Если человек остановился в каком-то городе, может ли он при этом разговеться

1873 Если человек остановился в каком-то городе, может ли он при этом разговеться

Если человек (путник) остановился в каком то городе, может ли он продолжать в этом городе уразу не держать, или он обязан держать уразу, так как он стал домашним.
Сказал ан-Навави, если человек будучи путником взял намерение что он останется в этом городе, так, что это такая остановка которая убирает от него разрешение, то есть два мнения в этом вопросе ( что значит такая остановка которая убирает от него разрешения, то есть допустим что человек проезжал по городу и решил остановиться и пообедать где-нибудь в кафе, или зайти в какое-то учреждение и сделать какие-нибудь дела и ехать дальше. Это одно дело и это не называется, что он остановился в этом городе и стал в этом городе домашнем человеком, но есть другое дело, когда человек остановился в этом городе на недельку, на 2 недельки, то есть снял себе жильё и остановился в нем, то он уже считается домашним. В первом случае он может дальше продолжать и уразу не держать, но если он уже снял жилье и остался в этом городе на определенное количество дней, так как придет дальше, больше чем на 4 дня, или даже человек не снял жилье, а решил остаться в мечети, то такой человек путник или нет? Мы говорим что он не мусафир и становится домашним человеком одним намерением, что я собираюсь остаться в этом городе на 5-6 дней для того чтобы решить определенные дела, а потом поеду дальше и опять превращусь в мусафира и буду продолжать свой путь). Так вот говорит ан-Навави в этом вопросе 2 мнения, затем говорит, имам ан-Навави упомянул о том что более правильное мнение у шафиитов, то что он не имеет права больше разговляться но он должен держать уразу так как делают это люди в этом домашнем городе, и это мнение выбрал из шафиитов Абу Исхак аш Ширази, а так же аль Кады абу Тайиб, а так же аль Фурани и так же целая группа из ученых Хурасана. Гооврит Мухамад ибн Хизам, слова ан-Навави : «Если человек решил остановиться такой остановкой которая удаляет от него разрешение шариата», он имеет ввиду если человек взял твердое намерение находится в этом городе более 4 дней так как это известно, из в мазхабе шафиитов, то есть шафииты разделяют остановку по параметру 4 дня, говорят если человек решил остаться в городе больше чем на 4 дня то он считается уже домашним, если меньше чем на 4 дня то он считается путником, то есть эти несколько дней не убирают с человека разрешение шариата и это известно из мазхаба шафиитов и это мнение мы выбрали во время подобного разбора китаб ас салят (http://www.youtube.com/watch?v=c8-5LHeI31M ) Дальше, говорит: И это мнение целой группы других ученных кроме шафиитов, как мы уже разбирали этот вопрос, когда разбирали вопрос, когда человек больше не имеет права сокращать намазы но должен совершать их в полном виде, и это мнение мы посчитали правильным, при разборе того мнения, Аллаху Алям. То есть, если человек решил остаться более чем на 4 дня в каком-то городе, то он не имеет права сокращать намазы. И с первого дня должен совершать намазы полностью и больше не имеет права разговляться так как он уже не путник, но должен держать уразу так как домашний человек. Но если решил остаться в этом городе на 4 дня или меньше, тогда он может продолжать не держать уразу и может продолжать сокращать намазы. И это мнение также выбрал шейх Ибн Баз и это то что берется из мазхаба ханбалитов.
И сказал Ибн Хазм: Если человек остановился в каком то городе до фаджра и будет находиться в этом городе до магриба, то он обязан держать уразу, если имеет намерение что он останется в этом городе больше чем на 4 дня, то есть в каком смысле: мы говорили ранее если человек приехал в какой-то город и решил в нем остановится более чем на 4 дня, то в этот день он обязан держать уразу или нет? Мы говорим что он не обязан, потому что с самого начала он её не держал и был путником с самого начала, поэтому может кушать и пить до конца магриба, но со следующего дня он должен держать уразу, а что касается, намаза, то мы говорили что он не имеет права больше сокращать намазы и должен совершать их в полном виде при одном намерение что всё, он решил остаться, то есть на зухр он взял намерение, что он здесь остается и больше он не путник. И зухр он должен совершать в 4 ракаят. Почему ураза отличается от намаза? Потому что ураза держится с фаджра до магриба, то есть если человек с самого фаджра не держит уразу, то он может не держать ее до магриба, а зухр-аср, это намазы, и каждый в свое время приходит, соответственно если он путник, то он может сокращать, а если не путник то не может сокращать, поэтому если он взял намерение что домашний, то с того времени как он это намерение взял он совершает намазы полностью.
Без разницы это его путешествие является путем джихада, или совершает он умру или любые другие дела делает, в любом случае он не имеет права больше разговляться, если решил остаться больше чем на 4 дня
Говорит Ибн Хазм потому что он обязан разговеться только в том случае если он является мусафиром, а здесь он уже мусафировм не является, а является домашним. Ибн Хазм придерживался что человек в пути обязан разговлятся и это мнение не правильное, как упоминалось ранее путник может держать пост если это не приносит ему проблем.
Правильное мнение: Если человек решил остаться в городе более чем на 4 дня тогда со следующего дня (фаджра) он должен держать уразу, если же он взял намерение остаться в городе на 4 дня или меньше, тогда он продолжает оставаться путником и если хочет, может разговляться.

(Дополнение не из урока:
Сказал шейхи Ибн Баз отвечай на вопрос:
А что касается того, кто остается на длительное проживание для учебы или каких-то иных дел, то он должен совершать полный намаз. Это правильное мнение, на нем большинство ученых, четыре имама и другие. Потому что основа в том, что человек, который уже считается «местным» должен совершать полный намаз. Если человек решил остаться на срок, превышающий 4 дня, по причине учебы или чего-то иного, то он должен совершать полный намаз.
По мнению Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, если путник останется на срок в 19 дней или меньше, то он может сокращать, а если он намеревается остаться на более длительный срок, то он должен делать полный намаз. В качестве довода он привел пребывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время открытия Мекки 19 дней, в которых он сокращал намаз.

Однако более верным среди всего этого является, что пребывание в котором дозволено сокращать намаз — это пребывание 4 дня и менее. Это мнение большинства ученых, в этом сохранность религии и отдаление от опасности для этого великого поклонения, которое является столпом религии.
Ответ на довод Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что нет достоверного придания, в котором говорилось, что он намеревался оставаться на этот период. Он остался для того, чтобы утвердить правила Ислама в Мекке и удалить следы многобожия, но не намеревался оставаться на определенный период. Если путник не намеревается останавливаться на определенный период, то он может сокращать намаз, даже если затянется его пребывание, как это было упомянуто ранее.
Мой совет братьям, которые отправляются для обучения или чего-то подобного, чтобы они совершали намаз полным, не сокращали, постились в Рамадан и не оставляли пост. За исключением случаев, когда остановка короткая, на 4 дня или меньше, или неизвестно точное время пребывания. Как если у него дело, которое ему необходимо решить и он не знает, когда оно закончится.
Это лучшее, что было сказано об этом и это то, на чем большинство ученых. Это то, чего следует придерживаться для сохранения религии, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (Ат-Тирмизи: 2442), и сказал, да благословит его Аллах и приветствует: «Остерегающийся сомнительного — освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести» (Аль-Бухари: 50).
Пребывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке 19 дней, во время ее открытия, можно понять так: он не намеревался этого делать, однако остался для исправления дел религии, построения единобожия Аллаха в Мекке и указать мусульманам на их обязанности. Из этого не следует, что он намеревался оставаться на определенное время. Возможно он остался на этот период не намереваясь. Прошли дни рассмотрения дел мусульман и исправления того, что нуждалось в исправлении, и установления религиозных обрядов в достопочтенной Мекке. В этом нет того, что указывало бы, что он намеревался оставаться на это время, чтобы приводить это доводом, что время пребывания дозволяющее сокращение намаза это 19 дней, как это пришло от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
Также его пребывание в Табуке, да благословит его Аллах и приветствует, 20 дней. Там нет того, что указывает на то, что он собирался оставаться там, мир ему и благословление. Более того, очевидно, что он остался для изучения того, что связано с войной. Он думал об этом деле и он не был точно уверен в сроке пребывания. Потому что основа, это отсутствие уверенности в остановке. Отправился в путь для джихада и войны против римлян, и выжидал в Табуке этот период, чтобы подумать о сражении. Продолжить ли путешествие и направится в сторону Рима или вернутся. Затем Аллах, пречист Он, избрал для него, чтобы он вернулся в Медину, и он вернулся.
Суть в том, что ничто не указывает на то, что он намеревался оставаться 19 дней в Мекке и на то, что он намеревался остаться в Табуке 20 дней, чтобы сказать, что это наименьший период для сокращения намаза или это наибольшее время для пребывания. Это предположение, как об этом сказало большинство ученых. А ограничение пребывания 4 днями и менее, берется из его пребывания, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве в Мекке до хаджа. Он пробыл 4 дня, нет сомнения в том, что он твердо намеревался пробыть там этот срок, так как совершал хадж. С 4 числа до того времени, пока он не отправился в Мину. Группа ученых ограничила пребывание 10 днями, да благословит его Аллах и приветствует, добавив к этому его пребывание в Мине и Арафате, и сказали — это период, который он намеревался остаться.
Таким образом, период в который дозволено сокращать намаз 10 дней и меньше, потому что он вознамерился. Это сильное и обоснованное мнение, однако большинство посчитали его отправление из Мекки в Мину началом путешествия, так как он отправился в Мину, чтобы исполнить обряды хаджа, а затем отправился в Медину.

В любом случая, период остановки, в который человек считается путником, является вопросом разногласия среди ученых и в нем есть несколько мнений. Однако наилучшее из того, что было сказано об этом и более объемлющее и безопасное — это мнение большинства ученых, которое было сказано ранее. А оно: если путник намеревается остановится в каком-то городе или населенном пункте, больше чем на 4 дня, то совершает полный намаз, а если намеревается остановится на меньший период или если у него нет определенного намерения и он не знает, когда завершатся его дела, то он в положении путника, даже если затянется его пребывание.
Аллах податель успеха».
(Маджму фатава ва макалят мутановвиа 12 том)

Если путешественник прибыл в чужую для него местность, то должен ли он соблюдать пост?

В.: Если я совершал поездку в месяц рамадан и не соблюдал поста во время путешествия, а затем по прибытии на место, где мне предстояло пробыть несколько дней, я соблюдал пост остаток дня и несколько последующих дней, то было ли для меня дозволенным розговенье в эти дни? При этом следует учесть, что я находился в чужой для меня местности.

О.: Если путешественник прибыл в чужую для себя местность, не соблюдая поста в поездке, то он не должен возобновлять пост, если срок его пребывания в этом месте не превышает четырёх дней. Если же путешественник решил остаться на новом месте на срок, превышающий четыре дня, то ему следует соблюдать пост в остаток дня его прибытия с последующим возмещением, а также во все остальные дни пребывания в данной местности. Это объясняется тем, что в результате упомянутого выше намерения путешественник приобрел статус постоянного жителя, и на него перестало распространяться законоположение, касающееся путника. И это разделяется большинством учёных-богословов, а успех принадлежит Аллаху.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

В фетвах «Постоянной Комиссии» (8/99) говорится: «Поездка, в течение которой предписаны уступки путешествия, — это путь, который в данной местности считается путешествием. Расстояние этого пути – около 80 километров. Если человек проходит расстояние, равное или превышающее это, он может воспользоваться шариатскими уступками путешествия – масхом хуффов в течение трех дней и ночей, объединением и сокращением молитв, и разговением в дневное время Рамадана.

Если путник намерен остаться на месте прибытия больше четырех дней, то ему нельзя пользоваться уступками путешествия. Если он намерен остаться там ровно четыре дня, то он имеет право на уступки путешествия. Если путник, который остановился в какой-либо местности, не знает, сколько времени он останется там, и он не определил конкретный срок пребывания, то он может пользоваться уступками путешествия, каким бы долгим не был его срок. И нет разницы между путешествием по суше и по морю». Конец цитаты.)

(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам»
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария:
Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге провел:
Руслан Абу Ибрахим Татарстани. Текст переписан с Урока Руслана)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.