Количество фидья, упомянутого в аяте о посте

Количество фидья, упомянутого в аяте о посте

Вопрос: Каково количество фидья, которое упоминается в аяте о посте?

Ответ:
Хвала Аллаху!
Если наступил Рамадан, а человек неспособен поститься, потому что он пожилой или болен без надежды на исцеление, то он не обязан поститься, потому что он неспособен на это. Таким образом, он не должен поститься, и он должен накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
Аллах сказал:

“О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь.
Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!” (Корова, 2: 183-184)

Аль-Бухари (4505) передал от Ибн Аббаса, что тот сказал: Это не было аннулировано. Это относится к старым мужчинам и женщинам, которые не в состоянии поститься, таким образом, они должны накормить бедного человека за каждый пропущенный день.

Ибн Кудама сказал в аль-Мугни (4/396):
Если участие в посте слишком трудно для старого мужчины или старой женщины, и будет для них очень затруднительным, то им позволительно не поститься, и они должны накормить одного бедняка за каждый день. Если они также неспособны накормить бедняка, тогда им не следует ничего делать, потому что «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова, 2:286).
Если больной человек не имеет никакой надежды на выздоровление, ему разрешается не поститься, и он должен накормить одного бедняка за каждый день, потому что он попадает под то же самое постановление, как и старый человек. Конец цитаты.

В аль-Маусу’а аль-Фикхия (5/117) сказано:
Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты согласны, что фидья для непостящегося должна быть уплачена, когда нет никакой надежды на восстановление пропущенного поста из-за старости, которая делает человека неспособным поститься, или из-за болезни, от которой нет никакой надежды вылечиться, потому что Аллах говорит:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». (Корова, 2:184)
Имеются в виду те, для кого это является слишком трудным поститься. Конец цитаты.

Шейх Ибн Усеймин сказал в Фатва аль-Сийам (стр.111):
Следует отметить, что больных можно разделить на две категории:

1) Те, для кого есть надежда на выздоровление, вроде тех, у кого болезнь временная, от которой есть надежда на выздоровление. В этом случае постановлением является то, как сказал Аллах:
«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Корова, 2:184)
Все, что они должны сделать, – ждать, пока им не станет лучше, и тогда поститься. Если случается так, что болезнь продолжается и человек умирает до того, как возместил пост, то нет никакого греха на нем, потому что Аллах приказал ему только возмещать это с других дней, но он умер прежде, чем эти другие дни настали. Это подобно если человек умирает в Шабане, прежде чем начинается Рамадан – таким образом, не следует возмещать пост от его имени.

2) Случаи, когда болезнь является продолжительной, типа рака – упаси Аллах – почечная болезнь, диабет и подобные хронические болезни, когда нет никакой надежды на выздоровление. Этим людям разрешается не поститься в Рамадане, но они должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, подобно старикам и женщинам, которые являются неспособны поститься, таким образом, им можно не поститься и они должны накормить одного бедного человека за каждый день. Доказательством этому является аят Корана в котором Аллах говорит:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». [Корова, 2:184].

Во-вторых:
Относительно способа возмещения, каждый имеет выбор между тем, чтоб выдать каждому бедняку половину саа’ продуктов, типа риса и т.п. (приблизительно полтора килограмма) или можно приготовить пищу и пригласить бедных поесть.

Аль-Бухари сказал: «Что касается старика, который является неспособным поститься, после того, как Анас постарел, в течение одного или двух лет, он кормил бедняков хлебом и мясом, и он не постился». Конец цитаты.

Шейха Ибн Бааза спросили о пожилой женщине, которая была неспособна поститься – что она должна сделать? Он ответил: «Она должна накормить одного бедняка за каждый день, давая половину саа’ местных основных продуктов, типа фиников, риса, и т.д, эквивалентно приблизительно полутора килограммам. Это было передано от множества сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), таких как Ибн ‘Аббааса (да будет доволен им Аллах). Если она бедна и неспособна накормить бедного человека, то она не обязана ничего делать. Это искупление можно дать одному или более людям в начале месяца или в середине или в конце. И Аллах – источник силы». Конец цитаты. Маджму Фатва Ибн Бааз (15/203).

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал в Фатва аль-Сийам (стр. 111):
«Больной человек, который имеет продолжительную болезнь, и пожилые люди, и мужчины и женщины, которые неспособны поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Не важно раздавая продукты или приглашая покушать то же самое число бедных людей как пропущенных дней в месяце. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), имел обыкновение так делать, когда он постарел. Он собирал тридцать бедняков, и это было вместо того, чтобы поститься весь месяц».

Постоянную комиссию (11/164) спросили относительно раздачи пищи теми, кто неспособен поститься в Рамадане, типа стариков, старух и неизлечимо больных.
Они ответили: «Если человек неспособен поститься в Рамадане из-за старости, например пожилые мужчины и женщины, или это очень трудно для них поститься, то им разрешено не держать пост, но они должны накормить одного бедного человека за каждый день, давая половину саа’ пшеницы, фиников или риса и т.д, таких же, какие он дает его собственной семье. Это также относится к больному человеку, который является неспособным держать пост или для которого является очень трудным поститься, и нет никакой надежды на его выздоровление, потому что Аллах говорит:
“Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей”. [Корова, 2:286]

«… и не сделал для вас никакого затруднения в религии». [Хадж 22:78]

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка». [Корова, 2:184]
Вопрос: Что делать тому, кто не может поститься по причине глубокой старости?

Ответ Шейха Абдуллаха Ибн Хумейда:
Если этот старик – его разум и чувства остались у него, и наряду с этим он не может поститься, то нужно накормить за него бедняка за каждый день поста.

Если же он не чувствует, и он начал выходить из ума, то на таком пост и молитва не обязательны, поскольку он стал подобен младенцу у которого нет разума, и пришло в хадисе: «Поднято перо от троих..» (Ахмад, 24694, Абу Дауд, 4398, Ан Насаи, 6-156) – поэтому это обязательны на нем пост и молитва, и такой даже если бы постился и молился то не были бы достоверны его пост и молитва, до тех пор пока он не является мукалляфом, и он больной и его разум ушёл.

А если же его разум с ним, и он осознает что говорит, и понимает и хочет поститься, но не может, то за него нужно накормить бедняка за каждый день

Шейх Абдуллах Ибн Хумейд
Источник: «Аль-Фатауа уа ад-дурус фи аль-масджид аль-харам», 483

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.