Глава 3. Воскрешение.

3. Воскрешение.

 

 

Рассматриваемые вопросы:

1 Что такое Воскрешение?

2 Воскрешение — новое творение.

3 Первый, кто выйдет из земли.

4 Сбор всех творений на месте предстояния.

5 Как будет происходить сбор?

6 Одежда рабов Всевышнего в День Воскрешения.

 

__________________________________

 

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437256890

docx: https://vk.com/doc181861343_437256888    

txt: https://vk.com/doc181861343_437256891

 

 

1 Что такое воскрешение?

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин: «Аль-Ба’с — Воскрешение – в арабском языке это послание и оживление, а в шариате – это оживление мертвых в судный день, а «хашр» в арабском языке, это собрание». Люм’ат уль-и’тикад.

 

Под Воскрешением понимается возвращение телу человека первоначального вида и оживление его. Когда Всевышний Аллах пожелает воскресить Своих рабов, Он велит Исрафилю (мир ему) подуть в Рог. После этого душа каждого умершего возвратится в тело, и люди предстанут пред Господом миров: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в него подуют ещё раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (сура 39 «Толпы», аят 68).

 

Всевышний Аллах сказал: «Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко» (Взаимное Обманывание, 7).

 

Всевышний поведал нам о том, как произойдёт это удивительное событие: «Протрубят в Рог, и вот они устремляются к своему Господу из могил. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы покоились?» «Это — то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду». Будет один только глас, и все они будут собраны у Нас». Сура 36 «Йа Син», аяты 51-53.

 

В хадисах упоминается также о том, что перед вторым трубным гласом с небес прольётся дождь, от которого истлевшие тела умерших вырастут вновь.

 

‘АбдаЛлах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма для поения своих верблюдов. Он будет поражён, и другие люди будут поражены. А потом Аллах пошлёт дождь, подобный росе, от которого вырастут [истлевшие] тела людей. Затем протрубят в Рог во второй раз, и люди встанут, озираясь» [Муслим, № 2940].

 

Тела людей вырастут после ниспосланного Аллахом дождя подобно тому, как вырастают из земли растения после дождя в нашем мире. Поэтому Всевышний часто сравнивает Воскрешение людей с оживлением земли посредством растений после дождя. Всевышний сказал: «Он Тот, Кто направляет ветры добрыми вестниками Своей милости. Когда же они приносят тяжёлые облака, Мы пригоняем их к мёртвой земле, проливаем воду и посредством этого взращиваем всевозможные плоды. Таким же образом Мы воскрешаем мёртвых. Быть может, вы помянете назидание» (сура 7 «Ограды», аят 57).

 

А в другом аяте говорится: «Аллах — Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Потом Мы гоним их в мёртвые земли и оживляем [дождевой водой] землю после её смерти. Таким же образом произойдёт Воскрешение» (сура 35 «Творец», аят 9).

 

Следует обратить внимание на две фразы: «Таким же образом Мы воскрешаем мёртвых» и «Таким же образом произойдёт Воскрешение». После их прочтения можно прийти к выводу о том, что рост тел умерших после ниспосланного с небес дождя незадолго до второго трубного гласа очень похож на произрастание из земли растений после дождя в этом мире. Мы знаем, что растения формируются из маленьких семян, которые лежат в земле до тех пор, пока на них не попадёт вода. Когда же к ним проникает вода, в них просыпается жизнь, они пускают корни в землю и растут, тянутся к небу, и вот уже перед нами прекрасное зелёное растение.

 

Точно так же в Судный день человек формируется из маленькой косточки. Когда на неё попадает вода, она начинает расти подобно тому, как прорастает бобовое зерно. Эта косточка — копчик. Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Между двумя трубными гласами сорок. А потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и люди станут расти подобно траве… И всё в человеке истлеет, кроме одной кости, а именно — копчика, и с него начнётся творение в День Воскрешения» [Бухари; Муслим].

 

У Муслима приводится такой хадис: «Есть в человеке кость, которая не истлевает, и из неё он будет воссоздан в День Воскрешения». Люди спросили: «А что это за кость, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Копчик». А вот ещё одна версия этого хадиса: «Все тело сына Адама пожирает земля, кроме копчика. С него началось его сотворение, и из него он будет воссоздан» [Муслим; Малик; Абу Давуд; Насаи; Джами’ аль-усуль, № 7941].

 

Достоверные хадисы указывают на то, что тела пророков останется нетленными и не разлагаются подобно тому, как разлагаются тела других людей. Вот один из этих хадисов: «Поистине, Аллах запретил земле пожирать тела пророков» [Фатх Аль-Бари, т. 6, с.488;АбуДавуд].

 

 

 

 

 

 

2 Воскрешение — новое творение.

 

Аллах воскресит Своих рабов, однако при этом они будут не совсем такими, какими они были в этом мире. Так, они не умрут, что бы с ними ни случилось: «Смерть будет подступать к нему со всех сторон, однако он не умрёт» (сура 14 «Ибрахим», аят 17).

‘Амр ибн Маймун аль-Ауди передаёт: «My’аз ибн Джабаль поднялся и сказал: «О бану Ауд! Я — посланец Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)! Знайте, что вы вернётесь к Аллаху, а потом отправитесь либо в Рай, либо в Огонь. Ждёт вас вечная обитель, из который вы уже никуда не выйдете, и вечная жизнь без смерти, в телах, которые не умирают«» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1668].

 

Кроме того, люди станут видеть то, чего раньше не видели: в Судный день они увидят ангелов и джиннов и то, о чём известно только Всевышнему.

 

Обитатели Рая не будут сплёвывать, мочиться и испражняться.

Это, однако, вовсе не означает, что после Воскрешения люди станут совсем другими созданиями, непохожими на тех, какими они были в этом мире.

 

Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) говорит: «Два сотворения: первое сотворение и воссоздание (Воскрешение) — это два события из одной области. Они похожи и даже одинаковы в чём-то, но при этом отличаются друг от друга в чём-то другом. Поэтому Воскрешение, в принципе, есть то же самое, что и первое сотворение, но, с другой стороны, они очень похожи, но не совсем одинаковы. В основе своей они одинаковы, однако различия, существующие между этими двумя явлениями, позволяют нам говорить лишь о похожести.

То же можно сказать обо всём, что воссоздано, создано заново. Само слово «воссоздание» предполагает, что воссоздаваемое сейчас когда-то было создано в первый раз…» [Маджму’ аль-фатава].

 

 

 

 

 

3 Первый, кто выйдет из земли.

 

Первым будет воскрешён и выведен из земли наш Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует): Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Я буду господином потомков Адама в День Воскрешения, первым, чья могила разверзнется, первым, кто станет заступаться, и первым, чьё заступничество будет принято» [Муслим, № 2278].

 

Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт: «Как-то два человека, один из которых был мусульманином, а другой — иудеем, поругались друг с другом. Мусульманин сказал: «Клянусь Тем, кто избрал Мухаммеда среди всех обитателей миров!» Что же касается иудея, то он сказал: «Клянусь Тем, кто избрал Мусу среди всех обитателей миров!» Тогда мусульманин поднял руку и ударил иудея по лицу, а иудей пошёл к Посланнику Аллаха и рассказал ему о том, что произошло между ним и мусульманином. Выслушав его. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) послал за мусульманином и стал спрашивать его о случившемся. Тот обо всём рассказал ему, после чего Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Не отдавайте мне предпочтение перед Мусой, ибо, поистине, в День Воскрешения все люди будут поражены, и я буду поражён вместе со всеми, однако я очнусь первым и увижу Мусу, который будет держаться за край Трона, И мне неизвестно, будет ли он поражён подобно другим и очнётся раньше меня, или же он будет среди тех, для кого Всевышний Аллах сделает исключение»» [Бухари и Муслим].

 

А в другой версии этого хадиса говорится: «Затем раздастся трубный глас, и обитатели небес и земли будут поражены кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом раздастся ещё один трубный глас, и я буду первым из воскрешённых. И я увижу Мусу, держащегося за Трон. И я не знаю, засчитается ли ему то поражение на горе, или же он просто будет воскрешён раньше меня» [Бухари; Муслим Джами’ аль-усуль, № 6308].

 

 

 

 

 

 

4 Сбор всех творений на месте предстояния.

 

Всевышний Аллах назвал Судный день Днём сбора, потому что в этот День Аллах соберёт вместе всех Своих рабов: «Это день, когда будут собраны люди. Это день, когда все будут присутствовать» (сура 11 «Худ», аят 103).

 

Собраны будут все без исключения, и первые, и последние: «Скажи: «Воистину, как первые, так и последние поколения будут собраны в определённом месте в известный день». Сура 56 «Событие», аяты 49-50.

 

Всевышний обладает абсолютной властью над Своими рабами, и для Него нет ничего невозможного. Для Него нет ничего сложного в том, чтобы воссоздать и собрать к Себе Своих рабов после их смерти, даже если они погибли в космическом пространстве, или глубоко под землёй, или их растерзали дикие звери, или сожрали хищные рыбы, м даже если они давно истлели в своих могилах: «Где бы вы ни были, Аллах приведёт всех вас вместе. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (сура 2 «Корова», аят 148).

 

Не только власть Всевышнего, но и Его знание распространяйся на всех Его рабов. Он не забывает никого из них, никого не теряет из виду, и никто из них при всём желании не может ускользнуть от Его наблюдения. Их Творец сосчитал их, и Он знает о них всё: «Каждый, кто на небесах и на земле, непременно явится к Милостивому в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День Воскрешения в одиночестве». Сура 19 «Марьям», аяты 93-95.

 

Всевышний Аллах сказал: «Мы соберём их всех и никого не упустим» (сура 18 «Пещера», аят 47).

 

Упомянутые аяты указывают на то, что собраны будут все творения: люди, джинны и ангелы. Возможно, в их число входят и животные.

 

Относительно животных среди учёных есть разногласия.

 

Шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Что касается животных, то они тоже будут собраны Аллахом, о чем свидетельствуют Коран и Сунна. Аллах говорит: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (сура 6 «Скот» аят 38).

«Когда дикие звери будут собраны» (сура 81 «Скручивание» аят 5).

«Среди Его знамений – создание небес и земли, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (сура 42 «Совет», аят 29).

 

Слова إذا (иза), переведенное как «когда», относится к чему-то, что неизбежно произойдет. Существует множество известных хадисов на эту тему. Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть 78:40)».

 

Утверждающий, будто животные не будут воскрешены, совершает огромную ошибку; воистину, он или заблудший, или неверующий. И Аллах знает лучше». См. «Маджму аль-Фатава», 4/248.

 

Аль-Куртуби упомянул о разногласиях среди учёных в этом вопросе и сказал, что достоверные хадисы указывают на то, что животные тоже будут собраны: «Учёные разошлись во мнениях относительно сбора животных и отмщения одних другим с целью восстановления справедливости. От Ибн ‘Аббаса передают, что смерть животных — это и есть их сбор, и таково мнение ад-Даххака. Но от Ибн ‘Аббаса также передают, что животные будут воскрешены и собраны, и таково мнение Абу Зарра, Абу Хурайры, ‘Амра ибн аль-‘Аса, аль-Хасана аль-Басри и других, и это мнение правильное, потому что Всевышний сказал: «…когда дикие звери будут собраны» (сура 81 «Скручивание», аят 5); «А затем они будут собраны к своему Господу» (сура 6 «Скот», аят 38).

 

Абу Хурайра сказал: «Аллах соберёт все Свои творения в День Воскрешения, включая зверей, птиц, насекомых и так далее, и Он будет настолько справедлив, что взыщет с рогатой скотины в пользу безрогой, после чего Он скажет: «Станьте землёй!» — и именно об этом слова Всевышнего: «А неверующий скажет: Лучше бы мне быть прахом!»«» [Куртуби. Тазкира].

 

 

Передается от Абу Зарра, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел и смотрел, как два барана сцепились рогами, и один из них боднул другого и победил его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) улыбнулся и его спросили: «Почему ты улыбаешься, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Из-за барашка. Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, он рассчитается с ним в День Воскресения».  Ахмад (20534). Ахмад Шакир сказал, что иснад этого хадиса хороший и не прерванный.

 

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого». Муслим, 2582.

 

Сказал ан-Навави (да смилуется над ним Аллах): «Это ясно свидетельствует о том, что животные буду собраны в Судный день и они буду воскрешены подобно разумным людям, а также детям, умалишенным и тем, до кого не дошел призыв Ислама. На это указывают Коран и Сунна. Аллах говорит: «когда дикие звери будут собраны» (Скручивание 81:5).

 

Если в шариатском тексте содержится какое-либо утверждение и не существует рациональных или шариатских причин толковать его инакомысленно, то оно толкуется формально. Ученые сказали, что награда или наказание не являются условием воскрешения. Что касается безрогого барана, к которому приведут рогатого, то это не то возмездие, которое присуще разумным и отвечающим за свои поступки. Скорее это просто расплата. И Аллах знает лучше.

 

 

 

 

 

5 Как будет происходить сбор?

 

Рабы Всевышнего будут собраны нагими, босыми и необрезанными. Ибн ‘Аббас передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, вы будете собраны босыми, нагими и необрезанными». После этого Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) прочитал аят: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (сура 21 «Пророки», аят 104). [Мишкат аль-масабих, № 5535].

 

Когда ‘Аиша услышала, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Люди будут собраны в День Воскрешения босыми, нагими и необрезанными», она спросила: «О Посланник Аллаха, мужчины и женщины будут вместе и станут смотреть друг на друга?» Он сказал в ответ: «О ‘Аиша! Это будет день столь ужасный, что им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 5536].

 

В некоторых хадисах упоминается о том, что каждый человек будет воскрешён в той одежде, которая была на нём в момент смерти. Абу Са’ид аль-Худри, когда к нему пришла смерть, попросил принести ему новую одежду и надел её, после чего сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Умерший будет воскрешён в той одежде, в которой он умер»». [Абу Давуд; Ибн Хиббан; Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, согласно условиям аль-Бухари и Муслима». С ним согласился аз-Захаби и шейх аль-Албани, Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1671].

 

Аль-Байхаки упоминает три способа, которыми можно согласовать этот хадис с предыдущим.

  1. Одежда людей истлеет после того, как они восстанут из своих могил, и к месту предстояния они придут уже нагими, а потом их облачат в одеяния Рая.

Сначала будут одеты пророки, затем самые искренние и праведные люди, а потом уже все остальные — в зависимости от своего положения, и каждый будет одет в такую одежду, которая была на нём в момент смерти. А потом обитатели Рая будут облачены в одежды Рая.

Под одеждой в данном случае подразумеваются дела, то есть каждый человек будет воскрешён, и при нём будут все его дела, как хорошие, так и скверные. Всевышний Аллах сказал: «Однако богобоязненность — лучшее одеяние» (сура 7 «Ограды», аят 26).

 

Всевышний также сказал: «Одежды свои очищай!» (сура 74 «Завернувшийся», аят 4).

 

В качества доказательства этой, последней, версии аль-Байхаки приводит хадис от аль-А’маша, переданный ему Абу Суфьяном со слов Джабира: «Каждый раб [Аллаха] будет воскрешён в таком состоянии, в котором он умер» [Ибн Касир. Фитан].

 

Этот хадис приводит Муслим в своём «Сахихе», и из него вовсе не следует, что раб Всевышнего будет воскрешён в той одежде, в которой он умер или в которой был похоронен. Из этого хадиса нетрудно понять, что человек в Судный день будет воскрешён таким, каким он был в момент смерти: верующим или неверующим, сомневающимся в истинности религии или не испытывающим сомнений. К тому же они воскреснут, делая то же, что делали они перед тем, как их постигла смерть. На это указывает хадис, который ‘АбдаЛлах ибн ‘Умар слышал от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Если Аллах желает наказать каких-нибудь людей, наказание постигает и тех [праведных верующих], которые были среди них, а потом они воскресают, [и каждому воздастся] в соответствии с его деяниями» [Муслим, № 2879].

 

Человек, находившийся в состоянии ихрама, в Судный день будет воскрешён произносящим тальбию. ‘АбдаЛлах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Один человек, находившийся вместе с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), неожиданно упал со своей верблюдицы и сломал себе шею. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обмойте его водой с ююбой и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День Воскресения он будет воскрешён произносящим тальбию»» [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 1637].

 

Мученик будет воскрешён в Судный день со своими ранами, полученными перед смертью, и они будут сочиться кровью, и цвет её будет цветом крови, а запах — ароматом мускуса.

Именно поэтому желательно подсказывать умирающему слова: «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха», в надежде, что он умрет приверженцем единобожия и в Судный день будет воскрешён произносящим эти прекрасные слова.

 

«После этого Мы сказали сынам Исраила (Израиля): Живите на этой земле. А когда исполнится последнее обещание, Мы соберем вас всех вместе» (сура «аль-Исра», аят 104).

 

Имам аль-Багауи, да помилует его Аллах, сказал:

«„После этого Мы сказали“, то есть после гибели Фараона.

„…сынам Исраила (Израиля): „Живите на этой земле“, то есть на землях Египта и Шама (историческая местность, территория нынешних Сирии, Иордании и др. – прим. пер.). „А когда исполнится последнее обещание“, то есть День Суда.

„Мы соберем вас всех вместе“, то есть всех на место Суда. Арабское слово „аль-ляфиф“ из этого аята означает большое скопление людей, среди которых есть люди разных видов. (…) Будут собраны и верующие, и неверующие, и благочестивые, и нечестивцы». «Ма‘алим ат-Танзил» (5/135).

 

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал:

«„После этого Мы сказали“, то есть после того, как он (Фараон) утонул.

„…сынам Исраила (Израиля): „Живите на этой земле“, то есть на землях Египта и Шама. „А когда исполнится последнее обещание“, то есть настанет День Суда. „Мы соберем вас всех вместе“, то есть (поднимем) всех из могил из разных мест так, что смешаются верующие и неверующие. Они не станут знакомиться друг с другом, и никто не примкнет к своему племени.

 

Ибн ‘Аббас и Катада сказали: „(То есть) Мы соберем вас всех вместе с разных сторон“. Аль-Джаухари сказал: „Аль-ляфиф – это собрание людей, в котором есть люди из разных племен“ (…). То есть во время Сбора все они выйдут их могил, словно рассеянная саранча, смешаются и не будут знать (знакомиться) друг с другом». «аль-Джами‘ ли-Ахкам аль-Къуран» (10/338).

 

Большинство толкователей Корана сходятся в том, что под словами „А когда исполнится последнее обещание“ подразумевается День Суда.

 

Мы просмотрели несколько десятков толкований и не обнаружили мнения, которое бы противоречило этому. Исключением является одно слабое предание от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, в котором приводится сообщения от евреев. С ним можно ознакомиться в труде ат-Табари «Джами‘ аль-Байан» (13/174).

 

 

 

 

 

6 Одежда рабов Всевышнего в День Воскрешения.

 

Мы уже говорили о том, что в Судный день Аллах соберёт Своих рабов босыми, нагими и необрезанными, на что указывают достоверные хадисы, после чего люди будут одеты. Праведных людей облачат в прекрасные одежды, а скверных людей ждут одеяния из смолы, и они покроются струпьями — в общем, их одежда будет отвратительной и отталкивающей.

 

Первым из рабов Всевышнего будет одет пророк Ибрахим (Да благословит его Аллах и приветствует).

 

Передают со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, будете вы собраны босыми, нагими и необрезанными». Затем он прочитал аят, в котором сказано: «…как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это, согласно Нашему обещанию. Поистине, Мы выполняем (обещанное)!» [Пророки 21:104] — после чего сказал: «Первым, кого оденут в День воскресения, будет Ибрахим, что же касается некоторых из моих сподвижников, то их отведут налево, а я воскликну: “Мои сподвижники, мои сподвижники!”. Аллах скажет: “Они не переставали отступать от установлений ислама с тех пор, как ты расстался с ними!” — и тогда я скажу то же, что сказал праведный раб (То есть праведный раб Аллаха ‘Иса, мир ему.): “И я был свидетелем о них, пока находился среди них, а после того, как Ты упокоил меня, Ты Сам наблюдал за ними и Ты — всему Свидетель. Если Ты накажешь их, то ведь они — рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!” [Трапеза 5:117]. Аль-Бухари, 3349.

 

Ибн Хаджар сказал: «Аль-Байхаки передаёт от Ибн ‘Аббаса похожий хадис с добавлениями: «Первым, кто будет одет в одежды Рая, будет Ибрахим — его облачат в прекрасное райское одеяние. После этого принесут престол и поставят справа от Трона. А потом приведут меня и облачат в прекрасное райское одеяние, которое не способен представить человек»» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 384].

 

Учёные говорят, что причина, по которой именно Ибрахим будет одет первым, в том, что за всю историю человечества не было на земле человека более богобоязненного, чем Ибрахим, и его оденут первым, чтобы успокоилось сердце его. Есть ещё одна версия: его оденут первым потому, что он, как упоминается в одном из хадисов, был первым, кто стал носить подобие трусов, чтобы его срамные части не открывались во время совершения молитвы и не касались того места, где он совершал молитву. Он исполнил веление своего Господа, и за это Всевышний сделал его первым, кто будет одет в Судный день. Третья версия: возможно, что те, кто бросил его в огонь, раздели его догола на глазах у людей, как поступают с тем, кого собираются убить, и возмещением ему за это станет то, что он будет одет первым из всех людей в Судный день. Это, пожалуй, наилучшая версия [Куртуби. Тазкира].

 

Передается, что Аиша (да будете доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы будете воскрешены босыми, нагими и необрезанными». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, мужчины и женщины буду смотреть друг на друга (в таком виде)?». Он ответил: «Этот день будет настолько ужасным, что люди не будут заботиться об этом». Аль-Бухари, 6527.

 

В одном из хадисов передается, что люди будут воскрешены в той одежде, в которой умерли. Сообщается, что когда Абу Саид аль-Худри был при смерти, он попросил, чтобы его переодели в новую одежду, а затем сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Умерший будет воскрешен в той одежде, в которой умер». Абу Дауд, 3114; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсаля ас-Сахиха», 1671.

 

Может показаться, что этот хадис противоречит тем, в которых говорится о том, что люди будут воскрешены нагими. Ученые согласовали эти хадисы следующим образом:

 

  1. Они будут воскрешены в этой одежде, но после воскрешения она износится и они окажутся нагими на месте Предстояния.

 

  1. Они будут воскрешены нагими, затем получат одежду Пророки и праведники, и после этого все остальные люди, т.е. каждый оденется в то, в чем умер.

 

  1. Некоторые ученые посчитали, что этот хадис относится к мученикам (шухада), потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел хоронить их в той же одежде, в которой они умерли, чтобы эта одежда была их отличительным признаком в День Воскресения.

 

  1. Под одеждой могут подразумеваться благие дела, например, как в этих аятах:

«Однако богобоязненность – лучшее одеяние» (Преграды 7:26)

«Одежды свои очищай!» (Завернувшийся 74:4)

 

Имеется в виду, что человек будет воскрешен на том деянии, на котором он умер; если его последнее дело было хорошим, то это будет хорошо для него, а если его последнее дело было плохим, то это будет плохо для него. Об этом свидетельствует хадис от Джабира, который сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Каждый раб будет воскрешен так, как он умер». Муслим, 2878.

 

Передают со слов Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их». Аль-Бухари, 7108.

 

Это также подтверждается другим хадисом от Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими), который сказал: «Один человек, находившийся вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время стояния на Арафате, неожиданно упал со своей верблюдицы, сломал себе шею и умер. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обмойте его водой с ююбой и заверните (тело) в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День воскресения он будет воскрешён произносящим тальбийу”». Аль-Бухари, 1265.

 

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждая рана, которую мусульманин получил на пути Аллаха, появится в день Воскресения в то же виде, как она была нанесена; кровь будут сочиться из нее и цвет этой крови будет такой же, как и обычная кровь, но она будет пахнуть мускусом». Аль-Бухари, 237.

 

Поэтому желательно просить умирающего произносить «Ля иляха иль Аллах», чтобы эти прекрасные слова стали его последними словами в этом мире и чтобы его воскресили, произносящим шахаду. См. «Фатх аль-Бари», 11/383.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Вера в Судный День., Судный день.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.