Глава 2. Гибель всего живого.

 

2. Гибель всего живого.

 

Рассматриваемые вопросы:

1 Дуновение в Рог.

2 Рог, в который подует ангел.

3 Ангел, который подует в Рог.

4 День, в который Исрафиль подует в Рог.

5 Сколько всего трубных гласов раздастся?  

6 Те, кто не умрёт после первого трубного гласа.

 

_______________________________

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437256901

docx: https://vk.com/doc181861343_437256900    

txt: https://vk.com/doc181861343_437256902

 

 

1 Дуновение в Рог.

 

В нашем удивительном и чудесном мире кипит жизнь. Одни живые существа мы замечаем, другие — нет. Вселенная находится в постоянном движении, и так будет продолжаться до того дня, в который Всевышний погубит все живое — кроме тех, кого Он пожелает оставить: «Все на [земле] смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26). Всевышний Аллах также сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88),

Когда настанет этот день, ангел подует в Рог, и этот трубный глас положит конец жизни на земле и в небесах: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68).

Когда человек услышит этот страшный, разрушительный звук, он не успеет даже оставить завещание и не успеет вернуться к своей семье и друзьям: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям» (сура 36 «Йа Син», аяты 49-50).

 

В хадисе говорится: «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма для поения своих верблюдов. Он будет поражён, и будут поражены другие люди» [Муслим, № 2940].

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) также сообщил нам о том, как быстро погибнет все живое, когда настанет Судный день: «Когда настанет Час, два человека, расстелившие одежду свою между собой, не успеют ни заключить сделку, ни свернуть эту одежду. Когда настанет Час, человек, надоивший молока от своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить. И когда настанет Час, человек, обмазывающий глиной свой водоём100, не успеет напоить из него своих верблюдов. И когда настанет Час этот, человек, поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его» [Бухари, Цит. по: Фатх Аль-Бари. т. 13, с. 82].

 

 

 

 

 

2 Рог, в который подует ангел.

 

Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) спрашивали о Роге, и он сказал, что слово это следует понимать именно в том значении, которое оно имеет в арабском языке. ‘АбдаЛлах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) пришёл один бедуин и спросил: «А что такое Рог?» Он ответил: «Это тот рог, в который дуют»» [Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1080]

Передают, что аль-Хасан аль-Басри читал слово ас-сур («Рог») как ас-сувар, множественное число от слова сура, означающего «образ, фигура, форма». Он считал, что речь идёт о том мгновении, когда Всевышний снова вдохнёт дух в тела.

А Абу ‘Убайда и аль-Кальби говорили, что ас-сур тоже множественное число от сура, подобно тому, как буср — множественное число от бусра (‘недозрелый финик’).

 

Упомянутая версия о том, что под дуновением следует понимать возвращение души (духа) в тело, ошибочна по нескольким причинам.

  1. Даже если аль-Хасан аль-Басри читал это слово так, то такое чтение не восходит ни к одному из имамов, чтение которых принимается за образец и считается правильным.
  2. Слово сура имеет множественное число сувар, а не сур, как утверждали Абу ‘Убайда и аль-Кальби, и лучшее подтверждение этому — употребление данного слова в Коране. Так, в аяте «Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным» (сура 40 «Прощающий», аят 264) ни один чтец не произносил слово сувар (акум) как сур(акум).

 

  1. Пример со словами бусра — буср и ему подобные в данном случае не подходят, потому что буср — это собирательное множественное число, которое всегда отличается от единственного именно таким образом: буср — бусра, суф — суфа и т. д.
  2. Это мнение противоречит убеждениям приверженцев Сунны: они считают, что ас-сур — это Рог, в который подует ангел, возвещая о наступлении Судного дня.
  3. Это мнение также противоречит толкованию, данному самим Посланником (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал, что ас-сур — это Рог. Существует немало хадисов, указывающих на это значение.
  4. Всевышний Аллах сказал: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют ещё раз, и тогда они встанут и будут смотреть». Сура 39 «Толпы», аят 68.

 

Из аята следует, что дуновение будет производиться дважды. Если бы под словом ас-сур подразумевались тела, в которые Всевышний вдохнёт дух, тогда нельзя было бы сказать: «Потом в него подуют ещё раз», потому что в День Воскрешения Аллах вдохнёт в лишённые жизни тела дух только один раз. [Куртуби. Тазкира; Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 367; Лисан аль-араб, т. 2, с. 493].

Версии же о том, что Рог создан из рубинов или света, не подтверждены ни одним достоверным хадисом.

А Аллах знает обо всём лучше.

 

 

 

 

 

3 Ангел, который подует в Рог.

 

Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Известно, что в Рог подует Исрафиль (мир ему). Аль-Халими говорит, что относительно этого суще-ствует согласное мнение учёных мусульманской общины. К тому же об этом прямо говорится в хадисе Абу Хурайры у Ибн Мардавейхи, а также в длинном хадисе о Роге» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 368].

 

Говорит шейх Усеймин: «Следующий вопрос дуновение в рог. В арабском языке «Ас-Сýр» означает — рог. В шари‘ате так называют великий Рог, который приложен ко рту ангела Исрáфúла, ожидающего, когда ему прикажут дунуть. Исрáфúл — это один из благородных ангелов, которые несут Трон. Источник: шарх Люм’ат уль-и’тикад.

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что этот ангел, держащий Рог, всегда наготове и что он ожидает веления Всевышнего с самого своего сотворения. Абу Хурайра передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, держащий Рог находится в постоянном ожидании. И с тех пор, как на него была возложена эта обязанность, он всё время смотрит, не отрываясь, в сторону Трона, опасаясь, что, если он отведёт взгляд, повеление будет отдано до того, как он успеет вновь обратить свой взор в сторону Трона. Глаза его при этом подобны ярким звёздам» [аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1078. Аль-Хаким сказал, что это хадис с безупречным иснадом, и аз-Захаби согласился с ним].

 

А в наше время, когда Судный день приблизился, Исрафиль ещё напряжённее ожидает веления Всевышнего. Абу Са’ид аль-Худри (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Как я могу наслаждаться жизнью, когда тот, кто держит в своих руках Рог, уже поднёс его ко рту, склонил голову и прислушивается, ожидая веления, по которому он протрубит в него?» Мусульмане спросили: «Что же нам говорить, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Говорите: «Достаточно нам Аллаха, и Прекрасный Он Покровитель! Уповаем мы на Аллаха, нашего Господа»» [Тирмизи; Абу Ну’айм; Абу Я’ля; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1079].

 

 

 

 

4 День, в который Исрафиль подует в Рог.

 

Судный день наступит в пятницу. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Лучшим из дней, в которые когда-либо поднималось солнце, является пятница. В этот день был сотворен Адам, в этот день он был введён в Рай и в этот же день он был изгнан оттуда, и Судный день наступит не иначе как в пятницу» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 1356].

 

А в другом хадисе говорится, что Судный день наступит в пятницу и в пятницу же будут воскрешены рабы Всевышнего. Аус ибн Аус передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, пятница относится к числу ваших наилучших дней. В этот день был сотворен Адам, и в этот день он умер, и в этот день раздастся трубный глас, и в этот день все будут поражены. Почаще призывайте на меня благословение в этот день, ибо мне будут представляться ваши благословения» [Абу Давуд; Насаи; Ибн Маджа; Дареми; Байхаки; Мишкат аль-масабих, № 1361].

А вот хадис, который передал Анас (Да довольствуется им Аллах): «Мне были показаны дни, и среди них была пятница. Она была подобна сияющему зеркалу, в середине которого была чёрная точка. Я спросил: «Что это?» Мне ответили; «Судный день»» [Сахих аль-джами’ ас-сагир, № 3895; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1930].

Поскольку Судный день наступит в пятницу, то каждую пятницу все творения, кроме людей и джиннов, пребывают в страхе. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из дней, в которые всходило солнце, является пятница: в этот день был сотворен Адам, в этот день он был .удалён из Рая, в этот день он был прощён, и в этот день он умер. И в этот день наступит Судный день. И каждую пятницу с утра, пока солнце не поднимется, все живые существа ожидают наступления Судного дня и боятся его, кроме джиннов и людей». [Имам Малик; Абу Давуд; Тирмизи; Насаи; Ахмад; Мишкат аль-масабих, № 1359. Ат-Тирмизи сказал о нём: «Хороший достоверный хадис»].

 

 

 

 

 

 

5 Сколько всего трубных гласов раздастся?

 

Исрафиль подует в Рог дважды; после первого трубного гласа все творения погибнут, а после второго все они будут воскрешены. Всевышний сказал: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют ещё раз, И тогда они встанут и будут смотреть». Сура 39 «Толпы», аят 68.

 

Первый трубный глас назван в Священном Коране «сотрясающим», а второй — «следующим за ним». Всевышний Аллах сказал: «В тот день сотрясётся все от сотрясающего гласа*, вслед за чем последует ещё одно сотрясение**» (сура 79 «Исторгающие», аяты 6-7).

*[Раздастся первый трубный глас, после которого творения умрут.

**[Раздастся второй трубный глас, после которого начнется Воскрешение].

А в другом месте Корана первый трубный глас назван «гласом», а о втором говорится как о дуновении в Рог. Всевышний сказал: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям. Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил» (сура 36 «Йа Син», аяты 49-51).

Существуют хадисы, в которых ясно говорится о том, что трубных гласов будет два. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Между двумя трубными гласами будет сорок». Люди спросили: «О Абу Хурайра, сорок дней?» Он ответил: «Я не могу сказать». Его снова спросили: «Сорок месяцев?» Он ответил: «Я не могу сказать». Его опять спросили: «Сорок лет?» Он ответил: «Я не могу сказать» [Бухари; Муслим, № 2955].

‘АбдаЛлах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма для поения своих верблюдов. Он будет поражён, и другие люди будут поражены. А потом Аллах пошлёт дождь, подобный росе, от которого вырастут [истлевшие] тела людей. Затем протрубят в Рог во второй раз, и люди встанут, озираясь» [Муслим, № 2940].

Ибн Мас’уд (Да довольствуется им Аллах) сказал: «Затем ангел, держащий Рог, встанет между небом и землёй и подует в Рог, и каждое живое существо на небесах и на земле умрёт, кроме тех, кого Господь твой пожелает оставить. А между двумя дуновениями в Рог будет происходить то, что пожелает Аллах»* [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 370; Байхаки]. *[Слова сподвижника, сообщение с сильным иснадом].

 

Ayс ибн Аус ас-Сакафи (Да довольствуется им Аллах) передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, лучшим из ваших дней является пятница… В этот день будут поражены все живые существа, и в этот день раздастся трубный глас»* [Абу Давуд; Насаи; Ахмад; Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 370]. *[Ибн Хузайма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали этот хадис достоверным].

Немалая часть учёных, в том числе Ибн Хаджар аль-Аскаляни [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369] и аль-Куртуби [Куртуби. Тазкира], придерживаются мнения, что трубных гласов будет два, как указывают на это аяты и хадисы.

Другая часть учёных пришла к выводу о том, что трубных гласов будет три: после первого все живое парализует страх, после второго все живое погибнет, а после третьего произойдёт Воскрешение. Это мнение Ибн аль-‘Араби,Ибн Таймийи, Ибн Касира [Ибн Касир. Фитан] и ас-Сафарини [Лявами’ аль-анвар аль-бахиййа]. Вот их доказательство: Всевышний Аллах упоминает в Коране трубный глас, после которого всё живое охватит ужас: «В тот день подуют в Рог, и примут в ужас те, кто на небесах и на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает выделить» (сура 27 «Муравьи», аят 87).

Кроме того, они приводят некоторые хадисы, в которых упоминается три трубных гласа, например, длинный хадис о Роге, приводимый ат-Табари, в котором говорится: «После этого он подует в Рог три раза. Это будет глас, вселяющий ужас, глас, который погубит все живое, и глас, после которого создания предстанут пред Господом миров» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].

Что касается аята, приводимого сторонниками упомянутого мнения, то в нём не говорится прямо, что это будет третий трубный глас. Если Всевышний говорит об ужасе, который охватит все живое на небесах и на земле, когда раздастся трубный глас, это вовсе не указывает на существование ещё одного трубного гласа. Ведь и во время первого трубного гласа все живое испытает страх, прежде чем погибнуть, и во время второго трубного гласа люди испугаются, когда вдруг воскреснут из мёртвых.

 

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Различие между страхом и гибелью вовсе не означает, что они не могут сопутствовать друг другу во время первого трубного гласа» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 369].

 

А в книге «Ат-Тазкира = Напоминание» аль-Куртуби есть такие слова: «Трубный глас, вызывающий страх, — это и есть тот глас, после которого погибнет все живое, поскольку в данном случае одно предполагает другое: всех живых охватывает непередаваемый ужас, и они погибают». [Куртуби. Тазкира].

 

Что же до хадиса о Роге, то он слабый (да’иф) и путаный (мудтариб)*, как говорит великий учёный-хадисовед Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах), который передаёт, что аль-Байхаки также считал этот хадис слабым. [Фатх Аль-Бари, т. И, с, 369].

*[То есть передаваемых в разных, противоречащих друг другу формах, причём их невозможно согласовать и невозможно предпочесть одни версии другим, так как все они равносильны].

 

А Ибн Хазм (да помилует его Аллах) сказал, что «в Судный день будет четыре трубных гласа: после первого погибнет всё живое, а после второго все воскреснут, поднимутся из могил и будут собраны для расчёта. После третьего трубного гласа всех охватит страх и они будут поражены. От него никто не умрёт, но все они впадут в состояние, подобное состоянию лишившегося чувств. А когда раздастся четвёртый глас, все они очнутся и придут в себя» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446].

 

Ибн Хаджар приводит эти слова Ибн Хазма и говорит далее: «Нигде нет ясного указания на то, что трубных гласа будет не два, а четыре, как утверждает он. На самом деле их будет всего два. А описываются они по-разному потому, что эти два трубных гласа оказывают разное влияние на тех, кто их слышит. Когда раздастся первый трубный глас, все живое умрёт, кроме тех, кого Аллах пожелал оставить, — эти не погибнут, но будут поражены и лишатся чувств. А когда раздастся второй трубный глас, умершие воскреснут, а те, кто не умирал, очнутся. А Аллах знает обо всём лучше». [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 446].

 

Говорит шейх Усеймин: «И всего будет два дуновения. Первое — это дуновение, приводящее творения в ужас, люди умрут, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить в живых, и второе — это дуновение, после которого люди начнут воскресать и вставать из своих могил. На это указывает Коран, Сунна и единогласное решение исламской Уммы. Всевышний сказал: «И подуют в Рог и тогда умрут те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Толпы, 68). И в другом аяте Всевышний говорит: «И тогда подуют в рог и тогда все они ( то есть все люди) к своему Господу из своих могил устремятся» (Ясин-51).

В хадисе от ‘АбдаЛлаха бин ‘Амра (Да будет доволен Аллах ими обоими!) Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…затем подуют в Рог и не услышит его никто, не наклонив шею и не подняв шею (то есть из-за страха люди будут наклонять и поднимать головы), затем не останется никого, кто бы не умер, затем Аллах пошлет дождь, похожий на моросящий, и из него вырастут тела людей, затем еще раз подуют в Рог, и тут внезапно люди встанут и будут стоять ожидая (расчет)» (Муслим (2940))

Также доказательством того что «дуновение в Ас-Сýр» — это истина, является единогласное решение ученых Уммы. Источник: Шарх Люм’ат уль-и’тикад.

 

 

 

 

 

6 Те, кто не умрёт после первого трубного гласа.

 

Великий и Всемогущий Создатель сообщил нам о том, что некоторые из обитателей небес и земли не погибнут после первого трубного гласа: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68).

 

Среди учёных существуют разногласия по поводу того, кто именно станет этим исключением, о котором Всевышний сказал: «…кроме тех, кого Аллах пожелает оставить».

 

1 Ибн Хазм считал, что этим исключением станут все ангелы, потому что согласно его убеждениям ангел представляет собой дух, в котором нет духа, и потому ангелы вообще не могут умирать [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Однако с этим последним утверждением можно поспорить. Ведь ангелы принадлежат к числу творений Всевышнего Аллаха. Они — его рабы, подвластные Ему создания, Он сотворил их, и Он способен умертвить их и оживить.

В достоверном хадисе Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) передаваемом от нескольких сподвижников, говорится: «Когда Аллах изрекает Откровение, ангелы впадают в состояние, подобное забытью». А в другой версии этого хадиса говорится: «Когда ангелы слышат Его Слова, их словно поражает гром». Из этого хадиса следует, что они приходят в волнение и словно лишаются чувств, а если с ними может происходить подобное, то почему же они не могут умереть? [Маджму’ аль-фатава].

 

2 Мукатиль и некоторые другие считали, что после трубного гласа останутся в живых Джибриль, Микаиль, Исрафиль и. Ангел смерти. [Ибн аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. Некоторые учёные добавляют к ним ещё и ангелов, которые несут на себе Трон [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371]. При этом они опираются на хадисы, которые учёные не относят к числу достоверных. [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371].

 

3 Имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) утверждал, что имеются в виду обитающие в Раю гурии и отроки. Ханбалит Ибн Исхак ибн Шакиля и ад-Даххак ибн Музахим добавили к ним ещё и стражей Ада, а также змей и скорпионов, обитающих в нём. [И6н аль-Каййим. Рух; Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 371].

 

Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Что же касается исключения, то им являются гурии, обитающие в Раю, поскольку в Раю нет смерти». [Маджму’ аль-фатава].

 

4 Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби, автор книги «Аль-Муфхим иля шарх Муслим = Способствующие пониманию комментарии к «Сахиху» Муслима», утверждал, что этим исключением являются все умершие, поскольку они ничего не чувствуют и не могут быть поражены и умерщвлены. [Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 370].

Мнение Абу аль-‘Аббаса верно, если под этим поражением понимать гибель, потому что человек умирает только один раз.

Всевышний сказал: «Там они не вкусят смерти после первой смерти» (сура 44 «Дым», аят 56).

 

Ибн аль-Каййим посвятил одну главу своей книги «Ар-Pyx = Дух» разъяснению того, что между учёными существуют разногласия относительно смерти души во время первого дуновения в Рог.

При этом Ибн аль-Каййим делает заключение о том, что смерть души — это отделение её от тела и её выход из тела, и опровергает утверждение тех, кто настаивает на гибели и исчезновении души. Он говорит, что аяты и хадисы указывают на то, что после смерти человека душа продолжает существовать и переходит в барзах, где подвергается мучениям или испытывает блаженство [Ибн аль-Каййим. Рух].

 

Если же это поражение всего живого после первого трубного гласа объяснить как впадение в бессознательное состояние, лишение чувств, своеобразный обморок, то с душой (духом) это может произойти, и она уже не может стать исключением, о котором говорит Всевышний. Человек может увидеть или услышать нечто такое, что сильно потрясёт его и испугает, и он лишится чувств, как это произошло с Мусой, когда он увидел, как гора содрогнулась и сдвинулась со своего места: «…и Муса упал без чувств» (сура 7 «Ограды», аят 143).

 

Об этом ясно говорится в некоторых хадисах.

Например, Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт такие слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой, ибо, поистине, люди будут поражены*, и я буду поражён вместе со всеми, и я приду в себя первым и увижу Мусу, который будет держаться за Трон. И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и придёт в себя раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Аллах сделает исключение**» [Бухари. Фатх Аль-Бари, т. 6, с. 441].

*[Здесь и в следующей версии хадиса нет слов «в День Воскрешения», отсутствие которых очень важно. Если сопоставить этот хадис с аятом «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68), то можно увидеть, что в хадисе говорится о том же поражении, что и в аяте. То есть оба этих текста указывают на поражение, которое произойдет после первого дуновения в Рог. Но из-за слов «в День Воскрешения», которые встречаются в некоторых версиях хадиса, некоторые ученые сказали, что поражение, о котором говорится в этом хадисе, это не то поражение, о котором говорится в аяте. Поэтому автор книги приводит различные версии хадиса, то есть с упоминанием о Дне Воскрешения и без него].

**[Имеются в виду те, кто не будет поражён. См.: *сура 39 «Толпы», аят 68].

 

Аль-Бухари приводит этот хадис от Абу Хурайры в таком виде: «Я буду первым, кто поднимет голову после второго трубного гласа, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, оставался ли он в таком состоянии или же он просто успел прийти в себя после трубного гласа». [Бухари. Фатх Аль-Бари.т. 8, с. 551].

 

А вот ещё одна версия этого хадиса, приводимая в «Сахихе» аль-Бухари: «Люди будут поражены в Судный день, и я буду первым, кто очнётся, и я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, очнётся ли он до меня или же он из тех, кого Аллах сделал исключением». [Бухари. Фатх Аль-Бари, т, 11, с. 367].

 

В этом хадисе ясно говорится о том, что даже люди, которые уже умерли, будут поражены, и если Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), господин посланников, будет поражён, то к другим это относится в ещё большей степени.

 

Некоторые учёные сказали, что после первого трубного гласа мученики впадут в состояние, подобное обмороку, тогда как на остальных умерших это не распространяется. Некоторые добавляют к мученикам ещё и пророков. Секрет этого раскрывает шейх Ахмад ибн ‘Умар аль-Куртуби: «Мученики после своей мученической смерти остаются живыми и получают удел свой у Господа и радуются, а это — свойства живых людей в этом мире. И если таково положение мучеников, то пророки ещё больше заслуживают подобного. К тому же Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что земля не пожирает тела пророков и что он встречался с пророками в Иерусалиме в ночь Вознесения, а также на небесах, и особенно с Мусой. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал также, что Всевышний возвращает в его тело душу каждый раз, когда кто-то приветствует его и призывает на него благословение. Есть и другие моменты, указывающие на то, что смерть пророков заключается в том, что они укрываются с наших глаз и мы не видим их, не слышим и не осязаем, хотя при этом они живые и продолжают существовать… А когда раздастся первый трубный глас, обитатели небес будут поражены, кроме тех, кого Всевышний Аллах пожелает оставить» [Куртуби. Тазкира].

 

Аль-Байхаки считал, что мученики и пророки после первого трубного гласа впадают в состояние, подобное обмороку. При этом о пророках он говорит следующее: «Я считаю, что они — живые у Господа своего, как и мученики, и когда раздастся первый трубный глас, они будут поражены, однако это не будет смертью в полном смысле этого слова. Они просто лишатся чувств. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) допустил возможность того, что Муса может быть одним из тех, кого Аллах сделал исключением. Если Всевышний действительно сделает так, что Муса не будет поражён, то он не лишится чувств лишь потому, что это уже случилось с ним, когда он был на горе» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 371].

 

Если исходить из такого понимания данного вопроса, получается, что пророки и мученики не являются исключением, и они тоже будут поражены. Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра и Са’ид ибн Джубайр передают, что пророки и мученики входят в число тех, кого Аллах сделал исключением и на кого не распространится поражение [Ибн аль-Каййим. Рух].

 

Ибн Хаджар передаёт это от аль-Байхаки. Если под исключением понимать избавление их от смерти после первого трубного гласа, тогда это верно. Если же понимать под этим, что они не будут поражены, как это следует из хадиса о Мусе, тогда это неверно.

Некоторые учёные считают, что мусульманину вообще не следует строить предположения относительно того, кто именно станет исключением, потому что нет аятов или достоверных хадисов, в которых уточняется это.

Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх, Абу аль-‘Аббас, сказал: «Нет достоверных хадисов, в которых содержался бы ответ на этот вопрос, поэтому любые версии могут оказаться правильными»» [Куртуби. Тазкира].

 

Ибн Таймийя сказал: «Что касается исключения, то это гурии в Раю, так как в Раю нет смерти. Но это могут быть не только они, но и другие — их всех мы не можем назвать с уверенностью, ведь Аллах упомянул в Своей Книге об исключении, не разъяснив при этом, кто именно будет избавлен от поражения после первого трубного гласа… Сам Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что не знает точно, что произойдёт с Мусой и является ли он одним из тех, кого Аллах исключил из общей массы людей или нет. А если Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) не было даровано знание обо всех тех, кто не будет поражён после первого трубного гласа, то мы уж точно не можем говорить об этом с уверенностью. Это подобно вопросам о времени наступления Судного дня или об именах всех пророков — Аллах не дал нам ответа на них, а ответ на подобные вопросы можно получить только из аята или достоверного хадиса. А Аллах знает обо всём лучше» [Маджму’ аль-фатава].

 

Аль-Куртуби передаёт, что аль-Халими отвергал версию о том, что исключением, упомянутым в аяте, станут ангелы, несущие Трон, Джибриль, Микаиль и Ангел смерти, или гурии и отроки Рая, или Муса. Свою позицию он объяснил так: «Что касается ангелов — носителей Трона, то они не относятся к числу обитателей небес или земли, потому что Трон — над всеми небесами, так как же ангелы, несущие его, могут быть в небесах? Что же касается Джибриля, Микаиля и Ангела смерти, то они относятся к числу тех, кто стоит рядами вокруг Трона и возносит хвалу Всевышнему, а поскольку Трон над небесами, как они могут быть в небесах? Что же касается гурий и отроков Рая, то Рай, даже если учесть, что в нём много уровней и одни его части расположены выше других, всё равно находится выше небес и ниже Трона. И Рай сотворен для того, чтобы существовать вечно, и не может быть сомнений в том, что он отделён от всего того, что Аллах сделал тленным… А о Мусе можно сказать лишь то, что он уже умер, и после первого трубного гласа, конечно же, не умрёт ещё раз» [Куртуби. Тазкира].

 

Он также не согласился с утверждением о том, что упомянутым исключением станут все те, кто уже умер: «Об исключении можно говорить лишь в том случае, когда речь идёт о тех, кто может войти в общую массу, а о тех, кто в общую массу изначально не входит, в принципе нельзя говорить как об исключении. Те, кто умер ещё до трубного гласа, не являются объектом для поражения, поэтому нет оснований для того, чтобы считать их исключением» [Куртуби. Тазкира].

 

Он считал, что похожее на обморок состояние, в которое впадёт Муса, — это не поражение, в результате которого погибнут люди, а то состояние, в котором они будут пребывать, когда воскреснут.

Аль-Куртуби говорит: «Наш шейх Ахмад ибн ‘Умар скатил: «Хадис Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) указывает на то, что это будет после второго трубного гласа, который возвестит о Воскрешении. А из аята Следует, что упомянутое исключение относится к первому трубному гласу. Поэтому некоторые учёные сказали, что Муса — пророк, который не умирает, а это утверждение ложно, потому что ‘Известно, что он умер».

 

Кади ‘Ияд сказал: «Возможно, что под этим поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, когда расколются небеса и земля, и аяты с хадисами говорят о разном*. А Аллах знает обо всём лучше»» [Куртуби. Тазкира].

*[То есть в аяте, в котором упоминается поражение, речь идёт о том, что после первого трубного гласа все умрут, а в хадисах под поражением подразумевается страх, который охватит людей сразу после Воскрешения, то есть речь идёт уже не о смерти, а об особом состоянии, в которое воскресшие впадут и которое охарактеризовано как «поражение»].

 

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) был убеждён, что поражение, о котором говорил Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), это поражение, которое будет иметь место после Воскрешения и о котором Всевышний Аллах сказал: «Оставь же их, пока они не встретят тот день их, когда они будут поражены» (сура 52 «Гора», аят 45).

 

А Аллах знает обо всём лучше.

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Вера в Судный День., Судный день.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.