Существует около десяти причин, полученных на основе анализа Корана и Сунны, благодаря которым человеку может быть прощено наказание в адском огне.

Существует около десяти причин

Говорит шейх Али бин Али бин Мухаммад бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:

Первая причина: Покаяние, как об этом сказал Всевышний:
«кроме тех, которые раскаялись» (19:60) и «за исключением тех, которые раскаялись» (2:160), речь идет об искреннем покаянии, охватывающем все грехи без исключения и освобождающем от наказания, что единогласно признается всей мусульманской уммой. Нет ничего, подобного покаянию, что было равным ему как причина прощения всех грехов, как сказал Всевышний Аллах: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный»» (39:53). Это касается тех, кто уже раскаялся, и поэтому Он сказал:
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь» (39:54).

Вторая причина: Мольбы о прощении, как сказал Аллах:
«Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33), но мольбы о прощении иногда упоминаются от¬дельно, а иногда — в сочетании с покаянием. Если упоминается только мольба о прощении, то туда входит и покаяние, так же, как и покаяние
— если оно упоминается отдельно, то включает в себя и подразумевает мольбу о прощении, так как раскаяние содержит в себе и мольбу о прощении, и наоборот, мольба о прощении есть результат раскаяния. Таким образом, прощение и покаяние неразрывно связаны друг с другом, если упоминаются отдельно. Если же они упоминаются вместе, то каждое из них имеет свое определенное значение, и тогда мольба о прощении означает просьбу к Аллаху защитить от зла ранее совершенных деяний, а покаяние означает возврат и стремление найти спасение от того зла, которое в будущем может постигнуть человека за совершенные им прегрешения.
Другими примерами подобного служат понятия «мискин» (бедный) и «факир» (нищий), и каждое из них содержит в себе и другое, когда упоминается только одно из них, но если они упоминаются вместе, тогда каждое из них имеет свое собственное значение. Всевышний сказал: «искупление этого — необходимо накормить десятерых бедняков» (5:89), и «тому надлежит накормить шестьдесят бедняков» (58:4),также Аллах сказал: «Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271). Нет разногласий относительно того, что каждое из данных слов в этих аятах, упоминаясь отдельно, указывает на человека, у которого мало имущества, и того, у кого отсутствует имуще¬ство. Но когда эти два слова используются в сочетании друг с другом, как это говорится в словах Всевышнего:
«и поистине пожертвования предназначены только для нищих и бедны» (9:60), то первое означает тех, у кого мало средств к существованию, а второе — тех, у кого они отсутствуют, хотя по этому поводу и существуют различные мнения. Схожее мнение существует и по поводу таких слов как «вражда» и «ненависть», «благочестие» и «бо-гобоязненность» и «нечестивость» и «распутство».
Близким к этому являются также такие понятия, как «неверие» и «лицемерие», с той разницей, что неверие имеет более общее значение, и когда говорят о неверии, то туда входит и лицемерие. Если же они упоминаются вместе, то каждое имеет свой определенный смысл, также как «иман» и «ислам», как об этом будет рассказано в дальнейшем, если пожелает Аллах.

Третья причина: Благодеяния, и одно благодеяние может быть вознаграждено Аллахом десятикратно, а за греховные деяния человек получает наказание лишь равное ему по степени, и горе тому, чьи прегрешения превысят его благие дела. Всевышний сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114), и посланник Аллаха сказал:
«…если ты совершил греховный поступок, то после него соверши благодеяние, которое сотрет его»351. Передан ат-Тирмизи (№ 1987), ад-Дарими (т. 2, стр. 323) и Ахмадом (№ т. 5, стр. 153 и 158).

Четвертая причина: Несчастья, которые постигают человека в этой жизни, как передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов» (Передан аль-Бухари (№ 5641 и 5642) и Муслимом (№ 2573)).
Несчастья сами по себе являются причиной искупления грехов, но человек вознаграждается еще и за то, что с терпением переносит их, если же он недоволен, то совершает грех. Таким образом, терпение или недовольство это нечто отличное от постигшего человека несчастья, которое исходит от Аллаха, а не от человека, и оно есть воздаяние Аллаха за грехи человека, которым он искупает свои прегрешения. Человек же получает вознаграждение или наказание за свои поступки, которыми являются в данном случае его терпение или недовольство. Более того, иногда награду и вознаграждение человек может получить, не совершая деяний, в качестве подарка от кого-то, или просто по милости Аллаха без видимой причины, как об этом сказал Аллах:
«и одарит от Себя великой наградой» (4:40), так и болезнь может быть искуплением, как было упомянуто ранее.
Многие думают, что под воздаянием Аллаха понимается прощение грехов, но это не так, и оно является только лишь следствием этого.

Пятая причина: Наказание в могиле, о чем будет рассказано позже, если пожелает Аллах.

Шестая причина: Мольбы верующих и их обращение к Аллаху о прощении этого человека при жизни, а также после его смерти.

Седьмая причина: Награда за благодеяния, которую «дарят» умершему: вознаграждение за милостыню, чтение Корана или совершение хаджа и так далее, что будет рассмотрено позднее. Если пожелает Всевышний Аллах.

Восьмая причина: Тяжести Судного дня.

Девятая причина: То, о чем говорится в двух сборниках достоверных хадисов: Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда верующие переходят Сырат (То есть после того, как они благополучно пройдут по «Сырату» над пламенем Ада), они будут остановлены на мосту между Раем и Адом (Имеется та часть «Сырата», которая непосредственно прилегает к Раю), где (люди) взыщут друг с друга за те несправедливости, которым (они подвергались) в этом мире (То там они примирятся с друг другом и войдут в Рай чистыми); когда же они будут очищены и избавлены (от грехов), им позволят войти в Рай, и клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, каждый из них найдёт своё жилище в Раю легче, чем он находил свой дом в мире этом!» Передано аль-Бухари (№ 2440 и 6535) и Ахмадом (т. 3, стр. 13, 57, 63 и 74).

Десятая причина: Заступничество тех, кому будет дано такое пра¬во, как мы рассказали об этом ранее, упомянув заступничество и его виды.

Одиннадцатая причина: Прощение Милосерднейшего без чьего-либо заступничества, как сказал Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (4:48). Если же человек относится к тем, кого Все¬вышний Аллах не пожелает простить из-за серьезности его злодеяний, то он должен будет войти в огонь, чтобы там очистить свою веру от мерзости грехов, и тогда из огня выведут каждого, в сердце которого будет мельчайшая частица веры, или кто хотя бы сказал: «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», как это говорится в ранее упомянутом нами хадисе со слов Анаса.
Если это так, то мы не можем точно сказать о ком-то из мусульман, что он непременно будет в числе обитателей Рая, кроме тех, о ком засвидетельствовал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но надеемся, что этого удостоятся творившие благие деяния, но и боимся за них.

Источник: Перевод книги: «Комментарии к вероучению имама ат-тахави (упорядоченное изложение)» Али бин Али бин Мухаммад бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи, (731-792 г.х.)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Покаяние.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.