Аяты Корана о покаянии. Комментарии имама Ибн Касира.

 Аяты Корана комментарии Ибн Касира

 

 С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

 

Скачать статью:

pdf: https://vk.com/doc181861343_437585665

docx: https://vk.com/doc181861343_437585664

 

______________________

2 Сура — Корова سورة البقرة 

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный». Источник: Коран Сура аль-Бакъара 2: 159-160.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«…Аллах избавит от этого наказания тех, кто покаялся: «за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину» – т.е. перестали скрывать, исправили свои деяния и стали разъяснять людям то, что скрывали ранее.  «Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный». Этот аят доказывает, что если человек призывал к неверию и ереси, а затем покаялся перед Аллахом, Аллах прощает его. В предыдущих религиях людям не прощались такого рода деяния, однако это Шариат пророка покаяния и милости (да благословит его Аллах и приветствует)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся». Источник: Коран Сура Корова 2: 222.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«…«Воистину, Аллах любит кающихся» —  кающихся в грехах, даже если их совершают снова». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

______________________

3 Сура — Семейство Имрана سورة آل عمران 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «…Которые говорят: “Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и защити нас от    мук ада!”-, которые терпеливы, правдивы, смиренны, расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время». Источник: Коран Сура “Семейство Имрана”, 16 – 17.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Всевышний Аллах описывает Своих богобоязненных рабов, которым Он обещал несметную награду тем которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали» — в Тебя, в Твоё писание и в Твоего посланника.   Прости же нам наши грехи – за нашу веру в Тебя и Твой закон, прости нам грехи наши и недостатки по Своей милости. и защити нас от мучений в Огне.

…»и просят прощения перед рассветом» – это указывает на достоинство прошения о прощении в предрассветное время.

Говорят, что когда Якуб (мир ему) сказал своим сыновьям: попрошу моего Господа простить вас… (12:98), он попросил за них прощения в предрассветное время.

 

В двух Сахихах, а также в других сборниках хадисов приводится хадис,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”». Сахих аль-Бухари 1077, Муслим 1261

 

В двух Сахихах приводится хадис, в котором Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву витр в первую часть ночи, в полночь и в третью часть ночи, а завершал он свой витр перед рассветом». Муслим 730

 

Ибн Джарир передаёт, что перед рассветом в углу мечети он услышал, как один человек сказал: «О, Господь мой, ты повелел мне, и я повиновался. Вот оно предрассветное время, прости же меня!». Я посмотрел внимательнее и увидел, что это был никто иной как ибн Мас`уд. Ибн Мардувайх передаёт, что Анас ибн Малик сказал: «Нам было приказано просить о прощении семьдесят раз перед самым рассветом после того, как мы завершали ночные бдения»». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». Источник: Коран Сура Али ‘Имран 3: 86-89.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

______________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили своё неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие». Источник: Коран Сура Семейство Имрана 3: 90.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Спешите обрести прощение Господа вашего и Рай, объемлющий небеса и землю, уготованный для богобоязненных, которые расходуют и в радости, и в горе, сдерживают гнев, прощают людей. Поистине, Аллах любит благочестивых!». Источник: Коран Сура Семейство Имрана 3: 133-134.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Ибн Джарир передаёт от ибн Аббаса, что один человек из числа ансаров принял ислам,затем стал вероотступником и вернулся к практике идолопоклонничества. Затем он стал сожалеть о содеянном и сказал своему племени: «Спросите у посланника Аллаха, могу ли я покаяться?»

Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали – до слов – Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный».

Люди из его племени передали ему это, и он снова принял Ислам .

Это повествование также приводят: ан-Насаи, аль-Хаким и ибн Хиббан от Дауда ибн Аби Хинд. Аль-Хаким сообщил, что это хороший, достоверный хадис, но аль-Бухари и Муслим не передали его.

Слово Аллаха: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими  после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения?» – т.е. после того как им были предъявлены все аргументы и доводы на правдивость того, с чем явился посланник, и после того, как им было всё разъяснено, они отвратились от веры и вернулись в лоно многобожия. Как они могут претендовать на руководство после того,

как они снова стали слепыми? Поэтому Аллах сказал: «Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».

Аллах сказал далее: «Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей» – т.е. их проклянёт Аллах и проклянут Его творения. «Они пребудут в нем вечно!» – т.е. в проклятии. №Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки№ – т.е. их наказание не будет ослаблено или приостановлено даже на час.

Затем Аллах Всевышний сказал: «Кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный».

Это проявление Его доброты, кротости, милости и предпочтения Аллаха к Его творениям. Ведь от того, кто покаялся, Принимающий покояние Аллах, примет его покаяние». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!». Источник: Коран Сура Али ‘Имран 3: 135-136.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Т.е. после того, как они совершили грех, они покаялись и попросили прощения за него.

Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, (один из) рабов (Аллаха) совершил грех и сказал: “Господь мой, я согрешил, прости же меня!” И Господь его сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба”. Потом прожил он, (не совершая грехов), сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: “Господь мой, я согрешил, прости же меня!” — и (Господь) сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба”. Потом прожил он, (не совершая грехов), сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: “Господь мой, я снова согрешил, прости же меня!” — и (Господь) сказал: “Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, Который прощает грехи и наказывает за них?” — (и трижды повторил): “Я прощаю Своего раба”, (а потом добавил): “Пусть же делает, что хочет”». Сахих аль-Бухари (6953), Муслим (4953)

 

Абдур-Раззак передаёт, что Анас ибн Малик сказал: «До меня дошло. Что когда был ниспослан аят: «А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам» – когда был ниспослан этот аят, Иблис заплакал».

 

Слово Аллаха: «а кто прощает грехи, кроме Аллаха?» – т.е. никто не прощает их кроме Него. Аллах сказал: «и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими» – т.е. они покаялись за свои грехи, вернулись к Аллаху сразу же и не продолжали совершать грехи.

Даже если их грехи повторялись, они каялись за них «будучи знающими».

 

Муджахид передаёт, что Абдуллаха ибн Убайд ибн Умайр прокомментировал аят: «будучи знающими» – о том, что тот, кто покаялся, то простил его Аллах. Это подобно слову Аллаха: «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов…» (9:104), а также слову Аллаха: «Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим

и Милосердным». (4:110). Аятов, подобных этим множество.

Далее Аллах сказал: «У этих наградой — прощение от Господа». (3:136) – т.е. воздаяние за вышеописанные качества. «прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки» – т.е. из разных видов напитков, «Вечно они будут там» – т.е. пребывать в них. «и прекрасна награда делающих (благое)!» – здесь Аллах прославляет рай». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

4 Сура — Женщины سورة النساء 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается. Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Всезнающий, Премудрый! И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!»». Источник: Коран Сура Женщины 4: 17-18.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Всевышний Аллах говорит, что Он принимает покаяние у тех, которые совершают дурной поступок по невежеству, а затем покается, если успеет

сделать это до того, как увидит ангела смерти или станет хрипеть на смертном одре.

Муджахид и другие сказали: «Любой, кто совершает грех по ошибке

или преднамеренно, является невеждой, пока не прекратит делать это».

Катада и Абу аль-Алия сообщают, что сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорили: «Любой грех, совершённый человеком является невежеством».

Абдур-Раззак передаёт от Ма’мара, что сподвижники пророка, собравшись, решили, что каждый грех, совершённый по ошибке или преднамеренно является невежеством.

Ибн Джарир передаёт от Абдуллаха ибн Кассира, что Муджахид сказал:

«Любой совершающий грех, является невеждой в момент его совершения».

Абу Салих передаёт, что ибн Аббас сказал: «Совершение дурного поступка является невежеством».

Али ибн Абу Тальха передаёт от ибн Аббаса: «и вскоре раскаиваются»

– после совершения греха, до того как увидят ангела смерти.

 

Аль-Хасан аль-Басри сказал по поводу аята: «»И вскоре раскаиваются» –  до того, как начнёт хрипеть на смертном одре».

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Умара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»). По ошибке ибн Маджах причислил к рассказчикам этого хадиса Абдуллаха ибн Амра, но на самом деле хадис передал ибн Умар.

 

Аллах сказал: «Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый». Однако, когда уже нет надежды выжить, и ангел смерти показался на глаза; когда душа приблизилась к гортани, а грудь сузилась; когда человек начинает издавать предсмертные хрипы – тогда покаяние уже не будет принято и время уже упущено. Об этом Аллах сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»»

Аллах также сказал об этом: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: «Мы уверовали в Единственного Аллаха…»» (40:84)

Аллах также решил не принимать покаяние, когда жители земли увидят,

что солнце восходит с запада. Это ясно из слова Аллаха:

№Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы,

или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тот день, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесет пользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодаря своей вере добро». (6:158)

 

Слово Аллаха: «И для тех, кто умирает неверующим» – т.е.

если неверный умрёт в состояния неверия и многобожия, то его сожаления и покаяние не принесёт ему пользу, и от него не будет принято выкупа даже золотом размером с землю.

 

Ибн Аббас, Абу аль-Алия, ар-Раби ибн Анас сказали по поводу аята:

«И для тех, кто умирает неверующим» – этот аят ниспослан о приверженцах многобожия.

 

Имам Ахмад передаёт от Абу Зарра, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока не опустится покров». У него спросили: «Что такое покров?»

Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это когда выходит душа, оставшись в многобожии». О таких Аллах сказал: «Для них Мы приготовили мучительные страдания»». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону». Источник: Коран Сура Женщины 4: 26-27.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Аллах сообщает, что Он желает разъяснить вам о, верующие, в предыдущих аятах этой суры и в других сурах, что Он сделал дозволенным для вас, а что – запретным. «И повести вас путями ваших предшественников» –  показать вам славные пути следования Его законам, которые милы Ему и приемлемы. «И принять ваши покаяния» – от грехов и прегрешений.

«ведь Аллах – Знающий, Мудрый» – т.е. в Его законах и повелениях, запретах и в словах. Слово Аллаха: «А потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» – т.е. последователи шайтанов из числа иудеев, христиан и блудников, хотят, чтобы вы сильно отклонились от истины в сторону лжи». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введём вас через врата благословенные». Источник: Коран Сура Женщины 4: 31.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Если вы будете избегать совершения больших грехов, Мы простим вам ваши малые прегрешения и введём вас в рай.

Об этом Аллах сказал: «И введем вас в почтенный вход».

Здесь стоит привести несколько хадисов, касающихся этого священного аята.

Имам Ахмад передаёт от Салмана аль-Фараси, что посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Знаешь ли ты,

что такое пятница?» Я ответил: «Это день, в который Аллах завершил творение вашего предка (Адама)». Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я знаю, что такое пятница. Если человек, совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, пока тот не завершит своей молитвы ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей, если он не совершит убийства».

Достоверный хадис, рассказал аль-Бухари (834), Ахмад в Муснаде (439/5)

 

Толкование семи смертных грехов приводится в двух Сахихах, в хадисе Абу Хурайры, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О, посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе, как по праву, ростовщичество, проедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, которые (даже) не помышляют (о подобном)». Сахих аль-Бухари (1296)

 

Сообщается, что Абу Бакра Нуфай бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о, посланник Аллаха!» (Тогда) он, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «(Это) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находился полулежа, опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лживое свидетельство!»,  и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Бухари, Муслим)

 

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «К числу тяжких грехов относятся многобожие, проявление непочтительности по отношению к родителям, убийство и ложная клятва». (Аль-Бухари).  Имеется в виду ложная клятва, которую человек даёт намеренно. Такая клятва была названа «гибельной» по той причине, что она погружает дающего её во грех.

 

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поношение человеком своих родителей

относится к числу тягчайших грехов». Люди спросили: «О, посланник Аллаха, да разве (может) человек поносить собственных родителей?» Он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Да, (так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать

(другого) человека, а тот примется ругать его мать!» (Аль-Бухари; Муслим)

 

В другой версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари и Муслимом,

сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: «О, посланник Аллаха, как же может человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!»

 

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Что является величайшим грехом пред Аллахом?”

Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя”. Я сказал: “Это и в самом деле великий грех, и спросил: “А затем?” Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой ”.  Я спросил: “А затем?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа”».

Затем он процитировал: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам… — до слов: Это не относится к тем, которые раскаялись». (25:68-70)

 

Имам Ахмад передаёт от Абдуллвхв ибн Амра, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одними из больших грехов являются: причисление к Аллаху сотоварищей; ослушание родителей или убийство(здесь Шу’ба – рассказчик хадиса неуверен), а также клятвопреступление».(Хадис рассказали, аль-Бухари, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

 

Передают со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним — (свидетельство) неверия. (Аль-Бухари; Муслим)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверными, затем опять уверовали, затем опять стали неверными, а затем приумножили свое неверие!». Источник: Коран Сура ан-Ниса 4: 137.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Всевышний Аллах сообщает о тех, кто принял веру, затем отрёкся от неё,

потом снова вернулся к вере, а затем снова отрёкся и продолжал оставаться в заблуждении вплоть до своей смерти. Таким нет покаяния после смерти, Аллах уже не простит им и не даст им спасения, выхода или пути к руководству.

Об этом Аллах сказал: «Не таков Аллах, чтобы простить им или повести их по пути».

 

Ибн Абу Хатим сообщает, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха: «Потом усилили неверие»  – продолжали оставаться на своём неверии пока не умерли».  Также передал  Муджахид.

 

Ибн Абу Хатим также сообщает, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вероотступнику дают три дня для покаяния». Затем он прочитал аят: «Поистине, те, которые уверовали, а потом отреклись, потом опять уверовали, потом открылись, потом усилили неверие, — не таков Аллах,  чтобы простить им или повести их по пути»». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

 

______________________

8 Сура — Добыча سورة الأنفال 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Но Аллах не будет наказывать их, пока ты (Мухаммад) находишься с ними, и не будет Аллах наказывать их, пока они просят о прощении». Источник: Коран Сура Трофеи 8: 33.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Ибн Аббас говорил: «У них было два гаранта безопасности (от наказания Аллаха): пророк и прошение прощения. Пророк ушёл (от них), и у них осталось лишь прошение прощения». Тафсир ибн Джарир (9/154)

 

Ат-Тирмизи перадёт со слов Абу Мусы, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах послал мне два гаранта безопасности для моей Уммы: Аллах — не таков, чтобы их наказывать, когда ты среди них; Аллах не будет наказывать их, когда они просят прощения», «Когда я уйду, то оставлю для них прошение прощения».

 

В пользу этого хадиса свидетельствует хадис, переданный Ахмадом и аль-Хакимом в сборнике «аль-Мустадрик» со слов Абу Саида, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине шайтан сказал: «Клянусь Твоим величием, о, Господь мой, я буду продолжать обольщать Твоих рабов, пока их души будут оставаться в их телах». Тогда Господь сказал: «Клянусь Моим величием и славой, что Я буду продолжать прощать им, пока они будут просить прощения у Меня».   (Аль-Хаким сказал, что хадис достоверен, но два шейха не привели его в своих сборниках)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране Своему посланнику: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом». Источник: Коран Сура Трофеи 8: 38.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Всевышний Аллах говорит Своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует): Скажи тем, которые не веровали: «Если они удержатся

–  от неверия, вражды и упорства, в котором они пребывают, примут Ислам, выказав повиновение и покаяние, Им будет прощено то, что было прежде — их грехи и ошибки.

Как об этом говорится в достоверном хадисе от ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершал благое, будучи в Исламе, не будет спрошен за свои деяния в джахилии, но тот, кто совершал дурное,

будучи в Исламе, будет спрошен за ранние и поздние поступки». Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189).

В другом достоверном хадисе говорится: «Ислам стирает то, что было до него, и покаяние стирает то, что было до него». Ахмад (197/4)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

 

______________________

9 Сура — Покаяние سورة التوبة  

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми. Возможно, Аллах примет их покаяния. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 102.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«После повествования о лицемерах, оставшихся от сражения из-за неверия и сомнения, Всевышний Аллах стал разъяснять о грешниках, оставшихся от сражения из-за лени и склонности к комфорту, не смотря на их веру.

Всевышний Аллах сказал: «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах» – т.е. эти люди признают свои грехи между ними и их Господом, и у них помимо этого есть благие дела. Такие люди под прощением Аллаха. Этот аят, даже если он был ниспослан по причине определённых людей, всё же касается всех грешников, смешавших благие дела с плохими в общем.

Ибн Аббас сказал, что: «Есть и другие люди» – это по поводу Абу Лубабы и нескольких его товарищей, оставшихся от похода на Табук с посланником Аллаха. некоторые считают, что это были Абу Лубаба и пять его товарищей, некоторые, что это Абу Лубаба и семь его товарищей, некоторые считают, что с ним было ещё девять человек. По возвращению посланника Аллаха они привязали себя в кстенам мечети и заявили, что их развяжет только сам посланник Аллаха и когда был ниспослан аят: «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах» – посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) отпустил и простил их.

Аль-Бухари приводит хадис от Самуры ибн Джандаба: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «(Сегодня) ночью (во сне) ко мне явились двое, взяли меня и привели в город (здания которого были построены) из золотых и серебряных кирпичей. Там мы встретили людей, тела которых наполовину были самого прекрасного вида, а наполовину — самого ужасного, и (эти двое) сказали им: “Идите и окунитесь в эту реку”, и они окунулись в неё, а потом вернулись к нам, и оказалось, что уродство их исчезло и они приняли самый прекрасный вид. (Эти двое) сказали мне: “Это — ‘Адн, а это — твоё жилище”. (И ещё) они сказали: “Что же касается людей, которые были наполовину прекрасными, а наполовину — безобразными, то они смешивали праведные дела с дурными, однако Аллах простил их”». (Бухари 4674) Бухари упоминает этот хадис в своём тафсире к данному аяту». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 104.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Это побуждение к покаянию и к пожертвованиям, каждое из которых (покаяние и пожертвования) являются причиной прощения и стирания грехов. Всевышний Аллах сообщил, что от того, кто покаялся, Аллах примет покаяние, а тот кто дал пожертвование из заработанных дозволенным путём средств, Аллах принимает его Своей Дланью и станет увеличивать его, пока оно не станет фиником размером с гору Ухуд.

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине Аллах принимает пожертвование и берёт его Своей Дланью, и взращивает его для кого-то из вас, подобно тому как кто-то из вас растит жеребёнка, до тех пор, пока кусочек не станет подобен горе Ухуд».

Слова Аллаха Всевышнего в Его Великом Писании свидетельствуют за этот хадис: «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования». Также: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования». (2:276)

Абдуллах ибн Мас’уд сказал, что пожертвование попадает в руку Аллаха прежде, чем оно попадёт в руку просящего, ибо Аллах сказал: «Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования»». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Аллах простил и тех троих, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный». Источник: Коран Сура Покаяние 9: 118.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Имам Ахмад (3/456) передаёт, что Ка’б ибн Малик рассказывал: «Я не пропустил ни одного военного похода (в котором принимал участие) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением похода на Табук. Впрочем, я не был с ним и во время битвы при Бадре, но (тогда) порицанию не подвергся никто из оставшихся, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил (из Медины) только для того, чтобы (захватить торговый) караван курайшитов, а Аллах свёл (мусульман) с их врагами, ( с которыми они сражаться не собирались). Кроме того, я был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь ‘Акабы, когда мы дали клятву на верность исламу, и я бы не променял Акабу на битву при Бадре, несмотря на то, что битва при Бадре пользуется среди людей большей известностью. Что касается моей истории, то, поистине, никогда я не был столь силён и хорошо обеспечен, как в то время, когда я не пошёл с ним в этот поход. Клянусь Аллахом, до этого никогда не имел я двух верблюдиц, но ко (времени) этого похода они у меня были. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, желая выступить в поход (против кого-либо), он обязательно скрывал (свои истинные намерения и показывал, что намеревается предпринять) что-то другое. (Так было и на сей раз, и это продолжалось) до тех пор, пока не настало время этого похода, в который посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в страшную жару и в котором его ждали дальний путь, безводная пустыня и множество врагов. Он разъяснил мусульманам суть дела, чтобы они могли подготовиться к этому походу, а потом объявил им, куда именно он хотел направиться, и с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было так много мусульман, что количество их не поддавалось cчeту». Далее

Ка‘б cказал: «А если кто-либо не желал появляться, считая, что об этом никто не узнает, то (это продолжалось лишь) до тех пор, пока о таком человеке не ниспосылалось откровение от Аллаха Всевышнего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил в этот поход в то время, когда плоды уже созрели, а (деревья) давали приятную тень. Вместе с другими мусульманами он, да благословит его Аллах и приветствует, готовился (к этому походу), а я начал выходить (из дома по утрам), чтобы готовиться вместе с ними, однако возвращался, ничего не сделав и говоря себе: “Я могу сделать это”, и я продолжал поступать так, другие же серьёзно (готовились к выступлению). В конце концов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утром двинулся в путь вместе с (другими) мусульманами, я же так ничего и не сделал для подготовки (к походу). Тогда я сказал себе: “Я подготовлюсь за день или два после его (отъезда), а потом присоединюсь к ним”. На следующее утро, я вышел, чтобы (начать) готовиться, но вернулся, опять ничего не сделав, потом я вышел на следующее утро и (снова) вернулся, ничего не сделав, и пока я находился в подобном положении (участники похода), которые двигались быстро, успели уйти уже далеко, а я решил двинуться в путь и догнать их. О, если бы мне (удалось) сделать (это)! Однако это было мне не суждено. И когда после отъезда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я появлялся среди людей, меня всегда огорчало то, что я не встречал никого, кроме тех, кого обвиняли в лицемерии, или же тех слабых, которых оправдал Аллах Всевышний. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он не вспоминал обо мне, пока не достиг Табука, а когда он уже находился там и сидел в окружении людей, то спросил: «مَا فَعَلَ كَعْبُ بْنُ مَالِكٍ؟»“А что делает Ка‘б ибн Малик?” Один человек из племени бану Салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды и его самолюбие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о, посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не сказал на это».Ка‘б бин Малик сказал: «Узнав о том, что он уже возвращается (из Табука), я стал беспокоиться и придумывать ложные (оправдания), говоря (себе): “Как мне избежать его гнева завтра?” — и обращался за помощью в этом к каждому мудрому (человеку) из членов своей семьи. Когда же (люди) стали говорить, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находится уже совсем близко (от Медины), всё ложное ушло от меня, я понял, что мне ни за что не спастись от (его гнева) с помощью лжи, и решил сказать правду. Утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся (в Медину), а когда он возвращался после какой-нибудь поездки, то обычно, прежде всего, приходил в мечеть, совершал молитву в два раката, а потом (некоторое время) проводил там с людьми. После того как он сделал всё это, к нему явились оставшиеся (в Медине) люди, которые принялись оправдываться, подкрепляя свои оправдания клятвами. Таких набралось более восьмидесяти человек, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял их оправдания и клятвы, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он простил их, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл я, и когда я поприветствовал его, он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и сказал: «تَعَال»“Подойди”. Тогда я подошёл (ближе) и сел перед ним, а он, да благословит его Аллах и приветствует,  спросил:«مَاخَلَّفَكَ أَلَمْ تَكُنْ قَدْ اشْتَرَيْتَ ظَهْرًا»“Что заставило тебя остаться? Разве ты не купил верблюдов?” Я сказал: “Да. Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, поистине, если бы сидел я сейчас перед любым другим человеком, то, очевидно, смог бы избежать его гнева с помощью (ложных) оправданий, ибо я наделён красноречием, но, клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это (уже сейчас), но я надеюсь, что за это Всемогущий и Великий Аллах простит меня! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий, и, клянусь Аллахом, когда я остался, был я силён и обеспечен как никогда!” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «أَمَّا هَذَا فَقَدْ صَدَقَ فَقُمْ حَتَّى يَقْضِي اللهُ فِيك»“Что касается этого, то он сказал правду. Ступай же (и жди), пока Аллах не примет о тебе решения”. После того как я поднялся (со своего места, ко мне) устремились люди из племени бану Салима, которые последовали за мной и стали говорить мне: “Клянёмся Аллахом, раньше мы не знали за тобой никаких грехов, но ты оказался не в состоянии оправдаться перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так же, как это сделали другие оставшиеся. А ведь для (искупления твоего греха) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достаточно было обратиться к Аллаху с мольбой о твоём прощении!” И, клянусь Аллахом, они продолжали упрекать меня (так сильно), что, в конце концов, мне захотелось вернуться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказать ему, что я говорил неправду. Потом я спросил их: “А случилось ли ещё с кем-нибудь то же, что и со мной?” Они сказали: “Да, ещё двое сказали то же, что говорил ты, и им было сказано то же самое, что сказали тебе”. Я спросил: “Кто же эти двое?” Они сказали: “Мурара бин ар-Раби‘ аль-‘Амри и Хиляль бин Умаййа аль-Вакифи”, назвав мне (имена) двух праведных людей, принимавших участие в битве при Бадре и служивших (для меня) примером. И после того как они назвали (имена) этих двоих, я решил (ничего не менять). Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то из всех оставшихся (в Медине) он запретил (людям) разговаривать только с нами тремя. После этого люди стали сторониться нас, изменив своё отношение к нам, и даже земля стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал (прежде), и в подобном положении мы провели пятьдесят дней. Если говорить о двух моих товарищах, то они проявляли смирение, сидели у себя дома и плакали, а я был моложе и сильнее их и поэтому выходил (из дома), принимал участие в молитвах вместе с (другими) мусульманами, ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной! Кроме того, я подходил к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приветствовал его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивал себя: “Пошевелил он губами в ответ на моё приветствие или нет?” А потом я молился рядом с ним, украдкой посматривая на него, и, когда я был занят молитвой, он смотрел на меня, когда же я поворачивался в его сторону, он отворачивался от меня. (Однажды) после того как я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны людей, я (вышел из дома и) дошёл до ограды сада моего двоюродного брата Абу Катады, которого я любил больше всех остальных людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием, но, клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О, Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, (скажи) известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его посланника?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, однако он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду».

(Ка‘б) сказал: «А проходя по рынку Медины (некоторое время спустя), я вдруг услышал, как один из крестьян Шама, которые были христианами и привозили в Медину продовольствие на продажу, говорит: “Кто отведёт меня к Ка‘бу бин Малику?” И люди указывали ему (на меня) до тех пор, пока, подойдя ко мне, он не вручил послание от правителя из числа гассанидов. Оказалось, что там (было написано следующее): “А затем, поистине, дошло до меня, что твой друг стал чуждаться тебя, однако Аллах не допустит, чтобы тобою пренебрегали или ущемляли твои права. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал (себе): “И это тоже испытание!” – а потом подошёл к печи и разжёг в ней огонь (этим посланием). Когда из пятидесяти дней прошло сорок, ко мне неожиданно явился посланец от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней, или мне надо поступить как-нибудь иначе?” Он сказал: «لَا وَلَكِنْ (لَا يَقْرَبَكَ)»“Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” — и через своего посланца пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел двум моим товарищам сделать то же самое. Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”».Ка‘б сказал:«А потом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Хиляля бин Умаййи, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, ведь Хиляль бин Умаййа — беспомощный старик, у которого нет слуги, так неужели же ты не хочешь, чтобы я служила ему?” Он сказал: “Нет, (ты можешь служить ему) но он ни в коем случае не должен приближаться к тебе!” (На это) она сказала: “Клянусь Аллахом, он ни о чём и не помышляет, и, клянусь Аллахом, с тех пор как это началось и до сих пор он только и делает, что плачет!” После этого один из членов моей семьи посоветовал мне: “Обратился бы и ты к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой разрешить твоей жене (прислуживать тебе), как разрешил он делать это жене Хиляля бин Умаййи”. (В ответ) я сказал: “Клянусь Аллахом, не стану я обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (с такой просьбой), ибо не знаю, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скажет на это, ведь я ещё молод!” И я оставался в подобном положении ещё десять дней, по истечении которых прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил (людям) разговаривать с нами. А после того как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах Всевышний, и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль‘и кричавшего оттуда во весь голос:  “О Ка‘б бин Малик, радуйся!” — и (услышав это) я склонился в земном поклоне, ибо понял, что пришло облегчение. И действительно, оказалось, что во время утренней молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил людям о том, что Всемогущий и Великий Аллах принял наше покаяние, а они поспешили донести до нас эту радостную весть. Кто-то из них, направился к двум моим товарищам, а ко мне прискакал всадник и (ещё один человек) из племени Аслам, который взобрался на гору и голос которого оказался быстрее коня, когда же тот человек, голос которого я услышал, сам пришёл ко мне с этой радостной вестью, я снял с себя обе свои одежды и надел их на него в знак благодарности за это. Клянусь Аллахом, ничего другого из одежды у меня в то время не было, и (поэтому) я одолжил две одежды, надел их и отправился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем (что Аллах принял моё) покаяние и говоря мне: “Во благо тебе то, что Аллах принял твоё покаяние!”»Ка‘б сказал:«Войдя в мечеть, я увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевшего там, в окружении людей, что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня. Клянусь Аллахом, никто из мухаджиров, кроме него, не подошёл ко мне, и я никогда не забуду этого Тальхе!»Ка‘б сказал:«А после того как я поприветствовал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!” — и лицо его при этом сияло от радости».(Ка‘б) сказал:«Я спросил: “Это от тебя, о, посланник Аллаха, или же от Аллаха?” —  он, да благословит его Аллах и приветствует,  ответил: «لَا بَلْ مِنْ عِنْدِ الله»“Нет, это — от Аллаха!”Когда посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-нибудь радовало, лицо его озарялось и становилось подобным кусочку луны, о чём всем нам было известно. Сев перед ним, я сказал: “О посланник Аллаха, в (знак благодарности за то, что) моё покаяние (было принято) я хочу раздать всё своё имущество бедным ради Аллаха и посланника Аллаха!” (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «أَمْسِكْ عَلَيْكَ بَعْضَ مَالِكَ فَهْوَ خَيْرٌ لَك»“Оставь часть его себе, ибо это будет лучше для тебя”. Тогда я сказал: “Я оставлю за собой мою долю Хайбара”. И я сказал: “О, посланник Аллаха, поистине, Аллах спас меня только благодаря тому, что я говорил правду, и в знак благодарности за то, что моё покаяние было принято, я несмотря ни на что, не буду говорить ничего, кроме правды!”   И клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, я не слышал о том, чтобы Аллах Всевышний оказал кому-либо из мусульман такое же великое благодеяние, какое Он оказал мне. Также, с тех пор, как я сказал это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до сего дня, я ни разу, не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого до конца моих дней! И Аллах ниспослал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, (айяты, в которых было сказано): “И тем троим, простил Аллах, которым было отсрочено до тех пор, пока земля не стала тесной для них, несмотря на ее просторы. Их души сжались, и они поняли, что им негде укрыться от Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться. Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный.  О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми”. Клянусь Аллахом, после того как Аллах указал мне путь к исламу, наибольшим благодеянием, которое Он оказал мне, стало то, что я был правдив с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не солгал ему, поскольку в таком случае я бы погиб, как погибли те, которые солгали. Ведь поистине, ниспослав это  откровение, Аллах Всевышний сказал о лгавших наихудшее из того, что говорил Он, о ком бы то ни было. Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:  “Они станут клясться вам Аллахом, когда вы вернётесь к ним, чтобы вы отступились от них, так отступитесь же от них, ведь, поистине, они — скверна, а убежищем для них в качестве воздаяния за то, что они совершали, послужит ад.  Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими, но если даже вы и останетесь довольны ими, то Аллах, поистине, не будет доволен людьми нечестивыми!”»

Ка‘б сказал: «Мы трое остались в отличие от тех, клятвы которых принял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда они клялись ему, и для которых просил прощения у Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал (решение) нашего дела до тех пор, пока об этом не вынес Своего решения Сам Аллах Всевышний, и об этом Аллах сказал: ﴿وَعَلَى الثَّلَـثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُواْ﴾“И тем троим, простил Аллах”

В этом айате Аллах упомянул о том, что мы были оставлены, однако имеется в виду не то, что мы остались (в Медине и не приняли участия) в походе, а то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил нас, отложив решение нашего дела, в отличие от тех, кто клялся ему и оправдывался перед ним и чьи оправдания он принял». (аль-Бухари 4418, Муслим 2769) Этот же хадис приводит аз-Зухри, и этот хадис растолоквывает этот аят наилучшим и простейшим образом.  Также несколько из видных праведных предков приводят этот хадис.

Аль-Амаш передаёт со слов Абу Суфьяна, что Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу аята: ﴿وَعَلَى الثَّلَـثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُواْ﴾«”И тем троим, простил Аллах”это Ка’б ибн Малик, Хилял ибн Умайа и Мурара ибн Раби’. Всевышний Аллах избавил этих троих от той печали и горести, от того, что мусульмане игнорировали и избегали их пятьдесят дней и ночей, а земля стала для них узкой, не смотря на то, что она широка. Все дороги закрылись перед ними, и они не знали, что им делать. Но они проявили терпение и положились на Аллаха, проявили стойкость, пока Аллах не избавил их по причине их правдивости с посланником Аллаха в том, что они остались дома без причины. Они были наказаны на этот срок, а затем Аллах принял их покаяния, и результат их правдивости был для них благом и прощением. Именно поэтому Аллах сказал: ﴿يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّـدِقِينَ ﴾“О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми”т.е. будьте правдивыми и придерживайтесь правды в ваших делах, будьте из числа правдивых, и тогда вы спасётесь от бед, и Аллах даст вам выход из ситуаций и спасение».

Имам Ахмад передаёт со слов Абдуллы ибн Мас’уда, что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим. Что же касается лживости, то, поистине, она приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Бухари 6094, Муслим 2607) ». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

10 Сура — Йунус سورة يونس

 

Всевышний Аллах сказал в Коране, о фараоне: «Только сейчас?! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». Источник: Коран Сура «Йунус», 91.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Волны стали смыкаться над Фараоном, и он испытывая смертную агонию,  сказал: «Верую, что нет божества, кроме того, в кого веруют сыны Исраила, и я — из числа предавшихся!» – он уверовал тогда, когда вера уже не поможет; «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: “Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!” Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание. Таким всегда было установление Аллаха для Его рабов. Вот тогда неверующие оказались в убытке». (40:84-85)

Поэтому Аллах ответил Фараону, когда тот решил уверовать: «Да, теперь! А раньше ты ослушался» – т.е. лишь сейчас, когда ты до этого не повиновался Аллаху; «И был распространителем нечестия» – ты творил нечестие и вводил людей в заблуждение; «Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь, и в День воскресения им не окажут помощи». (28:41)

 

Эти факты из истории с Фараоном были тайнами сокровенного, которые Аллах поведал Своему посланнику. Нечто из этого поведал Абу Дауд ат-Таялиси в своём сборнике (2618) от ибн Аббаса, что посланник Аллаха ( Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мне поведал Джибрил: «Если бы ты видел меня тогда, я брал ил с моря и затыкал им рот Фараона, боясь, что его может охватить Милость (Аллаха если Фараон произнесет слова покаяния и веры)». Абу Иса ат-Тирмизи и ибн Джарир также рассказали этот хадис и классифицировали его как хороший, странный хадис». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

11 Сура — Худ سورة هود

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день». Источник: Коран Сура Худ 11: 3.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Т.е. «я повелеваю вам просить прощения и каяться перед Аллахом за совершённые и будущие грехи и продолжать просить прощения»; «И Он дарует вам благое достояние» — т.е. в этом мире; «До предела назначенного и даст всякому обладателю милости Свою милость»  – это относится к миру вечному, согласно Катаде.

Подобно словам Аллаха: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью….»  (16:97 до конца аята).

Слово Аллаха: «А если вы отвернетесь, то я боюсь для вас наказания Дня Великого»  – это сильная угроза для тех, кто отворачивается от приказов Аллаха, обвиняет во лжи Его посланников. Неизбежное наказание ожидает его в Судный день. «К Аллаху ваш возврат» – т.е. ваш возврат в Судный день; «И Он над всякой вещью мощен» – т.е. Он мощен, над чем пожелает из помощи Своим сторонникам, и возмездия Своим врагам, а также воскрешения творений в Судный день. В этой части аята угроза, в то время, как в первой части побуждение к надежде». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

15 Сура — Aл-Xиджp سورة الحجر 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Возвести рабам Моим, что Я – Прощающий, Милостивый, но наказание Мое – наказание мучительное». Источник: Коран Сура аль-Хиджр 15: 49-50.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Т.е. о, Мухаммад, возвести Моих рабов, что Я обладатель милости и мучительного наказания. Этот священный аят уже упоминался, а также важность надежды и страха, и причины ниспослания этого аята». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «А кто отчаивается в милости Господа своего, кроме заблудших?». Источник: Коран Сура аль-Хиджр 15:56.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира: «Он ответил им, что он не отчаивается и надеется,

что Аллах наделит его мальчиком, не смотря на свою старость и старость своей супруги. Ибо он знает о могуществе Аллаха и Его милости даже больше, чем эта новость». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

 

______________________

19 Сура — Мapйaм ‏سورة مريم  

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «И последовали за ними [теми, которых облагодетельствовал Аллах] потомки, которые перестали совершать молитву и последовали за страстями, и встретят они убыток (и погибель) (в Аду). Кроме тех (из них), кто покаялся (в своих грехах) и уверовал и совершал праведные деяния. Такие войдут в Рай и не будут ни чуть обижены [их благие деяния не будут убавлены]». Источник: Коран Сура 19: 59-60.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«После того, как Аллах упомянул партию счастливых, т.е. пророков (Мир им!) и их последователей, чтущих границы Аллаха, исполняющих то, что Аллах вменил им, и воздерживающихся от того, что Он запретил им, Аллах сказал:  «И пришли после них  потомки» – т.е. последующие поколения;  «(Которые) погубили молитву» – потеря ими молитвы заключается в том,

что они перестали её считать обязательной. Потеря молитвы невосполнима,

т.к. она является столпом религии и её опорой, а также наилучшим деянием рабов Аллаха. И они бросились наслаждаться усладами и мирскими страстями, и были довольны мирской жизнью и успокоились достижениями в ней. И за это встретят они погибель, т.е. убыток в Судный день.

Аль-Ауза’и передаёт от Мусы ибн Сулеймана, что аль-Касим ибн Мухаймара прокомментировал слова Аллаха: «И пришли за ними потомки, погубили они молитву» – т.е. не соблюдали времена молитвы, и если бы речь шла о полном оставлении молитвы, то это неверие.

 

Передают, что ибн Мас’уду сказали, что Аллах многократно упоминает молитву в Коране: «Которые небрежны к своим намазам». (107:5) также: «Которые регулярно совершают свой намаз». (70:23) также: «Которые охроняют намаз». (23:9). Ибн Мас’уд ответил: «Т.е. они соблюдали времена молитвы». Они сказали, что считали, что речь в этих аятах

идёт об оставлении молитвы. Он ответил: «Это (оставление молитвы) есть неверие».

 

Масрук сказал: «Никто из тех, кто соблюдает пятикратную молитву своевременно,

не будет записан как беспечный. Небрежность к молитве – погибель.

Небрежность к молитве – это не соблюдение её времени».

 

Аль-Ауза’и передаёт от Ибрахима ибн Язида, что Умар ибн Абдуль-Азиз прочитал аят: «И пришли после них потомки, погубили они молитву и последовали за страстями, и встретят они погибель» – а затем сказал: «Погубить молитвы это не значит полностью оставить их, а (значит) не соблюдать их своевременно».

 

Слова Аллаха: «И встретят они погибель» – Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал: «»И встретят они погибель» – т.е. убыток». Катада сказал: «Т.е. зло».

Суфьян ас-Саури, Шу’ба, Мухаммад ибн Исхак передают со слов Абу Исхака ас-Субай’и, от Абу Убайды, что ибн Мас’уд прокомментировал: «»И встретят они погибель» – Это ущелье в аду, очень глубокое, и еда в котором очень зловонная».

 

Аль-А’маш передаёт от Зияда, что Абу ‘Ияд прокомментировал: «»И встретят они погибель» – Это долина в аду, устланная гноем и кровью».

 

Слова Аллаха: «Кроме тех, кто раскаялся и уверовал и творил доброе» – т.е. кроме тех, кто прекратил оставлять молитвы и следовать за страстями. Аллах примет покаяние у таких, сделает прекрасным их исход и сделает их наследниками блаженных садов. Об этом Аллах сказал: «Эти войдут в рай и не будут обижены ни в чем» – и это потому, что покаяние стирает то, что было до неё. В хадисе пророк сказал: «Кающийся от грехов подобен тому, у кого нет грехов». Поэтому у тех, кто покаялся, не убавится из совершённых благих деяний до покаяния ничего. И с них не будет спрошено за их плохие дела до покаяния, и не убавится награда за благие деяния, совершённые после покаяния. Т.к. эти плохие дела будут не зачтены им, забыты и останутся без воздаяния. Это по причине щедрости Щедрого, снисходительности Снисходительного. Такое исключение сделано для этих людей, подобно тому, как сказано в суре «Различие»: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это…» – до слов Аллаха: «ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». (25:68-70)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

 

______________________

20 Сура — Тa Xa سورة طه  

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «И поистине, Я [Аллах] однозначно прощающ по отношению к тем, кто покаялся (в неверии и своих грехах), уверовал и творил праведное [уверовал в Аллаха и исполнял Его Слово], а потом последовал (истинным) путём». Источник: Коран Сура «Таха», аят  82.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«И Он даже принял покаяние тех, кто поклонялся тельцу из сынов израилевых. Покаялся– т.е. перестал совершать эти грехи, отвратился от многобожия, неверия, грехов и лицемерия.

Слова Аллаха: И уверовал– т.е. сердцем; И творил благое  — т.е. своими органами; А потом пошёл по прямому пути – Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал: «Т.е. не усомнился после этого». Катада прокомментировал: А потом пошёл по прямому пути – «Т.е. придерживался Ислама до самой смерти». Здесь одно сказуемое идёт за следующим, т.е. несколько сказуемых, как в словах Аллаха: А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. (90:17)». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

24 Сура —  Свет سورة النور  

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Быть может,  вы преуспеете». Источник: Коран Сура Свет 24: 31.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«т.е. делайте то, что вам повелел Аллах из красивых качеств и нрава, и оставьте мерзкие обычаи времён Джахилии. Ибо весь успех заключается в выполнении того, что повелел Аллах и Его посланник, и оставлять то, что запретил Аллах и Его посланник. У Аллаха просим помощи». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

______________________

25 Сура — Различение سورة الفرقان   

 

Всевышний Аллах сказал в Коране: «И те, которые не взывают наряду с Аллахом к другому божеству, и не убивают душу, запрещённую Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоенно будет ему наказание в День воскресения, и будет пребывать он в нём вечно униженным, кроме тех, кто покаялся, и уверовал, и творил благие дела, — этим Аллах заменит их злые деяния благими. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный! А тот, кто покаялся и совершал праведные дела, тот, поистине, возвращается к Аллаху». Источник: Коран Сура аль-Фуркан 25:68-70.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«Имам Ахмад (1/380) передаёт, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Что является величайшим грехом пред Аллахом?” Он ответил: “Приравнивание кого бы то ни было к Аллаху, Который создал тебя”. Я сказал: “А затем?” Он сказал: “Убийство собственного сына из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой”. Я спросил: “А затем?” Он сказал: “Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа”». Абдулла сказал: «Затем в подтверждение этому Аллах ниспослал: И те, которые не призывают с Аллахом другого божества…» (а-Насаи 11368, Бухари 6811, Муслим 86)

 

Са’ид ибн Джубайр передаёт, что ибн Аббас слышал, что люди из многобожников мнократно совершали убийство и прелюбодеяние. Потом они пришли к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали: «То, что ты говоришь и призываешь к этому – прекрасно! Если бы ты сообщил нам, как искупить то, что мы совершили». И тогда был ниспослан аят: И те, которые не призывают с Аллахом другого божества…» и аят: Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе… (39:53)

 

Слова Аллаха: А кто творит это, тот встретит воздаяние – Передают, что Абдулла ибн ‘Амр сказал: «أَثَاما это долина в аду». Икрима сказал: «أَثَاما это долины в аду, приготовленные для тех, кто совершал прелюбодеяния». Это передали: Са’ид ибн Джубайр и Муджахид. Ас-Судди сказал: «أَثَاما – воздаяние». И это более подходит по смыслу к содержанию аята. Такое толкование объясняется следующими аятами: Удвоено будет ему наказание в день воскресения – т.е. будет повторяться и усиливаться; И будет пребывать он в нем вечно униженным – презренным, ничтожным;

 

Слова Аллаха: Кроме тех, кто покаялся и уверовал, и творил дело доброе  — т.е. таково будет воздаяние им за их вышеописанные действия; Кроме тех, кто покаялся – т.е. покаялся Аллаха за содеянное ещё при жизни, и тогда Аллах простит ему. Этот аят указывает, что покаяние за убийство принимается. И это не противоречит словам Аллаха в суре «Женщины»: Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно…(4:93) Т.к. приведённый аят – мединский, имеет общий смысл, и подразумевает тех, кто не покаялся, а рассматриваемый нами аят связан с покаянием. А ведь Аллах также сказал: Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. (4:48)

 

В достоверной Сунне посланником Аллаха подтверждается законность покаяния убийцы. Например хадис о том, кто убил сто человек, а затем покаялся Аллаху, и Аллах принял его покаяние (Бухари 3470, Муслим 2766)*, а также другие хадисы.

 

*[Передают со слов Абу Са‘ида (аль-Худри), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Был среди тех, кто был до вас, один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом покинул (свой дом) и стал спрашивать (людей, может ли быть принято его покаяние). С этим вопросом он пришёл к одному монаху, которому сказал: “Будет ли (польза от моего) покаяния?” Тот ответил: “Нет”, и тогда (этот человек) убил его. Потом он снова стал расспрашивать (людей об этом, и так продолжалось до тех пор, пока один) человек не сказал ему: “Отправляйся в такое-то селение, там люди поклоняются Аллаху, поклоняйся с ними, и не возвращайся на свою землю”, и (он отправился туда). В пути его настигла смерть, (но, умирая,) он обратился грудью в сторону (этого селения), и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Тогда Аллах Всевышний внушил (одной части земли) отдалиться, а другой — приблизиться, и сказал: “Измерьте (расстояние) до них”. (Выполнив Его веление,) они обнаружили, что (покойный) ближе к этой, и его забрали ангелы милости»]

 

Слова Аллаха: Этим Аллах заменит их злые деяния благими; поистине, Аллах Прощающ, Милосерд.

 

Имам Ахмад (5/170) передаёт от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я конечно же, знаю того жителя рая, который войдёт в него последним, того жителя ада, который из него выйдет последним. То мужчина, которого приведут в День Суда и будет сказано: «Уберите его крупные грехи, и спросите у него о мелких грехах» И будет сказано: «Вот в этот день ты сделал это и то. А в тот и этот день сделал то и это.» И он ответит: «Да.» И не сможет отрицать, став жалким от страха, что ему будут показаны его крупные грехи. Тогда ему будет сказано: «Но вместо каждого мерзкого деяния тебе (даётся) благодеяние!» И он скажет: «Господи, я сделал некоторые вещи, которых здесь не вижу». Абу Зарр сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), при этих словах) засмеялся так, что стали видны его коренные зубы». (Муслим 190).

 

Ибн Абу Хатим передаёт от ибн Джарира (19/47), что он слышал от Макхуля, что как-то пришёл дряхлый старик с упавшими на глаза веками (от старости) и сказал: «О, посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), человек был вероломным и нечестивым, и не оставил ни одного злодеяния, не совершив его своей рукой. А если разделить его преступления на всех обитателей земли, то они сгинули бы. Есть ли для него способ покаяться?» Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил: «Принял ли ты Ислам?» Тот ответил: «Что касается меня, то я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, нет у Него сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник!» Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Тогда поистине, Аллах простит то, что ты совершил, и заменит твои дурные поступки на благие». Человек спросил: «И мои предательства и нечестие?» Тот ответил: «И твои предательства и нечестие». И тогда старик пошёл, восклицая слова: «Нет божества кроме Аллаха!» и «Аллах Велик!» (ат-Табарани 7/6361).

 

Затем Всевышний Аллах сообщил о Своей Милости, объемлящей Его рабов. Он прощает всех, кто покаялся Ему, прощает любые грехи – великие и незначительные, большие и малые. Аллах говорит: А кто покаялся и творил благое, то, поистине, он обращается к Аллаху с верным обращением – т.е. Аллах примет его покаяние. И это подобно тому, что сказано в аяте: Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Аллаха Прощающим и Милосердным. (4:110) а также: Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов… (9:104) также: Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха…» (39:53) – т.е. для тех, кто покаялся Аллаху». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

______________________

 

 

 

______________________

110 Сура —  «ан-Наср» Помощь.

 

 

Всевышний Аллах сказал в Коране:  «Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния». Источник: Коран Сура Запрещение 110: 3.

 

Комментарий к аяту имама ибн Касира:

«У аль-Бухари приводится хадис, переданный Масруком, что ‘Аиша сказала:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто повторял во время совершения поясных и земных поклонов: «Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня!»»

(Субханак Аллахумма рабана ва бихамдика. Аллахума гфир ли!)

Аиша также сообщила, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто говорил в конце жизни: «Слава Аллаху и вся хвала Ему. Я прошу у Него прощения, и каюсь перед Ним», и сказал: «Мой Господь известил меня, что я увижу знамение в своей умме, и Он приказал мне, что когда я его увижу, я должен хвалить и прославлять Его и просить у Него прощения. Поистине Он Прощающ. И я увидел его: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего

и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния»»

 

Ибн Джарир сообщил от Умм Салямы: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в конце жизни не вставал, не садился, не уходил и не приходил без слов: «Слава Аллаху и хвала Ему». И я сказала ему: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты не уходишь, не приходишь, не встаешь, не садишься без слов восхваления Аллаха?!»

Он ответил: «Воистину, мне повелел это (Аллах в суре): «Когда придут помощь Аллаха и победа»». (Конец цитаты из тафсира ибн Касира).

 

 

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Покаяние.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.