Если пожилой человек беден и не способен кормить бедняка, спадает ли с него эта обязанность

1879 Если пожилой человек беден и не способен кормить бедняка, спадает ли с него эта обязанность

Следующий вопрос: Говорит, если мы прикажем пожилому человеку кормить бедняка или прикажем кормить бедняка больному, который отчаялся, оттого что когда-либо выздоровеет. Но в это время, т.е. во время уразы он, т.е. старик или больной- бедный, не может никого накормить, сам себе не может найти еду, и тем более не может накормить других. Что делать с этим человеком? Т.е. с него спадает ответственность или на нем остается ответственность, и он должен накормить, когда появится у него возможность. Т.е. в этот день рамадан разговелся и в этот день должен накормить бедняка, так денег нет, не смог накормить бедняка, хорошо, можно ли сказать, что пусть накормит через пару месяцев, когда у него появится имущество, чтоб кого-то кормить или с него спадает ответственность, всё раз не смог сегодня накормить больше не обязан кормить?
Сказал ан Навави в этом вопросе есть 2 мнения, подобно тому как есть 2 мнение относительно возместительных действий. Т.е. если человек совершил половой акт с женой в месяц рамадан, то он должен сделать возместительные действия, держать уразу или кормить бедняка и тому подобное, этот вопрос придет далее. Тоже относительно этого рассматривается вопрос, если он не может накормить такое количество бедняков сразу, с него ответственность спадает или нет? Или на нем остается ответственность и он должен накормить, когда у него появится материальная возможность. Говорит и в этом, и в другом вопросе есть 2 мнения. Более правильное мнение относительно кафары то, что она остается, т.е. ответственность остается на нем пока не придет к нему облегчение в материальном положении. Потому что это кафара взамен за преступление границ шариата, т.е. преступил границы и должен возместить, и то, что он не способен сделать этого сейчас, не снимает ответственность с него вообще. Говорит и здесь нужно указать на то, что она (фидья) не спадает с человека , но в нашем случае наоборот необходимо отметить то, что необходимость кормление бедняка спадает с человека и он не обязан кормить, когда станет ему легче, и это подобно тому, как закят аль-фитр , т.е. если ты закят аль-фитр не выплатил вовремя , не смог, не было у тебя денег, обязан ли ты потом его выплачивать через месяц или 2? Известно, что нет, т.е. либо выплачиваешь сейчас, а если ты такой бедный, что не можешь выплатить, т.е. до праздничного намаза после рамазана, тогда спадает с тебя это ответственность. Говорит, в данном случае мы проводим аналогию на закят аль-фитр. Потому что во время приказа человек не способен накормить, так как находится в стесненном материальном положении. И это не произошло взамен на преступление.
Что касается нас, то мы говорим, что какое бы мнение не было правильным, мы не обязаны кормить бедняка, поэтому если он способен кормить бедняка, он не обязан его кормить, и если не способен, то тоже не обязан кормить. Поэтому если не накормил в сам день уразу, то тем боле после рамазан он кормить не обязан.
(Дополнение не из урока:
Ибн Къудама говорил: “Если старый мужчина или женщина не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.)
(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам»
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария:
Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге провел:
Руслан Абу Ибрахим Татарстани. Текст переписан с Урока Руслана)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Восполнение поста.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.