Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения) и все что с ним связано.

Закят аль-Фитр (Милостыня Разговения) и все что с ним связано.

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

            Рассматриваемые вопросы в статье:

 

  • 1 Обязательность выплаты закята аль-Фитр
  • 2 Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
  • 3 Мудрость закята аль-Фитр
  • 4 Кому дается закят аль-Фитр?
  • 5 Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?
  • 6 Кому запрещено давать закят аль-Фитр
  • 7 Размер закята аль-Фитр
  • 8 Чем следует выплачивать закят аль-Фитр
  • 9 Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
  • 10 Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?
  • 11 Если забыл что надо выплатить закат фитр?
  • 12 Пост Рамадана принимается только после выплаты милостыни разговения?

 

_____________

Вступление:

 

Закят аль–фитр (милостыня разговения) выплачиваемый в конце месяца Рамадан, был предписан в месяце Ша’бан 2–го года хиджры.

 

Передается со слов ибн Умара (да будет Аллах доволен им):

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписал нам милостыню разговения в месяц Рамадан са’ъ (мера сыпучих тел) фиников или ячменя свободному и рабу, мужчине и женщине, взрослому и ребенку из мусульман. И приказал выплатить её до того как люди выйдут на молитву». (Бухари, Муслим)

 

 

Советую вам прослушать эти уроки:

01 о закяте аль фитр (0278) 1666-1678

http://www.youtube.com/watch?v=F7hmIOVTeFs

 

02 о закяте аль фитр (0279) 1679-1684

http://www.youtube.com/watch?v=hHQrboW8QfM

 

03 о закяте аль фитр (0280) 1685-1690

http://www.youtube.com/watch?v=2ffagV6hCF4

 

Также придут пользы из этих уроков по разделам ниже.

 

 

1 Обязательность выплаты закята аль-Фитр

 

Передал целый ряд мухаддисов от Ибн Умара: «Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя..» (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

 

Сказал имам Ибн Мунзир: «Собрались все известные из людей знания, на том, что закятуль фитр обязателен» (Аль-Мугни, 5/467)

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503.

Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.

Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина”. См. «аль-Маджму’» 6/106.

 

Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. «аль-Иджма’» 34.

 

 

1666 Каково постановление выплаты закята аль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=qK28STcdr1E

 

 

 

2 Для кого является обязательным закят аль-Фитр?

 

1667 Кто обязан выплачивать закят аль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=S_wYNKrsdrM

 

1668 Обязан ли неверующий выплачивать закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=EborzYq2fpw

 

1669 Выплачивает ли закят уль-фитр раб

http://www.youtube.com/watch?v=0vqCylj3RPQ

 

1670 Если мусульманин раб, а его хозяин неверующий, то выплачивается ли закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=Wj0kuAeJ9bo

 

1671 Выплачивается ли закят с рабов, которые подготовлены к продаже

http://www.youtube.com/watch?v=-mK3XeuFQ9I

 

1672 Выплачивается ли закят со сбежавшего раба

http://www.youtube.com/watch?v=OSAF3x44Q6Q

 

1673 Если раб принадлежит сразу нескольким хозяевам, то как за него платится закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=65mq-19zGOg

 

1674 Если человек свободен наполовину, то как платить за него закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=RlBI1MwPnPg

 

1675 Кто платит закят уль-фитр с замужней женщины — ее муж или она сама

http://www.youtube.com/watch?v=J902fD_B5b4

 

1676 Если человек добровольно содержит другого человека, платит ли он с него закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=XDbX0N3F9d8

 

1677 В каком случае человек может не платить закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=b7mEc4ZrsaY

 

 

1679 Кто выплачивает закят уль-фитр за раба, подписавшего договор о выкупе (мукатаб) — он сам или его хозяин

http://www.youtube.com/watch?v=aa3IQlhtzEI

 

Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: «Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман..» (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие)

 

Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: «Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать» (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413, шейх Альбани назвал его хасан (хорошим))

 

Сказано в «Манару ас-сабиль»: «Это как рабы, жены, дети»

Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них (см. «Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия», 23/339)

 

Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя.

 

Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.

 

Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.

 

Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.

 

Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.

 

Что же касается  Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно” См. «аль-Иджма’» 31.

 

Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.

 

Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах”. Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.

 

Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

 

Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.

 

Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман”. аль-Бухари 1503.

 

Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.

Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.

Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234.

 

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. См. «аль-Маджму’» 6/113.

 

 

______________________

Если человек стал мусульманином в последний день Рамадана, то должен ли он дать милостыню разговения (садака аль-фитр)?

 

Ответ: Хвала Аллаху.

«Да, он должен раздать милостыню разговения, так как стал мусульманином. В хадисе, который передал Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать милостыню разговения (фитр) в размере одного са‘а сухих фиников или ячменя за каждого мусульманина: мужчину и женщину, рабов и свободных, взрослых и детей»

(Шейх Ибн ‘Усеймин. Аль-иджабат ‘аля асъиляти-ль-джалийат. Т. 1. С. 8, 9)

 

 

______________________

Выплачивается ли милостыня по случаю разговения от плода, что в утробе матери, или нет?

 

Ответ: Хвала Аллаху.

От плода, что находится в утробе матери, выделить милостыню желательно, так как подобным образом поступал ‘Усман, да будет доволен им Аллах. Но это действие не является обязательным из-за отсутствия доказательств этому.

Просим Аллаха о содействии и помощи.

Аль-ляджна ад-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмия уа-ль-ифта. Т. 9. С. 366

 

Сказал Абу Мухаммад Ибн Хазм: «Если достиг плод 120 дней, к моменту наступления фаджра последней ночи Рамадан, то обязательно выплата закятуль фитр за него» (см. «Аль Мухалля», 6-192)

 

Сказал Абу Киляба, табиин заставший многих из сподвижников: «Нравилось им давать закятуль фитр за малого и за большого, и даже за плод в утробе матери» (см. «Аль Мухалля», 6-192, Абдур-Раззак, 5788,  иснад достоверен)

 

И Усман выплачивал закятуль фитр и за старого, и за молодого, и за плод. (Аль-Мухалля, 6-132,  Масаиль, 1-170, Ибн Аби Шейба, 3/419, иснад достоверный см. «Танбихуль кори аля таквияти ма даафаху аль-Альбани», 1/163)

 

И также это передается в одном из риваятов от имама Ахмада (см. «Аш-Шарх аль Кабир», 7-96)

 

 

1678 Платится ли закят уль-фитр за ребенка в утробе матери

http://www.youtube.com/watch?v=ZTR8Jzl9fUY

 

 

______________________

Давать ли закят аль-фитр от имени умерших?

 

Если человек умирает до времени когда это становиться обязательным, то ему не придется отдавать этот закят. Если человек доживает до времени, когда он становится обязательным, а затем умирает, прежде чем отдать закят, то его отдают от его имени из его богатства потому, что он по-прежнему является обязанностью для него и закят становиться его долгом, который должен быть отдан от его имени. См.: al-Majmoo’, 6/84; al-Mugni, 2/358; al-Mawsoo’ah al-Fiqhiyyah, 23/341

 

Шейх Ибн ‘Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: Если человек умирает, прежде чем солнце садится на ночь перед Ид, он не должен отдавать закят аль-фитр, потому что он умер, прежде чем закят стал обязательным для него. Конец цитаты. Fiqh al-‘Ibaadaat, p. 211

 

 

______________________

Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине?

«Посланник Аллаха предписал закят уль-фитр как очищение для постящихся от праздных и непристойных разговоров, а также кормление бедняков». Абу Дауд, 1609.

 

Они говорят: «Фраза «очищение для постящихся» означает, что закят уль-фитр обязателен только для тех, кто постится».

Ответил аль-Хафиз ибн Хаджар на подобные аргументы: «Слово «очищение» имеет общий смысл, ведь очищение требуется и от того, кто не совершал грехов, например, от очень праведных людей или человека, который принял Ислам до заката солнца». «Аль-Фатх», 3/369.

Имеется в виду, что закят уль-фитр предписан для очищения постящегося, но очищение не является условием его обязательности. Тоже самое относится к закяту, который предписан для очищения души:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

 

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Покаяние 9:103)

Несмотря на это, закят предписан даже малому ребенку, если он владеет достаточными средствами, хотя ребенку не требуется очищение, ведь плохие деяния ему не записываются.

Шейх Ибн Джибрин дал другой ответ: «Закят уль-фитр выплачивается за детей, несовершеннолетних (и недееспособных) и тех, кто не постился по уважительным причинам, из-за болезни или путешествия. И это служит очищением для тех, кто несет ответственность за не совершеннолетних (и недееспособных), и очищением для тех, кто не постился по уважительным причинам, принимая во внимание тот факт, что он начнет поститься как только исчезнет причина (для несоблюдения поста). То есть это очищение на будущее, до того, как человек постится или заканчивает свой пост». «Фатава аз-закят» (закят уль-фитр/2).

 

 

______________________

Должен ли муж давать милостыню разговения за свою жену-христианку?

 

В «Мугни-ль-мухтадж» сказано: «Нет милостыни разговения для неверующего. Так как посланник, мир ему и благословение, сказал: „…из числа мусульман“. Таково единодушное мнение всех ученых, как об этом сказал аль-Мауарди. Ведь эта милостыня – очищение, и им это не присуще (то есть она очищает от грехов, а неверующий может очиститься от грехов, только приняв Ислам)» (Мугни-ль-мухтадж. Т. 2. С. 112).

 

Абу Исхак аш-Ширази сказал: «Милостыня разговения обязательна только мусульманину. Если человек, за которого дают милостыню разговения, является неверующим, то за него милостыню разговения давать не обязательно. На это указывает хадис Ибн ‘Умара: „Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине из числа мусульман“. Это не обязательно еще и потому, что целью милостыни является очищение (от грехов) того, от имени которого дается милостыня, а неверующий не может быть очищен от них» (аль-Мухаззаб).

 

Ан-Науауи сказал: «Аш-Шафи‘и и его сподвижники сказали, что постящийся должен давать милостыню разговения только за мусульманина. Если у него есть неверующий родственник, или жена, или раб, которые находятся на его попечении, то он не обязан давать за них милостыню разговения. В этом между нами нет разногласий. Такого же мнения придерживались Малик, Ахмад и Абу Саур» (аль-Маджму‘. Т. 6. С. 74). Приводится с сокращениями.

 

Аль-Хаджауи сказал: «Он даёт её за себя и за мусульманина, который находится на его попечении» (Заду-ль-мустакни‘).

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, в толковании предыдущих слов сказал: «Из слов автора, да помилует его Аллах, мы понимаем, что за неверующую жену и за неверующего раба он не должен давать милостыню разговения» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 6. С. 155).

 

Таким образом, муж-мусульманин не обязан давать закят аль-фитр (милостыню разговения) за свою жену-немусульманку.

 

 

3 Мудрость закята аль-Фитр  

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословения Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.

 

Уаки’ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа[два земных поклона в конце молитвы, совершаемые за допущенную ошибку или упущение в молитве.] в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста, так же как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе”. См. «аль-Маджму’» 6/321.

 

Что же касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр» ад-Дайлями и Ибн Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

 

Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.

 

 

 

4 Кому дается закят аль-Фитр?

 

Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется также, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60).

 

Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”.

(Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан)

 

Сказал имам аш-Шаукани: «В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят» (см. «Нейлюль Автор», 3/103)

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся”. См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.

 

То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи. См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86.

 

Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров, или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Это говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако, бедняка которому отдана часть Фитра, следует предупредить, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. См. «Шархуль-Мумти’» 6/179.

 

Дозвлено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше чем один са’, в чем нет разногласий. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/70.

 

Спросили ученых Постоянного комитета: «Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?» Они ответили: “Фитр следует выплачивать бедным мусульманам, даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту”. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 3055.

 

 

 

5 Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город? ■

Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости, что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находится в Египте: «Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?» Малик ответил: “Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается”. См. “аль-Мудауина” 1/337.

 

Ибн Къудама сказал: “Что касается закята аль-Фитр, то его следует выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным, независимо от того проживает он в этом городе или нет”. См. “аль-Мугъни” 2/590.

 

Шейх Ибн Баз сказал: “Сунной является давать Фитр беднякам своей местности и не направлять Фитр в другой город”. См. “Маджму’у фатауа уа макъалят”.

 

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?» Он ответил: “Если в городе человека, который хочет отправить свой Фитр нет неимущих (мусульман) то нет в этом проблем. Однако если в этом нет надобности, и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/318.

 

 

 

 

6 Кому запрещено давать закят аль-Фитр

 

Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправляя Му’аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.

 

Имам ан-Науауи говорил: “Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа”. См. «аль-Маджму’» 6/142.

 

Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню”. Абу ‘Убайд 1/236.

 

Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закат аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным. См. “Тамамуль-минна” 389.

 

Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!” См. “аль-Мудауина” 1/344.

 

Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке!” См. “аль-Умм” 2/87.

 

Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.

 

Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.

Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.

Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» Абу Дауд 2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых”. См. “аль-Мугъни” 2/522.

 

 

7 Размер закята аль-Фитр

 

1684 Какой объем продуктов выплачивается в качестве закята аль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=x-NiL7eR91s

 

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.

 

Закат  аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.

Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов, его вес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будет весить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

 

              Таблица расчета веса закята:

  • Рис – в зависимости от сорта это 2.40-2.80 кг
  • Пшеница – 2.80 кг
  • Мука пшеничная – 1.760 кг
  • Ячмень – 2.340 кг
  • Финики – в зависимости от сорта – 1.50 -2.80 кг

 

 

______________

 

Фатва ибн База:…«Достоверно известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал милостыню разговения обязательной для мусульман. Ее размер один са‘а (мера сыпучих тел – прим. пер.) фиников или один са‘а ячменя. Он велел раздавать ее до того, как люди направятся на праздничную молитву. В двух сборниках „Сахих“ от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается предание, где он говорит: „Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали ее (то есть милостыню разговения) в виде одного са‘а пищи, или са‘а фиников, или са‘а ячменя, или са‘а изюма“.

Группа ученых разъяснила, что слово „пища“, упоминаемое в предании, означает пшеницу. Другие же сказали, что под „пищей“ подразумевается тот вид пищи, что является основным на определенной местности: ею может быть пшеница, кукуруза, просо или др. И это мнение является верным. Ведь милостыня – это помощь богатых бедным, а мусульманин не обязан выделять помощь из продуктов питания, чуждых для его местности. Несомненно, в Саудовской Аравии основным продуктом питания является рис, и он хорош и ценен для употребления. И он лучше ячменя, который можно давать в качестве милостыни разговения. Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы милостыню разговения отдавать рисом.

 

Необходимо раздавать один са‘а, что был известен во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продуктов, из какой бы категории продуктов они ни были. Са‘а равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони среднего размера, как об этом сказано в „аль-Камусе“ и др. По весу один са‘а примерно равняется трем килограммам. Если мусульманин раздал в качестве милостыни разговения один са‘а риса или другого основного продукта питания его местности, то это будет достаточно, даже если это не те виды продуктов, что упоминаются в предании от пророка. На это указывает мнение ученых, что является наиболее верным. Нет проблем, если он раздаст милостыню в килограммах, один са‘а это примерно три килограмма.

Милостыня разговения обязательна всем мусульманам от мала до велика, как женщинам, так и мужчинам, как свободным, так и рабам. Что же касается плода в утробе матери, то, согласно единодушному мнению всех ученых (иджма‘), от его имени давать милостыню не обязательно. Но это желательно, так как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, поступал подобным образом.

Также обязательным является отдать милостыню до праздничной молитвы, и откладывать ее на время после праздничной молитвы запрещено. И нет препятствий тому, чтобы отдать ее за день или два до праздника. Таким образом, согласно наиболее достоверному мнению ученых, милостыню разговения можно давать, начиная с ночи двадцать восьмого рамадана. В месяце рамадан иногда бывает двадцать девять, а иногда тридцать дней, и сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, раздавали милостыню разговения за день или два до праздника.

Милостыня раздается беднякам и нуждающимся. Передается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: „Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал милостыню разговения как очищение для постящегося человека от пустых и непристойных разговоров и как пропитание для неимущих. Милостыня, что была выплачена до молитвы, будет принята, а то, что была отдана после, будет считаться обычной милостыней“ (Абу Дауд; аль-Албани в „Сахих Аби Дауд“ сказал, что это хороший хадис).

По мнению большинства ученых, и это мнение более достоверное, давать милостыню разговения деньгами запрещено. Ее обязательно нужно давать продуктами питания – поступать так, как поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен им Аллах. Это мнение большинства членов общины.

Просим Аллаха дать всем мусульманам понимания Его религии и твердости в ее исповедании, сделать набожными их сердца и упорядочить их дела. Воистину, Он является Щедрым» (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 14. С. 200).

 

 

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, исчислил размер милостыни разговения в килограммах, сказав, что она равна трем килограммам.

Такого же мнения придерживается Постоянный Комитет (Т. 9. С. 371).

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал, что один са‘а риса равен двум килограммам и ста граммам (2100 г.). См.: «Фатауа аз-закят», с. 274 – 276.

 

Подобное разногласие возникает по причине, что са‘а – это мера объема, а не веса.

 

Ученые назвали примерный вес, чтобы было легче и ближе к действительности. Известно, что среди зерен есть легкие по весу, есть тяжелые, и есть средние. И са‘а одного и того же вида зерна может отличаться по весу: те, что были собраны позже, будут тяжелее, чем те, что были собраны ранее. Поэтому будет лучше и безопаснее, если человек раздаст немного больше.

См.: «Аль-мугни» (Т. 4. С. 168). Автор говорит об этом там, где разбирается вопрос об исчислении закята растениями в мерах веса.

 

_________________________

Можно ли платить закят аль фитр больше добровольно?

Спросили Ибн Теймиию о том, на ком обязателен закят аль фитр, и он знает что его размер составляет 1 саа, и он добавляет (больше 1 саа) к этому, и говорит что это — добровольно, является ли это нежелательным?

Он ответил:

«Хвала Аллаху. Да, разрешено это, без нежелательности у большинства ученых, как аш Шафии, Ахмад, и другие. И нежелательность передана лишь от Малика. Что же касается уменьшения от обязательного, то это не разрешено по единогласию ученых». («Маджму аль-фатауа», 25/70)

 

1685 Узаконено ли выплачивать закят уль-фитр больше по объему, чем обязательно

http://www.youtube.com/watch?v=bsyNp90P_KI

 

 

8 Чем следует выплачивать закят аль-Фитр

 

1680 Какими продуктами выплачивается закят уль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=QOqzIQkycMI

 

1681 Можно ли отдать закят уль-фитр сухим молоком

http://www.youtube.com/watch?v=iO3NU9XDpMM

 

1682 Можно ли отдать закят уль-фитр мукой

http://www.youtube.com/watch?v=3pFxurIbpVI

 

Милостыню разговения можно отдавать любыми продуктами, которые употребляют люди: пшеницей, кукурузой, рисом, фасолью, чечевицей, нутом (турецкий или египетский горох), бобами, макаронами, мясом и тому подобным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выделять милостыню в размере одного са‘а продуктов, и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, раздавали ее с продуктов, которыми питались сами.

 

Приводится у аль-Бухари (№ 1510) и Муслима (№ 985), что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в День Разговения мы выделяли один са‘а пищи. Нашей пищей были ячмень, изюм, сыр и финики».

 

 

В другой версии хадиса Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был с нами, мы давали милостыню разговения в размере одного са‘а пищи, или одного са‘а сыра, или одного са‘а ячменя, или одного са‘а фиников или одного са‘а изюма за каждого малого и пожилого, за свободного и раба».

 

Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: : «Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога» (Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609)

 

Ученые высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней.

 

«Группа ученых разъяснила, что слово «пища», упоминаемое в предании, означает пшеницу. Другие же сказали, что под «пищей» подразумевается тот вид пищи, что является основным на определенной местности: ею может быть пшеница, кукуруза или др. И это мнение является верным. Ведь милостыня – это помощь богатых бедным, а мусульманин не обязан выделять помощь из продуктов питания, чуждых для его местности. Несомненно, в Саудовской Аравии основным продуктом питания является рис, и он хорош и ценен для употребления. И он лучше ячменя, который можно давать в качестве милостыни разговения. Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы милостыню разговения отдавать рисом» (Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 14. С. 200)

 

Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.

 

Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”. См. “аль-Истизкар” 9/263.

 

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.

 

Шейх-уль-ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если жители какой-либо местности употребляют в пищу один из этих продуктов, они, несомненно, могут выделять милостыню из своей пищи. Но могут ли они давать милостыню теми видами продуктов, что не упомянуты (в хадисе)? Например, они едят рис и кукурузу, должны ли они отдавать милостыню пшеницей и ячменем или им достаточно отдать ее рисом и кукурузой? В отношении этого вопроса существует известное разногласие. Наиболее верным является мнение, что они могут отдать милостыню тем, что употребляют в пищу сами, даже если эти продукты не перечислены (в хадисе). И это мнение является мнением большинства ученых: аш-Шафи‘и и др. Милостыня в основе является помощью бедным, как сказал Всевышний Аллах:

مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ

«…так, как вы обычно кормите свои семьи» (сура «аль-Маида», аят 89). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел раздавать милостыню в виде одного са‘а фиников или одного са‘а ячменя, так как они являлись продуктами, которые употребляли жители Медины. Если бы эти виды пищи не были их основной пищей, а были пищей других, то им бы не было велено раздавать милостыню с того, что они не ели. Как не было сделано этого и в искупительных действиях» (сокр. из «Маджму‘ аль-фатауа». Т. 25. С. 68).

 

 

Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”. См. «Шархуль-мумти’» 6/182.

 

Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. См. “аль-Мугъни” 2/357.

 

Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.

 

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.

Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

 

Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.

 

Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.

 

А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).

 

Дозволяется ли выдавать закат аль-фитр мясом?

 

Вопрос:

 

«У некоторых жителей пустыни нет продуктов, которые они могли бы дать в качестве закат аль-фитр. Дозволяется ли им резать домашних животных и раздавать мясо бедным?»

 

Ответ: «Это неправильно. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность «са» (мера объёма) продуктов, а мясо взвешивается, а не измеряется объёмом. Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал закатом аль-фитр один «са» фиников, или один «са» ячменя».

Абу Саид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы выдавали его (закат аль-фитр) один «са» еды, и нашей едой были финики, ячмень, изюм и акыт (сыр из свернувшегося молока)». И поэтому более правильное мнение ученых то, что закат аль-фитр нельзя давать ни дирхемами, ни одеждой, ни тем, что расстилают в доме.

И не надо обращать внимание на слова некоторых обладателей знания, которые сказали: что закат аль-фитр можно давать дирхемами; потому что до тех пор, пока перед нами есть тексты от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то не надо принимать чьи-либо слова после его слов, и разум не может считать что-то хорошим нарушая шариат, и Аллах, Велик Он и Всемогущ, не спросит нас в День Суда о словах того-то и того-то, Он спросит нас толь-ко о словах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так как Всевышний сказал: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?» (Аль-Касас, 65).

Представь себя стоящим перед Аллахом в День Суда. Он вменил тебе в обязанность через Своего Посланника, да благословит его Аллах  приветствует, чтобы ты выдавал закат аль-фитр едой. Сможешь ли ты, когда тебя в День Суда спросят: «Что ты ответил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на вменение в обязанность этой милостыни?». Сможешь ли ты оправдаться сказав: «Клянусь Аллахом это мазхаб такого-то, и мнение такого-то?». Ответ: нет. И если ты скажешь это, то это не принесет тебе пользы.

Выходит правильное мнение, вне всякого сомнения, что закат аль-фитр не нельзя давать ничем кроме еды, и какой бы не была еда какой-то местности, то дозволено давать ею, и если ты посмотришь на мнения ученых в этом вопросе, то ты найдешь что есть две крайности и середина.

Одна крайность говорит: дозволено выдавать его едой и дирхемами, а другая крайность говорит: нельзя выдавать его дирхемами и едой, кроме пяти видов, а это: пшеница, финики, ячмень, изюм, акыт (сыр из свернувшегося молока) и эти два мнения противоположны друг другу.

А что касается срединного мнения, то оно говорит: выдавай его всем, что едят люди и не выдавай его тем, что не едят люди. Выдавай его пшеницей, финиками, рисом, кукурузой, если в твоей местности люди питаются кукурузой и тому подобное.

Исходя из этого, то что было упомянуто спрашивающим: о том, что некоторые жители пустыни выдают мясо вместо закат аль-фитр, то оно не заменяет собой закат аль-фитр».

 

 

(«Фатава аш-шейх Мухаммад бин Ас-Солих
Аль-Усеймин», 1/465-467)

 

 

9 Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

 

1683 Можно ли выплачивать закят уль-фитр деньгами

http://www.youtube.com/watch?v=M_cdFrnpSuI

 

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами.

 

Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.

 

Сказал имам ан-Навави: «Не действительна выплата закят уль-фитр у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир.» (Аль-Маджму’у, 6/71)

Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.

Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.

 

Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, — его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.

Сказал  Ибн Кудама: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так… И тот, кто выплачивает стоимость — тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно.» (Мугни, 2/674)

 

Сказал шейх Альбани, отвечая на вопрос о выдаче закят уль-фитр деньгами: «Нет сомнения в том, что те, кто говорят о дозволенности выдачи закят уль-фитр деньгами, являются ошибающимися, поскольку они противоречат ясному тексту хадиса Посланника Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, который передали Бухари и Муслим в своих Сахихах от АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: «Возложил  на нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя или творога…» — и конкретизировал Посланник Аллаха эту обязанность, которую возложил Посланник Аллаха на людей, повинуясь приказу своего Господа, не деньгами, а лишь едой из той, которой питаются люди страны в этой время.»(Сильсиляту аль-Худа уа ан-Нур, 274)

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин, рахимахуЛлах: «Не разрешено никому выплачивать закят уль-фитр дирхамами (деньгами) или одеждой, или домашними пренадлежностями, однако обязательно выплачивать его тем, чем обязал Аллах на языке своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не следует считатья с тем из людей, кто, основываясь на личной точке зрения, посчитал это хорошим, поскольку Шариат не зависит от взглядов людей» (см. «Фатауа», 18/280)

 

Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.

 

Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: «Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его» (см. Малик 1/285.)

 

Сказал шейх Ибн Джибрин: «Нет проблем в поручении кому-то выплатить закятуль фитр» (см. Фетва 10597)

 

 

 

10 Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?

 

1686 Когда становится обязательным выплата закята аль-фитр

http://www.youtube.com/watch?v=jEZVosFqRS4

 

1687 Каково постановление того, кто выплачивает закят уль-фитр после праздничного намаза

http://www.youtube.com/watch?v=87XI93NSpeI

 

1688 Каково постановление того, кто выплатил закят после праздничного дня

http://www.youtube.com/watch?v=F-Xz7w_V4V0

 

1689 Если человек не выплатил закят уль-фитр до праздничного намаза, обязан ли он выплатить его позже

http://www.youtube.com/watch?v=87lQT0_xqXU

 

1690 Каково постановление того, кто выплатил закят уль-фитр раньше времени

http://www.youtube.com/watch?v=CfwrtTPGNs0

 

 

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.

 

Время выплаты «закят аль-фитр» не начинается после праздничной молитвы, ибо оно начинается после захода солнца последнего дня месяца Рамадан. И оно соответствует первой ночи месяца Шавваль. Заканчивается время выплаты «закят аль-фитр» совершением праздничной молитвы. Потому, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) повелел выплатить его перед праздничной молитвой.

 

В соответствии с тем, что приводится от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

Кто выплатит «закят аль-фитр» перед праздничной молитвой, то это будет принято как «закят аль-фитр». А кто выплатит его после праздничной молитвы, то это будет принято  как обычная милостыня.

(Приводится в сборнике Абу Дауда (2/262-263) под номером №1609 и в сборнике Ибн Маджах (1/585) под номером №1827, в сборнике Ад-Даракутни (2/138), в сборнике Аль-Хакима (1/409).

 

Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари 1503.

 

Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы”. См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.

 

Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.

 

Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения”. См. “аль-Мугъни” 2/676.

 

Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня Разговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255.

 

Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил: “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр за долго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника”. См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.

 

Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало, выплачивал закят аль-Фитр за день-два до праздника”. аль-Бухари 1511, Муслим 986.

 

Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал закят аль-Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его[В этих сообщениях указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с закята аль-Фитр собранного в Рамадане, который охранял  Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.]”. Малик 1/285.

 

Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Его спросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “За день-два до праздника”. Ибн Хузайма 4/83.

 

Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня”.

 

Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр в его время, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом.

 

Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.

 

Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.

 

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180.

 

 

И тот, кто задержал выплату до времени которое начинается после праздничной молитвы, то он не выполнил этот ваджиб.

 

Сказал шейх Усаймин: «Правильное мнение в том, что выплата его после этого времени это харам, и она недействительна, и доказательство этого – хадис Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха приказал чтобы она была выплачена до выхода людей на праздничную молитву, и когда он выплатил после молитвы, то он совершил деяние, на которого нет приказа Аллаха и Его Посланника, и оно отвергнуто, согласно словам Посланника Аллаха: «Кто сделал дело, на которое нет нашего приказа – то оно отвергнуто», и хадис Ибн Аббаса ясный в указании на это, и пришло в нем: «..и тот, кто дал ее до молитвы, то это принятая садака, а тот, кто дал ее после молитвы – то просто обычная садака из числа пожертвований».  И это ясный текст о том, что он недействителен» (см. «Шарх аль Мумты», 6/171-172)

 

11 Если забыл что надо выплатить закат фитр?

 

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос о человеке, который забыл отдать милостыню разговения своевременно.

Он ответил:

«Несомненно, что в соответствии с Сунной милостыня разговения раздаётся до праздничной молитвы. Так велел поступать пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однако в Ваших действиях нет греха. Вам достаточно отдать её после молитвы. Этого будет достаточно, хвала Аллаху. Даже если в хадисе сказано, что после молитвы милостыня разговения считается обычной милостыней, это не отвергает замены, не отвергает, что эта милостыня заменяет милостыню разговения. Мы надеемся, что она будет принята, и что милостыня разговения будет полной. Ведь Вы не отложили раздачу милостыни разговения намеренно, а забыли об этом.

 

Сказал Всевышний Аллах:

رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا

„Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“ (сура „аль-Бакара“, аят 286).

 

Достоверно передается от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: „Сказал Великий и Всемогущий Аллах: „Я сделал“. Он ответил на мольбу о том, чтобы не взыскивать с верующих за то, о чем они забыли, и в чем они ошиблись“» (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 14. С. 217).

 

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«„Милостыня, что была отдана до молитвы, будет принята, а та, что была отдана после, будет считаться обычной милостыней“, если только у человека не было оправдания. Например, он забыл о ней и вспомнил только после молитвы, или он понадеялся на того, кто обычно отдает ее вместо него, а после узнал, что тот человек не отдал. В этом случае он должен её отдать после. Например, человек узнал об этом в праздничный день внезапно, и смог отдать её только после праздничной молитвы. Если у человека было оправдание так поступить, то нет греха в том, чтобы отдать её после молитвы. И она будет принята, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если человек проспал молитву или забыл о ней, то пусть совершит ей, как только вспомнит“. И если таковы слова пророка о молитве, о важном поклонении, которое должно совершатся своевременно, то остального поклонения они касаются тем более» (Фатауа нурун ‘аля-д-дарб).

 

 

 

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос:

«Я не отдал милостыню разговения, так как праздник наступил внезапно. После Праздника Разговения у меня не было времени узнать о том, что я должен делать. Снимается ли с меня обязанность отдать милостыню, или я обязан ее дать?»

Он ответил:

«Милостыня разговения – обязательна. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал раздавать милостыню разговения“. Её обязан давать каждый мусульманин: мужчины и женщины, взрослые и дети, свободные и рабы. Если случилось так, что праздник наступил внезапно, и человек не дал ее, то её следует отдать в день Праздника, даже если это будет после молитвы. Так как если человек по уважительной причине не совершил вовремя обязательное деяние, то он обязан возместить это деяние после, как только уйдет эта причина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Тот, кто забыл помолиться, пусть совершит молитву тогда, когда вспомнит о ней. Нет у него никакого другого искупления“ (аль-Бухари № 597 и Муслим № 683).

 

Сказал Всевышний Аллах:

وَأَقِمْ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

„…и верши молитву, чтобы помнить обо Мне“ (сура „Таха“, аят 14).

 

Поэтому, брат, вы должны отдать её сейчас» (Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 20. С. 271).

 

Сказал шейх Ибн Усаймин: «Если же он не выплатил  по уважительной причине, как например из-за забывчивости, или из-за того что не нашел бедняков в ночь праздника, то она будет принята от него» (см. «Маджму фатауа уа расаиль Ибн Усаймин», 18/176)

 

 

 

12 Пост Рамадана принимается только после выплаты милостыни разговения?

 

Ас-Суйуты в «ал-Джами’ ас-Сагир» отнёс этот хадис к Ибн Шахин в его «Таргиб», где сказано: Передается от ад-Дыйаъа, от Джарира б. Абд-Аллаха, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Месяц Рамадан висит между небом и Землей, и  восходит к Аллаху только после выплаты закята ал-фитр».

 

Ас-Суйуты назвал этот хадис слабым. Ал-Манави разъяснил причину его слабости в «Файд ал-Къадир», где он сказал: «Его передал Ибн Джавзи в «ал-Вахийат» и сказал: Хадис не достоверный. В его иснаде есть неизвестный (маджхул) передатчик — Мухаммад б. ‘Убайд ал-Басри».

 

Аль-Альбани так же назвал данный хадис слабым в «Силсала ал-Ахадис ад-Да’ифа» (43), где он сказал: «Даже если бы этот хадис был достоверным, он явно указывает на то, что принятие поста Рамадана зависит от выплаты милостыни разговения, а у того, кто не выплатил её, пост не будет принят. Я не знаю ни одного учёного, который утверждает подобное…. И хадис не является достоверным». Конец цитаты.

 

И если хадис не достоверный, никто не может утверждать, что пост Рамадана принимается только после выплаты закята ал-фитр, потому что никто не может знать обо этом, кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

В «Сунане» Абу Дауда (1609) приводится достоверный хадис от Ибн Аббаса – да будет Аллах доволен им и его отцом, – который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность закят ал-фитр, как очищение для постящегося от праздных речей и сквернословия, и чтобы накормить бедных». Ал-Албани назвал хадис хорошим (хасан) в «Сахих Сунан Аби Дауд».

 

Этот хадис раскрывает мудрость закята ал-фитр, который исправляет недостатки и ошибки, допущенные во время поста. И нет упоминания о том, что пост без милостыни разговения не будет принят. И Аллах знает лучше.

Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118

 

И в заключение воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Закат уль фитр.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.