30. Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1936-1938. Пост во время полового осквернения. Пост за покойного.

  1. Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1936-1938. Пост во время полового осквернения. Пост за покойного.

https://youtu.be/_BhXLM3JOSU

 

Рассматриваемы вопросы на уроке:

  • 1936 Если проснулся на рассвет уразы в состоянии полового осквернения — действительна ли ураза.
  • 1937 Нужно ли восполнять обязательную уразу за того, кто упустил ее будучи живым, а затем умер.
  • 1938 Кто такой опекун (уали), который возмещает обязательную уразу за человека.

 

Хадисы 658-659. Пришло от ‘Айши и Уммы Салямы радыйа Ллаху анхума, то, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, просыпался с утра в состоянии полового осквернения, после полового акта, затем брал гъусль и держал уразу. Передали Аль-Бухари 1925, Муслим 2/80.

 

Хадис 660. И приходит добавка у имама Муслима, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма просыпаясь с утра в состоянии полового осквернения, после полового акта, брал гъусль и держал уразу, и не возмещал этот день уразы после месяца Рамадана. Муслим 2/80.

 

Вопросы, которые рассматриваются под хадисами 658-660:

 

 

1936 Если проснулся на рассвет уразы в состоянии полового осквернения — действительна ли ураза.

https://youtu.be/AdeMYCWERpE

 

«Человек, который во время наступления рассвета в месяц Рамадан, был в состоянии полового осквернения, является ли действительным его ураза?»

 

Большинство ученых считают, что ураза этого человека является действительной, из-за хадиса ‘Айши, а также Уммы Салямы, которые у нас в главе.

В этом вопросе было разногласие во времена табиинов, но потом пришло единогласное мнение, о том, что ураза этого человека является действительной, и это единогласное мнение привел ан-Навави. И причина разногласия в этом вопросе хадис Абу Хурайры, который приходит у Бухари и Муслима, то, что Абу Хурейра давал фетву, что человек застал рассвет, и в это время, он в состоянии полового осквернения, то нет у этого человека уразы. И этот хадис от Абу Хурайры приходит у ан-Насаи, а также других сборниках, то, что Абу Хурейра передает эти слова от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма.

 

Но, однажды, абдурРахман ибн Харис вошел к Абу Хурайре радыйа Ллаху анхум и сообщил о хадисе ‘Айше, а также Умму Салямы, которые у нас приходят к главе. Тогда Абу Хурейра сказал: «Неужели ‘Айша и Умм Саляма сказали такое?» Он ответил: «Да они передают от Пророка салля Ллаху алейхи уа саллям, что он салля Ллаху алейхи уа салляма держал уразу находясь в таком состоянии» , и тогда Абу Хурейра сказал: «Они обе более знающие чем я (имеется в виду в этом вопросе)», а затем Абу Хурейра сказал абдурРахману ибн Харису, что он не слышал этого хадиса напрямую от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма, но слышал этот хадис от Фадля ибн ‘Аббаса, который передавал его от Пророка салля Ллаху алейхи уа салляма и затем Абу Хурейра отказался от этой своей фетвы и начал давать фетвы, что такого человека ураза считается действительной.

 

Мухаммад ибн Хизам говорит: «А что же тогда делать с этим хадисом от Фадля ибн ‘Аббаса? Ученые разошлись во мнениях относительно этого хадиса. Некоторые сказали, что пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал брать гъусль до рассвета просто как совет, но никак в обязательном порядке. Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Но это понимание является не правильным, потому что во многих иснадах этого хадиса приходит, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма приказывал разговеться этому человеку и запрещал ему держать уразу. (Т.е. если Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, узнавал что, человек начал свою уразу находясь в состоянии полового осквернения, то Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, приказывал ему разговляться). Как же можно говорить, что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, просто советовал этому человеку взять гъусль до фаджра, и не как в обязательном порядке?».

А некоторые сказали, что, наверно, хадис Фадля ибн ‘Аббаса касается человека, рассвет которого настал тогда, когда человек совершал половой акт, и не смотря на то что пришел рассвет, и давали азан, он не прекратил половой акт, но продолжил его совершать. (Ранее мы разбирали этот вопрос и сказали, что пост такого человек недействителен и он еще обязан совершит каффару, так он совершал половой акт в светлое время дня когда уже обязательно держать пост).

Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Но это понимание не правильно, потому что имам ан-Насаи по дороге Абу Хазим от абдулМалика ибн Аби Бакра от ибн абдурРахман ибн Хариса от его отца, от Абу Хурейры, передает что Абу Хурейра говорил: «Тот, у которого произошла поллюция и при этом не взял гъусль до рассвета, тот не должен дальше поститься». А из ученых есть те, которые хотели сделать между этими хадисами тарджих (т.е. один оставить, а другой выбрать) сказали, какой выбрать хадис? Умм Салимы и ‘Айши или хадис от Абу Хурейры который передается от Фадля ибн ‘Аббаса. Некоторые выбрали хадис Умм Салимы и ‘Айши и отложили хадис от Абу Хурейры, который Абу Хурейра взял от Фадля ибн ‘Аббас, и по такому пути пошел имам аш-Шафи’и, Бухари и также ибн абдульБарр. (Тем более абу Хурайра сказал что они Аиша и Умм Салама более знающие в этом вопросе и отказался от своей фатвы).

А есть такие, которые сказали что хадис от Фадля ибн ‘Аббаса является отмененным (мансух).

Сказал ибн Хузейма: «Некоторые ученые допустили ошибку и решили, что Абу Хурейра ошибся в передаче этого хадиса», и потом ибн Хузейма опроверг мнения этих ученых и указал на, то что Абу Хурейра не ошибся в передаче этого хадиса, но то что он рассказал, что передал этот хадис, от правдивого, от Фадля ибн ‘Аббас, но нужно указать на то что хадис от Фадля ибн ‘Аббаса является отмененным аннулированным. Потому что нам известно, что в начале Ислама Всевышний Аллах запретил кушать и пить, а также совершать половой акт после сна (т.е. после намаза иша человеку запрещалось есть и пить и совершать половой акт, он был постящимся до самого магриба следующего дня) возможно этот хадис был сказан в те времена. Но потом Всевышний Аллах разрешил кушать и пить до наступления рассвета и стало разрешено тому кто совершает половой акт, совершать его до самого рассвета. А из этого понимается, что если человеку разрешено совершать половой акт до самого рассвета, что он не может быть, кроме как в состоянии полового осквернения. И это указывает, что хадис ‘Айши отменяет аннулирует хадис от Фадля ибн ‘Аббаса и до них не дошел этот хадис, аннулирующий, поэтому Абу Хурейра продолжать давать фетву на основании того, что он знает. Но когда до него дошел хадис ‘Айши и Уммы Салямы он отказался от своей фетвы и начал выдавать фетву о действительности уразы такого человека». И Хафиз ибн Хаджар тоже поддержал что этот хадис является аннулированным из-за хадиса Аиши, который приходит у имама Муслима то что, однажды, один человек пришел к Пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, и начал задавать вопросы. А ‘Айша слышала этот вопрос находясь за занавеской и этот человек сказал: «Бывает такое, что наступает рассвет, а я нахожусь в это время в состоянии полового осквернения. Держать ли мне уразу или не держать в этом состоянии?», тогда Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «И со мной бывает такое же, что я в состоянии полового осквернения, и настигает рассвет и я в этот день пост держу», и тогда тот человек сказал: «Но ведь ты не подобен нам. Аллах простил тебе твои прошлые и будущие грехи» ,и тогда сказал Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма:«Клянусь Аллахом, я надеюсь, что я самый боязливый из вас перед Всевышним Аллахом и самый знающий из того что нужно остерегаться». (Т.е. опроверг мнение этогос подвижника что это только Пророка саля Ллаху алейхи ва салам).

 

Говорит Хафиз ибн Хаджар: «И укрепляет мнение о том, что хадис Фадля ибн ‘Аббаса является аннулированным, то, что в хадисе ‘Айши приходит момент, что то, что произошло с ‘Айшей было после Худейбии, потому что человек сказал Пророку салля Ллаху алейхи уа салляма: «Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи», а извещение об этом приходит в аяте суры аль-Фатх. Этот аят был ниспослан в 6 году Хиджры, а начало обязательности уразы было еще во втором году Хиджры».

И мнения о том что этот хадис аннулирован придерживался ибн Мунзир, аль-Хаттаби, Ибн Дакык аль-‘Ид, а также последовал за ними имам ас-Сан’ани.

И пришло также у ибн Аби Шейба 3 том, стр.80-81, пришли различные асары от сподвижников. А конкретно от ибну-Мас’уда, Зейда ибн Сабита, ибн ‘Умара, ибн ‘Аббаса и от Абу Хурейры о том, что они держали и разрешали держать уразу тому, кого застиг рассвет в состоянии полового осквернения.

 

Значит правильное мнение что тот кто застал рассвет в половом осквернении, может держать пост и его пост будет действительным.

 

 

Хадис 661. от ‘Айши радыйа Ллаху анха, то что Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Если кто-то умер и на нем была обязанность держания уразы то за него держит уразу его близкий родственник (опекун)». Этот хадис приходит у аль-Бухари 1952, Муслим 2/789 является достоверным.

 

 

1937 Нужно ли восполнять обязательную уразу за того, кто упустил ее будучи живым, а затем умер.

https://youtu.be/dsQAjK5x3_0

 

«Если человек скончался, и при этом на нем была обязанность уразы, необходимо ли возмещать за него уразу?»

 

В этом вопросе несколько мнений:

Первое мнение: то, что за такого человека не нужно держать уразу, но нужно накормить бедняков, за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. И только в том случае, чтобы этот человек оставил такой приказ в завещании. Это мнение имама Малика, Абу Ханифы, и имама Шафи’и в его новом мнении. И в довод привели слова Аллаха Субхнаху уа Та’аля: «Человек не получит ничего кроме того к чему он стремился», а также потому что передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим 3/1255.

 

Второе мнение: то, что за этого человека не держится ураза, кроме как на нем была ураза или осталась ураза по обету (т.е. он дал обет Аллаху держать пост и не исполнил). И это мнение имама Ахмада, Лейса ибн Са’ада, Исхака ибн Ибрахима, Абу Убайда аль-Касыма ибн Саллама. И они сказали что хадис ‘Айши который приходит у нас в главе, «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)», этот хадис необходимо принимать в свете хадиса ибн ‘Аббаса, который приходит у Бухари и Муслима, то что однажды одна женщина сказала: «О посланник Аллаха, поистине моя мама скончалась и по ней осталась ураза по обету, держать ли мне за нее уразу?» тогда он салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Как ты думаешь, если бы на твоей маме был долг, возместила бы ты за нее долг?», она сказала: «Да», тогда Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, сказал: «Долг Аллаха более заслуживает того, чтобы его возместили».

Поэтому приверженцы второго мнения сказали, что возмещение поста за этого человека нужно в случае только обета, а если на нем осталась ураза с Рамадана, то эту уразу за него держать не нужно, но за эту уразу нужно накормить одного бедняка за каждый день.

 

[Примечание редактора стенограммы]:  От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких (уалий)» аль-Бухари 1952, Муслим 2/789.

Большинство ученых считает, что это повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является обязательным.

Также от Ибн ‘Аббаса сообщается, что один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным!» аль-Бухари 1953, Муслим 2/154.

Эти хадисы указывают на то, что если умер мусульманин, который должен был соблюдать пост, то поститься за него следует кому-либо из числа его близких родственников. Однако мнения ученых разошлись в понимании этого хадиса. Одни считали, что веление пророка (мир ему и благословение Аллаха) является обобщенным и поститься следует любые виды обязательного поста, а другие ученые считали, что речь идет только о посте по обету. Сторонники этого мнения считали, что за каждый пропущенный день поста Рамадана следует накормить по одному бедняку, а возмещать за умершего следует только пост по обету.

Сторонники же первого мнения сказали, что эти доводы не убедительны, потому что не могут противостоять достоверному хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), а указаний на необходимость кормления бедняка за пропущенный день Рамадана умершим, не существуют. Поэтому повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) распространяется на любые виды обязательного поста. См. “Фатхуль-Бари” 4/235-236. и “Субулюс-Салям” 2/580.

Однако самым сильным мнением является второе, что за умершего следует возмещать только пост по обету, поскольку веления пророка (мир ему и благословение Аллаха) нам разъяснили его сподвижники, которые не вносили в религию нечего от себя.

Сообщается, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала, что ее сестра, которая дала обет поститься в течении месяца, умерла так и не выполнив обета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Постись за свою сестру» ат-Таялиси 2630. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Ибн ‘Аббас сказал: “Если человек заболел в месяц Рамадан и не постился, а затем умер, то надо накормить за каждый пропущенный им день поста по одному бедняку и не поститься за него. Если же он дал обет поститься, то за него следует поститься кому-либо из числа его родственников” Абу Дауд 2401. Иснад достоверный.

Сообщается, что когда умерла мать ‘Амры, не возместив пропущенные дни поста, она спросила ‘Аишу, должна ли она поститься за нее? — и та сказала ей: “Нет, пожертвуй беднякам по половине са’ за каждый пропущенный ею день” ат-Тахауи 3/143, Ибн Хазм 7/4. Иснад достоверный.

Ибн Умар говорил: “Пусть никто из вас не соблюдает пост за другого, и пусть никто из вас не совершает молитву за другого!” Абдур-Раззакъ 16346. Иснад достоверный.

Имам Малик сказал: “Я не слышал, чтобы кто-либо из сподвижников или таби’инов или жителей Медины повелевал поститься или молиться за кого-либо другого” См. “Насбу-ррая” 2/334.

Этому мнению отдал предпочтение также и имам Сунны Ахмад ибн Хнбаль. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как имам Ахмад сказал: “Не следует возмещать пост за умершего, кроме поста по обету” См. “аль-Масаиль” 96.

Ибн аль-Къайим сказал: “С обязательным постом месяца Рамадан дела обстоят так же, как и с молитвой. Никто не может совершить молитву за другого или принять Ислам за другого, и тоже самое относится к посту. Что же касается обетового поста, то он рассматривается как долг, и человек может держать такой пост за своего родственника, так же как и может вернуть за него долг, и все это тонкости фикъха” См. “И’лямуль-мууакъи’ин” 3/554.

Однако, для того, чтобы возместить пост по обету за умершего, и чтобы это принесло ему пользу, он должен быть мусульманином. Сообщается, что отец ‘Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, то что между двух скобок является версией Ахмада 2/182. Хадис хороший.

Что же касается того, кто именно может поститься за умершего, то исходя из приведенных хадисов, им может быть любой из его родных, а уали в первом хадисе упомянут потому, что смысл этого слова является более обобщенным, как сказал об этом Ибн аль-Къайим. [Конец примечания].

 

Третье мнение: то, что необходимо продержать уразу, любой вид обязательной уразы (по обету или как искупительные действия, или как дни которые остались с поста в месяц Рамадан и т.д.) обязан за него продержать уразу ближайший родственник. Этого мнения придерживались мухаддисы из них Абу Саур, аль-Ауза’и, и также целая группа других ученых. И в довод использовали общий хадис ‘Айши, который приходит в главе под номером 661.

И это третье мнение является более правильным. И это мнение выбрал аль-Байхаки, ибн Хазм, ибн Хаджар, ас-Сан’ани, и это мнение выбрал шейх Мукъбил, а также шейх ибн ‘Усаймин.

Маликиты ответили на хадис ‘Айши и подобные с эти хадисы, что жители Медины не поступают в соответствии с этим.

На это Хафиз ибн Хаджар сказал: «Даже если мы с этим согласимся, что жители Медины не поступают по этому хадису, то подобными вещами не отвергаются достоверные хадисы».

Что касается ханафитов они ответили на хадис от ‘Айши сказав: «Пришло достоверно от ‘Айши и ибн ‘Аббаса фетва или мнение о том, что за каждый день уразы такого человека нужно кормить бедняка, значит если они противоречат хадису который передают значит поступать необходимо в соответствии с фетвой, а не в соответствии с хадисом».

Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Наоборот, правильным является то что мы должны следовать за тем, что передает сподвижник, а не те фетвы, которые он дает в противоречии того что передает. Потому что возможно, что тот человек, который дает фетву в противоречии хадису, сделал свой иджтихад и ошибся в этом».

Говорит Мухаммад ибн Хизам: «И возможно сподвижник забыл этот хадис, передавал ее когда-то и забыл об этом и начал выдавать фетву противореча этому хадису. Сказал ибн Хазм: «И возможно то, что передается от ‘Айши, что нужно кормить одного бедняка за один пропущенный день поста на человеке который умер и на нем была ураза, возможно ‘Айша сказала относительно человека который не выздоровел пока не умер, тогда как на нем была ураза». А что касается того что ханафиты, а также маликиты привели в довод слова Всевышнего Аллаха: «И человек не получит ничего, кроме как то, к чему стремился», то ответил на это ибн Хазм сказав: «Слова Всевышнего Аллаха: « И человек не получит ничего, кроме как то к чему стремился» ,то эти слова являются истиной, но Тот, Кто ниспослал этот аят своему пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, Он же ниспослал: «Чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано», и Аллах сказал: «И тот кто подчинился посланнику тот уже подчинился Аллаху» поэтому правильным является то, что человек не получит ничего кроме того к чему он стремился. Но если Всевышний Аллах и Его посланник салля Ллаху алейхи уа салляма, вынесли постановление о том, что за некоторые действия людей, человек получит награду, даже если сам он их не выполнял, то необходимо утвердить, что за это человек получит награду за это действие».

А что касается хадиса, о том что когда человек умирает, все его дела прекращаются, то в этом хадисе приходит указание лишь на то, что прекращаются дела самого умершего и в этом хадисе не идет речь что дела мертвого прекращаются, если за него кто-то сделал эти дела, и эти хадисы никак не противоречат друг другу и не нужно их объединять. А что касается приверженцев второго мнения, которые говорили, что можно держать уразу за человека только, если эта ураза осталась на нем по обету, то на это ответил ибн Хаджар и сказал: «Нет между этими хадисами никакого противоречия, чтобы говорить, что между ними надо собирать. Потому что хадис ибн ‘Аббаса это частный вид поста о котором спросила эта женщина (спросила о посте по обету). А что касается хадиса ‘Айши то в нем устанавливается общее правило (на счет поста за мертвого), относительно всех видов обязательной уразы, более того даже в хадисе ибн ‘Аббаса есть указание на общность т.к. Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, в конце этого хадиса сказал: «Долг Аллаха более заслуживает, того чтобы его восполнили». (Т.е. между хадисами в которых говорится что, если человек умер, то за него должен держать уразу уали или близкий родственник, и хадисом от ибн ‘Аббаса в котором говорится о женщине которая говорила пророку салля Ллаху алейхи уа салляма, что «моя мать умерла и за ней остался пост по обету, можно ли мне за нее продержать пост?» Пророк салля Ллаху алейхи уа салляма, приказал ей держать уразу. Потому что в этом хадисе говорится об одном из видов, что может случится и нет в нем аннулирования узаконенности других видов уразы).

 

Примечание: необязательно близкому родственнику держать эти дни подряд, может это делать с перерывами, также держать уразу за умершего родственника можно нескольким родственникам.

Тот вопрос, который мы рассматривали ранее о том, что родственник должен продержать уразу за человека, касается только той ситуации, если сам этот человек, который умер — был способен продержать эту уразу, но проявил легкомыслие и отложил эту уразу на потом. Но если этот человек вообще не был способен продержать эту уразу сам и умер на этом, то сразу несколько обладателей знания передали мнение что за этого человека держать уразу не нужно, потому что нет на нем долга. (Например у человека 3 дня долга поста, и начались праздничные дни и он хотел продержать их как они закончится, но скончался, тогда за этого человека не нужно держать пост, потому что он не был способен их продержать, или заболел сильной болезнью и затем скончался и в течение этих дней он не мог держать уразу, то за него тоже не надо возмещать уразу. Другой вопрос закончились праздничные дни человек здоров и способен держать уразу, но решил отложить и за это время он мог возместить уразу, но скончался. То в этом случае, за него уже нужно держать уразу, потому что он был способен возместить свой долг, но не сделал этого). И за этого умершего нельзя держать уразу желательно (на всякий случай), потому что ураза — это поклонение, и оно делается только с разрешения Всевышнего Аллаха и Его посланника салля Ллаху алейхи уа салляма.

А что касается кормления бедняка, то большинство ученых а также имам Малик, аш-Шафи’и и Абу Ханифа, их мнение заключается в том, что человек не должен кормить бедняка за его умершего родственника, но должен держать за него уразу и это правильное мнение.

Сказал аль-‘Абдари: «И это мнение всех обладателей знания, кроме Тауса и Катады, они двое сказали: «нет, является обязательным, за каждый день пропущенного поста мертвым, накормить бедняка. Потому что он не способен держать уразу т.к. скончался и подобен пожилому человеку, который не может держать уразы, а раз он подобен пожилому человеку, то он должен накормить за каждый день бедняка*».

 

*(Но мы говорили, что правильное мнение что старый человек не должен за каждый пропущенный день кормить бедняка, поэтому здесь данная аналогия является не правильной).

 

И правильным является первое мнение: то, что кормление бедняка относительно умершего родственника на котором была обязанность уразы не является действительной и не является узаконенным, потому что Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха на столько на сколько вы можете», и также пророк салля Ллаху алейхи уа салляма сказал:«Если я вам приказал какое-то дело, то совершайте из него то на что вы способны» этот хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Абу Хурейры.

Значит правильное мнение, что за каждый пропущенный день который человек мог держать но умер не продержав, должен за него держать этот пост его близкий родственник.

 

[Примечание редактора стенограммы]:  Шестой вопрос из фетвы № 18637.

Вопрос: Суть длинного вопроса: бабушка человека пропускала некоторые дни поста по причине месячных и болезни, а по незнанию она не возмещала пропущенные дни. Узнала о религиозном положении этого вопроса уже в старости, когда была не в состоянии поститься. Она так и умерла, не возместив пропущенные дни. Теперь этот человек спрашивает: если внук будет поститься от её имени, то засчитается ли его пост за бабушку? При этом он будет намереваться, чтобы награда за его пост помогла ей. Кроме того, зачтётся ли искупление за её пропущенные дни? При этом расчёт пропущенных дней приблизительный.

Ответ: Если вы точно знаете, что ваша мать не возмещала пост за пропущенные дни, как, например, она сообщила вам об этом в преклонном возрасте, то вы можете возмещать за неё пост. При этом, вы должны постараться узнать количество пропущенных дней. Кроме того, вы должны за каждый день поста, который не был возмещён ею в течение года до следующего Рамадана, накормить бедняка размером в полтора килограмма продуктами питания вашей страны. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если за умершим человеком остался пост, то за него постится его родственник». «Сахих Аль-Бухари», (1952), «Сахих Муслим», (1147). Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!

Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/54-55. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Вопрос: Человек умер в день праздника розговенья, а в первый или второй день месяца рамадан его сразила болезнь, в результате чего он не соблюдал пост целый месяц. Должны ли его наследники совершить за него пост после его кончины, либо накормить нуждающихся или же умершему и его наследникам ничего такого не предписано?

Ответ: Если этот больной не соблюдал пост по причине своей неспособности поститься и оказался не в состоянии совершить возместительный пост из-за собственной смерти в день праздника розговенья, то он не обязан был поститься из-за невозможности сделать это по болезни, а его возмещение стало невозможным по причине его смерти в день праздника розговенья. Его наследники не должны поститься или кормить нуждающихся за него. Постоянный комитет.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Его родственнику желательно возместить пост вместо него, если же он не сделает этого, то мы скажем, чтобы он кормил за каждый день бедняка. В этом проводится сравнение по аналогии с обязательным постом».

Он также сказал: «Если предположить, что у мужчины пятнадцать детей, и каждый из них продержит два дня поста вместо своего отца, в итоге получится тридцать дней, то этого будет достаточно. Если же наследников тридцать, то пусть каждый из них соблюдает пост один день, и этого тоже будет достаточно, так как в итоге получится тридцать дней. И нет различия: будут ли они все поститься в один день, или сначала будет поститься один, затем второй, а после – третий, пока не закончат тридцать дней» (Аш-шарх аль-мумти‘. Т. 6. С. 450 — 452). [Конец примечания].

 

 

1938 Кто такой опекун (уали), который возмещает обязательную уразу за человека.

https://youtu.be/p14d7gmdUts

 

Сказал ибн Хаджар: «Некоторые сказали, что уалий это любой близкий родственник, а некоторые сказали, что не любой близкий родственник является уалий, но только тот который имеет право на наследство от этого человека, а некоторые сказали его весь его ‘асаба ( род, семейство, имеется в виду мужчины из них). И первое мнение более правильное, и второе мнение тоже близко к истине, а третье мнение опровергается хадисом той женщины, которая хотела возместить пост своей матери, потому что она не является мужчиной».

Значит правильное мнение что под уали имеются его ввиду его близкие родственники.

 

 

Субханака Ллахумма уа бихамдика, ашхаду ан ля иляха илля Анта, астагъфирука уа атубу илейк.

 

 

______________________________________________________________

Источник: Комментарии на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам» «Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака». (Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор комментария: Абу ‘АбдиЛлях Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.

Уроки по книге провел: Руслан Абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков. 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста., Пост по книги Булуг аль Марам шарх Мухамада ибн Хизама., Что портит и не портит пост.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.