогут совершить, а также света, который будет дарован только искренне верующим». [Ибн Раджаб. Тахвиф].

Это весьма взвешенное рассуждение и правильное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

5 Что означает приход к Огню?

 

Некоторые учёные считают, что упомянутое в аяте «Каждый из вас придёт туда. Таково окончательное решение твоего Господа» (сура 19 «Марьям», аят 71) приход к Огню означает непосредственно вхождение в него. Это мнение Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). В качестве доказательства он приводил слова Всевышнего относительно фараона «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь» (сура 11 «Худ», аят 98), а также Его слова «…а грешников погоним в Геенну, словно на водопой» (сура 19 «Марьям», аят 86). И «Если бы они были богами, то не вошли бы туда» (сура 21 «Пророки», аят 99). Муслим аль-А’вар передаёт от Муджахида: ««Каждый из вас придёт туда» — то есть войдёт в Огонь». [Ибн Раджаб. Тахвиф].

 

Другие учёные считают, что здесь подразумевается прохождение по Сырату. Комментатор книги «Аль-‘Акида ат-тахавиййа» Абиль Изз Аль Ханафи говорит:

Среди комментаторов Корана существуют различные мнения относительно фразы «достигнет Ада», упоминаемой в аяте «Каждый из вас достигнет его» (19:71), каков его смысл? Наиболее явным и авторитетным является мнение, согласно которому в данном аяте речь идет о переходе через Сират. Всевышний сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях» (19:72). В сборнике достоверных хадисов передается, что посланник Аллаха сказал: ««Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, огонь не коснется никого из тех, кто принес присягу под деревом». Хафса сказала: «И я сказала: «О посланник Аллаха, разве Аллах не сказал: «Каждый из вас достигнет его»?», и он ответил: «Разве ты не слышала, как Он сказал: «Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях»»». (Передал Муслим (№ 2496) со слов Ибн Джурейджа). Этим он, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что достижение огня не означает, что они войдут в него, и что спасение от зла не означает что он почувствует его, а всего лишь означает появление его причин. Так, о том, за кем гнался враг и не смог настичь его, говорят: «Аллах спас его от них», поэтому Всевышний Аллах сказал: «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Худа» (11:58), «Когда же явилось Наше веление, Мы по милости Своей спасли Салиха» (11:66) и «Когда же явилось Наше веление, Мы по Своей милости спасли Шуейба» (11:94). В этом случае наказание не постигло их, но постигло других, и если бы Аллах не выделил их, дав им причины к спасению, их бы непременно постигло то, что постигло других. То же самое относится и к тем, кто достигнет огня, а именно то, что: они пересекут по мосту Сират, и потом Аллах спасет тех, кто был богобоязненным, а «беззаконников оставит там стоять на коленях». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил это в хадисе Джабира, который мы упомянули, сказав, что «достичь» в этом аяте означает «пересечь по мосту Сират»». [Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа].

 

На самом деле люди придут к Огню два раза. Это приход неверующих — обитателей Ада. Они не только приблизятся к Огню, но и войдут в него, и в этом не может быть никаких сомнений. Всевышний сказал о фараоне: «В День Воскрешения фараон возглавит свой народ и поведёт его в Огонь. Отвратительно то место, куда они пойдут!» (сура 11 «Худ», аят 98).

 

То есть — отвратительно то место, куда они войдут.

А второй приход — это приход приверженцев единобожия, то есть их прохождение по Сырату описанным в хадисах образом.

 

 

 

 

 

 

 

6 Что такое Сырат? Убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата.

 

Ас-Сафарини сказал: «Слово сырат в арабском языке означает ‘ясно обозначенный путь’. А как шариатский термин это слово означает мост, перекинутый над Адом, — пройдут по нему первые и последние, и это мост между Адом и Раем». [Ливами’ аль-анвар аль-бахиййа].

 

Комментатор книги «Аль-‘Акида ат-тахавиййа» абиль Изз Аль Ханафи разъяснил убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата, почерпнутые из хадисов: «Мы верим в Сырат. Это мост над Адом. После ухода с места предстояния люди направятся к Сырату, и, когда они приблизятся к нему, их окутает тьма. ‘Аиша передаёт: «Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «А где будут люди, когда изменятся небеса и земля?’ Он ответил: «Они будут в темноте недалеко от Сырата»» В этом месте лицемеры отделятся от верующих и отстанут от них, а верующие пройдут вперед, и тогда лицемеры будут отделены от них стеной». Аль-Байхаки передал со слов Масрука, а тот — от АбдуЛлаха бин Мас`уда, который сказал: «В день воскресения Аллах соберет людей…», и потом продолжил: «и им будет дан их свет в зависимости от степени их деяний. И среди них будут такие, чей свет будет подобен горе перед ним, и будут те, кому будет дан свет еще больший, чем этот. У кого-то его свет будет подобен стоящей справа от него пальме, будут и такие, у кого этот свет справа будет меньше этого, и самый последним будет тот, свет которого будет на большом пальце его ноги. Иногда он будет затухать, и вот, когда он будет светиться, человек будет ставить ногу вперед, а когда затухать — останавливаться, и он и другие так перейдут через Сират, который острее чем меч и нельзя оступаться. Им скажут: «Идитев зависимости от (степени) вашего света», и они станут пересекать его, кто-то пересечет его подобно вспышке звезды, кто-то — пройдет как ветер, кто-то — пройдет за мгновение ока, а кто-то — пересечет его со скоростью лучшего скакуна, будут и такие, кто будет идти быстрым шагом. Каждый будут переходить его в зависимости от своих деяний, и тот, свет которого будет на большом пальце ноги, будет волочить одну руку, потом цепляться другой рукой, будет волочить одну ногу и цепляться другой, и его боков будет достигать огонь. И когда они спасутся, то скажут: «Хвала Аллаху, Который спас нас от тебя после того, как показал нам тебя, и Аллах дал нам то, чего не дал никому»». [Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа].

 

Комментатор книги «Аль-‘Акида ат-тахавиййа» Абиль Изз Аль Ханафи разъяснил убеждения приверженцев Сунны относительно Сырата, почерпнутые из хадисов: «Мы верим в Сырат. Это мост над Адом. После ухода с места предстояния люди направятся к Сырату, и, когда они приблизятся к нему, их окутает тьма…». [Шарх аль-‘акида ат-тахавиййа].

 

 

Сказал шейх Усеймин:

Слово «Ас-Сырáт» в арабском языке означает «дорога». В шари‘ате им обозначают мост, протянутый над адом для того, чтобы верующие прошли по нему в рай. О нем свидетельствует Коран, Сунна и единогласное решение праведных предшественников. …Первый, кто пройдет мост из пророков — это Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), а из народов первым пройдет община Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!) как это следует из его изречения: «…Я и моя община будут первыми, кто его пройдет, в этот День никто кроме пророков не будет говорить, и мольбой пророков в тот День будет: «О Аллах, спаси, спаси» (Аль-Бухари 7437). Источник: Шарх Люм’ат уль-и’тикад.

 

 

Абу Саид Аль Худрий сказал: «До меня дошло, что Мост — тоньше волоса и острее меча». Хадис передал Муслим (183).

 

Сказал Ибн Усаймин да помилует его Аллах: «Здесь возникает вопрос: как возможно пройти по такому мосту? Ответ: Дела в Ахира обстоят совсем не так, как в этой жизни, и Аллах над всякой вещью мощен. Мы не знаем, как люди пройдут — все вместе или один за другим». Конец цитаты из «Шарх Акъыда аль-Васатыййа».

 

 

Аль-Куртуби упомянул о тех, кто считает, что Сырат — это метафора, образное выражение, и даёт искажённое толкование вполне ясным текстам, в которых он упоминается: «Некоторые из тех, кто предъявлял претензии к хадисам, в которых говорится о том, что Сырат тоньше волоса и острее меча, утверждают, что здесь имеется в виду трудность или же лёгкость его преодоления человеком в зависимости от его благих и дурных дел, и границ этого не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, поскольку это сокрыто, неизвестно. А всё сокрытое, неясное принято называть словом дакик (которое имеет ещё значение ‘тонкий’), и утверждение о том, что Сырат тоньше волоса, — из того же ряда. А слова о том, что Сырат острее меча, означают, что Аллах даёт Своим ангелам точное, чёткое повеление касательно преодоления людьми Сырата. Они тут же спешат исполнить это веление в точности. При этом оно неотвратимо — точно так же, как меч, когда держащий его изо всех сил вонзит его во что-то, неотвратим. Если сказать, что Сырат действительно острее меча и тоньше волоса, то это будет противоречить хадисам, в которых говорится о том, что ангелы стоят по обеим сторонам Сырата и что на нём есть крючья и шипы, и те, кто будет проходить по Сырату, будут падать на живот, поскальзываться, падать и снова вставать. Упоминается также, что среди проходящих по Сырату будет человек, которому будет дарован свет, освещающий лишь его ноги. Это указывает на то, что на Сырате будет достаточно места для того, чтобы поставить ступни… А нечто толщиной с волос, конечно же, не позволяет осуществить всё это». [Куртуби. Тазкира].

 

Далее аль-Куртуби отвечает на все эти заявления: «Всё упомянутое неприемлемо и опровергается упомянутыми нами хадисами и обязательностью веры в это. Тот, Кто способен удерживать в воздухе птицу, способен удержать верующего на Сырате, а также даровать ему способность идти по Сырату или даже бежать. Утверждать, что это не реальность, а лишь метафора, можно лишь в том случае, если это не может быть реальностью, а в этом нет ничего невозможного, поскольку об этом говорится в хадисах, которые к тому же переданы надёжными и достойными доверия имамами… А кому Аллах не даровал света, у того никогда не будет света». [Куртуби. Тазкира].

 

 

 

 

 

 

7 Переход по Сырату— назидание.

 

Аль-Куртуби говорит: «А теперь представь себе, какой страх одолеет тебя, когда ты увидишь Сырат — такой узкий. А потом взгляд твой обратится на темнеющий внизу Ад. Твоего слуха достигнет рёв пламени. И вот ты должен пройти по этому Сырату. Ты слаб, и сердце твое замирает от страха. Ноги твои дрожат, ты оступаешься. Спина твоя отягощена бременем твоих грехов настолько, что это помешало бы тебе идти даже по ровной земле, не говоря уже об узком Сырате. Представь же: ты ставишь на него одну ногу и чувствуешь, какой он острый, но ты вынужден поднять вторую ногу… Люди, идущие перед тобой, поскальзываются и спотыкаются. Из Огня их хватают крючьями, и ты видишь, как головы их склоняются к Огню, а ноги поднимаются. Какое ужасное зрелище! Как тяжек этот путь! Как мало шансов на спасение!» [Куртуби. Тазкира].

 

Аль-Куртуби также сказал: «Представь себя, брат мой, в тот момент, когда ты подойдёшь к Сырату, и вступишь на него, и посмотришь на Ад под тобой, тёмный и страшный. Пламя его бушует и поднимается… А ты то идёшь, то ползёшь…»

 

Душа моя не пожелала покаяться. Так что же делать мне

В тот День, когда предстанут люди перед Обладателем величия

И встанут из могил своих, будто пьяные,

С грехами своими, горам подобными?

Сырат протянут, чтобы они прошли по нему,

И некоторые из них упадут на левую сторону,

А некоторые дойдут до садов Эдема,

И встретят их невесты с благовониями,

И скажет Господь такому: «О правдивейший!

Простил Я тебе грехи твои — не беспокойся».

 

А другой поэт сказал:

 

Когда Сырат протянут над Огнём,

И он на ослушников и грешников нападает.

Одни в Аду, и им — погибель.

Другие в Раю, и им отдохновенье…

Открылась истина и всё сокрытое,

И слышишь: «Горе мне!» — а вслед — стенания…

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Вера в Судный День., Судный день.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.