Каковы ограничения болезни, позволяющей разговляться и не держать уразу

1882 Каковы ограничения болезни, позволяющей разговляться и не держать уразу

Во-первых, человек больной и какова ограничительная черта той болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, то есть любая ли болезнь позволяет человеку не держать уразу. Говорит, что касается больного человека, говорит Аль Куртуби: больной человек бывает в двух ситуациях: первая ситуация – болеет настолько, что не способен держать уразу никоим образом, такой человек обязан разговеться, то есть ваджибом (обязанностью) для него является разговеться.
Второе положение – когда человек способен держать уразу, но это наносит ему вред и наносит ему сложность. Такой человек, разговеться ему является желательным, но не обязательным. И никто не будет держать уразу в таком состоянии кроме , как джахиля (невежественного человека), то есть если ураза наносит вред человеческому здоровью, то желательным для него является разговеться и если он продолжает держать уразу, то это является проявлением невежества с его стороны.
Говорит ан-Навави сказали шафииты: «Условием болезни, которая позволяет человеку разговляться и не держать уразу, это что бы болезнь была такая, которая при держании уразы наносится ему сложность. То есть человек болеет, такой болезнью, что если человек будет держать уразу при этой болезни, то его организму наносится сложность. Допустим болезнь, как небольшая боль в голове или у человека небольшой насморк, если он держит уразу с такой болезнью, он не приносит никакого вреда своему организму, он не имеет права разговляться, он должен держать уразу, но если действительно болезнь наносит какую-то сложность человеку, более-менее серьезную сложность, тогда он может разговеться. А что касается болезни, такой слабенькой болезни (боль в голове, насморк), что если человек будет держать при ней уразу, никакого вреда, никакой особой сложности не нанося своему организму, такой человек не имеет права разговляться, он обязан держать уразу, без разногласий у шафиитов, в противоречие захиритам», захириты говорят, любая болезнь, которая даже может никакого отношения к уразе не иметь, уже разрешает человеку не держать уразу. Например, у человека болит ухо, если ты будешь держать уразу, то эта болезнь никак не влияет на уразу, так же как ураза никак не влияет на твое ухо. То есть от того что ты не будешь держать уразу ухо у тебя и не выздоровеет и не заболит еще больше. Захириты говорят, что в любом случает, если есть болезнь, то человек может разговляться и не держать уразу, почему? Потому что Всевышний Аллах, субхана ва Тааля, сказал: «Если вы будете путниками или будете больными, можете уразу не держать». Говорят, человек болеет, ухо болит, всё, человек называется больной и уразу может не держать. Но это мнение является неправильным.
Говорит: И то мнение, которое установили шафииты, это также мнение ханбалитов и маликитов. От ханбалитов это мнение передает Ибн Кудама ,а так же аль-Мардави. От маликитов передает Абу АбдиЛлях аль-Куртуби».
Значит правильное мнение то, что если человек заболел такой болезнью, которая в случаи уразы, наносит ему определенную сложность и наносит вред его организму, тогда эта болезнь является той, которая позволяет человеку разговляться. Если же болезнь посторонняя, не имеет никакого отношения к уразе, ураза, если человек будет её держать не ослабляет организм, то такая болезнь не позволяет человеку разговляться и не держать уразу, он всё равно обязан уразу держать.

(Дополнение не из урока:
«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Коран 2:185

Большинство ученых – включая четырех имамов имеют мнение , что больному человеку не разрешается прерывать пост, если болезнь не серьезна.

Что подразумевается под серьезной болезнью:

1- Болезнь будет осложнена из-за поста
2- Процесс выздоровления осложнится из-за поста
3- Пост причинит интенсивное затруднение, даже если это не осложнит болезнь или задержит процесс выздоровления
4- Ученые также включали тех, кто боится, что заболеет из-за участия в посте.

Ибн Кудама (да будет ему милость Аллаха), сказал:
Вид болезни, при которой разрешается прервать пост — интенсивная болезнь, которая осложнится постом или страх того, что процесс выздоровления затянется. Аль Мугни (4/403)

Сказал Ибн Къудама, да смилуется над ним Аллах: «Больной, болезнь которого неисцелима, должен принимать пищу и кормить за каждый такой день, одного бедняка, потому что его положение, как положение глубокого старца».
Мугъни» 4.396
Имам Ахмад сказал: Когда больной человек может прервать свой пост? Он сказал, когда он неспособен поститься. Его спросили, вроде лихорадки? Он сказал, а что может быть быть хуже лихорадки? [«Масаиль сульх ли-имам Ахмад» (3/14, хадис № 1226 и 1227), см. также подробное разъяснение этого вопроса в «аль-Мугни» (3/147), «аль-Фуру’» (3/27) и в «аль-Инсаф» (3/285).]
Aл -Навави сказал в Аль Маджму, 6/261:
Человек, который неспособен поститься из-за болезни, которая, он надеется, что уйдет, не обязан поститься …, это применимо, если он сталкивается с очевидной трудностью во время поста и может достигнуть состояния, когда он будет неспособен поститься.
Некоторые из ученых считали, что допустимо для каждого больного человека прервать пост и не обязательно, чтобы пост причинил им затруднение.
Это — странное представление, которое было отклонено учеными.

Аль Навави сказал:
В отношении человека, который немного болен и кто не переносит никакого очевидного затруднения, для него не допустимо прервать свой пост, и нет никакого различия мнений среди нас относительно этого.
Аль Маджму, 6/261

Шейх Ибн Усеймин сказал:
Больному человеку, которому не повредит пост, вроде такого, кто имеет небольшую простуду или головную боль, или небольшую зубную боль и т.п., не разрешают прерывать пост. Даже при том, что некоторые из ученых позволяют это, исходя из айатов (смысловой перевод):

» В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. »
[Корова 2:185],

мы говорим, что постановление, упомянутое в этом аяте связано с условием, когда прерывание поста овободит его от трудностей, но если участие в посте не повредит ему, тогда не допустимо для него прерывать пост и он обязан поститься.
Аш Шарх аль Мумти, 6/352.

Вопрос: Больному туберкулёзом трудно поститься в Рамадан, поэтому в прошлый Рамадан он не постился. Должен ли он кормить бедняков, принимая во внимание, что нет надежды на выздоровление?

Ответ: Если этот больной не может поститься в Рамадан, и нет надежды на его выздоровление, то он не обязан поститься. За каждый день, в который он не соблюдал пост, он должен накормить бедняка, отдав ему 1/2 са’а крупы или фиников, или риса и т. д. – словом того, что жители этой местности имеют обыкновение употреблять в пищу с учётом их возможностей. В этом, такой больной приравнивается к очень старым людям обоего пола, которым трудно поститься.

Постоянный комитет
Доктора посоветовали больному туберкулезом не поститься на протяжении пяти лет

Я болел туберкулезом. Вылечился два года тому назад. Доктора сказали мне не поститься, напугали меня, что если я стану поститься, есть вероятность, что болезнь вернется. Они посоветовали мне оставлять пост на протяжении пяти лет. Каково мнение Шариата об оставление поста в течение этого периода и по этой причине?

Хвала Аллаху.
«Сказал Всевышний Аллах:
فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمْ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ
„А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время“ (сура „аль-Бакара“, аят 185), то есть если человек болен физически, и поститься ему тяжело, или пост причиняет ему вред, или он находится в пути, то он может разговляться. Пропущенные дни поста он должен возместить.
Поэтому Всевышний Аллах сказал:
يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمْ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمْ الْعُسْرَ
„Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения“ (сура „аль-Бакара“, аят 185).

Ученые писали, что если доктор мусульманин, которому можно доверять, сообщил, что пост будет вредить этому больному, или усилит болезнь его, или замедлит исцеление и т.п., то оставлять пост по подобной причине, в соответствии с Шариатом, дозволено.

Если доктор не является мусульманином, или он мусульманин, но ему нельзя доверять, то его слова не принимаются, кроме крайних случаев. Например, когда нет другого человека для консультации. Если есть необходимость и всё указывает на правдивость слов доктора-немусульманина (больной чувствует, что диагноз доктора верен, или известно, что пост при этой болезни замедляет исцеление), то в этом случае можно оставить пост, пока Аллах не исцелит человека и не даст ему силы поститься без вреда.

Что касается пропущенных дней поста на протяжении предыдущих месяцев, то после исцеления Вы должны возместить их. И Вы не обязаны совершать искупление за откладывание возмещения, так как Вы оставляли пост из-за продолжительной болезни»
Фатава аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах. Т. 4. С. 182-183

Если больному затруднительного соблюдать пост
В.: Я больная женщина и в течение нескольких дней прошедшего месяца рамадан не соблюдала пост. По причине своей болезни я не в состоянии возместить пропущенные дни поста. Какие искупительные действия я должна совершить? К тому же я буду не в состоянии соблюсти пост в месяц рамадан этого года. Что будет для меня искуплением в таком случае? И да вознаградит Аллах вас добром…

О.: Если больному человеку трудно соблюдать пост, то шариат позволяет ему разговляться в дни поста. Когда же Аллах исцелит его, то он должен возместить пропущенные дни, поскольку Всемогущий Аллах сказал: «…но если кто из вас поражен недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней…» Задавшая вопрос женщина не совершит греха, если будет разговляться в этот месяц, пока её болезнь продолжается, так как Аллах дозволил больному и путешественнику не соблюдать пост. Всемогущему Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. Никаких искупительных действий тебе совершать не нужно, но после того, как Аллах избавит тебя от болезни, ты должна возместить пропущенный пост. И да избавит тебя Аллах от любого зла, и да простит Он нам и вам все нехорошие поступки.
Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз
Лучше ли больному человеку не поститься в Рамадан или ему следует выносить трудности поста?

Хвала Аллаху.

Если участие в посте будет слишком трудным для того, кто болен, то лучше для него не поститься, и восполнить дни, которые он не постился позже. Для него мустахаб не поститься, если это слишком трудно для него.
Свидетельства для этого следующие:
1 – Ахмад (5832) рассказывал, что Ибн ‘Умар, сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: “Аллах любит, чтобы его уступки были приняты также, как Он ненавидит действия неповиновения. “ Шейх Албани подтвердил достоверность данного хадиса в Ирва аль Галил, 564.
2 – Аль Бухари (6786) и Муслим (2327) передали, что Аиша (да будет Аллах доволен ею ), сказала: “Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если это был грех, он держался от этого дальше, чем все остальные люди.”
Передано Бухари, 3560; Муслимом, 2327.

Аль Навави (да будет ему милость Аллаха ), сказал:
Это указывает на то, что это – мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.

Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах ), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: “Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются.. “
Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Галил, 564.

Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.

Во-вторых:
Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.
Аль Куртуби (2/276) сказал: Это – мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это.
Конец цитаты.
1 – он не способен поститься вообще, так что он должен прервать свой пост, и для него необязательно поститься.

2 – если он способен к посту, но это причинит ему вред и составит трудность для него. В этом случае для него мустахаб прервать свой пост; в этом случае только неосведомленный человек постился бы.

Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Мугни (4/404): Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух.

Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ):
Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред.
Аллах говорит (смысловой перевод):
“И не убивайте самих себя”
[Женщины 4:29]
Конец цитаты. Аль Шарх аль Мумти (6/356)
Пост при диабете. Когда больному можно не поститься?
Ответ: Хвала Аллаху
Больным людям лучше не поститься в Рамадан, если пост навредит им или усугубит болезнь, и если в течение дня им необходимо пить лекарства в виде таблеток, сиропов и т.п. Аллах говорит:
ومن كان مريضاً أو على سفر فعدّة من أيام أخر

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Корова 2:185)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит, когда люди берут Его облегчения (рухса) так же, как Он не любит, когда люди совершают грехи». Ахмад, 2/108. Согласно другой версии хадиса: «…так же, как Он любит, когда следуют Его приказам».
Что касается забора крови для анализа из вены и т.п., то это не нарушает пост, согласно правильному мнению. Но если это делается часто, то лучше отложить это до вечера. Если необходимо делать это в течение дня, то лучше восполнить этот день поста, поскольку эта процедура похожа на хиджаму.

См. Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах), «Фатава Исламийя», т.2, стр. 139.

Болезни бывают нескольких видов:
1. Болезни, которые не влияют на пост, например, легкая простуда, слабая головная или зубная боль и т.п. В этом случае нельзя прерывать пост, хотя некоторые ученые дозволили это, опираясь на аят:
ومن كان مريضاً
«А если кто болен…» (Корова 2:185)

Но мы говорим, что это правило имеет причину, а именно то, что несоблюдение поста легче (для больного). Если это действительно так, то мы скажем, что лучше не поститься. Но если пост не влияет на человека, то ему не дозволено прерывать пост и он обязан соблюдать его.
2. Если пост дается тяжело, но не вредит больному, то ему желательно не поститься и будет Сунной, если он прервет пост.
3. Если пост дается тяжело и вредит больному, например, при заболеваниях почек, диабете и других подобных болезнях. В этом случае больному запрещено поститься. Поэтому мы видим, что некоторые ученые и больные люди совершают ошибку, когда постятся, невзирая на болезни, трудности и вред, который это может причинить, и отказываются прерывать пост. И мы говорим, что они совершают ошибку, потому что отказываются принять щедрость Аллаха, даровавшего им облегчения от Себя. Они вредят сами себе, хотя Аллах говорит: «Не убивайте самих себя» (Женщины 4:29).
См. Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах), «Аш-Шарх аль-Мумти», т.6, стр. 352-354.)

(Взято из комментариев на сборник хадисов Ибн Хаджара Аскалани «Булуг Аль Марам»
«Фатх уль-‘Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма’а зикри ба’диль масаиль аль-мульхака» («Помощь от Знающего в изучении хадисов «Булуг уль-Марам» с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов»).
Автор комментария:
Абу ‘Абдилля Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба’дани.
Уроки по книге провел:
Руслан Абу Ибрахим Татарстани. Текст переписан с Урока Руслана)

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Пост для больных, престарелых, путников, детей, рабочих и т.д.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.