Если сумасшедший стал разумным, дитя взрослым, неверный мусульманином посреди дня рамадана

1896 Если сумасшедший стал разумным, дитя взрослым, неверный мусульманином посреди дня рамадана

Следующий вопрос: «Если сумасшедший человек пришел в свой разум в течении дня Рамадана,(т.е. с утра был сумасшедшим, но в обед пришел в свой разум) ребенок достигший совершеннолетия в течении дня Рамадана, а также неверующий принял ислам в месяц Рамадан в дневное время суток, должны ли эти люди воздерживаться от еды, питья и полового акта, до магриба(захода солнца) в этот день или продолжать пить, есть, потому что начали этот день без уразы? »

В этом вопросе два мнения у обладателей знания:
1) Мнение: « то что эти люди должны удержаться от еды и питья и полового акта в течении остального дня» . И провели аналогию этих людей с тем человеком который узнал, о том что месяц вышел и узнал об этом только посередине дня(т.е. люди смотрели на полумесяц в последний день Ша’бана, и не увидели его, и решили что месяц Рамадана еще не наступил. Потом в полдень пришла новость что оказывается полумесяц увидели, и что сегодня первый день уразы. И говорят что такой человек не должен есть и пить до наступления магриба) Говорят тоже самое и этот человек, принял Ислам, стал совершеннолетним, или пришел в свой разум посередине дня, соответственно стал мукалляф(человек на которого возлагаются обязанности шариата) и поэтому он также должен удержаться от еды, и питья, и полового акта до магриба. И это мнение Абу Ханифы, Суфьяна Ас Саури, аль-Ауза’и, аль-Хасана ибну Солиха, а также аль-Ханбали, шейх-уль-Исалям ибн Таймийа.
2) Мнение: «То что человек не должен воздерживаться от еды, питья и полового акта в течении этого дня». Это мнение имама Малика, имама аш-Шафи’и, имама Ахмада, а также мнение ибн-Хазма. Но сказали за исключением маджнуна(сумасшедшего), если он придет в свой разум в течении дня, то должен воздержаться от еды и питья. Это потому что этим людям было разрешено разговляться в начале дня как внешне так и внутренне, потому что с них было поднято перо. Поэтому раз он не держал уразу с самого утра, то после того как он стал из тех, на кого обязываются дела шариата может продолжить кушать и пить, потому что это подобная причина продолжает сохраняться рядом с ним, т.к. он не взял намерение на уразу с самого утра. А имам Ахмад отделился от всех ученых, тем что заявил, что такой человек не обязан воздерживаться от еды и питья в течении остального дня, но при этом должен возместить этот день уразы, после месяца Рамадан.

Более правильное мнение в этом вопросе, что человек не обязан воздерживаться от еды и питья в течении всего остального дня, и что он не должен возмещать после месяца Рамадана этот день, потому что каждый из этих трех категорий не был обязан держать уразу в начале дня, т.к. причина которая удаляла от него эту обязанность удалилась, только после того как поклонение вошло в свое время, поэтому он не должен воздерживаться в течении всего остального дня.(т.е. в начале дня этот человек был из тех кто не обязан был держать уразу, и затем оправдательная причина ушла от него поздно, т.е. тогда когда поклонение уже шло, эта причина не ушла в начале этого поклонения, а пришла в его середине. Поэтому этот человек может не кушать и не пить, т.к. не начал этот день с уразы). А что касается того что приверженцы первого мнения провели аналогию этих людей на того человека, который не знал о начале месяца Рамадана, то на эту аналогию ответил ибн Хазм: «Этот человек, который не знал о выходе полумесяца он обязан был удерживаться с самого утра, но не удерживался по причине своего невежества, он не знал что оказывается идет месяц Рамадан, а что касается этих людей сумасшедшего, ребенка и неверующего, то они изначально не должны были держать уразу, не просто потому что они не знали об этом постановлении, а потому что они не были из тех на кого возлагается обязанности шариата». Эти люди в основе своей не обязаны держать уразу, но им является разрешенным разговляться. Смысл слов ибн Хазма является, то что неверующий, ребенок и сумасшедший, к ним в основе своей не направляется обязанность шариата держать уразу с самого начала дня, в противоречит тому кто просто не знал о наличии выхода нового месяца, он в основе своей направляется держать уразу, просто он не знал что этот приказ направился к нему. И поэтому между этими двумя видами людей есть разница, т.е. одно дело сумасшедший, ребенок, неверующий и этот человек который находится в здравии у себя дома обязан держать уразу, но просто не знал что сегодня месяц Рамадан.
Значит правильное мнение в этом вопросе, то что человек стал мусульманином посередине дня, или ребенок стал взрослым посередине дня, сумасшедший пришел в себя посередине дня он не обязан удерживаться от еды и питья остальную часть дня, но начинает свои обязанности со следующего дня месяца Рамадан.

(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам»
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария:
Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге прорвел:
Руслан Абу Ибрахим Татарстани. Текст переписан с Урока Руслана)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.