Акыда таухида и разъяснение того, что противоречит ей из большого и малого ширка, противоречии, нововведении и прочего. Автор: Шейх аль-Фаузана. Часть 2. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НОВОВВЕДЕНИЯ.

 

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НОВОВВЕДЕНИЯ.

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Определение нововведения, его виды и суждения о нем.

 

1 — Определение нововведения с точки зрения языка.

Слово «бид’а» (нововведение, ересь) в арабском языке образовано от  слова  «бад'»,  что означает «выдумка» или «введение чего-либо нового»,  иными словами — изобретение того, что раньше не существовало. Производным от него является также и слово, использованное в одном из аятов Корана:  «Он — творец небес и земли…»  («Корова», 117).

Здесь слово «творец» («бади»’) означает, что Аллах изобрел то, чего раньше не было.

Кроме того,  Всевышний сказал: «Скажи: «Я — не новинка среди Посланников…» («Пески»,  9).

Здесь использовано слово «новинка» («бид»’). Это означает:  я не был первым из принесших послание от Аллаха к рабам Его, но до меня было много Посланников.

 

Введение новшеств делится на две части:

1 — Введение новшеств в области обычаев наподобие введения в обиход чего-то  вновь изобретенного,  что допускается,  так как в основе любого обычая лежит допустимость.

2 — Введение новшеств в области поклонения  и  религии,  что является  запретным,  ибо в основе религии лежит зависимость,  то есть нечто ниспосланное свыше. Сообщается, что Пророк, да благословит  его Аллах и приветствует,  сказал: «Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся,  будет отвергнут». (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

 

Передают также,  что он,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой из сделавших нечто такое,  чего мы не повелевали,тот будет отвергнут». (Этот хадис приводит Муслим).

 

 

 

2 — Виды нововведений.

 

Нововведения в области религии бывают двух видов:

 

Первый вид: нововведения в высказываниях и верованиях наподобие высказываний и убеждений джахмитов,  мутазилитов, рафидитов и последователей прочих заблудших сект.

Второй вид: нововведения  в  области поклонения,  например, поклонения Аллаху не узаконенным  образом.  Подобные  нововведения делятся на нижеследующие подвиды:

 

Подвид первый: это введение вовсе нового вида поклонения, то есть введение в поклонение того, что не обосновано шариатом, например,  введение  не узаконенных намазов и постов или установление не узаконенных праздников наподобие празднования дня рождения Пророка,  да  благословит его Аллах и приветствует,  и других празднеств.

 

Подвид второй:  это добавление чего-то нового к узаконенному поклонению,  например,  добавление пятого ракаата к полуденной или послеполуденной молитве.

 

Подвид третий: это исполнение поклонения не узаконенным образом, например,  произнесение хором установленных формул поминания или  обременение себя поклонением, выйдя за пределы установленного Сунной Посланника Аллаха,  да благословит его Аллах и да приветствует.

 

Подвид четвертый:  совершение  узаконенных форм поклонения в не узаконенное время,  например,  определение дня и ночи в  середине месяца  ша’бан  для  поста и ночных молитв.  Сами по себе посты и ночные молитвы узаконены шариатом,  но для того,  чтобы  выделить для  них  особое  время,  следует руководствоваться определенными указаниями.

 

 

3 — Суждение о всех видах нововведений в области религий.

Всякое нововведение в религии запрещено,  ибо  оно  является заблуждением,  о чем свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:  «Остерегайтесь новшеств в этих  делах, ибо, поистине, всякое новшество приводит к нововведению, а всякое нововведение является заблуждением» (Этот хадис приводят Абу Дауд и  ат-Тирмизи).

Он,  да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот  будет  отвергнут». (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

 

Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал: «Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, тот будет отвергнут» (Этот хадис приводит Муслим).

 

Эти два хадиса указывают на то, что всякое новшество в религии является нововведением,  а всякое нововведение —  отвергаемым заблуждением. Это означает, что нововведения в том, что относятся к поклонению и убеждениям запретны,  однако  степени  запретности могут  отличаются  друг от друга в зависимости от вида нововведения.  Так, например, некоторые нововведения могут относиться к категории  очевидного неверия,  например,  совершение обхода вокруг могил в с целью приблизиться к покойным, а также принесение им жертв  и  обетов и обращение к ним с мольбой и просьбами о помощи или о спасении.  К нему же относятся и  высказывания  крайних  из числа  джахмитов и мутазилитов.  Есть другая категория нововведений,  которая неверием не является,  но может привести к многобожию, например, возведение сооружений над могилами, совершение молитв возле них и обращения с мольбой к Аллаху в подобных  местах. Есть еще категория нововведений,  которая представляет порочность в убеждениях,  к чему относятся,  например, нововведения хариджитов, кадаритов и мурджиитов,  проявляющиеся в их высказываниях и воззрениях,  противоречащих доводам шариата.  Существует и  такая категория  нововведений,  которая  относится к числу прегрешений, например,  нововведения, связанные с отрешением от мира, совершением поста, стоя под палящим солнцем, или оскоплением самого себя с целью уничтожения страсти к  совокуплению. Источник: Аш-Шатиби, “Поиски убежища”, 2/37.

 

Примечание:

Ошибается тот,  кто  подразделяет  нововведения на хорошие и дурные, ибо тем самым он противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…а всякое нововведение является заблуждением», — из которых явствует, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, признавал заблуждением все нововведения,  а такой человек утверждает,  что не все они являются заблуждением, но среди них есть и хорошие нововведения.

 

В комментарии к «Сорока хадисам» ал-Хафиз ибн Раджаб  писал: «Слова  Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует,  о том, что всякое нововведение является заблуждением, являются всеобъемлющими  и здесь нет никаких исключений. Эти слова являются одной из великих основ религии и они подобны другим  словам  Посланник, да  благословит его Аллах и приветствует:

«Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот будет отвергнут»,

— поэтому заблуждается всякий, кто вносит нечто новое и связывает это с религией, в то время как никаких религиозных основ это новшество не имеет и религия с этим никак не связана,  независимо от того,  касается ли это убеждений,  дел или слов,  явных или скрытых. Источник: “Собрание знаний и рассуждений”, стр. 233.

 

При этом у таких людей нет никаких доводов  в  пользу  того, что существуют хорошие нововведения, кроме высказывания Умара, да будет доволен им Аллах,  сказавшего о молитвах таравих, совершаемых во время рамадана в группе,  следующее: «Это хорошее новшество».

Они также говорили:  «Поистине, и раньше вводилось нечто новое,  что не отвергалось нашими предшественниками, например, аяты Корана были объединены в одну книгу,  а хадисы стали записывать». Ответ на подобные заявления состоит в том,  что у подобных  вещей есть  соответствующая  основа в Шариате,  поэтому они не являются чем-то новоизобретенным. Что же касается слов Умара: «Это хорошее нововведение»,  — то он имел в виду способ исполнения молитвы,  а не само действие; и если нечто имеет основу в Шариате, значит это и  восходит к нему,  а когда подобное называют нововведением,  то имеется в виду языковой термин,  а не шариатский,  так как нововведением с точки зрения шариата является то,  что не обосновано им. Что же касается, например, собирания аятов Корана в одну книгу, то это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,  повелевал записывать аяты Корана и они были записаны, но по отдельности,  а потом сподвижники, да будет доволен ими Аллах,  собрали все это воедино,  желая сберечь записанное.  То  же можно сказать и о молитвах таравих во время рамадана,  ибо и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала совершал их по  ночам вместе со своими сподвижниками,  а в конце он отделился от них из опасений,  что эти молитвы в таком порядке  станут  для них обязательными,  а сами сподвижники,  да будет доволен ими Аллах, собираясь отдельными группами, продолжали совершать их и при жизни  Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует,  и после его смерти,  и так продолжалось до тех пор, пока Умар ибн ал-Хаттаб не собрал их позади одного имама подобно тому,  как они собирались позади Пророка,  да благословит его Аллах и да приветствует.  Поэтому  совершения таравих в группе за одним имамом тоже не является новшеством в религии.  Так же обстоит дело и с записыванием хадисов,  ибо и это обосновано шариатом,  так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  повелевал  записывать  отдельные хадисы некоторым из своих сподвижников,  когда к нему обращались с подобными просьбами.  В целом же при жизни Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует,  хадисы не записывались потому,  что существовали опасения,  что с Кораном может  смешаться нечто к нему не относящееся,  в то время как после его смерти, да благословит его Аллах и приветствует,  эти  опасения  рассеялись, так  как Коран был полностью собран и выверен еще до кончины Посланника Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует. И после этого  мусульмане стали записывать хадисы,  желая сохранить их от исчезновения,  и да вознаградит их Аллах благом за это,  что  они сохранили Книгу своего Господа и Сунну своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  от исчезновения произвольного обращения с ними со стороны тех, кто мог бы подобное делать.

 

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Возникновение нововведений  в жизни мусульман и причины, в силу которых они возникли.

 

1 — Возникновение новшеств в жизни мусульман.

Этот вопрос следует разделить на два подвопроса:

Первый: время возникновения нововведений: Шейх-уль-ислам Ибн  Таймийа,  да помилует его Аллах,  сказал [Источник: “Собрание фатв”, 10/354]: «Знай, что в основном все нововведения, имеющие отношения к убеждениям и поклонению, возникли в конце периода правления праведных халифов,  и именно это имел в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

«Если кто-нибудь из вас долго проживет,  то увидит много  противоречий, вам же следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных, ведомых верным путем халифов». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

 

Первые нововведения были связаны с деятельностью  кадаритов, мурджиитов, шиитов и хариджитов. Когда после убийства Усмана возник раскол,  появились нововведения хариджитов,  а к концу  жизни таких сподвижников  Пророка,  да  благословит его Аллах и да приветствует, как Ибн Умар,  Ибн Аббас,  Джабир и другие, зародилось учение кадаритов.  Примерно  к тому же времени относится и начало деятельности мурджиитов, что же касается джахмитов, то они появились уже  в  конце  эпохи  табиунов,  после  смерти Умара ибн Абд ал-Азиза, и передают,  что он уже предупреждал об их деятельности. Что  касается  самого  Джахма,  то он жил в Хорасане в период правления халифа Хишама ибн Абд ал-Малика.

 

Эти нововведения появились во II веке хиджры при жизни сподвижников Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, которые отвергли тех,  кто был их инициатором. Затем появились нововведения мутазилитов,  в мусульманском мире началась смута, появились разногласия и люди стали склоняться к нововведениям и следованию собственным страстям, а после того, как миновали лучшие века,  возникли нововведения, связанные с суфизмом, то есть с тарикатом и возведением сооружений над могилами,  и чем больше проходило времени, тем больше возникало нововведений и тем более разнообразными они становились.

 

Второй: место возникновения нововведений.

 

Нововведения или же ереси возникали  в  разных  мусульманских странах. Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал:  «Насчитывается пять крупных областей,  в которых жили сподвижники Посланника  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которые стали источником знания и веры:  это Мекка и Медина,  оба Ирака (Куфа и Басра) и Шам (историческое название территории, на которой ныне расположены Сирия, Иордания и Палестина). Отсюда стали распространяться науки о Коране,  хадисах,  фикхе,  поклонении и тому подобные исламские науки.  Однако все эти же места, за исключения города Пророка Медины,  стали  и  местами возникновения и распространения основных нововведений и ересей.  В Куфе возникли и распространились за  ее пределы  шиитское  и  мурджиитское  течения,  в Басре появились и распространились оттуда кадариты и мутазилиты,  и там же возникло движение нечестивого отшельничества. Что же касается учения джахмитов,  являющегося наихудшей из всех ересей,  то оно возникло  в некоторых  из областей Хорасана.  Чем удаленнее от города Пророка была страна,  тем больше там возникало нововведений. А когда произошел раскол общины после убийства Усмана,  началось движение хариджитов.  Но город Пророка Медина оставалась свободной от этого, а если кто-нибудь там начинал склоняться к подобному,  то это ничего,  кроме презрения и порицания у населения города, не вызывало.  Там  существовали кадариты и другие,  но в Медине такие люди были унижены и подвергались давлению со стороны в отличие от шиитов и мурджиитов в Куфе,  мутазилитов и аскетов в Басре и насибитов в Шаме, открыто действовавший в названных местах. В достоверном хадисе приводятся слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал, что Даджжал не сможет вступить в Медину,  которая продолжала оставаться оплотом знания и веры до самой эпохи последователей Малика, живших в IV веке хиджры. Источник: “Собрание фатв”, 20/300-303.

 

Что же касается первых трех наилучших веков,  то  в  Медине, безусловно, не возникло никаких нововведений и никакие новшества, затрагивающие основы религии, не распространялись оттуда, как это было с другими городами.

 

 

2 — Причины, в силу которых возникли нововведения.

Нет сомнений  в  том,  что средство спасения от разного рода новшеств и заблуждений состоит в том, чтобы придерживаться Корана и Сунны,  а Аллах Всевышний сказал: «И это — Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги» («Скот», 153).

 

Эти слова разъяснил сам Пророк,  да благословит его Аллах  и приветствует,  о чем нам известно из рассказа Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах,  который сказал: «Однажды, когда мы находились у Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, он провел по земле черту и сказал: «Это — путь Аллаха», — после чего он начертил множество других линий справа и слева от нее, сказав: «А это — другие пути,  на каждом из которых находится шайтан, призывающий людей вступить на него», — а потом он прочел такой аят: «И это — Моя дорога прямая;  и следуйте же по ней и не следуйте другими путями,  чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам,  — может быть,  вы будете богобоязненны!» («Скот» 153). (Этот хадис приводят Ахмад, Ибн Хаббат, ал-Хаким и другие).

 

Таким образом,  за тех,  кто отстраняется от Корана и Сунны, начинают борьбу  последователи вводящих в заблуждение путей и новоизобретенных ересей.

 

В основном причины, которые привели к возникновению нововведений,  состоят в следующем: это неведение об установлениях религии,  следование своих страстям, слепая приверженность определенным взглядам и людям и подражание неверным и их традициям.

 

Рассмотрим каждую из этих причин более подробно:

 

а — Неведение об установлениях религии.

Чем больше  проходит  времени и чем больше удаляются люди от времени пророчества,  тем меньше остается знания  и  тем  большее распространение получает невежество,  о чем говорил и сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-нибудь из вас долго проживет,  то увидит много противоречий…». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).

 

Он, да благословит его Аллах и приветствует,  также  сказал: «Поистине,  Аллах не забирает у людей знание,  просто лишая его своих рабов, но Он забирает знание у людей, забирая к себе ученых(они все умрут), а когда Он не оставит в живых ни одного обладающего ученого,  люди изберут для  себя  невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения,  не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» («Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Ничто, кроме знания и знающих, не может противостоять нововведениям,  а если и то, и другое исчезает, то нововведения получают возможность возникать и  распространяться,  а те, кто им следует, получают возможность активизироваться.

 

 

б — Следование своим страстям.

Собственным страстям следует тот, кто отстраняется от Корана и Сунны,  как сказал об этом Всевышний:  «Если же они не  ответят тебе, то знай,  что они следуют только своими страстям.  А кто более сбит с пути,  чем тот, кто следует своей страсти без руководства от Аллаха?»  («Рассказ»,  50).

 

Всевышний также сказал: «Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил наего уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу? Кто же наставит егона прямой путь после того, что сделал с ним Аллах? Неужели же вы (т. е. неверные) не образумитесь? « («Коленопреклоненная», 23).

 

И, поистине,  новшества являются порождением страсти, за которой следуют люди.

 

 

в — Слепая приверженность определенным взглядам и людям.

Это именно то, что мешает человеку следовать ясным указаниям и познавать истину, а Всевышний сказал: «И когда скажут им: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!», — они говорят: «Нет, мы последуем за тем, чего придерживались наши отцы». («Корова», 170).

 

Сегодня это свойственно некоторым фанатикам из числа суфиев, то есть тарикатистов и поклоняющихся могилам,  так как  когда  их призывают к  следованию Корану и Сунне и отказу от их собственной традиции, противоречащей этим источникам, они отвергают это, ссылаясь на свои религиозные учения, своих шейхов, отцов и дедов.

 

 

г — Подражание неверным.

Такое подражание скорее чем что бы то ни было иное  приводит людей к нововведениям,  о чем свидетельствует хадис,  предаваемый со слов Абу Вакида ал-Лайси, который сказал:

«Спустя немного времени  после того,  как мы приняли Ислам,  мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулись на Хунайн,  а  у  многобожников было дерево,  возле которого они проводили много времени,  подвешивая на него свое оружие,  и  они называли  его Зат анват (Обладающая подвесками) (это они делали в порядке традиционного поклонения).  И когда мы  проходили  мимо этого дерева, то сказали: «О Посланник Аллаха, сделай для нас такую же Зат анват, как и у них». В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  сказал: «Аллах велик! Поистине,  всюду же одни и те же законы! Клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сейчас сказали то же самое, что сказали сыны исраиля Мусе, а они сказали:

«О Муса!  Сделай нам бога — такого  бога,  как  у них»,  —  и  он  сказал:  «Поистине,  вы  — люди невежественные!» («Преграды»,  138).

Истинно,  непременно вы последуете по стопам тех, кто был до вас». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи).

В этом хадисе указывается на то,  что  подражание  неверным, которых они застали на новом месте, куда они переселились, заставило сынов исраиля обратиться к Мусе со столь отвратительной  просьбой, а именно — сделать им бога, которому они стали бы поклоняться,  и то же самое подтолкнуло некоторых из сподвижников Мухаммада,  да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к нему с просьбой о том,  чтобы он выбрал для них какое-нибудь  дерево,  у которого они стали бы испрашивать благословения помимо Аллаха. То же самое происходит и сегодня, ибо большинство мусульман  стало  подражать неверным по части нововведений и поступков, свойственных для язычников.  Речь идет об устроении праздников по случаю  дня рождения,  выделении особых дней и недель для тех или иных  обрядов  поклонения,  устроении  разного  рода  религиозных праздников,  годовщин и юбилеев,  воздвижении изваяний и памятников, организации траурных собраний, изобретении всяких новшеств в траурных церемониях,  возведении строений на могилах,  водружении дорогих памятников,  иной раз мраморных у изголовьев  покойных  и тому подобных вещах.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Отношение мусульманской Уммы к тем,  кто вводит новшества, и  способы  возражения им со стороны последователей Сунны и джамаата.

 

1 — Отношение последователей Сунны и Джамаата тем,  кто вводит новшества.

Поистине, последователи  Сунны  и  Джамаата всегда возражали тем, кто вводил новшества,  отвергали эти новшества  и  старались удержать их от практики их применения,  подтверждением чему могут служить следующие примеры:

 

а — Передают, что Умм ад-Дарда сказала: «Однажды Абу-ад-Дарда вошел ко мне,  будучи разгневанным,  и я спросила его: «Что с тобой?» Он  ответил:  «Клянусь Аллахом,  я не знаю,  что осталось у этих людей из того, что делал Мухаммад, кроме того, что собираются на общую молитву!» (Этот хадис приводит ал-Бухари).

 

б — Передают со слов Умара ибн Йахйи,  что его отец  передавал, что его отец сказал:

«Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей Абдаллаха ибн Мас’уда,  ожидая его, чтобы пойти с ним  в  мечеть,  и  однажды к нам подошел Абу Муса ал-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?»  Мы  ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал,  пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился,  все мы подошли к нему и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ар-Рахман,  поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!» Он спросил:  «Что же это?» Абу Муса ответил: «Поживешь — увидишь, а я видел там людей,  которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа  в руках мелкие камешки и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!»(«Аллах велик!») — и они по сто раз произносят эти слова,  а потом он говорит:  «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» («Нет бога, кроме Аллаха»),  — и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз:  «Субхана Аллах» («Слава Аллаху»),  — и они  по сто раз произносят и это». Абдаллах ибн Мас’уд спросил: «И что же ты сказал им?» Он ответил:  «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или:  …что ты велишь делать). Он спросил:  «Почему же ты не велел им считать их дурные поступки  и  не поручился за то,  что ничто из их благих дел не пропадет и так?», — а потом мы с ним пошли к мечети и он подошел к одному из  таких кружков,  остановился  рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?» Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с  помощью  этих  камешков мы считаем,  сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар» («Аллах велик»),  «Ля иляха илля ллах» («Нет бога, кроме Аллаха»), «Субхана Аллах» («Слава Аллаху») и «алхамду Аллах» («Хвала Аллаху»)». Ибн Мас’уд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки,  а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет.  Горе вам!  О обшина  Мухаммада!  Как скоро вы устремились к гибели,  сподвижники его среди вас еще остались, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем,  в чьих руках душа моя, либо уже принесли более верную религию,  чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!»  В  ответ эти люди сказали:  «О Абу Абд ар-Рахман,  мы ведь хотели только блага!» Тогда он воскликнул:  «Но сколько  таких,  что желают блага,  но не обретают его!  Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил нам, что есть люди, которые читают Коран, но он  не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!»,  — а потом он отошел от них.  Амр ибн Салам сказал:  «И мы видели большинство из них сражавшимися против нас на стороне хариджитов  в день битвы при Нахраване». (Этот хадис приводит Ад-Дарими).

 

в — Один человек пришел к имаму Малику ибн Анасу, да помилует его Аллах,  и спросил: «Где я должен вступить в ихрам (намерение совершить Хадж или Умру и смена одежды)?» Он ответил: «В том микате (месте), который определил для этого Посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и да приветствует,  и  где  он  сам вступил в ихрам».  Этот человек спросил:  «А что если я вступлю в ихрам, не доезжая до миката?» Малик сказал: «Я не считаю это нужным!» Этот человек спросил: «Что же тебе в этом не нравится?» Малик ответил:  «Мне не нравится то,  что ты впадаешь в искушение!» Человек спросил: «Какое же искушение может быть в увеличении блага?» В ответ Малик сказал:  «Поистине,  Аллах Всевышний  говорит: «Пусть берегутся те, которые нарушают его (Пророка) приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их  наказание  мучительное!» («Свет»,  63),  — а можно ли представить себе более сильное искушение, чем то, что ты будешь считать себя совершившим то, что не совершил и сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!» (Этот рассказ приводит Абу  Шама  в  своей  книге «Причины  отрицания нововведений и новоизобретенного»,  передавая его со слов Абу Бакра ал-Халляля, стр. 14).

 

Таковы эти примеры. Что же касается знающих, то они никогда не переставали порицать тех,  кто вводил новшества, и хвала Аллаху.

 

 

2 — Способы возражения тем, кто вводит новшества, со стороны последователей Сунны и Джамаата:

Их методы в том,  что касается этого, основываются на Коране и Сунне.  Эти методы являются вполне убедительными, так как люди, которые ими пользуются,  цитируют слова склоняющихся к новшествам и доказывают, что подобные утверждения недействительны. Используя в качестве доказательства Коран и Сунну,  они показывают, что необходимо придерживаться  пути Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует,  и что разного рода нововведения и новшества  являются  запретными.  Они написали множество  сочинений,  посвященных  этой тематике.  Так, например, в своих «Акидах» (книги вероубеждения) эти люди дали ответ  шиитам,  хариджитам, мутазилитам и аш’аритам на их новоизобретенные идеи,  касающиеся  основ  веры и вероучения,  написав и специально посвященные этому произведения. В частности имам Ахмад, написал книгу под названием  «Ответ джахмитам».  Об этом же писали и другие имамы,  в том числе Усман ибн Саид ад-Дарими. То же самое можно сказать и о книгах  шейх-уль-ислама  Ибн Таймийи,  его ученика Ибн ал-Кайима, шейха Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба и других авторитетов,  которые давали свой ответ и этим группам,  и поклоняющимся могилам, и суфиям.

 

Итак, существует много книг, в которых дается ответ вводящим новшества.  Из  числа старых книг можно привести в пример следующие:

1 «Книга поисков убежища» имама аш-Шатиби.

2 —  «Книга  о   необходимости   следовать   прямым   путем» шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, которая в значительной мере посвящена возражениям тем, кто пытается вводить в Ислам новшества.

3 —  «Книга отрицания новшеств и нововведений» шейха Ибн Вадаха.

4 — «Книга о новшествах и нововведениях» шейха ат-Тартуши.

5 — «Книга о причинах отрицания нововведений  и  новоизобретенного» Абу Шамы.

 

К числу же современных книг,  посвященных этой тематике, относятся следующие:

1 — «Книга изобретения о вредах новшеств» шейха Али Махфуза.

2 — «Книга пророческой Сунны и нововведений,  касающихся поминания и молитв» шейха Мухаммада ибн Ахмада аш-Шакири  ал-Хавамиди.

3 — «Послание предостережения  от  нововведений»  шейха  Абд ал-Азиза ибн Бааза.

 

Хвала Аллаху за то, что мусульманские ученые не перестают отвергать нововведения и давать отпор тем, кто пытается ввести их в обиход,  выступая со своими статьями на страницах газет и  журналов,  участвуя  в радиопередачах,  произнося пятничные проповеди, выступая на конференциях и читая лекции,  что играет большую роль в  деле просвещения мусульман,  искоренения новшеств и подавления тех, кто пытается их вводить.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Несколько слов о современных нововведениях.

 

К их числу относятся следующие:

1 —  Празднование  дня рождения Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует.

2 — Испрашивание благословения и поиски благословения у различных мест, памятников, покойных и так далее.

3 — Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.

 

Современные нововведения многочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохи возникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованию этим нововведениям и  нарушениям и распространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишь подтверждает слова Пророка, да благословит его  Аллах и приветствует:  «Обязательно вы станете следовать по стопам тех, кто был до вас». (Этот хадис передал ат-Тирмизи).

 

1 — Празднование дня рождения Пророка,  да  благословит  его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аввал:

Подобное есть  не  что иное как подражание христианам в том, что именуется празднованием Рождества Христова. То же самое делают  и  невежественные  мусульмане или заблудшие из числа знающих, когда в месяце раби ал-аввал лунного года участвуют в  празднествах по случаю рождения Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этот день в мечетях, другие — в своих домах или в специально подготовленных для этого местах.  В этих празднествах принимает участие большое количество  темных  и невежественных  людей,  которые делают это из подражания христианам,  придумавшим праздник по случаю Рождества Христа,  мир  ему. Мало того, что подобные праздники являются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают в себя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков,  например декламацию поэм, содержащих в себе неумеренные восхваления в  адрес  Посланника,  да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что в этих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о  помощи,  забывая об Аллахе,  в то время как Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его,  сказав: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам,  ведь, поистине, я — раб, и вы должны говорить: «Раб Аллаха и Посланник Его!» (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

 

Под превознесением здесь подразумевается как раз неумеренное восхваление.

Нередко эти люди полагают, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на их празднествах. К категории отвергаемых действий, имеющих место во время проведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающееся барабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числу нововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинами и смешиваются с ними,  что порождает искушения и может привести к  разврату,  но  даже  если  подобные праздники обходятся без подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи и проявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являются нововведениями и новшествами (а мы знаем,  что всякое новшество приводит к нововведению,  а  нововведения  ведут  к заблуждениям) (это часть хадиса). Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздниках как раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новые запретные дела.

 

Мы говорим,  что это нововведение, так как подобное не обосновано ни Кораном,  ни Сунной,  ни действиями праведных предшественников, ни наилучших поколений,  а возникло позднее, а именно — после IV века хиджры.  Этот обычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами.  Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилует его Аллах, сказал: «А затем: мне неоднократно задавал вопрос не один человек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяце раби ал-аввал и называемых  ими  «мавлид». Суть вопросов сводилась к тому, имеют ли подобные праздники основу в религии,  на что они желали получить ясный и четкий ответ. Я отвечал, а Аллах — податель успеха,  что ни в Коране,  ни в Сунне нет ничего такого,  что могло бы служить основанием для устроения «мавлида», и  ни  об одном из ученых мусульманской Уммы,  которые являлись образцом в делах религии твердо следовали примеру  предшественников,  не сообщали,  что он делал подобные вещи. Это — не что иное как нововведение, изобретенное бездельниками, и следование  страстям,  приносящее  пользу обжорам» («Послание об истоках устроения мавлида»).

 

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал:  «То же самое относится и к тому,  что выдумывают некоторые люди, либо подражая христианам, празднующим рождество Исы,  мир ему, либо желая выразить свою любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником, хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения.  Наши предшественники не делали ничего подобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло бы большую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше нас любили и почитали Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует,  и больше нас стремились к благу.  Для них любовь и  почтение к Пророку,  да благословит его Аллах и да приветствует, заключались в следовании и покорности ему,  выполнении его велений,  внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того,  с чем он был послан к людям, и борьбе за это с помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в  благодеяниях.  («Необходимость придерживаться прямого пути»).

И в  старые  времена,  и  в  наше время было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо оно действительно является не только нововведением и подражательством неверным,  но и ведущим к устроению других праздников такого  же  рода  наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, или героев, или ученых, что открывает многие двери зла.

 

 

2 — Испрашивание благословения и поиски благословения у сотворенного, являющийся одним из проявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчают кошельки наивных людей.  Испрашивание благословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании блага к кому-либо и о его увеличении,  однако обращаться с подобной просьбой можно лишь к тому,  кто обладает благом и способен распоряжаться им по своему усмотрению,  то есть  к Аллаху,  слава Ему.  Только Он может ниспослать благо и утвердить его,  а ничто сотворенное не способно ни  даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом, испрашивание у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людей недопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, что нечто, кроме Аллаха,  способно даровать благо, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещение какого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получению блага от Аллаха.  Что же касается действий сподвижников Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует,  которые стремились к получению благословения путем прикосновения к его волосам, ногтям или слюне,  как об этом уже говорилось ранее,  то подобное касалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда  он  был  жив и находился среди них,  ведь после его смерти сподвижники не испрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам,  где молился или присаживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касается гробниц и зияратов авлияъ  Аллаха.  Они не испрашивали благословения также ни у живых,  ни у почивших праведников наподобие Абу Бакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников.  Они также не поднимались к пещере на горе Хира [это пещера, где находился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был ниспослан ему первый аят из Корана], чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху,  посчитав  его святым местом,  не отправлялись к той горе,  где Аллах обратился со своими словами к Мусе, и не посещал иных мест, о которых сообщалось,  что там находятся могилы Пророков или иных людей.  Не посещали они также и строений,  воздвигаемых на  местах, связанных  с  именами  тех или иных Пророков,  и ни один из наших предшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в Медине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то же самое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке,  а также и других мест.  Но если для членов Уммы Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, не было узаконено целование тех мест,  куда ступали его благородные ноги,  или прикосновение к ним,  то что же говорить о таких местах,  где молился или ночевал кто-то другой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целями знающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. См.: “Необходимость придерживаться прямого пути”, 2/795-802.

 

 

3 — Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.

В наше время практикуется множество нововведений, касающихся образов поклонения,  в то время как основой  поклонения  является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано с поклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов.  Если же таких доводов нет, значит подобное является нововведением в соответствии со словами Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует: «Всякий,  кто делает то, чего мы не повелевали, будет отвергнут» (Этот хадис приводит Муслим).

 

Обряды поклонения,  которые практикуются ныне безо всяких на то оснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:

 

1 — Произнесение вслух слов намерения перед  намазом,  когда человек   говорит:  «Я  намереваюсь  помолиться  Аллаху  так-то  и так-то». Подобное является нововведением, так как не соответствует Сунне Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует, и потому,  что Аллах Всевышний сказал:

«Скажи:  «Неужели станете  вы учить  Аллаха вашей вере,  когда Аллах знает то,  что в небесах и что на земле? И Аллах знает о всякой вещи!» («Комнаты», 16.)

Местом,  предназначенным для намерения,  является сердце,  поэтому и произносить слова намерения следует сердцем, а не языком.

 

2 —  Групповое поминание после намаза,  ибо в соответствии с установлениями Шариата слова поминания каждый должен  произносить себе отдельно.

 

3 — Требование читать «Фатиху» по разным поводам,  в том числе после дуа,  то есть обращения с мольбой к Аллаху и при чтении молитв по покойным.

 

4 —  Устроение поминок по покойным с приготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана утверждая,  что подобное  делается  ради утешения  или пойдет на пользу покойному.  Подобные вещи являются нововведениями, не имеющими под собой никаких оснований.

 

5 — Организация разного рода религиозных праздников  наподобие праздника в память о вознесении, то есть ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,  из Мекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину. Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.

 

6 — Совершение особой умры в месяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деле ничем не отличается от совершения умры,  намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.

 

7 — Различные виды суфийских зикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видам поминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени их совершения.

 

8 — Посвящение ночи в середине месяца ша’бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяца посту,  ибо Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, не делал ничего подобного.

 

9 — Возведение сооружений над могилами,  избрание их местами для  мечетей и посещение их с целью получения благодаря этому благословения,  обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел,  свойственных многобожникам.  То же самое относится и к посещению могил женщинами,  ибо Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы и зажигающих свечи.

 

 

 

 

Заключение.

 

Мы утверждаем, что нововведения являются предвестником неверия и таким дополнением к религии,  которое не было узаконено  ни Аллахом, ни Посланником Его. Нововведение хуже, чем великий грех, и шайтан радуется изобретению нововведений больше, чем совершению людьми  великих грехов,  ибо грешник совершает грех,  зная о том, что это грех,  и он может покаяться,  а тот,  кто вводит в обиход нечто  новое, считая  подобное  относящимся к религии и приближающим человека к Аллаху, раскаиваться не станет. Кроме того, нововведения губят Сунну и внушают придерживающимся их отвращение и к Сунне, и к тем, кто ей следует. Нововведения удаляют от Аллаха,  вызывают Его гнев, приводят к Его наказанию и становятся причиной отклонения сердец от правильного пути и их порочности.

 

О взаимоотношениях с теми, кто совершает новшества:

Запретно посещать таких людей и общаться  с  ними,  если  не считать тех случаев,  когда это делается для того,  чтобы дать им наставление или выразить порицание,  так  как  общение  с  такими людьми  оказывает дурное влияние на тех,  кто с ними общается,  а ненависть их может распространиться и на других.  Их самих и  зла их следует хотя бы остерегаться, если нет возможности помешать практике осуществления разного рода нововведений.  Впрочем, обладающим знанием мусульманам и тем, кто обладает властью,  необходимо удержать их от того  зла, которое они творят,  ибо они представляют собой большую опасность для Ислама.  Кроме того, необходимо знать, что государства, в которых распространено неверие поощряют тех,  кто практикует нововведения,  к дальнейшему распространению их практики и оказывают им помощь самыми разными средствами, ибо так они рассчитывают покончить с Исламом и исказить его образ.

Мы же просим Аллаха Всемогущего и  Великого  помочь  религии своей, возвысить  слово свое и оставить без поддержки врагов своих. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Книги по акиде., Новшества (Бид`а) в Исламе., Таухид (Единобожие)., Шейх Солих Фаузан. Добавьте в закладки постоянную ссылку.